Инфраструктурные инвестиции проблемы и перспективы

Инфраструктурные инвестиции: проблемы и перспективы

экономические науки

  • Рачеева Яна Вадимовна , магистр
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ИНВЕСТОР
  • ПРОЕКТ
  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
  • ИНФРАСТРУКТУРА
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
  • ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Похожие материалы

Инфраструктурные инвестиции – вложение капитала в комплекс объектов, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Инфраструктуру можно разделить на социальную (больницы, дома культуры и спорта, школы, государственные учреждения и суды), транспортную (дороги, мосты, железная дорога, туннели, водные и воздушные порты), энергетическую (генерация, передача и распределение энергии и газа) и коммунальную (городское устройство, централизованные системы водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, переработка и утилизация мусора).

Развитие инфраструктуры — один из основных факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны и определяющую роль в этом процессе играют инвестиции.

Многие ученые и эксперты утверждают, что инвестирование в инфраструктуру для решения обостряющихся проблем в этой сфере — это действенный, эффективный и надежный способ стимулирования развития экономики. Вложение инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает такой эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика демонстрирует уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается качество жизни населения в целом. В непростых финансово-экономических условиях именно вложения в инфраструктуру помогут быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому участие и поддержка государства на начальном этапе жизненно необходимы.

В России формирование и поддержание инфраструктурных объектов на должном уровне всегда имело определенные трудности. Сейчас, в рыночных условиях, как и советское время, финансирование происходит по остаточному принципу. Средства поступают в основном из бюджета и их недостаточно. Объекты, построенные в прошлом веке, стареют, изнашиваются и требуют модернизации. Наблюдается нехватка вложений в высокотехнологичные и специализированные комплексы, в авто- и железнодорожную инфраструктуру, увеличиваются транспортные издержки, происходит нерациональное задействование мощностей. Так как развитие инфраструктуры оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке, экономический рост территориальных образований, развитие предпринимательской деятельности, развитие инновационных технологий, то необходима разработка методов решения поставленных задач главным образом за счет инвестиций.

В сложившихся экономических и политических условиях российское правительство стремится ускорить процесс осуществления инфраструктурных проектов. В этой связи активно разрабатывается нормативное регулирование. Основным механизмом взаимодействия власти и бизнеса для решения тех или иных практических задач в сфере создания общественных благ, при нехватке бюджетных средств, становится государственно — частное партнерство (ГЧП) [4, с. 248-251].

Несмотря на все преобразования, в настоящий момент существует несколько факторов, которые препятствуют активному развитию ГЧП в регионах. К основным проблемам можно отнести неразвитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства; отсутствие опыта реализации ГЧП проектов; недостаточная инвестиционная привлекательность субъектов, особенно тех, которые расположены далеко от основных центров страны.

В свою очередь показателями уровня развития институциональной среды в субъектах РФ является региональный закон об участии субъекта в ГЧП, нормативно-правовые акты субъектов РФ, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП, а также наличие органов власти субъектов, функциональные подразделения или коллегиальные органы, ответственные за развитие ГЧП.

На сегодняшний день 80% субъектов РФ приняли законы об участии в ГЧП, в 18 регионах данные законодательные акты применялись для реализации проектов и только в 3 субъектах региональное законодательство эксперты оценивают как эффективное. Сложности также состоят в том, что в 2014 году были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые, по сути, отменили возможность проведения конкурсов на предоставление земельных участков, сделав обязательным проведение аукционов и установив ряд исключений. Так как большинство применяемых региональных законов об участии субъекта РФ в ГЧП проектах предусматривали имущественное участие региона через проведение конкурса на землю, поэтому дальнейшая судьба данных законов неизвестна. В связи с этим основной задачей для всех субъектов РФ является приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и с общепринятыми принципами ГЧП.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые устанавливают порядок работы с проектами, действуют в 45 регионах страны, однако в 36% случаях данные акты имеют низкое качество проработки, в 19 регионах качество можно оценить как достаточно высокое, и только в 10 субъектах как высокое. В отдельной регламентации нуждается взаимодействие между ведомствами при инициировании, согласовании и разработке концессионных проектов по инициативе властей, межведомственное взаимодействие при рассмотрении сложных проектов в рамках частной концессионной инициативы, а также оценка целесообразности и порядок предоставления субсидирования из регионального бюджета на исполнение обязательств в рамках концессионных соглашений.

Что касается органов власти субъектов, которые ответственны за государственно-частное партнерство, то существует необходимость выстраивать более эффективное взаимодействие с частными партнерами на всех этапах жизненного цикла проектов, а также повышать информационную открытость таких структур.

Помимо рассмотренных показателей, влияющих на уровень развития институциональной среды в сфере ГЧП, также можно выделить качественную проработку и учет специфики механизмов государственно-частного партнерства в документах стратегического планирования, опыт «проектных команд» в регионе; системный подход к развитию сферы ГЧП в целом на региональном уровне.

В ряде субъектов РФ состояние институциональной среды все еще остаётся неудовлетворительным, что негативно влияет на перспективы привлечения инвестиций в проекты ГЧП и не позволяет выстроить единую государственную политику субъекта по развитию сферы ГЧП.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие государственно-частного партнерства, является опыт регионов в качественной реализации проектов. Наблюдаемое увеличение количества проектов достигается более ответственным подходом субъектов заполнению информации по проектам, многократным ростом числа муниципальных концессий, активностью субъектов по инициированию новых проектов, но, тем не менее, прирост проектов не гарантирует улучшение ситуации с качеством их подготовки. При разработке проектов допускается ряд существенных ошибок: отсутствуют существенные условия концессионного соглашения, формального подхода к определению обязательств концедента перед концессионером и другие. Качество проектов – это один из ключевых рисков развития ГЧП на ближайшую перспективу, который может существенно притормозить дальнейшее развитие партнерства государства и бизнеса в России.

Ещё один немаловажный фактор, влияющий на активность частных инвесторов – инвестиционная привлекательность региона. При оценке данного фактора учитываются множество показателей: уровень экономического роста региона, размеры рынка, конкуренция, темпы роста рынка, факторы риска и другие. В России большое количество регионов с потенциалами роста, но многие инвесторы опасаются вкладывать в районы, находящиеся далеко от основных центров страны. В итоге большую долю капиталовложений получают регионы с крупными городами, где большая доходность и меньший риск.

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в регионах возможно только при условии выполнения следующих условий: формирование эффективных проектных команд в регионах путем создания комплексных программ обучения специалистов органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс разработки и реализации проектов ГЧП; разработка и внедрение регламентов для системного подхода в управлении проектами ГЧП; методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы; принятие и введение положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать ускоренному развитию государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации.

Стоит отметить, что ГЧП — не единственный механизм привлечения инвестиций в инфраструктуру. На рынке существуют такие инвесторы как негосударственные пенсионные фонды. Это новые игроки на рынке финансирования инфраструктуры, появившиеся из-за изменений в регулировании финансовых рынков.

В России объем средств в индустрии НПФ – около 2 трлн.руб. Часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных проектов – строительство дорог, систем переработки твердых бытовых отходов, водоснабжения, объектов культуры, образования и здравоохранения.

Пенсионные фонды могут принимать участие в финансировании проектов путем покупки облигаций, а затем возвращать вложенные средства в течение срока действия концессионного соглашения.

Читайте также  Доля иностранных инвестиций в банковско

С одной стороны инфраструктура привлекательна для инвестиций средств НПФ, так как длительность инфраструктурных активов совпадает по длительности с долгосрочными пенсионными обязательствами, стабильность денежного потока от инфраструктурного проекта гарантирует выплаты по достижению пенсионного возраста, а за счет защиты доходов от инфляции, будет сохраняться реальная стоимость накоплений. С другой стороны, существует ряд проблем: отсутствие региональных программ и планов размещения объектов, не оформлены права собственности, потребность в долгосрочной тарифной политики и готовности её развивать с учётом инвестиций концессионера, а также нет восприятия особенностей инвестиций со стороны НПФ.

На сегодняшнем этапе Министерство экономического развития России ведет переговоры с негосударственными пенсионными фондами, которые начали вновь получать накопления граждан в апреле 2015 года после двухлетней заморозки. Фонды получили средства своих клиентов после прохождения процедуры акционирования и вступления в государственную систему гарантирования.

На мировом уровне стратегия институциональных инвесторов, специализирующихся на долгосрочных вложениях в инфраструктуру, начинает уходить от классических стратегий управления портфелями финансовых инструментов в сторону управления инфраструктурными проектами. Пенсионные фонды все активнее входят в капитал проектных компаний, защищая свои интересы ещё на стадии разработки тех или иных бизнес-процессов и решений, а также, следуя правилам «разумного инвестора», максимально используют возможности прямых инвестиций в рамках проектного финансирования.

Подводя итог, можно выделить основные задачи, решение которых позволит увеличить количество инфраструктурных инвестиций в Россию.

Во-первых, необходимо обеспечить прозрачность и конкурентность тендерных процедур, что повысит эффективность инвестиций в российскую инфраструктуру, так как это является одним из основных препятствий, сдерживающих развитие инфраструктуры в России.

Во-вторых, необходимо содействие правительства в достижении требуемого уровня доходности. На сегодняшний день частный сектор готов инвестировать в инфраструктуру, но из-за недостаточных гарантий возврата вложений, опасается вливать свои финансовые средства.

В третьих, региональные проекты должны получать финансирование из федерального бюджета. При этом получению такого финансирования должно предшествовать выполнение предварительных условий, которые снизят риск и увеличат шансы на успех проекта. Необходима разработка региональных стратегий развития инфраструктуры регионов.

В-четвертых, осуществлять крупные проекты необходимо на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры, основываясь рекомендациями по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, разработанных Министерством экономического развития. Также инвестиционные проекты, претендующие на финансирование из Фонда национального благосостояния, должны отбираться на основе строгих критериев, что повысит эффективность инвестиций.

Также необходимо устранять проблемы, связанные с оформлением прав собственности, что значительно упростит участие частного бизнеса в ГЧП проектах.

Одним из способов повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов является конкретизация и разъяснение государственной стратегии. Правительству необходимо объяснять приоритеты развития инфраструктуры и раскрывать информацию о проектах, находящихся на этапе планирования.

Немаловажная задача – разработка инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов: НПФ, страховых компаний, международных фондов

Существует потребность в стимулировании привлечения инвестиций зарубежных компаний в инфраструктурные проекты в России. Заинтересованным иностранным компаниям следует заниматься поиском надежного российского партнера для совместной разработки долгосрочной стратегии инвестиций в инфраструктуру РФ.

В заключении необходимо отметить, что даже в условиях экономического кризиса, Россия обладает большим потенциалом и готова предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Потенциал рынка страны ещё не до конца раскрыты, ни один совместный проект государства и бизнеса не доведен до финансового закрытия, многие проекты ещё только на стадии разработки. При этом инвесторам предоставляется широкий выбор проектов с различными масштабами участия.

Основным препятствием, мешающим привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты — неопределенность. На данном этапе в российская экономика испытывает нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантии возврата вложений, неконкурентных условий выбора исполнителей инфраструктурных проектов, а также из-за отсутствие понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствие понимания перспектив таких инвестиций.

Выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста в целом.

Список литературы

  1. НП «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015 гг. М., 2015.
  2. НП «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М., 2013.
  3. «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.». Материалы исследования «Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России». 2014.
  4. Присяжная Р.И. Методы государственного стимулирования инновационного развития России // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XIII межвуз. конф. асп. и докт. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 0,24 п.л.
  5. Сизов Ю. Государственно-частное партнёрство на основе концессий как основа устойчивого развития экономической и социальной инфраструктуры России. Материалы Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко», М., 2014.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Рынок долгосрочных инвестиций в инфраструктуру: контуры и лидеры

Бик Светлана

Основной формой государственно-частного партнерства в России для крупных инфраструктурных проектов является концессия. Вложения в инфраструктуру привлекательны для институциональных инвесторов благодаря нескольким свойствам. Долгосрочный характер инвестиций в инфраструктуру соответствует долгосрочной природе обязательств пенсионных фондов. Инвестиции в инфраструктуру способны генерировать привлекательную доходность в размере, превышающем доходность на рынке облигаций, и позволяют диверсифицировать инвестиционный портфель из-за слабой корреляции с традиционными финансовыми инструментами.

Для анализа проектов и целей риск-менеджмента на зарубежных рынках используют базы данных инфраструктурных проектов, в которых содержатся, накапливаются и раскрываются специфические данные по всем вопросам проектного финансирования, на которые сегодня существующие в России источники и формы раскрытия информации ответов не дают.

Так, в частности, стандарты раскрытия информации на рынке ценных бумаг не дают всей необходимой информации для управления специфическими рисками проектных облигаций. В связи с этим необходима система дополнительного раскрытия информации, где будет аккумулироваться и структурироваться исторически просматриваемая информация по проектам.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в 2015 г. запустила базу данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru – информационно-аналитический проект о реальных инвестициях в создание и развитие инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства в форме концессий. База данных содержит информацию о проектах с объемом объявленных инвестиций свыше 100 млн руб.

ИНВЕСТИНФРА включает в себя две категории проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО, а также каталоги компаний и событий проектов.

ИНВЕСТИНФРА-ТОП — уникальный продукт, в рамках которого компании-концессионеры, привлекающие долгосрочные инвестиции через механизм выпуска и размещения концессионных облигаций с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов (НПФов), а также иные участники реализации концессионных проектов приняли на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о концессионных проектах на протяжении всего срока реализации концессионных соглашений. Информация, предоставленная участниками ИНВЕСТИНФРА-ТОП, дополняется данными из публичных источников.

ИНВЕСТИНФРА-СТО содержит информацию о концессионных проектах, участниках и событиях, подготовленную аналитической службой НАКДИ на основе публичных источников – www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, информационных агентств, системы обязательного раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, иных систем обязательного раскрытия (а такие обязательства есть, например, у коммунальных тарифных организаций), государственной статистики, официальных сайтов компаний — участников проектов, СМИ.

По состоянию на конец I кв. 2016 г. в ИНВЕСТИНФРА-ТОП (db.investinfra.ru) находится 14 проектов. Восемь проектов из общего числа реализуются в жилищно-коммунальной сфере, семь из которых — в области обращения с отходами, один — в области водоснабжения и водоотведения. Четыре проекта осуществляются в спортивной сфере, два — в транспорте. Концессионные соглашения по проектам, содержащимся в ИНВЕСТИНФРА-ТОП, заключены в девяти субъектах Российской Федерации: Архангельской, Волгоградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, а также в Чувашской Республике. Общий объем инвестиций по всем проектам данной категории составляет 156,1 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного соглашения — 58 млрд руб., это модернизация централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Волгограда.

Читайте также  Характер отношений с получателем инвестиций

Максимальный период реализации концессионных соглашений из списка ИНФЕСТИНФРА-ТОП — 40 лет, это проекты строительства автомобильной дороги «Северный дублер Кутузовского проспекта», а также системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области. Суммарная стоимость концессионных облигаций, выпущенных компаниями-концессионерами Топ-части базы данных, — 30,07 млрд руб.

В ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 21 концессионный проект, 8 из которых реализуется в транспортной сфере, 5 — в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 3 проекта — в области водоснабжения и водоотведения, по одному — в области теплоснабжения и обращения с отходами. 4 проекта реализуется в здравоохранении, 3 проекта в спортивной сфере и один — в области электроснабжения. Проекты осуществляются в 13 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Волгоградской, Московской, Калужской, Нижегородской, Тульской, Самарской, Рязанской областях, Пермском крае, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Республиках Удмуртия и Коми. Среди проектов этой категории реализуются также два проекта федерального уровня. Общий объем инвестиций по всем проектам ИНВЕСТИНФРА-СТО составляет 396,5 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного проекта — 120 млрд руб., это строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Максимальный период реализации — 49 лет, сюда относятся проекты по строительству мостовых переходов через р. Кама и р. Буй в Удмуртской Республике, а также реконструкции Городской клинической больницы № 63 в г. Москве.

Софинансирование государства — бюджетные средства, капитальные гранты, а также средства инвестиционного фонда — предусмотрено в пяти проектах. Суммарная стоимость концессионных облигаций, выпущенных компаниями-концессионерами ИНВЕСТИНФРА-СТО, — 34,250 млрд руб.

На основе собранной и структурированной информации двух разделов базы данных появилась возможность хотя бы в первом приближении определять границы и структуру, а также оценивать и отслеживать динамику рынка инфраструктурных инвестиций и, конечно, выделять его лидеров.

Контуры нового рынка

Если для «фондовиков» рынок начинается на бирже, то для участников рынка инфраструктурных инвестиций он начинается на конкурсах, поскольку любое концессионное соглашение заключается по результатам конкурса.

В I кв. 2016 г. в 87 регионах РФ были утверждены перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объявлено 258 концессионных конкурсов, преимущественно в сфере ЖКХ. Почти половина объявленных конкурсов — со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов — 26 частных инициатив.

Максимальный объем инвестиций — 2,2 млрд руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов — 49 лет. Наибольшее количество конкурсов объявлено в Рязанской области.

В I кв. 2016 г. в России было заключено 4 концессионных соглашения с объемом инвестиций свыше 100 млн руб.

Сводная информация о ситуации концессионных конкурсов на российском рынке инфраструктурных инвестиций в I кв. 2016 г. представлена в табл. 1.

Финансовый инструмент нового рынка

Наиболее приемлемым по целому ряду оснований финансовым инструментом, с помощью которого НПФы могут вкладывать средства в инфраструктурные проекты, являются концессионные облигации, выпускаемые эмитентами-концессионерами — специально созданными под реализацию концессионных соглашений частными компаниями.

Эмитенты-концессионеры и концессионные облигации — это, по сути, и есть основа формирования рынка долгосрочных инвестиций (табл. 2).

В России существует положительный опыт инвестирования средств НПФов в инфраструктурные проекты через инструмент концессионных облигаций. Начиная с 2010 г. в различные инфраструктурные проекты было вложено порядка 70 млрд руб. Относительно небольшой объем инвестиций НПФов в концессионные облигации объясняется несколькими причинами, в частности:

— специфическими рисками проектов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений (долгосрочный характер проектов, нефинансовая сфера реализации проекта без признанных индикаторов);

— отсутствием системы специальных гарантий прав институциональных инвесторов (НПФов), вкладывающих средства в концессионные облигации;

— отсутствием обособления в нормативных документах концессионных облигаций как финансового инструмента целевого долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов;

— отсутствием стимулов к размещению средств НПФов в концессионные облигации по сравнению с размещением активов на депозиты банков;

— отсутствием системной, долгосрочной и предсказуемой политики в отношении планирования развития инфраструктуры в РФ;

— дефицитом качественно подготовленных инфраструктурных проектов;

— отсутствием системы льгот по концессионным облигациям.

Все это приводит к тому, что инвестиции НПФов в инфраструктуру осуществляются сейчас вне специально созданной для этого привлекательной среды, которая учитывала бы существенный масштаб проектов, их капиталоемкость и долгосрочность.

При решении задачи масштабного привлечения средств НПФов к финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов целесообразно с учетом особого социального статуса средств НПФов разработать систему мер, которые бы, с одной стороны, целевым образом стимулировали и защищали инвестиции НПФов, а с другой — создавали соответствующего качества общую инвестиционную среду для подготовки и реализации инфраструктурных проектов.

Лидеры нового рынка

Наряду с финансовыми особенностями концессионных проектов у данной проблематики есть и нефинансовая сторона — в частности, технические, технологические, экологические, маркетинговые и коммуникационные вопросы, которые оказывают существенное влияние на эффективность использования средств инвесторов и гарантию их возврата с установленной доходностью.

В этой связи в целях создания и развития в России рынка долгосрочного инвестирования в инфраструктуру на основе концессионной модели с использованием инструментов фондового рынка необходимо:

формирование, институализация и развитие рынка специализированных услуг, институтов сопровождения инфраструктурных проектов (юридические, финансовые, технические советники), стандартизация их деятельности под задачи долгосрочных инвесторов, в том числе для минимизации специфических рисков НПФов;

построение системы профессиональной, ответственной и публично признаваемой экспертизы в рамках подготовки и реализации концессионных проектов с учетом интересов долгосрочных инвесторов — НПФов;

формирование культуры и традиций долгосрочного инвестирования, соответствующей публичной среды, анализ и продвижение лучших практик в данной сфере и «фондовой» парадигмы привлечения инвестиций, информационно-аналитическое сопровождение, разработка и реализация мероприятий и коммуникационных проектов.

По итогам I кв. 2016 г. рассчитан и представлен Топ-3 участников рынка инфраструктурных инвестиций (методику расчета Топ-участников см. на db.investinfra.ru ):

Аналитика нового рынка

Совершенно очевидно, что рынок долгосрочного инвестирования, базирующийся на крупных инфраструктурных проектах, — это сложный организм, который нужно создавать и развивать совместными усилиями участников рынка, регуляторов, государства.

Естественно, что риски освоения новых сегментов могут принять на себя только крупные компании, которые обладают не только финансовыми возможностями, но и необходимыми компетенциями. Тем интереснее отслеживать, как этот рынок строится, ведь в будущем по этому пути пойдут и другие участники рынка.

Объединенная аналитическая служба информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) совместно с экспертами Совета Национальной фондовой ассоциации по концессионным проектам для информационно-аналитического обеспечения нового сегмента рынка — долгосрочных инвестиций в инфраструктуру готовит и публикует ежемесячный мониторинг «Концессии и инфраструктурные инвестиции» и ежеквартальный мониторинг «Индикаторы рынка инфраструктурных инвестиций.

Следующим аналитическим продуктом в этом сегменте станет проведение ежегодного исследования НАКДИ при поддержке Московской Биржи «Концессионные соглашения и привлечение инвестиций в инфраструктуру России через механизм облигаций», которое будет представлено инвесторам, регулятору и профессиональному сообществу в рамках ежегодной «Отчетной сессии концессионеров на Московской Бирже».

Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры

Дата публикации: 24.04.2016 2016-04-24

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Латыш И. С., Андреев С. Ю. Приоритеты привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/archive/112/28851/ (дата обращения: 16.01.2019).

Инфраструктурные инвестиции – это вложения денег в комплекс объектов, которые нужны для обеспечения условий жизни общества и работы отраслей материального производства. Инфраструктурное развитие является одним из самых важных факторов поддержания продолжительного экономического роста каждой страны и определяющую роль в этом процессе несут инвестиции.

Многие эксперты и учёные говорят, что инвестирование в инфраструктуру для решения актуальных проблем общества — это надежный, действенный и эффективный способ стимулировать развитие экономики. Вклад инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе даёт возможность решить социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает тот эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика показывает уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается уровень жизни населения в целом. В более сложных финансово-экономических ситуациях именно инвестиции в инфраструктуру помогают быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому поддержка государства жизненно необходима [6].

Читайте также  Бизнес идеи предложение инвестиции предложение

В нашем государстве формирование и поддержание инфраструктурных объектов на эффективном уровне всегда имело некоторые затруднения. На данный момент, на рынке, в отличие от советского времени, финансирование происходит по остаточному принципу. Объекты, построенные в прошлом веке, стареют, изнашиваются и требуют модернизации [5]. Проблема в том, что имеется нехватка инвестиций в специализированные и высокотехнологичные комплексы, в железнодорожную и автодорожную инфраструктуры. Наблюдается повышение транспортных издержек, использование мощностей происходит нерационально. В виду того, что инфраструктура положительно влияют на экономический рост регионов, рыночную конкуренцию, развитие деятельности индивидуальных предпринимателей, внедрение инноваций, то стоит разработать концепцию решения современных проблем главным образом с помощью инвестиций [7].

В тех политических и экономических условиях, которые мы сейчас наблюдаем, российское правительство ставит главной целью ускорить процесс реализации инфраструктурных проектов. При нехватке бюджетных средств, государственно-частное партнерство становится главным механизмом взаимодействия бизнеса и власти для разрешения тех или иных проблем в сфере обеспечения общественных благ [4].

В настоящее время, несмотря на все преобразования, существуют факторы, препятствующие развитию ГЧП в субъектах РФ. Основными проблемами можно выделить: низкую развитость институциональной среды; отсутствие опыта в сфере ГЧП; малая инвестиционная привлекательность удаленных от центра страны регионов [2].

На данный момент 80 % субъектов РФ приняли законы об участии в ГЧП, в 18 регионах данные законодательные акты применялись для реализации проектов и лишь в 3 субъектах региональное законодательство эксперты оценивают как эффективное. Сложности также состоят в том, что в 2014 г. были внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которые, по сути, отменили возможность проведения конкурсов на предоставление земельных участков, сделав обязательным проведение аукционов и установив ряд исключений. Так как большинство применяемых региональных законов об участии субъекта РФ в ГЧП проектах предусматривали имущественное участие региона через проведение конкурса на землю, поэтому дальнейшая судьба данных законов неизвестна. В связи с этим основной задачей для всех субъектов РФ является приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и с общепринятыми принципами ГЧП [4].

Что касается ответственных за ГЧП органов власти, то имеет место быть необходимость формирования более эффективного взаимодействия с индивидуальными предпринимателями на всех этапах развития и реализации проектов, а также повышать информационную открытость таких структур.

Главным фактором, который влияет на развитие ГЧП, является опыт субъектов в реализации проектов. Также отметим, что качество и социальная ориентированyость проектов является ключевым показателем ГЧП в ближайшей перспективе, который может внести свою лепту в развитие партнерства государства с бизнесом в РФ [3].

Ещё одним важным показателем является инвестиционная привлекательность субъекта страны. При оценке данного фактора учитываются: уровень экономического роста региона, размеры рынка, конкуренция, темпы роста рынка, факторы риска и другие. Как известно, вышеперечисленными признаками обладают лишь близлежащие центру регионы. Считаем, что снижение дифференциации показателей инвестиционной привлекательности субъектов федерации, должно иметь особое место в списке целей стратегического развития экономики России [8].

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в регионах для реализации инфраструк-турных проектов возможно при условии выполнения ряда условий: создание комплексных программ обучения специалистов органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс разработки и реализации проектов ГЧП; разработка и внедрение регламентов для системного подхода в управлении проектами ГЧП; методическое сопровождение внедрения механизма частной концессионной инициативы; принятие и введение положений проекта федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации»; создание площадок по обмену опытом между регионами. Все вышеуказанные меры будут способствовать росту инвестирования в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства в разных регионах Российской Федерации [1].

Также отметим, что ГЧП – далеко не единственный способ привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. На рынке есть и такие инвесторы как негосударственные пенсионные фонды. Это новые игроки на рынке инфраструктурного финансирования, которые появились в виду изменений функционирования финансовых рынков. Пенсионные фонды могут покупать облигации, тем самым финансируя инфраструктурные проекты, а затем возвращать вложенные средства в течение срока действия концессионного соглашения.

Таким образом, можно выделить основные задачи, которые следует решить государству с целью повышения числа инфраструктурных капиталовложений в России:

— необходимо содействие правительства в достижении требуемого уровня доходности инфраструктурных инвестиционных проектов;

— из федерального бюджета должно поступать достаточное финансирования для реализации проектов на основе ГЧП;

— крупные инфраструктурные проекты необходимо реализовать на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры;

— упростить участие юридических лиц в ЧГП, устранение проблем, связанных с оформление прав собственности [2].

Говоря о важности и перспективах стимулирования инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов отметим, что даже в условиях экономического кризиса, Россия обладает большим потенциалом и может предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Считаем, что потенциал рынка страны ещё не до конца раскрыт, все совместные проекты государства и бизнеса можно модифицировать и совершенствовать их форму реализации. При этом инвесторам могут предоставляться широкий выбор проектов с различными масштабами участия, возможных льгот и форм доходности, что также свидетельствует о возможности реализации разных инфраструктурных проектов на территории нашей страны.

Также отметим, что основным современным препятствием, мешающим привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты, является неопределенность. На данном этапе российская экономика испытывает нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантии возврата капиталовложений, а также из-за отсутствия понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствие понимания перспектив таких инвестиций для частного бизнеса. На наш взгляд, выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на более высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста страны в целом.

  1. Присяжная Р. И. Методы государственного стимулирования инновационного развития России // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XIII межвуз. конф. асп. и докт. — СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
  2. Сизов Ю. Государственно-частное партнёрство на основе концессий как основа устойчивого развития экономической и социальной инфраструктуры России. Материалы Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко», М., 2014.
  3. Андреев С. Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса (по материалам Краснодарского края): дис. … канд. экон. наук / С. Ю. Андреев. — Краснодар, КубГАУ, 2008.
  4. Государственно-частное партнерство как один из механизмов развития экономики / Андреев С. Ю., Рысухина Д. В. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1(18). — С. 80–82.
  5. Строительство мини-элеваторов как направление государственного регулирования конъюнктуры рынка зерна / Андреев С. Ю., Дьяков С. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 72. — С. 132–143.
  6. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  7. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // Инновационное развитие современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 87–90.
  8. Тенденции развития агропродовольственного сектора России как динамичной отрасли экономики / Власова Н. В., Багарян Ю. В. // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. III Международная научно-практическая конференция. — 2015. — С. 466–472.

Источники: http://novainfo.ru/article/4190, http://investinfra.ru/gchp-kontsessii-i-investitsii/rynok-dolgosrochnyh-investiciy-v-infrastrukturu-kontury-i-lidery.html, http://moluch.ru/archive/112/28851/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто