Иностранные инвестиции основные страны инвесторы

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – это вложение определенного актива (деньги, силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
— реальные;
— финансовые;
— нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
— государственные;
— частные;
— смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
— прямые;
— портфельные;
— прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
— краткосрочные (от одного дня до одного года);
— среднесрочные (от одного года до трех лет);
— долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
— предпринимательские;
— ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
— приобретение иных имущественных прав;
— приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
— инвестиции в форме государственных займов;
— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
— вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
— ценные бумаги;
— права на интеллектуальные ценности;
— научно-техническая продукция;
— целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
— в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
— в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
— в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
— в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
— в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
— в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
— в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Читайте также  Защита инвестиций гарантии прав инвесторов

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
— богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
— огромный внутренний рынок;
— относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
— отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
— кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
— возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
— подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
— упадок традиционных отраслей национальной экономики;
— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Иностранные инвестиции основные страны инвесторы

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции

Международные инвестиции — это понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. В экономическом смысле международные инвестиции представляют собой куплю-продажу товаров особого свойства — международных инвестиционных товаров, которые приносят доход и характеризуются ликвидностью и свободным обращением. Этим товары относятся к числу так называемых биржевых товаров.

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты физическим и юридическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости. Вложения в ценные бумаги называются финансовыми инвестициями.

Основные субъекты инвестиционных отношений — это государство в лице разных органов исполнительной власти, корпорации и частные лица.

Иностранные инвестиции в Россию — вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.

Российские инвестиции — вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предприятия и организации, расположенные за пределами России.

Источником инвестиций могут выступать как собственные средства организаторов производства (акционеров, собственников, пайщиков), так и заемные средства (кредиты банков, ссуды).

капитал, находящийся в движении на мировом рынке, делится на официальный (государственный) и частный (негосударственный).

капитал делится на предпринимательский и ссудный.

капитал подразделяется на среднесрочный, долгосрочный и краткосрочный.

различают капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

К конкретным формам могут быть отнесены следующие:

— долевое участие при создании новых совместных предприятий;

— приобретение долей участия (паев, акций, ценных бумаг) в существующих предприятиях;

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

— создание дочерних предприятий, филиалов, представительств, иностранных юридических лиц;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— участие в осуществлении разгосударствления и приватизации;

— приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

Читайте также  Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект

— осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах;

— осуществление промышленного сотрудничества;

— заключение концессионных договоров с юридическими и физическими лицами.

Основные иностранные инвесторы, осуществляющие косвенные инвестиции:

— Международный валютный фонд;

— Международная финансовая корпорация;

— Европейский банк реконструкции и развития;

— правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;

— зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

— специализированные финансово-кредитные организации (например, Российско-Американский фонд предпринимательства).

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) обладают рядом преимуществ перед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:

• они сочетают в себе капитал с одновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и взаимовыгодным обменом ноу-хау (включая выход на международные рынки);

• их мультипликативный эффект может активизировать виртуальный инвестиционный цикл, что позитивно отразится не только на промышленном производстве, но также на других секторах экономики («тянущий» эффект для сельского хозяйства, «толкающий» — для сферы услуг);

• ПИИ активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;

• при правильной организации, стимулировании и размещении ПИИ могут ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов;

• они способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование, производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильным портфельным инвестициям, которые могут быть внезапно выведены с крайне негативными последствиями для экономики в целом;

• притоки капитала и ноу-хау благотворно воздействуют на реальную экономику, стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения и расширяют налоговую базу. С ростом объемов национальных сбережений снижается зависимость от иностранных доноров;

• с развитием местного производства нивелируются проблемы с балансом платежей, с чем столкнулась, например, Россия вследствие массового импорта важнейших потребительских и капитальных товаров;

• с повышением уровня доверия «летучий» капитал (деньги, которые российские граждане держат в иностранных банках и в наличности) и отечественные сбережения могут быть возвращены в российскую экономику.

Существует обобщение и отрицательного опыта внедрения ПИИ в национальную экономику (это особенно характерно для развивающихся стран):

• сосредоточение внимания чаще на краткосрочных проектах, нежели на долгосрочных;

• предпочтение отдается торговле в ущерб производству;

• ТНК переносят устарелые технологии, а их инвестиции ограничиваются оборудованием second hand;

• ТНК входят на основе 50 : 50 и затем быстро пытаются заполучить контрольный пакет акций;

• пользуясь своим финансовым весом, они пытаются оказывать влияние на местных политиков и в поиске благоприятных условий «заигрывают» с администрациями регионов;

• перемещая в страну отдельные отрасли, они зачастую используют экологически грязное оборудование.

Динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2007-2011 годах представлена в таблице 1.

Динамика иностранных инвестиций (млн. долларов США)

По состоянию на конец июня 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 334,7 млрд. долларов США, что на 6,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Накопленный организацией иностранный капитал — общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 59,0% (на конец июня 2011г. — 57,8%), доля прямых инвестиций составила 38,5% (39,5%), портфельных — 2,5% (2,7%).

В I полугодии 2012 г. в экономику России поступило 74,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,7% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 67,5 млрд. долларов, или на 17,4% меньше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн.долларов США)

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2012 г. составил 116,8 млрд. долларов США.

В I полугодии 2012 г. из России за рубеж направлено 69,5 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 3,4% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 62,7 млрд. долларов США, или на 9,0% больше, чем в I полугодии 2011 года.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)

Чистый отток капитала из страны в 2008-2011 годах составил 308 млрд. долларов. Данные показатель обусловлен в частности инвестициями российских компаний за рубеж, и снижением активности инвесторов в связи с общей неопределенностью на мировых рынках и ситуацией в Европе.

В 2008-2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. По итогам 2011 года, по оценке Банка России, объем ПИИ составил 51,9 млрд. долларов (19,9% рост к 2010 году).

По данным опроса Merril Lynch, проведённого среди международных управляющих инвестиционных фондов, Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности среди стран БРИКС.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG.

Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г. . читать далее .

Основные страны-инвесторы России

По данным аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton International, которая выступает проводником между инвесторами, получателями инвестиций и федеральными и региональными властями в процессе привлечения инвестиций в регионы, на сегодняшний день основными странами-инвесторами для России являются Кипр, Нидерланды, Люксембург и некоторые другие, относящиеся к оффшорным зонам. В накопленных инвестициях доля средств, поступивших с Кипра, составляет 31,835 млрд. долл., из Нидерландов — 30,69 млрд., Люксембурга — 26,78 млрд., Великобритании — 11,6 млрд., Германии — 10 млрд., США — 6,8 млрд., Ирландии — 3,7 млрд. С Британских Виргинских островов поступило 3,6 млрд., из Швейцарии — 3,1 млрд.[10]

Статистика долей инвестиций приведена в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Доли инвестиций по крупнейшим иностранным инвесторам

Пути решения проблем иностранного инвестирования

Доля России в общем объеме мировых инвестиций весьма низка и не соответствует ее потенциальным возможностям. Это объясняется неразвитостью конкурентных преимуществ страны. По производительности труда, эффективности использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4-6 раз от развитых государств и в 3-4 раза — от новых индустриальных стран. За последнее десятилетие произошло снижение этого показателя — падение производительности труда и сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте.[11]

Можно выделить 10 проблем инвестирования в России и способы их решения:

Читайте также  Управление инвестициями под редакцией шеремета

Коррупция является одной из важных проблем в России. Одним из следствий этой проблемы является нежелание многих инвесторов вкладывать деньги в предприятия России.

Так выглядит график нарушений (воровства и нецелевого использования бюджета) за предыдущие года (диаграмма 2):

Диаграмма 2. Как выявлялись нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, млрд. рублей

По официальной версии в прошлом году уровень коррупции составил 718,5 млрд. рублей. Кто же захочет вкладывать в российские предприятия, если во многих госучреждениях мало что можно сделать без связей или взятки?

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на: [12]

  • а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;
  • б) определении стратегии и тактике борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
  • в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;
  • г) разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;
  • д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;
  • е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
  • ж) использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);
  • з) систематической оценке результатов работы и корректировки мер.
  • 2) Внутренняя нестабильность

Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов.

3) Криминализация общества и экономики

Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

4) Таможенный режим

В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. [13, c. 26]

Риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.

Для создания более привлекательного инвестиционного климата необходимо систематизировать не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.

Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики должно быть:

  • § усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
  • § создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
  • § осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
  • § либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Таким образом, Россия обладает богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. [14]

Источники: http://mir-fin.ru/inostrannye_investicii.html, http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/inostrannie-investitsii-v-ekonomike-rossii-1608, http://vuzlit.ru/1169293/osnovnye_strany_investory_rossii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто