ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.
Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.
Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.
В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.
В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.
Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.
Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.
Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.
В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.
Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.
Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.
В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.
Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.
Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.
В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.
В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).
В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.
Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.
Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.
С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.
ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.
Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.
РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.
Факторы определяющие инвестиционную привлекательность
Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.
Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.
Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.
Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.
Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.
Преимущества и недостатки иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.
Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.
Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.
Влияние иностранных инвестиции на развитие национальной экономики
Веской причиной для привлечения иностранною капитала является увеличение объема капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это дает возможность уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи.
Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.
Прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта и являются важным постоянным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.
При привлечении иностранных инвестиций в процессе приватизации госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий, улучшение методов работы и контроля качества, обучение кадров.
Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологии или иных инновационных внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности.
Преимущественной формой инвестиций являются прямые инвестиции, так как служат источником капиталовложений, не ложатся бременем на внешний долг государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат фактором усиления рыночных отношений. Развитие совместного предпринимательства обусловливает появление новых отраслей и видов производства, снижение производственных затрат и расширение рынков сбыта.
Деятельность иностранных предприятий оказывает влияние на внутренний рынок, так как заставляет поставщиков и местных конкурентов поставлять качественные товары предприятиям, работающим на международных рынках. Для стран с переходной экономикой и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны предприятий международного уровня может снизить предрасположенность квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.
Иностранные инвесторы тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности инвесторы в Беларуси предпочитают машиностроение деревообработку, целлюлозно-бумажную, легкую и пищевую промышленность. С учетом реальных возможностей воздействия иностранного сектора и совместного предпринимательства на результативность проводимых реформ необходимо выделить те отрасли экономики, развитие которых с помощью иностранного капитала отвечало бы национальным интересам. Такими приоритетными отраслями могли бы быть те, которые осуществляют производство продукции на основе использования местных ресурсов, включая трудовые определенной профессиональной подготовки, научно-технического потенциала и др.
В сферу международного совместного предпринимательства должны быть вовлечены те отрасли, уровнем развития которых определяется научно-технический потенциал, создающий предпосылки для равноправного участия Беларуси в международном разделении труда и обеспечивающий стабильность национальной экономики. Это приборостроение, радиоэлектроника, биотехнологии и т. д.
Оценки влияния иностранного капитала на экономику неоднозначны. Несмотря на то, что преобладают положительные оценки, имеются дискуссионные и отрицательные. Это, прежде всего, касается технического прогресса. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому процессу.
Остается дискуссионной проблема репатриации прибыли и дохода. Легко контролируется репатриация прибыли в форме дивидендов, но эта проблема особого значения не имеет, так как сумма дивидендов по отношению к вложенному иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддается контролю процесс вывода прибыли. Этот процесс происходит в различных формах, например путем завышения объемов импорта или занижения объемов экспорта по сравнению с обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т. д.
Зарубежный опыт указывает на то, что после приватизации иностранные собственники стремятся в первую очередь к присвоению финансового контроля и лишь при этом условии на должность ведущих менеджеров назначают местный персонал.
Иностранные инвестиции рассматриваются как эффективное средство для зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и вытеснении с него отечественных поставщиков. Создавая на территории принимающей страны собственное предприятие, инвесторы продвигают свою продукцию в обход таможенных товаров. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определенной продукции, скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах запада, то существует опасность переноса в нее (в результате импорта капиталов) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан.
Важной стороной проблемы экономических последствий импорта капитала является его воздействие на инфляционные процессы. Импорт иностранного капитала в условиях белорусского законодательства, запрещающего использование иностранной валюты в функциях средства обращения и платежа, увеличивает спрос на белорусские рубли, на которые должна быть обменена иностранная валюта. Очевидно, что при инфляции издержек, увеличивая спрос па белорусские рубли, импорт иностранной валюты для инвестирования способствует росту денежного дефицита и негативному воздействию на хозяйственное развитие. Ослаблению такого воздействия могут способствовать меры, ориентированные на ликвидацию или уменьшение потерь денежных средств, которые Беларусь несет от перевода за границу части прибыли от прямых и портфельных инвестиций. Возможны и такие способы, как установление экспортной пошлины в процентах к размеру прибыли, создание большей заинтересованности иностранных инвесторов в использовании их прибыли внутри страны.
Выходу из кризиса, по мнению ряда экономистов, мешает узость рынка сбыта продукции, не соответствующая производственным возможностям и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупок дополнительных средств производства, набора рабочей силы, технического перевооружения. В этих условиях иностранный капитал и является тем стартовым капиталом, необходимым для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг рабочей силы и способствовать возрождению экономики. Причиной того, что иностранный капитал не стал важным фактором экономического роста страны, является их недостаточный объем и очень скромное место среди средств, использованных для возрождения производства.
Иностранными инвесторами движут различные мотивы, но вне зависимости от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для инвесторов. Возникают три типа иностранных инвесторов по их мотивации и целевым установкам. Инвесторы, заинтересованные в освоении новых рынков, которые путем покупки или создания фирм завоевывают или расширяют свое присутствие на рынке. Объектами подобных инвестиций становятся техкоммуникации, машиностроение, торговля, финансовый сектор, производство потребительских товаров.
Инвесторы размешают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране перемещают производство в более «дешевые страны».
Портфельные инвесторы — инвестиционные, венчурные, пенсионные фонды. Покупая акции открытых акционерных обществ, они заинтересованы в повышении курса национальной валюты, а также в доходах в форме дивидендов. Портфельные инвесторы, как правило, прямо не вмешиваются в деятельность предприятий, в их управление, сосредоточивая внимание на рыночных прогнозах, динамике прибыли, размерах дивидендов.
Существуют различные факторы, объясняющие неравномерную или различную роль, которую играют иностранные инвестиции в экономике принимающей страны. К ним относятся:
- · состояние переходного процесса, которое показывает, в какой степени переходная экономика действует в качестве рыночной и соответственно отражает доверие иностранных инвесторов к работе в этой экономике. К этому также относится приватизационная политика, отражающая готовность страны открыть свой процесс приватизации для иностранных инвесторов;
- · наличие природных ресурсов, что привлекает компании по добыче нефти, газа, полезных ископаемых;
- · инфляция и стабилизация национальной денежной единицы. При высокой инфляции выгодно вкладывать денежные средства в отрасли с коротким сроком обращения капитала — торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше проценты за кредит и тем меньше целесообразность вложений в досрочные активы. Поэтому появление инфляции и стабилизация национальной денежной единицы — одна из главных задач макроэкономического регулирования, решение которой способствует вложению средств в производство.
- · инвестиционный рейтинг государства. Высокие рейтинговые оценки, прежде всего таких авторитетных рейтинговых агентств, какStandart& Poor’s, FitchJBCA, Moody’sInvestorServices, ThomsonBankWatch, позволяют повысить авторитет государства на международном рынке капиталов и снизить издержки его привлечения;
- · создание инфраструктуры фондового рынка и механизма доступа к нему иностранных инвесторов. Основной функцией государства в этой сфере является создание системы регулирования рынка ценных бумаг и обеспечения его функционирования. Причем один из принципов государственной политики на этом рынке состоит в минимальном государственном вмешательстве и максимальном саморегулировании со стороны профессиональных участников рынка. При этом необходимо учитывать, что рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков. Особое внимание следует уделить программе мер направленных на повышение стандартов раскрытия информации и информационной прозрачности рынка ценных бумаг, а также созданию саморегулируемых организаций профессиональных участников этого рынка и направлениям защиты интересов государства и субъектов рынка и ценных бумаг;
- · существование тортовых, культурных и исторических связей между предприятиями страны-получателя и потенциальными странами-донорами, так как торговля и инвестиции тесно взаимосвязаны [5].
Иностранные инвестиции и экономическое развитие
Общеэкономическая предпосылка притока иностранного капитала — возможность получения более высокого дохода за границей. Обычно капитал приносит повышенный доход в условиях его относительного недостатка. Соответственно, более высокая норма прибыли за границей, делает экспорт капитала потенциально выгодным как для страны-экспортера, так и для страны-реципиента. Но иностранное присутствие может оказывать и негативное воздействие на воспроизводственный процесс в стране реципиенте. Поэтому стоит выявить плюсы и минусы от проникновения иностранного капитала в экономику страны-реципиента.
иностранный инвестор фондовый рынок
Во-первых, импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям. Но в то же время иностранные компании в процессе своей деятельности зачастую обращаются к рынку ссудного капитала страны оперирования. И тем самым, увеличивая спрос на кредиты, они способствуют их удорожанию, сужая возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов.
Во-вторых, если говорить о портфельных инвестициях, то, приходя в страну, такой «блуждающий» капитал подпитывает оборотные фонды предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях дефицита финансовых ресурсов, он придает ликвидность фондовому рынку (которая способствует привлечению значительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики). Более того, стратегические инвесторы обратят большое внимание при решении о внесение денег в уставные капиталы акционерных обществ на то, котируются ли акции данного акционерного общества на рынке, или иными словами, являются ли они объектом портфельных инвестиций. Однако на относительно неразвитом рынке, каким является российский фондовый рынок, спекуляции могут приводить к чрезмерному перегреву рынка и неминуемому обвалу. Преобладание спекулянтов на фондовом рынке приводит к тому, что сам рынок не может эффективно работать. Известно, что превышение доходности операций на фондовом рынке по сравнению с рентабельностью реального производства в результате спекулятивной игры уводит денежные ресурсы из производственной сферы.
Достаточная подвижность спекулятивных капиталов портфельных инвесторов играет негативную роль в том, что сначала хлынув на рынок для скупки выгодных ценных бумаг при ухудшении конъюнктуры он столь же быстро покидает его тем самым еще более усугубляя сложившуюся ситуацию на фондовом рынке.
В-третьих, расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных поставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом, возникает дополнительный спрос на рабочую силу. Но и эту положительную черту иностранных инвестиций можно опровергнуть, принимая во внимание тот факт, что с усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний ослабевают их контакты с местными поставщиками, а, следовательно, поскольку оборудование, комплектующие и запасные части поступают по внутрифирменным каналам из-за рубежа, то и дополнительный спрос на рабочую силу возникает не в стране оперирования, а в стране базирования материнской ТНК.
В-четвертых, осуществляя импортозамещение, «иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации ее производственной базы, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода. Но важно иметь в виду и то, что если при одних обстоятельствах импортируемый капитал и производимая им продукция служат добавлением к внутренним инвестициям и общественному продукту, то при других — они играют по отношению к ним замещающую, конкурирующую роль. Работая лишь частично на замещение импорта, иностранные инвесторы нередко переносят производство именно той продукции, которая конкурирует с местной». [5, c.29] Также присутствие филиалов ТНК, ориентированных на экспорт, может вызвать замещение экспорта местных фирм. К тому же привлечение иностранного капитала далеко не всегда ведет к совершенствованию структуры товарного экспорта страны-реципиента.
Говоря об иностранных инвестициях, не следует забывать так же такой очевидный факт, что, становясь объектом иностранного инвестирования, страна не только получает определенные денежные суммы, но и отдает их в форме обслуживания иностранных займов и перевода части прибыли от прямых и портфельных вложений. Если страна регулярно получает прямые и портфельные вложения, а также иностранные займы в неизменном и тем более в уменьшающемся размере, даже когда инвестиции растут, через определенное время такая система превращается из способа получения страной дополнительных доходов в мощный «насос», вытягивающий из нее увеличивающийся поток денежных средств.
Одним из наиболее существенных недостатков вложений западных фондов инвестиций в российскую экономику является то, что все эти вложения имеют временный характер, так как все они рассчитаны на семь-десять лет при минимальной ежегодной доходности, затем, инвестор, как правило, выходит из проекта путем продажи акций менеджменту самого предприятия, распродажи мелкими пакетами и т.д. Следовательно, то позитивное, что несут с собой западные фонды, нивелируется их уходом из российской экономики после того, как они сняли «сливки» с ее развития (они, как правило, не реинвестируют полученные средства, а уходят на другой развивающийся рынок).
Соответственно, привлекая иностранные инвестиции в свою страну необходимо учитывать все возможные последствия от такого вида финансирования, необходимо четко определить, готова ли экономика страны к притоку такого капитала, постараться, используя все возможные рычаги воздействия, сформировать такую среду функционирования, при которой все отрицательные моменты привлечения иностранных инвестиций нивелируются или будут не существенны
Источники: http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://studwood.ru/1552335/ekonomika/vliyanie_inostrannyh_investitsii_razvitie_natsionalnoy_ekonomiki, http://vuzlit.ru/102673/inostrannye_investitsii_ekonomicheskoe_razvitie
Источник: