Инструменты привлечения инвестиций на территорию

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования методов и инструментов привлечения инвестиций

Перечень документов законодательной базы, регулирующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации не столь обширен как в других государствах. Объясняется это недавним зарождением рыночной экономики в России. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие инвестиционный процесс в России.

Одними из важных основополагающих нормативно-правовых актов являются: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4]; Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5]; Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [6]. В этих законах дается определение инвестициям, прописываются гарантии государства перед инвесторами, формы и методы государственного регулирования. С принятием нового Гражданского Кодекса, Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3], Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1], Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [2] появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики, как фондовый рынок.

Осуществление инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров, как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами. Поэтому, для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров [18].

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. В области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.

Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств.

В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того, нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков [20].

Таким образом, законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в Российской Федерации, представлена следующими нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны.

Читайте также  Главные факторы влияющие на величину инвестиций

Бренд территории, как инструмент привлечения инвестиций

экономические науки

  • Понкратова Татьяна Юрьевна , бакалавр, студент
  • Рязанский государственный радиотехнический университет
  • ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ
  • МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ
  • БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ

Похожие материалы

Понятие брендинга территории

Современный мир подвержен глобализационным и интеграционным процессам. Основная роль в инвестициях отводится государству. Но на сегодняшний день становятся всё более заметными тенденции к децентрализации государственной власти и фактической на практике передачи большей части полномочий региональной власти. В настоящее время территории находятся в постоянной борьбе за интенсивное развитие инфраструктуры и обеспечение роста уровня благосостояния населения. Для обеспечения нормального функционирования, а также для расширения возможностей регионам необходимо постоянно привлекать инвесторов, туристов, потенциальных жителей, отсюда вытекает необходимость формирование положительного образа региона, его популярности, брендинга.

Существует много несколько разрозненных определений понятия «брендинг», несмотря на его широкое использование. Рассматриваемое понятие слишком многогранно, из чего вытекает необходимость его разделение на более точные и определённые области. Проблеме бренда территории посвятили свои работы многие учёные: Асплунд К., Котлер Ф., Хайдер Д., предложившие свою концепцию, в соответствии с которой, граждане — потребители, а территории — товары.

Особый интерес представляют собой труды Саймона Анхольта. Он разработал и предложил систему оценивания брента территории по нескольким направлениям развития: экспорт, туризм, люди, инвестиции, культура, иммиграция. Уже отсюда следует, что инвестиции в регион неразрывно связаны с территориальным брендингом.

Одной из задач региона всегда является поиск оптимальных путей повышения уровня инвестиционной привлекательности данной территории. Под понятием инвестиционной привлекательности региона подразумевается обобщенная характеристика выгоды, перспективности, результативности и минимизации рисков вложения инвестиций в развитие региона за счет собственных финансовых средств и средств иных инвесторов [2, с. 85].

Инвестиционная привлекательность обладает двумя яркими характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом. Инвестиционный потенциал является ничем иным, как совокупностью инвестиционных ресурсов, кроме того, наличием определённых условий для инвестирования, которые дают возможность и некую гарантию превращения потенциального инвестиционного спроса в реальный.

Рассмотрим факторы, определяющие темпы и масштаб изменения уровня инвестиционного потенциала регионов:

  • увеличение объёмов ассортимента продукции, улучшение качества продукции до конкурентоспособного уровня, увеличение ринков реализации продукта, создание дополнительных условий для попыток выхода на мировой рынок.
  • увеличение темпов развития научно-технических разработок и внедрения их результатов в производство и сбыт продукта;
  • грамотный подбор персонала, обеспечение высокого уровня квалификации персонала в инженерно-технической и исследовательской сферах.

Влияние бренда территории на развитие и инвестиционную привлекательность последнего

В условиях современности предлагают несколько способов оценки инвестиционной привлекательности территории. Необходимо всегда учитывать цели и задачи исследования региона, в зависимости от них принимается за основной тот или иной способ оценки; информационную базу следует использовать непосредственно этого региона, не ссылаясь на аналогичные по тем или иным факторам.

Существует инвестиционная программа «следования за инвестором». Она представляет собой систему измерения инвестиционной привлекательности территории в зависимости от итоговых вложений в этот регион — чем выше окажется уровень этих вложений, тем, соответственно, выше его инвестиционная привлекательность. Однако рассматриваемая программа базируется на исследовании поведения уже существующих инвесторов. В результате использования этого способа можно выяснить: условия инвестирования, условия деятельности и уровень эффективности предприятий в регионе, подобный анализ предоставляет данные на достаточном для выводов уровне. Поддержание и наращивание развития регионов базируется на высоких темпах роста производства продукции региона, на высоком уровне производительности труда, и, конечно, на стабильном финансировании регионов.

В Российской Федерации достаточно чётко обозначается проблема повышения уровня инвестиций в регионы, а также поиска дополнительных и альтернативных путей инвестирования, которые полностью обеспечивали бы обеспечить развитие экономики государства в целом в результате поддержки экономики в регионах. На сегодняшний день в подавляющем большинстве регионов государства уровень инвестиционной привлекательности, к сожалению, оставляет желать лучшего. Существует ряд причин, препятствующих реализации новых инвестиционных потоков: остающийся низким уровень платежеспособности населения, недостаточное финансирование региональных товаропроизводителей и прочее.

Особенности территориального брендинга в России

Для России понятие территориального брендинга, как и сущность его методов, является достаточно новым явлением, однако нельзя отрицать, что это явление обладает высоким уровнем влияния на общее развитие региона. Опуская периферию, можно сказать, что грамотно разработанный бренд является одним из главных факторов формирования и развития территориальной экономики, туристической инфраструктуры рассматриваемого региона, его культуры и прочих компонентов. Брендинг территории несёт в себе создание некого «климата» в общественности, который бы стимулировал привлекательность территории как среды жизнедеятельности и туризма, как объект инвестирования.

Читайте также  Из чего состоят первоначальные инвестиции

Брендинг территории в узком смысле — желание «продать» реальные товары территории по стоимости выше, кроме того, реализовать эффективную рекламную кампанию наиболее сильных сторон региона. [3, с. 150].

В широком смысле, в брендинге территории главной целью принимается установление курса на развитии рассматриваемого региона как территории, оптимальной для жизни населения, для ведения бизнеса и прочее.

Таблица 1. Влияние брендинга территории на регион

Успешный брендинг территории влияет непосредственно на:

обеспечение устойчивого и привлекательного имиджа территории, повышение уровня ее узнаваемости

создание представления потребителей о ее уникальности

привлечение туристов; преодоление дефицита ресурсов

совершенствование инвестиционной привлекательности

трансляцию региональных инициатив и достижений

наращивание хозяйственного потенциала; вступление в международные организации

повышение престижа государства

Несколько лет назад в регионах главный основной ставился на увеличении имеющейся промышленной базы, на настоящий же день промышленность в редких случаях может становиться неким препятствием на пути развития городов, нанося некий урон вред их имиджу, их сформировавшейся репутации [3, с. 150]. В настоящее время в Вологодской области быстрыми темпами осуществляется реализации сформированной программы внедрения бренда «Душа Русского Севера», который на практике реально вводится в повседневную жизнь граждан посредством социальных сетей, развлекательных и официальных мероприятий и, конечно, посредством выпуска и рекламы соответствующей сувенирной продукции. Татарстан разработал и внедрил в регион бренд культурно-исторического наследия, который теперь известен всему государству. Посредством формирования этой репутации столица республики Татарстан — город Казань значительно повысил уровень притока туристов. Во время праздников и городских фестивалей улицы заполнены до предела, и только половина толпы составляют туристы. Такое положение дел не может не сказаться весьма положительно на экономике региона. На сегодняшний день Коми продолжает бурную деятельность по внедрению в жизнь своего туристического бренда эко-республики. Уже на начальном этапе проект приносит однозначно положительные результаты в соответствии с прогнозом специалистов, принимавших участие непосредственно в разработке бренда территории.

К сожалению, в Российской Федерации, подавляющее большинство споров и обсуждений вокруг понятия и сущности территориального брендинга, ведётся, по-прежнему, лишь как о намерениях на будущее и предположений, а не реальных разработок крупных программ для регионов РФ, особо в этом нуждающихся. Помимо прямой экономической выгоды, организация ярких и праздничных событий — выступает декларацией процветания регионов. Территория, стремящаяся к развитию и ставящая себе целью повышения уровня своей популярности и имиджа, одновременно, не забывая о экономической выгоде, обязан использовать фестивали, праздники, марафоны и другие торжества, как инструмент достижения вышеперечисленных целей. Бренд территории (региона) можно определить также как некую идентичность территории, которая системно отображена в привлекательных идеях, символах и образах рассматриваемого региона. Это, прежде всего, виртуальный или какой-либо визуальный символ, логотип, узнаваемые положительные «фирменные» отличительные признаки, которые население в процессе формирования бренда территории узнают, формируют ассоциации и мнение, опираясь уже только на имидж территории.

Справедливо заметить, что сущность брендинга глубже: формирование общего впечатления о регионе у потребителей, создание положительных подсознательных ассоциаций, используя весь набор подходящих инструментов. Реализация уже продуманной программы внедрения бренда территории — отнюдь не простая задача. Для этого, прежде всего, необходим отлажено работающий механизм действий, совместной работы субъектов власти на государственном и региональных уровнях власти. Далее следует провести анализ сильных и слабых сторон рассматриваемого субъекта (будет уместен SWOT-анализ), он поможет определить внешние угрозы и предоставит варианты их устранения, кроме того, станет подспорьем в разработке стратегии ведения маркетинга региона. Создание самого бренда оптимально реализовывать поэтапно. Каждый этап развития бренда обусловлен факторами: внешнеэкономические, априорные и апостериорные.

Выводы

Говоря кратко, необходимо отметить, что брендинг представляется одним из самых эффективных инструментов в региональном управлении. Он может помочь развить производство уникальных продуктов региона, характерные только определенному субъекту государства. Кроме того, успешное развитие бренда региона является эффективным инструментом привлечения в регион инвестиционного капитала. Помимо этого, брединг оказывает непосредственное влияние на репутационный капитал. Бренд территориикрайне положительно влияет на уровень различных показателей социальной сферы, он способен усилить уверенность граждан в завтрашнем дне, а также частично удовлетворяет потребности населения.

Бренд зачастую выполняет функции некого связующего звена непосредственно между государственной властью региона и успешным бизнесом рассматриваемого региона вследствие того, что бренды влияет на положительное взаимодействие следующих групп: инвесторы, туристы, потребители — население региона. Реализация грамотно продуманного, уместного и успешного бренда территории откроет перед региональными предприятиями новые горизонты возможностей на новых рынках, попутно расширяя уже существующие рынки сбыта; позволит наладить связи на высоком уровне вследствие того, что брендинг становится мощным инструментом для перспектив развития территорий и существенной частью региональной стратегии в современных условиях.

Читайте также  Инвестиции в основные фонды целесообразны при

Список литературы

  1. Атаева Т. А. Маркетинг территорий как фактор развития инфраструктуры региона / Т. А. Атаева// Маркетингът — реалност и проекции в бъдещето: материалы конференции (Варна, 28–29 июня 2012 г.). — Варна, 2012. — 8 с.
  2. Малькова В. К., Тишкова В. А. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест: [сб. науч. трудов]/ [науч. ред. В. К. Мальковой, В. А. Тишкова]. — Ростова н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. — 312 с.
  3. Мещеряков Т. В. Бренд как коммуникативный капитал/ Т. В. Мещеряков, І. Ю. Окольнишникова, Г. Ю. Никифорова// Проблемы современной экономики. — 2011. — № 1. — С. 149–153.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Инструмент привлечения инвестиций;

Маркетинг территории муниципального образования как

Под маркетингом территории понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории в интересах привлечения внутренних и внешних инвесторов.

В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централизованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер, и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что на товарном рынке выигрывает тот, кто предлагает лучший товар за меньшую цену. Главной целью маркетинга территории муниципального образования является формирование и улучшение имиджа муниципального образования, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности, обеспечивающей возможность привлечения инвестиций для более эффективного решения проблем социально-экономического развития.

В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно мировой практике маркетинга, лежат четыре компонента – продукт, цена, позиционирование, продвижение.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая – от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями конкретного муниципального образования. Она включает в себя: транспортные расходы; расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки; стоимость местных строительных материалов; стоимость и время оформления необходимых документов; доступность и своевременность получения достоверной информации. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов возможных инвесторов, связанных с использованием территории.

Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории. Им необходима информация о потребительском рынке и уровне производства, которая будет формировать интерес к территории.

Продвижение маркетингового продукта. Для маркетинга территории это означает проведение рекламной компании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить на свои действия своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление – высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. И здесь муниципальной власти необходим четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третье возможное направление привлечения инвесторов – использование ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Для реализации целей маркетинга территории необходим ряд условий, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 − Условия реализации целей маркетинга территории

Источники: http://econ.bobrodobro.ru/52896, http://novainfo.ru/article/15229, http://studopedia.su/9_57958_instrument-privlecheniya-investitsiy.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто