Иностранные инвестиции в республику корея

Законодательство об иностранных инвестициях в Республике Корея

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы иностранных инвестиций в РК, является закон о содействии иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Act), вступивший в силу 16 сентября 1998 г. На сегодняшний день в Закон внесено более 50 поправок.

Закон о содействии иностранным инвестициям нацелен па привлечение капиталовложений юридических и физических лиц- нерезидентов и создание благоприятного инвестиционного климата. В основе Закона лежат 2 принципа:

  • 1) доступ иностранных инвесторов практически во все сферы бизнеса РК;
  • 2) уведомительный (а не разрешительный) порядок доступа иностранных инвесторов на рынок РК.

Закон предусматривает классификацию иностранных инвестиций на виды, налоговые и иные льготы, условия сдачи в аренду и продажи государственной и муниципальной собственности нерезидентам, возможность получения ими финансовой поддержки для определенных видов инвестиций (в том числе при создании новых иностранных производств па территории РК), институт омбудсменов по иностранным инвестициям и пр.

С целью улучшения инвестиционного климата с 1994 г. в РК началось создание так называемых «зон иностранных инвестиций» (Foreign Investment ZonesFIZ). Согласно Закону о содействии иностранным инвестициям, в таких зонах иностранным компаниям предоставляются особые условия для ведения бизнеса, в том числе налоговые льготы, ослабление административного регулирования, снижение арендной платы, а в ряде случаев — полное освобождение от данных видов платежей.

Зоны иностранных инвестиций подразделяются па:

  • • зоны иностранных инвестиций комплексного типа (устанавливаются в целях предоставления в аренду/передачи земли иностранным инвесторам па исключительных условиях для созданий местного промышленного комплекса — «local industrial complex»);
  • • зоны иностранных инвестиций индивидуального типа (зоны, где иностранный инвестор планирует осуществить капиталовложения);
  • • зоны иностранных инвестиций сервисного типа (зоны, предназначенные для инвесторов, осуществляющих капиталовложения в сфере услуг).

В последнее десятилетие российская экономика столкнулась с объективной необходимостью преодоления преимущественно ориентации на запад и укрепления связей с азиатским миром. В условиях глобализации одной из важнейших долгосрочных стратегических задач, стоящих перед правительством РФ, становится расширение экономического присутствия России в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), а также активное включение в интеграционные процессы, развивающиеся на азиатском пространстве. Усиление восточного курса российской политики, в частности, выразилось в проведении в 2012 г. очередного саммита азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке, на котором в качестве одного из ключевых направлений многостороннего сотрудничества была отмечена либерализация торговли инвестиции.

Действительно, в настоящее время все больше азиатских инвесторов проявляют интерес к российскому рынку, однако, по прежнему существует ряд проблем, затрудняющих успешную реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, перед российской стороной стоит еще одна серьезная задача на восточном направлении — необходимость развития инфраструктуры и повышения экономического уровня Дальнего Востока. При этом необходимо отметить, что уже сейчас дальне-восточный регион РФ привлекает пристальное внимание со стороны азиатских инвесторов, в перспективе их капиталовложения могут стать важным фактором развития и модернизации хозяйственного комплекса этого региона.

В Южной Корее первые программы инновационного развития были начаты с 1999 г. и развитие инновационного сектора очень быстро прогрессировало. Корейская патентная система считается одной из самых результативных в мире. Корейское ведомство по интеллектуальной собственности (KIPO) переориентировалось па заимствование принципов патентной деятельности в США. Патентная политика сыграла важную роль в развитии малого предпринимательства и капитализации университетов. Ранее профессорам необходимо было передавать свои патенты Правительству. Пересмотр патентных прав облегчил технологию передачи патентов через юридические лица. Быстрое успешное инновационное развитие Южной Кореи стало возможным благодаря активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике. Важную роль «экономическом чуде» Кореи сыграли крупные финансово-промышленные группы (чеболи), которые в течение многих лет являлись основой развития национальной экономики.

«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Внешнеэкономические связи России

Инвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения российско-корейского экономического сотрудничества

В числе важнейших тенденций мирового развития на современном этапе следует отметить постоянное опережение роста прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) по сравнению с динамикой мирового ВВП. Это связано с процессами экономической интеграции, все более принимающей глобальный характер. Этот показатель увеличился с 0,4% в 1970 г. до 2,0% в 2002 г.[1]

Роль ПЗИ значительно возросла в 90-е годы, когда инвестиции стали рассматриваться как одно из основных средств интеграции национальных экономики в мировое хозяйство на основе перевода производственных мощностей, капиталов, передачи технологий, управленческого опыта и навыков, а также инноваций в принимающую страну.

Зарубежные инвестиции содействуют экономическому росту экономики принимающей страны на основе более эффективного использования национальных ресурсов. По оценкам, увеличение нетто-притока ПЗИ на каждый доллар вложений сопровождается ростом совокупного капитала в принимающей стране 1,5-2,3 раза.

ПЗИ во многих случаях осуществляются не как инвестиции, а как международные слияния и поглощения, представляя собой передачу зарубежным компаниям прав собственности на активы национальных фирм, и роль такой формы ПЗИ постоянно растет. Кроме того, ПЗИ нередко финансируются за счет рефинансирования доходов.

В целом связь ПЗИ с объемом накопленных капиталов весьма различна в разных странах и зависит от национальной политики, форм зарубежных инвестиций, конкурентоспособности национальных компаний.

Определимся, с . Строго говоря, четкого, общепринятого его определения в научной литературе мне найти не удалось. Однако по аналогии с понятием «сырьевой потенциал», или «потенциальные природные ресурсы»[2] можно заключить, что инвестиционный потенциал — это совокупность всех факторов, которыми располагает страна как для привлечения иностранного капитала в свою страну, так и для экспорта своего капитала за рубеж, что, в конечном итоге, определяет ее возможности и позиции на мировом рынке инвестиций и свидетельствует о степени ее участия в мировых интеграционных процессах. Говоря об , остановимся на составляющих его, на наш взгляд, основных элементах. Одной из таких составляющих, бесспорно, является , которая осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической политики, а ее специфика зависит от содержания и целей импортной или экспортной ориентации внешнеторговой политики, а также от соотношения между ее тенденциями, т.е. между протекционизмом и либерализацией. От содержания внешнеторговой политики зависит характер государственных ограничений в отношении ПЗИ (доля зарубежной собственности, свобода доступа на рынок принимающей страны, экспорт лишь части произведенной продукции, квоты на использование местной рабочей силы и др.).

Читайте также  Категории инвестиций и уровни риска

С начала 1960-х гг. РК придерживается политики стимулирования экспорта, которая предполагает, что ПЗИ служат источником стимулирования экспорта с использованием местной рабочей силы, а также природных ресурсов. Первоначально, Южная Корея создавала экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) или зоны свободной торговли, предлагающие наиболее льготный режим для своих компаний, в частности, сниженные налоговые ставки, беспошлинный ввоз оборудования и сырья. Как правило, инвестиционный режим в условиях благоприятнее, чем в условиях импортозамещения.

Следует учитывать также и то, что, несмотря на в целом благоприятное отношение к привлечению долгосрочных ПЗИ, любое государство зарубежные инвестиции, в частности, влияя на их объем и отраслевое распространение.

Как правило, оба направления — ПЗИ — проводятся одновременно. Но акцент делается на одном из них в зависимости от уровня экономического развития страны и лоббирования правительством интересов соответствующих групп населения.

правительство выбирает в соответствии со своими целями и приоритетами экономического развития. Обычно, чем выше уровень экономического развития страны, тем свободнее допуск ПЗИ.

Важно учитывать , который определяется совокупностью правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций. В основе теории инвестиционной привлекательности страны с точки зрения ПЗИ лежит концепция ОЛИ, разработанная Дж. Даннингом[3] и названная им «эклектической парадигмой». Концепция ОЛИ предполагает учет следующих факторов:

1. сравнительные преимущества фирмы (ее нематериальные активы, в частности, собственные технологии);

2. национальные сравнительные преимущества (например, емкий внутренний рынок, высокоразвитая инфраструктура, высокая квалификация и низкая стоимость рабочей силы);

3. преимущества интернационализации — наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и реципиентами).

Поскольку между странами существуют экономические и политические различия, инвестиционная привлекательность страны чаще всего трактуется широко, т.е. учитываются макроэкономические факторы, правовой режим регулирования, меры по содействию и стимулированию инвестиций.

Какие факторы принимаются в расчет при Это, во-первых, правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий). Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВп в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Далее, динамика курса национальной валюты (повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению). В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).

Посмотрим теперь, как эти факторы определяют и влияют на развитие инвестиционного сотрудничества в Южной Корее и России и на их взаимодействие в данной сфере экономических связей.

Хорошо развитая производственная инфраструктура, государственная поддержка деловой активности, обширный внутренний рынок, благоприятный инвестиционный климат — всё это является привлекательной средой для иностранных инвестиций в экономику Республики Корея. Активное инвестирование в национальную экономику началось в 1962 году, когда объем инвестиций составил всего 3,575 млн. долларов. В 2005 году в южнокорейскую экономику было вложено уже 11,5 млрд. долларов иностранных инвестиций. Объем накопленных ПИИ за 1962-2005 гг. составил 115 млрд. долл.

Табл.1 Иностранные инвестиции в Республику Корея, тыс долл.[4]

Ежегодные иностранные инвестиции

Если в 60-70-е гг. иностранных инвесторов привлекала, главным образом, дешевая рабочая сила, то сейчас — высокая квалификация рабочих и развитая производственная инфраструктура.

Политика Южной Кореи относительно своих зарубежных инвестиций также пережила определенную трансформацию: от робкого проникновения на международный рынок капитала с предложением строительных услуг до активного внедрения своих ТНК в производственно-сбытовую деятельность ряда стран мира. При этом менялись географические и отраслевые ориентиры этой политики.

Что касается России, то какие здесь факторы принимаются в расчет при оценке ее потенциала инвестиционного сотрудничества? Как РФ выглядит по этим показателям? Во-первых, если рассматривать правовые факторы (стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования зарубежных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий), то следует признать, что в целом после 2000 г. ситуация улучшилась и продолжает улучшаться по мере ввода в действие новых более совершенных законодательных норм. Но, строго говоря, не до конца преодоленная запутанность, неоправданная усложненность процесса допуска иностранного инвестора на внутренний рынок страны отмечаются компаниями многих стран, действующими в России. Возможно, что вступление России в ВТО упростит и стандартизирует этот процесс. Во-вторых, это макроэкономические факторы (емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВП в целом и объемом этого показателя на душу населения, уровень политического риска страны). Здесь следует отметить, что в последние годы Россия обрела устойчиво позитивную динамику, которая свидетельствует, что постепенно страна преодолевает трансформационный спад начала 90-х гг. и повышает благосостояние населения (ВВП России в 2006 г. достиг …..трлн. долл., на душу населения — тыс. долл.). Прирост ВВП в 2006 г. достиг 7%. Далее, динамика курса национальной валюты. Известно, что повышение курса стимулирует приток ПЗИ, а снижение курса ведет к их уменьшению. Как видим, в России с ее укрепляющимся рублем как складываются все предпосылки для расширения притока инокапиталов. В-третьих, это географические и природно-климатические факторы, особенно важные при вложении инвестиций в добывающие отрасли и сельское хозяйство. Конечно, эти условия в России сильно разнятся и в большей своей мере не благоприятные. И, тем не менее, есть возможности их преодоления посредством улучшения инфраструктуры и предоставления больших льгот и преференций, защиты от рисков. Правда, как раз здесь России предстоит большая работа. И, наконец, четвертая группа факторов, это — предпринимательский климат страны (уровень издержек, специфика налоговой системы, размер ставок корпоративного и других налогов, специфика налоговых льгот, размер арендной платы, административные процедуры и т.д.).Наверное, можно констатировать, что теперь эта категория факторов выходит для России на первый план и от того, какое направление (стимулирование или регулирование) зависит ее дальнейшее участие и положение на мировом рынке капитала. Представляется, что у России пока не сложилось комплексного подхода в области инвестиционной политики и зарубежного инвестиционного сотрудничества. Как это касается, ее инвестиционного сотрудничества с Южной Кореей станет центральным аспектом нашего анализа.

Читайте также  Показатель прибыли на вложенные инвестиции

История развития экономического взаимодействия России с РК насчитывает менее двух десятков лет, но имеет уже опыт эйфорических ожиданий и горьких разочарований. Не вдаваясь глубоко в анализ общих проблем и причин, лежащих в основе такого порядка вещей, выделим главное — за столь незначительный в историческом плане, но достаточно существенный в условиях глобальных тенденций отрезок времени, российско-корейским инвестиционным сотрудничеством достигнуты минимальные результаты в соотношении с двух стран. Возможности здесь взяты в широком смысле. Это и взаимодополняемость (ресурсная, сырьевая и т.д.) экономик, это и географическая и историческая близость. Это и позитивные изменения в политической ситуации (стабилизация политической системы в России, демократизация в РК, общие тенденции экономического развития двух стран в направлении к более либерализованному рынку, к международной интеграции и т.д.). Что касается интересов, то здесь Россию и РК связывает многое. Это и интересы политической и экономической стабильности на Корейском полуострове, но это и задачи, связанные с восстановлением и углублением экономической региональной интеграции и повышением статуса и уровня этой интеграции до важной составляющей Восточно-Азиатской экономической региональной группировки. В современном мире, видимо, только в этом многостороннем формате возможно решение трудных задач дальнейшего экономического и социального развития (для России экономический подъем ее Дальнего Востока, а для РК повышение конкурентоспособности ее экономики и укрепление ее позиций в Восточной Азии в качестве одного из финансово-деловых центров).

Что касается потенциалов инвестиционного сотрудничества, то здесь после периода тщетных ожиданий 90-х гг., наконец, как представляется, произошел некоторый позитивный сдвиг, ознаменовавшийся пакетом вложений южнокорейского капитала в целый ряд российских производственных и инфраструктурных объектов. (Привести примеры).

Однако вопрос по-прежнему состоит в том, насколько это соответствует нашим возможностям и отвечает насущным проблемам. По всей вероятности, если брать возможности расширяющейся ежегодно в среднем на 6% южнокорейской экономики и сейчас несколько превосходящей ее по темпам прироста российской экономики 7%, такой накопленный объем взаимных инвестиций вносит очень малозначительный вклад в наши экономики. Масштабы южнокорейского инвестирования в России до недавнего времени составляли около 250-260 млн. долл. В текущий период предполагается, что РК осуществит вложения, прежде всего в нефтеперерабатывающие и нефтехимические объекты, до 4 млрд. долл. на основе соглашений, подписанных во время визита в 2005 г. президента Но Му Хена в Москву. Накопленный объем российских инвестиций в Южной Корее по состоянию на 2005 гг. немного превышают 18 млн. долл., в то время как китайских — 1,8 млрд. долл.[5] Эти объемы следует соотнести с общим объемом накопленных Южной Кореей прямых иностранных инвестиций, который за 1962-2005 гг. превысил 115 млрд. долл. В то же время объем сотрудничества РК с США и Японией (соответственно 35 млрд. долл. и 13 млрд. долл.).

Справедливости ради, следует отметить, что РК не является заметным мировым экспортером прямых инвестиций. Ее доля от общемирового показателя мизерна и находится на уровне 0,1%. Даже Россия значительно обходит ее: 2,3% в 2006 г. (28,4 млрд. долл.).

Таким образом, можно сказать, что пока инвестиции каждой из стран не играют существенной роли друг для друга и практически не стимулируют динамичное развитие каждого. В связи с этим не будет преувеличением отметить, что мы фактически лишаем себя такого важного с макроэкономической точки зрения преимущества, которое продуктивно используется всеми развитыми странами (США, Канада и Мексика; страны ЕС и т.д.) — географическая близость и возможность производственной интеграции.

Сейчас активно обсуждается процесс наводнения российского Дальнего Востока (РДВ) китайцами и другими азиатскими народами. Возможность интеграции Дальнего Востока в рамках СВА иногда рассматривается как угроза потенциальной дезинтеграции его с центром России. Несомненно, такого рода опасения имеют основания, но консервация существующих отсталости и проблем этого российского региона создают почву для реализации этой угрозы.

На фоне этих мрачных для России перспектив корейский фактор участия РДВ в интеграционных процессах в Северо-Восточной Азии выглядит более предпочтительным, хотя бы потому, что он дает основания рассчитывать на более высокий технологический уровень такого сотрудничества. Вместе с тем, это отнюдь не означает, что необходимо закрываться от в кавычках «нежелательного» экономического интереса со стороны других стран. Сегодня это и почти невозможно. Вопрос заключается в цене и выгоде такого взаимодействия.

Читайте также  Инвестиции не включают в денежный поток

Рассмотрим динамику .

Нормализация дипломатических отношений между Сеулом и Москвой в сентябре 1990 года послужило первоначально толчком для корейских инвестиций в Россию. Однако политическая и экономическая нестабильность значительно ухудшила инвестиционный климат страны.

Табл. 2. Южнокорейские прямые инвестиции в Россию, млн.долл.[6]

Динамика и структура иностранных инвестиций в Республике Корея

Объем прямых иностранных инвестиций в Южную Корею вырос до 10-летнего максимума в 2010 году, главным образом благодаря стабильной экономической ситуации и общей уверенности в будущих перспективах роста страны.

Согласно докладу Министерства экономики и знаний страны, объем инвестиций в Южную Корею из-за рубежа увеличился в 2010 году на 12,1% в годовом выражении и превысил 12,87 млрд. долларов. Данный показатель является наивысшим за десять лет. Также впервые за шесть лет показатель превысил отметку в 12 млрд. долларов.

Американские и японские инвесторы, которые в начале года прибегали к консервативным позициям вслед за глобальным финансовым кризисом, возвратились в Южную Корею по большей части во втором полугодии, говорится в отчете.

Прямые инвестиции из Соединенных Штатов выросли на 72,2% в годовом выражении, из Японии — на 93,4%. Инвестиции развивающихся стран, таких как Китай, вложивший 414 млн. долларов в различные местные проекты, и Индия, инвестировавшая 371 млн., помогли увеличить общую сумму.

В сообщении отмечается, что прямые инвестиции в промышленный сектор Южной Кореи выросли на 75,6% в годовом выражении до 6,53 млрд долларов, что превышает 6,22 млрд., которые были инвестированы в сектор услуг.

«Более высокий приток инвестиций в промышленный сектор является первым за шесть лет и может служить отражением уверенности заграничных инвесторов в росте в этой области», — подчеркнул представитель министерства.

Как и в других странах, рынок акций Кореи биржевой. Общее количество акционерных обществ, чьи акции имеют котировку на бирже (основной рынок (763) и KOSDAQ (1036)) составляет 1799 (2010 г.). Небольшое количество компаний торгуется на внебиржевом рынке FreeBoard.

Структура собственности в корейских акционерных компаниях претерпела заметные изменения за 90-е годы. Как и в других странах, значительно уменьшилась доля населения за счет институциональных инвесторов. Благодаря либерализации экономики резко выросла доля иностранных инвесторов.

В целом по структуре собственности Корея больше всего напоминает Японию: та же высокая доля нефинансовых компаний, которые образуют промышленные группы-чеболи. На долю населения приходится 30% акций (по капитализации, 2010г., табл.2)

Количество индивидуальных инвесторов в акции после кризиса 1997-1998 гг. увеличилось к 2003 г. с 1,3 до 2,9 млн. К 2008 г. количество акционеров выросло до 4,6 млн. человек (более 9% населения). На них приходилось 50% оборота KRX Fact Book 2010.

Структура акционерного капитала Кореи по капитализации, %

Источник: Цит.по: Capital Market in Korea 2009. Seoul, KOFIA

Рынок облигаций был приоткрыт для иностранных инвесторов в июле 1994 г. и полностью либерализован также в мае 1998 г. Иными словами, с мая 1998 г. рынок акций и облигаций Кореи полностью открыт для иностранных инвесторов, как прямых, так и портфельных.

Сами корейские инвесторы получили право вкладывать средства в иностранные ценные бумаги в 1994 г.

Ограничения на иностранные инвестиции касаются лишь некоторых отраслей, которые считаются стратегическими (электроэнергетика, телекоммуникации, радиовещание и авиаперевозка). Специальными законами доля иностранного капитала в целом ряде компаний этих отраслей ограничена 49%, причем у одного иностранного инвестора не может быть более 3% (в некоторых компаниях 15%) акций (например, Korea Telecom, SK Telecom, LG Telecom, Korean Air и др.).

Еще в 1980 г. доля иностранцев в акционерном капитале составляла 0%, в начале 1990-х годов — 2-3%, в 1996 г. — 13%, а в 2002 г. — 25% и 40% в 2006 г. (к 2010 г. снизилась до 27%). Во многих крупных корейских компаниях большая часть акций находится у иностранцев (48% Samsung Electronics, 43% POSCO, 50% Hyundai Motors) Данные по POSCO и SAMSUNG.

В основном это портфельные инвесторы, поэтому контроль остается в руках корейского капитала. Однако имеются и случаи приобретения крупных пакетов стратегическими инвесторами: доля французов в капитале Renault Samsung Motors 80,1%, Daimler-Chrysler принадлежало некоторое время 15% акций Hyundai Motors.

Около 40% всех иностранных инвестиций в акции корейских компаний в 2003 г. приходилось на инвесторов США, примерно по 8% — на английских и японских.

Примерно 35 акций корейских эмитентов торгуются на зарубежных рынках в форме ADR и GDR, из них 17 — на американском рынке.

Как и в других странах, основным звеном финансовой системы Кореи выступают банки. Корейская банковская система состоит 7 крупнейших национальных банков, 6 региональных банков, 5 специализированных (Корейский банк развития, Корейский экспортно-импортный банк, Корейский индустриальный банк, Национальная федерация сельскохозяйственных кооперативов, Национальная федерация рыболовецких кооперативов) и 38 филиалов иностранных банков.

До кризиса государственная собственность в банковском секторе ограничивалась фактически только специализированными банками (в общей сложности 33% банковских активов). После кризиса к концу 2000 г. она превысила 54%. В дальнейшем, к концу 2004 г., государство вышло из капитала банков, продав все акции.

Увеличилась доля иностранного капитала — практически с нуля до кризиса до 32% в конце 2000 г.

Объёмы прямых иностранных инвестиций по странам-инвесторам (млн долларов США)

Источники: http://bstudy.net/669503/pravo/zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah_respublike_koreya, http://www.mirec.ru/2008-01/investicionnyj-potencial-respubliki-koreya-i-perspektivy-dlya-rasshireniya-rossijsko-korejskogo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva, http://studwood.ru/2194250/ekonomika/dinamika_struktura_inostrannyh_investitsiy_respublike_koreya

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто