- Привлечение иностранных инвестиций
- Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику.
- Современные подходы к привлечению и регулированию.
- Роль иностранных инвестиций в экономике страны
- Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
- Оценка иностранных инвестиций в экономику России
- Совершенствование политики привлечения иностранных.
- Тенденции развития правового регулирования деятельности.
- Иностранные инвестиции в российской экономике
- Иностранные инвестиции в экономике России: динамика.
- Правовые и экономические условия привлечения иностранных инвестиций
- Многосторонние конвенции
Привлечение иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения
Рубрика: Мировая экономика
Дата публикации: 21.10.2015
Статья просмотрена: 1789 раз
Библиографическое описание:
Филатова Н. И., Канищева Т. Д. Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения // Вопросы экономики и управления. 2015. №2. С. 47-50. URL https://moluch.ru/th/5/archive/16/310/ (дата обращения: 16.01.2019).
С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.
Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории РФ в целях получения дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права и др.) [1].
Основными формами предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России являются: представительство иностранной фирмы; заключение договора о совместной деятельности с иностранным партнером; создание совместного предприятия: приобретение иностранными инвесторами долей участия в предприятиях, акций и иных ценных бумаг.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешенными трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которых образуется прибыль и достигается иной полезный эффект. Инвестиции можно классифицировать по направленности инвестиционной деятельности и в соответствии с этим признаком различать:
инвестиции, направленные на внешнее развитие предприятия;
инвестиции, направленные на внутреннее развитие предприятия.
Внешнее развитие — это создание новых производств и даже новых предприятий. Инвестиции в создание новых предприятий в мировой практике получили название «инвестиции на зеленой лужайке» и являются основной альтернативой инвестиций в форме слияний и поглощений. Слияния и поглощения позволяют компаниям-инициаторам достигать поставленных целей (например, выхода на новые ранки) в кратчайшие сроки, что особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.
Слияния и поглощения относятся к сделкам по переходу корпоративного контроля и являются инвестициями в реальные активы, которые могут осуществляться как российскими, так и иностранными частными инвесторами, что являются доминирующей формой прямых иностранных инвестиций в России и за рубежом.
Ведущие экономисты нашей страны из-за шаткого экономического положения России связывают будущее с широкомасштабным привлечением в нашу экономику иностранных инвестиций, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне жизни населения и будет способствовать созданию развитого общества.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику России является одной из приоритетных задач, которые предстоит решить в ближайшие годы. Обращение к иностранному капиталу необходимо стране по нескольким причинам:
сокращение инвестиционных ресурсов страны, а также экономический и финансовый кризисы создали необходимость обращаться за иностранными инвестициями в целях поддержки сфер производства и бюджета;
иностранные инвестиции, вкладываемые в высокие технологии, существенно повышают степень конкурентоспособности отечественного производства;
предприятия, основанные на иностранных инвестициях, повышают уровень занятости населения за счет создания новых рабочих мест, что положительно сказывается на экономике страны;
предприятия с иностранными инвестициями помогают бороться с устоявшимся монополизмом российских предприятий [3, 28].
Для экономической политики России одной из важнейших задач является привлечение иностранного капитала. И именно прямые инвестиции (это инвестиции, осуществленные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующие не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта) в большей мере обеспечивают поступление в России новых технологий, оборудование, обновляются производственные технологии, возрождается и растет промышленное производство [6]. К преимуществам прямых иностранных инвестиций относят следующие: являются дополнительным источником вложения капитала в производство продукции, создания новых технологий и методов управления; способствует получению средств для обслуживания внешнего долга страны; служат для создания дополнительных условий для вхождения экономики страны в мировое хозяйство за счет производственного и научно-технического объединения.
Косвенными последствиями использования прямых иностранных инвестиций являются: появление производств, использующих современные технологии, подготовку и перепрофилирование российских менеджеров на использование новых методов управления; развитие регионов России, обладающих богатыми запасами ресурсов; расширение экспортного потенциала страны [7].
Необходимо привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствии с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.
Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящее на рынках. На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по-прежнему остается высокорисковой страной.
Помимо этого, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствуют о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика [6].
К основным проблемам привлечения иностранного капитала в Россию являются:
1) Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций остается важнейшей причиной настороженности иностранных инвесторов. Существует значительная разница между объемами иностранных инвестиций в различных отраслях, а это определяется платежеспособным спросом внутреннего и внешнего рынков продукции этих отраслей. Следует отметить, что значительный интерес иностранных инвесторов к некоторым важнейшим секторам российской экономики (например, к электроэнергетике) сдерживается существующим в них государственным регулированием цен на их продукцию.
2) Проблема высокой стоимости заемных средств на внутреннем рынке и наличие значительных рисков (политических и экономических) и неопределенностей, удорожающих стоимость инвестиционных средств, привлекаемых из-за рубежа.
Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской экономики и создание законодательной базы инвестиционной деятельности способствуют формированию в целом позитивных ожиданий иностранных инвесторов и постепенному росту их активности на российском рынке. Дальнейшее наращивание этой активности будет зависеть от устойчивости этой тенденции и результатов проверки практикой и совершенствования созданных правовых механизмов [4].
Для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.
Положение усугубляется отсутствием рыночного механизма межотраслевого перелива капиталов. Инвестиции носят «очаговый» характер, как внутри отраслей, так и в региональном разрезе. Это означает, что в данном процессе все еще не выявились отрасли-локомотивы; ими со временем могут и должны стать совсем не те, что ныне наиболее привлекательны для капиталовложений [2].
Подводя итоги, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:
улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической ситуации и создание эффективного экономического законодательства;
организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;
выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на международные рынки ценных бумаг.
Однако все эти меры требуют для реализации достаточно большого количества времени, и в ближайшее время весьма неудовлетворительная для российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли качественно улучшится.
- Ивасенко, А. Г. Инвестиции: источники и методы финансирования/А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л»,2013. — 261с.: ил.табл. — (Организация и планирование бизнеса).
- Орлова, Е. Р. Инвестиции: учебное пособие/Е. Р. Орлова.-5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008.- 237с.: табл. — (Библиотека высшей школы).
- Гусев, К. Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды [Текст] / К. Н. Гусев // Банковское дело. — 2010. — № 5. –С.75.
- Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5ka.ru/ 101/1085/1.html, свободный.
- Иностранные инвестиции в России [Текст] // Финансовое управление предприятием. — 2008.-№ 1.- С.28.
- Иностранные инвестиции. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.rbc.ru, свободный.
- Официальный сервер Госкомстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gsk.ru, свободный.
- Прямые иностранные инвестиции в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru, свободный.
Похожие статьи
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику.
Российская Федерация, благоприятный инвестиционный климат, российская экономика, Россия, инвестиция, инвестор, инвестиционный
Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Современные подходы к привлечению и регулированию.
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение. Тенденции развития правового регулирования деятельности.
Роль иностранных инвестиций в экономике страны
Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью. Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.
Оценка иностранных инвестиций в экономику России
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение.
Совершенствование политики привлечения иностранных.
Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность.
Тенденции развития правового регулирования деятельности.
инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение. Особенности государственного регулирования инвестиционной.
Иностранные инвестиции в российской экономике
В статье рассматривается инвестиционный потенциал России, структура поступающих инвестиций, иностранные субъекты инвестиционной деятельности, наиболее привлекательные для иностранных партнеров виды экономической деятельности.
Иностранные инвестиции в экономике России: динамика.
Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.
Правовые и экономические условия привлечения иностранных инвестиций
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей все большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собственные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения дополнительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Значение иностранных инвестиций для российской экономики переценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, износ, соответственно и выбытие основных производственных фондов должен оставить до 25% производственных мощностей. Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд. дол США. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению структурной перестройки отечественной экономики.
Привлечение иностранных инвестиций в страну дает еще целый ряд преимуществ, а именно:
— страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
— вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;
— иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;
— приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям технике и передовым методам организации производства;
— в том случае, если правительство страны испытывает временные денежные затруднения, иностранные инвестиции помогают эти затруднения разрешить, хотя при этом увеличивается внешний долг страны-реципиента;
— рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Иностранный инвестор — это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом, а также международные организации и иностранные государства.
В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться путем:
— долевого участия в предприятиях, организациях совместно с юридическими лицами и гражданами страны;
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— приобретения имущества, в том числе ценных бумаг;
— приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны;
— заключения договоров с юридическими лицами и гражданами, усматривающих иные формы осуществления иностранных инвестиций.
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида инвестиций является их производственное назначение, долгосрочность и способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к прямым инвестициям относит:
— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации;
— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
— осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Осуществление прямых иностранных инвестиций возможно раз личными способами, главными из которых являются:
— учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;
— покупка существующих фирм за рубежом;
— привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
— создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
— создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР в 1987-1991 гг. среди перечисленных форм преобладало создание совместных предприятий (СП) с зарубежными партнерами в форме закрытых корпораций (в современной терминологии — обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы СП — произвольная оценка вкладов сторон, отсутствие контроля производства иностранным партнером — стали очевидны, преобладающей формой вложений капитала в России (главным образом для крупных инвесторов) стало приобретение крупных пакетов открытых акционерных обществ (особенно актуальным это было в ходе приватизации), а также создание дочерних предприятий с полным иностранным капиталом.
Обе эти формы прямого инвестирования актуальны и в настоящее время. Но в последние годы наряду с ними начала расти и доля вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 2006 г. только 26% прямых иностранных инвестиций было направлено в промышленность, 9% — в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а 54% (или 2,1 млрд. дол.) — в финансово-кредитную сферу).
В отличие от указанных форм инвестирования в России до сих пор не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах, в первую очередь для привлечения иностранного капитала в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов тендеры на освоение российских недр на концессионных началах (например, Сахалинского нефтяного шельфа) проводятся регулярно, до практического осуществления доходят лишь немногие проекты.
Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом.
Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в способности активизировать инвестиционные процессы в си присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития сред него и малого бизнеса;
— в способности при правильной организации, стимулировании размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.
При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
— покупку ценных бумаг на рынках других стран;
— покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;
— вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей.
С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
— пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
— аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
— пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
— эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигаций с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
Правовые нормы, регулирующие весь комплекс проблем, возникающих в процессе привлечения и использования иностранных инвестиций, не укладываются в какую-либо одну отрасль права.
Всё законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, можно классифицировать как:
в) нормы международных договоров.
К специальному законодательству относятся прежде всего Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и довольно многочисленные сопутствующие акты, изменяющие и дополняющие этот Закон и другие постановления Правительства РФ по регулированию иностранных инвестиций.
Гражданское законодательство опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов — имеются в виду различного рода сделки, договоры, вещные права, вопросы представительства, исковой давности — все это регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, общегражданское законодательство применяется в том случае, когда регулирование вопросов деятельности иностранного инвестора с помощью специального законодательства невозможно вследствие его узкой направленности.
Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобретает в регулировании международных экономических отношений. Действие данной нормы направлено главным образом на отношения, связанные с принятием и использованием иностранных инвестиций.
Сюда относят, прежде всего:
1. Международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций рассматриваются как дополнительные гарантии к нормам, которые содержатся в национальных законах. Страны — экспортеры капитала и их инвесторы считают, что задача защиты иностранных инвестиций наиболее эффективно решается путем заключения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций.
2. Международные двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения. Подобные соглашения обычно определяют доходы (прибыль) и имущество, которые облагаются налогом без каких-либо ограничений в стране — источнике дохода; устанавливаются какие доходы (прибыль) и имущество могут облагаться налогом в стране — источнике дохода с определенными ограничениями; как доходы в стране — источнике дохода могут полностью освобождать от налогообложения.
Многосторонние конвенции
Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость для регулирования отношений, связанных с инвестициями, имеют две — Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция о разрешении споров 1965 г.
Появлению многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхования экспорта капитала в промышленно развитых странах.
Одно из условий, оказывающих существенное влияние на принятие иностранным инвестором решения об инвестировании, — предоставление принимающей страной гарантий защиты и безопасности капиталовложений инвестора. Государство обязуется обеспечить сохранность иностранной собственности, гарантирует защиту прав и интересов иностранных инвесторов и не препятствует осуществлению инвестиционной деятельности на своей территории. Таким образом, в условиях жесткой конкуренции государства создают как можно более либеральные режимы регулирования деятельности иностранных инвесторов.
Режимы, устанавливающие гарантии иностранным инвесторам в Российской Федерации, могут осуществляться:
— на основе конституций или специальных нормативных актов;
— в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;
— через участие в конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.
В России, как и во многих странах, действует принцип защиты иностранных инвестиций, и в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.
Данный режим предусматривает следующее: правовой режим деятельности иностранного инвестора и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленныйроссийскому инвестору. Другими словами, иностранные инвесторы в начале осуществления своей хозяйственной деятельности могут выбрать любую организационно-правовую форму, могут получить доступ к местным финансовым, трудовым и научным ресурсам и, наконец, пользоваться льготами на тех же условиях, что и национальные предприниматели.
В двусторонних соглашениях о защите инвестиций, подписанных Россией, кроме национального режима иностранному инвестору предоставляется режим наибольшего благоприятствования, в силу которого принимающее государство создает для инвестора страны-партнера условия деятельности, равные тем, в которых действуют инвесторы любого третьего государства Этот режим основывается на принципе недискриминации капиталовложений и деятельности иностранного инвестора.
Однако следует отметить, что большинство заключаемых сейчас соглашений предусматривает предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано главным образом с относительно неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Такой режим предполагает, что в каждом случае инвестор имеет право выбирать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благоприятствования) ему больше подходит.
Несмотря на то, что каждое государство создает максимально благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, в ряде стран установлены определенные ограничения на деятельность иностранных инвесторов. В России также существуют некоторые ограничения и запреты для иностранных инвесторов. Эти ограничения называются изъятиями ограничительного характера из национального режима в пользу собственных инвесторов. Согласно Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Существуют отдельные отрасли и сферы услуг, доступ в которые полностью закрыт для иностранных предпринимателей, как правило, это военная и добывающая промышленность, авиационная и космическая промышленность, страхование, собственность на землю, банковская деятельность. Ряд сфер закрыт в силу того, что в них разрешено создание исключительно государственных организаций — это почта, телефон, телеграф, энергетика, теле- и радиовещание. Для получения доступа в другие отрасли и сферы деятельности требуется предварительное разрешение органов государственной власти. Положение об изъятиях допускается международным правом и международной практикой.
Очевиден тот факт, что объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются прежде всего привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, т.е. состоянием инвестиционного климата в стране.
Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности Иностранный инвестор, обладая большим выбором стран — импорте ров капитала, выбирает наиболее благоприятные условия, оценивает их стабильность и постоянство.
Региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.
С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы России можно разделить на три большие группы.
В — по существу это инвестиционное ядро России входят: Москва (на долю Москвы в I квартале 2003 г. пришлось 64,1% всего объема иностранных инвестиций), Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно также обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.
регионов включает наибольшее число субъектом Российской Федерации и характеризуется средним уровнем привлекательности. Это Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский край и др.
И наконец, включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически не направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.
Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК.
На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании.
Здесь можно выделить ряд причин:
— регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;
— постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;
— коррупция и криминализация отдельных сфер предпринимательской деятельности;
— неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;
— высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;
— высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;
— отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.
Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россия обладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов.
Это прежде всего:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
— огромный внутренний рынок;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.
Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации), связанные с привлечением иностранного капитала:
— стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путем использования в основном не инфляционных форм его финансирования);
— подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;
— ускорение структурной перестройки, развитие новых технически передовых отраслей и производств;
— становление эффективно действующих хозяйственных единиц;
— формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников;
— разработка действенного механизма разграничения собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными структурами власти;
— создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и раздел продукции;
— упрощение структуры налогов и снижение налогового бремени для иностранных инвесторов;
— создание адекватных механизмов страхования иностранных инвестиций.
Выводы:
1. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбeрежения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним — иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними — государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.
2. Самыми надежными являются собственные источники финансирования капиталовложений. Все внутренние источники финансирования инвестиций и часть внешних источников, а имение финансирование посредством участия и финансирование на без возмездной основе, относятся к собственным средствам предприятия. Суммы, привлеченные из этих источников, как правило, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие средства по этим каналам, участвуют в доходах от эксплуатации инвестиционных объектов на правах долевой собственности.
3. Под заемными понимаются денежные ресурсы, полученные, в определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процентов Заемные средства включают: средства, полученные от выпуски облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, финансово-кредитных институтов, государства. Их необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, проценты) Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют.
4. Метод финансирования инвестиций — это механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. К методам финансирования реальных инвестиций относятся: самофинансирование, финансирование через механизмы рынка капитала, привлечение капитала через кредитный рынок, бюджетное финансирование, комбинированные схемы финансирования инвестиций.
5. Специфическими методами финансирования капитальных вложений являются лизинг и форфейтинг. Под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. По своей юридической форме лизинговая сделка является разновидностью долгосрочной аренды инвестиционных ценностей. Форфейтинг — покупка обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров (оборудования) и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Форфейтирование можно рассматривать как кредитование экспортера путем покупки коммерческих векселей без оборота на продавца. Эти две формы финансирования инвестиций обладают рядом преимуществ, что делает их привлекательными для всех сторон, участвующих в сделке.
6. Иностранные инвестиции — это одно из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Основным преимуществом привлечения иностранного капитала для финансирования отечественного инвестиционного процесса являются его неограниченные объемы. Вместе с тем иностранным инвестициям присущи довольно серьезные недостатки. При классификации их форм особое значение имеет выделение прямых и портфельных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в отличие от портфельных, которые ориентированы на спекулятивные финансовые выгоды и имеют менее продолжительный характер, предусматривают длительное присутствие и контроль транснациональной компании над операциями, совершаемыми в другой стране.
7. Источники финансирования инвестиционной деятельности могут формироваться посредством комбинирования различных составляющих. С учетом этого стоимость привлечения совокупных инвестиционных ресурсов определяется как средневзвешенная величина, зависящая от двух факторов: стоимости каждого из источников капитала и его доли в общем объеме инвестиционных ресурсов. Показатель средневзвешенной стоимости капитала отражает сложившийся на данном предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, а также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
8. Наибольшую сложность составляет определение стоимости собственных средств предприятия, особенно цены источника «обыкновенные акции». Для определения цены этого источника можно использовать модели роста дивидендов, доходности по чистой прибыли, цены капитальных активов. Возможности применения этих моделей в значительной степени определяются наличием информации.
Источники: http://studwood.ru/1572042/ekonomika/privlechenie_inostrannyh_investitsiy, http://moluch.ru/th/5/archive/16/310/, http://studopedia.ru/4_123348_pravovie-i-ekonomicheskie-usloviya-privlecheniya-inostrannih-investitsiy.html
Источник: