Инвестиции в развитие железных дорог

Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта (стр. 1 из 4)

Курсовая работа

Тема: «Перспективы развития железнодорожного транспорта»

1. Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта

2. Реформа железнодорожного транспорта России: проблемы и

3. Влияние рыночных отношений и конкурентной среды на развитие

железнодорожного транспорта России…………………………………….….…18

Список использованной литературы…………………………………………….…22

Ресурсы Земли истощаются, а потребности землян растут, что побуждает к поиску новых возможностей жизнеобеспечения. Это обстоятельство в значительной степени обусловило ход интеграционных процессов в мире: на Американском континенте, в Азиатско-Тихоокеанском, Центрально-азиатском регионами особенно в Западной Европе. В результате многолетних усилий строительства «общего дома» страны этого региона столкнулись с жесткой конкуренцией и .необходимостью расширения рынка за пределами Европейского Союза.

В связи с переориентацией общества развитых стран с производственного спроса на потребительский за последние десятилетия изменилась и роль транспорта. Как показывают наблюдения, потребительский спрос населения по рангу значимости располагается в такой последовательности; продовольственные товары– жилье – транспорт.

Приоритетной отраслью развитого общества становится железнодорожный транспорт, а железнодорожные транспортные ресурсы — одни из ведущих ресурсов его производственного потенциала, поэтому для современного общества характерна все большая транспортная зависимость.

Процессы, формирующие транспортный рынок, обуславливают расширительное понимание транспортной системы, которое включает в нее все виды транспорта, необходимые для жизнедеятельности общества.

1.Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта в мировом масштабе

Железнодорожный транспорт – одна из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства – это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально – экономических проблем.

В настоящее время общемировая сеть магистральных железных дорог по протяженности линий распределена по регионам мира следующим образом: страны зоны свободной торговли NAFTA (США, Канада, Мексика) — 23 %, страны — члены ЕС — 15 %, страны зоны экономического сотрудничества Mercosur (Южная Америка) — 8 %, Индия и Китай — по 6 %, прочие — 42 %.

В опубликованном в начале 2001 г. докладе банковской группы DVB (г. Франкфурт-на-Майне, Германия), которая специализируется на финансировании транспортного сектора, общие капитальные вложения в развитие железнодорожного транспорта в мире в настоящее время оцениваются примерно в 70 млрд. дол. США в год, из которых 45 млрд. приходится на инфраструктуру и 25 млрд. дол. на подвижной состав.

По данным DVB, суммарные инвестиции во все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный) приближаются к 300 млрд. дол. в год, не считая затрат на строительство автомобильных дорог, которые составляют еще около 113 млрд. дол. Сделан вывод, что мировой транспортный рынок имеет огромный потенциал для инвестиций и что в железнодорожном секторе ускорение процесса приватизации создает дополнительные возможности как для банков, так и для самих потенциальных инвесторов.

В докладе DVB сообщается, что стоимость реализуемых в настоящее время проектов развития инфраструктуры железных дорог, намеченных к завершению к 2009 г., несколько превышает 452 млрд. дол., что соответствует 45 млрд. дол./год. Эта сумма по регионам мира распределяется следующим образом: Европа — 43%, Азия и Тихоокеанский регион — 20 %, Китай — 17 %, Северная Америка — 14 %, Южная Америка — 3 %, Россия — 3 %.

Отмечено, что после ряда лет застоя многие страны мира в настоящее время приступили к модернизации железнодорожных сетей, главным образом для повышения скорости движения поездов. Строятся новые железнодорожные линии.

Постоянное инвестирование в инфраструктуру железных дорог является решающим фактором роста отрасли. Подчеркнуто, что даже современный подвижной состав не будет эффективно использоваться при плохом состоянии инфраструктуры или ее несоответствии объему и характеру перевозок. Только наличие модернизированных линий железных дорог позволит сократить продолжительность поездки пассажиров и доставки грузов до такого уровня, при котором железнодорожный транспорт может конкурировать с автомобильным.

Рассматривая 10-летнюю перспективу, DVB оценивала общие затраты европейских стран на реализацию проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры за это время примерно в 195 млрд. дол. Близкими к этой сумме будут инвестиции в инфраструктуру железных дорог стран Азии и Тихоокеанского региона (164 млрд.), за ними следуют страны Северной Америки (64 млрд.), Россия (15 млрд.) и страны Южной Америки (14 млрд. дол.).

Максимальный объем инвестиций из стран Европы запланирован в Испании, где предусмотрено построить 5800 км новых линий и создать к 2010 г. сеть высокоскоростных железнодорожных сообщений общей протяженностью 7200 км. Несколько меньшими будут инвестиции в Германии и Великобритании. Около 72 млрд. дол. потребуется на приведение сети железных дорог стран Центральной и Восточной Европы в соответствие с западноевропейскими стандартами. Еще нет определенности в том, кто выделит эти средства, но очевидно, что в странах региона необходимо существенно увеличить затраты на модернизацию инфраструктуры железных дорог.

Указано, что длительное пренебрежение развитием железнодорожной инфраструктуры в странах Азии и Тихоокеанского региона стало значимым препятствием для экономического роста. Для устранения этого препятствия в Китае запланировано реализовать 11 масштабных проектов расширения и развития сети железных дорог. Крупнейшими из них являются проекты строительства высокоскоростной линии длиной 1300 км Пекин — Шанхай стоимостью 15 млрд. дол. и линии до г. Лхасы в Тибете (7,6 млрд. дол.). Эти суммы составляют заметную долю общих затрат на аналогичные цели во всем регионе.

Читайте также  Инвестиции в нематериальные активы гудвилл

В Российской Федерации Министерство путей сообщения разработало программу реформирования железных дорог страны с приватизацией отдельных составляющих железнодорожной системы с целью повышения эффективности ее деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Полагают, что российский рынок обеспечивает благоприятные возможности для развития отрасли.

По данным Всемирного банка, в настоящее время эксплуатируемый локомотивный парк железных дорог всего мира насчитывает примерно 86 тыс. тепловозов и 27 тыс. электровозов. Тепловозы по регионам мира распределены следующим образом: страны зоны NAFTA — 26 %, страны — члены ЕС —13 %, Китай — 10 %, Индия — 5 %, страны зоны Mercosur — 4 %, прочие — 42 %; электровозы: страны — члены ЕС — 32 %, Индия и Китай — по 10 %, страны зоны Mercosur — 1 %, страны зоны NAFTA — менее 1 %, прочие — 47 %. В вагонном парке насчитывается около 3,8 млн. грузовых и 180 тыс. пассажирских вагонов. В докладе DVB прогнозируется, что вследствие роста потребности в более экономически эффективных и экологически чистых транспортных средствах объем капитальных вложений в железнодорожный подвижной состав увеличится с 25 млрд. дол. в 1999 г. до 31 млрд. в 2004 г.

Администрации и компании-операторы железных дорог решают проблемы повышения производительности железнодорожных систем и более полного удовлетворения запросов пассажиров и грузовладельцев, поэтому им нужен новый, ориентированный на фактические и перспективные потребности, экономически эффективный, надежный, ремонтопригодный и простой в обслуживании подвижной состав. Ситуация на рынке подвижного состава, производственные мощности компаний-поставщиков позволяют решить эти проблемы, но связанные с этим расходы постоянно растут.

Доля стран Европы в общемировых капитальных вложениях в подвижной состав (как, впрочем, и в инфраструктуру) наибольшая, а именно около 60 % указанной выше суммы. За ними следуют страны Азии и Тихоокеанского региона — 20 %, Северной Америки — 18 % и Южной Америки — 2 %.

В Европе в 1999 г. ведущим инвестором была Германия, которая затратила на подвижной состав 5,5 млрд. дол., на втором месте находилась Великобритания — 3 млрд. дол.

Азиатский экономический кризис привел к снижению в регионе объемов инвестиций в приобретение подвижного состава с 6 млрд. в 1997 г. до 5 млрд. дол. в 1999 г. Однако в связи с началом реализации крупных железнодорожных проектов в Китае, Индии, Республике Корея и на Тайване рост инвестиций возобновился.

Парк пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава железных дорог и систем городского рельсового транспорта в настоящее время распределен по видам и числу единиц следующим образом: вагоны поездов на локомотивной тяге — 37 %, обычных пригородных поездов —19 %, моторвагонных поездов междугородных и региональных сообщений — 14 %, метрополитена — 13 %, трамвая — 6 %, высокоскоростных электропоездов — 6 %, моторвагонных поездов с наклоняемыми кузовами вагонов — 5 %. Возобновление интереса к развитию систем городского рельсового транспорта, в том числе метрополитена, и пригородных железнодорожных сообщений привело к оживлению рынка пассажирского подвижного состава и, следовательно, к росту капитальных вложений в этом секторе. Это проявляется и в США, где ранее ориентировались в основном на грузовой подвижной состав. [1]

РЖД скорректировали долгосрочную программу в позитиве

Инвестиции РЖД до 2025 года составят 7,6 трлн рублей

Инвестиции ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) до 2025 года составят 7,6 трлн рублей. С учетом средств частных инвесторов госкорпорация планирует направить на развитие инфраструктуры железнодорожной отрасли порядка 10,4 трлн рублей. Такие цифры перевозчик обозначил в принятой недавно обновленной долгосрочной программе развития (ДПР). В РЖД полагают, что реализация масштабной инвестиционной программы будет способствовать решению задач, определенных главой государства в Послании Федеральному Собранию и Майском указе 2018 года.

Президент поставил цели вывести Россию в пятерку крупнейших мировых экономик по паритету покупательной способности, а также достичь показателя роста ВВП на душу населения в 1,5 раза. РЖД в результате реализации обновленной ДПР намерены нарастить свой вклад в ВВП страны до 5,6%, увеличить налоговые поступления в бюджет и стать драйвером роста российской экономики.

С этой целью госкорпорация будет направлять на финансирование инвестиционной программы всю чистую прибыль, которая, как предполагается, к 2025 году вырастет в 16 раз до 282,5 млрд рублей. При этом выручка госкомпании должна вырасти на 73%, а показатель рентабельности EBITDA — на 12,8% и составить 33,6%.

Стоит отметить, что значительного улучшения финансовых показателей РЖД планирует добиться, в том числе, и за счет оптимизации собственных расходов. Себестоимость перевозок компании к 2025 году должна снизиться на 19%. Еще одним источником финансирования инвестиционной программы станут средства, вырученные от реализации активов.

Самой затратной статьей расходов априори станет инфраструктура отрасли. В нее РЖД планируют вложить 4,7 трлн рублей, а это 60% всей инвестпрограммы перевозчика.

Солидные средства будут направлены на обновление подвижного состава – приобретение локомотивов и электропоездов. На эти цели РЖД выделит 1,2 трлн рублей.
В результате в госкорпорации рассчитывают значительно улучшить показатели по пассажирским и грузовым перевозкам. В частности, пассажиропоток в 2025 году составит более 1,4 млрд пассажиров. В целом, доля РЖД в общем объеме перевозок пассажиров сохранится, как минимум, на уровне 26-28%.

Читайте также  Предприятий с иностранными инвестициями сша

Что касается грузоперевозок, то в этом направлении компания намерена значительно оптимизировать свою деятельность. Скорость доставки продукции повысится до 420 км/сут., что на 33 км/сут. больше, чем в 2017 году. Увеличится и доля грузов, доставленных в установленный срок. Показатель объемов погрузки высокодоходных грузов, предположительно, вырастет более чем на 70 млн тонн. Также в 2,3 раза увеличатся объемы транзитных перевозок, в том числе контейнерных. Последние наиболее востребованы к международной интернет-торговле. За счет увеличения грузооборота между Китаем и Европой компания рассчитывает уже в 2024 году повысить объем контейнерных перевозок в 4 раза.

Достигать плановых показателей по грузо- и пассажирообороту перевозчик собирается, в том числе, за счет реализации инфраструктурных проектов. Таких, например, как создание специализированного хода на направлении Центр — Юг. Благодаря этому добраться на поезде из Москвы в Адлер можно будет за 16 часов, что на 8 часов быстрее, чем сегодня. Транспортную доступность, по расчетам РЖД, улучшит и модернизация вокзальных комплексов дальнего сообщения. На эти цели компания направит около 100 млрд рублей.

Также госкорпорация продолжит развивать инфраструктуру пригородного пассажирского комплекса.

В частности, Московский транспортный узел. На этом направлении работы и сегодня ведутся ускоренными темпами. Уже до 2020 года начнется первый этап развития радиальных направлений Одинцово — Лобня и Нахабино – Подольск. Также с опережением идет подготовка к переводу МЦК на 4-минутный интервал. Помимо Московского ДПР подразумевает развитие Пермского и Саратовского железнодорожных узлов.

До 2025 года должно стартовать и масштабное строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Владимира. Это первый участок амбициозного инфраструктурного проекта ВСМ «Москва-Казань». Не менее масштабный проект — создание Северного широтного хода и строительство мостового перехода на о. Сахалин.

Для развития транзитного и экспортного потенциала РЖД запланировали и мероприятия по увеличению пропускной способности существующих магистралей. Уже в 2024 году БАМ и Транссиб смогут перевозить 180 млн тонн грузов. Программа предусматривает создание железнодорожных подходов к портам Северо-Запада, Юга, Дальнего Востока.

Общие инвестиции в строительство составят около 2 трлн рублей. Экономическому росту будет также способствовать развитие транспортно-логистических центров в Калининграде, Балтийске, Приморске, Новороссийске, Екатеринбурге, Белом Расте, а также в Сибирском федеральном округе.

«От РЖД как от национального перевозчика, действительно, очень многое зависит в плане придания нового импульса развитию всей российской экономике», — отмечает профессор Высшей школы экономики Николай Петров. По его мнению, «солидные инвестиции РЖД в основные средства приведут не только к значительному росту объема перевозок, но и будут стимулировать спрос на инновационную продукцию предприятий реального сектора, способствовать импортозамещению».

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев согласен, что для реализации «позитивного сценария», обозначенного в ДПР, «у госкорпорации есть все возможности».

«Если политическая воля руководства перевозчика будет достаточно твердой, прогнозируемые показатели можно воплотить в жизнь и раньше намеченного срока», — уверен эксперт. Кроме того, Исаев подчеркнул, что «запланированные РЖД мероприятия — полностью в русле обозначенного президентом тренда на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры». «Наибольшего эффекта от реализации программы стоит ожидать как раз на инфраструктурном направлении», — считает он.

ОАО «РОССИЙСКИЕ ДОРОГИ» — ИНВЕСТИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Об инвестициях в развитие промышленного и магистрального железнодорожного транспорта на 2006-2010 гг

Программа развития промышленного и магистрального развития железнодорожного транспорта на 2006-2010 гг. —

это второй этап программы развития железнодорожного транспорта в Кузбассе. Первый этап был успешно пройден за предыдущее пятилетие.

Новая программа предусматривает развитие пропускных и перерабатывающих способностей магистрального железнодорожного транспорта, строительство новых и реконструкцию уже имеющихся подъездов и путей к промышленным предприятиям области. В реализации программы примут участие 27 угольных и промышленных предприятий Кузбасса.

Предполагаемое количество инвестиций на ближайшие пять лет составит 40,5 млрд. рублей, 34 из которых выделит Российская железная дорога и 6,5 — угольные и промышленные предприятия. Количество инвестиций Российской железной дороги в эти годы будет расти, а инвестиции предприятий — уменьшаться. Предполагается, что заложенная ныне сумма инвестиций кузбасских предприятий будет в 2-2,5 раза выше, с учетом строительства новых станций, шахт и различных разработок.

ОАО «Российские железные дороги» планируют инвестировать в обеспечение перевозок в 2006-2010-м годах как минимум 1 трлн.137 млрд.рублей, в 2011-2015-м годах — 1 трлн. 413 млрд.рублей. Об этом сообщил президент компании Владимир Якунин в ходе брифинга по итогам заседания правления ОАО «РЖД», на котором был рассмотрен проект актуализации Стратегической программы развития компании и Генеральной схемы развития железных дорог до 2010 года.

При этом общий объем инвестиций Российских железных дорог в обеспечение перевозок в 2006 году составляет порядка 200 млрд. рублей.

Реализация Стратегической программы позволит компании добиться увеличения рентабельности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.

Ее реализация станет и мощным стимулом развития экономики государства: будут обеспечены повышение доступности и качества перевозок и не дискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Кроме того, Стратегическая программа обеспечит прозрачность формирования, прогнозируемость железнодорожных тарифов и их относительное снижение до конечного потребителя.

Инвестиции и научно-технический прогресс в железнодорожной отрасли

В рамках выделенного на 2007 год лимита финансирования, осуществляемого по нескольким источникам, проведен мониторинг и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это, в первую очередь, технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований «Закона о техническом регулировании», повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО «РЖД» системы менеджмента качества. Одновременно в несколько раз снижается доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

Читайте также  Инфляция и инвестиции в макроэкономике

Отличительной особенностью инновационного плана текущего года является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных научных проектов (КНП). Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании, а суммарный экономический эффект от реализации данных проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 году составит более 2,7 млрд. рублей.

В рамках КНП-1 начаты работы по созданию и внедрению информационно-управляющей системы обеспечения управления локомотивными парками на сети дорог. В качестве полигона реализации пилотного проекта определен участок Рыбное — Челябинск-Главный. Проведенный анализ показывает, что внедрение такой информационно-управляющей системы на данном полигоне позволит за счет оптимизации использования сократить потребный парк на 61 машину в сутки, то есть практически снизить его на 10%. Без преувеличения можно сказать, что внедрение данного пилотного проекта станет первым шагом к созданию интеллектуальной системы управления, которая коренным образом изменит технологии управления парками на сети железных дорог.

Особое место в планах ОАО «РЖД» занимают «прорывные» технологии, направленные на внедрение на железнодорожном транспорте передовых достижений научно-технического прогресса. В частности, это проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе мощностью 8300 МВт. В настоящее время завершаются стендовые испытания силовой установки, а опытная эксплуатация первого в мире газотурбовоза такой мощности, как ожидается, начнется к 1 августа 2007 года.

Показателен пример использования новейших разработок, которые реализованы при проектировании нового российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС6К, созданного в течение полутора лет на Уральском заводе железнодорожного машиностроения в сотрудничестве ОАО «РЖД».

Также совместно с Воронежским авиастроительным объединением спроектирован и построен новый грузовой вагон из экструдированного алюминиевого профиля производства компании СУАЛ-Холдинг. Вагон успешно прошел все виды испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке и на скоростном полигоне Белореченская — Майкоп.

В ближайшее время начнутся пробеговые эксплуатационные ресурсные испытания с целью определения долговечности выбранной конструкции. Грузоподъемность данного вагона составляет 82 тонны. Планируется использовать вагоны данного типа при перевозке угля на направлении Кузбасс — Усть-Луга. Полученный опыт может быть использован при проектировании пассажирских вагонов с кузовом из алюминиевого профиля. Кстати, на железных дорогах США 70% вновь закупаемых вагонов имеют кузов из алюминиевых сплавов.

ОАО «РЖД» и НК «ЛУКОЙЛ» намерены развивать сотрудничество. Эксперты считают, что у компаний хватит ресурсов для привлечения господдержки своих проектов.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и президент НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подписали протокол о намерении расширения совместной деятельности по модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Перед этим главы компаний обсудили итоги и перспективы совместных проектов. В 2004 — 2005 годах железнодорожная и нефтяная компании активно развивали инфраструктуру Октябрьской железной дороги для перевозок нефте-продуктов в направлении распределительно-перевалочного комплекса (РПК) в порту Высоцк в Ленинградской области. Для обеспечения перевозок в объеме 7 млн тонн нефтепродуктов в год ОАО «РЖД» и «ЛУКОЙЛ» вложили 200 и 300 млн руб. соответственно. Алексей Громов. Нефтяные инвестиции в железную дорогу. Газета «Гудок», 29 декабря 2006 г.

Совет директоров ОАО «ФСК «ЕЭС» (Федеральная сетевая компания) одобрил инвестиционную программу на 2007 год в объеме 91,5 млрд руб.

Программа предусматривает масштабное строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, снятие сетевых ограничений на подключение к сетям новых потребителей, обеспечение схем выдачи мощности в Единую энергосистему страны от строящихся электростанций. Инвестпрограмма 2007 года по сумме инвестиций почти в 2,5 раза превышает инвестиции 2006 года. В этом году инвестиции ФСК «ЕЭС» в сетевые объекты России составили 36 млрд руб.

Инвестиционная программа Федеральной сетевой компании предполагает финансирование из нескольких источников — собственных средств компании (38455 млн руб.), за счет средств федерального бюджета (18680 млн руб.), за счет средств от продажи активов оптовых и территориальных генерирующих компаний (31800 млн руб.), а также платы за технологическое присоединение (2640 млн руб.). Инвестиции по всей сети. Газета «Гудок», 25 декабря 2006 г.

ОАО «РЖД» в 2006 году достигла наилучших экономических показателей. Рентабельность компании вышла на уровень 3,1%. Этот показатель также превышает прошлогодний в 2,5 раза. В модернизацию основных фондов инвестировано 200 млрд руб.

На период до 2010 года компании необходимо 1,9 трлн. руб. инвестиций. РЖД видят возможность изыскать за счет сокращения издержек и за счет прибыли около 1,2 трлн руб. Однако этих средств не хватит на все проекты развития инфраструктуры и техники. ОАО «РЖД» возлагает большие надежды на продажу пакетов акций дочерних обществ. Основной расчет — на IPO акций создаваемой Грузовой компании. Продажа ее акций принесет материнской компании около 100 млрд руб. А это инвестиции в инфраструктуру и подвижной состав.

В 2007 году будет заложена основа для реализации трехлетней программы развития компании. Грузооборот возрастет на 3,5%, а пассажирооборот на 2,7%. Будет приобретено 20 тыс. грузовых и 895 пассажирских вагонов, 319 локомотивов, 746 секций электропоездов. Объем инвестиций в обновление фондов составит 240 млрд. руб.

Источники: http://mirznanii.com/a/219346/investitsii-v-razvitie-zheleznodorozhnogo-transporta, http://www.gazeta.ru/business/2018/06/27/11817223.shtml, http://studbooks.net/1853391/ekonomika/rossiyskie_dorogi_investitsii_perspektivy

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто