Иностранные инвестиции не могут быть изъяты

ИНВ_АНАЛИЗ / Сущность и виды иностранных инвестиций

Сущность и виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Так, по иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят:

приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;

внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала.К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

Правовую основу для привлечения иностранных инвестиций в РФ создает Федеральный закон от 09.07.1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно ст.2 данного законодательного акта, «иностранная инвестиция вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральным законодательством, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В российском законодательстве под прямой иностранной инвестицией понимают:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале предприятия, созданного или вновь образуемого на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества;

вложение капитала в основные фонды иностранного юридического лица, созданного на территории РФ;

осуществление иностранным инвестором на территории России как арендодателем финансовой среды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1,0 млн. руб.

Прочие инвестиции – международные займы и банковские депозиты. В основу этих инвестиций положен личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов.

Все законодательство, регулирующее зарубежные инвестиции, можно систематизировать так:

специальное; 2. общегражданское; 3. нормы международных договоров.

Специальное законодательство – Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» и многочисленные сопутствующие нормативные акты, изменяющие и дополняющие данный закон, а также постановления Правительства РФ по регулированию зарубежных инвестиций.

Гражданское законодательство – опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов. В этом случае имеются в виду различного рода сделки, договоры. Вещные права, отношения представительства и исковой давности – эти проблемы регулируют Гражданским кодексом РФ. Общегражданское законодательство применяют в том случае, когда регулирование деятельности иностранного инвестора с помощью специального законодательства невозможно вследствие его узкой направленности.

Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобретает в регулировании международных экономических отношений, а именно с принятием и использованием зарубежных инвестиций:

международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Это дополнительные гарантии к нормам, содержащимся в национальном законодательстве.;

международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения обычно определяют доход (прибыль) и имущество, которое облагают налогом без каких-либо ограничений в стране (источник доходов) или полностью освобождаться от налогообложения;

многосторонние конвенции имеют важное значение для регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, в частности для разрешения споров странами-донорами и реципиентами.

Появление многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхования экспорта капитала в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что многие из заключаемых сейчас соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано с относительно неблагоприятным климатом в России. Подобный режим предполагает, что в каждом случае зарубежный инвестор вправе выбрать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благоприятствования) ему подходит.

Иностранные инвестиции

Раздел 6. Иностранные инвестиции

6.1. Иностранные инвестиции: сущность и значение

Роль иностранных инвестиций в экономике. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью, и обусловлены тони следующими факторами:

а) международным разделением труда;

б) развитием международных связей;

в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство.

Значение иностранных инвестиций определяется тем, что они способствуют:

ускорению экономического развития и технического прогресса;

внедрению новых форм управления;

обновлению и модернизации производственного аппарата;

развитию малого и среднего бизнеса;

подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;

расширению экспортного потенциала страны;

замене импортозамещающего производства;

созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости и снятию социальной напряжённости;

повышению конкурентоспособности отечественного производства;

решению проблем реформирования экономики.

Регулирование иностранных инвестиций осуществляется рядом нормативных актов, центральное место среди которых занимает закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изменениями от 21.03.2002 г. и 25.07.2002 г.). Данный закон определяет правовые и экономические основы привлечения и эффективного использования в экономике РФ иностранных инвестиций. Он направлен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима зарубежных инвестиций нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, а также с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.

Сущность, субъекты и объекты иностранных инвестиций. Согласно закону, иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных и неимущественных прав, а также услуг и информации.

Иностранными инвесторами могут быть:

иностранные юридические лица, правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;

правоспособные иностранные граждане;

постоянно приживающие за границей и правоспособные лица без гражданства;

международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;

Читайте также  Ликвидные инвестиции в ценные бумаги

иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Объектами иностранных инвестиций могут быть:

вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;

права на интеллектуальные ценности;

целевые денежные вклады.

По закону иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещённых законодательством РФ. В частности, основными формами иностранных инвестиций являются следующие:

долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;

приобретение паёв, акций, облигаций и иных ценных бумаг;

приобретение прав пользования землёй и иными природными ресурсами;

приобретение иных имущественных прав;

инвестиции в форме государственных займов.

Правовой режим осуществления иностранных инвестиций. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чес аналогичный режим, предоставленный российским инвесторам, за исключением отдельных изъятий, устанавливаемых федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды любых подобных льгот и порядок их установления определяется законодательством РФ.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав её участников иностранного инвестора. С этого дня такая организация с иностранными инвестициями, так же как и иностранный инвестор, пользуется в полном объёме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.

Закон предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

правовой защиты и возмещения убытков, причинённых в результате действия (бездействия) государственных органов;

использования различных форм осуществления инвестиций;

перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (в соответствии с гражданским законодательством РФ);

компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

от неблагоприятного для иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства РФ (данные положения распространяются на коммерческую организацию, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации составляет свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект);

обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;

использования на территории РФ и перевода за её пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

беспрепятственного вывоза за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранных инвестиций;

права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

права на участие в приватизации;

предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, в том числе:

определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и разрабатывает законопроекты о перечнях подобных запретов и ограничений;

определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

привлекает инвестиционные кредиты на финансирование инвестиционных проектов федерального значения;

контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

контролирует подготовку и заключение международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

6.2. Прямые иностранные инвестиции

Понятие, фориы и методы прямых иностранных инвестиций. Существуют различные формы, в которых может осуществляться выход на международные рынки, и которые могут рассматриваться как альтернативные. Среди них наибольшее значение и распространение получили следующие:

б) инвестиции в существующие или новые производственные объекты за границей;

в) приобретение иностранных ценных бумаг;

г) покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

Об иностранных инвестициях можно говорить во всех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний или государств. В зависимости от того, в какие именно активы осуществляется вложение капитала, различают материальные, финансовые и нематериальные иностранные инвестиции (варианты (б), (в) и (г) соответственно).

Часто употребляют также понятия прямых и портфельных инвестиций, которые не совпадают полностью с их разделением на материальные и финансовые. Обычно под прямыми иностранными инвестициями имеют в виду покупку иностранным инвестором пакета акций, позволяющего ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении. Как часть собственного капитала предприятия средства, вложенные
иностранным инвестором в такой пакет, используются затем либо для финансирования строительства, реконструкции или технического перевооружения такого предприятия, т.е. как материальные (реальные) инвестиции, либо в других целях. Если же иностранный инвестор покупает акции предприятия с целью их перепродажи на вторичном рынке, то говорят о портфельных иностранных инвестициях. В законодательствах разных странах вводят критерии, которые позволяют разграничить прямые и портфельные инвестиции, главный из которых – доля в уставном капитале предприятия, приобретаемая иностранным инвестором. Так, в России считается, что если доля иностранного инвестора в уставном капитале превышает 10%, то следует говорить о прямых иностранных инвестициях. Однако данный критерий является чисто формальным, и на практике разделение на прямые и портфельные инвестиции может носить достаточно условный характер (так как, даже владея крупным пакетом акций предприятия, иностранный инвестор вполне может перепродать его).

Осуществление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) возможно различными методами, главными из которых являются: учреждение новой компании за рубежом, полностью принадлежащей иностранному инвестору; покупка существующих фирм за рубежом; создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путём продажи иностранным инвесторам акций. Иногда к методам прямого иностранного инвестирования относят также франчайзинг, т.е. предоставление за плату права использования известной фирменной марки или продукции, а также помощь в управлении и сбыте продукции (однако в других случаях его рассматривают как разновидность экспорта).

Основные методы портфельного иностранного инвестирования включают: покупку ценных бумаг на рынках других стран; покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране; вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Значение и преимущества ПИИ. Привлечение ПИИ позволяет национальным компаниям осуществлять сотрудничество с иностранными инвесторами в одной или нескольких отмеченных формах. Вместе с тем возможны и другие формы сотрудничества, не связанные с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме: например, международная кооперация производства, получение иностранного оборудования на основе лизинга, получение иностранных займов. Хотя в случае займов и лизинга иностранный капитал предоставляется, но он используется национальными компаниями по своему усмотрению. Собственность на основные средства, приобретённые с помощью иностранного капитала, остаётся в распоряжении национальной компании. Иностранный кредитор рассчитывает лишь на возврат заёмных средств с процентами к определённому сроку. Следует иметь в виду, что в соответствии с российским законодательством осуществление иностранным инвестором как арендодателем на территории РФ финансового лизинга определённых видов оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. также относится к ПИИ.

Значение ПИИ можно оценить, если сравнить их преимущества и недостатки с портфельными инвестициями и экспортом товаров. Обусловлено это тем, что любая компания будет оценивать, стоит ли ей организовывать собственное производство за рубежом, покупать там ценные бумаги или достаточно осуществлять экспорт своей продукции за границу. Факторы, определяющие сравнительную выгодность различных форм иностранных инвестиций и экспорта продукции, представлены в табл. 6.1 (ответы «да» и «нет» следует воспринимать как относительную характеристику выгодности приведённых форм по каждому фактору).

Выгодность различных форм выхода на международные рынки

Группы факторов выгодности форм

Формы выхода на международный рынок

Связь с масштабом основной деятельности (спрос, прибыль, размер фирмы)

Связь с ресурсами в других странах (трудовые, материальные, технологии)

Связь с «окружающей средой» (финансовые риски, торговые ограничения, международная диверсификация производства)

В первой и второй группах факторов портфельные инвестиции имеют для фирмы слабое значение, поскольку через них не достигается ни рост результатов от основной деятельности (1-ая группа), ни повышение эффективности использования ресурсов через лучший доступ к ним (2-ая группа). Инвестор стремится лишь использовать благоприятную конъюнктуру на международных рынках ценных бумаг, а инвестиции в производство его здесь вообще не интересуют. В то же время прямые инвестиции в отличие от обычного экспорта продукции, производимой в своей стране, позволяют получить доступ к более дешёвым или к более эффективным производственным ресурсам в других странах.

Читайте также  Инвестиции в туризме алтайский край

В третьей группе факторов, напротив, проявляются преимущества портфельных инвестиций, которые, во-первых, обеспечивают хорошие возможности для диверсификации деятельности через перелив капиталов, а во-вторых, позволяют преодолевать или смягчать ряд барьеров, вводимых национальными правительствами по регулированию экспортно-импортных операций и валютного курса. В случае намерения осуществлять прямые инвестиции или экспорт продукции возникает необходимость выбора, при которой учитывается весь комплекс ограничений. В одних случаях более благоприятными оказываются валютные условия, в частности валютные ограничения или сложившиеся курсовые соотношения, а в других – правила ввоза-вывоза товаров.

По сравнению с прямыми инвестициями для экспорта большее значение имеют вводимые в стране экспортные пошлины, квоты, а также импортные пошлины и квоты в стране-импортёре. Однако при экспортных операциях существуют и лучшие возможности управления валютными рисками. Так, экспортёр, оформив контракт на три месяца на поставку продукции, может одновременно заключить с банком форвардный валютный контракт на продажу валютной выручки по окончании этого срока, что устраняет проблему валютного риска. ПИИ также требуют осуществления конверсии валют. Но после вложения капитала за границей, как правило, нужен длительный период времени для получения прибыли от деятельности дочерних или совместных структур за рубежом, а следовательно, и для ин трансферта к материнской компании. С увеличением срока осуществляемых операций валютные риски возрастают, так как момент трансферта и размеры переводимых из-за рубежа средств заранее точно не определены, и поэтому нет возможности заключения форвардных и других срочных контрактов для покрытия валютного риска.

Большое значение при выборе имеют также различные проблемы, возникающие при осуществлении инвестиций и экспорте продукции, обобщённая характеристика которых дана в табл. 6.2.

Проблемы, возникающие при различных формах

выхода на международные рынки

Формы выхода на международный рынок

Связь с осуществлением сделки (выбор партнёра, транспортные затраты, таможенные пошлины и квоты)

Появление издержек упущенных возможностей из-за «связывания» капитала

Связь с рисками (финансовыми, политическими и пр.)

Наиболее острые проблемы при экспортных операциях возникают при перемещении товара к иностранным покупателям, так же как и при выборе партнёров. Эти проблемы удаётся обойти или снизить за счёт осуществления инвестиций за рубежом, как прямых, так и портфельных.

Наибольшим недостатком прямых инвестиций за рубежом является то, что капитал надолго может быть связан в осуществляемых проектах, причём без получения достаточной отдачи. В то же время вложения в ценные бумаги при их относительно высокой ликвидности могут быть достаточно быстро возвращены. Этой проблемы вообще не существует в случае экспортных операций.

Финансовые и политические риски велики при любых вложениях капитала за рубежом, а в случае экспортных операций могут быть минимизированы, хотя и здесь нет полной гарантии от изменения законодательства стран-партнёров или изменений на их валютных и финансовых рынках, что может отразиться на обменных курсах и других условиях сделок.

В целом ПИИ характеризуются длительным периодом, значительными суммами инвестируемых средств, сильной зависимостью от условий вложения капитала за рубежом. Вместе с тем только они реально позволяют инвестору обеспечить расширение масштабов деятельности, овладение новыми рынками сбыта, усиление международных конкурентных позиций.

Финансовые и страновые риски при осуществлении ПИИ. Понятие «страновой риск» до сих пор не имеет однозначной трактовки. В 1970-е гг. широко использовали понятие суверенный риск» — риск кредитования правительства суверенной страны. В этот период многие коммерческие банки столкнулись с рисками финансирования частных заёмщиков из развивающихся стран, не входивших в группу ОПЕК. В конце ХХ в. Резко обострились долговые проблемы развивающихся государств, финансовые кризисы затронули интересы иностранных инвесторов, многие из них столкнулись с проблемой дискриминационного отношения со стороны национальных правительств. Это привело к введению понятия странового риска, которое стали употреблять часто на интуитивном уровне, без чёткого определения.

Обычно под страновым риском понимается любой ущерб, наносимый иностранным инвесторам и фирмам в результате тех или иных решений принимающей страны (страны-реципиента), политических и военных событий в этой стране или неблагоприятных изменений на финансовых рынках. Необходимо отличать риск страновой от чисто коммерческого, который подразумевает убытки фирмы, связанные с ошибками в её коммерческой деятельности. На практике, однако, коммерческие и страновые риски тесно взаимосвязаны, и их не всегда можно однозначно разделить.

Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические. Под экономическими страновыми рисками понимается возможность частичной или полной неплатёжеспособности страны перед нерезидентами, т.е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. Политические страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путём дискриминации, национализации или экспроприации. Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещённым в этой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям. Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т.п. Под экспроприацией имеется в виду полное лишение иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенспция убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%).

Целесообразно риски осуществления ПИИ также разделять на микро- и макроэкономические. Микроэкономические страновые риски относятся непосредственно к месту расположения прямых инвестиций и условиям окружающей среды в узком смысле слова, например, наличию достаточной территории для строительства (с учётом будущего развития), примыканию к транспортным артериям и системам, наличию рабочих определённой минимальной квалификации в месте осуществления инвестиций, достаточному снабжению водой и энергией и т.д. Эти виды рисков можно более надёжно идентифицировать и оценить, а также воздействовать на их уменьшение. К макроэкономическим страновым рискам можно отнести: валютный риск; процентный риск; риск инфляции; риск конвертируемости; риски, связанные с невыполнением условий кредитных соглашений; трансфертный риск; мораторий или пересмотр условий погашения долга; риск отказа от признания долга (repudiation) или его дальнейшего обслуживания (default).

Понятие иностранных инвестиций

Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Поэтому инвестиционная деятельность — это деятельность, направленная на вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Иностранные инвестиции — это особый вид инвестиций, который обособляет поток иностранных денежных средств или иного капитала.

В правовом смысле под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Особой разновидностью иностранных инвестиций являются иностранные капитальные вложения, т.е. инвестиции в основной капитал (основные средства), принадлежащий иностранному инвестору, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты на территории РФ.

Любое вложение иностранного капитала осуществляется на основе инвестиционного договора. Инвестиционный договор — это договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию средств в объект предпринимательской деятельности на территории РФ, например для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества.

Такой договор может называться соглашением об инвестировании, контрактом на реализацию инвестиционного проекта, договором участия в долевом строительстве, договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) и т.д. Это не влияет на его правовую природу, намного важней его содержание, т.е. условия и право, применимое к отношениям, порожденным этим договором. Инвестиционное соглашение заключается между российским и иностранным лицом. В инвестиционном соглашении, как правило, устанавливаются вид риска и обязательства инвестора, права и обязанности сторон, объемы, направления и сроки вложения инвестиций, объект инвестиций, ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения, срок действия инвестиционного соглашения, показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации инвестиционного проекта.

Читайте также  Специалист по инновациям и инвестициям

Субъекты иностранных инвестиций

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Одним из главных действующих лиц в инвестиционном соглашении, осложненном иностранным элементом, является иностранный инвестор. Иностранные инвесторы относятся к категории лиц, которые могут выступать заинтересованной стороной в инвестиционном соглашении.

Во-первых, иностранными инвесторами могут быть иностранные юридические лица, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

Во-вторых, к категории иностранных инвесторов могут относиться иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

В-третьих, инвестированием может заниматься иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

Из числа иностранных инвесторов не исключаются также международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ, и иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Правовой статус иностранных инвесторов определяется равным правовому статусу отечественных инвесторов. Более того, правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран (режим наибольшего благоприятствования).

Иностранные инвесторы имеют равные нрава на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с гражданским законодательством РФ; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ; осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц, что и произошло в деле, рассмотренном арбитражным судом РФ.

АО, имевшее в собственности земельный участок, заключило со строительной компанией договор о совместной деятельности. Согласно этому договору на земельном участке предстояло возвести жилой дом и по окончании строительства поделить квартиры между участниками простого товарищества. Строительная компания одновременно заключила договор подряда с фирмой иностранного государства о строительстве жилого дома для российских военнослужащих на земельном участке АО. По окончании строительства АО заявило иск о выделении ему квартир согласно договору простого товарищества. Арбитражный суд исковое требование удовлетворил.

Иностранная фирма обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о том, что Российская Федерация и иностранное государство заключили соглашение «О предоставлении гранта» с целью обеспечения жильем офицеров Российской армии, в соответствии с которым строительство жилого дома профинансировано за счет средств иностранного государства. Заключение контрактов на строительство жилья также возлагалось на иностранную фирму. Коммерческих партнеров, в том числе строительную компанию, иностранной фирме предложила администрация области, в которой возводился дом. При этом ни фирма, ни администрация не были поставлены в известность о наличии договора о совместной деятельности между акционерным обществом и строительной компанией. Иностранная фирма полагала, что выделение квартир без учета целей финансирования строительства неправомерно и не может проходить без ее участия в рассмотрении спора. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ судебные акты о разделе жилья между участниками простого товарищества были отменены, дело направлено на новое рассмотрение с предложением привлечь иностранную фирму в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями с целью разрешения вопросов о выделении жилья военнослужащим (см. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов).

В обязанности субъектов инвестиционной деятельности входят обязанность осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами); исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению. При заключении сделок в отношении недвижимости, находящейся в России, иностранный инвестор обязан соблюдать требование законодательства РФ о регистрации таких сделок. Однако на практике это требование соблюдается не всегда.

Объекты иностранных инвестиций

Объектами инвестиционной деятельности в России признаются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях российской экономики, цепные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Это означает, что объектом инвестирования может быть объект гражданских прав. Как-верно заметил А. Б. Смушкин, «законодатель понимает под объектами инвестирования ни деятельность, ни процесс, а именно имущество» [1] . При этом российское законодательство практически не содержит запретов на инвестирование с участием иностранных лиц. Исключение составляют объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Следует отметить, что форма собственности, в которой находятся объекты инвестиций, значительно влияет на весь процесс инвестирования, и инвестиции условно можно классифицировать следующим образом: инвестиции в отношении находящихся в государственной собственности объектов гражданских прав; инвестиции в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов гражданских прав; инвестиции в отношении находящихся в частной собственности объектов гражданских прав. В этом отношении отличается инвестирование в отношении объектов из публичной собственности (государственной или муниципальной), поскольку на заключение инвестиционного соглашения потребуется согласие органов власти. Например, постановлением Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 определен Порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества. Существенными условиями такого инвестиционного договора будет предмет инвестиционного договора; характеристики объекта недвижимого имущества; срок действия инвестиционного договора; условия использования земельного участка в период реализации инвестиционного договора и после его завершения и объем имущественных прав сторон инвестиционного договора на результаты реализации инвестиционного проекта.

  • [1]Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». М.: ООО «Новая правовая культура», 2007. С. 54.

Источники: http://studfiles.net/preview/2801922/, http://refdb.ru/look/2312937.html, http://studme.org/46106/pravo/ponyatie_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто