Основные схемы финансирования инвестиционных проектов
Схема финансирования инвестиционного проекта определяет состав источников финансирования, их соотношение, объем и структуру, интенсивность входящего денежного потока по отдельным этапам реализации проекта.
Выбор схемы финансирования нового бизнеса требует учета особенностей использования собственного и заемного капитала (табл. 7.2).
Таблица 7.2. Сравнительная характеристика собственного и заемного капитала
Простота привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования), принимаются собственниками и менеджерами организации без получения согласия других хозяйствующих субъектов
Ограниченность объема привлечения, следовательно, и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности организации в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах ее жизненного цикла
Широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге организации, наличии залога или гарантии поручителя
Использование заемного капитала генерирует наиболее опасные инвестиционные риски в хозяйственной деятельности организации — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности
Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала
Высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности, так как при его использовании не требуется уплата ссудного процента в различных его формах
Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала
Обеспечение роста финансового потенциала организации при необходимости существенного расширения ее активов и возрастания темпов роста объема хозяйственной деятельности
Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах
Обеспечение финансовой устойчивости развития организации, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, снижение риска банкротства
Неиспользуемая возможность использования эффекта финансового рычага
Более низкая стоимость в сравнении с собственным капиталом за счет эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль)
Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка
Способность генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала)
Сложность процедуры привлечения (особенно больших сумм), так как предоставление кредитных ресурсов в ряде случаев требует сторонних гарантий или залога
Использование организацией только собственного капитала позволит сохранить высокую финансовую устойчивость, но ограничит темпы ее развития; кроме того, не будут использованы финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Организация, использующая заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства, возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала.
На выбор конкретной схемы финансирования инвестиционного проекта и источников формирования инвестиционных ресурсов оказывает влияние ряд объективных и субъективных факторов (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Влияние факторов на выбор источников формирования инвестиционных ресурсов
1.7. Финансирование инвестиционного проекта. Разработка схемы финансирования
Схема финансирования огражает распределение денежных оттоков, относящихся к инвестиционному проекту, к денежных притоков по проекту на каждом шаге расчетов для определения сальдо совокупных денежных потоков.
Схема финансирования составляется в прогнозных ценах, которые будут рассмотрены в разделе об учете инфляции при оценке эффективности проекта.
Выработка слемы финансирования инвестиций составляется в целях обеспечения финансовой реализуемости для каждого из участников проекта. Участник проекта — субъекг инвестиционной деятельности по данному проекту, а также общество субъектов в целом. К субъектам инвестиционной деятельности относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Поступающий от проекта внутренний валовой продукт (ВВП) общества делится между участвующими ь проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.).
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).
В составе инвесторов могут быть акционеры — инвесторы, владеющие акциями предприятия (организации), осуществляющего проект, и кредиторы — инвесторы, предоставляющие заемные средства для реатизации проекта. Кредитор может одновременно получать права на определенную долю прибыли или производимой продукции, например будучи акционером создаваемой оо^анизации или акционером фирмы-заемшика.
Заказники — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектоь инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договорот^ между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не ЯЕЛЯЮЩИЙСЯ инвестором, наделяется правами владения; пользования V распоряжения капитальными вложениями на период И В пределах полномочий, которые установлены договором и (ипи) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пофядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственниму контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Граждан ским кодексом РФ.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
В процессе разработки схемы финансирования должка проводиться оценка эффективности ИП на стадиях: •
разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложения); •
разработки «обоснования Инвестиций»: •
разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта; •
осуществления ИП (экономический мониторинг).
Поступлениями и затратами участвующих в проекте субъектов
определяются различные виды эффективности инвестиционного проекта. Рекомендуется оценивать следующие вилы эффективности: •
эффективность участия организаций в проекте (эффективность инвестиционного проекта для предприятий-участников); •
эффективность инвестирования в акции организации (эффективность для акционеров акционерных организаций — участников инвестиционного проекта); •
эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к организациям — участникам инвестиционного проекта, в том числе организаций и холдинговых структур, бюджетную эффективность инвестиционного проекта (Эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней) и др.
На стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной; на стадии разработки ТЭО проекта должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.
На первом этапе оценки эффективности проекта рас- считываются показатели эффективности проекта в целом Цель этого этапа — агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. И если эффективность проекта оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки.
На втором этапе после выработки схемы финансирования уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них, кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит.
На разных стадиях оценки эффективности ИП в соответствии с результатами расчетов и требованиями заказчика (коммерческие банки, государство и др.) может формироваться финансовый раздел бизнес-плана ИП
На разных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (ТЭО), выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с разной глубиной проработки.
Систематический анализ эффективности инвестиционного проекта на стадии его осуществления называют экономическим мониторингом. В процессе экономического мониторинга инвестиционного проекта методическими рекомендациями предлагается оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия организаций в проекте. Если при этом обнаруживается, чте показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности инвестиций дня участников инвестиционного проекта с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, внесения в него изменений и т.д. После этого следует пересчитать эффективность участия организации -проектоустроителя и эффективность инвестирования Б акции со стороны других участников, в частности для оценки степени привлекательности проекта для акционеров. Для решения залач анализа может оказаться необходимым учитывать все затраты по проекту’ а не только предстоящие. Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой зффектвнисти, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания.
На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП t целим. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертны> оценок).
Если в задании на проектирование отсутствуют сведения о схеме финансирования, рекомендуется использование проектной схемы финансирования. Это условно принимаемая схема. Ее цель — оценить возможные параметры финансирования, обеспечивающие финансовую реализуемость проекта и эффективность участия в не (положительный чистый дисконтированный доход) .
При использовании проектной схемы финансирования рекомендуется: •
принимать безрисковую норму дисконта и реальный депозитный процент на уровне ставки LIBOR; •
все требующиеся для реализации проекта средства считать состоящими только из собственных и заемных средств; •
все заемные средства считать взятыми в одной и той же валюте и под одинаковый процент; •
объем заемных средств принимать минимально необходимым для реализуемости проекта; •
выплаты по займам на каждом шаге принимать максимально возможными из условий реализуемости проекта.
LIBOR (London Interbank Offered Rate) — годовая процентная ставка, принятая на Лондонском рынке банками первой категории для оплаты их взаимных кредитов в разных видах валют и нэ разные сроки. Обычно она служит основой для определения ставок, применяемых к займам в валюте на Лондонском рынке и основных европейских биржах при операциях с евровалютами. Ставки LIBOR включают инфляцию, непрерывно меняются, однако колеблются они в небольших пределах. Для расчета нормы дисконта из среднегодового значения этой ставки вычитают годовой темп инфляции в стране, для которой ведется расчет.
Рекомендуется один из двух способов использования проектной схемы финансирования.
2 Инвестиционный анализ
структура капитала (шшнишснис собственных и заемных средств) и кредитный процент, например 20—40% собственного капитала и реальная процентная ставка, равная 10—15% годовых, после этого определяются срок погашения долга и эффективность участия в проекте.
Во втором способе эти условия не задаются, а требуется рассчитать максимально возможную реальную процентную стаьку и срок возврата и обслуживания долга в зависимости от структуры капитала при условии реализуемости проекта к положительности чистого дисконтированного дохода проекта в цел^у* и участия в нем.
Второй способ предпочтителен, однако он приводит к большему объему вычислений работы. Поэтому рекомендации не регламентируют способ использования проектной схемы финансирования.
Рассмотренная процедура рекомендуется при полном отсутствии исходных данных по проектируемой схеме финансирования. По мере появления этих данных они должны закладываться в схему и использоваться для оценки реализуемости и эффективности инвестиционного проекта.
Оценка реализуемости инвестиционного проекта. Важное условие инвестирования — финансовая реализуемость инвестиционно о проекта, без которой финансовые возможности осуществления ИП отсутствуют. Финансовая реализуемость проекта и есть цель составления схемы его финансирования, поэтому оценка реализуемости инвестиции завершает схему финансирования И П.
Методическими рекомендациями финансовая реализуемости рассматривается как показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования инвестиционного проекта.
Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов. Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а денежные потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (берутся со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записываемые со знаком «плюс»; инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — это оттоки, записываемые со знаком «минус»).
Проект финансово ресьгизуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта неотрицательна.
Ф= Ф0 + Ф] +. + Ф, >С, (1.9)
где Ф/ (/’ = 0, 1, . п) — суммарное сальдо потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на /-м шаге расчетов.
Пример 1.8. Рассмотрим проект, который осуществляется трем* фирмами и двумя банками. Финансовое участие государства сводится к получению налогов. Пусть на некотором шаге денежные потоки описываются табл. 1.3.
В проекте на этом шаге притоки — выручка от реализации, поток от фирмы 3 (фирма вкладывает в проект 15 ден. ед.), кредит в 25 дек. ед., получаемый от банка 2, все они приведены со знаком «плюс». Оттоками на том же шаге являются: производственные затраты (с налогами, входящими в цену, (НДС. акцизами и пошлинами), но без других налогов; налоги, получаемые государством в сумме 30 ден. ед.; потоки фирм 1 и 2 (эти фирмы получают из проекта соответственно 27 и 31 ден. ед.); проценты по займу, получаемые банком 1, равные 10 деь, ед. Все они приведены со знаком «минус».
Решение. Чтобы проверить достаточность средств на этом шаге, находим сумму (с учетом знака) всех элементов потока:
Ф = 116 Ч 25) + (-30) + (-27) + (-31) + 15 + ( 10) +25 = 33 ден. ед.
Так как эта сумма неотрицательна, средств для осуществления проекта на рассматриваемом шаге хватает. Если наращенная сумма аналогичных величин неотрицательна на любом шаге расчета, проект финансово реализуем; в противном случае — финансово нереа- лизусм. А
При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах. При необходимости предусматривается вложение части положительного сальдо суммарною денежного потока на депозиты или в долговые ценные бумаги, если это предусмотрено проектом. Такое вложение будет в дальнейшем называться включением в дополнительные фонды.
Таблица 1.3. Данные для определения финансовой реализуемости
Значение, ден. ед.
Наименование элемента денежного потока
Выручка от реализации (с НДС и акцизами
и пошлинами) +116
Производственные затраты (с НДС за материальные
Налоги, получаемые государством —30
Поток фирмы 1 (фирма получает деньги на этом шаге) —27
Поток фирмы 2 (фирма получает деньги на этом шаге) —31
Поток фирмы 3 (фирма вкладывает деньги
Поток банка 1 (получение банком процентов) —10
Поток банка 2 (выдача банком кредита) +25
В дополнительные фонды могут включаться средства из амортизации и чистой прибыли, предназначенные для компенсации отрицательных значений сальдо суммарного денежного потока на отдельных будущих шагах расчета (например, при наличии больших ликвидационных затрат) или для достижения на них приемлемого значения финансовых показателей. Включение средств в дополнительные фонды рассматривается как отток Притоки от этих средств рассматриваются как часть внереализационных притоков инвестиционного проекта или притоков от операционной деятельности.
Амортизация, остающаяся после оплаты инвестиций и возврата долга, накапливается на депозите (в дополнительных фондах). Недостаток амортизации пополняется из чистой прибыли. Пои этом условие (1.9) финансовой реализуемости проекта должно быть заменено более точным условием (1.10). Отрицательные значения суммарною сальдо на отдельных шагах расчета покрываются за счет поступления из дополнительных фондов амортизации и чисток прибыли, вложенных туда на предыдущих шагах. Остатик чистой прибыли на каждом шаге идет на выплату дивидендов и налога на них. Остаток амортизации наращивается в дополнительных фондах и за вычетом налога распределяется между акционерами в конце проекта. Для этого расчета надо знать депозитный процент сі.
В частном (но час г о встречающемся) случае, когда проект реализуется одной фирмой с привлечением внешнего (в том числе заемного) финансирования, для проверки финансовой реализуемости проекта удобно «встать на точку зрения фирмы»: исключить кредитороь и государство из числа участников, но дополнительно включить: •
в качестве притоков — получение займов и иного внешнегс финансирования (например, государственных дотаций); •
в качестве оттоков — налоговые и аналогичные выплаты, возврат и обслуживание долга и пр.
В этом случае условие финансовой реализуемости проекта может быть сформулировано в следующем, более привычное виде.
При отсутствии неопределенности и риска необходимым и достаточным условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является неотрицательность для каждого шага расчета п обобщенного накопленного
сальдо потока Ф , учитывающего в дополнение к доходам от предусмотренных проектом операций, равны> сальдо суммарного денежного потока на этом шаге, депозитный доход — доход (внереализационный), получаемый за счет процента от средств, вкладываемых на каждом шаге на депозит и равных сальдо суммарного денежного потока на этом шаге.
Если в конце шага / (/ = 0, 1,2, . п) сальдо суммарного денежного потока равно Ф при ставке
Схема финансирования. Финансовая реализуемость инвестиционных проектов
Цель определения схемы финансирования – обеспечение финансовой реализуемости инвестиционного проекта, т.е. обеспечение такой структуры денежных потоков проекта, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения. Если не учитывать неопределенность и риск, то достаточным условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является неотрицательность на каждом шаге оm величины накопленного сальдо потока.
При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах. При необходимости возможно вложение части положительного сальдо суммарного денежного потока на депозиты или в долговые ценные бумаги. Такие вложения называются вложением в дополнительные фонды.
В дополнительные фонды могут включаться средства из амортизации и чистой прибыли. Включение средств в дополнительные фонды рассматривается как отток.
Источники финансирования: понятие и классификация
Выделим источники финансирования инвестиций по нескольким классификационным группам.
Первая классификация: классификационный признак – отношение к проекту
1. Средства, образующиеся в ходе осуществления проекта. Они могут быть использованы в качестве инвестиций (в случаях, когда инвестирование продолжается после ввода фондов в действие) и в общем случае включают прибыль и амортизацию производственных фондов. Использование этих средств называется самофинансированием проекта;
2. Средства, внешние по отношению к проекту, к которым относятся:
Средства инвесторов (в том числе собственны средства действующего предприятия — участника проекта), образующие акционерный капитал проекта. Эти средства не подлежат возврату: предоставившие их физические и/или юридические лица являются совладельцами созданных производственных фондов и потребителями получаемого за счет их использования чистого дохода;
Денежные заемные средства (кредиты, займы), подлежащие возврату на заранее определенных условиях (график погашения, процентная ставка);
Средства в виде имущества, предоставляемого в аренду (лизинг). Условия возврата этих средств определяются договором аренды (лизинга).
Субсидии — средства, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства, благотворительные и иные взносы организаций всех форм собственности и физических лиц, включая международные организации и финансовые институты. Субсидии, денежные заемные средства, средства, предоставляемые в аренду (лизинг), не входят в акционерный капитал проекта и не дают права на участие в доходе проекта.
Вторая классификация (используется для финансирования новых продуктовых линий или расширения ранее освоенных производств на базе более производительных технологий):
1. Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора:
— самофинансирование из накопленных капитализированных прибылей (за счет фонда развития фирмы;
— самофинансирование из накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений;
— использование резервного фонда для покрытия временных текущих убытков предприятия, планируемых на период выхода предприятия на проектные показатели объема выпуска и продаж, превышающие объем безубыточного выпуска и продаж.
2. Заемные финансовые средства:
— банковские кредиты (в первую очередь долгосрочный и краткосрочный инвестиционный кредит) и бюджетные кредиты;
— облигационные займы (заемные средства, выручаемые от размещения на биржевом и внебиржевом фондовых рынках специально выпускаемых облигаций предприятия);
— коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих, услуг контрагентов) при покупке этих ресурсов в рассрочку или с отсроченным платежом;
— лизинг специально заказанного оборудования с отсроченным выкупом его после того как оно будет поставлено с разрешением использовать его на условиях аренды в течение определенного времени;
— другие заемные средства.
3. Привлеченные финансовые средства инвесторов:
— средства от продажи акций: привлеченные средства акционеров-учредителей (пайщиков) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
— средства, привлекаемые от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций (или поступающих от дополнительных новых пайщиков).
4. Прочие(смешанные или нетрадиционные источники финансирования). К таким источникам относят денежные средства, централизованно выделяемые объединениями предприятий; бюджетные инвестиционные ассигнования; средства внебюджетных фондов; иностранные инвестиции. К нетрадиционным или смешанным инвестициям относят выпуск и размещение конвертируемых друг в друга акций и облигации, инновационный кредит, получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительным отсроченным сроком поставки, но при наличии от заказчика существенных, вплоть до полной оплаты по сниженной цене авансовых платежей. При этом считается, что наибольшую динамичность развитию фирмы на основе инноваций придает использование привлеченных и заемных средств. Они делают возможным финансирование новшеств, поддерживающих конкурентоспособность предприятия, не ожидая накопления фирмой достаточной прибыли.
Привлеченные средства традиционно разделяют на инвестиции от портфельных инвесторов, приобретающих относительно небольшие пакеты акций, которые не дают права на проведение представителей этих инвесторов в советы директоров и тем более в органы исполнительной дирекции соответствующих акционерных обществ (типичные портфельные инвесторы – инвестиционные фонды, пенсионные фонды, мелкие частные инвесторы), и на инвестиции от стратегических инвесторов, покупающих крупные, вплоть до контрольных, пакеты акций, которые обеспечивают стратегическим инвесторам отмеченное выше право и более широкий набор доступа к прибылям и в целом к выручке и активам предприятия – например, в форме выгодных контрактов с контролируемым предприятиям, завышенной заработной платы и платы и премий акционерам и пр. Типичными стратегическими инвесторами фирмы могут быть инвестиционные компании, предприятия-подрядчики (субподрядчики, поставщики), а также конкуренты, стремящиеся использовать свое приобретаемое в фирме влияние для устранения опасного конкурента (переключения его на иную продукцию).
Характеристики основных источников финансирования
Бюджетное финансирование.
Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
Бюджет развития Российской Федерации (далее — Бюджет развития) является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Денежные средства Бюджета развития направляются на: финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом; исполнение обязательств Правительства Российской Федерации по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.
Предоставление государственных гарантий за счет средств Бюджета развития осуществляется на конкурсной основе. Государственные гарантии за счет средств Бюджета развития предоставляются заемщикам (инвесторам) в пользу кредитных организаций, резидентов и нерезидентов Российской Федерации на равных правах.
Соотношение между размером государственных гарантий, предоставляемых за счет средств Бюджета развития, и размером фактически предоставляемых кредитором средств для реализации конкретного инвестиционного проекта устанавливает Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и Федеральным законом о бюджете развития. Для различных категорий инвестиционных проектов, если такие категории предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, указанный норматив может иметь различные значения.
Предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств Бюджета развития и выделение инвесторам денежных средств на финансирование инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития осуществляются при:
более высоком относительно других инвестиционных проектов уровне отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых государственных гарантий за счет средств Бюджета развития или выделяемых денежных средств на финансирование инвестиционного проекта за счет средств Бюджета развития;
наличии у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20 процентов полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 миллионов долларов США) — не менее 10 процентов указанного объема;
диверсификации риска государства с частным капиталом (наличие частных соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с государством, в том числе наличие у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией).
Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развития осуществляется:
путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;
посредством прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.
Кредитование инвестиционных проектов осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Кредитование и гарантийное обеспечение инвестиционных проектов осуществляются поэтапно. На каждом этапе доля, которую составляют выделяемые денежные средства за счет средств Бюджета развития от общего объема средств, необходимых для финансирования этапа, или доля покрытых государственной гарантией за счет средств Бюджета развития средств кредиторов не должна превышать предельное значение, установленное для инвестиционных проектов в целом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна быть разработана индивидуальная схема его финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании инвестиционного проекта и обеспечение возвратности получаемых денежных средств за счет средств Бюджета развития (залоговые схемы, или безусловные контргарантии финансовых институтов, или другие формы обеспечения возвратности).
Возмещение вложенных за счет средств Бюджета развития денежныхсредств обеспечивается путем:
возврата заемщиками кредитов, выданных за счет средств Бюджета развития, и уплаты процентов за пользование ими;
возврата средств от реализации имущества, используемого в качестве предмета залога при предоставлении государственных гарантий за счет средств Бюджета развития или при осуществлении финансирования инвестиционного проекта на условиях возвратности, платности и срочности, в случае прекращения реализации инвестиционного проекта по вине заемщика и в иных случаях, предусмотренных условиями кредитного соглашения между заемщиком и Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерациипринимают участие в реализации целей и задач Бюджета развития путем выдачи заключений, предусматривающих принятие ими обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях с предоставлением государственных гарантий за счет средств Бюджета развития или финансируемых на условиях возвратности, платности и срочности за счет средств Бюджета развития.
Правительство Российской Федерации может передавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям инвестиционных проектов. Условия и порядок передачи указанного права определяет Правительство Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
Государственные гарантии субъектов Российской Федерации могут предоставляться в качестве:
обеспечения обязательств получателей средств Бюджета развития перед Правительством Российской Федерации;
гарантий обеспечения части объема финансирования инвестиционного проекта, не покрытой государственными гарантиями за счет средств Бюджета развития.
Категории инвестиционных проектов, для которых при подаче заявок на участие в инвестиционном конкурсе наличие заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является обязательным, определяет Правительство Российской Федерации.
Собственные источники финансирования внутренние источники финансирования — включают прибыль предприятия (проекта) и амортизационные отчисления.
Прибыль – величина прибыли в различные промежутки времени может быть изменена в соответствии с учетной политикой предприятия за счет:
1. Варьирования границей норматива отнесения активов к основным средствам (изменяется сумма амортизационных отчислений, соответственно себестоимости).
2. Переоценки основных средств, результаты которой могут существенно различаться в зависимости от целей развития предприятия (соответственно изменится и сумма амортизационных отчислений).
3. Использования ускоренной амортизации по активной части технологического оборудования.
4. Применения различных методов учета производственных запасов (ЛИФО, СИФО, ФИФО), при этом изменяется величина списываемых на себестоимость материальных затрат
5. Амортизации нематериальных активов.
6. Изменения величины резервов по сомнительным долгам.
7. Использования различных метолов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
8. Создания ремонтного фонда.
Величина чистой прибыли, которую реально может использовать для инвестирования предприятие, зависит от величины налогов, уплачиваемых из нее. Возможно использование льготного налогообложения в соответствии с законодательством РФ установленного для предприятий, реинвестирующих прибыль. Кроме того, имеются региональные пакеты законодательных документов по поддержке инвестиций, что позволяет увеличить сумму прибыли, находящейся в распоряжении предприятия.
Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиционных проектов используются наиболее широко. Их величина регулируется принятой на предприятии учетной политикой, зависит от границ отнесения активов к основным средствам, метода начисления амортизации (ускоренной, равномерной, замедленной, производственный), наличия и способ начисления амортизации по нематериальным активам. При использовании финансового лизинга величина амортизационных отчислений может быть увеличена в три раза по сравнению с равномерным методом начисления амортизации.
Примечание: в процессе реализации проекта возникают собственные источники. О них говорят «генерированные проектом источники» или «внутренние источники проекта». В сумму инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации проекта величину этих внутренних источников проекта следует включать с соответствующим примечанием. Желательно показывать эту величину в разделе «Развитие проекта», «Стратегии финансирования».
Источники: http://studref.com/391352/finansy/osnovnye_shemy_finansirovaniya_investitsionnyh_proektov, http://economy24info.com/investitsionnyiy-analiz-knigi/finansirovanie-investitsionnogo-proekta-19639.html, http://lektsia.com/9x3c15.html
Источник: