Политика прямые иностранные инвестиции если

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

Читайте также  За сколько лет окупятся инвестиции

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Прямые иностранные инвестиции

Подробнее остановимся на рынке титулов собственности, в особенности на прямых иностранных инвестициях. Если портфельные инвестиции направлены на получение дохода и не оказывают влияния на состояние менеджмента и стратегии предприятия, то этот вид инвестиционной активности в наибольшей степени оказывает влияние на состояние международной системы производства .

Портфельные инвестиции (portfolio investments) – вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.

Международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в:

1) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

2) – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны.

ПИИ подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. Как правило покупка контрольного пакета акций.

По статистике МВФ прямым зарубежным инвестированием признается всякое вложение капитала (путем кредитования или приобретения акций), если инвестор располагает или получает не менее 10% простых акций или голосов (для корпоративного предприятия) или соответствующий эквивалент собственности (для некорпоративного предприятия).

ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании – предприятия, в котором прямой инвестор владеет менее 50% капитала;
  • филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

В состав прямых инвестиций входят:

  • Вложения компаниями за рубеж собственного капитала – капитал филиалов и доля в уставном капитале дочерних и ассоциированных компаний (совместных предприятий).
  • Реинвестирование прибыли – доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и не переведенная прямому инвестору.
  • Внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами – с другой.

Центр ООН по ТНК выделяет 4 наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:

1) ПИИ осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров;

2) производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка. Например, из-за экономии на транспортных расходах;

3) страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировые рынки, включая рынки и страны происхождения инвестиций. Это характерно, например, для стран ЮВА, где действует масса иностранных предприятий по сборке бытовой техники;

4) для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовывать чисто сбытовую фирму, и тем более, чем сбывать свою продукцию через посредников.

В связи с большим значением ПИИ для национальных экономик разных стран, в них осуществляется государственная поддержка иностранных инвестиций в форме:

  • предоставления государственных гарантий;
  • страхования иностранных инвестиций;
  • исключения двойного налогообложения;
  • урегулирования инвестиционных споров;
  • административной и дипломатической поддержки.

Темпы роста прямых инвестиций превышают темпы роста мировой торговли и совокупного ВВП мира (в 3 и 4 раза соответственно). Прямые иностранные капиталовложения — самостоятельный фактор экономического развития, оказывает влияние на динамику и структуру торговли, передачу технологии. Общий объем прямых иностранных инвестиций в 1992 г. составил 2 трлн. долларов, его ежегодный рост составил 225 млрд. Основными экспортерами капитала являются ТНК промышленно развитых стран. На 5 стран приходится более 70% прямых капиталовложений за рубежом: США, Великобритания, Япония, Германия, Франция. Капитал вывозится и из некоторых развивающихся стран: Тайвань, Сингапур, Бразилия. С середины 70-х гг. капитал стал вывозиться из стран-экспортеров нефти Ближнего Востока. В общем на развивающиеся страны приходится всего 2,7% объема заграничных инвестиций. 50 крупнейших ТНК контролируют около половины всего объема заграничных прямых капиталовложений, влияние ТНК все больше растет. Иностранные капиталовложения направляются в : ЕС — 29%, США и Канада — 35%, развивающиеся страны — 17%. В хозяйстве Японии роль иностранных капиталовложений весьма мала. Иностранный капитал стал составной частью воспроизводственного процесса во многих странах. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом в общем объеме производства обрабатывающей промышленности: Канада, Австралия, ЮАР — более 33%, в ведущих странах ЕС — 21 — 28%, США — 10%, Япония — менее 1%. В развивающихся странах на компании с иностранным участием приходится 40% промышленного производства. На контролируемых иностранным капиталом производится 97% электротехнической продукции Сингапура, 82% Тайваня, 75% Южной Кореи.

Читайте также  Динамика инвестиций по источникам финансирования

Периодизация инвестиционной политики

Инвестиционная политика в Корее характеризовалась высоким уровнем государственного вмешательства, поэтапной либерализацией счета капитала в целях привлечения иностранных инвестиций (первоначально значительный перечень ограничений на иностранные инвестиции), высокое значение в инвестициях средств, заимствованных за рубежом (США, Япония, международные организации) (табл. 3.3).

Иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции, собственность нерезидентов

Для Кореи характерна невысокая доля вовлечения в международный рынок в форме прямых инвестиций. Прямые инвестиции в экономику Кореи / из Кореи за период 1970—2012 гг. составляли в среднем 0,7% ВВП в год соответственно [1] [2] .

При этом для отдельных периодов характерны всплески ПИИ, не всегда обусловленные фактором государственной политики. Например, 1972—1974 гг. — значительные инвестиции из Японии. Причины: дешевая рабочая сила и земля, стимулы для ПИИ, сильная иена (снижение издержек и, соответственно, цен на продукцию японских компаний при переносе производства на территорию Кореи в сравнении с продукцией, произведенной в Японии и экспортируемой в Корею) [3] .

Либерализация счета капитала (снятие ограничений на инвестирование в экономику Кореи и за пределы корейской экономики) оказала в конечном итоге большее воздействие на рост инвестиций корейских организаций за пределы страны, чем иностранных инвесторов в экономику Кореи.

3.3. Инвестиционная политика Таблица 3.3. Этапы инвестиционной политики Кореи

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

1. 1961— 1979 гг. — государственная «директивная» политика по прив лечению финансовых ресурсов и направлениям их использования

Среднегодовой темп роста инвестиций за 1962— 1969 гг. — 27% (максимум в 1966 г.) 1 Основная отрасль — легкая промышленность

Основной источник иностранных финансовых ресурсов — кредиты (до 1965 г. — гранты США, ООН 2 ). Государственная поддержка коммерческих кредитов в форме гарантий (позволяло снизить ставку по ним) 3 . Разрешены прямые иностранные инвестиции (1960—1966 гг. до 75%; с 1966 г. до 100% в капиталах), но с жесткими ограничениями (небольшой список разрешенных отраслей, требования к объему экспорта, дополнение инвестиций новыми технологиями, производство компонентов на территории Кореи и др.)

В 1962 г. принят Закон о стимулировании иностранного капитала (Foreign Capital Inducement Act) (значимые поправки в 1966 г.), предусматривавший в том числе налоговые льготы.

Ключевые отрасли: легкая промышленность, несколько позднее — электронная и химическая промышленность (за период 1967—1987 гг. треть всех ПИИ приходилась на электронную промышленность). Распространена практика создания совместных предприятий (в 1970-х гг.). Ключевые инвесторы — Япония и США (64% и 26% в 1967—1987 гг. для электронной промышленности) 4 . Важный источник инвестиций — финансовая помощь США и Японии, в том числе репарации Японии с 1965 г., в форме грантов, технического содействия, низкопроцентных кредитов 5 (1961—1975 гг. — примерно равное соотношение грантов

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

и кредитов). До 1960-х гг. основной донор — США (до 1968 г. 60% ине- стиций было профинансировано за счет грантов США) 6 , 1970-е гг. — Япония наравне с США 7 .

Средства репараций от Японии направлялись преимущественно на финансирование национальных инфраструктурных проектов, строительство металлургического завода POSCO (компания Pohang Iron and Steel Company — один из крупнейших в мире производителей стали) и другие проекты, которые международные и иностранные инвесторы отказывались финансировать

1969— 1972 гг. — финансовый кризис

Антикризисная инвестиционная политика

1969—1972 гг. — отток зарубежного капитала (отказ от рефинансирования кредитов)(на начало периода 25% импорта финансировалось за счет зарубежных ссуд) 8 .

Использование на инвестиционные цели средств Национального инвестиционного фонда (National Investment Fund, 1974 г.)

(см. п. 3.7). Средства из фонда предоставлялись в форме целевых кредитов по ставке ниже ставки кредитов банков. Правительством определялся список получателей средств.

Поддержка иностранных инвесторов в специальных экспортных зонах (Free Export Zone 9 ) (1970 г. — первая зона в Масан (Masan),

  • 1973 г. — вторая зона в Ири (Iri)), в промышленных комплексах (Industrial Complex).
  • 1973 г. — введение Общих принципов зарубежных инвестиций (налоговые льготы для зарубежных инвесторов при соблюдении требований к минимальному объему инвестиций, к экспорту произведенной продукции и др.).

Пятилетний план 1973—1978 гг.:

— переориентация политики привлечения иностранного капитала (в свя-

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

Целевые отрасли: тяжелая и химическая промышленность, энергетика

зи с обнаруженными злоупотреблениями с кредитами): отказ от кредитов (особенно краткосрочных) в пользу прямых инвестиций (но только в случае отсутствия конфликта с внутренним производством) 10 ;

  • — поддержка инвестиций в электронную промышленность и другие высокотехнологичные отрасли, но только при условии внедрения передовых технологий (нет требований к объему экспорта, но существовали требования к выходу зарубежного инвестора из проекта через определенное время);
  • — предпочтение совместным предприятиям (с участием иностранного инвестора в пределах 50% — ограничение, установленное для большинства отраслей).

Сохраняется требование к осуществлению инвестиций только при условии импорта технологий (оборудования).

2. 1980— 1997 гг. — постепенная либерализация инвестиций

Начало 1980-х гг.

Смена политики финансирования целевых отраслей политикой финансирования модернизации основных средств в целом вне зависимости от отраслевой принадлежности организации.

До 90-х гг. продолжалось финансирование через Национальный инвестиционный фонд

Иностранная финансовая помощь преимущественно в форме кредитов (79% кредитов, 21% грантов за период 1976—1990 гг. 11 ). Либерализация — пятикратное снижение требования к минимальному объему прямых иностранных инвестиций (с 500 тыс. до 100 тыс. долл.). С 1983 г. — смена политики выбора отраслей для допуска иностранных инвесторов политикой формирования списка запрещенных к инвестициям отраслей:

Читайте также  Финансовые инструменты и инвестиции мсфо

— запрещенные отрасли (коммунальное хозяйство, транспорт, здравоохранение);

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

(с 1982 г. ставки на уровне ставок по кредитам банков). Прекращена практика составления списков получателей. Целевой кредит могла получить любая организация

  • — ограниченные отрасли (по специальному разрешению Министерства финансов при условии создания совместного предприятия с корейской организацией):
  • — либерализованные отрасли (инвестиции разрешены).

Список отраслей, разрешенных к инвестированию, был расширен в 1985 г., 1987 г. (по результатам открыто 97% секторов промышленности)

Конец 1980-х гг. (1988 г.)

Дальнейшая либерализация отраслей: 1988 г. — частично страхование, реклама, морские услуги; сняты ограничения с более половины из запрещенных к допуску отраслей (190 видов или 85% с 1993 г. по 1997 г. 12 ), в том числе в сфере услуг.

1989 г. — отмена обязательных ранее условий для прямых иностранных инвестиций, для многих отраслей отмена лимита 50%-ного иностранного участия. Но на практике мажоритарное владение вне специальных зон было под запретом, за редким исключением.

Упрощение административных процедур: преимущественно уведомительный порядок прямых инвестиций вместо разрешительного (в том числе при инвестициях за рубеж).

С 1993 г. — разрешение приобретения иностранными инвесторами акций корейских компаний в ходе дружественных слияний/ поглощений 13 . Начало либерализации ПИИ корейских организаций за рубежом.

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

3. 1997 — н.в. — быстрая либерализация

Падение инвестиционной активности по результатам азиатского финансового кризиса (с 1998 г.), частично как результат банкротства/ реструктуризации и сокращения инвестиций чеболей 14 . Ориентация на поддержку малого и среднего бизнеса

С середины 1990-х гг. ускоренная либерализация финансового рынка для иностранных инвесторов в связи со вступлением в ОЭСР, требованиями МВФ при предоставлении кредитов (с 1997 г.), привлечением иностранных финансовых ресурсов в целях скорейшего преодоления кризиса 1997—1998 гг.

Ускоренная либерализация режима ПИИ (доля иностранного участия в большинстве компаний, имеющих листинг на фондовой бирже была увеличена до 100% к середине

1998 г. с 20% в конце 1996 г.; открытие новых секторов для иностранных инвесторов), ограничения в отношении краткосрочных заимствований.

Новое законодательство (1998 г.), упрощающее административные процедуры и значительно расширяющее льготы и автономию местных органов власти.

  • 1999 г. — допуск зарубежных инвесторов в отрасли недвижимости, ценных бумаг, автозаправок и т.д., разрешены сделки враждебных слияний и поглощений корейских компаний зарубежными, приобретения земли.
  • 1999—2003 гг. — создание новых видов свободных зон для зарубежных инвесторов (в скобках — год принятия нормативного акта): таможенные зоны свободной торговли (Customs Free Trade Zones)
  • (1999 г.) 15 , зоны свободной торговли (Free Trade Zones) (2000 г.) 16 и свободные экономические зоны (Free Economic Zones) 17 (2003 г.).

Характеристика политики по привлечению иностранных инвестиций

Январь 2002 г. — создание первых таможенных инвестиционных зон в Бусане (Busan) и Кванъяне (Gwan- gyang) (порты)

Стабилизация регулятивного режима в отношении ПИИ (значение индекса ограничения прямых инвестиций ОЭСР не менялось в 2006—2011 гг.) 18 , смягчение требований к минимальному объему инвестиций для одного инвестиционного проекта.

Создание новых свободных зон для зарубежных инвесторов: Свободная экономическая зона Желтого моря (Yellow Sea FEZ), 2008 г., Свободная экономическая зона Восточного побережья (East Coast FEZ), 2013 г., и др. 19

  • 11 Kim Е. М. Lessons from the ’Seoul Alternative’ of Development and Development Cooperation: Republic of Korea’s Experience from Recipient to Donor of Aid / DSA Annual Conference. 2010. November 5.
  • 12 Расчет на основе: Nicolas F., Thomsen S. and Bang M. Lessons from Investment Policy Reform in Korea. P. 17—18.
  • 13 Ibid. P. 18.
  • 14 Lee J.-W., McKibbin W. J. Domestic Investment and External Imbalances in East Asia // Brookings Discussion Papers in International Economics. 2006. September. No. 172.
  • 15 Act on Designation and Management of Customs Free Zones for Fostering International Logistics Centres, 1999.
  • 16 Созданы на основе специальных экспортных зон (закон 1970 г.). Act Governing the Establishment of Free Trade Zones, January 12, 2000 (c 22 марта 2004 г. название документа было изменено — Act Governing the Establishment and Management of Free Trade Zones). Cm.: Yang Y.-C. Op. cit. P. 290.
  • 17 Act on Designation and Management of Free Economic Zones No. 6835. 2002. December 30. Entered into Force on July 1, 2003.
  • 18 On-line база данных ОЭСР — OECD. StatExtracts. OECD FDI Regulatory Restrictiveness Index. Динамика Индекса ограничения прямых инвестиций ОЭСР в Корее см. в Приложении 6.
  • 19 По состоянию на июнь 2014 г. в Корее действует восемь свободных экономических зон (http://www.fez.go.kr/ — Korean Free Economic Zones).

Источники: Lee К. Finance and Economic Development in Korea / SNU Institute for Research in Finance and Economics. Working Paper 10-A05. 2010. 1 December; Sachwald F. FDI and the Economic Status of Korea: The Hub Strategy in Perspective. Confrontation and Innovation on the Korean Peninsula: Korea Economic Institute, 2003; Yang Y.-C. A Comparative Analysis of Free Trade Zone Policies in Taiwan and Korea Based on a Port Hinterland Perspective // The Asian Journal of Shipping and Logistics. 2009. December. Vol. 25. Issue 2. P. 273—303.

Первоначально объемы прямых исходящих и поступающих ПИИ незначительно отличались (за исключением нескольких лет: 1970—1972 гг., 1998—2001 гг., 2004 г. — превышение поступающих в страну инвестиций над исходящими; 1985—1986 гг. — превышение исходящих инвестиций над входящими). Начиная с 2006 г. объем ежегодных инвестиций из Кореи значительно превысил инвестиции, поступающие в страну (расчет по данным ЮНКТАД, ОЭСР). Объем накопленных исходящих ПИИ впервые превысил накопленные, поступающие в страну ПИИ в 2008 г. (расчет по данным ОЭСР) (табл. 3.4).

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://studopedia.ru/8_16821_pryamie-inostrannie-investitsii.html, http://studref.com/441432/ekonomika/periodizatsiya_investitsionnoy_politiki

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто