Источники финансирования региональной инвестиционной политики
Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
К государственным инвестициям в регионе относятся:
- · средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);
- · инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;
- · налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.
Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений [4, с. 219].
В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.
Принципами разработки бюджета развития региона являются:
- 1) четкое определение структурных соотношений между призводственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;
- 2) концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;
- 3) научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а, следовательно, и в уровне жизни;
- 4) более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются государственными органами управления экономикой в регионах [2, с. 89].
Внебюджетные фонды как средство реализации инвестиционной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального страхования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Так, в Республике Саха (Якутия) создан целевой фонд будущих поколений по образцу регионального фонда развития штата Аляска (США), в 1993-1996 гг. он являлся одним из крупнейших эмитентов собственных ценных бумаг в республике. Цель его деятельности заключалась в приращении выделенных государственных ресурсов и использовании их для прироста благосостояния населения. В 1996 г. за счет средств фонда было профинансировано 14,2% инвестиционной программы Республики Саха (Якутия); в 1997 г. — 5,6; в 1998 г. — 3,5% (87,6 млн. руб.). В основном инвестиции целевого фонда будущих поколений направлялись на строительство социальных объектов в сфере народного и высшего образования, культуры и спорта [12, с. 37].
К важнейшим проблемам разработки региональных бюджетов развития относятся:
- · недостаточность финансовых ресурсов для покрытия теку щей валовой инвестиционной потребности региона;
- · несовершенство государственного регулирования при аккумуляции источников инвестиционного бюджета — использование преимущественно прямых государственных инвестиций при низкой возвратности средств, что приводит к постепенному истощению ресурсов;
- · перегруженность бюджета расходами, выделяемыми на безвозвратной основе, и территориальные различия в распределении инвестиций, которые в долгосрочной перспективе могут привести к ряду негативных тенденций в занятости, расселении и иных социальных аспектах жизни населения;
- · отсутствие социально-экономического критерия осуществления государственной инвестиционной программы;
- · неэффективное размещение инвестиций и неоправданное превышение конечных затрат в строительстве за счет государственных средств.
В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.
Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы:
- 1. Текущие сбережения. Они имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.
- 2. Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости. Они образуются, когда граждане откладывают день ги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.
- 3. Сбережения на непредвиденный случай (и старость). Они долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долго срочных финансовых активов [4, с. 238].
С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколь ко степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.
Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, то вары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а так же титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов [16 с. 30].
Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики [13, с. 405].
Итак, в данной главе нами было выявлено, что собой представляют понятия «инвестиции» и «региональная инвестиционная политика». Инвестиции, в самом обычном их понимании, — это вложения капитала с целью получения прибыли, а региональная инвестиционная политика — это система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Также хотелось бы сказать, что инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др. Основными источниками региональных инвестиций являются государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
Роль инвестиций в региональном развитии и укреплении полисов
Чебунина Наталия Михайловна, аспирант экономического факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны [6] и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации [2]. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.
Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них [7].
В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.
Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся [3].
Инвестиции оказывают влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться эффективно, с учетом научно-технического прогресса, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не даст положительного экономического эффекта. Рациональное использование инвестиций часто способствует активному движению ресурсов, росту объемов производимой продукции.
Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.
Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.
Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
На наш взгляд, целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику.
Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются:
– неустойчивость экономической ситуации;
– несовершенство и противоречивость законодательной базы;
– неясность в определении прав собственности;
– отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
– нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам;
– невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно разделить в две группы. К первой относятся действия, по снижению темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Во вторую входят мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:
1) выбор источников и методов финансирования инвестиций;
2) определение сроков реализации;
3) выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
4) создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
5) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены:
– экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
– величиной имеющегося производственного потенциала;
– оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
– географическим местонахождением и геополитическим положением;
– состоянием окружающей среды;
– привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:
1) на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
2) формирования и реализации стратегии регионального развития;
3) разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион.
4) формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
5) разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
6) формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
1) совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
2) концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
3) активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств;
4) осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Региональные инвестиции
Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?
Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.
Цели и особенности регионального инвестирования
В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
- Получение максимально возможного дохода или прибыли;
- Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
- Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
- Улучшение существующей структуры производства;
- Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
- Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
- Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
- Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
- Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
- Улучшение экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.
Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.
Реализация регионального инвестирования
На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.
К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.
Как определить инвестиционную привлекательность региона?
Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.
Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.
Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:
- Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
- Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.
Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .
1.
Иностранные (международные) инвестиции в России.
Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.
Что такое альтернативные инвестиции.
Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.
Источники: http://vuzlit.ru/1320740/istochniki_finansirovaniya_regionalnoy_investitsionnoy_politiki, http://creativeconomy.ru/lib/6844, http://kudainvestiruem.ru/klassifikatsiya/regionalnye-investicii.html
Источник: