Иностранные инвестиции в белорусскую экономику

Актуальные вопросы привлечения иностранных инвестиций в белорусскую экономику: информационно-медийный аспект

Существует весьма обширный набор механизмов воздействия государства на инвестиционную деятельность, в числе которых, наряду с налоговыми льготами, льготными кредитами, софинансированием, администрированием, созданием специальных советов по инвестициям, организаций регионального развития и инвестиционных фондов, следует назвать и информационное обеспечение инвестиционной деятельности. Речь в данном случае идет о системе информационного обеспечения иностранных инвесторов, которая является важной составной частью инфраструктуры, нацеленной на активизацию процесса привлечения прямых иностранных инвестиций. Понятно, что любые недоработки и сбои в функционировании данной системы могут только тормозить приток инвестиций из-за рубежа. В качестве основных элементов этой системы выделяют информацию о: «а) внутренней и внешней конкуренции; б) перспективах основных рынков; в) каналах дистрибуции; г) конкуренции; е) уровнях технологического развития; ж) правовых аспектах»[2, c.161].

Кроме того, необходимым инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций является эффективная медийно-коммуникационная стратегия, осуществление которой должно способствовать созданию благоприятного имиджа Республики Беларусь, как места выгодного размещения инвестиций, а также разрушению стереотипов и представлений о белорусской экономике как неблагополучной для зарубежных инвесторов. Реально конструктивным шагом по осуществлению названной стратегии стал состоявшийся в ноябре 2012 года в Минске седьмой Белорусский инвестиционный форум, участие в котором приняли представители иностранного бизнеса, финансовых институтов, международных организаций, которым была предоставлена максимально полная и достоверная информация об инвестиционном потенциале Республики Беларусь, в том числе и об открывающихся возможностях в связи с формированием 170-миллионного общего рынка Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

В “Концепции национальной безопасности Республики Беларусь” трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций и доступность зарубежных кредитных ресурсов названы в числе основных национальных интересов в экономической сфере, а недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций рассматриваются на уровне основных потенциальных либо существующих угроз национальной безопасности. Поэтому необходимым условием нейтрализации источников угроз национальной безопасности в экономической сфере является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе, в том числе, и прямых иностранных инвестиций. При этом привлечение внешних ресурсов в белорусскую экономику «целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией»[3].

Для Беларуси – страны с переходной экономикой – тема привлечения иностранных инвестиций является весьма актуальной и в силу наблюдаемых сегодня тенденций в мировых инвестиционных процессах, где «растет приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой и развивающиеся страны; операции в сфере трансграничных слияний и поглощений играют первостепенную роль в политике мировых прямых иностранных инвестиций; возрастает значение частных фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов в сфере трансграничных слияний и поглощений; отмечается рост производства товаров и услуг транснациональными корпорациями; прогнозируется возможное ухудшение инвестиционного климата, что во многом связано с мировым кризисом и усилением протекционизма в развитых странах»[4].

И в этой связи, как отмечает в Докладе о мировых инвестициях за 2011 год генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун, именно «транснациональные корпорации все активнее взаимодействуют с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, используя все более широкий спектр моделей производства и инвестиций, таких, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, перевод на внешний подряд (аутсорсинг) услуг, франшизинг и лицензирование. Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующую глобальную экономику, для укрепления их отечественного производственного потенциала и повышения их международной конкурентоспособности»[5]. Словом, «прямые иностранные инвестиции являются не только балансирующей статьей в платежном балансе, но и источником мировых технологий, новых высокопроизводительных рабочих мест»[6].

На 2012 год белорусским правительством ставилась задача привлечь в экономику страны 3,7 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе, в том числе 1,2 миллиарда долларов – на модернизацию и создание новых рабочих мест. Фактически речь идет о запуске с помощью этих средств новой волны индустриального технологического развития, что должно способствовать созданию условий для притока долгосрочных и эффективных инвестиций и технологий. Иными словами, «иностранные инвестиции, особенно такой их вид, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ), играют большую роль в экономике. Это особенно важно в период экономических спадов и кризисов, когда ПИИ могут являться серьезным источником финансовой поддержки экономики»[7, c.53]. Статистика утверждает, что каждый вложенный доллар прямых иностранных инвестиций дает примерно такой же прирост величины внутреннего валового продукта. А каждое рабочее место, созданное за счет таких инвестиций, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что только увеличивает занятость населения.

Есть и ряд других моментов положительного влияния прямых иностранных инвестиций на состояние экономики страны. Так, за счет инвестора новым технологиям и системе менеджмента обучаются местные специалисты. Гораздо быстрее происходит вхождение экономики конкретного государства в мировые хозяйственные связи, что весьма позитивно сказывается на сокращении оттока квалифицированных кадров за пределы страны. Да и появление “мягкой” конкуренции для местных предприятий также способствует совершенствованию их деятельности на рынке.

Впрочем, конкретная практика привлечения иностранных инвестиций в разных странах показывает и другую сторону данного вопроса. Речь в данном случае идет и об отрицательном влиянии подобных инвестиций на экономику того или иного государства. Имеются в виду случаи, когда иностранный инвестор может скупить местное предприятие с целью его ликвидации и устранения конкурента на рынке. Встречаются и такие примеры, когда иностранный инвестор, вложив средства в то или иное предприятие, затем резко сокращает количество его работников, создавая тем самым социальное напряжение и конфликт в обществе. Современная история знает такие случаи, когда политика некоторых государств контролировалась и полностью направлялась иностранными транснациональными корпорациями, когда в их руках оказывались ведущие отрасли экономики и, следовательно, ставилась под угрозу экономическая безопасность страны. Понятно, что разумный выход из подобных ситуаций должен быть в “золотой середине”: страна, нуждающаяся в иностранных инвестициях, должна стремиться к их привлечению, не оставляя при этом данный процесс без эффективного контроля со стороны государственных органов. Или, как заметил недавно глава белорусского государства, «Беларусь должна определить точки роста экономики, максимально используя возможности глобального рынка, и строить политику таким образом, чтобы сформировать механизмы защиты от кризисных явлений»[8]

Что касается Беларуси, то приоритетной формой прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику является создание совместных и иностранных предприятий «для реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта»[9].

Еще одной формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций предприятий, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. В целом же Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также в инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. И приоритеты здесь расставлены следующим образом: в высокотехнологичные секторы экономики – это фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии; в создание и развитие кластеров – это объединенная на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенная на определенной территории группа организаций, обеспечивающая конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках; в традиционные виды экономической деятельности – это химическое производство, выпуск машин и электрического, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность.

Если взять автомобильную отрасль, то здесь основными формами привлечения иностранных инвесторов являются: создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий; приватизация отдельных государственных организаций; создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта. А в строительстве стратегически актуальным в этом смысле является проектирование и возведение зданий с использованием технологий скоростного строительства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение, а также монолитное и сборно-монолитное строительство.

В целом для интенсификации процессов привлечения прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику, по мнению правительства страны, надо обеспечить выполнение двух условий: во-первых, гарантировать инвестору, что те правила игры, которые установлены на момент его вхождения в Беларусь, сохраняются на протяжении действия инвестиционного договора; во-вторых, должно быть желание министерств, областей, органов государственного управления привлекать инвестора и понимание того, что это необходимо для выхода страны на качественно иной уровень экономического роста.

Собственно, на реализацию этих положений и нацелена принятая в январе 2012 года Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь “Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года”, направленная на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, а также на расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития частно-государственного партнерства, которое сегодня можно охарактеризовать как еще незадействованный в должной мере механизм привлечения иностранных инвестиций в белорусскую экономику.

В Беларуси под частно-государственным партнерством понимается форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом, которая располагает потенциалом по преодолению экономических противоречий, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование. Предполагается, что у нас в стране сферами частно-государственного партнерства могут и должны стать транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергосбережение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых. А еще частно-государственное партнерство может реализовываться в Беларуси в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия.

Конечная цель всех предпринимаемых сегодня в нашей республике действий по активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику – выйти в 2015 году на их объем в 7–7,5 миллиарда долларов. При этом в числе мер по стимулированию деятельности иностранных инвесторов и созданию положительного инвестиционного имиджа Беларуси следует назвать и те, которые касаются непосредственно отечественных средств массовой информации: «…популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики; проведение мероприятий международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций, семинаров»[4].

Cтатистика утверждает, что за период с 2005 по 2010 год объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику увеличился с 1,3 млн. до 69,4 млн. или в 12,3 раза. В пересчете на душу населения это означает рост с до 7. Казалось бы, темп впечатляющий. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы. О многом говорят и такие цифры. Среди стран Юго-Восточной Европы и государств–участников СНГ в последние годы основными получателями прямых иностранных инвестиций являлись партнеры Беларуси по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству – Россия и Казахстан, на долю которых пришлось соответственно 60 и почти 15 процентов всех инвестиций. Беларусь в 2010 году привлекла только 2 процента прямых иностранных инвестиций, приходящихся на регион. Выводы, что называется, напрашиваются сами: «Медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций Основные направления совершенствования предусматривают создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличение притока инвестиций в экономику»[10]. А к числу факторов, препятствующих притоку иностранных инвестиций в белорусскую экономику, относятся такие, как «система валютного регулирования, нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса, уровень налоговой нагрузки, доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг»[4].

Читайте также  Доверительное управления инвестициями в интернете

Вот почему на седьмой Белорусский инвестиционный форум возлагались немалые надежды, для осуществления которых его организаторы пошли на обновление самого формата данного мероприятия: «Задача стоит не только презентовать возможности Беларуси, но и внимательно изучить и учесть пожелания потенциальных инвесторов в контексте прихода на белорусский рынок»[11]. Фактически данный форум представлял собой площадку для открытого диалога между представителями органов государственного управления, национальным бизнесом и иностранными инвесторами. Площадку для обсуждения стратегических и оперативных вопросов ведения бизнеса, в рамках которой белорусская сторона ожидала «от участников форума откровенного разговора и конкретных шагов в отношении предложенных инвестиционных проектов, равно как и видения проблем, с которыми они, возможно, уже столкнулись при реализации своих бизнес-планов в нашей стране»[12]. Ориентация на привлечение иностранных инвестиций в инновационную экономику предопределила и тематику секционных обсуждений по таким отраслям, как информационно-коммуникационные технологии, фармацевтическая промышленность, индустрия биотехнологий.

Одновременно в рамках форума состоялся Минский инвестиционный день, организатором которого выступил столичный горисполком и в числе ключевых задач которого значились: «… презентация инвестиционного потенциала Минска, содействие привлечению зарубежных инвесторов, реконструкция и развитие существующих промышленных активов, продвижение новых проектов»[13]. Всего в рамках форума было представлено 23 инвестиционных проекта на общую сумму в один миллиард долларов, каждый из которых является инновационным и предусматривает создание новых производств в фармацевтической промышленности, производстве новых материалов, альтернативной энергетике, а также в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и машиностроении. Свои проекты для иностранного инвестирования презентовали областные исполкомы, концерн ”Белгоспищепром”, министерства сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, здравоохранения, энергетики, Национальная Академия наук.

Самым крупным инвестиционным проектом, с которым смогли ознакомиться участники форума, стало строительство сахарного комбината в Дятловском районе Гродненской области, стоимость которого оценивается в 330 миллионов долларов. А в числе наиболее быстроокупаемых проектов – организация производства вакуумных систем взятия крови на территории свободной экономической зоны “Гомель–Ратон”, срок окупаемости которого составляет два года. По двум другим проектам – «создание форелевого хозяйства на 200 тонн товарной рыбы в ОАО “Альба” в Несвиже, разработка очистки технологических вод от органических загрязнителей с использованием микробиологического препарата ЕМ1 ”Конкур”»[14] – срок окупаемости составит три года.

Еще одной важной особенностью седьмого Белорусского инвестиционного форума стало проведение в его рамках пленарного заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), созданного еще в 2001 году с целью повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики, обеспечения проведения последовательной государственной политики в этой области. Традиционно пленарные заседания КСИИ являются важнейшими этапами в его деятельности, так как на них подводятся итоги проделанной работы и определяются направления деятельности на ближайшую перспективу. В частности, предыдущее – шестое – заседание КСИИ проходило три года назад. И тогда его зарубежные участники высказали немало предложений по улучшению дальнейшей работы с иностранными инвесторами. На этот раз встреча проходила в формате круглого стола, который, по мнению его организаторов, наиболее подходит для открытого диалога между участниками, каждому из которых была предоставлена возможность высказать свою точку зрения по вопросам повышения эффективности работы с иностранными инвесторами, предложить свои варианты создания комфортных условий для ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Беларуси.

Интересная деталь. В июне текущего года проходило расширенное заседание постоянного комитета при КСИИ, участие в котором приняли более 130 представителей крупных компаний с национальным и иностранным капиталом и банковских учреждений, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, органов государственного управления, посольского корпуса. На этом заседании белорусское правительство высказало свою крайнюю заинтересованность в получении от инвесторов предложений по стимулированию инвестиционной активности, повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов. И сейчас это пожелание, надо полагать, реализовано в полной мере. Тем более, что Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь «разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности; участвует в рассмотрении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с деятельностью коммерческих организаций с иностранными инвестициями; имеет право вносить в республиканские органы госуправления для рассмотрения предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, ограничивающих права инвесторов, а также о принятии новых, способствующих привлечению в Республику Беларусь иностранных инвестиций»[15].

Как видим, в современных условиях существует немало механизмов и инструментов для активизации притока иностранных инвестиций в белорусскую экономику, в том числе и информационных, играющих далеко не последнюю роль в инвестиционной политике страны. Грамотное и целенаправленное использование их, в том числе и представителями международного сегмента национальной журналистики, позволит существенно усилить эффект и от других инструментов привлечения прямых иностранных инвестиций и достичь долгосрочных целей инвестиционной политики.

1. Основные принципы внешней политики [Электронный ресурс]. – 2012. – URL: http://president.gov.by/press23865.html

2. Малашенкова, О. Ф. Механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций: информационный аспект / О. Ф. Малашенкова // Новые вызовы в экономике XXI века : международная научно-практическая конференция к 80-летию Института экономики НАН Беларуси (г. Минск, 24–25 марта 2011г.) / Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минск : “Право и экономика”, 2011. – С. 160–162.

3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – URL: http://www.mod.mil.by/koncep.html

4. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года [Электронный ресурс]. – 2012. – URL: http://www.government.by/upload/docs/file56dfecd71d0dd538.PDF

5. Доклад о мировых инвестициях, 2011 год [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2011.pdf

6. Концепция сбалансированного развития экономики будет реализовываться в 2012 году [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: http://www.government.by/ru/content/4126

7. Соболев, В. Привлечение иностранных инвестиций и деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты / В. Соболев // Меркурий. – 2010. – № 3. – С. 53–58.

Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь (стр. 8 из 9)

По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формирования инвестиционного климата». Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.

2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы четыре свободные экономические зоны — «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск». Иностранные инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории зон, имеют возможность пользоваться значительными преференциями ведения бизнеса по сравнению с общими условиями, действующими в стране. Одним из главных преимуществ белорусских свободных экономических зон являются существенные льготы, прежде всего в области налогов и таможенного регулирования. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ от реализации продукции собственного производства или услуг освобождается от налогообложения в течение 5 лет со дня объявления прибыли, включая первый прибыльный год. Прибыль, направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь, освобождается от обложения налогом на доходы. Таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе продукции собственного производства резидентов СЭЗ за пределы Республики Беларусь не взимаются таможенные пошлины и платежи, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование.

К примеру, резиденты СЭЗ «Минск» в 2003 году увеличили объем привлеченных иностранных инвестиций в 2,6 раза и привлекли $79,8 млн. Общий объем заявленных в прошлом году инвестиций составил $24,4 млн. Доля зарубежного капитала составляет 51,6% в общем объеме заявленных инвестиций. В их структуре наибольший удельный вес занимает капитал из Англии (22%), США (15%) и России (14%). В создание производственных предприятий на территории СЭЗ «Минск» вложили средства представители 21 страны мира, в том числе Нидерландов, Сербии и Черногории, Швейцарии, Польши, Германии, Италии, Кипра, Турции.

Администрация СЭЗ сообщает, что в настоящее время деятельность предприятий-резидентов СЭЗ «Минск» направлена на увеличение доли экспорта и развитие приоритетных для Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении современных строительных технологий и материалов, выпуске энергосберегающей продукции, производстве и упаковке продуктов питания, изготовлении медицинского инструментария. Основными производствами в СЭЗ являются машиностроение и оборудование (23,2%), строительство и энергосбережение (22,5%), а также деловая инфраструктура (21,7%). Удельный вес реализации продукции на экспорт предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск» составляет 68,5%. Удельный вес импортозамещающей продукции в общем объеме производства — 70%. Всего с начала деятельности СЭЗ предприятиями реализовано продукции на сумму более 459 миллиардов рублей. При этом в 2003 году объем реализации составил более 249 миллиардов, что практически вдвое больше аналогичного показателя 2002 года. Объем экспорта в прошлом году составил более 171 миллиардов рублей, превысив соответствующий показатель 2002 года более чем в 2,5 раза.

По состоянию на 1 января текущего года предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск» уплачено налогов, сборов и других отчислений в бюджет и другие внебюджетные фонды на сумму 51,5 миллиардов рублей, в том числе за минувший год — 23,9 миллиардов. Краткая информация о деятельности СЭЗ »Минск» в 2004 году по состоянию на 01.07. 2004 г. приведена в приложении 1. [2]

Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

Отечественная система «модернизации» основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции, а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, «отменяют» положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками», стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Читайте также  Источники инвестиций для российских компаний

Что нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Проблема иностранных инвестиции в экономической теории

Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 — 40 млрд. долларов США.. [1]

За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.

В 2003 году в Беларусь поступило более 1,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что почти в 2 раза превышает объем 2002 года. Вместе с тем 90% иностранных инвестиций поступили в виде кредитных ресурсов, а в основной капитал направлено только 150 млн. долларов иностранных капвложений.

По состоянию на 1 января 2004 года в Беларуси действуют 3 461 предприятие с иностранными инвестициями и 2 183 иностранных предприятий из более чем 80 стран мира, которые за прошедший год перечислили в бюджет около 700 млрд. руб. налогов и сборов, что составляет 7,3% от общих поступлений в бюджет

Совокупный вклад иностранных инвесторов в уставные фонды таких организаций составляет около $550 млн., в том числе в 2003 году привлечено $60 млн. Основные страны-инвесторы — Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США. Инвесторы этих стран вложили в экономику республики в 2003 году около 85% всех прямых инвестиций. Прямых инвесторов в республике привлекает промышленная сфера. Сюда — прежде всего в химическую отрасль, а также в машиностроение и металлообработку — в 2003 году направлено более 60% всех вкладов в уставный капитал. В транспорт вложено около 10% перечислений в уставные фонды.

Совместные и иностранные компании по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населения республики и выпускают 10% ВВП страны. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, обеспечивая свыше 15% национального экспорта и около 20% республиканского импорта. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в г. Минске, Минской и Брестской областях. [2]

Рисунок 1.1- Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2015 году, по основным странам-инвесторам (в процентах к итогу)

Инвестиции в реальный сектор экономики (кроме банков) Республики Беларусь из-за рубежа в 2015 году составили $11,3 млрд.

В том числе прямые иностранные инвестиции — 63,8%.

Основные инвесторы: субъекты хозяйствования России — 43,2% от всех поступивших инвестиций, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — 20,6%, Нидерландов — 10,8%, Кипра — 7,1%, Австрии — 3,1%, Китая — 3%.

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж составили $5,1 млрд.

Прямые иностранные инвестиции — 90,4%.

Наибольшие объемы инвестиций организациями республики были направлены: субъектам хозяйствования России — 50,9%, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — 23,5%, Украины — 12,8% [3]

Система льгот и преференций

Преимущество такой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит в получении дополнительных преференций.

К основным из них относятся:

  • 1. Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае, если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет.
  • 2. Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда.
  • 3. Безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства.
  • 4. Свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей.
  • 5. Свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства.
  • 6. Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственной регистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь.

Среди успешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталом следует отметить СП «Бакко Бисов», СП «МАЗ-МАН» и др.

СП «Бакко Бисов» — единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП «Бакко Бисов» включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП «Бакко Бисов» с 1999 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2004 год составляет 2 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции — $3,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. «Бакко Групп» регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

Руководителям СП «МАЗ-МАН» представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий.

Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.

настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии. иностранный инвестиция национальный экономика

Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. По оценкам экспертов, потребность белорусской экономики во внешних инвестициях до 2010 года эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике созданы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимической отрасли: ПО «Нафтан», «Полимир», «Азот», БШК «Белшина», ГПО «Химволокно». Потребность этих предприятий в инвестициях до 2005 года оценивается в 800 млн. долл. Кроме того, акционирование проходит на 14 предприятиях концерна «Белнефтехим».

И несмотря на кажущееся благополучие в настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь «тащить на себе» социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.

Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока — для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам — льготы, вы нам — деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того «качества», на которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны, созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно серьезного влияния на динамику их экономического развития.

Существенную роль в улучшении бизнес-климата в России и на Украине сыграли хозяйственные (арбитражные) суды. Например, на Украине после отмены для инвесторов налоговых льгот налоговые инспекции попытались придать закону обратную силу и взыскать в ряде случаев с СП и ИП суммы якобы недоплаченных ими налогов вкупе со штрафными санкциями. Хозяйственные суды, несмотря на оказанное на них в ряде случаев давление, не позволили это сделать. В результате значительно возросло доверие инвесторов к способности украинского государства защитить их законные интересы.

Читайте также  Инвестиция как средства экономического развития

Беларусь же, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает.

В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции — это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли. Таким образом, инвестиционная привлекательность основана на экономической эффективности вложений.

Международными финансовыми организациями Беларусь отнесена к 7 классу, группе «С», что предполагает наивысшую степень риска для иностранного кредитора. Соответственно премии за риск потери инвестиций в Беларуси самые высокие. Поэтому проценты по иностранным кредитам — 12% и выше, что делает их малопривлекательными для заемщика. Валютные кредиты белорусских банков имеют практически ту же стоимость, поэтому долгосрочные ссуды на развитие производства не пользуются популярностью. Кроме того, получаемые кредиты, как правило, связанные. Это значит, что финансовые средства идут товаропроизводителю страны-кредитора, заемщик получает продукцию, а рассчитывается валютой. По оценке МИДа, удешевление внешних кредитов для нас возможно в случае удовлетворения политических требований международных финансовых организаций.

По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2000 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг — 11%. В России эти показатели — соответственно были 69,5% и 137%, в Украине — 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

В настоящее время часто говорят о конкурентоспособной продукции. Но на самом деле конкурирует не продукция, а предприятия. Товар одинакового качества и потребительских свойств в условиях рынка продается всегда по одинаковой цене, которая формируется отношением спроса и предложения (если речь не идет о демпинге). Другими словами, продать можно все. А конкурентоспособность предприятия выявляется в сравнении издержек на производство и реализацию.

Так, владелец одной итальянской компании приехал в нашу страну в поисках возможности организации производства станков. Предполагалась закупка материалов и энергоносителей по внутренним белорусским ценам и получение всех положенных по законодательству льгот.

На выбор были предложены незагруженные производственные помещения в областных городах и их окрестностях, а также в СЭЗ Гомель-Ротон и Витебск, где предприятия Министерства промышленности располагают свободными площадями. Однако гостя это по разным причинам не устраивало. Совместное производство с одним из местных предприятий могло бы снизить цены за аренду, но итальянский предприниматель сомневался в деловых качествах белорусских партнеров. По расчетам инвестора для успешной реализации проекта стоимость аренды помещений должна быть в 10-12 раз ниже минимальной ставки, установленной по республике, тарифы на энергоносители — на уровне оплаты населением, налоговые платежи — не выше 15% от выручки.

В середине 90-х годов издержки производства промышленной продукции в России и у нас были выше, чем в Японии в 2,8 раза, США — в 2,7, Франции, Германии, Италии — в 2,3, Великобритании — в 2 раза. Даже если нашим рабочим зарплату вообще не платить, то ценовой конкуренции все равно не получается, так как прочие издержки существенно выше, чем в других странах. Так за счет чего сохраняется конкурентоспособность того, что пока еще продается? Только за счет дотаций государства, путем поддержания цен на сырье ниже мировых, и другими способами. Попросту говоря, производителю экспортных товаров не платят.

Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет место. Но, кроме того, природные условия Беларуси и тем более России значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве. Глубина промерзания почвы в Беларуси 90 -100 см. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном, чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог. Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов.

Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом, издержки отечественного производства и при том же уровне технологического развития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с «ново индустриальными» странами еще больше. Капитал имеет свойство перетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержки минимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствами информационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 лет назад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основ глобализации. Подтверждение тому — быстрый рост в Азии и Латинской Америке филиалов корпораций Европы, США, Японии, которые зачастую сокращают и прекращают производство в своих странах. Экспорт капитала из России имеет ту же природу. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защиты отечественного производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. К примеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в США строительной арматуры.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики — неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены.

Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье. Иная ситуация с Россией. Связанные с климатом издержки у нас заметно меньше, чем у восточного соседа. С учетом исторически сложившихся связей напрашивается вывод, что прямые иностранные инвестиции в промышленность Беларуси в большей степени вероятны из России, чем из других стран. Только инвестиционный климат должен быть, по меньшей мере, не хуже, чем в соседних странах. Анализ конъюнктуры рынков указывает на более благоприятную ситуацию для отечественной промышленности в России.

Белорусский экспорт многим обязан более низкому уровню цен на энергоносители. При переходе на мировой уровень цен при сдерживании их в России конкурентоспособность большинства видов продукции станет проблематичной на всех рынках, в том числе и внутреннем. Поэтому укрепление отношений с Россией в экономическом плане не имеет альтернативы. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Требует приведения в соответствие с сегодняшними реалиями и Гражданским кодексом Закон «О предприятиях». Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников — специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием на первом этапе государства.

Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства. С этим надо считаться. [3]

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Это выход на положительные реальные процентные ставки, переход к единому курсу рубля на всех сегментах валютного рынка. С 5 ноября 2001 г. белорусский рубль стал конвертируемым по текущим операциям.

Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупнос

— ти социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. Не случайно оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Особо подчеркнём: в современных условиях иностранные инвесторы обращают внимание главным образом не столько на выгодность, сколько на стабильность предоставляемого им правового режима.

А это, прежде всего, наличие государственной долгосрочной инвестиционной программы, отвечающей национальным интересам (которая, кстати, уже разработана), определение конкретных органов, ответственных за ее реализацию, и, наконец, завершение разработки во исполнение государственной инвестиционной программы полной и завершенной законодательной базы, отвечающей принципам стабильности и перспективности, системности и однозначности регулирования отношений по иностранным инвестициям.

По словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда не дождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формирования инвестиционного климата». Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений.

Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений.[4]

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3746.htm, http://mirznanii.com/a/254117-8/inostrannye-investitsii-i-problemy-ikh-privlecheniya-v-ekonomiku-respubliki-belarus-8, http://studwood.ru/1552334/ekonomika/problema_inostrannyh_investitsii_ekonomicheskoy_teorii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто