Использование иностранных инвестиций в китае

Прямые иностранные инвестиции Китая (стр. 1 из 17)

1. Инвестиционная стратегия КНР

1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР

1.2 Инвестиционный климат в КНР

1.3 Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории КНР

2. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии

2.1 Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере Японии и КНР

2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР

Список использованных источников и литературы

Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во-первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.

Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнителыгой рентабельности инвестиций.

В последние годы ПИИ в экономику развивающихся государств постоянно увеличивались. На конец 2005 года в странах Азии было сосредоточено 74% всех накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в развивающиеся государства[1] .

Тенденция роста ПИИ наблюдается и в Китае. ПИИ служат для Китая дополнительным источником средств, передовых технологий, современного менеджмента, способствуют рыночным преобразованиям, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В Китае считается, что инвестиции, потребление, экспорт — это «тройка», которая выводит китайскую экономику на новые рубежи. Активизация притока иностранного капитала в страну — одна из основных задач государственной политики Китая. Формирование предпосылок для привлечения иностранных инвестиций рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности китайского государства.

XVI Всекитайский съезд КПК предложил курс на дальнейшее увеличение ПИИ в Китай и повышение качества использования иностранных инвестиций. На XVIΙ Всекитайском съезде КПК было объявлено, что в Китае не отказываются от внешнеэкономической экспансии и привлечения иностранного капитала. Но теперь акцент делается на качественные характеристики — в том числе на создание и продвижение на мировой рынок собственных торговых марок, транснациональных компаний, а также услуг[2] .

Таким образом, перед Китаем стоят такие задачи, как рост объемов ПИИ в китайскую экономику и эффективности их использования. В связи с этим исследования проблем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая являются весьма актуальными.

Степень изученности проблемы. Определена на основе анализа материалов периодической печати, исследований учёных в области инвестиционной деятельности Китая, официальных документов, законодательных актов КНР, экономической и внешнеторговой статистики КНР и Японии.

Работы базируется на: Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года[3] , Закон Китая «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» от 1 июля 1979 года[4] , Положение Китайской Народной республики «О применении Закона о предприятиях с иностранным капиталом» от 28 октября 1990 года[5] , Закон КНР «О совместных акционерных предприятиях» от 1 июля 1979 года[6] и другие.

Основу для ориентирования автора в данной области заложили труды китайских, российских и западных экономистов, посвященные вопросам привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в КНР. Особенно полезными были работы таких авторов, как Бажанов Е.П.[7] , Балакин В.И.[8] , Булатов А.С.[9] , Каменов П.В.[10] , Милонов В.С.[11] , Новоселова Л.В.[12] , Потапов М.А.[13] , Салицкий А.И.[14] ,

Селищев А.С. и Селищева Н.А.[15] , Шахматов А.В.[16] , Лю Чжаньли[17] , Дай Юэ[18] и других.

Полезна была работа Дейч Т.Д. «Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России»[19] в которой автор рассматривает политику привлечения иностранного капитала в КНР, создание совместных предприятий, а также роль в этом процессе Свободных Экономических Зон.

Интересна монография Михеева М.М «Глобализация экономики Китая»[20] . Монография представляет собой исследование экономики Китая. Рассматриваются две точки зрения: согласно одной укрепляющийся Китай представляет собой угрозу мировой рыночной демократии, другая предсказывает его скорый крах. Анализируются проблемы и противоречия современного этапа экономического развития КНР, рассматриваются перспективы финансовой, экономической и социальной интеграции Китая в Азии.

В работе «Возрождение Азии: горизонты модернизации»[21] особое внимание авторы уделили сдвигам в структуре хозяйства азиатский стран, процессу концентрации капитала, взаимосвязи инвестиций и экономического роста.

Научная новизна работы. Несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.

Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:

— изучить правовые основы регулирования иностранных инвестиций в КНР;

— провести анализ инвестиционного климата в КНР;

— проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;

— выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;

— исследовать ПИИ из Японии в КНР.

Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии в экономику Китая.

Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах видных отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР и Японии.

Читайте также  Для чего узнавать цель инвестиций

Методы исследования. При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод, ивент-анализ, контент-анализ.

Хронологические рамки исследования охватывают период XX — начала XXI века.

Практическая значимость работы. Определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей японо-китайского инвестиционного сотрудничества, факторов, влияющих на его изменение.

Материалы данного исследования могут также использоваться в учебном процессе при разработке лекций и семинаров по инвестиционной политике Китая, особенно в отношении Японии, по вопросам двустороннего инвестиционного сотрудничества КНР с Японией.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений.

иностранная инвестиция китай

1. Инвестиционная стратегия КНР

1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР

Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставныйкапитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.

С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.[22] Кроме того, 19 июля 2004 года опубликовано новое Постановление Госсовета КНР «О реформе инвестиционной системы», в котором подчеркивается намерение продолжать политику открытости китайской экономики для иностранных инвесторов в качестве одной из основных государственных политических установок. Главным направлением реформы инвестиционной системы провозглашено дальнейшее упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов, расширение компетенции провинциальных правительств по санкционированию проектов и другое[23] .

Использование иностранного капитала в Китае

МЯО ХУАШОУ
профессор, зам. директора НИИ общественного развития Европы и Азии Исследовательского центра при Госсовете КНР

• В целях ускорения реализации программы четырех модернизаций Китаю необходимо использовать иностранные инвестиции
• Основными преимуществами Китая для иностранных инвесторов являются огромный потенциал рынка, рабочей силы и природных ресурсов
• Для того чтобы в полной мере задействовать иностранный капитал, требуется расширить рамки открытости внешнему миру

Важный элемент функционирования экономики любого государства – использование иностранных инвестиций. Для Китая это относительно новое дело, являющееся составляющей линии на внешнюю открытость. Непосредственной причиной, обусловившей проведение такой политики, служит нехватка в стране капитала (немалое влияние оказывают и другие факторы). Но я уверен, что и тогда, когда мы войдем в клуб развитых стран, а финансовое положение станет устойчиво хорошим, по-прежнему будет необходимо активно задействовать зарубежные вложения.

Теоретическое обоснование
использования иностранных инвестиций

Реализация принятой программы четырех модернизаций во многом связана с осуществлением политики открытости – как внешней, так и внутренней. Невозможно проводить такую политику не усиливая международные связи, не перенимая передовой опыт, науку и технику. Это объективное основание для привлечения иностранных инвестиций.

Их использование благоприятствует развитию производительных сил социалистического общества, усилению мощи государства, повышению уровня жизни народа. Согласно нашему представлению сущность социализма состоит в освобождении производительных сил.

Чтобы Китай смог уверенно достичь намеченных стратегических целей, следует усиленно развивать четыре направления: энергетику, транспорт, сырьевые отрасли, интеллектуальный потенциал. Для ускорения реализации программы четырех модернизаций необходимо настойчиво осуществлять политику открытости, расширять сотрудничество с международными финансовыми кругами, использовать любую их поддержку.

Китай уже имел опыт развития за закрытыми дверями, что привело к застою в экономике. Кроме того долгое время из-за негативного отношения во многих странах к социалистическому строю мы были вынуждены находиться в изоляции. К тому же внутри страны имел место 10-летний период “смуты”, который еще больше отрезал нас от остального мира. Опыт показал, что успешно развиваться в такой обстановке невозможно.

Китай, основываясь на пяти принципах мирного сосуществования, активно строит и развивает нормальные государственные отношения, экономические и культурные связи со всеми странами. После многолетних усилий удалось создать для этого необходимые условия, благодаря чему стало возможным осуществление политики открытости, в частности использование иностранных инвестиций. Отмечу, что предприятия, организованные с их помощью, представляют собой объекты, которые базируются на смешанной форме собственности. Последняя является важной составной частью социалистической рыночной экономики.

Основные принципы использования иностранных инвестиций

Первый из них – закон стоимости. Действительно, товарно-денежные связи у нас используются в полной мере как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.

Второйравенство и взаимовыгода. Китай – суверенное государство. Наш народ дорожит дружбой и сотрудничеством с другими странами и народами, но еще более дорожит своей независимостью и самостоятельностью, которые были достигнуты в результате долгой борьбы. Ни одно государство не вправе рассчитывать, что Китай станет его вассалом, будет терпеть ущемление своих интересов.

По отношению к иностранным инвестициям принцип равенства и взаимовыгоды заключается в следующем. С одной стороны, Китай выступает в качестве стороны, участвующей в международном обороте капитала. Мы стремимся использовать капитал с целью получения позитивных результатов в развитии техники, управления, информации, рынка, налогообложения, трудоустройства и других сфер экономики, способствуя тем самым реализации программы четырех модернизаций. С другой стороны, в этой ситуации зарубежный партнер также “использует” нас: если кто-то вкладывает деньги, то хочет получить прибыль, в том числе и в виде процентов (это сущность капитала). Но как бы то ни было с помощью иностранных вложений мы быстрее сможем достичь главного – процветания социализма.

Третий принцип – выявление и использование национальных преимуществ. Китай пока по уровню производительных сил уступает ведущим капиталистическим государствам. Нам необходимо их догонять и обгонять, развиваться, осуществлять модернизацию. Для этого нужно усиливать позиции на международном рынке, укреплять отношения со странами Запада. Но для того чтобы активно участвовать в международных отношениях и в полной мере использовать международные ресурсы, важно выявить собственные достоинства и преимущества для иностранных инвесторов.

Китай – это огромный рынок. У нас есть возможность взаимовыгодного обмена данного преимущества на инвестиции развитых стран. Китай – страна с очень большими ресурсами рабочей силы. Достаточно низкая ее себестоимость и обусловленная этим более высокая прибыль привлекают иностранные инвестиции. Еще одним преимуществом китайской рабочей силы является наличие в ее составе высококлассных специалистов. Вслед за развитием науки, техники и образования постоянно повышается и квалификация китайских рабочих, непрерывно расширяются ряды научно-технической интеллигенции. С целью еще более активного привлечения зарубежных вложений нам необходимо и дальше повышать качественный уровень рабочей силы.

Читайте также  Для оценки экономической эффективности инвестиций

Отмечу, что взаимное дополнение национальных преимуществ разных стран, удовлетворение встречных требований выступают важным условием осуществления оборота международного капитала.

Четвертый принциписпользование иностранных инвестиций как важного дополнения социалистической экономики. Стране, строящей такую экономику, принципиально противопоказаны “захват и эксплуатация” других государств, невозможно также рассчитывать на бескорыстную помощь в своем развитии Запада. Поэтому приходится опираться главным образом на собственные силы.

Китай является одной из крупнейших держав мира и строит социализм. Ни одна страна просто не в состоянии взять на себя полностью разрешение его проблем. Решать их необходимо опираясь на силы собственного народа, но это вовсе не означает отказа от задействования инвестиций, техники и иной иностранной помощи. При этом надо учитывать, что объекты, создаваемые на западные капиталы, функционируют по модели, противоположной той, которая основана на общественной собственности, и уже поэтому должны быть лишь дополнением.

Пятый принцип – полное и эффективное использование иностранных инвестиций. В социалистических условиях – это новаторская работа, ее путь может быть извилист (и порой встречает непонимание со стороны населения). Необходимо в полной мере осознавать всю сложность предстоящей работы и, осуществляя ее, действовать со всеми предосторожностями, но смело.

Но чтобы в полной мере задействовать иностранный капитал, требуется расширить рамки открытости внешнему миру, использовать любые инвестиции, будь то капиталы развитых или развивающихся стран, больших или малых зарубежных предприятий, китайских эмигрантов (в том числе из Гонконга, Аомыня или Тайваня). Их вложения нужно направлять на развитие промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.

Предварительным условием привлечения иностранных инвестиций является наличие благоприятной среды. Во-первых, это стабильная политическая, экономическая и общественная обстановка. Во-вторых, постоянное совершенствование транспортного сообщения, энергоснабжения, средств связи (как внутри Китая, так и с другими странами), коммунального хозяйства городов. В-третьих, наличие соответствующих законов, законоположений и политики, которые были бы достаточно стабильны и отвечали мировой практике и постоянно улучшались. Эти факторы должны обеспечивать законные права и интересы иностранных инвесторов и четко фиксировать их обязанности. В-четвертых, создание оптимальной системы управления по использованию иностранных инвестиций. В-пятых, высокое качество и эффективность работы органов управления, воспитание кадров, повышение уровня их политической подготовки и квалификации.

Отдача от инвестиций будет тем больше, чем точнее и своевременнее во внешнеэкономической деятельности учитывается экономическая ситуация в мире, особенно в сфере финансов и торговли. Во внутриэкономической деятельности нужно постоянно отслеживать информацию об общем объеме структуры производства и сферах вложения зарубежных капиталов. На уровне предприятий следует расширять возможности использования и управления инвестициями, непрерывно повышать уровень производства и качество продукции, снижать себестоимость, активно действовать на внутреннем и внешнем рынках и т.д.

Более чем 20-летняя практика доказала, что вышеперечисленные принципы и выводы верны и научно обоснованы.

Краткий экскурс в историю использования иностранных инвестиций в Китае

Привлечение иностранных инвестиций в Китае за последние 20 лет можно разделить на четыре этапа.

Начальный этап (1979 – 1986 гг.)

В июле 1979 г. принят Закон о совместных предприятиях на акционерных началах в КНР. В соответствии с ним с 1979 по 1980 г. поочередно в провинциях Гуандун и Фуцзянь разработали специальную политику и особые меры во внешней политике, а также создали четыре особых экономических района – Шень Чжень, Чжухай, Шаньдоу, Сямэнь.

В 1984 г. и 1985 г. Госсовет принял решения об открытии Шанхая, Тяньцзиня, Даляня, Циндао, Гуанчжоу и 14 других портовых городов в дельте реки Янцзы и районах Миньнанься, Чжан, Цюань, которым предстояло стать прибрежными свободными экономическими зонами. В данных районах было намечено проводить льготную политику по отношению к иностранным инвестициям и совершенствовать соответствующую законодательную базу. В это время финансовая обстановка в Китае стимулировала активность их повсеместного использования и процесс их привлечения начал ускоряться. Так, за 1980-1986 гг. общая стоимость соглашений по таким вложениям составила 19,18 млрд долл. (в среднем 2,74 млрд в год), сумма использованных иностранных инвестиций – 6,59 млрд (940 млн в год).

Зарубежные капиталы предполагалось направлять в перерабатывающую промышленность, гостиничный бизнес и сферу услуг. Большая часть этих вложений была сконцентрирована в провинциях Гуандун и Фуцзянь и других прибрежных городах.

Этап развития (1987 – 1991 гг.)

В октябре 1986 г. Госсовет принял Положение о поощрении иностранных инвестиций, что сыграло важную роль в улучшении условий их привлечения на предприятия. Предприятиям, занимающимся экспортом и передовыми технологиями, предоставлены дополнительные права и льготы. К тому же в 1988 г. решено увеличить количество прибрежных свободных экономических зон, находящихся в северной части Китая (полуострова Ляонин и Шаньдунь, другие прибрежные районы), ратифицировать образование Хайнаньского особого экономического района. В 1990 г. принято решение об освоении нового района Пудун вблизи Шанхая, что привело к активизации притока зарубежных капиталов.

Всего за 1987-1991 гг. заключено соглашений по предоставлению зарубежных капиталов на общую сумму 33,16 млрд долл. (в среднем в год 6,63 млрд долл.), реально использовано было 16,68 млрд долл. (приблизительно 3,34 млрд в год). При этом по сравнению с 1980-1986 гг. средняя годовая сумма привлеченных инвестиций увеличилась на 142%, а реально использованных – на 255,3%.

На данном этапе структура вложения иностранных капиталов заметно улучшилась: расширились сферы их приложенния, увеличилось количество производственных объектов и предприятий, занимающихся экспортом, а удельный вес предприятий гостиничного и туристического бизнеса значительно снизился.

Этап быстрого развития (1992 – 1996 гг.)

Начиная с 1992 г. Госсовет принял решение открыть 6 речных портов, 13 приграничных городов и 18 провинциальных центров, стимулировать открытость внешнему миру на всей территории Китая. Это привело к тому, что обстановка в данной сфере заметно улучшилась, работа по привлечению зарубежных капиталов получила новое развитие по всем направлениям. За пять лет количество предприятий, связанных с ними, выросло до 240 тыс., общий объем инвестиций – до 400 млрд долл., а реально использованных прямых – до 151,5 млрд.

На этом этапе изменилась структура вложений: увеличилось количество объектов, расширились сферы приложения (некоторые секторы сферы услуг, которые ранее были закрыты, постепенно стали открываться для сотрудничества с иностранцами). Важной тенденцией стало то, что привлечение иностранных инвестиций в центральные и западные районы по объемам прироста превысило показатели приморских районов.

Этап замедления и стабилизации развития (1997 г. – н.в.)

С 1997 г. начался этап, на котором имели место не только уменьшение стоимости соглашений по инвестициям, причем довольно существенное, но и стоимости реально использованных прямых вложений, хотя масштабы последнего были не очень большими (табл. 1). Отмечу, что данный показатель в 1999 г. сократился впервые с конца 80-х годов.

Читайте также  На какие цели используют инвестиции

Еще одна важная тенденция данного этапа – рост удельного веса прямых инвестиций как по соглашениям, так и в разряде использованных (причем указанные показатели резко сблизились и составили соответственно 95,1 и 95,6%). Отмечу, что и до этого они были основой зарубежных вложений. Кроме того, стоимость реально использованных прямых инвестиций из Европы и Америки увеличилась, а из восточно-азиатского региона снизилась (табл. 2).

В эти годы расширилась область сотрудничества предприятий сферы обслуживания с иностранными инвесторами, произошли определенные улучшения в системе привлечения инвестиций в производственные отрасли, продолжала рационализироваться структура их распределения. Постепенно разворачивается работа по использованию зарубежных капиталов в таких сферах, как туризм, правовое обеспечение и др. В связи с тем, что государство уделяет большое внимание высоким технологиям, удельный вес вложений в производства с повышенной концентрацией труда уменьшился (правда, в объекты сельского хозяйства он значительно увеличился).

Почему именно Китай: привлекательность страны для иностранных инвестиций

Согласно последним статистическим данным Министерства коммерции КНР, в первые семь месяцев 2018 года в Китае было открыто 35,239 тыс. новых предприятий с участием иностранного капитала, что на 99,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем фактически использованных зарубежных инвестиций составил 496 млрд 710 млн юаней, что на 2,3% больше прошлогоднего уровня за аналогичный период. В частности, в июле 2018 года в стране насчитывалось 5648 новых предприятий с участием иностранного капитала, что на 113,1% больше, а объем фактически использованных зарубежных инвестиций составил 50 млрд 420 млн юаней с приростом на 14,9%.

С учетом этих цифр, сфера использования иностранных инвестиций в Китае стабильно набирает обороты. И что еще более важно – в стране идет оптимизация использования иностранных инвестиций: раньше иностранный капитал шел в сектор производства с низкой добавленной стоимостью, а сейчас деньги зарубежных инвесторов идут в наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью. По данным Министерства коммерции КНР, за первые семь месяцев этого года фактическая реализация иностранных инвестиций в высокотехнологичной промышленности Китая выросла на 7,5% в годовом исчислении, составив 21,5% от совокупного объема иностранных инвестиций в стране. Так, сектор производства электроники и средств связи, сфера производства компьютерной и офисной техники, производство медицинского оборудования и приборов увеличились на 40,3%, 63,7% и 149,2% соответственно. Очевидно, что структурная оптимизация привлеченных иностранных инвестиций в значительной мере способствует качественному развитию китайской экономики.

С точки зрения роста иностранных инвестиций, экспериментальные зоны свободной торговли и экономически более слабый Западный регион Китая стали новыми актуальными секторами притока зарубежного капитала. В 11 экспериментальных зонах свободной торговли зарегистрировано 5,186 новых предприятий с участием иностранного капитала, фактически использовано 65,84 млрд юаней иностранных инвестиций, что на 30% больше по сравнению с прошлым годом. В Западном регионе Китая объем фактически реализованного иностранного капитала составил 31,91 млрд юаней, а это на 14,5% больше по сравнению с прошлым годом.

Что же касается источников инвестиций, то здесь «пальму первенства» сохраняют стабильно развивающиеся азиатские страны, рост инвестиций Великобритании составил 86,1%, с этим показателем эта страна тоже в числе лидеров, рост инвестиций стран инициативы «Один пояс, один путь» увеличился на 29,8% в годовом исчислении.

Таким образом, в ключевой момент стабилизации мировой экономики США провоцируют торговую войну, а Китай по-прежнему демонстрирует значительные достижения в области привлечения иностранных инвестиций. Почему это происходит? Во-первых, в Китае в последнее время наблюдается улучшение предпринимательской активности и ослабление ограничений на инвестиционную деятельность. Согласно индексу ограничений на прямые зарубежные инвестиции Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), с 2015 года место Китая в негатив-рейтинге снизилось на четыре позиции, что говорит об улучшении инвестиционного климата. В конце июля Китай обнародовал сокращенный негатив-список для иностранных инвесторов, в котором число пунктов, ограничивающих приток иностранного капитала, было сокращено с 63 до 48.

В то же время в Китае была обнародована обновленная версия негатив-списка для зон свободной торговли. Согласно документу, число замороженных для иностранного капитала сфер сократилось с 95 до 45. Негатив-список для зон свободной торговли еще более ослабил ограничения по доступу иностранных инвестиций в сельское хозяйство и горнодобывающую промышленность.

Во-вторых, уникальные преимущества совершенной промышленно-логистической цепи, наличие масштабного производства и огромного потребительского рынка, сложившиеся в стране, стали новыми точками роста китайской экономики. Эти уникальные преимущества китайской экономики обладают весьма большой привлекательностью для транснациональных корпораций размещать свой бизнес в Китае. Интересно, что в условиях торговых трений Китая и США, которые проявились еще в марте, такие гиганты, как BMW и Tesla, не только не сократили, а, наоборот, расширили свое присутствие в Китае. И это вполне объективно, ведь Китай – ключевое звено в глобальной логистической цепи, кроме того, страна оказывает эффективную комплексную поддержку деятельности иностранных предприятий.

В-третьих, Китай не раз говорил о дальнейшем расширении открытости внешнему миру, в связи с этим, принимаются реальные меры. В условиях нарастающих протекционистских тенденций эти усилия страны обретают особое значение и важность. Китай работает над созданием таких платформ сотрудничества, как «Один пояс, один путь», платформа сотрудничества «Китай-АСЕАН», укрепляет взаимодействие со странами БРИКС, а также является сторонником многосторонней торговой системы. Еще один весьма привлекательный фактор для иностранных инвесторов, придающий им больше уверенности во вложении своих средств, состоит в том, что наряду с расширением сферы открытости, Китай стремится к созданию партнерства в противовес блоковому сознанию, в рамках которого одна сторона навязывает свою волю другим участникам объединения.

В этом году в Китае отмечается 40-летие политики реформ и открытости. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2017 году председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что за будущее пятилетие (с 2017 по 2021 г.) Китай намерен привлечь в страну 600 млрд долл. США иностранных инвестиций. Несомненно, этот тезис станет новым импульсом для социально-экономического развития не только Китая, но и других стран.

В дальнейшем, руководствуясь динамикой собственного развития, Китай сократит сферу ограничений для притока иностранных инвестиций, создаст в стране более привлекательный деловой климат, что сулит весьма радужные перспективы для деятельности иностранных компаний и инвестиций.

Материал подготовлен
Международным радио Китая

Источники: http://mirznanii.com/a/158099/pryamye-inostrannye-investitsii-kitaya, http://vasilievaa.narod.ru/2_1_01.htm, http://dknews.kz/citaite-v-nomere/pocemu-imenno-kitai-privlekatelnost-strany-dla-inostrannyh-investicii.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто