Инвестиции ключевое звено развития экономики

Содержание
  1. Аналитика и комментарии
  2. Ключевое звено экономики
  3. Инвестиции- ключевое звено развития экономики
  4. Пример готовой курсовой работы по предмету: Микро-, макроэкономика
  5. Содержание
  6. По‏ цели инвестиро‏вания выделяют прямые и по‏ртфельные инвестиции.
  7. Выдержка из текста
  8. Список использованной литературы
  9. Привлечение частных инвестиций -ключевое звено обеспечения устойчивого развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
  10. Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зельднер А.Г.
  11. Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Зельднер А.Г.,
  12. ATTRACTION OF PRIVATE INVESTMENTS — A KEY LINK OF PROVIDING A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
  13. Текст научной работы на тему «Привлечение частных инвестиций -ключевое звено обеспечения устойчивого развития российской экономики»

Аналитика и комментарии

Ключевое звено экономики

Сергей Михайлович, какова роль банковской системы в развитии промышленности и экономики России?

Кредитная система — это важнейший ресурс экономического роста. Ее укрепление является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной.

Совет Федерации придает большое значение региональным аспектам развития банковской системы. Финансовые ресурсы крайне неравномерно распределяются по территории страны. За пределами Центрального федерального округа и мегаполисов региональные предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом средств. Такое положение дел не может нас удовлетворять. Территориальные диспропорции тормозят экономическое развитие и модернизацию хозяйства страны.

Получается, что недостаточное кредитование — одна из серьезнейших проблем отечественной экономики?

Безусловно. Хотя за последние годы началось постепенное насыщение хозяйства ссудами и займами. Только в 2003 г. сумма выданных банками кредитов выросла на 42,6%. Этот показатель в два с лишним раза превышает темпы роста ВВП в номинальном выражении. Однако абсолютные показатели неудовлетворительны. Выдано кредитов менее чем на 3 трлн. руб., или около 20% ВВП. Это в несколько раз меньше, чем показатели стабильно развивающихся стран. Даже если сохранятся нынешние темпы роста кредитования, понадобится еще 15-20 лет, чтобы предприятия получили необходимые для своего развития средства. И это в тот период, когда мы решаем стратегическую задачу повышения темпов экономического роста страны.

Из-за высоких рисков высока и стоимость банковских кредитов. Для многих клиентов они практически недоступны. Складывается ситуация, при которой остро нуждающиеся в деньгах отрасли практически не имеют доступа к источникам финансовых ресурсов. К тому же основная часть выданных займов краткосрочные. Они помогают решить текущие задачи. А спрос на долгосрочные кредитные ресурсы удовлетворяется только на 20%. Фактически это означает, что экономика сейчас переживает самый настоящий кредитный голод.

Тем не менее активы банковской системы растут внушительными темпами. Значит, деньги у кредитных организаций есть.

Широко распространено мнение, что банковская деятельность приносит сказочные доходы, что в погоне за высокой прибылью все капиталы стекаются в эту сферу, и именно поэтому их не хватает для производственных отраслей. Такая точка зрения ошибочна.

В России совокупный капитал банков составляет 6,1% ВВП. Это в 3-5 раз меньше, чем в развитых государствах и даже в передовой группе развивающихся стран. Ожидается, что после перехода на международные стандарты финансовой отчетности и связанной с этим переоценки активов данный показатель окажется еще ниже. Таким образом, налицо не избыток, а острый недостаток капитала в банковской системе.

Что же сдерживает приток инвестиций в кредитную систему?

Целый ряд факторов. Во-первых, за привлечение средств банковский бизнес конкурирует с другими отраслями. Средняя рентабельность, которую кредитные организации получают в расчете на собственный капитал, — 15,4%. Это значительно ниже, чем во многих секторах экономики. Соответственно, многие инвесторы предпочитают иные направления вложения своих средств, а не инвестиции в банковскую сферу.

Возникает парадоксальная ситуация. Капитал идет не в банки, а в промышленность, прежде всего в отрасли, ориентированные на экспорт. Но именно это и ограничивает возможности финансирования реального сектора. Ведь каждый рубль основного капитала банков обернулся бы десятками рублей выданных предприятиям кредитов.

Во-вторых, за банками закреплено выполнение целого ряда несвойственных им функций. Громоздкой остается обязательная отчетность. Все это не только затрудняет работу банков в орга- низационном плане, но еще и существенно повышает себестоимость их услуг, снижает рентабельность бизнеса.

В-третьих, чрезвычайно сложны нормы, регулирующие увеличение капитала. Те немногочисленные потенциальные инвесторы, которые готовы вложить в развитие банка реальные деньги, вынуждены проходить жесткую проверку, доказывать свою состоятельность. Неудивительно, что в 2003 г. взносы акционеров в уставный капитал банков обеспечили лишь около 3% прироста ресурсной базы!

Как изменить сложившуюся ситуацию?

В России необходимо выработать и реализовать систему мер, которые позволили бы решить три взаимосвязанные задачи. Во-первых, улучшить кредитный климат в стране в целом. Вовторых, обеспечить выравнивание условий кредитования, доступности ресурсов для предприятий различных регионов. И наконец, надо создать механизм, позволяющий государству регулировать финансовые потоки, в том числе и кредитные, направлять их на решение приоритетных экономических задач — на модернизацию экономики, развитие и внедрение в производство современных технологий.

Нужно разработать механизмы, которые обеспечат благоприятные условия для привлечения капиталов в кредитные организации. Целесообразно учредить ряд отраслевых банков развития, а также переориентировать крупные кредитные организации с государственным участием на преимущественное финансирование наукоемких и обрабатывающих отраслей промышленности.

В отношении остальных банков требуется проводить гибкую политику, направленную на развитие специализации и концентрации банковского капитала.

Ни для кого не секрет, что большая часть банков работает в режиме расчетно-кассовых центров или бухгалтерий крупных предприятий. Их капитал недостаточно велик для того, чтобы подобное учреждение функционировало как полноценная кредитная организация.

Постепенно изменяя законодательство, нужно структурировать банковскую систему таким образом, чтобы часть кредитных организаций специализировалась на расчетах, часть — на различных видах займов, а часть на инвестиционной деятельности. Одновременно надо стимулировать дружественные слияния банковских структур в целях повышения степени концентрации банковского капитала. Но, подчеркну, без запретов и насильственных мер.

Для решения этих задач необходимо объединить усилия законодательной и исполнительной власти и, безусловно, всего банковского сообщества. Хороший пример взаимодействия — работа Межрегионального банковского совета, на заседаниях которого руководство Центрального банка, различных министерств и ведомств, представители банковских ассоциаций обсуждают важнейшие вопросы. В процессе длительного, часто неформального обсуждения мы всегда стремимся понять и свести воедино позиции различных сторон. А это позволяет учесть интересы и государства, и банковского сообщества, способствует скорейшему принятию законов.

Сергей Михайлович, Вы возглавляете Межрегиональный банковский совет (МБС). В чем состоят основные задачи этого органа?

Для нас очень важна возможность в режиме реального времени знакомиться с мнением банкиров-практиков о новых законопроектах, получать конкретные предложения о путях развития законодательства, отражающие мнение банковского сообщества.

Саморегулируемая организация как выразитель мнения большинства может гораздо эффективнее, чем государство, регулировать сферу коммерческих отношений

Само положение Совета Федерации в системе государственных органов делает его координирующим звеном между федеральным и региональным уровнями власти. Подключая к этой связке еще один сильный элемент представителей банковского сообщества, мы создаем мощный инструмент для выработки и реализации насущных, наиболее востребованных механизмов развития банковской системы.

Межрегиональный банковский совет создан специально как инструмент серьезного диалога с представителями банковской общественности. Безусловно, мы всесторонне обсуждаем предлагаемые меры, соотносим их с потребностями экономики в целом, с интересами всех отраслей и регионов. Но все, что служит интересам развития банковской системы как важнейшей составной части экономики России, берется на вооружение. И работу Совета Федерации по развитию банковского законодательства мы строим с учетом позиции банковского сообщества.

В рамках МБС мы стараемся найти точки соприкосновения, взаимовыгодные для финансистов и для регионов направления работы. За последний год члены Совета выдвинули ряд важных инициатив. Прежде всего речь идет о проведении государством более активной политики регулирования банковской системы и финансовых рынков. Очень важные предложения связаны с развитием принципа рефинансирования выданных кредитов.

Укрепление кредитной системы является непременным условием решения стратегических задач в области экономики

Предложены меры по стимулированию роста капитализации банковской системы. По мнению членов МБС, это позволит расширить финансовую основу работы кредитных организаций, увеличить объем финансовых ресурсов, доступных экономике.

Читайте также  Пивоварова екатерина евгеньевна министр инвестиций

Думаю, что такой механизм взаимодействия между органами государственной власти и банковским сообществом оптимален. Именно банкиры должны быть инициаторами назревших изменений в законодательстве, должны ставить вопрос об изменении устаревших, отживших норм и о выработке новых. Поскольку именно они из своего практического опыта знают, какие проблемы являются ключевыми, наиболее острыми для кредитной системы страны, что в государственном регулировании требует корректировки.

Если представители банковского сообщества принимают такое активное участие в совершенствовании банковской системы, возможно, государству стоит передать им часть функций по регулированию рынка?

Я сторонник активной роли государства в экономике. Но вижу эту роль не в мелочном контроле работы каждого банка или предприятия.

К сожалению, финансовый сектор России слишком зарегулирован государством. Часть функций вполне можно было бы передать саморегулируемым организациям, которые уже на ранней стадии способны выявлять «нездоровые» тенденции в деятельности банка. Такие организации могут самостоятельно вырабатывать правила поведения и предлагать закрепить их на уровне правовых актов. Более того, саморегулируемая организация, как выразитель мнения большинства, может гораздо эффективнее, чем государство, регулировать сферу nкоммерческих отношений, в частности бороться с нарушениями деловой этики, обеспечивать защиту интересов своего сообщества. А за министерствами, ведомствами, региональными властями должно остаться решение крупных задач государственного значения, защита общенациональных экономических интересов, создание благоприятных условий для роста экономики.

Инвестиции- ключевое звено развития экономики

Пример готовой курсовой работы по предмету: Микро-, макроэкономика

Содержание

Инвестиции представляются со‏бо‏й со‏во‏купно‏сть до‏лго‏сро‏чных вло‏жений частно‏го‏ или го‏сударственно‏го‏ капитала в различные о‏трасли нацио‏нально‏й или зарубежно‏й эко‏но‏мики с целью по‏лучения прибыли: денежные средства, целевые банко‏вские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, техно‏ло‏гии, машины, о‏бо‏рудо‏вание, лицензии [3, с. 29].

Инвестиции включают дво‏йственно‏сть по‏нятий: затрат и вло‏жений. С о‏дно‏й сто‏ро‏ны инвестиции рассматриваются как затраты капитала в средства про‏изво‏дства, с друго‏й сто‏ро‏ны, инвестиции — это‏ вло‏жения в средства про‏изво‏дства в целях по‏лучения до‏хо‏да.

До‏лго‏сро‏чные инвестиции по‏дразумевают вло‏жения в капитально‏е стро‏ительство‏ (но‏во‏е стро‏ительство‏), реко‏нструкцию, расширение и техническо‏е перево‏о‏ружение, мо‏дернизацию, что‏ связано‏ с изменением сущно‏сти о‏бъекто‏в.

Инвестиции по‏дразделяются на финансо‏вые и реальные инвестиции.

Финансо‏вые инвестиции представляют со‏бо‏й вло‏жения в финансо‏вые инструменты, такие как ценные бумаги и банко‏вские депо‏зиты.

Реальные инвестиции представляют со‏бо‏й вло‏жения капитала в про‏изво‏дство‏ како‏й-либо‏ про‏дукции.

В со‏о‏тветствии с федеральным зако‏но‏м № 39-ФЗ о‏т 25.02.1999 г. «О‏б инвестицио‏нно‏й деятельно‏сти в РФ, о‏существляемо‏й в фо‏рме капитальных вло‏жений» предло‏жены следующие о‏пределения:

  • инвестиций как денежных средств, ценных бумаг, ино‏го‏ имущества, в то‏м числе имущественных прав, имеющих денежную о‏ценку, ко‏то‏рые вкладываются в о‏бъекты предпринимательско‏й деятельно‏сти в целях по‏лучения прибыли или по‏лезно‏го‏ эффекта;
  • капитальных вло‏жений как инвестиций в о‏сно‏вно‏й капитал, включая затраты на но‏во‏е стро‏ительство‏, реко‏нструкцию и техническо‏е перево‏о‏ружение, прио‏бретение машин, о‏бо‏рудо‏вания, инструмента, инвентаря, про‏ектно‏-изыскательные рабо‏ты и другие затраты.

По‏ цели инвестиро‏вания выделяют прямые и по‏ртфельные инвестиции.

Прямые инвестиции представляют со‏бо‏й вло‏жения в уставные капиталы предприятий, направленные на расширение сферы влияния, о‏беспечение будущих финансо‏вых интересо‏в, в целях устано‏вления ко‏нтро‏ля и управления о‏бъекто‏м инвестиро‏вания.

По‏ртфельные инвестиции представляют со‏бо‏й средства, вло‏женные в ценные бумаги и другие активы с целью извлечения до‏хо‏да и диверсификации риско‏в.

До‏стато‏чно‏ часто‏ реальные и финансо‏вые инвестиции рассматривают как со‏о‏тветственно‏ прямые и по‏ртфельные. При это‏м в о‏дних случаях по‏д прямыми инвестициями по‏нимают непо‏средственно‏е вло‏жение средств в про‏изво‏дство‏, а по‏д по‏ртфельными — прио‏бретение ценных бумаг, т. е. критерием классификации служит в это‏м случае характеристика о‏бъекта инвестиро‏вания.

Выдержка из текста

Актуальность темы. Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода.

Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Список использованной литературы

1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз. Проблемы прогнозирования. Выпуск № 4 (145)/2014.

2. Андрианов, В.Д. Причины, динамика и масштабы оттока капитала из экономики России / В.Д. Андрианов, Е.С. Кривопустова // Деньги и кредит. — 2015. — № 2. — С. 61−65 .

3. Андро‏со‏ва А. П. Анализ и пути активизации инвестицио‏нно‏й деятельно‏сти РФ [Текст]

/ А. П. Андро‏со‏ва // Про‏блемы со‏временно‏й эко‏но‏мики: материалы II междунар. науч. ко‏нф. (г. Челябинск, о‏ктябрь 2012 г.).

  • Челябинск: Два ко‏мсо‏мо‏льца, 2012. — 119 с.

4. Дроздова В.В. Инвестиционный климат в российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. — 2012. — № 2. — С. 28— 31.

5. Иго‏нина Л.Л. Инвестиции: Учебник.- 2-е изд., перераб. и до‏п.- М.: Магистр, 2012 — 409 с.

6. Ко‏валев В.В. Инвестиции: Учебник/ По‏д ред. В.В. Ко‏валева, В.В. Ивано‏ва, В.А. Лялина.- 2-е изд.- М.: Про‏спект, 20 011 — 367 с.

7. Манташян Г. Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. — 2013. — № 6(11).

8. Новиков, А. В. Инвестиционная ситуация в регионах России: расставляем приоритеты финансирования // ЭКО. — 2014. — № 9. — С. 65−84

9. Полиди А.А., Сичкар С.В. Качественная и количественная оценка взаимосвязи между уровнем социально-экономического развития региона и инвестиционным климатом // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 9(38).

10. Черкасов М.Н. Эффективные инновационные проекты как необходимое условие развития российских производственных предприятий // Естественные и технические науки. — 2012. — № 6. — С. 299— 301.

11. Шаповалов М.А. Инвестиционный климат в России: на пути к созданию международного финансового центра // Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». — 2013. — № 6. — С. 18— 26.

12. Царькова Л.Н., Черкасов М.Н. Необходимость использования инновационных технологий для решения основных проблем современной экономики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 34. — С. 34— 39.

13. Чинено‏в М.В. Инвестиции: Учебно‏е по‏со‏бие/ По‏д ред. М.В.Чинено‏ва.- 2-е изд., перераб. и до‏п.- М.: Кно‏рус, 2010.

Привлечение частных инвестиций -ключевое звено обеспечения устойчивого развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зельднер А.Г.

В статье рассматриваются пути расширения возможностей экономического роста за счет привлечения в российскую экономику частных инвестиций на основе таких инструментов как государственно-частное партнерство , особые экономические зоны и концессии . Автор развивает мысль о том, что только в тесном сотрудничестве частный и государственный капитал могут дать необходимую основу для обеспечения устойчивого экономического роста. В статье дается обзор положительного опыта реализации проектов ГЧП в Китайской народной республике, к которому предлагает обратиться автор.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Зельднер А.Г.,

This article discusses ways to expand opportunities for economic growth by attracting the Russian economy based on private investment instruments such as public-private partnerships, special economic zones and concessions. The author develops the idea that only by close cooperation of private and public capital can provide the necessary foundation for sustainable economic growth. The article provides an overview of the positive experience of PPP projects in the People’s Republic of China, to which the author offers the appeal.

Текст научной работы на тему «Привлечение частных инвестиций -ключевое звено обеспечения устойчивого развития российской экономики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

ГОСУДАРСТВО: УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ -КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1

В статье рассматриваются пути расширения возможностей экономического роста за счет привлечения в российскую экономику частных инвестиций на основе таких инструментов как государственно-частное партнерство, особые экономические зоны и концессии. Автор развивает мысль о том, что только в тесном сотрудничестве частный и государственный капитал могут дать необходимую основу для обеспечения устойчивого экономического роста. В статье дается обзор положительного опыта реализации проектов ГЧП в Китайской народной республике, к которому предлагает обратиться автор.

Читайте также  Инвестиции в форекс и фондовый рынок

Ключевые слова: частные инвестиции, государственно-частное партнерство, особая экономическая зона, концессия.

Классификация ^Ь: А130, Р130, Н500, Ъ510.

Стагнация российской экономики определяется в значительной мере как внутренним состоянием несырьевых отраслей и обострением проблемы совокупного спроса, возрастающими затратами на оборону и социальные программы, так и внешнеэкономическими факторами -ухудшением проблем кредитования в зарубежных банках (в связи с событиями на Украине), меняющейся конъюнктурой мировых цен на сырьевые ресурсы и другими факторами. Это реальное отражение складывающейся ситуации в российской экономике. В более общем плане мы пожинаем плоды отсутствия четкой стратегии развития — в России так и не определились с моделью общественного развития.

1 Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 12-02-00427.

Россия нуждается в создании такой модели экономического развития в рамках смешанной экономики, в которой акцент делался бы не на ослаблении или усилении роли государства [1], а на усилении институтов и механизмов партнерских отношений государства, бизнеса и институтов гражданского общества, направленных на социализацию общественных отношений. Речь идет о модели смешанной экономики на базе государственно-частного партнерства.

Следует учитывать, что государственно-частное партнерство как форма реализации смешанной экономики, следовательно, как превалирующий тип экономической организации общества, по сути, выступает альтернативой массовой приватизации: именно в этом может проявиться одно из существенных препятствий для широкого развития различных форм ГЧП2. Опыт функционирования аренды, концессий и других форм ГЧП подтверждает эту тенденцию [2].

Слабая эффективность использования ОЭЗ различной направленности и медленное развитие концессии говорят о том, что в России не были разработаны ни стратегии, ни программы развития ГЧП, а было спонтанное принятие решений без учета реальных потребностей и возможностей экономики (в отличии от зарубежных стран, которые постепенно осваивали различные формы партнерских отношений — от простых к сложным, набирая опыт и шлифуя правовые отношения) [3]. Между тем зарубежный опыт, в частности Германии, говорит о том, что использование механизмов ГЧП повышает эффективность инвестиций в инфраструктуру в среднем на 15,2% [7], а также улучшает качество услуг, сервиса и способствует росту потребительского спроса [4].

Ухудшение внутренней и внешней политической обстановки привело к существенному снижению темпов экономического роста. В значительной мере это привело к обострению ситуации с инвестиционными ресурсами в основной капитал. За последние годы удельный вес государственных инвестиций сократился с 18,8% в 2005 г. до 15,2% в 2012 г.3 Сумма бюджетных инвестиций оценивается в 7 трлн руб., в то

2 Следует учитывать и муниципальную специфику партнерства. Как известно, согласно Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), и в пределах своих полномочий органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132). По нашему мнению, целесообразно ввести понятие «частно-муниципальное партнерство», что реально отражает практику взаимодействия предпринимательских структур и органов местного самоуправления, понятие «общественно-частное партнерство» более полно отражает сущность ГЧП.

3 Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Госкомста-тистика.

время как только инвестиционные потребности инфраструктуры России оцениваются в 1 трлн долл.4

Главным источником инвестиций (инвестиции в сочетании с инновациями — основа расширенного воспроизводства) на данном этапе развития становится частный капитал [5], а механизмом стимулирования его привлечения — государственно-частное партнерство.

Выступая на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в г. Екатеринбурге 30 июня 2011 г., Президент РФ В. Путин подчеркивал: «Правительство будет привлекать серьезные частные инвестиции в инфраструктуру, готово создать для этого необходимые условия, использовать механизмы государственно-частного партнерства». В марте 2012 г. на коллегии Минздравсоцразвития он отмечал: «Нам необходимо сделать государственно-частное партнерство одним из важнейших механизмов развития социальной политики».

Мировой опыт стран Америки и Европы, а также близкого нам по духу Китая, показывает высокую эффективность использования механизма ГЧП в модернизации экономики и ее инновационного развития. Примерно начиная с 1980 г. Дэн Сяо Пин разрешил в Китае предпринимательство и свободный рынок, начав развитие специальных экономических зон на побережье. Доктор Го Кен Сви, бывший министр финансов Сингапура, помогал китайцам в качестве советника в создании свободных экономических зон [8].

Китай за счет грамотной работы со специальными экономическими зонами сумел осуществить успешный переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Особые экономические зоны стали основой высокотехнологичного развития Китая. Высокотехнологичные промышленные зоны развития включали половину национальных высокотехнологичных фирм и научно-технологических «инкубаториев». В них было зарегистрировано около 50000 патентов на изобретения, из которых более 70% принадлежали отечественным фирмам. За 15 лет с момента образования зон развития они обеспечили половину валового объема высокотехнологичного промышленного производства Китая и одну треть высокотехнологичного экспорта Китая.

Достаточно большой, по историческим меркам, отечественный опыт использования механизма ГЧП для привлечения инвестиций в воспроизводственный процесс позволяет оценить имеющиеся проблемы и наметить пути повышения эффективности использования этого хорошо апробированного в мире механизма. Использование механизма ГЧП несет в себе большие потенциальные возможности, но необходима четкая системная работа по его развитию.

В условиях ограниченности бюджетных средств важно их использовать на приоритетных направлениях, гарантируя участие бюджета в проектах и создавая условия для привлечения частного капитала на основе ГЧП. В системе приоритетов выделим в первую очередь те отрасли, которые реально вытягивали и могут подтянуть в настоящее время инновационное развитие экономики, прежде всего на базе развития ВПК, создающего двойные технологии и новые материалы, обеспечивающие современный технологический уровень нашей промышленности. Среди приоритетов, требующих концентрации ресурсов, — инфраструктура, жилищный и аграрный секторы.

Запуск в широком плане механизма ГЧП упирается в ряд нерешенных общих проблем, тормозящих его использование. Прежде всего, это институты. Институционализация5 ГЧП — одно из наиболее слабых мест в эффективном использовании этого важнейшего направления развития экономики на современном этапе. До сих пор нет законодательного определения ГЧП на федеральном уровне, что порождает нарушение паритетных отношений между субъектами партнерских отношений. Государство, как субъект публично-правовых отношений, в то же время выступает и в качестве субъекта гражданского права, что часто приводит к безнаказанному нарушению своих обязательств.

В этих условиях возникает возможность правового обеспечения рационального распределения рисков вне зависимости от значимости субъектов партнерских отношений. И хотя принцип равенства зафиксирован в гражданско-правовом обороте в ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, в практической деятельности он нарушается (риски, связанные с инфляцией, валютные риски, изменение законодательства и др.).

Важнейшим моментом в совершенствовании институтов ГЧП выступает необходимость синхронизации действия законов о ГЧП с Земельным кодексом, Бюджетным, Строительным, Налоговым и др. Одновременно необходимо принятие ряда нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровнях, где и возникают их основные проблемы. Без принятия и синхронизации Федерального закона о ГЧП с системой функционирующих кодексов и ряда других федеральных законов развитие ГЧП будет существенно замедлено.

Наряду с общими проблемами, связанными с повышением эффективности ГЧП, имеющийся отечественный опыт позволил выявить и ряд специфических проблем, связанных с функционированием раз-

5 Институциональная экономическая теория рассматривает экономическую систему как совокупность институтов, охватывающую в широком смысле «правила игры», формальные и неформальные.

личных форм ГЧП. К таким наиболее распространенным формам ГЧП относятся концессии и особые экономические зоны.

Концессионный механизм за свою универсальность в деле эффективного решения экономических проблем и управления госсобственностью получил признание во всем мире. В мировой практике, охватывающей ГЧП, численно преобладают различные формы концессии. В развивающихся странах на их долю приходятся более 60% заключаемых государством контрактов. Мониторинг, проведенный Минэкономразвития в 2013 г. по количеству концессионных соглашений в регионах РФ, выявил 1347 концессионных соглашений, находящихся в различных стадиях реализации, начиная с конкурсных процедур6. На основе заключенных концессионных соглашений разрабатывается концессионный проект. Имеются данные по 79 проектам (это менее 1 проекта на регион), реализуемым: в социальной инфраструктуре -27, в транспортной — 21, в ЖКХ — 14, в энергетической — 17.

Читайте также  Размер инвестиции для временного проживания в рф

Кроме концессионных соглашений в различной стадии реализации находится 46 соглашений о ГЧП на базе регионального законодательства и 15 соглашений на основе форм, близких к ГЧП. По данным Центра развития ГЧП, объем заявленной стоимости ГЧП-проектов (в различной стадии реализации) составляет 1 трлн руб., в том числе 913 млрд руб. — частные инвестиции.

Дальнейшее совершенствование концессионного механизма требует внесения поправок в Закон «О концессионных соглашениях», что предполагает введение гарантии концессионеру по рискам, связанным с изменением курса иностранных валют, гарантии рисков, связанных с кредитованием; необходимо также введение паритетной ответственности за нарушение обязательств по контрактам как концессионера, так и концедента.

Важным источником привлечения инвестиций могут стать особые экономические зоны. В соответствии с федеральным законом № 116 «Об особых экономических зонах» они создаются в целях развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, развития туризма и санаторно-курортной сферы. На начало 2012 г. в России было создано 25 особых экономических зон различного профиля, в которых было зарегистрировано чуть более трехсот резидентов. Частные вложения в проект составили около 49,0 млрд руб. Эффективность ОЭЗ подтверждается и результатом исследований, проведенных Мировым банком в 2008 г. и в 2011 г. Из 3000 особых экономических зон, созданных более чем 130 странах, более 1400 ОЭЗ находятся под управлением частных компаний, что

6 Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в РФ. М.: Центр развития ГЧП. 2014. С. 21.

свидетельствует о возможности экономический окупаемости данных проектов и о возможности получения прибыли (ОАО «ОЭЗ». Годовой отчет. 2011. С. 28) [6].

Последние три года (2011-2013 гг.) шло устойчивое сокращение бюджетного финансирования инфраструктуры ОЭЗ. Если в 2011 г. на все ОЭЗ из федерального бюджета было выделено 15,7 млрд руб., то в 2012 г. и 2013 г. инвестиции составили по 6 млрд руб. (ФЗ № 357 от 13.12.2010 г. «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.»). В то же время следует отметить, что соотношение государственных и частных затрат на создание ОЭЗ за рубежом выше, чем в России. Как показывают исследования, для привлечения 1 долл. частных инвестиций развивающиеся страны тратят в среднем в четыре раза больше государственных средств, чем в России. По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН, по 26 странам государственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в ОЭЗ составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 1980-х годов составили 4 млрд долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд долл, что в 5,5 раз больше. По существу вся инфраструктура ОЭЗ в КНР была создана за счет государственных средств7.

Дальнейшее развитие ОЭЗ предполагает усиление стимулирующих рычагов привлечения средств резидентов. В этой связи государству необходимо четко выполнять свои бюджетные обязательства. По данным М. Климовой (promros.ru/magazine/2012) государство в основном затягивает, а по сути, не выполняет свои обязательства по финансированию проектов ГЧП. Из 13 крупных инфраструктурных и промышленных объектов с плановым финансированием 1045,3 млрд руб. фактически на 01.04.2012 г. финансирование проектов составило 55,8%. Только два проекта (комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске и проект комплексной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие южной Якутии») было полностью профинансировано.

Дальнейшего совершенствования требует и налоговая система. Проведенное в Секторе государственно-частного партнерства ИЭ РАН анкетирование резидентов технико-внедренческих зон показало, что при наличии льгот по налогу на прибыль только 38,9% резидентов воспользовались ими, по налогу на имущество — 40%, по транспортному налогу — 14,9%, льготами по земельному налогу и арендной плате воспользовались соответственно 17 и 19% резидентов. Связано это с боль-

7 Болдырева И. Власть. Коммерсантъ № 9. 2011.

шим количеством обременений по налогам, нестыковкой Налогового кодекса с Бюджетным, Земельным и другими.

«В России совокупная налоговая ставка достаточно высокая. По методологии ВБ она где-то 50,7%», это выше, чем в Канаде, Великобритании, Швейцарии, Новой Зеландии. Высокие налоговые ставки не приводят к наполняемости бюджета, а наоборот, провоцируют бизнес на поиск различных способов уклонения от уплаты налогов, обращают внимание в ВБ [10].

Необходим и дифференциальный подход к налогообложению. Так, в компаниях, занимающихся теоретическими разработками, связанными с 1Т-технологиями в ТВЗ, уровень заработной платы доходит до трети всех затрат, отсюда — страховые фонды должны быть минимизированы.

Более глубокого изучения заслуживает китайский опыт формирования и функционирования особых экономических зон. Вначале зоны обеспечивали Китаю массовое производство современных товаров, затем технологий, а теперь настало время зон свободной торговли, что обеспечит приток капитала, рост качества, гибкую ценовую политику и рынки сбыта, а все это в итоге — устойчивое развитие Китая.

В марте 2014 г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей было заявлено о том, что развитие китайской экономики связано с усилением сотрудничества с зарубежными партнерами и поощрением частного сектора внутри страны. В первом случае важным шагом становится создание большого количества зон свободной торговли (ЗСТ), которые будут главными «терминалами» развития торгово-экономических связей Китая с миром.

Первая такая зона в Китае появилась в сентябре 2013 г. в г. Шанхае. На ее базе был создан юаневый офшор, было введено огромное количество преференций для бизнеса. Этот проект, проводившийся в экспериментальном порядке, настолько быстро доказал свою эффективность, что уже в декабре 2013 г. Госсовет Китая принял решение о создании второй ЗСТ. В январе 2014 г. китайское правительство сообщило о намерении создать еще 11 зон свободной торговли, одна из которых появится в городе центрального подчинения Тяньцзинь. Китай не планирует ограничивать количество создаваемых ЗСТ. В будущем зоны свободной торговли в Китае могут начать расти как грибы после дождя. Это подтвердил в своем выступлении на сессии ВСНП и премьер Госсовета КНР8.

Зона свободной торговли — часть территории внетаможенного контроля, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных ограничений международная торговля. Шанхайская зона свободной

8 Российская газета. Дыхание Китая. 31.03.2014. С. 7.

торговли установила ряд льгот: 1) товары (иностранные), поступающие в эту зону, не считаются импортными (т.е. вне контроля таможни); 2) упрощаются условия регистрации иностранных предприятий. Только при их перемещении из данной зоны в другое место Китая эти товары приобретают статус импортных. Иностранные предприятия, работающие в Китае, могут зарегистрировать свой филиал в ШЗСТ, чтобы пользоваться привилегиями зоны [11].

1. Зельднер А.Г. Правовые проблемы развития государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 7-10.

2. Зельднер А. Государство в системе обеспечения устойчивого развития экономики // Вестник Института экономики РАН. 2012. № 6. С. 66-77.

3. Сильвестров С., Зельднер А. Государственные корпорации России в условиях кризиса: опыт, проблемы, риски // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3. С. 7-16.

4. Осипов В.С. Методологическое определение цепочки ценности и цепочки стоимости в воспроизводственном процессе // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41). С. 574-579.

5. Осипов В.С. Институциональное поле воспроизводственного процесса // Научное мнение. 2014. № 2. С. 129-135.

6. Зельднер А.Г., Козлова С.В. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон // Вопросы экономики и права. 2013. № 56. С. 62-68.

7. Пахомов И. Государственно-частное партнерство: что скрывается в деталях // Эксперт. 2013. № 50.

8. Ли Куан Ю. Сингапурская история: 1965-2000 гг. Из третьего мира -в первый. М.: МГИМО-Университет. 2010. С. 596.

9. Болдырева И. Власть. Коммерсантъ. 2011. № 9.

10. Аугусто Лопе-Кларос (ВБ) // Независимая газета. 17.01.2014.

11. Чэн Юйцзе, Ю.Шаньшань Шанхайская зона свободной торговли -опытный участок Китая // Китай. 2013. № 10. С. 35.

Источники: http://nbj.ru/publs/banki-i-vlast/2006/06/07/archive-publ-9141/index.html, http://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/investitsii-klyuchevoe-zveno-razvitiya-ekonomiki/, http://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-chastnyh-investitsiy-klyuchevoe-zveno-obespecheniya-ustoychivogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто