Привлечения иностранных инвестиций в туризме
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА.
Ефименко Н.Ф., магистр финансов, ст.преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент»
Кокшетауский государственный университет им.Ш.Уалиханова
Инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников её финансирования. В настоящее время внимание привлекает такой аспект оценки инвестиционной деятельности предприятий туризма, как гостиничный бизнес, достаточно капиталоемкая часть туристской индустрии. Вместе с тем практически не изучены особенности комплексной оценки инвестиций на предприятиях туризма, будучи важным фактором развития цивилизации, который объединяет государства и континенты, нуждается в обоснованном, профессиональном и эффективном управлении инвестициями. Владение современными методами экономической оценки выбираемых решений, учитывающих особенности функционирования и развития предприятий туризма, необходимо для выработки правильной инвестиционной политики в этой сфере.
Инвестиции в туризме — это процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизация или реконструкция существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристской продукции. Инвестиции обеспечивают процесс материализации идей по созданию новых туристских объектов, способных производить и оказывать туристские услуги в большем объеме при улучшении качества обслуживания туристов.
Инвестиции становятся таковыми, если имеется спрос и предложение на инвестиции, интересы продавцов и покупателей, а также других участников инвестиционного процесса совпадают. При соблюдении этих условий инвестиции в сферу туризма будут выгоды как участникам бизнеса, связанного с туризмом, так и туристам.
На инвестиционную деятельность туристского предприятия оказывают влияние две группы факторов — внешние и внутренние.
Внешние факторы в данном случае совпадают с теми факторами, которые влияют на финансовую устойчивость туристского предприятия.
К внутренним факторам можно отнести:
• Размеры туристского предприятия;
• Финансовое состояние туристского предприятия;
• Научно — техническую политику туристского предприятия;
• Организационно — правовую форму хозяйствования.
Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно дифференцировать на:
• Объективные (не зависят от деятельности государства и туристского предприятия, например, стихийные бедствия);
• Субъективные (полностью зависят от деятельности государства и самого субъекта хозяйствования).
Цель инвестиционной политики разных по значению и уровню образований — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, туристского предприятия. В любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности туристского производства.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации, который включает в себя:
• выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
• определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
• создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и туристскую сферу.
Инвестиционная политика в сфере туризма может осуществляться на различных уровнях, но все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Определяющей является государственная инвестиционная политика, которая создает цивилизованные «правила игры» в области инвестиций и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на государственном уровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном уровне.
В каждом регионе Казахстана инвестиционная политика в туризме имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами;
• экономической и социальной политикой, проводимой в туристском регионе;
• величиной имеющегося туристского потенциала;
• привлекательностью туристского региона для иностранных инвестиций и т.д.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в туристском регионе являются:
• создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
• определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
• создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе иностранных инвестиций;
• обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства туристских услуг в туристском регионе, обеспечение самофинансирования и необходимого задела развития туристского региона в будущем.
Под инвестиционной политикой туристского предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных и заемных средств с целью обеспечения стабильной устойчивости работы туристского предприятия в ближайшей перспективе.
Инвестиционная политика на туристском предприятии должна формироваться, исходя из стратегических целей, указанных в бизнес-плане, и быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только па текущий момент, но и на будущее.
При разработке инвестиционной политики туристского предприятия целесообразно обеспечить полное соответствие бизнес-мероприятий законодательным и иным нормативно и правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Казахстане.
Н a этапе формулирования целей инвестиционной политики необходимо учитывать:
• экономическое и финансовое положение туристского предприятия;
• соотношение собственных и заемных средств:
• технический уровень туристского производства;
• финансовые условия инвестирования;
• возможность и экономическую целесообразность приобретения производственного туристского оборудования по лизингу;
• наличие льгот, которые могут быть предоставлены со стороны государства;
• условия страхования разного вида рисков и т.д.
Многие факторы, определяющие способность туристских предприятий привлекать инвестиции, находятся вне их контроля, например, состояние инвестиционного климата в Казахстане, поэтому желательно и необходимо осуществлять деятельность по разработке мероприятий, которые бы обеспечили туристскому предприятию полный контроль над своей деятельностью и, таким образом, стимулировали решения инвесторов вкладывать капитал. Для этого инвестиционная политика туристского предприятия должна предусматривать:
• ранжирование туристских инвестиционных проектов по приоритетам;
• классификацию туристских инвестиционных проектов по срокам реализации;
• использование наиболее эффективных способов привлечения инвестиций;
• наиболее эффективное использование непосредственно привлекаемых инвестиционных ресурсов;
• действенное управление факторами риска.
Инвестиционная политика в сфере развития туризма должна базироваться в первую очередь на создании условий инвестиционной привлекательности и на обосновании наиболее эффективных направлений деятельности туристского предприятия.
Формирование инвестиционной политики туристского предприятия невозможно без разработки плана инвестиций. Планирование инвестиций на предприятии туризма — очень сложный процесс, так как необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень-риска вложения инвестиций. Этот процесс также важен для существования туристского предприятия, поскольку, планируя инвестиции, оно — закладывает основу работы на будущее. Если план инвестиций хорошо спланирован и организован, туристское предприятие будет работать хорошо, а если плохо, то в будущем его может ожидать банкротство.
При составлении плана инвестиций следует руководствоваться следующими правилами:
— план инвестиций на туристском предприятии должен вытекать из долгосрочной стратегии его развития;
— инвестировать средства в производство и в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если от эт o г o предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке;
— инвестировать средства целесообразно только в рентабельные проекты:
— инвестировать денежные средства имеет смысл только в том случае, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции;
— принимать, окончательные решения по инвестированию следует при условии получения наибольшей экономической выгоды и наличия наименьшей степени риска.
Для успеха инвестиций необходимо их экономическое обоснование на основе глубокого проработанного плана функционирования и развития предприятия туризма.
Условия, принципы и проблемы привлечения инвестиций на предприятия туризма
Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту и привлечению туристов.
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций.
Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным предприятиям туризма.
Стратегической целью политики в сфере туризма должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов. Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.
Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.
Возможность получения такого рода режима содержится во многих заключенных бывшим СССР, а позднее и Россией, соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций с 53 странами, но не присутствует в нормативах внутреннего законодательства, т. е., распространяется далеко не на все страны. инвестиционный экономический капиталовложение
Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора. Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов. Из этого можно сделать вывод, что для развития туристских предприятий необходимо обширное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных. Так же необходимо создать благоприятные условия для их привлечения.
Привлечения иностранных инвестиций в туризме
1.2. Зарубежный опыт инвестирования в туризм
В последнее время туризм превратился в мощное социально-экономическое и политическое явление, которое в значительной мере оказывает влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. По оценке Всемирной туристской организации, сегодня вклад туризма в глобальный ВВП составляет около 10 %, в этой сфере работает примерно 8,5 % трудоспособного населения планеты, а доля туризма в экспортных поступлениях достигла почти 6 %. Большинство экспертов считают, что отрасль и дальше будет развиваться быстрыми темпами: по прогнозам на период до 2018 г. вклад туризма в ежегодный рост глобального ВВП составит не менее 4 % [58].
В экономике многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения, посещение туристских достопримечательностей и иные расходы составляют существенную долю, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Например, страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. В ВВП Австрии 8,6 % составляют прямые доходы от туризма и 15 % – доходы с учетом мультипликативного эффекта, Испании – 6,8 и 18,2 % соответственно, Франции – 4,1 и 10,9 %, Хорватии – 8,5 и 19,0 %, Великобритании – 3,4 и 9,1 %, Канады – 3,4 и 11,0 %, Болгарии – 4,1 и 14,5 %.
Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий, как спортивных, так и культурных, таких как Олимпийские Игры, чемпионаты мира по различным видам спорта (в особенности можно выделить футбол), празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта) и др.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее снижение цен [39]. Динамично развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несмотря на существование определенных сдвигов по привлечению инвестиций в сферу туризма, зарубежные специалисты не считают их значимыми. Ежегодно Всемирный экономический форум (World Economic Forum – WEF) проводит исследование конкурентоспособности туриндустрии (Travel&Tourism Competitiveness Report) для того, чтобы измерить факторы, влияющие на привлекательность данного сектора экономики в разных странах с точки зрения его развития и привлечения инвестиций.
В общем рейтинге 2009 г. лидерами названы Швейцария, Австрия и Германия (набравшие 5,68; 5,46 и 5,41 балла соответственно). В первую десятку попали также Франция, Канада, Испания, Швеция, США, Австралия, Сингапур. Замыкают список Бурунди и Чад.
На постсоветском пространстве наиболее привлекательными для туристов и инвесторов эксперты признали страны Балтии: Эстонию (27 место), Латвию (48), Литву (49). С большим отрывом от них в рейтинге следуют Грузия (73), Азербайджан (76), Украина (77), Армения (91), Казахстан (92), Молдова (93), Кыргызстан (106) и Таджикистан (109).
Рассматривая мировой опыт развития туризма, можно выделить несколько основных направлений, способствующих его становлению и привлечению инвестиций в различных странах. Прежде всего, это:
информационная политика и организация рекламных кампаний, направленных на продвижение турпродукта;
создание особых экономических зон;
проекты комплексного освоения территории;
введение системы льгот для инвесторов;
развитый рынок недвижимости;
вертикальная интеграция;
устранение бюрократических барьеров.
Информационная политика. Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от средств, вложенных в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру, проявляются через несколько лет постоянных капиталовложений. Частный бизнес не может проводить некоммерческую рекламную кампанию по повышению привлекательности своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной, что подтверждается мировой практикой. Хотя Великобритания и Испания занимают в мире лидирующие позиции по развитию туризма, их ежегодный государственный бюджет, выделяемый только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящихся развивать туризм, также вкладывают в продвижение своих стран на мировом рынке ощутимые средства, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.
Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а следовательно, и увеличению поступлений в экономику. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3–4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). В то же время одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект лишь с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только в увеличение туристских прибытий, но и поддержание стабильности существующего туристского потока.
Именно грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики [37].
Комплексное освоение территории (КОТ). Практика КОТ для развития туризма и привлечения инвестиций была использована в Мексике. Изучением роли туризма в экономике правительство страны интенсивно занималось с конца 1960-х гг. Развитие туризма, основанное на обновлении существующих курортов и разработке новых, было признано одним из приоритетных направлений развития экономики. Новые курорты создавались на базе концепции строительства интегрированных городов-курортов на неосвоенных землях.
В течение нескольких месяцев 1968 г. Банк Мексики проводил детальное исследование экономики, материальных и природных ресурсов береговой линии страны, оценивая несколько десятков территорий для развития туризма. На основе этого исследования был выявлен ряд территорий для освоения, соответствующих следующим критериям: удобная береговая линия, прекрасные пляжи, привлекательный ландшафт, мягкий климат и наличие земельных ресурсов для застройки. Планы проектируемых курортов содержали подробные характеристики: ожидаемое число туристов, гостиниц и номеров, уровень загрузки гостиниц, число ежедневных авиарейсов. При этом устанавливались требования к качеству застройки зданий (высота, плотность застройки, архитектурный стиль).
Первоначально за счет государственных капиталовложений была создана инфраструктура (водоснабжение, электрические и телефонные сети и т. д.), соответствующая мировым стандартам.
Важной составляющей явилось привлечение частных инвестиций. Мультипликативный эффект в первые годы реализации стратегии развития курортов составил 110 %. Результатом этих мер явилось обеспечение устойчивого экономического роста в регионах и всей национальной экономики. Каждый гостиничный номер создавал непосредственно 2,5 рабочих места в туризме и 2 – в сопутствующих отраслях. Средняя заработная плата работников, занятых в туризме, была в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.
Создание особых экономических зон (ОЭЗ)[1]. Наиболее показателен в создании особых экономических зон опыт Турции. Развитие туризма в этой стране началось в середине 1980-х годов, когда турецкое правительство приняло решение сдать пустующие земли (в основном на Средиземноморском побережье) в аренду на 49 лет за незначительную плату. Главное условие – строительство отеля на данной территории. На эти цели мог быть выдан практически беспроцентный кредит, предусматривалось освобождение от уплаты налогов на пять лет. В результате на побережье стали появляться кемпинги, затем – трехзвездочные отели. В настоящее время возводятся преимущественно пятизвездочные гостиничные комплексы с полным спектром всевозможных услуг. Турецкий опыт был успешно использован в Египте и Тунисе [40].
Одним из показателей эффективности политики развития туризма является тот факт, что одна из ведущих в мире гостиничных сетей компания Hilton Hotels Corporation объявила о планах строительства 40 новых гостиниц на 5500 номеров в Турции к 2014 г. Компания уже подписала одиннадцать контрактов с компаниями Amplio, Kosifler Group и Gocay Tourism, что позволит удвоить количество отелей Hilton к 2011 г.
Привлечение иностранных инвестиций, применение новых экономических инструментов в Турции получило положительную оценку со стороны руководства страны. Согласно действующему законодательству иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальным компаниям.
Необходимо обратить внимание на турецкий опыт по созданию и функционированию свободных экономических зон (СЭЗ)[2]. В Турции соответствующий закон действует с 1987 г. С этого же времени были созданы первые СЭЗ в Мерсине и Анталии. В настоящее время в стране насчитывается около 20-ти СЭЗ.
Этот опыт показал, что путем создания СЭЗ возможно максимально использовать преимущества географического положения и оказать содействие в усилении экспортной направленности инвестиций и производства в стране с помощью привлечения иностранного капитала и технологий, инновационных элементов и пр. В этих зонах размещена вся необходимая инфраструктура и поощряется предпринимательская деятельность любого рода, такая как: производство, хранение, упаковка, торговля, банковская деятельность и т. д.
В свободных экономических зонах Турции предоставляются льготы следующего характера:
– освобождение от налогов, в том числе от корпоративных и подоходных налогов, разного рода сборов, пошлин (таможенных, гербовых, портовых);
– возможность перевода инвесторами прибыли без ограничений и привлечение иностранных специалистов;
– сведение до минимума бюрократических формальностей в деятельности СЭЗ и в законодательстве, касающихся цен, качества товаров (услуг), контроля над ними.
Инвестиции в Турции привлекаются прежде всего в экспортоориентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо того, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.
В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов (по степени поощрения иностранных инвестиций):
• районы первой степени приоритетности;
• районы второй степени приоритетности;
К формам поощрения инвестиций относятся в основном частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочка выплаты налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др.
Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Ведомства по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции. Основными критериями в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.
Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», т. е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно на частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступ к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.
При выдаче «поощрительного сертификата» учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования. Она может быть не более 40 % для инвестиционных проектов в «приоритетных районах», 50 % – в «нормальных районах» и 60 % – в «развитых». Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного и морского транспортного обслуживания – 25 %, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15 %. Допускается льготная норма самофинансирования (15 %) и для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.
Практически все машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых в Турции иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5 %-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:
• инвестиции в «приоритетные» районы (кроме инвестиций в инфраструктуру);
• сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в «приоритетных» районах;
• инвестиции в строительство яхт и судов;
• инвестиции в импорт самолетов и судов;
• инвестиции в развитие туристического бизнеса в Черноморском регионе;
• инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты.
Запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, кроме авиатехники и морских судов, если их «возраст» превышает 5 лет.
Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих «поощрительным сертификатом», может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100 % в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. Освобождение от налога в размере 100 % означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса, а также в ряд других отраслей.
Условия предоставления государственных кредитов в местной валюте для осуществления тех или иных проектов зависят от региона и сектора экономики, в котором предполагается инвестирование капитала. Сумма предоставляемого кредита определяется как процент от общей суммы инвестируемого капитала:
– для инвестиций в районы первой степени приоритетности – 60 % от суммы капитала;
– инвестиций в районы второй степени приоритетности – 50 %;
– инвестиций в нормальные районы – 40 %;
– инвестиций в развитые районы – 30 %;
– инвестиций в проекты поддержки ремесел – 25 %.
В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25 % потребляемой электроэнергии, 50 % выплат в фонд социального обеспечения, а также 100 % необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом указанные льготы касаются только крупномасштабных проектов в «приоритетных» и «нормальных» районах.
Приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены «поощрительным инвестиционным сертификатом», т. е. могут, по оценке турецкого правительства, внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона, а значит, соответствуют основным направлениям экономической стратегии страны.
Инвестиционные проекты, которые не подпадают под действие сертификата, а осуществляются лишь на основе разрешения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами в виде частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.
В конечном счете эти условия, поощряющие предпринимательство в свободных экономических зонах, создают благоприятный инвестиционный климат и обеспечивают инвесторам существенные выгоды: снижают издержки производства, повышают конкурентоспособность действующих там местных и иностранных фирм и компаний.
В целях создания условий для предпринимательства в свободных экономических зонах, осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, образован специальный Фонд организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5 % налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами [21].
Льготное налогообложение для инвесторов. Применение особой системы налогообложения для развития туризма используется Правительством Египта. В течение десяти лет (с начала эксплуатации) инвесторы освобождаются от уплаты налогов, а в случае реконструкции или расширения действующего предприятия отсчет десяти лет освобождения от уплаты налогов начинается заново.
Иностранцы имеют право свободно приобретать любую недвижимость и земли на территории страны, но есть ряд ограничений по общей площади приобретаемой недвижимости. На основании законодательства иностранный гражданин может купить только два объекта на свое имя, причем каждый не должен быть больше 4 000 кв. м, или гражданин должен получить статус инвестора, т. е. зарегистрировать предприятие на территории страны. Владельцы недвижимости – частные лица не платят ежегодный налог, имеют право получить статус резидента для себя и ближайших родственников. Согласно действующему законодательству все иностранцы имеют такие же права на собственность, как и местные жители.
В Панаме инвестиции в сферу туризма освобождаются от ввозной пошлины на протяжении 20 лет. В течение этого же периода не применяются пошлины на строительные материалы и оборудование, прибыль, недвижимое имущество и др.
Показателен опыт развития туристской сферы о. Барбадос. Принятие в 2003 г. Закона о развитии туризма на этом острове способствовало беспрецедентному росту инвестиций в туристический сектор. За 6 лет остров привлек капитал в размере 800 млн. долларов США. На Барбадос ежегодно приезжает 1 миллион туристов, расходы которых превышают 700 млн. долларов США. В соответствии с законом на острове построили 11 новых отелей на 406 комнат, еще десять отелей расширили и отремонтировали, на это ушло 306,7 млн. долл. В результате остров получил 483 новые комнаты и 442 новых рабочих места. Согласно новому проекту будут построены 100 комнат в отелях и 605 комнат в загородных особняках, в ходе работы будет создано 506 рабочих мест.
Планируется открытие региональной фондовой биржи, чтобы стимулировать формирование региональных рынков капитала и, соответственно, повысить поток инвестиций в туризм. Закон позволяет инвесторам туристических проектов списывать капитальные затраты и 150 % расходов [33].
Такой же вариант привлечения иностранных инвесторов в гостиничное хозяйство используется Республикой Беларусь. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль организации за оказываемые гостиницами услуги в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на туристских объектах, вводимых в эксплуатацию.
Теоретически зарубежный инвестор в Республике Беларусь может:
– создать совместное предприятие;
– купить акции существующего предприятия;
– открыть представительство, которое может изучать туристический рынок;
– работать с белорусскими компаниями на основе франчайзинга;
– участвовать в создании инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, транспорт и т. д.).
Развитый рынок недвижимости. Туризм характеризуется как отрасль хозяйства, активно привлекающая инвестиции. Формы инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Так, в гостиничном комплексе это может быть франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, а также вторичные резиденции с общими удобствами, т. е. квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческими компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Такой вид инвестиций в недвижимость предлагается в основном на горных курортах и на побережьях США, Франции и Испании.
Данная форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. Достаточно развитый рынок недвижимости будет способствовать совершенствованию туристской инфраструктуры, а также успешному становлению данной сферы в стране [58].
Вертикальная интеграция. В мировой туристической индустрии распространенным видом внедрения в туристский рынок стала вертикальная интеграция (вложение средств в объекты туринфрастуктуры в дальнейшем для использования под «своих» туристов). Пример подал немецкий концерн TUI, который построил для своих туристов десятки собственных отелей в Испании, Греции и Турции, а сейчас с той же моделью пришел в Юго-Восточную Азию.
Устранение бюрократических барьеров. Упрощение процедур получения разрешений на строительство, лицензий и сертификатов способствует привлечению инвестиций в туризм. В частности, в Украине, чтобы соответствовать законодательству, инвесторам необходимо получить до 190 разрешений, что занимает достаточно длительный период времени. Однако в Польше разрешения на строительство отеля получают за шесть недель. В результате в этой стране построено более 80 отелей только одной сети Accor, при этом в Украине отели данной сети (как и многих других) вообще не представлены.
Таким образом, анализ зарубежного опыта показал наличие широкого спектра инструментов для привлечения инвестиций. Но выбор того или иного направления зависит как от внешних факторов (политика государства), так и от внутренних (наличие финансовых ресурсов, определение приоритетов для инвестирования и др.). Для активизации процесса привлечения инвестиций в туризм необходимо комплексное и рациональное сочетание различных инструментов, основанных на использовании всевозможных источников инвестирования – как средств государства, так и финансовых ресурсов частного сектора.
Источники: http://www.rusnauka.com/34_NIEK_2013/Economics/4_150963.doc.htm, http://studwood.ru/1423182/ekonomika/usloviya_printsipy_problemy_privlecheniya_investitsiy_predpriyatiya_turizma, http://velib.com/read_book/dubinicheva_ljudmila_vasilevna/socialno_ehkonomicheskijj_resurs_turizma/glava_1_teoreticheskie_aspekty_investirovanija_turistskojj_sfery/12_zarubezhnyjj_opyt_investirovanija_v_turizm/
Источник: