Инвестиции в сфере услуг и развлечений

Индустрия развлечений: как заработать на том, на что другие тратят?

«Вкалывают роботы, а не человек»

Начать стоит с того, что в развитых странах присутствует риск существенного сокращения рабочих мест. Перенос производства в США и повышение таможенных пошлин на импорт, которые лоббирует нынешний президент страны Дональд Трамп, не отменяют риски потери работы в стране для десятков миллионов водителей, бухгалтеров, работников заводов и офисов. Их места могут занять роботы, автопилоты и системы искусственного интеллекта.

Согласно анализу McKinsey & Co., «бомба автоматизации» ставит под удар 45% всей рабочей деятельности в Америке. В производственной сфере потребность в сварщиках, резчиках, паяльщиках и других рабочих специальностях может сократиться на 90%. Яркий тому пример – компания Uber, озвученной целью которой является максимально быстрая замена более одного миллиона своих водителей автопилотами. Даже в финансовой и страховой сфере, по оценкам консалтинговой компании, может быть сокращено 66% работ, выполняемых людьми.

Можно предположить, что со временем более высокий, чем нынешний, уровень безработицы станет нормой. Это приведет к тому, что у большого числа людей появится заметный избыток свободного времени. Учитывая, что тренд на автоматизацию и роботизацию производственных процессов появился не вчера, можно с полной уверенностью говорить, что он продолжится. На этом фоне роль сектора экономики, отвечающего за свободное время, будет также продолжать расти.

О чем я говорю, когда говорю о… развлечениях и инвестициях

Традиционно глобальная индустрия развлечений обозначается акронимом REST (Recreation, Entertainment, Sports, Tourism) и включает бизнес, специализирующийся на отдыхе, зрелищных развлечениях, спорте и туризме. Однако официально в США выделяют индустрию медиа и развлечений (media and entertainment — M&E) в которую входят производство и дистрибуция фильмов, телепрограмм и рекламы, потоковый медиаконтент, музыка и аудио, радио, книги и видеоигры. Американская индустрия развлечений является крупнейшей в мире, занимая треть всего глобального рынка. По оценке PriceWaterhouseCoopers (2014 — 2019 Entertainment & Media Outlook) в денежном выражении она достигнет к 2019 году объема $723 млрд (от $632 млрд в 2015 году).

Чтобы обычному человеку инвестировать в развитие индустрии развлечений, ему нужно купить акции торгуемых на бирже компаний, занятых в этой отрасли. В разрезе интересующего нас фондового рынка структура сложнее. Согласно общепринятой классификации Global Industry Classification Standard (GICS), используемой в частности и S&P для определения категорий публичных компаний, к индустрии развлечений можно отнести такие подсекторы, как Casinos & Gaming; Cable & Satellite; Home Entertainment Software; Hotels, Resorts & Cruise Lines; и Leisure Products. И самое интересное, что в эти подсекторы не попадают такие гиганты, как AT&T, Facebook, Google и некоторые другие ключевые игроки отрасли. Поэтому ниже мы рассмотрим именно отдельные компании, выделив два наиболее перспективных, на наш взгляд, направления – это развлечения, связанные с просмотром видео, а также различные игры.

«Господи, благослови телевидение»

Видео уже сейчас – основной развлекательный контент, в будущем его доля будет только расти. Благодаря интернету смотреть видео можно 24 часа в сутки на компьютере, смартфоне или планшете. Где бы мы ни находились, в аэропорту, ресторане или на концерте, мы почти всегда можем посмотреть телешоу, кино или поиграть. Развлекательные компании активно находят способы адаптироваться к этому развитию технологий.

Американская индустрия видео включает кинотеатры, телевидение и домашний просмотр. Прогнозируется, что выручка кинотеатров увеличится с $9,9 млрд в 2016 году до $10,9 млрд в 2020-м. Относительно небольшой рост связан с переходом контента с физических носителей на цифровые и онлайн-просмотр, ростом цен на билеты, уменьшением числа релизов. Домашнее видео вырастет за этот период с $20 млрд до $20,9 млрд, но при этом объем потоковых сервисов и видео по запросу подскочит с $11 млрд до $15 млрд. Телевизионный рынок США, будучи зрелым, изменится незначительно — с $101,8 млрд до $102,3 млрд.

Согласно Deloitte Consulting, свыше 90% поколения двухтысячных вовлечены в четыре вида активности перед экраном. Они хотят иметь круглосуточный доступ к видеоконтенту и менее зависимы от подписки на ТВ, во время просмотра видео они обычно одновременно сидят в соцсетях, шлют текстовые сообщения, слушают музыку или играют в видеоигры. Это влияет на концентрацию внимания потребителей, формируя спрос на индивидуальный просмотр онлайн-видео и технологии с простой и быстрой сменой интерфейса. Консалтинговая фирма прогнозирует рост числа зрителей потокового видео до 209 млн к 2021 году от 181 млн в 2015 году.

В этом году продолжатся кардинальные изменения на рынке развлечений США, начавшиеся в последние несколько лет:

  1. Рост доли «экономичных» пакетов для подписных сервисов, предлагаемых кабельными и спутниковыми компаниями, а также провайдерами потоковых и ОТТ (over the top – получение контента через приставку) сервисов, такими как Netflix и Amazon.
  2. Рост популярности укороченных по времени видов контента, такие сериализированные веб- и Youtube ролики продолжительностью 6-10 минут.
  3. Новые формы рекламы – от мгновенных сообщений до содержательного контента, с различными формами спонсорства и продакт-плейсмента.

Поставщики потокового контента получают значительную часть выручки рекламодателей, способствуя формированию у потребителей ожидания «бесплатных» услуг, что способствует видоизменению рынка. Потребление медиа расширяется до «физического» опыта. Новые технологии позволяют испытать более персональную связь как со звездами и представителями шоу-бизнеса, так и с людьми с общими интересами. Через социальные медиа появляются дополнительные возможности при прямых трансляциях событий, в сфере спорта, в области тематических парков. Сюда относятся, например, посты и селфи участников мероприятий в Instagram, Snapchat и Facebook. На этом фоне кабельное телевидение постепенно теряет аудиторию.

Недавно Google анонсировала свой подписной сервис на потоковое видео YouTubeTV. Компания подписала соглашения с CBS, Twenty-First Century Fox и Walt Disney для получения доступа к контенту.

«Вы готовы играть?»

Американский игровой рынок продолжает бурно развиваться, превысив планку $100 млрд. Традиционно он состоял из видеоигр для персональных компьютеров и игровых консолей. Сейчас же потребители обладают доступом к разнообразным устройствам, включая смартфоны и планшеты. Сектор включает физические, цифровые и онлайн-игры, подписные сервисы, мобильные приложения, а также технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Сектор динамично эволюционирует в таких направлениях, как социальные и казуальные игры. Развивается также направление профессионального киберспорта.

Одним из факторов роста является увеличение доли онлайн-игр не только на компьютерах, но также на игровых консолях. Это способствует увеличению игрового времени. Например, геймеры в 2016 году потратили 43 млрд часов на игры компании Activision Blizzard, что сравнимо с длительностью просмотра видео в Netflix в течение 45 млрд часов. На этом фоне акции Activision подскочили почти на 20% на следующий день после выхода годового отчета за 2016 год, показавшего рост продаж на 42%.

Electronic Arts также является ведущим производителем контента в секторе (акции компании выросли на 400% за последние 5 лет) с очень успешными франшизами FIFA, Star Wars, и Battlefield. Компания также является одним из ключевых игроков в растущем сегменте электронных спортивных состязаний. В то время как продажи EA не показывали такую же динамику, как у Activision, она все еще остается на долгосрочной траектории роста с увеличением прибыли на 56% в течение первых трех кварталов 2017 финансового года.

Еще одним фактором роста для игровой индустрии является развитие мобильных игр, особенно простых, вызывающих огромный начальный интерес, а также игр с долгосрочным вовлечением.

Одним из безусловных лидеров в этой области является Take-Two Interactive. Компания недавно приобрела разработчика мобильных игр Social Point, что должно способствовать ее дальнейшему росту. Take-Two также усилила свои позиции в сфере киберспорта, заключив партнерство с NBA (Национальная баскетбольная ассоциация). Хотя компания и уступает по масштабам своим конкурентам, одним из ее достоинств является концентрация на качественном развитие, а не на количественном.

Наконец, нельзя не упомянуть Nintendo, вернувшуюся из забытья в 2016 году с выходом игры Pokemon Go от Niantic Inc. Эта игра с дополненной реальностью быстро покорила мир, с пятьюстами миллионами загрузок в первые несколько месяцев после появления.

Активно пытаются развиваться на игровом рынке и технологические гиганты. В частности, Amazon.com еще в 2014 году приобрела игровой сайт Twitch за $970 млн. Amazon Game Studios активно нанимает специалистов (открыты свыше 100 вакансий).

«Что же из этого следует?»

Эта строка из стихотворения Ю. Левитанского звучит в киноленте «Москва слезам не верит». Ответом в фильме является «Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца», который мы б дополнили тем, что стоит следить за развитием всей этой большой индустрии. Это не только интересно и позволяет получить представление о вкусах современной молодежи, но также такая информация позволяет получить доход от вложений. Важно то, что акции компаний, о которых было рассказано выше, торгуются не только на американских биржах, многие из них уже доступны любому, даже неквалифицированному российскому инвестору, так как они включены в листинг биржи Санкт-Петербургской. А это значит, что долгосрочный портфель, в котором уже есть акции, например Сбербанка и «Аэрофлота», можно легко дополнить ценными бумагами компаний, специализирующихся на играх и медиа. Мир меняется, и вслед за этими изменениями, а, лучше, опережая их, стоит управлять и составом своего инвестиционного портфеля.

Читайте также  Прямые иностранные инвестиции в автопром

Инвестиции в рынок развлечений: Охота на тренды

О важности отслеживания трендов в мире развлечений и на каких этапах стоит инвестировать в развлекательные проекты, рассказывает Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR.

Инвестиции в рынок развлечений: Охота на тренды

Прекрасное издалека

Какая часть жизни самая привлекательная? Работа? Пробки? Бюрократия? Решение скучных бытовых задач? Или кино, клубы, концерты, игры? Конечно, последнее! Индустрия развлечений украшает обыденность каждого человека. Именно благодаря ней вокруг нас пестреют интересные афиши, происходят яркие и необычные события типа биеналле современного искусства. Не удивительно, что так много инвесторов обращают на индустрию развлечений свой взор. Ведь эта сфера бизнеса привлекательна как с имиджевой точки зрения, так и очень интересна благодаря сути процессов, ее наполняющих.

Риск и аналитика

Основная особенность индустрии развлечений в России — это сумасшедшая скорость смены тенденций. Наше общество не любит все старое, быстро устает от одинаковых форматов, постоянно ищет нечто бодрящее. Консерватизм и традиции в вопросе развлечений чужды русскому человеку. В нашей стране, в отличие от Европы, крайне мала привязанность к любимому спектаклю или аттракциону. Все хотят постоянных ошеломляющих новинок. Причем чем больше адреналина прокачивает новинка, тем она будет востребованней.

Самая важная мысль, которую должен понимать каждый, кто собирается инвестировать в рынок развлечений в России, это то, что важно ловить тренд на раннем этапе. Не надо брать те форматы, которые проверены временем и кажутся надежными. Это не работает в нашей стране. В России нужно почувствовать, или увидеть с помощью аналитики, успех нового и пока еще малоизвестного тренда. Первые инвесторы нового формата получают сверхдоходы. Именно эти суперпоказатели столь заманчивы и делают вопрос инвестиций в рынок развлечений настолько популярным. Но для того, чтобы их добиться, нужно поймать тренд в самом зачаточном состоянии.

Примеров удачной охоты на молодые тренды в России масса. Это история невероятного успеха Клаустрофобии и квестов в реальности, популярности пейнтбола, лазертага и бильярда. В каждой из этих историй те компании, которые стояли у истоков тренда, получали сверхдоходы при минимальных вложениях. При этом же те, кто выходил на рынок через пару лет после них, получали совсем иную финансовую картину.

Этапы развития

Стоит разобраться в том, какие этапы эволюции проходит каждый тренд индустрии развлечений в нашей стране. И на каком этапе инвесторам стоит вкладываться в проекты хайп-сферы.

Итак. Первый этап — это взрывной рост спроса. Обычно он обусловлен шквалом материалов журналистов или блоггеров. СМИ и социальные сети обладают максимальным влиянием на аудиторию, поэтому обилие информации о каком-то новом виде развлечений непременно приводит к геометрической прогрессии спроса. Именно на этом этапе нужно вкладываться. Конечно, для инвестора существует доля риска, так как кажется, что одного только ажиотажа вокруг отрасли мало. Но, на самом деле, чаще всего этого хватает для получения ROI в 100% и более в год.

Следующий этап — это насыщение рынка. Возьмем пример с квестами в реальности. У истоков стояла всего пара компаний. Их знали «в лицо», их уважали и любили. А через несколько лет рынок квестов стал переполненным множеством мелких компаний, уровень качества игр и сервиса которых был зачастую настолько низким, что достаточно сильно испортил имидж всей отрасли. В итоге пользователи начали бояться идти в новые квесты, а постоянно посещать старые, известные до мелочей, надоело.

Третий этап обычно охарактеризован практически полным умиранием всего создавшегося рынка конкретного типа развлечений. Спрос снижается до предельно-низких значений, большинство компаний вымирает, кто-то банкротится, а кто-то просто перекладывает средства в другой тренд. Конечно, несколько брендов остается на рынке. Чаще всего это именно та пара брендов, которая стояла и у истоков. Их аудитория настолько любит, что готова воспринимать как непреложную ценность. К ним люди возвращаются. Они вызывают ностальгию. Но чистая прибыль этих компаний через три-четыре года после рождения тренда снижается многократно.

Путь инвестора

Инвестировать в развитие нового тренда, как я уже говорил, нужно на этапе его зарождения. Максимум — через полгода-год после старта этапа супер-хайпа. Тогда инвестор насладиться не только рисками, но и сверхдоходами.

Второй этап жизни тренда, насыщение рынка до его предела, это знак для инвестора, что не стоит вкладываться в такие проекты. Всего через полгода рынок войдет в период «shake out» и тогда точно не стоит его касаться. Выгоднее подождать еще 8-12 месяцев и купить за треть или четверть стоимости самую крупную компанию-основателя тренда. Тогда есть высокий шанс преумножить каждый вложенный рубль, так как ваш бренд, будучи самым сильным и ярким, будет вызывать ту самую пресловутую ностальгию и уважение аудитории.

Думаете, что купить гиганта рынка за четверть стоимости нереально? Зря. Многие участники рынка, увидев последовательное снижение прибыли, разочаруются и захотят продать свой бизнес “хоть за сколько”. Будьте терпеливы, ведь время играет на вас. Приходите с предложение раз 1-2 месяца, планомерно снижая предложение. Через 4-6 месяцев вы сможете заключить хорошую сделку. Правильный ориентир составляет 60-40% от пиковой стоимости компании.

Шоу продолжается

Играть на рынке развлечений в России инвестору не только весело, но и выгодно. Новые тренды появляются с регулярностью в три-четыре года. Соответственно, при правильном финансовом менеджементе есть возможность с регулярностью собирать сверхдоходы. Для этого нужно только правильно чувствовать грядущую популярность зарождающихся трендов и оперативно производить инвестиции в выбранный тип развлечения. Длительная, дольше полугода, оценка активов и рентабельности, может привести к тому, что вы опоздаете. Финансовые модели на рынке развлечений обычно крайне прозрачны, так как основные точки в виде стоимости аренды, оборудования и процента купленных билетов ясны и просты.

Сейчас на рынке развлечений в России есть три основных тренда. Первый тренд — это «детские городки», которые обычно запускаются в ТЦ. На большой площади открываются несколько разноформатных развлечений для детей. Допустим, детский кинотеатр, парк развлечений, мастерская кукол и небольшой контактный зоопарк. При этом на территории такого «городка» обязательно должна находиться детская парикмахерская или магазин детской одежды. Это делает локацию более привлекательной для родителей, так как позволяет не только подарить чадам праздник, но и решить насущные проблемы типа стрижки или покупки сезонных вещей.

Второй тренд — это мода на виртуальную реальность. Аудитория, которая любила квесты в реальности и заядлые геймеры, которые следят за обновлениями игр-мировых бестселлеров, объединились в едином порыве ажиотажа вокруг высокотехнологичного VR. Благодаря бесспорным плюсам новинки в виде очень высокого качества визуализации картинки и звука и безграничности модификаций игр, спрос на VR растет в геометрической прогрессии. Пока что тренд еще не находится в зачаточном состоянии, но это не на долго. Уже идет активизация инвесторов в данном направлении.

Третий тренд — это мобильные приложения, касающиеся ЗОЖ-развлечений. Этот тренд близится к своему второму жизненному этапу. Игроков на рынке уже достаточно много. Аудитория очень хорошо осведомлена о сути предложений, начинает уставать от чего-то приевшегося. Но все же прибыль на данном рынке еще очень высока. Многие инвесторы еще не покинули данное направление, так как продолжают генериться высокие доходы. Но будущее где-то рядом, так что близится закат ЗОЖ-веселья.

Сергей Картинцев
Операционный директор компании Anvio VR

http://bi-school.ru/investitsii-v-rynok-razvlechenij-ohota-na-trendy/ 2018-08-16T11:25:52+00:00 Менеджер Портал Публикации Anvio VR,виртуальная реальность,индустрия развлечений,Картинцев Сергей,публикации,развлечения,сфера развлечений,тренд,тренд 2018 О важности отслеживания трендов в мире развлечений и на каких этапах стоит инвестировать в развлекательные проекты, рассказывает Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR. Прекрасное издалека Какая часть жизни самая привлекательная? Работа? Пробки? Бюрократия? Решение скучных бытовых задач? Или кино, клубы, концерты, игры? Конечно, последнее! Индустрия развлечений украшает обыденность каждого человека. Менеджер seostd@yandex.ru Administrator БИЗНЕС ИНСАЙТ

Активизация инвестиционной деятельности на рынке развлекательных услуг

Особенности инвестирования в индустрию развлечений

Россияне — люди увлекающиеся и с ростом благосостояния готовы тратить все больше денег на свои увлечения. Развлечения — первоочередной объект вложения свободных средств, и когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора.

Читайте также  Договор на поиск объекта инвестиций

Индустрия досуга — это парки развлечений; развлекательные зоны в торговых центрах (кинотеатр, детский городок, боулинг, бильярд, аттракционы, дискотека, фуд-корт, фитнес-клуб и пр.); специализированные развлекательные центры (кино, дискотека, боулинг, бильярд, игровой центр, каток, роллердром, керлинг, спортивный бар и т.д.).

Размещение досуговой инфраструктуры в торговых комплексах закономерно, так как напрямую связано с ростом торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости вызывает активный поиск девелоперами разнообразных способов привлечения посетителей в торговые центры. Как правило, это концептуальные решения по развитию развлекательной зоны, обеспечивающей дополнительный приток посетителей.

Предпринимательские идеи, нацеленные на привлечение потока желающих отдохнуть и развлечься, реализуются путем как создания комплексной сбалансированной зоны развлечений (парки развлечений), так и продвижения важнейших объектов интереса — «якорей» (кино, боулинг и др.), дополненных реализацией других игровых и развлекательных услуг (аттракционы, игровые автоматы, питание, бар и др.), что позволяет генерировать дополнительные денежные потоки.

Индустрия развлечений и досуга — динамично растущий сегмент бизнеса и в мире, и в России. По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, сектор индустрии развлечений и медиа (Entertainment & Media) весьма динамичен — темпы роста его составляют не менее 5-6% ежегодно. Тенденциями глобальных рынков парков развлечений и отдыха, игорного бизнеса являются: рост доли концептуальных комплексов, объединение торговых и развлекательных направлений в единую развлекательную инфраструктуру.

В настоящее время в России индустрия развлечений и досуга переживает бум, резкая динамика роста этого рынка обычна для развивающихся стран. Основными факторами роста рынка являются повышение благосостояния населения, интерес к здоровому образу жизни, распространение гедонистических ценностей в обществе, бурное развитие крупных торговых центров.

При оценке рынка необходимо учитывать, что емкость российского рынка развлечений нельзя оценивать по западным стандартам вследствие сохраняющейся разницы в структуре расходов семейного бюджета: россияне тратят на продукты около 1/3 доходов, в то время как европейцы — лишь 12-15% от своего бюджета [30, с. 52].

Индустрию развлечений можно отнести к «раздробленным отраслям». Она состоит из множества мелких и средних предприятий, ни одно из которых не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли.

Как и в других отраслях, по мере накопления капитала и усиления конкуренции задача максимизации прибыли за счет получения экономии от масштаба обусловливает концентрацию капитала следующими способами:

­ путем централизации и укрупнения: горизонтальная интеграция — создание корпоративных, ассоциативных и франчайзинговых сетей;

­ путем проникновения в другие отрасли: вертикальная интеграция и диверсификация — межотраслевая (торговля + питание + развлечения) и внутриотраслевая (торговля + упаковка + кулинария), а также иные форматы в рамках одной компании.

Рынок развлечений в настоящее время четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах (большинство не занимает свыше 5% сегмента рынка), при этом отсутствуют игроки, которые занимали бы больше 1% рынка в целом. Самым крупным игроком в сегменте кинопоказа является компания «Каро-фильм», на долю которой приходится около 10% рынка по количеству кинозалов и до 20% в денежном выражении.

По итогам 2006 г. рынок развлечений был насыщен менее чем на 25%. В 2007-2008 гг. он вошел в интенсивную фазу развития и начал быстро консолидироваться. Ведущую роль в его концентрации играют сетевые компании. Пока на рынке есть место для новых независимых игроков, но через некоторое время конкуренция за потребителя ослабнет. Рынок приблизится к насыщению, и начнется его концентрация путем слияний и поглощений.

Оптимальным вариантом выхода на рынок через 1-2 года будет только франчайзинг. Для сетевых игроков франчайзинг является наиболее подходящей формой тиражирования бренда. Быстрый рост сетей потребует больших инвестиций и организационных затрат, особенно для удаленных регионов.

Рынки регионов, в особенности города с численностью до 500 тыс. человек, имеют большой потенциал для строительства ТРЦ и прихода операторов развлечений, что вызвано дефицитом культурно-досуговой инфраструктуры и повышением уровня доходов населения.

По мнению экспертов, наиболее перспективен формат мультифункционального развлекательного центра с качественным набором развлекательных услуг и высоким уровнем сервиса, что обеспечивает наибольший охват целевой аудитории и рост доходов оператора.

Основные игроки по сегментам рынка развлечений и досуга с оценкой перспектив каждого рынка представлены в Приложении Г.

Бизнес по предоставлению развлекательных услуг организуется в следующих основных форматах:

­ отдельные развлекательные клубы, фокусирующиеся на одном сегменте развлечений или предоставляющие комплексные развлечения;

­ сетевые операторы отдельного сегмента развлечений (детские игровые сети — Star Galaxy, Crazy Park, боулинг-клубы «Сити боулинг», «Космик», киносети «Каро-фильм», «Формула кино»);

­ управляющая компания сети комплекса развлечений, охватывающего все сегменты развлечений (УК «Планета развлечений» — боулинг, фуд-корт, детская зона, кинотеатр; УК «Инвесткинопроект» — боулинг-центр, фуд-корт, многозальный кинотеатр + детская зона — сетевой оператор Game Zona);

­ единая управляющая компания в альянсе с партнерами (УК «Планета развлечений» и Dvi Group в области кинопоказа);

­ управляющая компания девелопера для всей развлекательной зоны в ТРЦ (УК «Русский кинопрокат» в сети развлекательных комплексов «Кино&Domino»).

Сдерживающим фактором для появления новых игроков является высокий порог участия для серьезных проектов, т.е. необходимость значительных капитальных затрат. Однако низкие эксплуатационные издержки, особенно нового оборудования, и быстрая окупаемость при грамотном управлении развлекательным центром делают данную сферу инвестиционно привлекательной.

Стоимость вхождения в индустрию досуга и развлечений может составить и 3-5 тыс. долл. (одиночные несложные аттракционы), и 2-3 млн. долл. (боулинг-клуб) и десятки миллионов (крупные парки с зоной аттракционов, искусственными водоемами, лесопарками и проч.).

Однако стоимость входа в бизнес — не единственный фактор для принятия решений. Помимо размера инвестиций и срока окупаемости, имеют значение факторы риска. В сегменте развлечений значимы риски: падение спроса, сезонность.

Риск снижения спроса в сфере индустрии развлечений определяется предпочтениями потребителей. Мерами компенсации рисков является ориентация на диверсифицированный и обновляемый по мере необходимости продуктовый ряд. Нивелирование риска сезонности также производится диверсификацией. Например, для парков развлечений это сочетание открытой и закрытой частей парка, т.е. организация прогулочной зоны (аттракционы) и крытого комплекса (боулинг, картинг, мини-кинотеатр, кафе, игровые автоматы и др.).

Окупаемость бизнеса напрямую связана и со стоимостью оборудования, и с эффективностью товарных групп. При изучении альтернатив вложений средств надо принимать во внимание стоимость и характеристики оборудования, сопоставлять выручку и стоимость владения оборудованием (расходы на содержание техники, удобство или сложность в эксплуатации и проч.) т.е. все то, что влияет на отдачу и окупаемость.

При строительстве одним оператором комплексной концепции общий срок окупаемости проекта увеличивается до 5 лет за счет большого срока для детского центра (4-6 лет) и кино (до 10 лет). На сокращение сроков окупаемости может повлиять прибыль от высокодоходных услуг (ресторанов, кафе), а также экономия на аренде, которая с учетом занимаемой арендатором большой площади может быть очень значительной.

При рассмотрении возможности расширения ассортимента следует учитывать, что быстрее всего (как самостоятельный одиночный бизнес) окупаются прежде всего рестораны (1-2 года), боулинг (2-4 года), игровая зона (4-6 лет); самые «длинные» деньги — это инвестиции в кинотеатры (до 10 лет) [30, с. 54].

Для оценки эффективности товарных групп может быть применен подход сопоставления инвестиций и маржинальной прибыли в разрезе продуктового ряда (маржинальная прибыль по продуктовым группам рассчитывается как выручка минус переменные и прямые расходы).

Для реализации бизнес-проектов важна четкая стратегия, учитывающая тенденции рынка:

­ взаимоотношения с конкурентами / партнерами;

­ взаимоотношения с девелоперами;

­ географию вхождения в регионы (для сетевых структур);

­ географию размещения в городе;

­ направления развития бренда;

Составной частью общей стратегии является стратегия инвестирования, правильный выбор и реализация которой во многом определяют перспективы бизнеса. Существенными моментами стратегии инвестирования являются: источники инвестирования, их стоимость, доступность, реализуемость (срок), наличие существенных условий. В соответствии с этими критериями и следует сравнивать источники инвестирования.

При выборе способа финансирования необходимо учитывать текущую ситуацию на финансовом рынке. Из-за мирового финансового кризиса стоимость развития в связи с ростом арендных ставок, инфляцией зарплат, увеличением стоимости рекламы и ростом конкуренции существенно изменилась в большую сторону. Решением проблемы привлечения инвестиций может стать банковское кредитование (как правило, краткосрочное) или листинг на биржах, ведущий к привлечению значительных средств на развитие.

Что касается финансовых инвесторов, инвестиционных фондов, специализирующихся на сегменте ритейла и развлечений, то следует отметить следующие факты. В апреле 2005 г. фонд Delta Private Equity Partners купил около 45% сети кафе «Прайм», а скандинавский инвестфонд Trigon Direct Investments — 85% петербургской сети кофеен «Идеальная чашка». В 2007 г. Renaissance Pre-IPO Fund за 7 млн. долл. приобретает 25% акций компании «Плэжа Машин», развивающей сеть развлекательных центров Game Zona. В конце 2006 г. стало известно, что в развитие сети детских развлекательных центров Crazy Park не менее 15 млн. долл. вложат фонд Russia New Growth, созданный на деньги «Тройки Диалог», ЕБРР и сингапурской Temasek. На декабрь 2006 г. было открыто 11 центров, а до конца 2007 г. их число планировалось увеличить до 30. Инвестиции составят 50 млн. долл. Фонд Alfa Capital Partners приобрел 90% сетей трактиров «Елки-палки» и ресторанов «Маленькая Япония» у ресторатора Аркадия Новикова и его партнеров по бизнесу [19].

Читайте также  Международная выставка инвестиции в недвижимость

При разработке масштабного развлекательного проекта, носящего сетевой характер, стратегию инвестирования целесообразно выстраивать с привлечением различных источников, комбинировать их в зависимости от стадии развития.

Начало развития — это, безусловно, наличие собственных средств, при этом для хорошо проработанного проекта реальным является привлечение проектного финансирования с последующим выкупом долей за счет доходов от текущей деятельности, генерируемых растущим бизнесом. Заемные средства на стартовом этапе возможны, если присутствует четкая стратегия развития (цели, потенциал их достижения, выделенные приоритеты развития).

Вариант с проектным финансированием возможен как на начальном этапе развития, так и на этапе стабильного функционирования. Для банка-инвестора критерием для принятия решения является достаточность собственного капитала (использование в проекте собственных средств и / или других инвесторов кроме банка) и доходов, генерируемых объектом, для финансирования не менее 30% от стоимости проекта. Также необходима опытная команда менеджеров проекта. При условии устойчивого финансового состояния, достигаемого после 3-4 лет жизни сети, и при наличии обеспечения процентная ставка снижается. Проектное финансирование является, по сути, долгосрочным банковским кредитом на срок более 4-5 лет. По мере выхода объектов на устойчивый финансовый поток доли выкупаются из залога у банка (возвращается кредит, проценты и инвестиционный доход банка).

Банковские кредиты могут привлекаться на среднесрочный период в небольших объемах для удовлетворения оперативных потребностей в пополнении оборотных средств с учетом достаточно жестких условий по залоговой базе.

Вексельные и облигационные программы могут использоваться после 3-4 лет развития, если компания уже имеет опыт реализации достаточно долгосрочных (более 1 года) средних и крупных проектов — освоение и расширение новых каналов продаж, товарных групп, новых технологий, если освоены эффективные системы корпоративного управления.

Акционерный капитал — размещение акций среди частных инвесторов или первичное публичное размещение (IPO) целесообразно проводить не ранее чем через 5 лет. Реализация проекта IPO предполагает способность воплощения масштабных стратегически важных долгосрочных проектов (построение крупной сети, достижение значимой доли на рынке, создание известного бренда и эффективное управление им, создание корпоративной системы управления, освоение инструментов слияний и поглощений и др.).

Что касается сферы развлечений в зарубежных странах, то следует отметить следующее.

Объемы инвестиций в строительство торгово-развлекательных центров и комплексов в Болгарии растут не по дням, а по часам. В Софии планируется возвести 12 подобных объектов. Ненамного меньше центров развлечений инвесторы желают построить в Варне — 10 комплексов уже на стадии проектирования. Пловдив, Бургас и Русса станут богаче на четыре, три и два крупных торгово-развлекательных комплекса. Небольшие города пока не привлекают такого активного внимания со стороны инвесторов, но часть городов уже находится под прицелом. Среди них Плевен, Благоевград, Хасково, Габрово, Лоеч и другие. Главное условие для населенных пунктов, претендующих на строительство торгово-развлекательного комплекса — достаточное количество жителей. На сегодняшний день их должно быть не меньше 70 тысяч человек [4]. Сегодня недвижимость в Болгарии чрезвычайно привлекательна для иностранных инвесторов, так как эта страна сегодня один из самых привлекательных курортов и даже мест для постоянного жительства.

19-я Выставка индустрии развлечений в Китае, прошедшая в марте 2009 года в Пекине, была охарактеризована рекордным уровнем объёма заключенных сделок. Согласно последним данным, на выставке было заключено договоренностей на общую сумму свыше 500 млн. юаней (73,2 млн. $). Согласно сообщению Всекитайской ассоциации парков развлечений и аттракционов, выступающей в качестве спонсора мероприятия, трёхдневная выставка привлекла инвесторов, поставщиков и разработчиков современных услуг развлечения из 23 стран и регионов мира. В 2008 году объём торговли на выставке составил 300 млн. юаней. В настоящее время ежегодный доход парков развлечений в Китае достигает 6 млрд. юаней [8].

Что касается уже действующих развлекательных центров в некоторых крупных городах нашей страны, то среди них необходимо отметить следующие.

Культурно-развлекательный комплекс «Пирамида» в г. Казань — это крупнейший центр досуга в регионе, не имеющий аналогов не только в Татарстане, но и в России [26]. Концепцией КРК «Пирамида» предусмотрено объединение под одной крышей всего, что нужно для полноценного отдыха и оздоровления души и тела, обеспечение всех условий для дружеского и делового общения. Здесь есть бар, дискоклуб, концертный зал, фитнес-клуб, центр здоровья, кафе, ресторан, бильярд, кондитерский цех а также конференц-залы. Эксперты находят, что аналогов «Пирамиды» в России нет. В отличие от других развлекательных центров Казани, под него не приспосабливали существующее здание, а изначально проектировали как комплекс, где все было бы максимально продуманно и функционально. Комплекс был открыт в декабре 2002 года. Высота КРК «Пирамида» составляет порядка 30 метров, а общая площадь — 13700 кв. м. В «Пирамиде» работает около 500 человек, максимальная вместимость комплекса — 2500 гостей.

В г. Екатеринбург успешно функционирует торгово-развлекательный центр «Екатерининский», общая площадь которого составляет 52000 кв. м. В 2002 году торгово-развлекательный центр был сдан в эксплуатацию. Концептуально данный торгово-развлекательный центр ориентирован на средний класс и на сегодня в нем представлены:

­ гипермаркет продовольственных товаров;

­ крупные салоны аудио-видео и бытовой техники, мебели, одежды и обуви, парфюмерии и косметики и т.д.;

­ фудкорт из 5-ти фастфудов;

­ детский развлекательный комплекс на 3000 кв. м.;

­ боулинг на 26 дорожек;

­ киноцентр, состоящий из 3 кинозалов;

­ конференц-залы на 80 и 160 мест [40].

Проведенные маркетинговые исследования показали, что развитие торговой инфраструктуры и строительство торговых и торгово-развлекательных центров актуально и в других городах России.

Развлекательный комплекс «Парк Европа» в г. Краснодар предлагает своим посетителям совершенно новый подход к семейному отдыху. Здесь вне зависимости от возраста каждый гость окунется в свой мир развлечений. Ведь под крышей комплекса собрано все самое интересное: боулинг-клуб «Магистраль», бильярдный зал, площадка для детей «Тридесятое королевство», кинотеатр «Европа», кофейня, суши-бар, восточный ресторан «Рахмат», детское кафе, пиццерия «Grazie pizza», а также «Beauty & SPA салон» [25].

Приведем пример нескольких инвесторов, специализирующихся в данной сфере.

ООО «Компания «Сувар-Казань» — одна из крупнейших управляющих компаний на рынке Казани и Республики Татарстан, профессиональный оператор на рынке коммерческой и жилой недвижимости. За 9 лет существования компания заняла стабильные позиции в сфере привлечения и освоения инвестиций в строительство крупных объектов социальной инфраструктуры г. Казани, и их дальнейшей эксплуатации. Возможности компании «Сувар-Казань» позволяют реализовать крупнейшие проекты, связанные со строительством как коммерческих, так и жилых объектов. На счету компании объекты, во многом определившие облик новой, тысячелетней Казани. В сфере привлечения инвестиций компания сотрудничает с ведущими банками и инвестиционными компаниями России и Республики Татарстан.

«Сувар-Казань» входит в число бесспорных лидеров строительного рынка Татарстана. Высочайшее качество работы, тщательная проработка всех деталей и оптимальность каждого решения обеспечиваются профессионализмом сотрудников компании. Квалифицированные специалисты, использование новейших технологий, опыт эффективной работы позволяют компании успешно осуществлять масштабные и долгосрочные проекты [38].

На сегодняшний день основными видами деятельности компании «Сувар-Казань» являются:

­ девелоперская деятельность и инвестирование в объекты: социально-культурного назначения, торговли, офисные центры, складские площади, производственные объекты, жилые комплексы;

­ проектные, строительные, ремонтные, монтажные работы;

­ сдача в аренду недвижимости, принадлежащей компании на праве собственности;

­ услуги агента по реализации нефти на экспорт;

­ транспортные, экспедиторские и складские услуги;

­ оптовая и розничная торговля;

Среди реализованных проектов индустрии развлечений данной компании следует отметить: ГРК «Казанская Ривьера», театр «Iмах», мультиплекс «Grand cinema», мультиплекс «Port cinema», кинокомплекс «Сувар», ресторан «Венеция», ресторан «Пашмир», ночной клуб «Эрмитаж».

ООО «Холдинговая компания «Лидер» образована в 2000 году на основе отдельных предприятий с целью более эффективного управления финансовыми, кадровыми и производственными ресурсами. Миссией холдинга является создание и эксплуатация социально значимых объектов с целью развития потребительского рынка. Объекты и деятельность холдинга ориентированы в первую очередь на население и на совершенствование торговой инфраструктуры и сферы услуг. На сегодня предприятия холдинга работают в сфере организации строительства и эксплуатации следующих объектов:

­ торговые и торгово-развлекательные центры;

Примером воплощенного инвестиционного проекта компании «Лидер» является ТРЦ «Екатерининский» в городе Екатеринбург.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что примеров успешных развлекательных центров в нашей стране много. И инвесторы, которые вкладываются в подобные проекты, тоже существуют. В связи с этим, в нашем городе тоже возможно строительство культурно-развлекательного центра. Необходим лишь грамотный подход к организации его деятельности.

Источники: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/343159-industriya-razvlecheniy-kak-zarabotat-na-tom-na-chto-drugie-tratyat, http://bi-school.ru/investitsii-v-rynok-razvlechenij-ohota-na-trendy/, http://studbooks.net/1575008/finansy/aktivizatsiya_investitsionnoy_deyatelnosti_rynke_razvlekatelnyh_uslug

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто