Кто регулирует инвестиции в рф

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

происходит в соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности, осуществленных в форме капиталовложений» .

Регулирование инвестиционной деятельности, со стороны государства, может носить прямой и косвенный характер.

Прямое регулирование инвестиционной деятельности позволяет государству, за счет бюджетных средств, осуществляет инвестиции в проекты, предусмотренные уже ранее разработанными целевыми программами.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Формами такого регулирования являются

  • РФ и иностранные государства занимаются планированием, разработкой, утверждением и финансированием инвестиционных проектов за счет бюджетных средств страны. Делается это для создания совместных проектов укрепляющих общий инвестиционный климат.
  • создание списка объектов, планируемых к возведению, а также перечня объектов, нуждающихся в технической модернизации за счет Гос бюджета
  • участие Государства, т.е. РФ, путем приобретения части акций вновь созданных акционерных обществ и закрепление их в собственности
  • экспертный анализ инвестиционных проектов на соответствие законодательству страны
  • использование временно замороженных объектов Государственной собственности в инвестиционном процессе
  • установка стандартов и контроль за их соблюдением.

Подобное правовое косвенное регулирование в России стимулирует инвестиционную деятельность в стране за счет разнообразных форм и методов воздействия на экономику.

Косвенное регулирование стимулирует развитее, в первую очередь, налоговой системы страны, амортизационной политики, работы ведутся по направлению укрепления защиты интересов инвесторов и ряду других направлений.

Достигается это следующими методами государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  • совершенствование налогового законодательства, и механизма амортизационных отчислений
  • предоставление инвесторам льгот в виде низких арендных платежей, льготных условий владения землей и т.п. Для вновь создаваемых компаний устанавливаются специальные налоговые режимы.
  • предоставление грантов за счет Гос бюджета
  • развитие финансового лизинга
  • антимонопольная политика
  • создание благоприятных условия для создания собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности заключаются в следующих аспектах экономической системы:

  • налоговая политика
  • бюджетная политика
  • таможенный механизм
  • амортизационная политика
  • денежно-кредитная политика

(Пока оценок нет)

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом, государственное регулирование осуществляется:

• в соответствии с государственными инвестиционными программами;

• прямым управлением государственными инвестициями;

• введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

• предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;

• проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

• контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

• антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

• экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

– совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

– установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

Читайте также  Росстат инвестиции в федеральных округах

– защиты интересов инвесторов;

– предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

– расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

– создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

– принятия антимонопольных мер;

– расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

– развития финансового лизинга;

– проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

– создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

– разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;

– формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

– предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

– размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов;

– защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

– разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

– выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

– вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

– предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

– обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

– гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

– право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

– стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

– защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

1.5. Отдача и доходность инвестиций.

Под отдачей инвестиций обычно понимают прирост денежных средств инвестора вследствие проведения инвестиционной деятельности. Так, если инвестор инвестировал 100 тыс. рублей и по прошествии холдингового периода получил 108 тыс. рублей, то можно сказать, что отдача инвестиций (то есть увеличение денежных средств) в этом случае составляет 8 тыс. рублей.

Суммы, направляемые инвестором в различные инвестиционные объекты, и отдача этих вложений отличаются друг от друга. Зачастую поэтому сравнение абсолютных величин инвестиционных затрат и отдачи инвестиций не дают четкого представления о степени выгодности инвестиций. В этой связи, для принятия инвестиционного решения целесообразно оперировать не абсолютными, а относительными величинами и ввести понятие доходности (нормы отдачи) инвестиций:

конечная сумма денегначальная сумма денег
доходность r
= (1.1)

начальная сумма денег

Доходность можно задать двумя способами — либо как относительную величину, либо в виде процента. Чтобы задать доходность в виде процента необходимо полученные относительные величины умножить на 100%.

Когда рассматриваются инвестиции в ценные бумаги, то следует иметь в виду, что ряд ценных бумаг обеспечивают увеличение денежных средств не только вследствие повышения их стоимости в ходе холдингового периода, но и путем периодической выплаты дополнительных денежных сумм (например, дивиденда по акции, процентных выплат по облигации). В этой связи можно указать другие формулы вычисления доходности инвестиций r :

Если инвестор вложил в инвестиционный объект сумму S начальн . и доходность этой инвестиции составляет r %, то по окончании холдингового периода он получит сумму:

доходности инвестиций . Когда инвестор делает выбор и отказывается от текущего потребления ради адекватного дохода в будущем, то он желает получить в конце холдингового периода требуемую доходность.

В общем случае на требуемую доходность оказывают воздействие три фактора:

Воздействие временного фактора свидетельствует о том, что когда инвестор вкладывает средства в инвестиционный объект, то он отказывается от возможности потратить свои средства на потребление в текущий момент ради получения более высокого дохода в будущем. Иными словами, отдача инвестиционного объекта должна компенсировать инвестору откладывание текущего потребления вне зависимости от воздействия инфляции и риска, то есть компенсировать воздействие только фактора времени.

Влияние временного фактора позволяет оценить безрисковая реальная ставка процента Rf , реальн. (реальными называются величины, свободные от инфляционной составляющей и измеренные в базовых величинах). В противоположность реальным величинам, номинальные величины содержат внутри себя инфляционную составляющую. Следует учитывать, что наблюдаемые на рынке текущие значения процентных ставок и цен всегда являются номинальными. Тот факт, что Rf , реальн. является безрисковой, означает отсутствие какой-либо неопределенности по поводу соотношения текущего и будущего потребления, то есть инвестор точно знает, какую отдачу принесет ему инвестиционный объект. Зачастую эту ставку процента называют чистой ставкой процента; считается, что она отражает временную стоимость денег.

Читайте также  Методы оценки эффективности инвестиций npv irr

Итак, первая составляющая доходности — реальная безрисковая ставка процента — компенсирует инвестору откладывание текущего потребления (временной фактор).

Оценка фактора инфляции. Приведенная выше безрисковая ставка определена при условии неизменности общего уровня цен (отсутствия инфляции) за холдинговый период, то есть является реальной ставкой. Между тем, если инвестор ожидает рост общего уровня цен, то требуемая им номинальная безрисковая ставка должна компенсировать и будущие потери из-за инфляции. Значит, вторая составляющая требуемой доходности учитывает фактор инфляции.

должен обеспечить сумму S к , равную:

что и определяет требуемую компенсацию инвестору с учетом инфляции, то есть:

найти выражения, как для реальной, так и номинальной безрисковой ставки:

Итак, вторая составляющая доходности компенсирует инвестору ожидаемый рост общего уровня цен (фактор инфляции).

Оценка фактора риска. Вкладывая деньги в тот или иной инвестиционный объект, инвестор может лишь с определенной долей уверенности прогнозировать его будущую отдачу. Инвестор понимает, что ожидаемая им отдача может существенно отличаться от фактической отдачи, которая будет наблюдаться по прошествии холдингового периода — он приобретал акции в надежде на быстрый рост их цены, а на самом деле цена акций понизилась. Отсутствие у инвестора 100%-ой гарантии получения планируемого дохода от инвестиций и составляет основу риска инвестирования. Значит, в общем случае требуемая доходность является случайной величиной и для ее исследования необходимо использовать аппарат теории вероятности и математической статистики.

Если инвесторы считают, что риск инвестирования в ценную бумагу им компенсирует надбавка за риск R риск . , то тогда искомая номинальная рисковая (она же и текущая рыночная) величина доходности ценной бумаги R риск ., номинальн . будет равна:

R риск .,номинальн. = R f ,номинальн. + R риск .

Следует иметь в виду, что любая требуемая доходность (процентная ставка, доходность конкретной ценной бумаги) содержит упомянутые три составляющие.

На основании изложенного можно следующим образом определить понятие инвестирования: инвестирование – процесс вложения инвестиций в определенный момент времени в тот или иной инвестиционный объект с целью получения в будущем потока доходов, компенсирующих инвестору:

а) откладывание текущего потребления (временной фактор),

б) ожидаемый рост общего уровня цен (фактор инфляции)

в) неопределенность получения будущего потока денег (фактор инвестиционного риска).

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17

Статья просмотрена: 10834 раза

Библиографическое описание:

Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 711-713. — URL https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 16.01.2019).

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Читайте также  Финансовые источники инвестиций на предприятии

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9) Право на возможное участие в процессе приватизации;

10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Источники: http://investicii-v.ru/regulirovanie_investicionnoj_deiatelnosti/, http://www.market-pages.ru/realnieinvist/4.html, http://moluch.ru/archive/88/17516/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто