Кластеризация как форма привлечения инвестиций

Кластерный анализ привлечения иностранных инвестиций российскими регионами

Гордячкова Ольга Витальевна, аспирантка кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, доцент кафедры экономики, финансов и учета, филиал Байкальского государственного университета экономики и права, г. Якутск, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В настоящее время в России усиливается региональная дифференциация в распределении иностранных инвестиций, в связи с чем возрастает необходимость проведения исследований на субнациональном уровне. Говоря о региональном распределении иностранных инвестиций, можно констатировать, что на европейскую часть России в 2010 году приходилось 84% общего объема иностранных инвестиций, а на азиатскую – только 16%, при том, что в 2000 году соотношение было 76% к 24% соответственно [6]. Данные Росстата демонстрируют значительное отставание восточных и южных регионов России от центральной ее части по объемам привлечения иностранных инвестиций, что конечно может определяться и объективными факторами, такими как размещение производительных сил на территории России, уровень развития инфраструктуры и т.д.

Основные индикаторы, применяемые при анализе

В данном исследовании предпринята попытка анализа уровня внешней инвестиционной активности регионов за последние 10 лет. Его результаты могут использоваться для оценки эффективности проводимой регионами внешней инвестиционной политики. Для проведения анализа используем кластерный анализ, который позволит сгруппировать регионы страны по совокупности схожих признаков. В качестве основных индикаторов (признаков кластеризации) внешней инвестиционной активности были выбраны следующие:

1) валовой региональный продукт на душу населения как основной макроэкономический показатель, характеризующий эффективность проводимой в регионе инвестиционной политики;

2) удельный вес рентабельных предприятий в регионе как основной финансовый результат деятельности коммерческих организаций;

3) инвестиции в основной капитал организаций как основной индикатор инвестиционной активности в регионе;

4) инвестиции в основной капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) как показатель непосредственной активности иностранных инвесторов, так как в данном случае речь идет чаще всего о прямом инвестировании;

5) объем иностранных инвестиций в экономику региона как прямой показатель интенсивности усилий региональных властей;

6) объем экспорта как основной показатель внешнеэкономической активности региона, поскольку теоретически определено, что иностранные инвестиции обеспечивают приток в страну новых технологий и способствуют повышению конкурентоспособности местной продукции;

7) объем импорта включает в себя как импорт потребительских товаров, так и инвестиционных товаров;

8) количество КОИИ – показатель, напрямую характеризующий степень комфортности осуществления бизнеса в регионе;

9) среднесписочная численность работников КОИИ без учета внешних совместителей, которая характеризует увеличение занятости в регионе и тип создаваемых предприятий: малые, средние или крупные.

Кластерный анализ проводился на основе данных Федеральной службы государственной статистики и с использованием прикладного программного комплекса STATISTIKA методом k-средних.

При этом из генеральной совокупности были исключены аномальные регионы: города Москва и Санкт-Петербург, так как значения всех показателей многократно превышают средний российский уровень; а также Чеченская республика и Республика Ингушетия в силу отсутствия большинства данных.

На основании сделанных расчетов выделены следующие кластеры (см. табл. 1):

Распределение регионов России по кластерам в 2000 году

Белгородская область, Владимирская область,

Воронежская область, Калужская область,

Костромская область, Курская область,

Орловская область, Рязанская область,

Смоленская область, Тверская область,

Тульская область, Ярославская область,

Калининградская область, Кировская область,

Новгородская область, Республика Калмыкия,

Астраханская область, Волгоградская область,

Ростовская область, Ставропольский край,

Республика Мордовия, Пермский край,

Оренбургская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Хакасия,

Забайкальский край, Новосибирская область, Омская область, Приморский край,

Московская область, Краснодарский край,

Республика Башкортостан, Республика Татарстан

Республика Коми, Вологодская область,

Мурманская область, Красноярский край,

Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ

Липецкая область, Республика Карелия,

Архангельская область, Ленинградская область,

Удмуртская республика, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область,

Свердловская область, Челябинская область,

Иркутская область, Кемеровская область,

Томская область, Камчатский край, Хабаровский край

Брянская область, Ивановская область, Тамбовская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика,

Республика Северная Осетия – Алания, Республика Марий Эл, Чувашская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Алтайский край, Еврейская автономная область

Распределение российских регионов на шесть кластеров

Из табл. 1, видно, что все регионы России разделились на шесть неравных кластеров, включающих от 1 до 31 региона.

Первый кластер сформировал только один регион – Тюменская область, имеющая наилучшие показатели ВРП на душу населения, инвестиций в основной капитал и объема экспорта. Результат вполне закономерен, учитывая экспортную специализацию России и тот факт, что в состав области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. При этом в данном регионе достаточно большое число КОИИ – 95, которые создали 15,2 тыс. рабочих мест.

Второй кластер сформировали четыре региона, расположенные в европейской части России, в которых был сформирован достаточно комфортный климат на микроуровне, так как в данных регионах самая высокая доля рентабельных предприятий (» 68%), наибольший объем инвестиций в основной капитал КОИИ – в среднем 11315 млн руб. и самое большое число самих этих компаний – в среднем по 147.

Третий кластер. Восемь регионов, вошедших в третий кластер, имеют показатель ВРП на душу населения, близкий к среднероссийскому, при этом прочие показатели внешней инвестиционной активности значительно ниже средних значений по России. Можно сказать, что инвестиционные усилия в данных регионах не являлись достаточными.

Четвертый кластер. Пятнадцать регионов, вошедших в четвертый кластер, имеют практически все отобранные показатели ниже среднероссийского уровня, не отличаются высокой внешней инвестиционной активностью, однако, заметно выделяются количеством занятых в КОИИ – более 29 тысяч человек.

Пятый кластер. Тридцать один регион сформировал самый многочисленный пятый кластер, значительная часть регионов которого – это небольшие субъекты центральной части России, то есть регионы, в 2000 году недостаточно привлекательные для иностранных инвесторов, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом.

Шестой кластер сформировали 17 регионов, для которых характерен низкий уровень внешней инвестиционной активности (объем иностранных инвестиций не превышает 2 млн долларов). С точки зрения нашего исследования, этот кластер можно определить как депрессивный.

Изменение ситуации в 2010 году

Далее исследуем изменение ситуации к 2010 году, для чего используем тот же набор индикаторов. Результаты представлены в табл. 2.

Распределение регионов России по кластерам в 2010 году

Брянская область, Владимирская область,

Ивановская область, Калужская область,

Костромская область, Курская область,

Орловская область, Рязанская область,

Смоленская область, Тамбовская область,

Тверская область, Тульская область,

Ярославская область, Республика Карелия,

Вологодская область, Калининградская область,

Новгородская область, Псковская область,

Республика Адыгея, Республика Калмыкия,

Астраханская область, Волгоградская область,

Республика Северная Осетия – Алания,

Ставропольский край, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Удмуртская республика,

Чувашская республика, Кировская область,

Пензенская область, Саратовская область,

Ульяновская область, Курганская область

Московская область, Ленинградская область,

Краснодарский край, Республика Татарстан

Читайте также  Инвестиции в дальний восток и сибирь

Челябинская область, Красноярский край,

Иркутская область, Кемеровская область,

Новосибирская область, Приморский край

Республика Саха (Якутия),

Хабаровский край, Сахалинская область

Белгородская область, Воронежская область,

Липецкая область, Республика Коми,

Архангельская область, Мурманская область

Ростовская область, Республика Башкортостан,

Пермский край, Нижегородская область,

Оренбургская область, Самарская область,

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакассия, Алтайский край, Забайкальский край, Омская область, Томская область, Камчатский край, Амурская область,

Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

Первый кластер остался неизмененным: Тюменская область остается лидером среди регионов по уровню внешней инвестиционной активности.

Второй кластер также сохранил свою специализацию с той лишь разницей, что место Башкирии заняла Ленинградская область (перешла из четвертого кластера). Московская и Ленинградская области в силу соседства с двумя столицами и географического расширения деятельности КОИИ обеспечили развитие данного сектора экономики. Краснодарский край благодаря грамотной инвестиционной политике и проведению Олимпиады – 2014 в Сочи также смогли значительно заинтересовать иностранных инвесторов.

Третий и четвертый кластеры претерпели значительные изменения. Так, регионы, ранее входящие в четвертый кластер (Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская области, а также Приморский и Хабаровский края) смогли улучшить свои позиции. А вот другая часть регионов, наоборот, перешли из третьего в четвертый кластер: Республика Коми, Вологодская, Мурманская и Магаданская области, Чукотский автономный округ. В данных субъектах произошли отрицательные изменения внешней инвестиционной активности.

Пятый и шестой кластеры. По большинству позиций их показатели сблизились, то есть разрыв в ВРП на душу населения, доле рентабельных предприятий и объемах инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций сократился, однако, часть регионов не смогла значительно улучшить свои позиции.

Таким образом, применение кластерного анализа позволит регионам определять свое место более четко, в отличие от рейтинга, который не показывает, чем, допустим, показатели по Астраханской и Рязанской областям отличаются от Якутии, несмотря на то, что, согласно методике агентства «Эксперт-РА» все эти регионы по итогам 2011 года имеют одинаковый рейтинг – 3В1 [7].

Кластерный анализ позволяет количественно оценить эффективность политики по привлечению иностранных инвестиций в конкретный регион, а также сопоставить свои данные со средними значениями по кластеру. Применение данного метода в динамике также позволит отслеживать темп изменения показателей, а, следовательно, оценить эффективность применяемых в конкретном периоде инструментов регулирования на уровне регионов. Государству же это позволит более эффективно осуществлять инвестиционную политику с использованием механизма точечного воздействия на регионы. Кроме того, отдельные показатели также могут дать много информации заинтересованным сторонам. Например, показатель ВРП на душу населения отражает уровень расходов на оплату труда в данном регионе, что является конкурентным преимуществом при размещении трудоемких производств.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале

Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Кластеризация как форма привлечения инвестиций

Экономическая деятельность в условиях рыночной экономики представляет сбалансированность производства и пользования, то есть соотношения частных и общественных интересов, и все же, эта модель считается совершенной в следствие невсеобъемлемости имеющихся ресурсов, что подразумевает необходимость их рационального распределения в целях максимизации эффективности от распоряжения ими. Вместе с этим ни одна, в том числе и более развитая финансовая система не имеет возможности существовать изолировано от других, а в соответствии с этим требует привлечения инвестиционных активов (экономических, материальных, интеллектуальных и др.), что к тому же создает предпосылку к созданию производственных связей, эффективность функционирования которых напрямую характеризует становление финансовой системы региона в целом. Одним из признаков эффективности функционирования производственных связей считается понижение трансакционных издержек, вызванное географической концентрацией фирм, объединенных единым экономическим энтузиазмом на добровольной и взаимовыгодной основе. Сходственной формой объединения фирм, территориальных образований в целях достижения наиболее вероятного финансового результата выступает кластер.

Кластер — это географически сконцентрированная категория взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, образований, находящихся в составе кластера, имея цель усиления их конкурентных положительных сторон, при всем этом кластер не является юридическим лицом, в соответствии с этим входящие в его состав субъекты, имея устойчивые договорные отношения, не лишаются собственного юридического статуса.

Целью образования кластера является удовлетворение рыночных интересов входящих в его состав территориальных образований на взаимовыгодных условиях, в соответствии с этим соблюдение принципа добровольности отличает этот вид соединения от такой формы как поглощение. Условия усиления межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции естественным образом предполагают создание форм объединения и сосредоточения ресурсов и капитала в следствие понижения значения трансакционных и логистических потерь, в соответствии с этим снижается уровень себестоимости выпускаемого товара, а значит, формируются конкурентоспособные преимущества кластера относительно к остальным фирмам, занимающимся в этом секторе экономики народного хозяйства. Принимая во внимание вновь обретенные конкурентоспособные преимущества, при условии рационального применения их при формировании стратегии становления этого соединения, кластер становится рентабельной, инвестиционно-привлекательной хозяйствующей единицей (рис.1).

Рис.1 — Структура кластера

Фирмы-лидеры – компании, оказавшиеся на ведущих позициях в отрасли, осуществляющие изготовление продуктов для региона и (или) экспортирующие индивидуальную продукцию за его пределы.

Поставщики – юридические и физические лица, обеспечивающие фирм-лидеров сырьем и комплектующими, а кроме того предоставляющие обслуживание согласно ремонтным работам, сервису и т.д.

Под окружением подразумевается доступ к человеческим ресурсам и технологиям, рынкам денежных средств, а кроме того общественную инфраструктуру, обеспечивающую базу для существования, равно как фирм-лидеров, таким образом и сформированной сети поставщиков, как одно из условий укрепления степени качества.

Среди экономистов наибольшее признание находит такая точка зрения, что регионы, в каких сформировываются и действуют кластеры выходят на лидирующие позиции экономики страны, положительно воздействуя на межнациональный имидж экономически сформированного государства в целом. Регионы с сформированной кластерной системой начинают определять конкурентоспособность государственной экономики в целом, в соответствии с этим возможно сделать вывод, то что аналогичная форма концентрации бизнеса формирует конкретные предпосылки к снижению необходимости в субсидиях с федерального бюджета в обстоятельствах ресурсодефицитности региона, формированию дополнительных рабочих мест исходя из вероятности расширенного воспроизводства, а, значит, увеличению степени финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности кластера в целом.

Можно отметить три причины формирующие предпосылки географической концентрации территориальных образований:

1. объединение в кластер дает возможность получить преимущества с распределения расходов, связанных с поддержанием и формированием общих для ряда субъектов ресурсов. Это утверждение может быть обосновано с позиции уменьшения степени трансакционных потерь в силу формирования степени качества логистических действий и сосредоточения односторонних ресурсов в рамках кластера, что гарантирует облегчение доступа к ним;

2. географическая концентрация гарантирует сокращение потерь, связанных с системой доставки и транспортировки, а, значит, и сократятся сроки поставки требуемых продуктов и услуг. Развитие инфраструктуры кроме уменьшения сроков поставок даст возможность уменьшить степень рисков, связанных с доставкой и передачей продуктов, работ, услуг;

3. концентрирование в пределах одного географического региона способствует распространению данных, которые не могут быть легко формализованы и переданы в силу особой привязки к лицам, выступающим в качестве носителей данных, что в свою очередь сокращает степень асимметричности, подаваемой данных, что, таким образом, увеличивает степень доверия к компаниям, входящим в состав кластера.

Читайте также  Выставить свой проект для инвестиций

Подобным образом, определенной важностью обладает неформальная возможность коммуникаций среди представителей компании и размещенные в ее области конечные потребители продукции. Деятельность согласно формированию и поддержке кластеров получило название «кластерной политики» и, равно как правило, содержит в себе:

1. инвестиции в человеческий капитал и формирование инфраструктуры;

2. устранение барьеров для инноваций;

3. поддержку географической концентрации компаний, связанных между собой производственным процессом.

Маркетинговая деятельность кластера носит циклический характер и строится на основе маркетинговых циклов. Маркетинговый цикл позволяет увязать при выработке конкретных решений экономико-социальные цели, особенности его внутренней среды, его реальные возможности с параметрами внешней среды. Цикл кластерного маркетинга объединяет следующие стадии:

1) Определение целей кластерного маркетинга. На данной стадии, на основе количественных и качественных сведений о регионе формируют общие цели кластерного маркетинга. Они в то же время служат аспектом кластерного маркетинга, применяются с целью принятия решений о потребности изменений, дают возможность оценить результат. В свою очередь, данные стратегические цели могут конкретизироваться в виде подцелей. Согласно любой из них создается программа операций с указанием примерных сроков, механизмов, форм контроля и источников финансирования.

2) Осуществление маркетинговых исследований внешней среды кластера. На данной стадии анализируются основные общественно-экономические характеристики внешней среды, ведется сравнительный анализ финансового формирования подобных кластеров с учетом начального значения, исходного положения кластера и подобным способом выявляются внешние факторы кластерного формирования.

3) Формирование внешних и внутренних потребностей. Потребности предполагают необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие историческим этапам формирования общества, общественного производства и социальных взаимоотношений.

4) Происходит определение параметров кластерного продукта посредством количественного и качественного анализа экономической, общественной, экологической и институциональной внешней среды, в которой функционируют кластерные финансовые агенты, устанавливаются и оцениваются внешние и внутренние ресурсы, которые можно привлечь с целью финансового формирования кластера (экономические, человеческие, природные, институциональные).

5) Создается кластерный профиль, исходя из результатов позиционирования кластера на межкластерном рынке равно как сложного единого совокупного субъекта рынка на уровне общегосударственной территории.

6) Учитываются мероприятия по разработке стратегии маркетинга с учетом существующих и вновь формируемых местных преимуществ. Основная цель данной стадии развития стратегии кластерного маркетинга — максимально использовать его сильные стороны, а кроме того нейтрализовать либо превратить в преимущества слабые, и отталкиваясь от концепции SWOT-анализа принять в расчет возможности и угрозы существования, функционирования и формирования кластера, сопоставить с сильными и слабыми сторонами в целях развития успешной финансовой организации на межрегиональном уровне имеющей положительный инвестиционный имидж.

7) В результате формирования и осуществления концепции происходит развитие других альтернатив стратегии, их сравнительный анализ, поиск рационального вида и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в иных альтернативах. Собственно, в данный период выполняется окончательная разработка плана определенных операций и реализация маркетинговой стратегии. На основе сформированных концепций и стратегий кластерного маркетинга разрабатывается план определенных действий.

8) Анализ производительности и результативности, корректировка целей и способов их достижения. Целевое маркетинговое управление формированием кластера подразумевает наличие не только рабочей программы операций, но и непрерывного прогноза общественно-финансового состояния кластера, сопоставление сведений прогноза с целями и аспектами кластерного формирования, оценку производительности общепринятых мер.

Кластерная политика имеет возможность рассматриваться как альтернатива препятствующих конкурентной борьбе поддержки определенных компаний либо сфер, однако характерной особенностью кластера является совокупность формирования, что имеет возможность создавать позитивный синергетический результат в отличие от поддержки раздельно взятых компаний.

Как объект инвестирования данная форма концентрации предприятий содержит ряд преимуществ:

1. Главная задача — развитие объединений на основе кластерного подхода предполагает концентрацию капиталов, что в свою очередь имеет возможность разрешить реализацию долгосрочных стратегий финансового развития, что является фактором повышения уровня привлекательности региона с целью инвестирования денежных средств и становлению благоприятного инвестиционного климата;

2. Непосредственное участие органов власти в принятии административных и экономических решений деятельности кластера, выражено в качестве равноправного партнера, тем самым, предполагая установленную независимость деятельности в обстоятельствах рыночной экономики. В то же время существование управленческого ресурса представляется некоторым гарантом устойчивости финансовой деятельности кластера в регионе и возможности экономической помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций и др.;

3. Наиболее ожидаемые тенденции формирования и устойчивость к внешнему влиянию, это увеличивает уровень инвестиционной привлекательности, которая в свою очередь способствует расширенному воспроизводству внутри кластера, что в свою очередь воздействует в объем валового регионального продукта.

Таким образом, в настоящее время наблюдаемый межкластерный рынок и межкластерные коммуникации существуют главным образом за счет межхозяйственных взаимосвязей между отдельными бизнесменами, что в целом никак не противоречит условиям рыночной экономики, тем не менее является недостаточным в межкластерных взаимоотношениях, т.к. регион равно как государственный административный орган не является участником данных отношений, что приводит к их неупорядоченности, несистемному характеру и не дает возможности выявить все ресурсы и возможности кластера.

Равно как объект финансовой деятельности каждый кластер обладает собственными преимуществами и недостатками и задача маркетинговой политики по формированию кластера должна состоять в поиске и формировании предпосылок единого, постоянного развития с положительной динамикой абсолютно всех поступающих в него компонентов, в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, ожидаемому вхождению Российской Федерации в ВТО и интеграции производств в единое мировое экономическое пространство, с помощью активизации инструментов кластерного маркетинга, положительного и всестороннего понятия кластера во внешней сфере, повышения его прозрачности, информационной и коммуникативной доступности, что будет способствовать увеличению межхозяйственных взаимосвязей на уровне кластеров.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что кластер является перспективным объектом инвестиционной деятельности и концентрации экономических, материальных и интеллектуальных ресурсов и, поэтому, в рамках кластерного маркетинга становится вероятным развитие новых инструментов межкластерного выравнивания, увеличения межкластерных коопераций и коммуникаций с точки зрения кластера в целом равно как обособленной административно-хозяйственной единицы, обладающей одинаковыми властными правами во взаимоотношениях с федеральным центром, эксплуатационное использование, каковых, даст возможность увеличить сильные стороны и расширить потенциал формирования кластера при сокращении слабых сторон и уменьшении угроз существования и функционирования такого рода формы экономической концентрации как кластер.

Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.05.2015 2015-05-03

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Шабанова К. Р. Кластерный подход как основа инвестиционной стратегии региона // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 756-758. — URL https://moluch.ru/archive/89/18335/ (дата обращения: 16.01.2019).

В статье оценивается кластерный подход как основа для привлечения иностранных инвестиций в регион. Выделяются проблемы и недостатки развития кластера в российской экономике

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, региональная экономика, иностранные инвестиции, социально-экономическое развитие, инновации, инвестиционный потенциал, иностранный инвестор.

Российские регионы в настоящее время находятся в конкурентном положении за привлечение инвестиций в регион. Одним из способов привлечения иностранных инвестиций в целях улучшения обеспечения устойчивого социально-экономического развития, формирования благоприятной деловой среды и повышения инвестиционного потенциала является кластерный подход.

Читайте также  Афоризмы про инвестиции известных инвесторов

Кластерный подход является перспективным инструментом с инновационной ориентированностью для повышения конкурентоспособности, развития экономики, повышения качества жизни, стимулирования инноваций, развития новых направлений и т. д.

Основоположником кластерного подхода в экономике признан М. Портер, который определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». [1]

Кластеры являются инновационными системами с высоким уровнем конкуренции, которые могут создать огромный потенциал для устойчивого роста, как региональной экономики, так и страны в целом. Решающую роль в развитии кластера играют не только инвестиции, но и консолидация усилий органов власти для оказания содействия потенциальным участникам кластера в государственной поддержке.

Главной отличительной чертой кластера является то, что в ней формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в нее фирм и процветанию региона. Вместе с тем, формирование одного кластера способствует развитию взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, что повышает производственный, научно-технологический и образовательный потенциал региона.

Эффективная кластерная политика влияет в первую очередь на повышение роста экономики за счет многих положительных факторов таких как:

— формирование и увеличение налоговой базы;

— кластерные территории помогают развиваться прилегающим территориям;

— увеличение конкурентоспособности региона и России в целом;

— расширение возможностей для привлечения иностранных инвестиций;

— расширение инновационной инфраструктуры;

— создание крупных предприятий сопровождается развитием малых, что влияет на конкурентоспособность региона.

Необходимо отметить, что основными ориентирами кластерной политики должны стать не только разработка и развитие региональных инвестиционных проектов в целях получения поддержки от иностранных инвесторов, но и активное привлечение иностранных предприятий из смежных секторов экономики и сферы услуг на территорию кластера.

В целях поддержки российской экономики и развития инвестиционной инфраструктуры, стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено формирование инновационных территориальных кластеров.

Под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

— объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

— механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

— синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации. [2]

Активная кластерная политика в регионах способствует не только повышению инвестиционной привлекательности, но и взаимовыгодному сотрудничеству между участниками кластера, развитию смежных отраслей экономики, формированию инновационной инфраструктуры. Кроме того необходимо признать, что на основе успешного опыта деятельности регионов по созданию и развитию кластеров разрабатываются принципы кластерной политики в других субъектах России.

Например, лидирующие позиции по привлечению в экономику региона иностранных инвестиций благодаря, продуманной стратегии социально-экономического развития, занимает Калужская область, которая, не имея начального капитала в виде богатства недр, стала одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвесторов. Калужская область поражает не только количеством и скоростью притока инвестиционного капитала или всемирной узнаваемостью инвесторов, уже работающих на территории региона, но не в меньшей степени — высокой инновационностью многих реализуемых проектов. Во многом за счет создания новых высокотехнологичных предприятий Калужская область сейчас входит в число самых инновационно-развитых регионов России. И, как известно, инвестиционная стратегия Калужской области имеет кластерный характер:

— Кластер информационных технологий;

— Туристско-рекреационный кластер. [3]

В настоящее время многие регионы, обладая значительным потенциалом, с учетом специфики каждого субъекта прибегают к инновационным путям развития экономики на основе кластерного подхода. При этом следует отметить, что присутствует диспропорция развития территорий в стране и нарастание территориальных диспропорций в экономическом развитии может негативным образом отразится на российской экономике в целом.

В настоящее время прорабатываются меры, направленные на снятие барьеров, препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера. Основными ключевыми барьерами, влияющими на развитие кластерной политики в регионах и в России в целом, являются:

— низкая восприимчивость многих предприятий к инновациям;

— низкая конкурентоспособность ряда регионов;

— дефицит квалифицированных кадров;

— высокие экологические нагрузки на регионы ряда производств;

— несогласованность между различными уровнями органов власти;

— неразвитость, либо полная изношенность инфраструктуры;

— и многое другое.

Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому, кластерные структуры смогут решать во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов своих участников. В своей деятельности кластер создаст оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров. [1]

Россия научилась развиваться в неблагоприятных внешних условиях. Об этом заявил Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития. Он подчеркнул, что потенциал у страны есть, и правительство сможет справиться с новыми вызовами. Принятые кабинетом меры, в том числе, поддержка промышленности и банковского сектора позволяют надеяться на положительную отдачу. Вместе с тем, глава правительства напомнил о нерешённых проблемах. Речь, в частности, идёт о небольшой доле в экономике среднего и малого бизнеса, а также о невысокой эффективности управления. [4]

«Определенная стабилизация произошла, рассчитываем, что пик инфляции пройден. Тем не менее, негативные тенденции в целом пока сохраняются, прогнозные оценки по основным макроэкономическим показателям, к сожалению, пока трудные. Что особенно сегодня тревожит — ощутимое сокращение инвестиций, тем более что от сегодняшней инвестиционной активности зависит развитие нашей экономики в будущем», — сказал Дмитрий Медведев. [4]

На сегодняшний день в условиях кризиса и политической нестабильности кластеры являются главным звеном коммуникации с иностранными инвесторами. Эффективные инвестиционные стратегии регионов на основе кластерного подхода могут положительно повлиять на привлечение иностранных инвестиции со стороны крупных инвесторов.

В целях эффективной реализации инвестиционных стратегий, регионы России в первую очередь должны уделить внимание преодолению различных барьеров, препятствующих развитию кластеров. Следует сделать акцент на:

— скоординированную работу по подготовке инвестиционных площадок и их полное оснащение необходимой инфраструктурой;

— отток населения и в особенности высококвалифицированных кадров;

— ликвидацию территориальных диспропорций развития регионов;

— создание эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности на территориях кластера;

— создание нормативно-правовой базы для поддержки участников кластера;

— комплексное привлечение инвестиций из различных источников;

— проведение постоянного мониторинга деятельности регионов в целях выявления наиболее успешного опыта по созданию и развитию кластера.

1. Шепелев И. Г., Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры ¾ механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). ¾ 2012. ¾ № 3 (11)

2. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса: http://innovation.gov.ru/

3. Шабанова К. Р. Оценка инвестиционного климата в Калужской области [Текст] / К. Р. Шабанова // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 522–525.

Источники: http://creativeconomy.ru/lib/7990, http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13563, http://moluch.ru/archive/89/18335/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто