Формы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
После преодоления финансового кризиса 1998 г. примерно с 2003 г. экономическая ситуация в России стала постепенно изменяться к лучшему, что повлияло на оживление притока иностранных инвестиций в российскую экономику. К 2006 г. изменился «расклад» иностранных инвесторов, осуществляющих бизнес в России. На 1 января 2008 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, накопленные иностранные инвестиции составили 220,6 млрд. долл. При этом из общей суммы иностранных инвестиций прямые иностранные инвестиции составили 103,1 млрд. долл., портфельные 6,7 млрд. долл., прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) 110,8 млрд. долл. В 2007 г. в российскую экономику инвестировано из-за рубежа 120,9 млрд. долл., что в 2,2 раза выше, чем за 2006 г. При этом иностранные инвесторы вывезли из России 58,4 млрд. долл.
Наибольший объем поступлений отмечен в сферах торговли — 47,3 млрд. долл., обрабатывающей промышленности — 32 млрд. долл., добычи полезных ископаемых — 17,4 млрд. долл., недвижимости — 8,4 млрд. долл., транспорта и связи — 6,7 млрд. долл., в финансовом секторе — 4,5 млрд. долл., строительстве — 2,9 млрд. долл. Набирает силу тенденция к растущему возврату капиталов. Отток зарубежных российских иностранных инвестиций в 2007 г. (74,6 млрд. долл. ) значительно уступал притоку иностранных инвестиций (120,9 млрд. долл.). Больше всего инвестиций в указанный период поступило из Великобритании — 26,2 млрд. долл., Кипра — 20,7 млрд. долл., Нидерландов — 18,8 млрд. долл., Люксембурга — 11,5 млрд. долл., Франции — 6,7 млрд. долл., Швейцарии — 5,3 млрд. долл., Ирландии — 5,2 млрд. долл., ФРГ — 5,1 млрд. долл., Британских Виргинских островов — 2,1 млрд. долл.
По данным Росстата, поступившие в 2007 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 21,8 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 16 млрд. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 14,2 млрд. долл. На инвестиции в основной капитал пошли 14,4 млрд. долл. На предоставление займов были использованы 3,3 млрд. долл. Прочие затраты составили 33,7 млрд. долл. Не были использованы 11,1 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 120,9 млрд. долл. Житков В. Ф., Бугакова Н. А., Воронина И. Р. Инвестиции в России. М.: Росстат, 2012.- С.53.
Инвестиции тогда были ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность). В целом отраслевое распределение накопленных на 1 января 2008 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений. Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (66,6 млрд. долл.), сферу торговли и общественного питания (58,2 млрд. долл.), добычу полезных ископаемых (41,3 млрд. долл.). В сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы, инвестировано соответственно 20,6 млрд. долл., 16,1 млрд. долл., 9,1 млрд. долл. Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На девять субъектов Федерации приходилось 88,7 % поступивших в 2007 г. иностранных инвестиций. В частности, в Москву поступило 58,6 % их всего объема, в Красноярский край — 10,2 %, Санкт-Петербург — 5,2 %, Сахалинскую область — 4,1 %.
В отношении прямых иностранных инвестиций следует отметить, что в этой сфере наметились определенные положительные сдвиги, но этого недостаточно. Поставлять в Россию передовые технологии развитые страны в массе своей пока не торопятся. Здесь имеют место проблемы не столько экономические, сколько политические.1Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Альпина Паблишер, 2012.- С. 89.
Незначительный объем портфельных инвестиций в экономике России обусловлен прежде всего недостаточной развитостью российского фондового рынка и отсутствием достаточно стабильной нормативно-правовой базы его регулирования. Это приводит к тому, что на рынке обращается очень ограниченное число российских компаний, а оценка их акций существенно занижается. Иностранные инвесторы на фондовом рынке по большей части преследуют спекулятивные цели, практически не оказывая никакого влияния на российскую промышленность. Страновая структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику свидетельствует о том, что большую часть иностранных вложений представляют собой ранее вывезенные из России капиталы российскими компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах в качестве местных фирм. В целом, если рассматривать прямые инвестиции в России по формам и методам, то можно выделить три направления: создание предприятий с участием иностранного капитала, использование соглашений о разделе продукции и концессионные договоры и соглашения о разделе продукции.
Предприятия с участием иностранного капитала. До 1991 г. первой и единственной формой использования иностранного капитала были совместные предприятия. Они начали создаваться с 13 января 1987 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». В постановлении предусматривалось, что доля советской стороны в уставном фонде совместного предприятия должна составлять не менее 51%. Подобное ограничение было сочтено нецелесообразным и в дальнейшем было отменено. Доли советских и иностранных участников в уставном фонде стали определяться по договоренности между ними. С принятием Закона об иностранных инвестициях 1991 г. произошла замена термина «совместное предприятие» на «предприятие с иностранными инвестициями». В ст. 12 Закона указывалось: «. На территории РСФСР могут создаваться и действовать: предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, а также их дочерние предприятия и филиалы; предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; филиалы иностранных юридических лиц».
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия. С принятием ГК РФ, действующего с 1 января 1995 г., а позже и Закона об иностранных инвестициях 1999 г. произошло новое изменение терминологии — предприятия с иностранными инвестициями стали называться коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в форме хозяйственного товарищества или общества, т.е. в тех же формах, что и предприятия, в которых нет иностранного капитала.
Закон об иностранных инвестициях 1999 г. допускает создание на территории Российской Федерации иностранными юридическими лицами своего филиала, который выполняет все или часть функций этого лица, действуя от его имени, при условии, что деятельность носит коммерческий характер. Имущественную ответственность по обязательствам, связанным с такой деятельностью, несет это юридическое лицо.
Либерализация доступа иностранного капитала в Россию в начале 90-х гг. явилась главной причиной того, что число совместных предприятий с зарубежными партнерами и компаний со 100% иностранным капиталом увеличилось в шесть раз с 2533 в 1992 г. до 16079 в 1996 г. В дальнейшем процесс создания совместных предприятий с участием иностранного капитала несколько замедлился, поскольку этому в значительной степени препятствовали сложные процедуры организации бизнеса, избыточные административные бартеры, высокие риски инвестирования, отсутствие эффективного механизма гарантирования иностранных капиталовложений, коррупция чиновников и т.д. Хазанович Э. С. Иностранные инвестиции. М.: КноРус, 2011.-С.33.
Соглашения о разделе продукции. В первой половине 1990-хх гг. большие надежды относительно широкого привлечения иностранного капитала в добывающую промышленность возлагались на соглашения о разделе продукции . В связи с этим в 1995 г. был принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в качестве подвида договоров о концессии. Однако соглашения о разделе продукции как подвид договора концессии можно было рассматривать только с теоретической точки зрения, а на практике в отношении собственности по поводу произведенной в ходе использования недр продукции между ними имеется существенное отличие. При концессии произведения продукция полностью принадлежит инвестору и оплату он осуществляет деньгами или произведенной продукцией, поступившей в его собственность. А соглашения о разделе продукции подразумевает раздел между государством и инвестором так называемой прибыльной продукции, т. е. инвестор заранее отказывается от прав собственности на часть прибыльной продукции в пользу государства. В соглашении о разделе продукции предусматривалось привлечение иностранного инвестора к операциям, которые по той или иной причине не в состоянии вести национальная нефтяная компания. Основополагающий принцип соглашений о разделе продукции — инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и переработанного сырья либо его денежный эквивалент. Суть соглашений о разделе заключалась в следующем:
- · иностранная сторона должна нести все расходы по разведке, разработке месторождения;
- · иностранная сторона имела право на возмещение своих расходов в виде получения оговоренной доли валовой продукции;
- · оставшаяся часть продукции распределялась между государством и компанией на базе установочной формулы.
При заключении соглашения о разделе продукции предусматривался раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Схема раздела продукции между государством и инвестором выглядела следующим образом.
Схема составлена на основе Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ст. 8, 9, 10.
Опыт применения соглашений о разделе продукции в России выявил много проблем и далеко неоднозначных, прежде всего в области оценки такой формы привлечения иностранного капитала в российскую добывающую промышленность. На этот счет российскими экономистами и экспертами высказываются самые различные мнения и оценки, где превалируют в основном крайне скептические оценки относительно выгодности применения такой формы привлечения капитала для государства. Решение российского правительства о применении такой формы привлечения иностранных капиталовложений едва ли можно считать удачным. С одной стороны, соглашение о разделе продукции — это первый шаг к коррупции и последний шаг к переходу к нормальному режиму налогообложения. Получается, что в стране действует два налоговых закона: обычный и соглашений о разделе продукции, представляющие собой подобие офшора, при котором никаких реальных инвестиций в экономику не вкладывается. В развитых странах такие соглашения не используются, поскольку проблемы налогообложения нефти и газа решены. В России использование СРП можно было бы применять только в исключительных случаях: разработка месторождений, добыча нефти на континентальном шельфе, да и это могло рассматриваться в качестве временной меры. В остальных случаях целесообразно использовать дифференцированный подход к налогообложению, т. е. ввести коэффициенты к налогу на добычу, ставки которого будут изменяться в зависимости от условий. С другой стороны, государству невыгодно передавать свои нефтегазовые месторождения иностранным инвесторам, поскольку они не полностью выполняют свои обязательства, которые формально на себя берут. Кроме того, государство недополучает значительные финансовые средства от сдачи в эксплуатацию своих недр, поскольку в договорах о разработке месторождений в отношении платежей записано, что только когда компания покроет свои расходы по освоению месторождения, она начнет делиться продукцией с государством, а расходы можно покрывать в течение очень длительного времени. Аналитики нефтяных компаний проводили приблизительные подсчеты: если ввести в режим СРП все 28 месторождений, за год государство потеряет приблизительно 5 млрд. долл. По подсчетам специалистов, каждые 10 лет стоимость добычи нефти уменьшается вдвое благодаря развитию техники. В этом случае России выгодно притормозить выкачивание нефти, поскольку незачем отдавать наши недра на откуп компаниям, вкладывающим незначительные средства в казну государства. Не стоит искусственно ускорять разработку шельфов, представляющих собой труднодоступные месторождения, в которые приходится вкладывать наибольшее количество средств, если через некоторое время Россия сможет добыть эту нефть сама и с более ощутимой выгодой для себя. В этом плане более целесообразно использовать рентные отношения по опыту Англии и Норвегии, где иностранные компании работают на государственных недрах, получая соответствующее вознаграждение, а большая часть дохода от добычи идет в государственный бюджет. Орлова Е. Р., Зарянкина О. М. Иностранные инвестиции в России. М.: Омега-Л, 2010. -С.73.
Концессионные договоры. Концессии появились в России во второй половине XIX в., в период достаточно динамичного развития капитализма. В советское время развитие концессий происходило в годы нэпа. В период с 1921 по 1928 г. советская власть получила 2400 концессионных предложений, заключено было всего 178 договоров. Большая часть концессий разрабатывалась в лесном секторе. Одним из крупнейших концессионных предложений был норвежский проект «Великого Северного Пути». Проектом предполагалось провести за счет иностранного капитала через малонаселенные северные лесные районы России железнодорожные и водные пути. По обеим сторонам дороги концессионерам предполагалось предоставить двадцативерстную полосу для эксплуатации лесов, сооружения лесопильных заводов и других промышленных предприятий. Лес, вывозимый с этих участков за границу, должен был пойти частью в погашение вложенного иностранцами капитала. Однако слишком долгое проведение переговоров, а также недостаточность средств только одной Норвегии для осуществления такого гигантского проекта не позволили ему реализоваться. В конце 1920-х гг. нэп был свернут, концессии, как ненужная модель хозяйствования, прекратили свое существование. Только в 1990-х гг. понятие концессии вернулось в российское законодательство.
Концессией был назван договор о предоставлении прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Однако в 1990-е гг. и до первой половины 2000-х гг. эта форма привлечения иностранных инвестиций развития не получила. К идее использования концессионных соглашений вернулись во второй половине 2000-х гг. В 2005 г. был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях, .), в котором было определено, что его целями являются привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителем. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О концессионных соглашениях», применяются правила международного договора. Сущность концессионного соглашения в Законе определена следующим образом.
По концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения концессионного соглашения должен находиться в собственности концедента и быть свободным от прав третьих лиц. Изменение целевого назначения реконструированного объекта и передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускаются. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если в соглашении не предусмотрено иное. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, если в нем не предусмотрено иное условие. В частности, в соглашении может быть предусмотрена обязанность концессионера застраховать объект концессионного соглашения за свой счет. Имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Что касается исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концесссионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, то они принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и реконструкцию объекта, использование и предоставлять гарантии концессионеру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении. Орлова Е. Р. Инвестиционные процессы в России. М.: КомКнига, 2012.-С.47.
В Законе предусмотрено, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в такое имущество, как:
автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта;
морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур, морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; инвестиция россия экономика привлечение
аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, объекты единой системы организации воздушного движения; гидротехнические сооружения, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;
метрополитен и другой транспорт общего пользования;
объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
В соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сторонами концессионного соглашения являются:
концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;
концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта и реконструкции объекта, объема инвестиций в создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения. Оплата может быть установлена в следующих формах: в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный); установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате деятельности; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера. Стороны могут предусматривать в концессионном соглашении сочетание указанных выше форм концессионной платы.
Права контроля за исполнением концессионного соглашения принадлежат концеденту. Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, использованию объекта в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением. При этом необходимо подчеркнуть, что указанные выше контролирующие исполнение концессионного соглашения органы исполнительной власти не вправе:
вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;
разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной. Постоленко М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России. М: ФОРУМ, 2012. -С.170.
Итак, законом определены все основные условия, которые должны быть предусмотрены в концессионном соглашении, в том числе такие, как: обязательства концессионера по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдении сроков его создания или реконструкции; по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением; срок его действия; состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности; цели и срок использования (эксплуатации) объекта и других условий, не противоречащих российскому законодательству. Законом предусматривается предоставление гарантий прав и законных интересов концессионеров.
Что же касается методов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, то в первую очередь необходимо реформировать законодательную систему, также необходимо совершенствовать налоговую систему, а именно снижение налоговых ставок на прибыль, не мало важным фактором является снижение коррупции, так как это может свести к минимуму все усилия государства по привлечению прямых иностранных инвестиций. Очень много недоработок по данной сфере, о том, что надо сделать можно говорить бесконечно. Но не факт, что если Россия исправит все свои «минусы», приведет инвестиционный климат в порядок, то она станет наиболее привлекательной для инвесторов. Все-таки главной целью является достичь той самой привлекательности, чтобы в страну тянулись, необходимо вкладывать и развивать наиболее важные сферы жизнедеятельности, которые нуждаются в капитальном финансировании.
Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику
Главная > Реферат >Экономическая теория
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
по экономической теории
Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику
факультета экономики и управления
1.Сущность инвестиций, их классификация и характеристика. 5
2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики….12
3. Способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую
Список использованной литературы……………………………………………. 27
Современное экономическое состояние страны можно характеризовать как экономику переходного периода, имеющий свою специфику развития. Особенность экономики такого периода заключается в том, что в ней в наименьшей степени наблюдаются классические формы становления экономики, принятые в экономически развитых странах. Экономика переходного периода характеризуется, прежде всего, наличием по преимуществу бартерного обмена, уход от налогов и прочих выплат в госбюджет, инфляцией, нестабильностью экономического и политического развития общества и т.д. Понятно, что в этот период говорить о прямой и тем более интенсивной инвестиционной политики не приходится. Классические формы участия зарубежного капитала в российской экономике по большей части не срабатывают. И этому имеются вполне объективные причины.
Во-первых, отсутствие законодательной базы, правового поля. В условиях постоянно меняющихся законов и нормативных актов вести стабильный, перспективный и объемный инвестиционный бизнес очень трудно. Слишком велика опасность потери вложенных денег, велик риск не получить необходимую прибыль и т.д.
Во-вторых, немаловажное значение имеет политическая ситуация, которая также весьма существенно сдерживает иностранных инвесторов. За нестабильностью политической ситуации стоит непредсказуемость шагов существующего правительства. Сама по себе политическая неопределенность оказывает отрицательное влияние на инвестиционные решения, не говоря уже о том, что политические решения могут весьма сильно расходиться и даже противоречить объективным законам экономического развития общества.
В-третьих, отсутствует историческая традиция рыночных отношений. Соответственно, отсутствует класс людей, способных эффективно решать экономические проблемы в новых, принципиально иных социально-экономических условиях. Хотя общий образовательный, профессиональный и культурный уровень работоспособного населения страны достаточно высок, чтобы быстро перейти к рыночным условиям хозяйствования, тем не менее для этого потребуется не один десяток лет.
Все перечисленные преграды необходимо преодолеть государству, ведь Россия остается весьма привлекательным регионом для зарубежных инвесторов, поскольку страна располагает очень емким рынком, дешевой и относительно профессионально подготовленной рабочей силой. Все это позволяет решать инвестиционные задачи с высокой долей эффективности.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время для эффективного развития российской экономики в условиях рыночных отношений большую роль играют инвестиционные вложения иностранного капитала.
Целью данной курсовой работы является изучение природы иностранных инвестиций, их понятия, содержания и сущности, а также механизмов, процессов и способов привлечения иностранного капитала на российский рынок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– описать сущность, характеристику и классификацию инвестиций;
– выявить роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики;
– рассмотреть способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
1. Сущность инвестиций, их классификация и характеристика
Одним из главных проявлений процесса глобализации в конце XX – начале XXI века стало постепенное формирование общемирового инвестиционного пространства с крупномасштабным трансграничным переливом капитала, в том числе в производительной форме, в виде прямых иностранных инвестиций. Проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций рассматриваются на фоне общемировых тенденций и зарубежного опыта.
Понятие «инвестиции» является многоаспектным, в научной экономической литературе существует немало определений инвестиций. Общепризнано следующее определение, которое определяет инвестиции как вложения в любые экономические объекты и процессы, такие как средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал». 1
Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции, сходятся на том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территории другого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение социального эффекта.
В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:
– инвестиции в физические активы;
– инвестиции в денежные активы;
– инвестиции в нематериальные (незримые) активы.
Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т.п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.
Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Предпринимаются попытки выявления общих классификационных критериев деления инвестиций вне зависимости от того, являются ли данные инвестиции иностранными. Можно привести в качестве примера два различных подхода к проблеме деления инвестиций на виды.
В.Г. Ворониным инвестиции подразделяются на: 1
– материальные (реальные) инвестиции – это инвестиции в материальные объекты;
– финансовые (номинальные) инвестиции – это финансовые средства собственника, вкладываемые в ценные бумаги, в долю, вклады, а также предоставление кредита за счет собственных средств;
– нематериальные инвестиции – это инвестиции в общие условия воспроизводства, формирование рынка с помощью рекламы, научно-технические проекты, квалификацию сотрудников, организацию предприятия, социальные мероприятия.
Ю.А. Бабичева делила инвестиции на: 2
– прямые инвестиции – вложения средств в производство, приобретение реальных активов;
– ссудные инвестиции – предоставление денежных средств в долгосрочную ссуду в национальной или иностранной валюте (валютный портфель);
– портфельные инвестиции в форме приобретения ценных бумаг.
С помощью деления на основе двучленной формулы можно распределить основные виды инвестиций следующим образом:
1) капиталообразующие и интеллектуальные;
2) государственные и частные;
3) иностранные и национальные.
Одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестиций – получение прибыли и достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные. В литературе высказано предположение о необходимости деления инвестиций в зависимости от этого же основания на: коммерческие и некоммерческие. Дифференциация инвестиций на коммерческие (доходные) и некоммерческие (социальные) позволила бы установить отдельный правовой режим для них.
Капиталообразующие инвестиции – это инвестиции, направленные на увеличение или прирост материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, это инвестиции в их традиционном понимании, потому что, как правило, инвестиции являются капиталообразующими, т.е. выступают способом или средством получения прибыли или дохода.
Интеллектуальные инвестиции – это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. Наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются государственные и частные кредиты на получение высшего образования.
Собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или заемных средств негосударственными юридическими лицами или гражданами).
Государственные (бюджетные) инвестиции отличаются от частных инвестиций тем, что им присущи следующие признаки: 1
1) источниками государственных инвестиций являются бюджетные средства;
2) государство устанавливает порядок предоставления этих инвестиций;
3) размеры государственных инвестиций зависят от утвержденного государственного бюджета;
4) государство следит за целевым использованием бюджетных инвестиций;
5) государственные инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.
Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданского законодательства, законодательства о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Главные особенности частных инвестиций, отличающие их от государственных, заключаются в том, что источники, объемы и объекты инвестиций определяются самим инвестором, а государство обеспечивает защиту прав инвестора от возможных посягательств, в том числе и со стороны государственных органов.
Однако наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные, и национальные инвестиции).
В соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. Пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства).
Финансовые методы стимулирования инвестиционной деятельности
Под финансовыми методами следует понимать специфические способы стимулирования привлечения инвестиций.
Как правило, методы привлечения инвестиций подразделяют на две большие группы:
- 1) финансовые:
- — ускоренная амортизация,
- — налоговые,
- — таможенные,
- — бюджетные инвестиции,
- — субсидии из бюджетов различных уровней,
- — бюджетные кредиты и займы на льготных условиях,
- — гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей,
- — система государственных закупок;
- 2) нефинансовые или инструменты организации и функционирования:
- — институты совершенствования инвестиционного климата (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям),
- — особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ),
- — государственно-частное партнерство (ГЧП),
- — информационно-аналитические центры.
Таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами [1] .
С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший основные нормы таможенного администрирования:
- — срок выпуска товаров сокращен до одного дня;
- — с 25 до семи сокращено количество документов для экспорта несырьевых товаров;
- — на 20% (с 50 млн до 40 млн руб.) снижен объем финансовых гарантий для таможенного представителя, а для таможенного перевозчика — на 60% (с 20 млн до 8 млн руб.);
- — срок уплаты таможенных платежей увеличен с 15 дней до четырех месяцев.
На уровне Правительства РФ предпринимаются действенные шаги по совершенствованию таможенного администрирования. Ведь эффективность таможенной политики оказывает существенное влияние на оценку условий ведения бизнеса и, кроме того, сложившийся таможенный режим играет для инвесторов одну из ключевых ролей. В настоящее время приоритетным направлением по-прежнему остается создание прозрачной системы и простых для применения нормативных предписаний, некоррупционного характера, сокращение полномочий таможенных органов в части действий по собственному усмотрению, например когда такие решения могут привести к затягиванию сроков прохождения таможенного оформления.
Бюджетные инвестиции, субсидии из бюджетов различных уровней, бюджетные кредиты и льготные займы, предоставление государственных (муниципальных) гарантий инвесторам широко применяются Российской Федерацией как в целом, так и в различных субъектах РФ.
В табл. 4.1.1 приведены данные по финансированию из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2006—2013 гг.
Таблица 4.1.1. Финансирование из федерального бюджета федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), млрд руб.
Год
Программная часть расходов федерального бюджета
Непрограммная часть расходов федерального бюджета
Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным федеральным целевым программам (ФЦП) приведен в табл. 4.1.2.
Таблица 4.1.2. Отраслевой разрез ФАИП по восьми наиболее крупным ФЦП в 2011 г., млрд руб.
Отрасль
ФАИП
Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Подобные мероприятия позволяют сформировать условия и стимулы для перехода к эффективному использованию финансовой помощи. Таким образом, разрабатываются комплексные территориально-отраслевые инвестиционные программы, направленные на повышение качества инвестиционной политики и развитие всей российской экономики.
В последние годы повышается значимость в экономике государства наукоемкого производства, требующего значительных капиталовложений. Для данного производства характерны длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики. В связи с этим важную роль играют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга.
Как правило, основная часть выделяемых таким образом средств приходится на сферы, которые нуждаются в специальной поддержке государства (табл. 4.1.3).
Таблица 4.1.3. Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей, % [2]
Комплекс отраслей
2007 г.
2010 г.
2015 г.
2020 г.
Обрабатывающий сектор экономики
Рассмотрим другой финансовый метод — государственные закупки. Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. То есть речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании.
Вторую группу методов составляют нефинансовые методы или методы, связанные с организацией процесса, обеспечением необходимыми факторами производства, информацией и службами управления, вплоть до развития транспорта, связи и других коммуникаций и эффективным функционированием инвестора.
Институты совершенствования инвестиционного климата. В 2011 г. был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — 100%-ная дочерняя организация Внешэкономбанка, инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики.
Зарезервированный капитал фонда — 10 млрд долл. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами — фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями.
В марте 2013 г. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Китайская инвестиционная корпорация (С/С) и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ устанавливает принципы развития сотрудничества в сфере инвестиций в инфраструктурные проекты и проекты в Дальневосточном регионе России. Стороны наметили три основных инвестиционных направления, которые позволят обеспечить основу для будущих инвестиций в этом регионе. Согласно документу совместную работу планируется сосредоточить на проектах, связанных с растущим спросом на новую инфраструктуру и логистику, с добычей и переработкой природных ресурсов с повышенной добавленной стоимостью, а также на производственных и сервисных компаниях с высоким потенциалом.
Источник: URL: rdif.ru/fullNews/375/
В 2010 г. был создан институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена.
В аппарат омбудсмена по состоянию на март 2012 г. поступило 87 обращений, 67 проблем (77%) к марту 2012 г. были успешно решены. При этом 58 (66%) из 87 проблем касались регионального уровня.
Источник: Минэкономразвития России / URL: economy.gov.ru
Агентство стратегических инициатив было создано в мае 2011 г. для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными сферами деятельности Агентства являются: «Новый бизнес», «Молодые профессионалы», «Социальные проекты».
Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес-среды, который в настоящее время внедряется субъектами РФ.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата включает 15 позиций: 1) ясная стратегия с обозначением приоритетов для инвестиций в регионе; 2) личные гарантии инвесторам от главы региона; 3) наглядный план, дающий представление о перспективах развития инфраструктуры в регионе; 4) исчерпывающий перечень форм и видов государственной поддержки инвестиций в регионе; 5) предотвращение создания административных барьеров и избыточного регулирования бизнеса; 6) публичное обсуждение с главой региона ключевых проблем и решений для инвесторов; 7) взаимодействие инвесторов с государством в лице профессионалов в сфере инвестиций; 8) возможности для открытия бизнеса в отсутствие инфраструктурных барьеров; 9) обеспечение бизнеса необходимыми кадрами; 10) постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов исполнительной власти, взаимодействующих с инвесторами; 11) обязательное участие коммерческих потребителей в регулировании цен со стороны естественных монополий; 12) канал прямой связи инвесторов с руководством региона; 13) размещение всей необходимой информации для инвесторов на одном сайте; 14) публичный отчет главы региона о достижениях и планах по привлечению инвестиций; 15) ясная процедура взаимодействия инвесторов с органами власти, прозрачный механизм отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.
Источник: URL: asi.ru/about_agency/
Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) было создано в 2011 г. для поддержки российского экспорта, и в первую очередь для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги).
На деятельность Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) распространяется государственная гарантийная поддержка. С целью создания эффективной системы государственных гарантий, с учетом множественности бенефициаров ОАО «ЭКСАР» был предусмотрен механизм, при котором страховые обязательства Агентства обеспечиваются банковской гарантией Внешэкономбанка, а государственная гарантия предоставляется в обеспечение обязательств Внешэкономбанка по выданной им банковской гарантии в пользу бенефициаров по договорам страхования ОАО «ЭКСАР». Внешэкономбанком предоставлена банковская гарантия на сумму 10 млрд долл. со сроком действия до 31 декабря 2032 г. включительно. Государственная гарантия Российской Федерации № 13840063Vot 26.12.2012 предоставляется в обеспечение по банковской гарантии, выданной в пользу неопределенного круга российских и иностранных страхователей (выгодоприобретателей) по портфелю страхования ОАО «ЭКСАР». Размер государственной гарантии — 10 млрд долл., срок действия — до 31 декабря 2032 г.
Источник: URL: exiar.ru/about/support/
Отдельно стоит выделить систему информационно-аналитических центров, осуществляющих мониторинг и регулирование инвестиционных процессов в регионе. Специфика деятельности центров может заключаться в сборе и анализе статистической информации, осуществлении образовательной деятельности, взаимодействии с кредитной системой и производственными предприятиями, с потенциальными инвесторами и т.д.
Следующим инструментом является государственно-частное партнерство (ГЧП). Этот инструмент широко применяется во всем мире, о чем свидетельствуют рис. 4.1.3 и 4.1.4.
Рис. 4.1.3. ГЧП — проекты по странам в 1990—2011 гг. [3]
Рис. 4.1.4. Тор стран по реализованным ГЧП — проектам в 2011 г.-
Как правило, термин «государственно-частное партнерство» определяется как договоренность, в рамках которой частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления. Предметом же государственно-частного партнерства является широкий круг проектов социальной и экономической инфраструктуры [4] .
В связи с особой значимостью ГЧП в настоящее время и для России представляется целесообразным рассмотреть данную форму более подробно.
- [1] Таможенный кодекс Таможенного союза.
- [2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- [3] The World Bank and PPAF, PPI Project DatabasePPI.
- [4] Подробно государственно-частные партнерства рассмотрены ниже.
Источники: http://studwood.ru/1338146/ekonomika/formy_metody_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy_rossiyskuyu_ekonomiku, http://works.doklad.ru/view/THbOVeoOUTE.html, http://studme.org/49182/ekonomika/finansovye_metody_stimulirovaniya_investitsionnoy_deyatelnosti
Источник: