Инвестиции в рамках таможенного союза

Особенности инвестиционной политики стран Таможенного союза

Яковлева Н.А., канд. эконом. наук, доцент кафедры корпоративных финансов Белорусского государственного университета (г. Минск)

Основной целью со­здания и дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана (далее – ТС и ЕЭП) является раз­витие интеграции между тремя ее странами-участницами. Одной из основных задач стран Таможенного союза и Единого экономического пространства становится вопрос формирования новой инвестиционной политики, обеспечивающей эффективное взаимодействие в треугольнике «наука – бизнес – государство», интегрирующей научно-технические, экономические, финансовые и организационные возможности стран в области инвестиционной деятельности.

Инвестиционная интеграция стран ТС и ЕЭП должна быть направлена на развитие национальных инвестиционных рынков, консолидацию инвестиционных процессов, увеличение взаимных инвестиционных потоков. Инвестиционное сотрудничество как одно из приоритетных направлений, нашло свое отражение в Стратегии экономического развития Содружества независимых государств на период до 2020 года [2] .

Существуют определенные приоритеты дальнейшего углубления инвестиционных процессов трех стран. Как представляется, алгоритм решения проблем гармонизации вышеназванных процессов между Беларусью, Россией и Казахстаном может расширить возможности инвестиционного взаимодействия как в рамках Таможенного союза, так и Единого экономического пространства.

Не­смотря на разные структуры экономик и моде­ли управления ими в Беларуси, России и Казахстане, указанными государствами деклари­руется схожее стремление к созданию привле­кательного инвестиционного климата, подчер­кивается приоритетность вложения средств в технологическую модернизацию и создание новых высокотехнологических производств.

Вместе с тем, существуют различия в кон­кретных (отраслевых) приоритетах инвести­ционной политики, способах, финансовых и институциональных условиях ее реализации, что, безусловно, находит проявление в разли­чии стратегий инвестиционной политики го­сударств — участников ЕЭП, а также фиксиру­ется в значениях и динамике агрегированных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность. В частности, в интегриру­ющихся государствах наблюдаются заметные расхождения в удельном весе инвестиций в ВВП, технологической структуре инвести­ций (например, в доле инвестиций в активную часть основных фондов) [1, с. 68-70].

Можно предположить, что углубление эко­номической интеграции, предполагающее устранение барьеров в осуществлении эконо­мической деятельности (в том числе и в сфе­ре движения товаров, услуг и капиталов), бу­дет стимулировать нивелирование различий в институциональных условиях деятельности и несколько сближать либо способствовать со­гласованию инвестиционных стратегий инте­грирующихся государств.

Сравнительный анализ инвестиционных процессов в Беларуси, России и Казахстане по­зволяет сделать вывод о более активной ин­вестиционной политике Беларуси по сравне­нию с иными странами [1, с. 68]. Динамика наиболее агрегированных показателей, характеризую­щих инвестиционную политику государств, формирующих ЕЭП, показывает более высо­кие их значения в Республике Беларусь. Кос­венно это указывает на более значимую роль инвестиций в экономическом развитии Бела­руси. Вместе с тем, наша страна отстает от сво­их партнеров в разнообразии применяемых форм инвестирования и инструментов стиму­лирования инвестиционной деятельности. Кроме того, Беларусь продолжает оставаться наименее привлекательной страной с точ­ки зрения внешнего инвестирования.

По накоплению прямых иностранных инвестиций (ПИИ), объему их привле­чения на душу населения Беларусь так­же отстает от партнеров по ЕЭП и европейских государств [2]. В свою очередь, объем накопленных ПИИ в Беларуси составляет всего 1048,5 долл. США на душу населения, что является одним из самых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств.

Совершенствование инвестиционной поли­тики стран — членов ЕЭП должно осущест­вляться на основе учета перспективных на­правлений технологического развития Беларуси, Рос­сии и Казахстана, а также возмож­ной кооперации предприятий стран — участ­ниц ЕЭП.

В целом, в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географи­ческим положением и включиться в полно­ценную конкуренцию в регионе за привлече­ние инвестиций в экономику. Конкурентными преимуществами Беларуси могут стать улуч­шение делового и инвестиционного климата и либерализация экономической деятельности в стране. При этом политика привлечения инве­стиций в отечественную экономику в первую очередь должна быть направлена на то, что­бы привлекаемые инвестиции способствова­ли созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту производительности труда, увели­чению экспорта и импортозамещению, а так­же привлечению передовых технологий.

Меры, предпринимаемые государствами-членами в последние годы по развитию инвестиционной сферы, были направлены на снятие ограничений на движение капитала в рамках ТС и ЕЭП, повышение устойчивости финансовых систем на основе применения лучших международных практик. Подготовлены и проходят завершающую стадию согласования и принятия проекты документов, позволяющих сблизить подходы государств-членов к регулированию в инвестиционной сфере с целью создания условий на финансовых рынках государств-членов для обеспечения свободного движения капитала.

Формирование общего финансового рынка на территории Единого экономического пространства обеспечит создание условий для роста инвестиционной активности и привлечения дополнительных инвестиций через банковский и фондовый механизмы.

Таким образом, в рамках единой инвести­ционной политики ТС и ЕЭП необходимо:

— обеспе­чить достаточную для инновационного про­рыва долю накопления основного капитала в ВВП и одинаково высокий уровень этого по­казателя для всех стран ЕЭП;

— усилить взаимо­связь между инвестиционной и промышлен­ной политикой, ликвидировав дисбалансы в структуре инвестиций в основной капитал промышленности Беларуси, Рос­сии и Казахстана;

— оптимизировать структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансиро­вания для обеспечения эффективного кредито­вания новых производств;

— пересмотреть политику ввоза и вывоза прямых инвестиций: пе­реориентировать региональные инвестицион­ные потоки Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан на ЕЭП и страны СНГ;

— стимулировать сотрудничество с новыми инвесторами с уче­том тенденции перемещения глобальных инвестиционных потоков в Азию;

— использовать ме­тоды долгосрочного прогнозирования и стра­тегического планирования для оценки пер­спектив участия стран Таможенного союза и СНГ в международном движении капитала.

1. Государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства 2005–2013: краткий статистический сборник. – М.: Типография Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата), 2014. – 128 с.

Инвестиции в Таможенном союзе

Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нужны инвестиции, нужен импорт технологического оборудования для модернизации производств. А что должен знать сам инвестор? Об этом «Капитал страны» беседовал с Владимиром Мирошниченко из холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.

Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Формирующийся общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, около 170 млн человек жителей, более 2 трлн долл ВВП, который через несколько лет вырастет еще процентов на 15-18, и серьезные перспективы роста вообще – это вдохновляет. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нам всем нужны инвестиции; нужен импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создания современных производств.

А что должен знать сам инвестор? С таким вопросом редакция обратилась к Владимиру Мирошниченко, начальнику юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.

Принимая решения об инвестировании, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о максимальной минимизации издержек, говорит Владимир Мирошниченко. Что и как здесь можно сделать?

Первое, на что следует обратить внимание, — это тарифно-налоговое регулирование в Таможенном союзе. Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе Таможенного союза установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.

Читайте также  Сущность банковских инвестиций в ценные бумаги

Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины следует уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран — участниц Таможенного Союза. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая при ввозе оборудования, — 18 процентов, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12 процентов.

Правда, при соблюдении довольно масштабного перечня условий и требований НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе может быть предъявлен импортером к вычету. Однако, когда речь идет о дорогостоящем промышленном оборудовании, уплата НДС требует длительного отвлечения существенных денежных средств, которые могли бы быть направлены на организацию производственного процесса.

В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию.

У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это то же освобождение от налога. Но, в отличие от России, в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако, издан декрет Президента от 13.06.2001 № 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины, равной 0 процентов.

Владея информацией о базовом уровне налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен обязательно обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

С началом функционирования Таможенного Союза эти льготы предоставляются исключительно на основании соглашения от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» и Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал.

Но определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставной капитал — это уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставной капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесён на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговом Кодексе РФ и принятия упоминавшегося Постановления Правительства РФ № 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставной капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0 процентов, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности, запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет.

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе Таможенного Союза (ТК ТС) появилась новелла, представляющая интерес для предприятий, которые все-таки воспользовались либо только планируют воспользоваться льготой при ввозе в уставной капитал. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставной капитал, были бессрочными, то теперь по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок.

В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставной капитал. Важной отличительной чертой здесь является то, что льгота может применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс человек. Еще одна особенность — ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льготы в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления.

В Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего Таможенного союза. Речь о пункте 7.1.11 уже упоминавшегося решения Комиссии Таможенного Союза № 130; в нем предусматривается освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства — участника Союза. Комиссия Таможенного Союза должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров и определить порядок контроля за их целевым использованием.

Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.

Какие еще возможности минимизировать издержки инвестора, не относящиеся к налоговой политике, существуют в рамках таможенного законодательства?

Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится именно поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени — иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты оборудования по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.

Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года Административного регламента Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС РФ от 25.10.2010 №1957).

Однако, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС — в случае, когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, — то возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке.

Но из такой ситуации тоже есть выход.
Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС, с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 года (ранее — приказ ГТК России от 23.04.2001 № 388, сейчас — приказ ФТС России №206 от 4.02.2011 ). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.

Читайте также  Выставка инвестиции в промышленную энергетику

Ввоз технологического оборудования по такой процедуре помимо оптимизации таможенных платежей еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования приказа № 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.

В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст.107 ФЗ. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.

В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по сути, приказу ГТК России № 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены.

Таким образом, сегодня законодательство всех стран — участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.

В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно.

Но при этом все равно надежнее всего положиться на опытную консалтинговую таможенную компанию, оказывающую весь объем услуг по реализации проектов, связанных с ввозом оборудования. Максимальное снижение рисков крупных внешнеэкономических проектов, минимизация издержек в таможенной сфере решаются такой компанией за счет комплексной подготовки ввоза товаров и заблаговременного обеспечения принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых для этого решений.

Инвестиции в Таможенном союзе

Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нужны инвестиции, нужен импорт технологического оборудования для модернизации производств. А что должен знать сам инвестор? Об этом «Капитал страны» беседовал с Владимиром Мирошниченко из холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.

Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Формирующийся общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, около 170 млн человек жителей, более 2 трлн долл ВВП, который через несколько лет вырастет еще процентов на 15-18, и серьезные перспективы роста вообще – это вдохновляет. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нам всем нужны инвестиции; нужен импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создания современных производств.

А что должен знать сам инвестор? С таким вопросом редакция обратилась к Владимиру Мирошниченко, начальнику юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.

Принимая решения об инвестировании, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о максимальной минимизации издержек, говорит Владимир Мирошниченко. Что и как здесь можно сделать?

Первое, на что следует обратить внимание, — это тарифно-налоговое регулирование в Таможенном союзе. Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе Таможенного союза установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.

Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины следует уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран — участниц Таможенного Союза. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая при ввозе оборудования, — 18 процентов, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12 процентов.

Правда, при соблюдении довольно масштабного перечня условий и требований НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе может быть предъявлен импортером к вычету. Однако, когда речь идет о дорогостоящем промышленном оборудовании, уплата НДС требует длительного отвлечения существенных денежных средств, которые могли бы быть направлены на организацию производственного процесса.

В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию.

У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это то же освобождение от налога. Но, в отличие от России, в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако, издан декрет Президента от 13.06.2001 № 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины, равной 0 процентов.

Владея информацией о базовом уровне налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен обязательно обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

С началом функционирования Таможенного Союза эти льготы предоставляются исключительно на основании соглашения от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» и Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал.

Но определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставной капитал — это уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставной капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесён на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговом Кодексе РФ и принятия упоминавшегося Постановления Правительства РФ № 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставной капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0 процентов, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности, запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет.

Читайте также  Компания фонд имущества и инвестиций

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе Таможенного Союза (ТК ТС) появилась новелла, представляющая интерес для предприятий, которые все-таки воспользовались либо только планируют воспользоваться льготой при ввозе в уставной капитал. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставной капитал, были бессрочными, то теперь по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок.

В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставной капитал. Важной отличительной чертой здесь является то, что льгота может применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс человек. Еще одна особенность — ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льготы в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления.

В Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего Таможенного союза. Речь о пункте 7.1.11 уже упоминавшегося решения Комиссии Таможенного Союза № 130; в нем предусматривается освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства — участника Союза. Комиссия Таможенного Союза должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров и определить порядок контроля за их целевым использованием.

Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.

Какие еще возможности минимизировать издержки инвестора, не относящиеся к налоговой политике, существуют в рамках таможенного законодательства?

Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится именно поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени — иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты оборудования по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.

Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года Административного регламента Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС РФ от 25.10.2010 №1957).

Однако, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС — в случае, когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, — то возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке.

Но из такой ситуации тоже есть выход.
Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС, с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 года (ранее — приказ ГТК России от 23.04.2001 № 388, сейчас — приказ ФТС России №206 от 4.02.2011 ). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.

Ввоз технологического оборудования по такой процедуре помимо оптимизации таможенных платежей еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования приказа № 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.

В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст.107 ФЗ. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.

В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по сути, приказу ГТК России № 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены.

Таким образом, сегодня законодательство всех стран — участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.

В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно.

Но при этом все равно надежнее всего положиться на опытную консалтинговую таможенную компанию, оказывающую весь объем услуг по реализации проектов, связанных с ввозом оборудования. Максимальное снижение рисков крупных внешнеэкономических проектов, минимизация издержек в таможенной сфере решаются такой компанией за счет комплексной подготовки ввоза товаров и заблаговременного обеспечения принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых для этого решений.

Источники: http://www.konspekt.biz/index.php?text=56921, http://energobelarus.by/news/V_mire/investitsii_v_tamozhennom_soyuze/, http://kapital-rus.ru/articles/article/investirovat_v_tamozhennom_soyuze/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто