Инвестиции в предприятия республики татарстан

  • Особая экономическая зона «Алабуга»
  • Технополис «Химград»
  • Индустриальный парк «КИП Мастер»
  • Индустриальный парк «Камские поляны»

  1. наличие развитых рынков сбыта, равноудаленность от нескольких городов-миллионников, большой потенциал роста потребления (более 80% инвесторов);
  2. поддержка крупных проектов со стороны правительства, относительно низкие административные барьеры (около 60% инвесторов);
  3. низкая заработная плата по региону (около 80% инвесторов);
  4. наличие удобных и технологически оснащенных площадок для ведения бизнеса: ОЭЗ «Алабуга», бизнес-инкубаторы (более 40% инвесторов);
  5. открытость властей в вопросах привлечения инвестиций, реальная, а не только заявленная, готовность оперативно решать проблемы, выполнять обещания, реагировать на обратную связь. В качестве примера было приведено достаточно быстрое оформление разрешения на строительство (около 40% инвесторов).

Причины выбора инвесторами Республики Татарстан

Основные преимущества ведения бизнеса в Татарстане

  1. сравнительно низкий уровень бюрократических барьеров (особенно по сравнению с другими регионами), отсутствие существенных проблем с регистрацией бизнеса, получением лицензий, разрешений и согласований, которые находятся в региональном ведении;
  2. относительно развитая инфраструктура по сравнению с другими регионами РФ;
  3. имидж, история региона и высокий уровень развития промышленности в таких отраслях, как нефтехимия, машиностроение и строительство;
  4. растущий рынок сбыта, например, автомобильный и строительный;
  5. преференции — налоговые (режим особой экономической зоны), таможенные (режим свободной таможенной зоны) и коммерческие (стоимость земли, обустройство офисных площадей) -для резидентов ОЭЗ «Алабуга»;
  6. простота диалога с правительством наличие таких механизмов, как «Электронное Правительство»;
  7. налоговые льготы, которые предоставляются компаниям, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности».

Существующие сложности ведения бизнеса в Татарстане:

  1. профиль образования — не хватает квалифицированных специалистов ряда специальностей, невысокая производительность труда (более 60% инвесторов);
  2. высокая стоимость теплоэнергии и водоснабжения, непредсказуемость динамики тарифов на электроэнергию, ограниченный доступ к газу (около 60% инвесторов);
  3. отсутствие полноценной рекламы региона в Европе и его недостаточная узнаваемость за рубежом (около 30% инвесторов);
  4. относительно более высокое развитие Казани по сравнению с другими регионами Татарстана, особенно в отношении социальной инфраструктуры и транспорта в целом по республике (около 30% инвесторов).

Инновационное развитие и поддержка инноваций со стороны руководства Республики:

  1. создание технопарков и бизнес-инкубаторов;
  2. венчурные ярмарки,
  3. конкурсы идей,
  4. создание научно-исследовательских центров федерального уровня
  5. инфраструктура для развития инноваций, (ряд производств в регионе уже является инновационным для своей отрасли: полимеры, фармацевтика, АСУ).

Среди приоритетов Правительства Татарстана на ближайшие годы:

  1. дальнейшее снижение административных барьеров, реальный переход на систему «одного окна»;
  2. повышение эффективности государственных инвестиций, в том числе дальнейшая приватизация, изменение формы государственного участия в поддержке бизнеса, более эффективная работа с инвестиционными проектами;
  3. модернизация образования и повышение производительности труда;
  4. модернизация транспортной системы;
  5. дальнейшее развитие социальной инфраструктуры.

Ожидаемые инвесторами приоритеты развития Республики Татарстан

Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11

Статья просмотрена: 3672 раза

Библиографическое описание:

Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 433-435. — URL https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 16.01.2019).

В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.

В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.

Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.

Читайте также  Формы финансовых инвестиций управление ими

Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.

Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].

К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.

Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.

Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].

Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].

Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:

— Инвестиционный совет Республики Татарстан;

— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;

— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;

— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;

В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.

Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.

Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов

Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.

Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].

Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:

— дефицит квалификационных кадров;

— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;

— диспропорция развития территорий внутри региона;

Читайте также  Валовые инвестиции и чистые инвестиции в стране

— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;

— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;

— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;

— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;

— экологическая нагрузка на территории ряда производств.

В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.

В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:

1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.

3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.

4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.

5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.

6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.

ИНВЕСТИЦИИ В НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Базаров Р.Т.

ЗИМИТ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

инвестиции в некоммерческих организациях, факторы, функции, социальные инвестиции, investments in non-profit organizations, the factors function, social investment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье исследуется развитие некоммерческого сектора экономики в целом. В связи с кризисными явлениями в мировой экономике, проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью организаций на разных уровнях экономики приобрела в последнее время еще большую актуальность. Проанализированы различные аспекты инвестиционной деятельности организаций в регионах.

Текст научной статьи

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей населения, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Основное отличие от коммерческих организаций — это то, что финансами некоммерческих организаций являются отношения, связанные с формированием и дальнейшим использованием финансовых средств организаций для достижения целей, предусмотренных в уставе организации. Некоммерческая организация способна выполнять один или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством РФ и соответствуют целям хозяйственной деятельности организации. Заниматься предпринимательской деятельностью некоммерческая организация может только в целях, ради которых она создавалась. Подобное ограничение установлено законодательно, чтобы исключить занятие более выгодной деятельностью в ущерб основной, которая отвечает целям создания некоммерческой организации. Есть мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные и общественные функции, чем само государство и структуры, управляемые им, так как самими некоммерческими организациями управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации. Выделяется даже понятие неправительственных организаций, это те же НКО, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов. К числу основных факторов инвестиционной привлекательности нашей республики относятся: • благоприятное географическое положение; • наличие сырьевых ресурсов; • развитая транспортная инфраструктура; • значительные промышленный и научно-технический потенциалы; • наличие квалифицированных трудовых ресурсов; • высокие инвестиционные и кредитные рейтинги республики. По данным исследований российского рейтингового агентства «Эксперт РА», на протяжении последних десяти лет Татарстан входит в группу российских регионов с минимальным интегральным инвестиционным риском. Таблица 1 Топ-10 регионов по инвестиционному потенциалу Регион Ранг потенциала 2010-2011гг. Изменение ранга потенциала, 2011-2012гг. к 2010-2011гг. Ранг риска 2011-2012гг. Изменение ранга риска, 2011-2012гг. к 2010-2011гг. 10 регионов с максимальным инвестиционным потенциалом Москва 1 0 13 -7 Санкт-Петербург 2 1 4 0 Московская область 3 -1 26 5 Свердловская область 4 0 51 -12 Краснодарский край 5 0 6 -4 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 6 0 36 15 Республика Татарстан 7 0 15 -3 Красноярский край 8 2 45 23 Пермский край 9 -1 52 3 Нижегородская область 10 -1 30 -6 В Республике Татарстан зарегистрировано 568 организаций с иностранным участием, в т.ч. 185 организаций (32,5%) полностью принадлежат иностранным инвесторам. Таблица 2 Наиболее крупные предприятия республики Татарстан НАЗВАНИЕ ОТРАСЛЬ/ПОДОТРАСЛЬ ОАО «Татнефть» Нефтедобывающая ПЭО «Татэнерго» Электроэнергетика ОАО «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод» Нефтеперерабатывающая ОАО «Нижнекамскнефтехим» Химическая и нефтехимическая ОАО «Нижнекамскшина» Химическая и нефтехимическая ОАО «Казаньоргсинтез» Химическая и нефтехимическая ОАО «Нефис-Косметикс» Химическая и нефтехимическая ОАО «Камский автомобильный завод» Машиностроение и металлообработка ОАО «Казанькомпрессормаш» Машиностроение и металлообработка ОАО «Мелита» Легкая ОАО «Красный Восток» Пищевая ОАО «Татарстан Соте» Пищевая ОАО «Татспиртпром» Пищевая ОАО «Народное предприятие «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» Деревообрабатывающая Сложившаяся в Республике Татарстан практика государственной поддержки социально значимых проектов, выполняемых некоммерческими организациями, зарекомендовала себя как эффективный инструмент содействия развитию институтов гражданского общества. Число зарегистрированных в регионе некоммерческих организаций увеличилось почти в пять раз. Наиболее актуальными направлениями деятельности общественных организаций сегодня являются поддержка ветеранского, молодежного и женского движений, эколого-правозащитная деятельность, популяризация спортивного образа жизни, социальная поддержка, а также реабилитация инвалидов силами самих инвалидов. В 2013 году фонд грантовой поддержки социально значимых проектов, реализуемых на территории республики, составил 50 млн. руб. В ноябре начался прием заявок на конкурс социально-значимых проектов 2014 года. Для помощи в подготовке заявок в ближайшие две недели на базе ресурсных центров, расположенных в районах и городах республики будут проведены специальные семинары для общественников. Для обеспечения благоприятных условий инвестирования в некоммерческие организации мы выдвигаем несколько предложений: • совершенствование законодательства РТ; • усиление защиты прав инвесторов; • государственная поддержка некоммерческих организаций. В соответствии с республиканским законодательством для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на предприятиях Республики Татарстан, предусмотрены налоговые льготы — снижение ставки налога на прибыль до 13,5% (льгота в размере 4%) в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, и снижение налоговой ставки до 0,1% на вновь созданное и приобретенное организацией имущество для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности. Как считает автор Базаров Р.Т., для обеспечения качественного управления инвестиционной деятельностью на предприятии должны быть разработаны перспективные стратегии в области конкурентоспособности, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления [7, 19]. По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, и поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. Автор Базаров Р.Т. говорит, что в условиях жесткой конкуренции превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке [8, 151]. В республике начали функционировать государственные некоммерческие организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» и «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», цель которых — повысить доступность инвестиционных ресурсов субъектам инвестиционной деятельности за счет механизмов софинансирования с банками, частными и негосударственными инвесторами, обеспечив тем самым рост инвестиционной активности в республике. По итогам 2010-2012 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 15 место в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу — 7 место. Республика Татарстан на протяжении нескольких последних лет остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильная политическая ситуация и экономический рост.

Читайте также  Методы оценки риска иностранных инвестиций

Источники: http://www.cluster-rt.ru/INVESTMENTS/privlekatelnost_tatarstana/, http://moluch.ru/archive/66/10961/, http://publikacia.net/archive/2014/5/1/33

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто