Инвестиции в экономику региона и бюджет региона

Инвестиции в реальных секторах экономики региона

В современных условиях инвестиционная привлекательность региона не может рассматриваться вне всякой зависимости от коммерческой деятельности организаций. В тоже время, система управления инвестиционными потоками каждого конкретного предприятия во многом зависит от региональной бюджетной политики.

Инвестиции – это актив. И в структурном и в экономическом понимании. Следовательно, в данной статье для того, что бы разобраться в основных условиях формирования оптимального уровня инвестиционной привлекательности, мы должны проследить движение инвестиций на уровне предприятия и на уровне региональных бюджетов.

Также необходимо выяснить каковы точки соприкосновения частного и государственного интересов и возможно ли взаимовыгодное их сосуществование.

Для начала давайте определим, на каких уровнях происходит взаимодействие реального сектора экономики региона и региональных государственных фондов.

Во-первых, региональные ведомства обеспечивают формирование межрегиональных и международных финансовых институтов, а также осуществляют контроль над распределением инвестиционных потоков посредством нормативно-правовых и макроэкономических инструментов. В свою очередь, совокупность предприятий обуславливает инвестиционный климат региона.

Во-вторых,региональный бюджет распределяет государственные субсидии на развитие и поддержание экономического роста региональных компаний, в то время как система налогообложения обеспечивает привлечение в пользу госбюджета части дохода от инвестиций. В случае же когда предприятие привлекает заемный капитал, или мы говорим о прямых инвестициях в экономику региона извне, финансовое положение предприятия может вообще коренным образом изменить не только инвестиционную, но и социально-экономическую жизнь в регионе. Особенно данный феномен актуален для небольших городов Казахстана, градообразующим элементом которых является какое-либо промышленное предприятие.

Современные условия диктуют необходимость возрождения системы финансового стимулирования региональной промышленности и региональной экономики в целом, и здесь, в первую очередь, встает вопрос о рациональном и адекватном анализе текущей ситуации в финансовом управлении, не только со стороны региональных правительственных структур, но и со стороны предприятий.

Для того, что бы определить каковы особенности процесса повышения инвестиционной привлекательности попробуем проследить по конкретным цифрам и фактам ситуацию в Казахстане на данный момент.

Итак, существует проблема и, на наш взгляд, первоочередная. Это неравномерность распределения объема инвестирования. И если касательно географического деления это факт, не требующий доказательств, то отраслевой дисбаланскак межрегиональный, так и внутри регионального характера — «мелочь» почему то часто опускаемая отечественными аналитиками в многочисленных отчетах и прогнозах.

И хотя государство целенаправленно проводит политику создания благоприятных условий для инвесторов в экономически менее развитых регионах, дисбаланс или перекос объема инвестиционных вложений в регионы Казахстана можно классифицировать по следующим направлениям:

1. Геополитический дисбаланс.

2. Отраслевой дисбаланс.

3. Парадокс «чаши весов».

4. Социальный дисбаланс. Рассмотрим вкратце каждый пункт.

Геополитический дисбаланс выражается в том, что корреляционное значение рангов по Казахстану составляет -0,65, в то время как для Алматы этот показатель равен -0,39. Это свидетельствует о том, что увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом степени риска. С одной стороны данная ситуация негативно сказывается на инвестиционной привлекательности, стимулируя более осторожных инвесторов (которых к слову большинство) вкладывать денежные средства в проекты в Алматы — признанном финансовом центре Республики. С другой стороны, искусственное стимулирование государством регионального инвестирования в виде льгот по получению и выплатам коммерческих кредитов, механизмы субсидирования, налоговые льготы и т.д. зачастую приводит к тому, что слишком большое количество проектов с сомнительной эффективностью и высоким риском прогорают также быстро, как и получают финансирование, что в итоге дает эффект обратный ожиданиям в плане повышения инвестиционной привлекательности.

Дело в том, что для Казахстана характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска.

Группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона — Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах можно достичь при помощи формирования структурированной отраслевой системы государственного регулирования инвестиционного потока.

Различия инвестиционного климата от региона к региону можно проиллюстрировать следующими данными:

Ограниченный инвестиционный потенциал в сочетании с наиболее низким риском имеет группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-­Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. В этих регионах можно наблюдать следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом.

Остальные регионы группы специализируются в основном на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития.

Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алматинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алматой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.

Читайте также  Учет и контроль финансовых вложений инвестиций

Проявления отраслевого дисбаланса проследить гораздо сложнее, так как здесь преобладающую роль играют инвестиционные решения предприятий.Не секрет, что зачастую инвестиционные активы компаний аккумулируются в одной отрасли. Наиболее ярким примером могут служить компании нефтегазового сектора, которые инвестируют в свои дочерние компании. Данная схема не только сопряжена с определенным риском, но и служит скорее инструментом корпоративного регулирования финансовых потоков, нежели реальным источником пополнения собственного капитала. В данном случае, дифференциация направлений инвестиционной деятельности может послужить не только эффективным способом увеличения капитализации предприятия, но и основой поддержки инвестиционного роста региона в целом.

Значение дисбаланса мы не будем подробно затрагивать в данной статье, но лишь отметим, что социокультурные изменения в стране и ее регионах в значительной степени влияют на формирование инвестиционной культуры, а соответственно и инвестиционного климата.

Хотелось бы также рассмотреть так называемой парадокс «чаши весов».Суть его заключается в том, что при определенных условиях методы инвестиционного стимулирования не приносят желаемого равновесия, а провоцируют перевес в обратную сторону. Данный парадокс по своей природе обусловлен экономической природой финансовых активов, коими являются инвестиции, а также правилом экономического равновесия.

В масштабах финансовой деятельности региональных компаний данный эффект проявляется в перетекании финансовых ресурсов и их аккумулировании в одном направлении, либо в возникновении иммобильности долгосрочных активов.

В масштабах региональной инвестиционной деятельности в целом увеличение объемов инвестирования в одном регионе приводит к снижению объемов инвестиций в другом. Данное правило справедливо и для отраслевого деления направлений инвестиционных потоков.

Инвестиционную привлекательность можно оценивать как сферу стратегических интересов государства, поэтому высока степень чувствительности инвестиционного климата от направления стратегического планирования на государственном уровне.

Смещение баланса интересов государства и крупных иностранных и отечественных инвесторов может привести в пессимистическом прогнозе к коллапсу уровня финансовых активов, вследствие оттока инвестиций из региона в регион.

Каким же образом в существующих условиях представляется возможным сохранение регионального баланса и повышения инвестиционной привлекательности.

На наш взгляд, ответ стоит искать в уроках истории. Промышленно-производственная спецификация регионов обусловила стабильные, а кроме того и высокие показатели экономического развития Советского Союза. Возможно, в масштабах уже независимой казахстанской экономики данная модель управления инвестиционными ресурсами может обеспечить не только более равномерное распределение финансирования, но и укрепить межрегиональную инфраструктуру.

Кроме того, априори снизиться уровень риска вложения активов в инвестиционные проекты для предприятий, так как степень устойчивости проектов реального сектора будет зависеть гораздо меньше от конъюнктурных колебаний и недостатка ресурсного обеспечения.

1. Данные Агентства РК по статистике за 2004 – 2014 гг.

Источники финансирования региональной инвестиционной политики

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

  • · средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);
  • · инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;
  • · налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений [4, с. 219].

В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

Принципами разработки бюджета развития региона являются:

  • 1) четкое определение структурных соотношений между призводственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;
  • 2) концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;
  • 3) научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а, следовательно, и в уровне жизни;
  • 4) более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управления экономикой в регионах [2, с. 89].
Читайте также  Риски и гарантии иностранных инвестиций

Внебюджетные фонды как средство реализации инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд будущих поколений по образцу регионального фонда развития штата Аляска (США), в 1993-1996 гг. он являлся одним из крупнейших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государственных ресурсов и использовании их для прироста благосостояния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинансировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. — 5,6; в 1998 г. — 3,5% (87,6 млн. руб.). В основном инвестиции целевого фонда будущих поколений направлялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта [12, с. 37].

К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:

  • · недостаточность финансовых ресурсов для покрытия теку щей валовой инвестиционной потребности региона;
  • · несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета — использование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;
  • · перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;
  • · отсутствие социально-экономического критерия осуществления государственной инвестиционной программы;
  • · неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств.

В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы:

  • 1. Текущие сбережения. Они имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.
  • 2. Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости. Они образуются, когда граждане откладывают день ги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.
  • 3. Сбережения на непредвиденный случай (и старость). Они долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долго срочных финансовых активов [4, с. 238].

С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколь ко степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.

Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, то вары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а так же титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов [16 с. 30].

Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики [13, с. 405].

Итак, в данной главе нами было выявлено, что собой представляют понятия «инвестиции» и «региональная инвестиционная политика». Инвестиции, в самом обычном их понимании, — это вложения капитала с целью получения прибыли, а региональная инвестиционная политика — это система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Также хотелось бы сказать, что инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др. Основными источниками региональных инвестиций являются государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

Читайте также  Классификация инвестиций и инвестиционных рисков

Региональные инвестиции

Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?

Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.

Цели и особенности регионального инвестирования

В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

Реализация регионального инвестирования

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.

Как определить инвестиционную привлекательность региона?

Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.

Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.

Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:

  1. Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
  2. Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .

1.

Иностранные (международные) инвестиции в России.

Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.

Что такое альтернативные инвестиции.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2015/1813.htm, http://vuzlit.ru/1320740/istochniki_finansirovaniya_regionalnoy_investitsionnoy_politiki, http://kudainvestiruem.ru/klassifikatsiya/regionalnye-investicii.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто