Инвестиции пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

Инвестиции пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

В нашей библиотеке: 321 книг 226 авторов 0 статей За всё время нас посетило 1086073 человек которые просмотрели 20110695 страниц.
Читатели оставили 10 отзывов о писателях, 70 отзывов о книгах и 6 о сайте

Название: Рынок ценных бумаг и биржевое дело

Автор: Килячков А.А.

Жанр: Учебники, лекции и словари

Рейтинг:

7.3. негосударственные пенсионные фонды на рынке ценных бумаг

Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять так называемые базовые пенсии, вторую — трудовые и третью — негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение, согласно концепции реформы, призвано создать основу пенсионного содержания населения страны. Следовательно, пенсионное содержание будет состоять из государственных и дополнительных, негосударственных поступлений, формируемых за счет различных пенсионных программ предприятий, организаций, административно-территориальных образований, личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление денежных средств в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственный пенсионный фонд — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является пенсионное обеспечение участников фонда, осуществляемое на основе договора.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению включает аккумулирование добровольных пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий его участникам независимо от их государственного пенсионного обеспечения.

Порядок создания негосударственного пенсионного фонда

Негосударственный пенсионный фонд может быть создан как юридическими, так и физическими лицами. Учредители не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является его собствен- ностью. При этом фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако учредители, вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, Равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей, вкладчиков, участников и государства.

Создание негосударственного пенсионного фонда должно быть узаконено актом государственной регистрации. После этого фонд приобретает права юридического лица. После завершения процедуры лицензирования фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения.

Совокупный вклад учредителей фонда на дату получения лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должен быть не менее 15000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда.

Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор. Устав фонда должен содержать:

• полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова

«негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;

• положения о предмете и целях деятельности фонда;

• сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в

• положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц,

принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда,

реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

Негосударственные пенсионные фонды, в отличие от акционерных обществ, обязаны заключать еще и учредительный договор, который должен содержать:

• полное и сокращенное наименования фонда, сведения о его местонахождении;

• положения о предмете и целях деятельности фонда;

• сведения о составе учредителей;

• сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании фонда;

• сведения об органах управления фонда и о порядке управления деятельностью фонда;

• перечень обязательств учредителей фонда по созданию фонда и обеспечению его деятельности,

сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в

формировании совокупного вклада;

• положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей фонда.

Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

• разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

• заключает пенсионные договоры;

• аккумулирует пенсионные взносы;

• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

• заключает договор с управляющим фондом;

• формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая

• ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

• осуществляет актуарные расчеты;

• производит выплаты негосударственных пенсий;

• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением

своих обязательств перед участниками;

• предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.

Негосударственные пенсионные фонды выполняют свои обязанности в соответствии с выработанными правилами, которые содержат перечень видов пенсионных схем, положения об ответственности фонда перед вкладчиками, об условиях внесения пенсионных взносов в фонд, порядке формирования и размещения пенсионных резервов, условиях выплаты негосударственных пенсий. Условия выполнения фондом принятых обязательств сопровождаются пенсионным договором.

Пенсионный договор представляет собой юридический документ, регулирующий взаимоотношения негосударственного пенсионного фонда и вкладчика. К нему предъявляются особые требования. На- пример, пенсионный договор должен содержать:

• сведения о предмете договора;

• положения о правах и обязанностях сторон;

• положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов;

• вид пенсионной схемы;

• положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

• положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

• сроки действия и прекращения договора;

• положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора;

• положения о порядке урегулирования споров;

Характеристика собственного имущества фонда. Собственное имущество фонда подразделяется на

имущество, предназначенное для обеспечения основной деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Имущество фонда формируется за счет вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, дохода фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных взносов и других поступлений.

Для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы. Источниками их образования являются пенсионные взносы и доходы фонда от размещения пенсионных взносов.

Принципы размещения пенсионных резервов

Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности,

ликвидности, доходности и диверсификации.

Соблюдение принципа надежности в размещении пенсионных резервов предполагает инвестирование их в:

• государственные ценные бумаги;

• ценные бумаги, выпущенные в обращение органами местного самоуправления Российской

• корпоративные ценные бумаги, при отсутствии у акционерных обществ признаков неплатежеспособности.

Иными словами, надежность вложений представляет собой способность сохранять на протяжении всего срока вложений свойства инвестиций.

Принцип сохранности предусматривает неизменность инвестиционного состояния пенсионных резервов с течением времени при различных экономических и финансовых процессах.

Понятие ликвидности (от лат. liquidus — жидкий, текучий) означает способность пенсионных резервов «перетекать», менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца (напри- мер, быстро, легко реализуемые активы, превращаемые в наличные деньги).

Доходность пенсионных резервов как принцип их размещения представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых резервов в количественном выражении. Увеличение доходное» вложений негосударственных пенсионных фондов является важнейшей задачей приращения резервов.

Понятие диверсификации при размещении пенсионных резервов имеет общепринятое толкование, которое сводится к необходимости вложений средств негосударственных пенсионных фондов в разнообразные источники доходов. Правилами функционирования фондов предусматриваются конкретные направления вложений, имеющие высокую степень надежности с минимальной степенью риска.

Управление пенсионными резервами

Размещение пенсионных резервов, сформированных в соответствии с правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников, фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего, который должен способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством РФ.

Управляющий несет ответственность перед фондом и его участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управ- ляющий не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда. Для управления пенсионными резервами фонда управляющий должен иметь необходимое разрешение (лицензию) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

По своей сути управляющая компания является коммерческой организацией, которая создается в форме хозяйственного общества, имеет лицензию и осуществляет управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного с фондом договора.

Государственный уполномоченный орган определяет требования к составу и структуре пенсионных резервов. При размещении пенсионных резервов, например, в недвижимое имущество фонд обязан представлять государственному уполномоченному органу данные об оценке объекта недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Фонд заключает с управляющим договор, который должен соответствовать условиям, утвержденным государственным уполномоченным органом.

На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков,

управляющего и депозитария.

Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской деятельности и не может регулироваться соответствующими законодательными актами. Порядок разме- щения пенсионных резервов и контроля за их размещением устанавливается Правительством РФ.

Порядок хранения пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги. Хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, осуществляются на основе договора фонда на услуги депозитария.

Депозитарием может быть юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в качестве депозитария в соответствии с требованиями, установленными законодательст- вом Российской Федерации. Учет прав на ценные бумаги, составляющие пенсионные резервы, включая государственные ценные бумаги и ценные бумаги субъектов Российской Федерации, депозитарий дол- жен осуществлять обособленно от учета прав на имущество, принадлежащее ему лично и иным лицам, с которыми депозитарием заключены договоры, путем открытия и ведения отдельного счета на имя управляющего и (или) фонда. Депозитарий несет ответственность перед фондом за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Феде- рации.

Распределение дохода от размещения пенсионных резервов. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, в соответствии с правилами фонда.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

При этом отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не должны превышать 20% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в течение первых трех лет деятельности фонда, и 15% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в дальнейшем.

Читайте также  Инвестиции за границу могут осуществляться

Правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов

Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Поскольку негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией, его деятельность сводится к формированию активов фонда путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц и передаче этих средств компании по управлению активами фонда с целью осуществления пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

Под деятельностью управляющей компании понимается деятельность по размещению активов фонда и управлению ими с целью преумножения. Данный вид деятельности осуществляется компанией на основании договора об управлении активами негосударственного пенсионного фонда с полной имущественной ответственностью за сохранность активов фонда и обеспечение минимального уровня рентабельности их размещения.

Для обеспечения выполнения взятых на себя обязательств фонды и компании обязаны соблюдать правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов, а также экономические нормативы, устанавливаемые Инспекцией по согласованию с Министерством финансов РФ и ФКЦБ.

Оплата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии устанавливается в размере трехкратного, а за выдачу лицензии — в размере пятидесятикратного минимального размера оплаты труда, установлен- ного законодательством Российской Федерации.

Для получения лицензии фонд (компания) представляет в Инспекцию:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования юридического лица, его организационно- правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка, вида лицензируемой деятельности, срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов;

в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

г) документы, подтверждающие оплату уставного фонда (капитала), — справку соответствующего банка, акты приема-передачи имущества;

д) справку о постановке на учет в налоговом органе;

е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;

ж) документ о назначении (избрании) на должность руководителя фонда (компании), главного бухгалтера, их паспортные данные и другие сведения о них.

Помимо перечисленных документов фонд должен дополнительно представить в Инспекцию:

1) бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах и их использовании по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением документов для получения лицензии (для действующего фонда);

2) правила фонда (в двух экземплярах) — документ, утвержденный высшим органом управления фондом и определяющий права и обязанности фонда, юридических и физических лиц, перечисляющих в него целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы перечисляются, порядок ведения именных счетов, а также предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат;

3) экономическое обоснование, включающее в себя справку с указанием предполагаемого количества юридических и физических лиц, перечисляющих целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых взносы перечисляются, предполагаемые объемы целевых денежных взносов и выплат (на первые два года деятельности), а также расчеты, подтверждающие принимаемые фондом обязательства по каждому из вариантов порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат с приложением методики расчета и используемых в расчетах исходных данных;

4) копию договора между фондом и компанией, в котором должны быть зафиксированы имущественная ответственность компании и ее обязательства по сохранению активов фонда и получению инвестиционного дохода, достаточного для обеспечения обязательств фонда по дополнительному пенсионному обеспечению граждан.

Все указанные документы должны быть прошиты, пронумерованы, удостоверены подписью руководителя высшего органа управления фондом и скреплены печатью фонда.

Фонд также представляет в Инспекцию заключение независимого аудитора по бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и их использовании, план управления активами фонда, расчет собственных средств. Инспекция принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче лицензии и необходимых документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

• наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

• отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для

осуществления данного вида деятельности.

Лицензия выдается на срок не менее трех лет и при ликвидации фонда теряет свою юридическую силу. Инспекция приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:

• представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

• обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• нарушения фондом (компанией) условий действия лицензии;

• невыполнения фондом (компанией) предписаний и распоряжений государственных органов или

приостановления этими органами деятельности фонда (компании) в соответствии с зако-

нодательством Российской Федерации;

Требования к инвестированию активов фондов

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами Инспекция негосударственных пенсионных фондов устанавливает следующие требования.

В целях соблюдения принципа диверсификаций в один объект инвестиций, кроме дисконтных векселей, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Объектом инвестиций является конкретный объект вложения активов:

• государственные ценные бумаги одного наименования независимо от их количества;

• ценные бумаги органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного

самоуправления одного наименования независимо от их количества;

• банковские вклады в один банк, в том числе его филиал, независимо от количества открытых депозитных счетов;

• ценные бумаги одного эмитента независимо от их количества;

• валютные ценности в части, предусмотренной действующим законодательством, за исключением

иностранной валюты, находящейся на расчетных и депозитных счетах.

Одним объектом инвестиций являются вложения в одну организацию в том случае, если приобретаются ценные бумаги и права собственности за счет активов на долю участия в уставном капитале одного и того же предприятия.

Денежные средства, находящиеся на расчетном счете фонда, не рассматриваются как объект инвестиций. Совокупные активы, не превышающие 1000 млн руб., не могут инвестироваться в недвижимость.

Контроль за соблюдением требований осуществляется на основании квартальных балансов фондов, к которым прилагаются расчеты фактических значений нормативов.

В случае нарушения экономических нормативов Инспекция дает фонду предписание о приведении этих нормативов в соответствие. При неисполнении предписаний Инспекции предусматривается ан- нулирование лицензии.

Правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов

Правило первое. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют инвестиционную деятельность через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

Правило второе. Для обеспечения надежности и платежеспособности размещение активов фондов осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности, исходя из долгосрочности принятых обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению.

Фонды осуществляют контроль за размещением управляющими компаниями их активов. Активы фондов могут размещаться в ином, заранее согласованном порядке, нежели предусмотрено правилами.

Правило третье. В свою очередь, фонды и компании несут ответственность за выполнение правил и соблюдение экономических нормативов надежности и платежеспособности негосударственных пен- сионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов. Действие данных правил не распространяется на инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов в отношении собственных средств.

Направления размещения активов негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с выработанными правилами размещения активов негосударственных пенсионных фондов их активы могут быть размещены в:

• ценные бумаги Правительства РФ;

• ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов

• банковские вклады (депозиты);

• ценные бумаги других эмитентов;

• денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

• предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

• заключение договоров купли-продажи;

• вложение в интеллектуальную собственность;

• проведение совместной деятельности;

• оплата расходов по ведению дел фонда;

• осуществление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности.

Активы не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам

гаранта. Инвестиции активов в недвижимое имущество и в валютные ценности производятся фондами в соответствии с действующим законодательством.

Требования к инвестированию активов фондов. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов подчиняется определенным требованиям. Инвестировать средства можно в ценные бумаги Правительства РФ всех видов, за исключением дисконтных векселей. В эти ценные бумаги разрешено размещать не менее 30 % общей суммы активов. Для соблюдения принципа диверсификации в один объект инвестиций не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

К объектам инвестиций относится конкретный объект вложения активов, например:

• государственные ценные бумаги одного наименования независимо от их количества;

• ценные бумаги органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного

самоуправления одного наименования независимо от их количества;

• банковские вклады в один банк, в том числе его филиал, независимо от количества открытых депозитных счетов;

• ценные бумаги одного эмитента независимо от их количества;

• валютные ценности, за исключением иностранной валюты, находящейся на расчетных и депозитных

Одним объектом инвестиций принято считать вложения в одну организацию в том случае, если приобретаются за счет активов ценные бумаги и права собственности на долю участия в уставном капитале одного и того же предприятия. Совокупные активы, не превышающие 1 млн руб., не могут инвестироваться в недвижимость.

Контроль за соблюдением правил инвестирования активов фондов. Контроль за соблюдением выработанных правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов. Форма квартальной отчетности содержит сведения о выполнении фондами направлений и экономических нормативов размещения активов.

Если сложившаяся структура активов не отвечает правилам размещения активов негосударственных пенсионных фондов, Инспекция дает фонду указания о приведении структуры активов в соответствие с установленными требованиями. Неисполнение предписаний влечет за собой приостановление деятельности фонда с последующим аннулированием лицензии.

Под особым контролем находятся поступления доходов от размещенных активов фонда и исполнение им обязательств перед участниками. Это требование представляется особо актуальным, поскольку защита прав инвесторов способствует оздоровлению и дальнейшему развитию фондового рынка в России. Для поддержания стабильности на рынке ценных бумаг государственные органы управления имеют возможность воспользоваться достаточным количеством законодательных мер.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг (стр. 2 из 7)

-ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

-информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

-заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

Читайте также  Долгосрочные инвестиции с малыми рисками

-определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплении;

-формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

-формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размешает пенсионные резервы;

-организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

-заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками

отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

-рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

-расторгает договоры с управляющей компанией и специализированным депозитарием по основаниям, установленным законодательством РФ:

-принимает меры, предусмотренные законодательством, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании, с которой расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

-ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

-ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

-осуществляет актуарные расчеты;

-производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

-осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд РФ;

-принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

-предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

-осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

Меры по совершенствованию законодательной базы негосударственных пенсионных фондов, проведенные в РФ в последние годы, способствовали довольно быстрому росту последних. [13, 257 с.]

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в расходах ПФР. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета — беспроцентного кредита Центрального банка РФ.

К ним относятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионном)’обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное местожительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственная пенсия. Однако основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионном фонде, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян.

Пенсионные накопления в развитых странах ориентированы на инвестиционные портфели умеренного роста. В основном это портфели облигаций и смешанные портфели. В российских условиях высокой инфляции задача обеспечения стабильного роста пенсионных накоплений является, с одной стороны, достаточно сложной. Российский рынок акций очень нестабилен. [9, 463 с.]

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, которые должны были стать реальными союзниками государственного фонда, пока ещё серьезного вклада в решение этой проблемы не внесли. [18, 183 с.]

1.2 Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющих инвестиции в ценные бумаги. [13, 256 с.]

Система негосударственного пенсионного обеспечения базируется на добровольном принципе, каждый работник имеет собственный пенсионный счет, на который перечисляются взносы от работодателя или непосредственно от самого работника для будущих пенсионных выплат.

НПФ выполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым для удовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем. [13, 256 с.]

НПФ имеют один из наиболее стабильных источников средств по сравнению с другими финансовыми посредниками. Поступление средств в НПФ осуществляется на контрактной основе за счет вкладов работодателей и самих работников.

Кроме того, предсказуемым является и отток средств из НПФ в форме пенсионных выплат, т.е. можно заранее предвидеть объемы и сроки выплат. Далее, часть выплачиваемых пособий лицам, достигшим пенсионного возраста, осуществляется из текущих взносов в пенсионный фонд от будущих пенсионеров. То есть речь идет о том, что НПФ может долгое время обходиться без ликвидации существующих активов, он имеет небольшую потребность в лик видных средствах.

Горизонт времени НПФ является достаточно длительным. НПФ может инвестировать средства на 20-30 лет, поэтому НПФ в большей степени интересуют инструменты рынка капиталов. НПФ являются крупнейшими покупателями акций.

НПФ создается как некоммерческая организация, цель которой — негосударственное пенсионное обеспечение. Совокупный вклад учредителей НПФ должен составлять с 1 января 2005 года не менее 30 млн. руб.

Для управления негосударственным пенсионным фондом и контроля за его деятельностью в фонде формируются соответствующие органы. Состав и структура органов управления фонда определяются уставом в соответствии с законодательством.

Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальный орган — совет фонда, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета — коллегиального органа, выполняющего надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда.

В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом фонда в соответствии с законодательством. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.

Для осуществления оперативного управления деятельностью фонда уставом фонда может предусматриваться создание единоличного исполнительного органа фонда (исполнительный директор, президент) или единоличного исполнительного органа фонда и коллегиального исполнительного органа фонда (исполнительной дирекции).

Исполнительный орган фонда осуществляет свои функции в пределах компетенции, установленной законодательством и уставом фонда, и действует на основании устава фонда и положения об исполнительном органе фонда, утверждаемого советом фонда.

В целях надзора за деятельностью фонда и зашиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет, члены которого исполняют свои обязанности безвозмездно. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда.

Средства, внесенные вкладчиками, учитываются на аналитических пенсионных счетах. Имущество, в т, ч. денежные средства, ценные бумаги, недвижимость, которые НПФ использует для выполнения своих обязательств по выплате пенсий, называются пенсионными резервами.

Размещением пенсионных резервов занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая компания). Самостоятельно фонд может размещать свои резервы только в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов.

Бухгалтерская отчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства перед участниками — актуарной оценке.

Негосударственные пенсионные фонды на фондовом рынке

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

  • (1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • (2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • (3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем [7].

По состоянию на 6 июля 2012 г. в России зарегистрировано и действует 146 НПФ.

Совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда должен составлять не менее 30 млн руб. (ст. 19).

НПФ разрешено в целях получения дополнительных доходов осуществлять инвестиционную деятельность со средствами, аккумулированными за счет взносов страхователей в страховом фонде. Для этого НПФ формируют инвестиционный портфель, представляющий собой активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям). Управляющая компания — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах (ст. 24):

  • (1) обеспечения сохранности указанных средств;
  • (2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • (3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • (4) учета надежности ценных бумаг;
  • (5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • (6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
  • (7) профессионального управления инвестиционным процессом.

НПФ обязан составлять инвестиционную декларацию, под которой понимается неотъемлемая часть договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, содержащую указание цели инвестирования средств пенсионных накоплений или размещения средств пенсионных резервов, описание инвестиционной политики управляющей компании, перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений или размещены средства пенсионных резервов, описание рисков, связанных с таким инвестированием или размещением, а также требования к структуре активов.

Требования к целям инвестирования средств пенсионных накоплений, составу и структуре инвестиционного портфеля определяются в инвестиционной декларации управляющей компании (ст. 27). В случае управления более чем одним инвестиционным портфелем управляющая компания составляет инвестиционную декларацию отдельно по каждому инвестиционному портфелю.

Инвестиционная декларация управляющей компании должна содержать:

  • (1) цель инвестирования средств пенсионных накоплений и описание инвестиционной политики управляющей компании в отношении соответствующего инвестиционного портфеля. Целью инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в управление управляющей компании, является их прирост;
  • (2) перечень объектов инвестирования, которые управляющая компания вправе приобретать за счет средств пенсионных накоплений, переданных в управление;
  • (3) требования к структуре инвестиционного портфеля.
Читайте также  Основные формы прямых иностранных инвестиций

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы

только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (табл. 11.4) [10].

Законом также установлены ограничения при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений (ст. 25).

Управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов и (или) средствами пенсионных накоплений, не вправе совершать следующие сделки или давать поручения на совершение следующих сделок’.

  • (1) по приобретению активов, не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договором доверительного управления средствами пенсионных резервов или договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
  • (2) по безвозмездному отчуждению активов, составляющих пенсионные резервы и (или) пенсионные накопления фонда;
  • (3) в результате которых принимается обязанность по передаче имущества, которое в момент принятия такой обязанности не составляет пенсионных резервов или пенсионных накоплений фонда, за исключением сделок, совершаемых на торгах фондовой биржи или иного организатора торговли на рынке ценных бумаг, при условии осуществления клиринга по таким сделкам;

Таблица 11.4. Требования к разрешенным объектам инвестирования (по: [10])

Наименование актива (cm. 26)

Требования к активам

Ограничения (cm. 27)

Государственные ценные бумаги РФ

Обращаются на организованном рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов, а также при их первичном размещении, если условиями выпуска ценных бумаг предусмотрено обращение на организованном рынке ценных бумаг или они специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов

  • 1. Максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов не должна превышать 10% инвестиционного портфеля, за исключением государственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы РФ, а также ипотечных ценных бумаг, выпу- щенных в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах и удовлетворяющих требованиям, установленным Правительством РФ
  • 2. Максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 10% инвестиционного портфеля

Государственные ценные бумаги субъектов РФ

Обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, а также при их первичном размещении, если они отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков

Облигации российских эмитентов

Максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 20% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы РФ, а также ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах и удовлетворяющих требованиям, установленным Правительством РФ

Окончание табл. 11.4

Наименование актива (cm. 26)

Требования к активам

Ограничения (cm. 27)

Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ

Максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации

  • 3. Максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 50% совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы РФ, а также ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах и удовлетворяющих требованиям, установленным Правительством РФ
  • 4. Максимальная доля в инвестиционном портфеле государственных ценных бумаг субъектов РФ, облигаций российских эмитентов, акций российских эмитентов, паев (акций, долей) индексных

Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов

Ипотечные ценные бумаги

Обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, а также при их первичном размещении, если они отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков

Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях

Только в тех кредитных организациях, которые отвечают установленным требованиям

инвестиционных фондов, ипотечных ценных бумаг, ценных бумаг междуна- родных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ, определяется Правительством РФ

5. Максимальная доля в инвестиционном портфеле денежных средств в рублях на счетах в кредитных организациях, депозитов в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях, иностранной валюты на счетах в кредитных организациях не должна в сумме превышать 80%

Депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях

Максимальная доля в инвестиционном портфеле депозитов, размещенных в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами управляющей компании, не должна превышать 20% инвестиционного портфеля

Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, в сумме не должны превышать 25% инвестиционного портфеля

Иностранную валюту на счетах в кредитных организациях

Ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации

Максимальная доля в инвестиционном портфеле средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%

  • (4) по приобретению имущества, являющегося предметом залога или иного обеспечения;
  • (5) договоров займа или кредитных договоров, а также договоров РЕПО;
  • (6) по приобретению имущества, находящегося в доверительном управлении у данной управляющей компании по иным договорам, и имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, в котором управляющая компания выполняет функции единоличного исполнительного органа, а также акций и инвестиционных паев инвестиционных фондов, находящихся в доверительном управлении у данной управляющей компании;
  • (7) по отчуждению имущества, составляющего пенсионные резервы или пенсионные накопления, в состав имущества, находящегося в доверительном управлении у данной управляющей компании по иным договорам, или в состав имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, в котором управляющая компания выполняет функции единоличного исполнительного органа;
  • (8) по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) этой управляющей компанией, а также акционерным инвестиционным фондом, активы которого находятся в доверительном управлении этой управляющей компании (функции единоличного исполнительного органа которого осуществляет эта управляющая компания);
  • (9) по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) учредителями (участниками) управляющей компании, основным и преобладающим хозяйственными обществами учредителя (участника), дочерними и зависимыми обществами управляющей компании, специализированным депозитарием, аудитором фонда, акционерным инвестиционным фондом, активы которого находятся в доверительном управлении этой управляющей компании (функции единоличного исполнительного органа которого осуществляет эта управляющая компания;
  • (10) по приобретению имущества, принадлежащего этой управляющей компании, ее учредителям (участникам), основным и преобладающим хозяйственным обществам учредителя (участника), дочерним и зависимым обществам управляющей компании, или сделок по отчуждению имущества указанным лицам;
  • (11) по приобретению у специализированного депозитария и аудитора фонда имущества или по отчуждению имущества указанным лицам.

Управляющая компания не вправе:

  • (1) распоряжаться средствами пенсионных резервов (средствами пенсионных накоплений) без предварительного согласия специализированного депозитария, за исключением сделок, совершаемых на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • (2) использовать средства пенсионных резервов (средства пенсионных накоплений) для обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц.

Доходы от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений представляют собой дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов и рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.

Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, от инвестирования средств пенсионных накоплений, от инвестирования средств выплатного резерва, направляется на пополнение средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений, средств выплатного резерва и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

На формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не может направляться более 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и специализированному депозитарию.

Вознаграждение доверительному управляющему выплачивается за счет доходов от инвестирования переданных ему средств пенсионных накоплений, но не более 10% величины доходов от инвестирования, полученных доверительным управляющим за отчетный год. Вознаграждение не может быть выплачено, если стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по соответствующему договору, уменьшилась в результате инвестирования по сравнению с предшествующим годом

Управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед Пенсионным фондом РФ за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц. К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики и другие правонарушения.

При этом страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности — специализированного депозитария, не может быть менее 300 млн руб., а страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности управляющей компании, не может быть менее:

  • (1) 5% суммы средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, если указанная сумма составляет не более 6 млрд руб.;
  • (2) 300 млн руб., если сумма средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, превышает 6 млрд руб.

Источники: http://yourforexschool.com/book/176-rynok-cennyx-bumag-i-birzhevoe-delo/41-.html, http://mirznanii.com/a/2718-2/deyatelnost-negosudarstvennykh-pensionnykh-fondov-na-rynke-tsennykh-bumag-2, http://studref.com/455283/ekonomika/negosudarstvennye_pensionnye_fondy_fondovom_rynke

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто