Иностранные инвестиции в России
жизненно необходимы, и это неоспоримый факт.
Как показывает практика, национальное хозяйство Российской Федерации не может успешно развиваться и быть конкурентно способным без привлечения и активного использования иностранного капитала, иностранных инвестиций.
Также привлечение иностранных инвестиций в Россию необходимо по причине участия Российской экономики в международном разделении труда.
Особенно востребованы иностранные инвестиции в России в тех отраслях, которые практически свободны от предпринимательства и не имеют конкурентной среды. Также законы мировой экономики, миграция капиталов, все это способствует привлечению все большего количества иностранных инвесторов.
Если не благоприятный то привлекательный инвестиционный климат является основополагающей характеристикой для привлечения иностранных инвестиций в Россию.
На сегодняшний день правительство Российской Федерации, крупные государственные компании и бизнес сообщество упорно трудятся над улучшением этого показателя.
Иностранные инвестиции в России, по большей части имеют две разновидности. Это прямые и портфельные инвестиции.
В свою очередь прямые иностранные инвестиции подразделяются ещё на две части
- капитальные межконтинентальные вложения. Главная цель данного вида инвестиций это присутствие иностранного инвестора на рынке страны
- межнациональные вложения. Главная цель это минимизация расходов и издержек на производство в конкретной стране в сравнении с головным производством.
Главные особенности иностранных прямых инвестиций в России
- такие инвестиции не позволяют быстро уйти инвестору с рынка
- повышенный уровень риска.
Прямые иностранные инвестиции в России осуществляются двумя способами
- организации нового предприятия на территории страны
- покупка или поглощение уже существующих компаний.
Портфельные иностранные инвестиции в России это вложения в ценные бумаги Российских компаний.
Особенность иностранных портфельных инвестиций в том, что они не позволяют владельцу ценной бумаги, инвестору, участвовать в управленческой деятельности компании и, как правило, носят краткосрочный характер.
Финансовые инвестиции в России быстро приходят с улучшением инвестиционного климата, либо любых других фундаментальных экономических показателей, и также быстро уходят с финансовых рынков страны при ослаблении этих показателей.
(Пока оценок нет)
Иностранные инвестиции в России
Иностранные инвестиции в экономике России
Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.
Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.
Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Под прямыми иностранными инвестициями понимается:
- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.
Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.
Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.
Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.
Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:
- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
- осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.
С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).
Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).
Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)
Иностранные инвестиции в России
Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России являются:
- — создание совместных предприятий;
- — регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
- — привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
- — создание свободных экономических зон, направленных на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР в 1987-1991 гг. преобладало создание совместных предприятий. В дальнейшем стало развиваться создание 100% иностранных дочерних предприятий или приобретение крупных пакетов акций российских АО. Обе эти формы остаются основными и в настоящее время, но стали расти вложения в финансовые и страховые компании.
До сих пор мало распространены концессии и соглашения о разделе продукции, так же как и создание свободных экономических зон.
Анализ структуры уже привлеченных прямых иностранных инвестиций показывает, что их львиная доля продолжает направляться в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК, горнодобывающую, деревообрабатывающую и целлюлозно- бумажную промышленность) или в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговлю, телекоммуникации, пищевую промышленность, отели, финансовые услуги и проч.).
Такой отраслевой перекос не случаен. Сегодня он отражает реальное положение России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической арене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела и как импортер высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных прежде всего на потребительский спрос. В то же время такая структура инвестиций говорит о том, какие категории иностранных инвесторов были готовы производить прямые вложения в Россию невзирая на существующие риски:
- — крупнейшие ТНК, рассматривающие Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Для них инвестиции в Россию являются относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рискованностью и временной невыгодностью положения. К такому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском ТЭК, химической и пищевой промышленности;
- — средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой прибыльностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов прежде всего в сфере торговли и услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
- — компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенные за ее пределы и легализованные за рубежом капиталы. Для таких инвесторов характерны высокорентабельные и быстроокупаемые проекты. Риски для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных контактов в стране.
Все указанные инвесторы практически не направляют средства в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивает их низкая рентабельность и необходимость осуществления долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, а также высокая конкуренция со стороны стран с развитой экономикой.
Отмечается и территориальная неравномерность распределения инвестиций. Большая их часть идет в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и Московская область, Санкт-Петербург) или в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).
Несмотря на отмеченные недостатки, Россия нуждается в притоке прямых инвестиций в реальный сектор экономики. Преимущества прямых инвестиций по сравнению с портфельными состоят в том, что они позволяют не только восполнить недостаток капитала, но и одновременно использовать иностранные ноу-хау, практические навыки и управленческое мастерство. Обладая мультипликативным эффектом, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) способствуют развитию производства не только в данной отрасли, но и в сопряженных секторах экономики. Активизируя конкуренцию, они тем самым помогают развитию малого и среднего бизнеса, стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения, расширяют налоговую базу. Зачастую иностранные инвесторы обучают и переобучают местные кадры. Наибольшее количество новых рабочих мест создается там, где иностранный инвестор создает новые хозяйственные объекты, а не скупает уже существующие.
Предприятия с участием иностранного капитала способствуют насыщению принимающей экономики дефицитной продукцией, в том числе предназначенной для модернизации производственной базы, а также формированию современной модели потребления, совершенствованию рыночных методов хозяйствования.
В экспортно-ориентированных отраслях ПИИ способствуют расширению экспорта, насыщению его современными изделиями, в том числе наукоемкими, что ведет к увеличению экспортных доходов принимающей стороны, стимулирует ее экономический рост и придает ему устойчивость.
Иностранный капитал может оказывать не только позитивное, но и негативное воздействие на воспроизводственный процесс в стране реципиенте.
Во-первых, иностранные инвестиции служат дополнительным источником финансовых средств лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции. Для России подобное превышение фактически стало нормой, так как западные инвесторы широко использовали подставных лиц при обмене скупленных у населения ваучеров на акции российских предприятий и не принимали на себя никаких обязательств в отношении долгосрочных капиталовложений, как это положено на инвестиционных конкурсах. В ходе приватизации активы российских предприятий были чудовищно обесценены, что также приводило к занижению долларовой величины инвестиций. Кроме того, за годы реформ резиденты и нерезиденты разработали изощренные схемы сокрытия прибыли и увода ее от налогообложения. Сокрытая любым способом прибыль уходит за рубеж.
ПИИ, привлеченные в Россию, зачастую не ведут, как правило, к улучшению структуры производства, так как иностранные инвесторы переводят в нашу страну преимущественно то оборудование и технологии, которые утратили статус новейших.
Китай и большинство стран Восточной Европы предоставляют иностранным инвесторам налоговые, таможенные и другие льготы только в обмен на поставку новейших технологий и техники. Россия не обременяет иностранных инвесторов такими требованиями, предоставляя им тем самым преимущества.
Опасность для России представляет также сокращение числа занятых на предприятиях с иностранным участием в случае скупки уже существующих местных предприятий и последующей их технической реконструкции.
Кроме того, иностранные инвесторы нередко переносят на территорию России производство той продукции, которая конкурирует с местной. Именно таким способом иностранные инвесторы практически отобрали у отечественных производителей внутренние рынки видео- и аудиопродукции, пива, сигарет, преобладающую часть рынков косметических, фармацевтических изделий, товаров бытовой химии и т.п. В результате значительная доля внешней торговли принимающей страны превращается во внутрифирменные операции иностранных компаний, замещая экспорт местных фирм.
Во многих развитых и развивающихся странах существуют ограничения на приток капитала в отрасли, непосредственно связанные с эксплуатацией национальных природных ресурсов, в некоторые сферы производственной инфраструктуры, телекоммуникационную и спутниковую связь. А в России иностранный капитал устремился как раз в эти сферы, а также в такие высокодоходные и быстроокупаемые отрасли, как пищевая промышленность, торговля и т.п.
Зачастую иностранные инвесторы осуществляют банкротство российского процветающего предприятия при активной поддержке местной заводской элиты, заинтересованной в личном обогащении. Именно таким образом был уничтожен Обуховский завод -— знаменитый флагман ВПК в аэрокосмической сфере 1 .
1 Хинштейн А. Деньги улетели в космос. Российскую космонавтику разворовывают профессионалы // Московский комсомолец. — 2003. — 07 февр. — С. 3.
В результате ПИИ в России не способствуют ни индустриализации ее экспорта, ни совершенствованию структуры национальной экономики. Напротив, за последние 10-15 лет произошло сужение доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции. В последние годы Россия вывозила этой продукции на сумму 2,5 млрд долл., что соответствует 0,3% всего объема мирового экспорта высокотехнологичных изделий -— в 12 раз меньше, чем Китай (без Гонконга и Тайваня), в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея, в 8 раз меньше, чем Мексика.
Итак, необходима оптимизация размещения ПИИ в российской экономике, предполагающая выбор обоснованной долгосрочной специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность, а также формирование благоприятного инвестиционного климата. До сих пор неблагоприятный инвестиционный климат в России определяется политической нестабильностью, высоким уровнем инфляции, несовершенством законодательства, неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры, коррупцией и организованной преступностью, принявшей невиданные для стран “золотого миллиарда” масштабы.
Формирование благоприятного инвестиционного климата в России — необходимое условие активизации как внутренних, так и иностранных инвестиций. В последние годы довольно много в России сделано для улучшения инвестиционного климата. Однако, пока отечественные компании воздерживаются от долгосрочных капиталовложений в реальный сектор экономики, трудно ожидать притока туда иностранного капитала, особенно в сферу высоких технологий.
Цель портфельных инвестиций — вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльных предприятий. Портфельный инвестор в отличие от прямого занимает позицию стороннего наблюдателя по отношению к предприятию-объекту и, как правило, не вмешивается в управление им.
В России до 2006 г. доля портфельных инвестиций составляла менее 1% всех иностранных инвестиций. В 2006 г. произошел скачок портфельных инвестиций, и их объем вырос почти в 7 раз. Благодаря началу публичного размещения акций на фондовой бирже резко возрос спрос на акции российских компаний со стороны иностранных инвесторов, и до сих пор через систему IPO размещается основная часть портфельных вложений иностранного капитала.
Соотношение между прямыми и портфельными инвестициями зависит от степени экономического развития той страны, куда они направляются. Преимущество портфельных инвестиций определяется преобладанием в этой стране грамотного в финансовом отношении населения. В экономически слаборазвитых странах население менее склонно к инвестированию и более склонно к потреблению, поэтому здесь предпочтительнее осуществлять прямые инвестиции, предназначенные для освоения природных ресурсов и производства сырья. В данном случае специалисты, способные использовать капитал, мигрируют вслед за ним.
Источники: http://investicii-v.ru/inostrannye_investicii_v_rossii/, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html, http://studref.com/355271/finansy/inostrannye_investitsii_rossii
Источник: