Фз об иностранных инвестициях был принят

4.3. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

В 1999 г. был принят новый базовый закон, призванный укрепить фундамент правового регулирования процесса привлечения ПИИ. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9.07.1999 пришел на смену принятому в 1991 г.

В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе недостатки, существенно снижающие эффективность его применения. Совершенствование закона должно осуществляться по следующим направлениям.

Базовые понятия, используемые в законе

К важнейшим условиям правового регулирования иностранных инвестиций следует отнести четкое формулирование используемых понятий. Неопределенность в терминологии создает предпосылки для разночтений и возникновения спорных ситуаций. Так, приведенное в ст. 2 определение «прямой иностранной инвестиции» далее в тексте не используется. В связи с этим возникает вопрос о том, распространяются указанные в законе гарантии и льготы только на ПИИ или также на портфельные инвестиции.

Закон претендует на регулирование инвестиций как прямых, так и портфельных (например, ст. 1, п. 2; ст. 13, 14), хотя очевидно, что специфика этих двух видов инвестиций требует разных инструментов их правового регулирования. Более того, на практике регулирование фондового рынка осуществляется другими законодательными актами, и прежде всего Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

В ст. 9 сформулирована стабилизационная оговорка, в пп. 1, 3, 5 речь идет о ее распространении на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, а п. 2 — только на иностранного инвестора. Соответственно, возникает вопрос: на какую область она реально распространяется?

В ст. 1 отмечается, что закон «регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов». Эго положение не обеспечивает всей полноты охвата действия закона, в связи с чем целесообразно изменить его редакцию: закон должен регулировать права иностранных инвесторов в отношении осуществляемых или осуществленных ими инвестиций на территории России, а также любые действия государства, оказывающие влияние на указанные инвестиции.

В соответствии со ст. 2 закона под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций: •

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества; •

вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; •

осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1

Основными для закона являются понятия «иностранный инвестор» и «иностранная инвестиция». В зависимости от целей, стоящих перед страной-реципиентом, круг лиц, именуемых иностранными инвесторами, может быть расширен либо сужен. Согласно закону в роли иностранного инвестора могут выступать: иностранное юридическое лицо; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом; иностранный гражданин; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ; международная организация, которая в соответствии с международным договором РФ вправе осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства (в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами РФ).

В законодательстве различных стран используются различные критерии определения «иностранной» принадлежности инвесторов: —

зарубежное гражданство или наличие постоянного местожительства за пределами государства — реципиента инвестиций — для физических лиц; —

нахождение за рубежом места регистрации (учреждения) либо места ведения основной деятельности — для юридических лиц.

В некоторых случаях в качестве иностранных инвесторов могут признаваться также договорные объединения, не являющиеся юридическими лицами. В отношении их может применяться критерий места учреждения или же места ведения основной деятельности. На практике помимо различных товариществ, ассоциаций и прочих субъектов, не обладающих статусом юридического лица, могут существовать не только институциональные, но и исключительно договорные образования (можно предположить, что в последнем случае под местом учреждения следует понимать место подписания договора, на основе которого они функционируют).

По законодательству России (как и некоторых других стран СНГ) для признания лица иностранным инвестором оно не только должно иметь иностранное происхождение (гражданство и т.д.), но одновременно должна отсутствовать и явно выраженная принадлежность его к государству-реципиенту.

В качестве иностранных инвесторов законы иностранных государств нередко признают физических лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, а также в ряде случаев и лиц, имеющих двойное гражданство. В отличие от ранее действовавшего закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закон 1999 г. не предусматривает возможность предоставления статуса иностранного инвестора российским гражданам, имеющим постоянное место жительства за границей и зарегистрированным для ведения хозяйственной деятельности в стране проживания (ст.

Читайте также  Иностранные инвестиции в новой зеландии

Российское законодательство пошло по пути наделения определенными гарантиями и льготами также, наряду с инвесторами, коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это возможный, хотя и не самый распространенный путь регулирования. Его недостаток состоит в создании неравного по сравнению с упомянутой организацией положения для тех предприятий и организаций, которые используют отечественные инвестиции. В законе указывается, что иностранными инвесторами признаются субъекты, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе. Таким образом, отделяются, например, вложения, совершаемые в основные фонды посольств и иных представительств зарубежных государств и международных организаций.

Согласно п. 6 ст. 4 закона российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. С учетом имеющегося в российском законодательстве многообразия организационно-правовых форм коммерческих организаций следует уточнить понятия «вхождения» иностранного инвестора в состав участников и его «выхода» из состава участников такой организации.

Понятие «иностранная инвестиция» является центральным элементом для всего комплекса регулирования иностранных инвестиций. Согласно закону в качестве иностранной инвестиции, наряду с прочими формами вложений, должна рассматриваться купля-продажа практически любого не исключенного из оборота имущества, представляющего собой объект предпринимательской деятельности, осуществленная лицом, подпадающим под категорию иностранного инвестора. Подобная трактовка полностью соответствует предусмотренному абз. 2 ст. 2 «вложению иностранного капитала в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, в объект предпринимательской деятельности». При этом понятие «объект предпринимательской деятельности» в законе может трактоваться весьма широко.

Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Приоритетный инвестиционный проект означает инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (т.е. эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Понятие прямой иностранной инвестиции в законе сформулировано с явными просчетами. Так, одна из наиболее распространенных форм иностранных инвестиций — приобретение инвестором части акционерного или доли складочного капитала коммерческой организации — рассматривается международной инвестиционной практикой как прямая инвестиция только в том случае, если инвестор в результате такого приобретения получает возможность контролировать деятельность организации. В российском же законе критерий прямой инвестиции в этом случае только один — приобретение не менее 10% капитала. Этой доли может оказаться недостаточно для получения указанного контроля. Отсутствие в законе требования о контроле приведет к появлению фиктивных «прямых иностранных инвестиций», к предоставлению неоправданных льгот.

Закон слишком узко толкует понятие прямой инвестиции. К таковым, на наш взгляд, помимо корпоративных вполне можно добавить и некоторые договорные формы инвестиций (в законе представлена только одна — лизинг). К другим договорным формам прямых инвестиций можно отнести договоры о совместной деятельности (типа простого товарищества), соглашения о разделе продукции (СРП), договоры о кооперации и сбыте продукции, компенсационные соглашения и ряд других. Они предоставляют особый интерес для российской экономики, так как обычно осуществляются на основе проектного финансирования, предусматривают передачу новейших технологий, управленческого опыта, ноу-хау.

Кроме того, необходимо согласовать использование понятий в законе с аналогичными понятиями и терминологией из международных договоров России о защите и взаимном поощрении инвестиций. В частности, в определение «иностранная инвестиция» следует добавить термины, используемые в российской договорной практике (залог, вклады, право требовать по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность, различные виды интеллектуальной собственности, права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора).

Изменения в законодательстве РФ об иностранных инвестициях

В частности, было изменено законодательное определение понятия «иностранный инвестор», содержащееся в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ-160). Так, предыдущая редакция этого акта содержала норму, в соответствии с которой иностранными инвесторами могли быть признаны:

  1. Иностранные юридические лица;
  2. Иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ);
  3. Граждане иностранных государств;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.

В редакции ФЗ-122 были сделаны уточнения, согласно которым иностранными инвесторами могут признаваться:

  1. Иностранные юридические лица, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  2. ИСБОЮЛ, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  3. Граждане иностранных государств, за исключением тех граждан, которые также имеют и гражданство РФ помимо иностранного;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.
Читайте также  Виды иностранных инвестиций в российской федерации

Контролируемыми лицами для целей законодательства РФ об иностранных инвестициях признаются следующие иностранные организации или ИСБОЮЛ:

  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 50 % голосов по акциям;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться менее чем 50 % голосов по акциям, но соотношение его доли с долями других акционеров таково, что гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет возможность определять решения контролируемого лица;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет полномочие определять принимаемые контролируемым лицом решения, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган или более 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
  • в отношении которых российское юридическое лицо является управляющей компанией.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством лица, признаваемые иностранными инвесторами, могут пользоваться рядом гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РФ, в частности:

  • Правовая защита инвестиционной деятельности (в т.ч. возмещение убытков, причиненных государственными органами);
  • Возможность осуществлять инвестиции в любой форме, не запрещенной гражданским законодательством РФ;
  • Возможность передавать права и обязанности инвестора другому лицу;
  • Возможность получить компенсацию при национализации или реквизиции имущества иностранного инвестора в размере его стоимости и компенсацию иных возникших в этой связи убытков;
  • В случае, если имели место неблагоприятные для иностранного инвестора изменения налогового законодательства РФ (в частности, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на иностранного инвестора), то такие изменения не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости его инвестиционного проекта, но не более семи лет;
  • Возможность приобретения недвижимого имущества на территории РФ и ценных бумаг российских эмитентов;
  • Возможность свободного распоряжения доходами от инвестиций на территории РФ;
  • Возможность беспрепятственного вывоза инвестированного ранее имущества за пределы территории РФ;
  • Возможность участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества на территории РФ;
  • Возможность получения льгот, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле и налоговым законодательством.

Таким образом, на иностранные организации и ИСБОЮЛ, контролируемые гражданами РФ и/или российскими юридическими лицами, не распространяются перечисленные выше гарантии законодательства РФ об иностранных инвестициях. Данные изменения вступают в силу через 10 календарных дней после официального опубликования ФЗ-122, а именно 12 июня 2018 г.

Закон об иностранных инвестициях — 160-ФЗ

Первый закон, касающийся привлечения иностранных вложений в нашу страну, был принят еще в 1991 году, но вскоре в связи с новыми экономическими реалиями возникла необходимость создания иного нормативно-правового акта. В 1999 году был принят Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, положениями которого с многочисленными изменениями (последние были внесены буквально в июле 2017 года) мы пользуемся до сих пор.

Суть закона об иностранных инвестициях в РФ

Законодательное регулирование — основа экономического прогресса, поэтому федеральный закон 160-ФЗ постоянно меняется, например, появился дополнительный законодательный акт о порядке осуществления иностранных инвестиций в РФ. Рассмотрим опорные и полезные моменты, зафиксированные в 160-ФЗ.

Объект регулирования и порядок осуществления инвестиций

Положения закона распространяются на все правоотношения, связанные с частными инвесторам и фондами, в том числе венчурными, зарегистрированными за границей, которые осуществляют инвестирование в любом виде (покупка ценных бумаг, вложения в капитал или оборудование, передача прав на интеллектуальную деятельность и т.д.) в бизнес-объекты и иные активы, расположенные на территории нашей страны.

Исключениями, на которые не распространяется закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 года, являются:

  • Вклады в депозиты банков и КПК Российской Федерации;
  • Приобретение страховки (имеется в виду инвестиционное и накопительное страхование жизни);
  • Взносы в некоммерческие учреждения.

Статья 23 данного закона регулирует права Правительства РФ. Так, оно уполномочено:

  • Контролировать деятельность иностранных инвесторов, устанавливать порядок осуществления их деятельности;
  • Формировать список наиболее важных инвестобъектов;
  • Привлекать иностранных инвесторов путем составления различных федеральных программ;
  • Заключать договоры с иностранными инвесторами о вкладах и о взаимной защите вложений.

Также закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации указывает способы и порядок осуществления инвестирования иностранцев в российскую экономику:

  • Порядок запуска совместных предприятий;
  • Открытие предприятий, полностью принадлежащих зарубежным владельцам;
  • Порядок покупки материальных активов предприятий и ценных бумаг фирм Российской Федерации;
  • Предоставление любых видов займов (в том числе беспроцентных) российским предприятиям.

Ключевыми принципами Закона об иностранных инвестициях в РФ можно назвать следующие:

  • Данная деятельность регулируется на федеральном уровне;
  • Иностранные инвесторы равны по своему статусу российским;
  • Отечественное законодательство признает нормы международных соглашений в области порядка и существа регулирования межнациональных инвестиций.
Читайте также  Критерии принятия решения по инвестициям

По сути иностранные инвесторы обладают на территории России теми же правами и обязанностями, что и отечественные, но за некоторыми исключениями в части порядка осуществления отдельных прав и обязанностей. Например, не допускается участия иностранного капитала в некоторых стратегически важных областях экономики – связанных с обороной, телекоммуникациями, инфраструктурой, добычей и обработкой национальных богатств и т.д., всего 45 позиций – это сделать для сохранения безопасности нашей страны.

Однако закон гарантирует, что иностранные инвесторы могут без проблем вкладывать средства в нашу страну и при этом не бояться произвольного изъятия капитала.

Разрешенные виды деятельности в Российской Федерации

В Федеральном законе об иностранных инвестициях №160 дается разделение всех иностранных инвестиций на три категории: реальные, портфельные и прямые. К реальным относятся:

  • Вложения в недвижимость или оборудование;
  • Предоставление кредитов для формирования оборотного капитала.

К иностранным портфельным инвестициям по нормам закона РФ относятся:

  • Покупка акций в таком объеме, когда иностранный инвестор не может контролировать деятельность предприятия;
  • Приобретение федеральных и муниципальных облигаций;
  • Участие в финансовых организациях с международным капиталом.

К прямым относятся:

  • Приобретение более 1/10 существующего либо создаваемого предприятия в виде покупки его ценных бумаг;
  • Осуществление услуг лизинга организациям РФ.
  • Создание филиалов своей компании на территории нашей страны (данное новшество привнесено в Закон об иностранных инвестициях 1999 года последними изменениями).

Таким образом, иностранные инвесторы фактически ничем не ограничены в своих возможностях – они могут получить прибыль, вкладывая средств в российскую экономику любым не запрещенным законом способом.

Если ваш партнер по бизнесу — иностранное лицо, помните, что основы законодательного регулирования его деятельности заложены в ФЗ № 160 от 1999 года

Гарантии и обязательства по 160-ФЗ

Естественно, что основой стабильных зарубежных инвестиций является их безопасность. Если иностранные инвесторы чувствуют себя в стране защищенным, при осуществлении своей деятельности, то это влечет за собой увеличение притока денежных вливаний. Поэтому в законе № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях гарантиям уделено особое внимание. Так, зарубежные инвесторы имеют право:

  • Вкладывать средства в любые отрасли, за исключением 45 стратегически важных;
  • Делегировать свои полномочия любому другому лицу, в том числе россиянину;
  • Получить компенсацию, если их имущество было реквизировано или национализировано;
  • Получить компенсацию в случае незаконных действий государственных органов;
  • Участвовать в приватизации предприятий РФ;
  • Получать скидки по таможенным платежам;
  • Пользоваться услугами адвоката при разрешении споров в суде;
  • Вывозить за рубеж заработанные средства.

Также по положениям Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации зафиксировано право на приобретение зарубежным инвестором любых активов на территории РФ, если находятся в свободной продаже – от акций до недвижимости.

Естественно, помимо прав, у иностранного капиталиста имеются и обязанности в отношении Российской Федерации, например, не нарушать установленный законодательством порядок. В случае выявления нарушений на имущество инвестора может быть наложен арест, а все данные гарантии аннулируются.

В первоначальном виде возник Закон об иностранных инвестициях в 1999 году, понятно, что за годы своего существования он устарел и нуждается в обновлении. Изменения в нормативно-правовой акт Российской Федерации вносятся регулярно, после фиксации очередного экономического явления.

Так, последние замены произошли в июле 2017 года, к числу наиболее значимых относятся:

  • Устанавливается единая валюта для вложений в РФ – только рубль;
  • Сделки с иностранным капиталом должны контролироваться в соответствии с положениями Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций №57-ФЗ;
  • Прописан порядок осуществления контроля;
  • Указана ответственность иностранного инвестора за заключение сделок с нарушениями федерального и местного законодательства;
  • Внесены изменения в список требований, предъявляемых к филиалу зарубежных фирм и предприятий;
  • Определены новые правила учреждения и закрытия коммерческого предприятия с зарубежными деньгами в уставном капитале.

Закон об иностранных инвестициях в РФ постоянно совершенствуется и корректируется, чтобы отвечать запросам времени. Благодаря этому он остается актуальным и позволяет грамотно проводить политику привлечения зарубежного капитала, определяя правила игры на инвестиционном рынке.

Не забывайте проверять актуальность документа — в законодательство периодически вносятся изменения

Заключение

Таким образом, принятый еще в 1999 году закон об иностранных инвестициях под номером 160-ФЗ регулирует все правоотношения в области привлечения зарубежного капитала. Так, инвесторы из-за границы имеют право приобретать ценные бумаги российских компаний, основывать свои фирмы или открывать филиалы, предоставлять займы и т.д. Предусмотрена система защиты их прав. Вложения могут осуществляться в любую сферу, за исключением ряда стратегически значимых областей экономики. В закон постоянно вносятся корректировки, чтобы поддерживать его актуальность и значимость.

Источники: http://economy24info.com/investirovanie-biznes/zakon-inostrannyih-investitsiyah-rossiyskoy.html, http://int.gestion.ru/news/offshore/izmeneniya-v-zakonodatelstve-rf-ob-inostrannykh-investitsiyakh/, http://iqinvest.one/zakon-ob-inostrannyh-investitsiyah-160-fz.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто