Инвестиции в проекты по культуре

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

В силу того, что основной целью деятельности многих организаций культуры является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка ин­вестиционных проектов организаций культуры носит ярко выраженную специфику.

Процедура оценки инвестиционных проектов органи­зации культуры имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывает­ся на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных ре­зультатов от выполнения проекта.

Анализ экономических результатов инвестиционных проектов организации культуры базируется на тех же по­казателях, что и для коммерческих предприятий. Это ко­эффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложен­ных средств, показатель внутренней нормы прибыли.

К показателям оценки социальных результатов инве­стиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной соци­альной стоимости, индекс социальной доходности, коэф­фициент внутренней нормы социальной доходности.

При оценке инвестиционных проектов организации культуры наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значе­ниями социальной рентабельности являются экономиче­ски убыточными проектами. При этом важно, чтобы соци­альная рентабельность проекта компенсировала финансо­вую нерентабельность проекта, т. е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подоб­ной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходно­сти ). Он рассчитывается следующим образом:

Чистая прибыль + Социальный эффект 1 Н — Н + ЬН — — .

Показатель общей рентабельности есть сумма эконо­мической и социальной рентабельности, т. е. чистая при­быль от реализации проекта суммируется с денежной оцен­кой социального эффекта от проекта и относится к затра­там, связанным с его выполнением.

Таким образом, в целях финансовой стабильности ор­ганизация культуры должна принимать к реализации про­екты с показателем общей рентабельности выше нуля. Тем не менее, возможны ситуации, когда организация культу­ры реализует проекты с отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т. е. когда финансовые убытки от проек­та перекрывают социальные выгоды. В этом случае финан­совая стабильность организации культуры должна обеспе­чиваться за счет государства, благотворительных органи­заций и т. д.

Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проек­тов организаций культуры. Однако они не учитывают вре­менной стоимости поступлений от проекта, что имеет боль­шое значение, если доходы от проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет показатель чистой приведенной социальной стоимости NPSV (Net Present Social Value). Он определяется по аналогии с чис­тым приведенным денежным потоком следующим образом:

Показатели социальной ценности проекта (программы) в году t, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных инвестиций, связанных с реализа­цией проекта.

Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение соци­ального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания культурных, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказывае­мых услуг или разницей между полной и льготной ценой.

Ставка дисконта (Ks), сточки зрения организации куль­туры, отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по крат­косрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения благотворите­лей, коэффициент дисконтирования отражает альтерна­тивную доходность благотворительных взносов. Благотво­рители имеют возможность вложения средств в портфель ценных бумаг, а затем использования доходов для прямо­го приобретения некоммерческих услуг. Таким образом, с точки зрения благотворителей ставка дисконтирования равна доходности от вложений в акции коммерческой фир­мы, предоставляющей подобные услуги.

При анализе инвестиционных проектов организации культуры нельзя однозначно требовать положительных зна­чений коэффициента чистой приведенной стоимости, так как сумма затрат, связанных с реализацией проекта, мо­жет превышать приведенную социальную стоимость проек­та. В этом случае необходимо проанализировать также фи­нансовые поступления от проекта, т.е. рассчитать показа­тель чистой приведенной денежной стоимости проекта.

Таким образом, для общей оценки инвестиционных проектов организации культуры можно использовать ко­эффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV (Total Net Present Value).

TNPV = NPV NPSV Ypjpy ^финансовый doxodt ^-^лсоциалъная ценности

t=i (1 + k d)* t=l (l + fes) 4 -первоначальные инвестиции

Проект считается приемлемым, если TNPV > 0. Од­нако, как говорилось выше, это не означает, что каждая составляющая формулы (NPV и NPSV) также должна быть положительной. Организация культуры в силу на­личия высокой социальной ценности проекта может реа- лизовывать экономически убыточные проекты, в кото­рых NPV 0, то организация культуры часто вы­нуждена откладывать реализацию проектов с положитель­ным TNPV в силу недостатка средств.

Наряду с показателем чистой приведенной социаль­ной стоимости активно используется индекс социальной
доходности (SPI — Social Profit Index). Он рассчитыва­ется как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций.

В силу того, что индекс социальной доходности явля­ется относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости раз­личных проектов.

Сводный индекс доходности инвестиционных проек­тов организаций культуры (TPI — Total Profit Index) бу­дет выглядеть следующим образом:

Ypj _ ^ финансовый доход, + ^ социальная ценности

t=i (l + fed)’ *=1 (1 + kJ

Сводный индекс доходности можно использовать не только для сравнительной оценки, но и в качестве крите­рия принятия проектов к реализации. Если значение ин­декса меньше или равно единице, то проект отвергается. К реализации принимаются проекты с индексом доходности больше единицы.

На практике организация культуры, как правило, за­нимается реализацией сразу нескольких проектов, поэто­му для нее не менее актуальными являются вопросы фор­мирования бюджета капиталовложений.

Для оптимизации бюджета капиталовложений органи­заций культуры большое значение приобретает коэффици­ент внутренней нормы социальной доходности проекта (IRSR). Он характеризует уровень социальной доходно­сти инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проек­та приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Таким образом, социальная ценность проекта при­водится к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне дисконтной ставки, а на базе внутренней нормы со­циальной доходности самого проекта.

Внутренняя норма социальной доходности определя­ется как ставка доходности, при которой настоящая стои­мость будущих социальных выгод равна настоящей стои­мости затрат на реализацию проекта, т. е. чистая приве­денная социальная стоимость NPSV равна нулю.

IRSR = k, при NPSV = 0.

Очевидно, чем выше внутренняя норма социальной до­ходности, тем более привлекательным является тот или иной проект с социальной точки зрения. Проекты с высо­кой нормой социальной доходности имеют больше основа­ний для привлечения благотворительных средств, государ­ственных субсидий, грантов и др.

Однако для комплексной оценки инвестиционных про­ектов организации культуры целесообразно применять ко­эффициент внутренней нормы общей доходности (TIRR). Он будет определяться сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость бу­дущих финансовых и социальных доходов равна стоимо­сти первоначальных инвестиций.

TIRR = К, при TNPV = 0.

Для оптимального инвестиционного портфеля органи­зации культуры отбираются проекты с максимальным зна­чением нормы доходности.

Таким образом, оценка инвестиционных проектов ор­ганизаций культуры включает анализ финансовых и со­циальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной.

Экономические и социальные результаты инвестицион­ных проектов могут быть противоречивыми, что не позво­ляет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта. Кроме того, выбор проекта организации культу­ры в большинстве случаев не осуществляется ею самостоя­тельно, на такой выбор оказывают влияние решения треть­их лиц (государства, благотворительных фондов, спонсо­ров и др.).

Исходя из финансовой зависимости от третьих лиц, а также из ограничений получения и распределения прибы­ли, организации культуры вынуждены подстраиваться под интересы спонсоров, программы благотворительных фон­дов, политику попечителей и т. д.

Частные инвестиции в сфере культуры

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков.

Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И. Мамонтова, Частная опера С.И. Зимина и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева, содержавшей 3279 томов.

Хотя до конца не ясно, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций, но какими бы мотивами они ни руководствовались — тщеславием, выгодой или просто любопытством — важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель, Бенуа и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Современное меценатство в России находится на стадии становления. Десять лет новейшей истории возрождения меценатства в России были богаты на события. История этих лет не была безмятежно-благополучной ни для страны в целом, ни для того процесса, о котором идет речь.

Первые годы новейшей российской истории еще во многом сохраняли инерцию советской культурной политики. Государство продолжало практику планового патронирования культуры, но уже утратило монополию на нее. В конце 80-годов в ряду новых слов «перестройка» и «гласность» свое законное место заняли слова «спонсор» и «меценат».

Эти звания тогда звучали гордо. Давали не часто, но щедро, что называется, «от души». И даже, можно сказать, вызывающе демонстративно. В 1992 году все художественное сообщество возбужденно обсуждало массовые закупки молодыми банкирами произведений современных художников, положивших начало первым корпоративным коллекциям в России. Это были жесты очевидно не коммерческие, но явно символические. Цены были уплачены чрезвычайные, а подбор авторов состоял из художников, бывших в немилости у официальных властей.

Помимо известной функции наведения глянца на портреты спонсоров, широкое распространение получила, так называемая, «принудительная благотворительность» как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве.

Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и «отмыванием» в этом секторе «теневых капиталов».

После финансового кризиса в августе 1998 года с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон «О меценатах и меценатстве»17 сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.

Читайте также  Инвестиции в акции самые успешные

Меценатство стало более «целевым». Больше внимания теперь уделяли предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес меценатов. В основном теперь поддержка оказывалась конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры имели возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в «Современнике», «Русское золото» в Ленкоме, Внешэкономбанк — в театре Фоменко… Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена. Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Сначала кризис 1998 года и недавний финансовый кризис подкосили многие финансовые институты, но не прервали традиции благотворительности и меценатства.

На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности, может быть, и не очень впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России.

Хотя, безусловно, не все так безоблачно, как хотелось бы. Так для меценатов актуальными остаются следующие проблемы

  • * Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона.
  • * Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе — использование средств в корыстных целях частными лицами.
  • * Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов.
  • * Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
  • * Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
  • * Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
  • * Отсутствие программы развития меценатства в России.

У даропринимателей же, претендующих на поддержку меценатов, так же есть ряд факторов, вызывающих трудности:

  • 1. Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
  • 2. Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие — незнание, куда обращаться в случае необходимости
  • 3. Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.

Спонсорство же — это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: спонсорство — это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности с одной стороны, и коммерческой компанией с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

В России развитие цивилизованного спонсорства еще пока в стадии формирования. И в подтверждение тому можно отметить нечеткий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно — «спонсорство», и совсем не было определено «меценатство».

Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр «Сатирикон». Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.

В таблице 2 приведены подробные данные по театрам и организациям и тому, кто являлся генеральным спонсором театра или конкретного спектакля или фестиваля. Также приведены суммы в рублях, выделенные спонсором для проведения того или иного мероприятия.

Таблица 2. Данные по мероприятиям/учреждениям и их генеральным спонсорам

Генеральный спонсор (наименование / сумма вложенных средств (млн. рублей))

Спектакль «Три товарища» Театр Современник

Росбанк (2,5 млн. рублей)

Фестиваль «Музыка, театр, кино», 02.11.2010 — 05.12.2010

Мособлбанк (1,3 млн. рублей)

Международный конкурс гитаристов и барабанщиков, сентябрь 2010

Компания Yamaha (1 млн. рублей)

Московский международный кинофестиваль, 2010

Компания Мегафон (2,1 млн. рублей)

Московский международный кинофестиваль, 2009

Компания Панавто (3 млн. рублей)

Спектакль «Дядя Ваня» Александринский театр

Северо-Западный банк Сбербанка России (400 тыс. рублей)

Спектакль «Жизнь и судьба» Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург

ОАО «Норильский никель» (нет данных)

Фильм «Ночной дозор»

Компании МТС, NOKIA, Nescafe, Rambler,Audi (140 млн. рублей)

Ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени возникающий в обществе интерес к определенным направлениям искусства обеспечивает высокую доходность при правильной оценке тренда. Однако такой способ вложения денег имеет достаточное количество сложностей. Инвестиции в искусство являются одними из самых рискованных. При решении вопроса о целесообразности таких капиталовложений необходимо учитывать сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, трудности, связанные с установлением подлинности произведения, невозможность вывоза из страны, низкую ликвидность и прочие особенности. По оценкам экспертов, риски снижаются лишь при покупке очень дорогих произведений на длительный срок, что недоступно рядовому инвестору.

Мировая практика рассматривает три базовые стратегии инвестиции на рынке искусства, с учетом вероятных рисков подделок, высокими транзакционными издержками, отсутствием прозрачной информации о спросе, предложении и ценах на предметы искусства, а так же их низкой ликвидностью по сравнению с другими альтернативными инвестиционными рынками:

1) Инвестиции в искусство, просто, как инвестиции:

основным критерием здесь является уверенность инвестора в возможности многократного умножения цены предмета искусства в долгосрочной перспективе. Основой для принятия такого решения могут служить данные аналитического характера о тенденциях роста или недооцененности ряда работ, или выделение бюджета на агрессивную популяризацию картин одновременно с их приобретением.

  • 2) Инвестиции, как коллекционирование: размещение капиталов во всех сегментах арт-рынка без стратегии рационального выхода таких инвестиции. Капиталовложения осуществляются здесь не с целью максимизировать рентабельность инвестируемого капитала, а с целью сохранения культурного наследия или радостью владения.
  • 3) Инвестиции, как фондовый арт-индекс: инвестиции в искусство на традиционном рынке капиталов, ориентированные на покупку акций компаний, значительная часть бизнеса которых связана с арт-индустрией. Одним из направлений данной стратегии является создание фондов совместных инвестиции в искусство (предметы искусства), возглавляемых профессиональными управляющими.

Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Ни одно произведение искусства не было перепродано дешевле, чем было куплено. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, — это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.

На западе арт-рынок уже давно сформирован. Там художник не просто «вид творческой деятельности», а профессия, социально активная единица, тесно связанная с деятелями экономической сферы — менеджерами, юристами, галереями и торговыми домами. Из этого следует простой вывод: на западе именно цивилизованный арт-бизнес формирует пристрастия потребителя, диктует правила торговли произведениями искусства и оценки их реальной стоимости.

Надо отметить, что ответственность за приобретение произведения искусства достаточно высока. Существуют искусствоведы и эксперты художественного рынка, профессия и работа которых — определять верные тенденции или обличать посредственности, и если мы при выборе картины или скульптуры будем прислушиваться к их мнению, то никогда не наткнемся на «кота в мешке». Можно даже обратиться за консультацией в признанные экспертные организации (например, такие, как Институт искусствознания, Третьяковская галерея, Академия художественной критики). Для этих целей издается и справочник «Единый художественный рейтинг». И когда по рекомендации профессиональных искусствоведов и после посещения серьезной галереи и приобретем там настоящее произведение искусства — это и будет означать начало построения цивилизованного арт-рынка.

Российский арт-рынок сейчас стремительно развивается. Открывается все больше музеев и центров, проводящих выставки современного искусства и поддерживающих молодых авторов. Наиболее яркими представителями являются музейный комплекс Винзавод в Москве, а также Проект Этажи в Петербурге. Но наиболее крупным и успешным все же является центр современного искусства Гараж в Москве.

Центр современной культуры «Гараж» — первый проект благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», основанного в 2008 году Дарьей Жуковой. Таким образом, «Гараж» стал продолжением традиции меценатской деятельности, столь развитой в дореволюционной России.

Центр современной культуры «Гараж» — новое выставочное пространство современной культуры. Расположенный на территории бывшего Бахметьевского автобусного парка, построенного в 1926 году культовым архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, сегодня «Гараж» — одно из крупнейших выставочных пространств Москвы. На территории 8 500 кв. м кроме основного выставочного пространства располагаются книжный магазин, кинозал и кафе, проводятся смотры самых знаменитых произведений искусства, а также занятия, лекции, кинопоказы, дискуссии и другие культурные мероприятия.

На данный момент центр Гараж является наиболее популярной площадкой проведения выставок современного искусства. Он очень активно развивается и становится все более популярным. Центр Гараж является очень перспективным проектом, привлекая к себе все большее внимание инвесторов. Очевидно, что пока дела центра «идут в гору».

Инвестиции в сфере культуры и искусства

Сущность и основные аспекты культуры. Основные понятия, классификация, методы и подходы к оценке эффективности инвестиций. Особенности и основные критерии государственных инвестиций, меценатства и спонсорства. Перспективы развития культуры и искусства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Сущность инвестиций и их виды

1.1 Основные понятия инвестиций

1.2 Основные подходы к оценке эффективности

1.3 Методы оценки эффективности инвестиций

Глава 2. Инвестиции в сфере культуры

2.1 Государственные инвестиции в сфере культуры

2.2 Частные инвестиции в сфере культуры

Понятие «культура» трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Во многих определениях есть фраза, что культура — это картина мира. Мы понимаем культуру, как что-то, неразрывно связанное с духовной и творческой деятельностью человечества. Понятия морали, этики и нравственности также неотделимы от общепринятого понимания культуры. Безусловно, культура является важнейшей составляющей жизни любого общества.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.

Во-первых, культура — это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества.

Во-вторых, культура — ценностное отношение к реальности.

В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы.

В данной работе культура рассматривается с точки зрения первого аспекта и согласно его определению.

Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Немыслимо представить современное общество, в котором не уделяют должного внимания сфере культуры. Необходимым для развития культуры является ее финансирование.

Читайте также  Инвестиции для регионов и муниципалитетов

После распада СССР и всех изменений, произошедших в экономике страны и общества в целом, многие сферы деятельности выстояли с большими потерями. Это полностью относится к культуре, финансирование которой в доперестроечные времена было делом государства. Понадобилось почти 20 лет, чтобы реанимировать эту сферу деятельности и обеспечить ее нормальное функционирование и финансирование. Хотя можно сказать, что механизм финансирования культуры в нашей стране все еще находится в стадии формирования.

В девяностые годы 20-го века культура в России практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, зато появился прессинг финансовый. Одна из главных проблем развития культуры в то время — это тотальная нехватка финансовых средств. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Российская культура не была реальным сегментом отечественной экономики. Большинство людей в России долго не воспринимали эту область деятельности, как финансово привлекательную. Как правило, предприниматели стремились к быстрому приумножению своего капитала. В 90-е еще не сформировался пласт людей, понимающих перспективность и инвестиционную привлекательность вложений в искусство.

Финансовая поддержка искусства в основном лежала на плечах государства. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране в девяностые годы, очевидно, что финансирование культуры было далеко не первоочередной задачей правительства. В те годы значительно сократилось бюджетное финансирование культуры и средств массовой информации. За 1992-1997 годы сумма средств, отчисляемых из бюджета РФ на поддержку и развитие культуры, уменьшилась на 40% и сокращалась волнообразно.

Хотя при утверждении федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы давались обещания увеличить долю затрат на культуру, именно она ежегодно более других страдала от бюджетного кризиса. Увеличивался разрыв между средней зарплатой по России и зарплатой работников культуры, что способствовало их социальной деградации.

При хроническом недофинансировании культура была обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозило продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадали в сферу культуры, когда в ее учреждениях отключали за неуплату коммунальных платежей электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивалась по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держалось тогда хрупкое равновесие российского общества.

Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия России, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников — в аварийном состоянии. Около 15 тысяч построек могли полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет была почти прекращена, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Федерации. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов и пополнением их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в России книг отсутствовали в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже в Российской государственной и Российской национальной библиотеках они уменьшились в два раза, что могло нанести ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляло ее отставание в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождало информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.

В то же время культура не являлась и сферой, привлекательной для вложения средств. Финансирование искусства ставили в один ряд с благотворительностью. Только кинематограф получал хоть какое-то внимание со стороны инвесторов, в то время как арт-рынок и театр оставались незамеченными. Несмотря на опыт европейских стран, где финансовая поддержка культуры всегда являлась не только престижной, но и прибыльной, в России с трудом верили в финансовую привлекательность вложений в произведения искусства и отказывались вкладывать деньги без гарантированной отдачи.

Однако, экономическая обстановка в нашей стране за последние 10 лет стала более стабильной, и потому у людей вновь проснулся интерес к искусству. В последние годы ситуация начала меняться, инвесторы, наконец-то, стали уделять внимание культуре и начали верить в прибыльность инвестиционных проектов в этой сфере. На самом деле, вложения такого рода могут принести не меньший доход, чем вложения в фондовый и валютный рынки. А специалисты, как отечественные, так и зарубежные, с полной ответственностью называют искусство одним из самых прибыльных способов вложения капитала.

Актуальность изучения темы данной работы обусловлена тем, что накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Предметом исследования выступают процессы финансового обеспечения деятельности культурных учреждений.

Объектом исследования являются инвестиции в сфере культуры и искусства.

В работе подробно рассмотрен российский опыт организации финансового механизма в сфере культуры за период с 1990-х годов до 2011 года.

Теоретическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по экономике, финансам, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы. При исследовании темы квалификационной работы использованы монографии известных авторов — экономистов — Богачевой О., Корнеевой В.П., Тульчинского Г.Л., учебные пособия по бюджетной системе РФ и экономике культуры таких авторов, как Гавлин М.Л., Михеева Н.А., Рыбаков Ф.Ф., а также научные статьи в периодических изданиях (Балаховская Ф., Крол А., Абанкина И., Осовецкая Н. И др.), справочные и информационные издания, ресурсы интернет (http://www.openspace.ru/, http://www.artpragmatica.ru/ и т.д.).

Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инвестиции. Даны основные понятия.

Во второй главе проведен подробный анализ финансирования организаций сферы культуры. Рассмотрены особенности государственных инвестиций, меценатства и спонсорства.

Глава 1. Сущность инвестиций и их виды

1.1 Основные понятия инвестиций

Под инвестицией(I) понимают финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образование кадров и научные исследования.

Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Потребление, государственные расходы, чистый экспорт довольно легко предсказуемы. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию — они могут внезапно резко увеличиваться и падать. Так, во времена Великой депрессии в США инвестиции снизились на 100%. Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, следовательно, создание базы для расширения производственных мощностей страны, развития и экономического роста. Несмотря на то, что инвестиции составляют относительно небольшую часть совокупных расходов (15-20% развитых странах), именно изменения данного компонента вызывают основные макроэкономические сдвиги.

Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для: расширенного воспроизводственного процесса; ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологий); повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличение объема продукции и прибыли от ее реализации. В масштабах национальной экономики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе и человеческого.

Под инвестициями в экономической теории понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил общества. Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами, инвестиции — это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Инвестиции есть функция ставки процента

Существуют различные классификации инвестиций

Так, по месту осуществления различают инвестиции в разные отрасли экономики, и по объему инвестиций в ту или иную отрасль обычно судят о ее конъюнктуре. Рост инвестиций означает расширение производства в конкретной отрасли национальной экономики, и наоборот, — сокращение инвестиций отражает процесс свертывания отраслевого производства и потребления.

По объекту инвестирования можно выделить инвестиции в частный и в государственный секторы экономики (например, строительство метрополитена, организация выставки).

По направлениям инвестирования выделяют инвестиции в капитальные ресурсы, включая технический капитал, а также в запасы, жилищное строительство, в человеческие и природные ресурсы.

Инвестиции в капитальные ресурсы направлены на увеличение и совершенствование производственных мощностей путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, в том числе информационных, сервисных услуг и средств коммуникаций. Особенность подобного рода инвестиций в том, что они имеют, как правило, длительный срок окупаемости и высокую стоимость, поэтому связаны с риском — инфляционным, финансовым, валютным и пр. Наиболее быстро окупаются, т.е. возвращают доход инвестору, инвестиции в информационные технологии, поскольку они имеют короткий производственный цикл. По такой причине наибольшие темпы роста мировых инвестиций наблюдаются сегодня именно в этих отраслях.

Следует помнить, что количественный и особенно качественный рост реального или наличного накопленного капитала является основой повышения уровня благосостояния общества. В этом смысле сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а завтрашнее — соответственно определяется количеством инвестиций, которые осуществляются сегодня. Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что каждому обществу, как и каждому экономическому субъекту, постоянно приходится решать проблему выбора между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного продукта общество сберегает и инвестирует (т.е. потребляет производительно), тем богаче оно окажется завтра. И наоборот, чем большее количество ресурсов будет потреблено («проедено») сегодня, тем меньше шансов на рост потребления в будущем нашими потомками. Это в полной мере относится к природным ресурсам, или натуральному капиталу.

Выделяют три типа инвестиций:

Производные инвестиции (здания, сооружения, оборудование).

Инвестиции в жилищное строительство (приобретением домов для проживания или сдачи в аренду).

Инвестиции в запасы (сырьё, материалы, незавершенное производство, готовые изделия).

Различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые (нетто) инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала.

Инвестиционный спрос состоит из двух частей:

1.Спроса на восстановление изношенного капитала.

2.Спроса на увеличение чистого реального капитал.

Инвестиционный спрос — это самая динамичная и изменчивая составляющая совокупного спроса, она зависит от объективных факторов (состояния экономической конъюнктуры: ожидаемая норма чистой прибыли, ставка процента) и субъективного фактора (решения предпринимателей).

Кривая инвестиционного спроса показывает в графической форме размер инвестиций, осуществление которых возможно при каждом данном уровне процентной ставки.

Между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость.

Из этой модели инвестиций следуют несколько важных выводов. Во-первых, инвестиции выгодны только до того момента, пока ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли.

Читайте также  Инвестиции в мфо или недвижимость

Во-вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку процента, изменяя в необходимом направлении уровень расходов на инвестиции. Повышение ставки процента приведет, при прочих равных условиях, к осуществлению только высокоприбыльных инвестиционных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.

Помимо процентной ставки, на инвестиции оказывает влияние ВНП, изменения в размерах налогообложения, технологические изменения и инвестиции. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кривую инвестиционного спроса вправо, а вызывающий смещение ожидаемой доходности смещает кривую влево.

Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить под влиянием всех факторов, которые могут, так или иначе, повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:

— ожидания предпринимателей — прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные — влево;

— уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;

— издержки на основной капитал и его обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривая спроса на инвестиции сместится влево;

— научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, так как могут увеличить ожидаемую норму прибыли либо за счет большей производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности пионерных товаров.

Согласно концепции неоклассиков, предприниматели осуществляют инвестирование с целью достижения оптимального размера капитала. Поэтому формулу инвестиционного спроса можно представить:

где Iб — объём автономных инвестиций на период t;

Кt — фактический объём капитала;

К* — оптимальный объём капитала;

в — коэффициент, характеризующий меру приближения существующего капитала к оптимальному за период t.

Определение оптимального объёма капитала:

Оптимальный объём капитала обеспечивает при существующей технологии максимальную прибыль.

В условиях совершенной конкуренции прибыль максимальна, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным издержкам, которые состоят из нормы амортизации (d) и ставки процента по финансовым активам (i), которые представляют альтернативные затраты использования средств в качестве капитала.

Прибыль максимальна, если

Для определения оптимального размера капитала используем производственную функцию Кобба-Дугласа.

где б — параметр, по которому определяется вклад капитал в выпуск продукции. Используя условия максимизации прибыли, оптимальное значение капитала будет равно:

Если при заданном значении предельных издержек изменится технология производства, то значение К* тоже изменится. Если из-за научно-технического прогресса растет предельная производительность капитала, то К* также увеличится (при неизменной ставке процента).

Таким образом, инвестиционный спрос есть возрастающая функция от предельной производительности капитала и убывающая функция от ставки процента (при заданном значении амортизации).

В основе кейнсианской теории спроса на инвестиции лежит введённое Дж.М. Кейнсом понятие «предельной эффективности капитала». Она называется предельной потому, что речь идёт о капитале, который добавляется к уже имеющемуся.

Решая вопрос о целесообразности инвестирования, предприниматель сопоставляют ожидаемый поток чистого дохода от инвестиционных проектов с инвестиционными затратами. Сложность состоит в оценке временного аспекта, так как основные затраты осуществляются, как правило, в первые годы, а доходы от них распределяются на последующие годы. Поэтому, вкладывая средства в инвестиционные проекты, предпринимателю необходимо учесть потенциальный процент на вложенные средства и степень риска.

Предприниматели рассчитывают поток чистого дохода от инвестиционных проектов с помощью дисконтирования. Возможность получения некоторой суммы через t лет можно определить, разделив эту сумму на (1+R) n , где R — дисконтная ставка. Инвестиционный проект будет экономически целесообразным, если

K0= (П1/1+R) + (П2/ (1+R)2) +(Пn/(1+R)n)

где К — требуемые вложения в инвестиционный проект;

П1, П2, …, Пn — потоки чистых доходов от проекта в момент времени 1, 2, …, n;

R — норма дисконта.

То значение нормы дисконта, которое превращает это неравенство в равенство, называется эффективностью капитала R*.

R* падает с увеличением роста объёма инвестиций, поскольку по мере роста инвестиций падает их ожидаемая доходность. Это происходит потому, что сначала инвестируются наиболее перспективные и прибыльные проекты, а дальнейшее инвестирование является менее производительным. Этот процесс изображён на рисунке 1

Предприниматель учитывает не только доходность капиталовложений, но и степень риска каждого из них. Инвестиционные расходы следует увеличивать только в том случае, если норма прибыли больше процента от сбережений. Ставка процента — явление не только денежное, но и психологическое, это важнейший фактор, воздействующий на побуждения инвесторов; она представляет собой вознаграждение за отказ от хранения богатства в денежной форме. Поскольку самым надежным вариантом капиталовложений является покупка государственных облигаций, ставка процента по ним рассматривается в качестве нижнего придела R*.

Инвестиции будут существовать в том случае, если R*> i.

Из рисунка 3 видно, что при ставке процента i3 целесообразны вложения в объёме ОХ, при ставке процента i2 — OY,а при ставке процента i1 инвестиционные расходы увеличатся до OZ.

Объём инвестиционного спроса будет тем выше, чем меньше текущая ставка процента. Следовательно, инвестиционный спрос можно представить как убывающую функцию от ставки процента:

где Ii — предельная склонность к инвестированию.

Предельная склонность к инвестированию Ii показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт. Если iv, то увеличится предельная склонность к инвестированию.

Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.

Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:

где ?I — инвестиции;

Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только «индуцированных» инвестиций, то есть к новому капиталу, образованному в результате увеличение уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. Уменьшение потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объёма инвестиций.

1.2 Основные подходы к оценке эффективности

В решениях связанных с оценкой и принятием или отклонением инвестиционных проектов, превалируют соображения стратегического характера. Подобным проектам характерны следующие особенности: значительные объемы затрат и ожидаемых выгод; соответствующие затраты, выгоды «растянуты» во времени, т.е. они охватывают продолжительный период, и потому при их оценке должен учитываться фактор времени; как правило, в крупном инвестиционном проекте должны приниматься во внимание выгоды не только экономические, но и социальные, причем соотношение между подобными выгодами, т.е. превалирование экономического аспекта над социальным или наоборот зависит от сути собственно инвестиционного проекта; любой инвестиционный проект, как правило, имеет существенное значение для организации в целом — иными словами, проект должен вписываться в рамки глобальной стратегии фирмы; необходим учет риска.

Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн. руб. и 100 млн. руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.

Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

1.3 Методы оценки эффективности инвестиций

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т. п.

Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Рассмотрим ключевые идеи, лежащие в основе этих методов.

А) Метод чистой теперешней стоимости

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, . Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:

Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;

NPV CC. то проект следует принять;

Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1,r2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1 и r2 — ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения знака функции с «+» на «-«):

r1 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, т.е. f(r1)=minr0>;

r2 -значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, т.е. f(r2)=maxr
Источник: invest-4you.ru

Преном Авто