Иностранные инвестиции в бухгалтерском учете

Содержание
  1. Бухгалтерский учет в организациях с иностранными инвестициями Миславская Наталья Анатольевна
  2. Современные концептуальные основы инвестиций в условиях реформирования системы бухгалтерского учета
  3. Проблемы учетно-отчетных процедур в организациях с иностранными инвестициями
  4. Принципы и особенности бухгалтерского учета иностранных инвестиций за рубежом
  5. Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
  6. Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями (На примере Краснодарского края)
  7. 1. Порядок государственной регистрации предприятий с участием иностранных инвестиций и принципы их деятельности
  8. 2. Особенности учета и отчетности
  9. 3. Порядок определения облагаемой базы по прибыли
  10. 4. Правовые аспекты валютного регулирования
  11. УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  12. Понятие иностранных инвестиций и порядок их учета

Бухгалтерский учет в организациях с иностранными инвестициями Миславская Наталья Анатольевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миславская Наталья Анатольевна. Бухгалтерский учет в организациях с иностранными инвестициями : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.12. — Москва, 2001. — 206 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Глава 1 Экономико-теоретические основы иностранных инвестиций в период реформирования системы бухгалтерского учета 8

1.1. Современные концептуальные основы инвестиций в условиях реформирования системы бухгалтерского учета 8

1.2. Развитие деятельности организаций с иностранными инвестициями 30

1.3. Ретроспектива развития теории иностранного, инвестирования 47

Глава 2 Бухгалтерский учет и отражение в отчетности иностранных инвестиций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности 61

2.1. Проблемы учетно-отчетных процедур в организациях с иностранными инвестициями 61

2.2. Учет и налогообложение активов и обязательств в организациях с иностранными

2.3. Анализ налогообложения в представительствах иностранных юридических лиц 108

Глава 3 Сравнительный анализ бухгалтерской российской и зарубежной отчетности 126

3.1. Принципы и особенности бухгалтерского учета иностранных инвестиций за рубежом 126

3.2. Основные этапы финансового учета и отражение в отчетности иностранных инвестиций за рубежом 142

3.3. Развитие гармонизации бухгалтерского учета в России в соответствии с принципами международного бухгалтерского учета и отчетности 152

Список литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интеграционные процессы, происходящие в России, возрастающий товарооборот с зарубежными странами и политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, привели к образованию иностранных фирм и компаний с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации. Однако провозглашенная политика привлечения в Россию зарубежных партнеров зачастую нивелируется препонами со стороны многочисленных государственных служб, так или иначе контролирующих и регулирующих деятельность иностранной фирмы на территории России.

В связи с возникающими вопросами адаптация российских стандартов учета к международным сегодня очень актуальна. Фирмы с иностранными инвестициями первыми столкнулись с проблемами ведения учета с одной стороны, в соответствии с российскими стандартами и с зарубежными — с другой. В настоящее время методика бухгалтерского учета в организациях с иностранными инвестициями нуждается в совершенствовании, так как им необходимо вписаться в сложный механизм формирующегося в России современного динамичного рынка, используя преимущества мировой экономической интеграции и прямых внешнеэкономических связей, для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Решение этих вопросов требует напряженного труда широкого круга специалистов, и не в последнюю очередь бухгалтеров, ученых учетно-аналитического и финансово-экономического направлений.

Значительный вклад в исследования бухгалтерского учета и анализа компаний с иностранными инвестициями внесли отечественные авторы: Бархатов А.П., Безруких П.С, Голосов О.В., Грязнова А.Г., Дмитриева И.М., Кондраков Н.П., Мельник М.В., Патров В.В., Попова Л.В., Соколов В.Я., Терехова В.А., Ульянов И.П., Шеремет А.Д., Шнейдман Л.З. и др. и зарубежные Амат О., Блейк Дж., Брейли Дж., Максами Э., О’Брайэн Д., Прайор Н., Рис Дж., Франчек А., Эрнот Дж. др.

Несмотря на изученность темы, современные условия ставят новые задачи, связанные с ведением бухгалтерского учета на предприятиях с иностранными инвестициями, так как гармонизация бухгалтерского учета имеет значение как реальный инструмент изучения и решения проблем при освоении и применении учетных стандартов. Иностранные инвестиции в экономику России делают актуальной задачу формирования параллельной системы учета и финансовой отчетности, построенной на принципах и стандартах бухгалтерского учета иностранного партнера или потенциального инвестора. В связи с этим встает вопрос теоретического обоснования того, что инвестиции в экономику России — это закономерность, рассматриваемая с теоретических позиций и с позиций учетно-аналитических процедур.

Современные требования к организации бухгалтерского учета иностранных инвестиций, недостаточная разработанность указанных проблем предопределили выбор темы диссертационного исследования и обусловили его цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка

методических и практических рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета в организациях с присутствием иностранного капитала в соответствии с международными стандартами. Поставленная цель исследования достигалась определением задач, решение которых позволяет:

-теоретически обосновать значение иностранных инвестиций в экономике России в период перехода системы бухгалтерского учета на международные стандарты;

-проанализировать законодательно-нормативные акты,

регламентирующие бухгалтерский учет в организациях с иностранными инвестициями;

-дать критическую оценку состоянию организации ведения бухгалтерского учета в организациях с иностранными инвестициями;

-обосновать основные направления и разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета в организациях с иностранными инвестициями в соответствии с международными стандартами.

Область исследования. Адаптация различных систем бухгалтерского учета. Их соответствие международным стандартам

Предметом исследования является комплекс теоретических и методологических проблем по организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на предприятиях с иностранными инвестициями.

Объектом исследования является система учетных процессов в организациях с иностранными инвестициями.

Теоретической и методологической основой исследования послужили общенаучные методы — диалектика, анализ, синтез, аналогия и специальные приемы и процедуры: счета, двойная запись, документирование, балансовое обобщение и отчетность. В процессе исследования применялись методы сопоставления, сравнения, обобщения теоретического и практического материала. Положения аргументированы результатами исследований и наблюдений, полученными сравнительно-историческими, диалектно-синтетическим и абстрактно-логическим методами.

Информационной базой послужили данные первичных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, годовой бухгалтерской отчетности организаций с иностранными инвестициями.

В процессе исследования автор опирался на труды отечественных и зарубежных экономистов по теории, методологии и организации учета, анализа, управления; законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету в области иностранных инвестиций; рекомендации и положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности; научно-методическую литературу; периодические издания; материалы научных конференций и семинаров; официальную статистическую информацию Госкомстата России.

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико-методического подхода к совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности в организациях с иностранными инвестициями, выявлении особой важности реформирования учета в России в соответствии

с международными стандартами для достижения прозрачности бухгалтерского учета и отчетности, что подтверждается следующими научными результатами:

усовершенствована методика отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в организациях с иностранными инвестициями в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

предложена методика оценки и отражения в бухгалтерском учете и отчетности инвестиций по методу долевого участия;

представлена модель рабочего плана счетов с субсчетами первого, второго, третьего и четвертого порядка для детализации учета в российских организациях различных форм собственности;

предложены отдельные формы регистров аналитического учета для отражения операций в организациях с иностранным капиталом.

Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения и выводы могут использоваться: в качестве методического обеспечения учета активов и обязательств на предприятиях с иностранными инвестициями; в практической деятельности организаций с иностранными инвестициями; в качестве консультативных и информационных материалов для руководителей и главных бухгалтеров; в целях повышения квалификации профессиональных бухгалтеров по тематикам учета иностранных инвестиций; в процессе обучения в высших учебных заведениях. Отдельные методические рекомендации и предложения могут найти применение при организации хозяйствующих субъектов в регионах России и за рубежом, в том числе для согласования интересов научных, образовательных, производственных и финансовых структур с иностранным капиталом.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, сформулированные в диссертации, опубликованы, апробированы в установленном порядке и доложены на научно-практических конференциях «Реформирование системы бухгалтерского учета и финансового контроля при переходе на международные стандарты» (г.Орел, 2001), «Финансовый менеджмент, учет и контроль с использованием информационных технологий» (г.Орел 2001г.) Опубликованы в центральной периодической печати для массового обсуждения. Основные положения и

7 результаты научных исследований опубликованы в 4 печатных работах общим объемом 6,55 п.л. (в том числе авторских 2,1 п.л.)

Практические рекомендации и предложенные формы финансовой отчетности приняты к внедрению на ЗАО «Протеин Технолоджиз Интернэшнл Москоу» г.Москва, Иностранное представительство «Вельда» г.Москва, ЗАО «Polarkup Russia», г.Москва, ОАО «Кока-Кола Ботлерз Орел» г. Орел.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 157 наименований. Содержание работы изложено на 162 страницах машинописного текста, включает 14 таблиц, 4 рисунка, 10 приложений.

Современные концептуальные основы инвестиций в условиях реформирования системы бухгалтерского учета

Реформирование российской экономики невозможно без серьезных инвестиций не только на правительственном или региональном уровнях, но и на уровне отдельных предприятий. Проблема привлечения инвестиций является краеугольной для нескольких государственных программ в области экономики и финансов.

Программы, целью которых является привлечение инвестиций и развитие производства, крайне важны для отечественных предприятий, многие из которых уже успели осознать, что выбраться из неэффективности и технологической отсталости возможно только путем реформирования собственной структуры, системы управления и обновления технологий. Разумеется, не последнюю роль в этих процессах играет снижение издержек и оптимизация затрат, однако и на эти, и (тем более) на другие шаги необходимы средства, которые можно и нужно для этого привлекать со стороны. Для любого подобного проекта ключевым1 моментом является прединвестиционная подготовка, в которой основным звеном служат данные бухгалтерского учета. Однако, в том виде, в котором российские предприятия привыкли ими оперировать, бухгалтерские и экономические показатели совершенно непонятны зарубежным инвесторам. Согласно международным стандартам, принятые за рубежом формы финансовой отчетности содержат больше управленческих и аналитических показателей и меньше деталей, касающихся налогообложения, и сама система учета по ряду статей серьезно отличается от российской. Такая форма отчетности более полезна и для инвестора и для руководителя, помогая легко видеть картину состояния дел на предприятии, позволяет грамотно и современно подойти к анализу и прогнозированию, составлению бизнес-плана, мониторингу возникающих проблем и оценке перспектив. Да и многое другое в российском учете отлично от международных стандартов — методы оценки основных фондов и недвижимости, определение прибыли и убытков, себестоимости продукции и других показателей.

Читайте также  Земельный участок в качестве инвестиций

Необходимость реформы назрела уже давно, и выгодна она всем бухгалтерам, которым сложность ведения учета и тесное переплетение финансовой отчетности с налоговой задает немало лишней работы; управленцам, которым часто не достает информации, чтобы грамотно и оперативно влиять на развитие тех предприятий, которыми они руководят; собственникам, которые нуждаются в объективной и прозрачной информации, позволяющей оценить состояние дел; инвесторам (кстати, не только иностранным), для которых отсутствие информации, позволяющей оценить риски и эффективность инвестиций в России, является существенным препятствием к вложению здесь капиталов. В реформе заинтересованы все слои общества. Соответственно, именно поэтому к разработке новых национальных стандартов бухгалтерского учета, согласно правительственной программе, привлекаются не только государственные организации, но и общественные объединения коммерческие фирмы и международные структуры. [121]

В настоящее время отечественная система бухгалтерского учета переживает непростой период перехода на международные стандарты учета и отчетности; одновременно с этим процессом пересмотру подвергаются многие устоявшиеся концептуальные подходы к исследованию проблем финансового и управленческого анализа, предварительного и заключительного контроля инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Однако было бы заблуждением утверждать, что процесс реформирования, происходящий в этих специальных смежных отраслях экономических знаний, закончен. К сожалению, многие вопросы теории и практики еще не получили должного развития, а некоторые проблемные положения пока четко даже не сформулированы. Становление рыночных отношений обусловило необходимость активизации исследований всего спектра методологических и организационных проблем российской экономики, в том числе во многом нерешенных вопросов комплексного анализа и контроля инвестиционной деятельности.

До настоящего периода по различным причинам у российского правительства, к сожалению, нет четкой экономической программы, способствующей значительному притоку инвестиций в экономику Российской Федерации. То есть программы имеются, но приток инвестиций в страну остается незначительным. Нет особого смысла рассуждать о том, плохая или хорошая это программа, — важен результат. Если инвесторы не желают вкладывать финансовые ресурсы в предприятия России, то явно существует необходимость в определенной корректировке имеющихся экономических программ.[114,115,136,137]

Проблемы учетно-отчетных процедур в организациях с иностранными инвестициями

Рассмотрение и анализ комплекса проблем, связанных с международной системой внешнего финансирования развивающихся и «переходных» стран, традиционно переплетается с исследованием последствий такого финансирования в форме учетно-отчетных и аналитических процедур в странах реципиентов. Общепризнанным является тот факт, что основная причина, вынуждающая развивающиеся и переходные к рынку страны привлекать иностранные инвестиции у других государств и у международных финансовых организаций — это необходимость финансирования расширенного воспроизводства, то есть такого хозяйственного развития, которое обеспечило бы переход к нормальным рыночным отношениям и вступление в мировые валютно — финансовые связи на равных условиях с промышленно развитыми странами.

Система международных иностранных инвестиций в развивающиеся и «переходные» страны рассматривается как финансирование их экономического роста.

Исследуя комплекс вопросов, вытекающих из взаимодействия двух экономических процессов — иностранных инвестиций и внутрихозяйственного роста страны-реципиента, выделяют три блока проблем, которые в комплексе дают наиболее полную картину такого взаимодействия.

Первый блок представляет собой круг вопросов, изучение которых дает ответ относительно объективной необходимости привлечения внешнего финансирования в дополнение к существующим внутрихозяйственным ресурсам. Второй блок проблем связан с воздействием международного внешнего финансирования на экономику и финансы страны-реципиента. Третий блок включает в себя анализ проблемы платежеспособности страны-реципиента внешнего финансирования.

Перед руководителями и бухгалтерами, открывающихся представительств встают вопросы: а) как правильно оформить открытие представительства; б) как вести бухгалтерский учет; в) как избежать двойного налогообложения?

Вопрос об адаптации российских стандартов учета к западным очень актуален сегодня. Представительства первыми столкнулись с проблемами ведения учета в соответствии с российскими нормами, с одной стороны, и с западными, с другой. В настоящее время методика бухгалтерского учета в организациях с иностранным капиталом нуждается в совершенствовании.

Иностранные предприятия (представительства и филиалы инофирм), их проблемы и пути разрешения, тактика и стратегия ежедневного выживания, реальная эффективность хозяйственной деятельности и расчеты по налогам и сборам в России — вот что стоит сегодня в центре внимания и требует самого тщательного анализа. Сможет ли предприятие с иностранным капиталом адекватно вписаться в сложный механизм формирующегося в России современного динамичного рынка, сумеет ли оно использовать преимущества мировой экономической интеграции и прямых внешнеэкономических связей, привлечет ли иностранные инвестиции в российскую экономику?

Решение этих вопросов требует напряженного труда широкого круга специалистов, и не в последнюю очередь бухгалтеров, ученых учетно-аналитического и финансово-экономического направления.

Специалисты бухгалтерской профессии осознают, что развитие международных хозяйственных и финансовых связей, кредитование и инвестиционная деятельность повлечет за собой необходимость приближения содержания и методов бухгалтерского учета к международным стандартам. Согласно последним бухгалтерская отчетность должна соответствовать общепринятым в международной практике принципам и правилам бухгалтерского учета.

В соответствии с приказом Министерства финансов России от 12.05.99 г. № 36н «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» организациям разрешается не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, если сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности и обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе этих же международных стандартов [42]. Пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности должна содержать перечень применяемых требований к бухгалтерской отчетности, раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, включать оценку, отличающуюся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации. Принципиальное различие российской и зарубежной учетных систем просматривается в их определении.

Принципы и особенности бухгалтерского учета иностранных инвестиций за рубежом

Приведенный перечень документов распространяется на всех инвесторов. В том случае, когда среди них находятся кредитные организации, последние должны дополнительно представить в уполномоченный банк:

— экономическое обоснование участия в капитале нерезидента, включая расчет нормативов использования собственных средств для приобретения акций, долей других юридических лиц и для инвестирования на приобретение долей (акций) одного юридического лица с учетом предполагаемого перевода средств;

— справку о внесении взноса в полном объеме в обязательные резервы и об отсутствии просроченных денежных обязательств перед Банком России по различным видами платежей. При отсутствии среди инвесторов кредитных организаций инвесторы, кроме документов, указанных ранее, должны представить так же:

— справку из уполномоченного банка, осуществляющего расчеты на обслуживание по данной конкретной инвестиционной операции, о достаточности средств в иностранной валюте на текущем валютном счете инвестора на перевод валюты по этой операции, а также об источнике средств в иностранной валюте;

— справку из уполномоченных источников, где открыты валютные счета инвестора, подтверждающую отсутствие задолженности по поступлению валютной выручки и об обязательной продаже ее части на внутреннем валютном рынке. Банк вправе также запросить у инвестора сведения о наличии устраненных и не устраненных им нарушений в части валютного законодательства на дату обращения с просьбой о выдаче разрешения;

— заключение Минэкономики РФ о возможности и целесообразности проведения соответствующей инвестиционной операции;

— справку о наличии у инвестора текущих валютных счетов уполномоченных банках;

— документ из Министерства финансов РФ или иного органа, ответственного за распределение бюджетных средств, о согласовании с ним цели их расходования из соответствующего бюджета, а также справку, подтверждающую включение расходов на инвестирование в бюджет в соответствующей сумме на конкретный год.

В последнем случае такое требование предъявляется к инвестору, если он планирует использовать для осуществления инвестиционной операции средства соответствующих видов бюджета (федерального субъекта или муниципального образования). Ряд валютных операций инвестиционного характера, кроме тех которые связаны с вложением иностранного капитала в банки и кредитные организации, не требует разрешения ЦБ РФ.

К числу таких операций отнесено зачисление юридическим лицом-резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли (вклада) в уставном (складочном) капитале данного резидента или по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

Возврат таких средств, ранее поступивших от нерезидента, осуществляется в рублях на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке РФ.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями
(На примере Краснодарского края)

И.А. Перонко,
государственный советник налоговой службы II ранга

О.А. Ромас,
советник налоговой службы I ранга

П.Т. Сопим,
советник налоговой службы I ранга

1. Порядок государственной регистрации предприятий с участием иностранных инвестиций и принципы их деятельности

Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 № 1545 — 1 определены правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории России.

Иностранными инвесторами могут быть иностранные юридические лица, иностранные граждане, международные организации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно юридическими лицами России и других республик, а также создавать предприятия со 100 % иностранными инвестициями.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Осуществление инвестирования производится путем:

— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России;

— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (со 100 % инвестициями), а также филиалов иностранных юридических лиц;

— приобретения предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций, иных имущественных прав;

— иной деятельности по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством.

Читайте также  Основная деятельность фондов прямых инвестиций

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается вышеназванным законом, а также другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории РФ.

Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать дочернее предприятие с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РФ.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Минфином России или иным уполномоченным на то государственным органом, который в течение 30 дней с момента подачи заявления может выдать разрешение или представить заявителю мотивированный отказ. Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, а также сведения об их ликвидации.

Предприятия, объем иностранных инвестиций в которых превышает 100 млн руб., регистрируются Регистрационной палатой при Минэкономики России.

Иностранные инвесторы для хранения денежных средств в валюте России могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории России при наличии лицензии ЦБ России. Иностранные инвесторы могут использовать рублевые средства, имеющиеся на вышеуказанных счетах, для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с нормативными актами правительства и ЦБ России имеют право на открытие расчетного, ссудного, депозитного, валютного и иного счетов.

Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка России, в том числе плата за жилье и нежилые помещения на территории России, производится в валюте России.

Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, концерны, межотраслевые и другие объединения в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.

Операции с иностранной валютой осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями в порядке, который установлен действующим на территории РФ законодательством.

Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории РФ международными договорами.

2. Особенности учета и отчетности

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 г. № 170, и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 08.02.96 г. № 10.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, которым считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первоначальным отчетным годом для впервые созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, впервые созданной после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Бухгалтерская отчетность предприятий с иностранными инвестициями должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом, а квартальная — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Датой представления бухгалтерской отчетности для предприятия считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная в штемпеле почтовой организации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

В бухгалтерском учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей предприятия с иностранными инвестициями.

Увеличение или уменьшение уставного капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности предприятия за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации. Задолженность по взносам в уставный капитал (по факту) отражается в разделе актива баланса дебиторской задолженности как задолженность учредителей по взносам в уставный капитал на счете 75.

Предприятия с иностранными инвестициями, приходующие в счет вкладов в уставный капитал организаций имущество (включая денежные средства), оцененное в учредительных документах в свободно конвертируемой валюте, возникающие суммовые разницы по счету 75 «Расчеты с учредителями» относят на счет 87 «Добавочный капитал».

Для равномерного отнесения предстоящих расходов на издержки производства или обращения предприятия с иностранными инвестициями могут создавать резервы на предстоящую оплату отпусков, на ремонт основных средств, на подготовительные работы в связи с сезонным характером работы и т.д. с включением их в себестоимость продукции согласно нормативным актам Минфина России. Могут также создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и организациями, а также с гражданами за продукцию (работы и услуги) с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга.

Если до конца года, следующего за годом создания сомнительных долгов, этот резерв в какой — либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 06.09.93 г. № 12 — 2 — 076/178 на страны — республики бывшего СССР распространяются все нормы международного права. Если одним из учредителей предприятия является юридическое (физическое) лицо, имеющее юридический адрес в республиках бывшего СССР, то согласно ст. 35 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях» от 04.07.91 г. предприятие считается предприятием с иностранными инвестициями в следующем случае: при оплате долей участия (паев, акций) в предприятии иностранным инвестором в валюте России, если имеет более 50 % долей участия (паев, акций).

Регистрация таких предприятий должна быть произведена в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 28.11.91 г. № 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями». Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации, где указывается его статус.

3. Порядок определения облагаемой базы по прибыли

Порядок налогообложения прибыли предприятий с участием иностранного инвестора определен Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2116 — 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с учетом изменений и дополнений, и производится в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», с дополнениями и изменениями.

Данный порядок налогообложения прибыли определен с 1 января 1995 года (письмо Госналогслужбы России от 05.07.95 г. № НП — 4 — 01/374).

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.

Льготы по налогу на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями действуют в общеустановленном порядке согласно ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г., с учетом изменений и дополнений. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37, с учетом изменений и дополнений, действует льгота по прибыли, в соответствии с которой не подлежат налогообложению предприятия с иностранными инвестициями, занятые в сфере материального производства, которые зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 1992 года, — в течение первых двух лет с момента получения ими балансовой прибыли.

При этом следует иметь в виду, что указанная льгота предоставляется предприятиям с иностранными инвестициями, у которых доля иностранного участника в уставном капитале превышает 30 %, за исключением аналогичных предприятий, занимающихся добычей ископаемых и рыболовством.

Правом на льготу могут пользоваться только те предприятия, у которых доля выручки, полученной от осуществления деятельности в сфере материального производства, составляет более 50 %. Льгота не предоставляется в случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения по итогам работы за следующий год. Для применения этой льготы предприятия с иностранными инвестициями должны вести раздельный учет доходов по видам деятельности. Прибыль предприятий с иностранными инвестициями освобождается от налогообложения за первый прибыльный год деятельности предприятия и год, следующий за ним.

Ставки налога на прибыль для предприятий с иностранными инвестициями определены инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 г. № 37 в размере 35 %, из которых 13 % зачисляется в федеральный бюджет. По прибыли, полученной от посреднической деятельности, ставка налога установлена в размере 45 %, в том числе в федеральный бюджет — 15 %.

Кроме налога на прибыль, предприятия с иностранными инвестициями уплачивают другие налоги, действующие на территории России, края, в общеустановленном порядке согласно нормативным актам.

За нарушение налогового законодательства предприятия несут ответственность в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы».

4. Правовые аспекты валютного регулирования

Следует отметить, что при осуществлении сделок с инопартнерами и иностранной валютой необходимо учитывать требования и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, определенные следующими нормативными актами:

— Законом РФ от 09.10.92 г. № 3615 — 1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— Указами Президента Российской Федерации от 30.12.91 г. № 335 и от 14.06.92 г. № 629;

Читайте также  Сущность инвестиций и формы их осуществления

— инструкцией ЦБ России от 29.06.92 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

— инструкциями ЦБ России и ГТК России от 12.10.93 № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и от 26.07.95 г. № 30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

Указанные основные нормативные акты, с учетом внесенных изменений к ним, определяют основные права и обязанности юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на «текущие» валютные операции и валютные операции, связанные с «движением капитала».

Под «текущими» валютными операциями понимаются все переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно — импортных операций на срок не более 180 дней, получение и предоставление на этот же срок финансовых кредитов.

Валютные операции, связанные с «движением капитала», характеризуются прежде всего сроком их осуществления — свыше 180 дней.

Осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, возможно только при наличии специального разрешения (лицензии) Центрального банка России.

Иностранная валюта, получаемая предприятиями и организациями — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком России.

Предприятия несут ответственность за несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации. За нарушение этого порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Госналогслужбой России или органом валютного контроля при Правительстве Российской Федерации, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Уплата штрафов не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части экспортной выручки.

УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Понятие иностранных инвестиций и порядок их учета

Порядке иностранного инвестирования на территории Украины регулируется Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования».

Согласно данному закону иностранные инвесторы — субъекты, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Украины. К ним относятся:

— Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством другого, чем законодательство Украины;

— Физические лица — иностранцы, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины и не ограничены в дееспособности;

— Иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации;

— Другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Украины [1] .

Иностранные инвестиции — ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Предприятие с иностранными инвестициями — предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном капитале которого при его наличии составляет не менее 10 процентов. При этом предприятие получает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.

Фиксирование факта внесения иностранной инвестиции осуществляется городскими государственными администрациями путем государственной регистрации иностранной инвестиции с соответствующей записью в журнале учета внесенных иностранных инвестиций и присвоением ему соответствующего регистрационного номера.

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется органами государственной регистрации в семидневный срок со дня представления иностранным инвестором документов для регистрации и действует в течение всего периода использования инвестиций. Незарегистрированные иностранные инвестиции не дают права на получение льгот и гарантий [2] .

В настоящее время различают следующие виды и формы иностранных инвестиций (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Виды и формы иностранных инвестиций

Любые виды иностранных инвестиций должны иметь стоимость в валюте, подтвержденной в соответствии с законами (процедурами) страны инвестора или международными торговыми обычаями.

При этом важное значение имеет определение оценки иностранных инвестиций и инвестиций украинских партнеров, включая взносы в уставный капитал предприятий, которая осуществляется в иностранной валюте и в валюте Украины по договоренности сторон на основе цен международных рынков или рынка Украины.

Перечисление инвестиционных сумм в иностранной валюте в валюту Украины осуществляется по официальному курсу валюты Украины, определенным Национальным банком Украины.

Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, за исключениями, предусмотренными законодательством Украины и международными договорами Украины. Для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, которые реализуются в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в формах, предусмотренных законодательством Украины.

Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны содержать сведения, предусмотренные законодательством Украины для соответствующих организационно-правовых форм предприятий, а также сведения о государственной принадлежности их учредителей (участников).

Предприятия с иностранными инвестициями платят налоги в соответствии с законодательством Украины.

Согласно Таможенному кодексу, товары, ввозимые на таможенную территорию Украины на срок не менее трех лет иностранными инвесторами в соответствии с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты ввозной пошлины. При отчуждении таких товаров ранее трех лет со времени зачисления их на баланс ввозная пошлина платится на общих основаниях [3] .

Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ, услуг), включая цену на них. Продукция предприятий с иностранными инвестициями не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Инвестирование на территории Украины может осуществляться на основе концессионных договоров, договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности. Предоставление иностранным инвесторам права на проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной или коммунальной собственности и передаются в концессию, происходит на основании соответствующего законодательства Украины путем заключения концессионного договора. Иностранные инвесторы имеют право заключать договоры (контракты) о совместной инвестиционной деятельности (производственной кооперации, совместном производстве и т.п.), не связанную с созданием юридического лица, в соответствии с законодательством Украины.

Стороны по договорам (контрактам) должны вести отдельный бухгалтерский учет и составлять отчетность об операциях, связанных с выполнением условий этих договоров (контрактов), и открыть отдельные счета в учреждениях банков Украины для проведения расчетов по этим договорам (контрактам).

Учитывая специфику осуществления инвестиционной деятельности, возникают определенные особенности учета иностранных инвестиций, их оценки с учетом того, что они осуществляются средствами в иностранной валюте, зданиями и сооружениями, оборудованием, сырьем, работами и услугами, нематериальными активами (ноу-хау, товарными знаками, права на пользование природными ресурсами — концессиями, программным обеспечением, технологиями и т.д.), акциями, облигациями, имущественными правами.

Особенности формирования зарегистрированного капитала должны отражаться в уставе предприятия с иностранными инвестициями, определяющий подлежащую внесению иностранным инвестором сумму инвестиции, исходя из перерасчета доли инвестора в иностранной валюте в национальную денежную единицу. Такой пересчет производится по курсу НБУ, действовавшему на дату подписания учредительного договора.

Объявления уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями отражается записью:

Дебет счета 46 «Неоплаченный капитал»

Кредит счета 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал». Для улучшения аналитичности учета предприятию с иностранными инвестициями целесообразно предусмотреть в рабочем плане счетов отдельные субсчета: 461 «Неоплаченный капитал учредителей в национальной валюте» и 462 «Неоплаченный капитал учредителей в иностранной валюте».

На основании первичных документов, подтверждающих внесение инвестиций иностранными инвесторами (платежных поручений о перечислении валюты; товарно-транспортных накладных на передачу имущества, актов о выполненных работах и предоставленных услугах, актов о передаче нематериальных активов), отражают их стоимость с учетом достоверности оценки с использованием цен международных рынков, экспертные оценки.

При этом оприходование полученных средств и погашения задолженности по взносам участников в уставный капитал отражается записями:

— Дебет счетов 31 «Счета в банках», 10 «Основные средства», 12 «Нематериальные активы», 15 «Капитальные инвестиции» и др; — Кредит счета 46 «Неоплаченный капитал».

При изменении курса валюты по задолженности иностранных инвесторов возникает курсовая разница в части взносов в иностранной валюте на текущий счет в банке, поскольку такая задолженность признается монетарной статьей.

Взносы, вносимые в неденежной форме, считаются немонетарной статьей, поэтому они оцениваются по фактическим курсом иностранной валюты на дату подписания учредительных документов, соответственно, курсовой разницы здесь не возникает.

Об отражении в бухгалтерском учете взносов в уставный капитал, то необходимо учесть следующее:

— Учет уставного капитала начинается с даты государственной регистрации предприятия;

— Уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями формируется по курсу, зафиксированному в учредительном учредительном договоре;

— Размер уставного капитала подлежит оценке в денежной единице Украины по курсу НБУ на дату совершения операций и не подлежит дальнейшему перерасчету в связи с изменением курса иностранных валют;

— Датой возникновения задолженности иностранных инвесторов является дата подписания учредительного (учредительного) договора.

Пример . Основателем-нерезидентом 01.04.2014 г.. Было принято решение о регистрации в Украине ООО с уставным капиталом в размере 50 000 евро. Курс НБУ на дату принятия решения и отражение в учредительных документах предприятия составлял 15,76 грн. за 1 евро. Весь уставный капитал должен быть сформирован денежными средствами.

07.04.2014 г.. Учредитель внес свою долю в полном объеме. Курс НБУ на эту дату — 15,80 грн. за 1 евро.

Отражение в учете операций по получению вкладов в уставный капитал в виде денежных средств

Источники: http://www.dslib.net/bux-uchet/buhgalterskij-uchet-v-organizacijah-s-inostrannymi-investicijami.html, http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=20652, http://studbooks.net/81663/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchet_inostrannyh_investitsiy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто