Лидеры в привлечении прямых иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции

Привлечение капиталовложений в экономику государства является основой развития как отдельных предприятий или отраслей, так и всей страны в целом. Чем выше активность инвестиционного процесса, тем больше возможностей имеет государство для увеличения значения внутреннего валового продукта, наращивания товарооборота и обеспечения занятости населения. Прямые внешние инвестиции в современной экономике выступают фактором продвижения страны на мировые рынки, а также служат подтверждением благоприятного инвестиционного климата.

Сущность и виды ПИИ

Прямые иностранные капиталовложения являются одной из форм участия зарубежного капитала в каких-либо проектах на территории реципиента. Инвестиционный процесс подразумевает содействие двух сторон финансовых отношений. Источником инвестиций выступает зарубежный инвестор, а реципиентом – страна, принимающая зарубежный капитал.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ценные бумаги) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, ноу-хау, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – прибыль от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является максимизация прибыли за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный рынок, ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, маркетинг и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой бизнес от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или предприятие, которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на нематериальные активы – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает фонд, проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

. Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.
Читайте также  Инвестор и инвестиции инвестиционный цикл

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в развитие экономики многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

20.4. Привлечение иностранных инвестиций

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

· инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

· регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

· устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

· устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

· создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

· создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург — 300 млн дол. и Нижний Новгород — 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй — Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

Читайте также  Теоретические основы прямых иностранных инвестиций

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

· регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);

· регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

Таблица 20.5 Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

Примечание: ПИИ — прямые иностранные инвестиции.

Регионами-лидерами в привлечении иностранных инвестиций до сих пор (2003 г.) являются те субъекты федерации, где существуют достаточно благоприятные стартовые условия (запасы природных ресурсов; соответствующая специализация отраслевой структуры региональной экономики; географическое положение, в частности, близость к странам происхождения инвестиций). Размещение иностранных инвестиций определяется преимущественно интересами инвесторов.

Уровень инвестиционной деятельности неразрывно связан с инвестиционным климатом, оценка которого является рыночным инструментом оптимизации потока капиталовложений.

Территориальное размещение иностранных инвестиций также характеризуется четко выраженной концентрацией в относительно небольшом числе территорий. Иностранный капитал сосредотачивается в регионах, имеющих или четко выраженное отраслевое «лицо» (восточные регионы, обладающие привлекательной базой для развития добывающей промышленности; европейский центр, располагающий возможностями производства импортозамещающей продукции), или высокий уровень развития производственной, транспортной и финансовой инфраструктуры (мегаполисы, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург, центрально-европейские и северо-западные области). Около половины общего объема иностранных инвестиций концентрируется в мегаполисах и прилегающих к ним областях. В целом на европейскую часть страны приходится 82 % привлеченного в страну зарубежного капитала, в том числе на Центральный экономический район — 42 %, (на Москву и Московскую область — около 40 %). Доля зауральских регионов, располагающих наиболее значительными запасами природных ресурсов и одновременно остро нуждающихся в капиталовложениях, до сих пор составляют менее 20 %.

Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического потенциала России и в эффективности структурной перестройки ее хозяйственного комплекса, нельзя не отметить тот позитивный вклад, который был ими внесен в решение этой проблемы (табл. 20.6).

Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России

Примечание: Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом.

Данные таблицы 20.6 достаточно четко показывают, что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями заметно выше, чем в целом по экономике. Такой вывод напрашивается при сопоставлении относительных показателей, которые с одной стороны — характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей экономикой.

Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Россию зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост временами был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 1997 г. (5,5%, или 681 млн дол.), затем эти показатели стали снижаться. С 2000 г. они опять возрастали, поднявшись в 2001 г. на второе после 1997 г. место за истекшее десятилетие.

Зарубежные портфельные капиталовложения в России изначально не могли играть той активной роли в формировании ее инвестиционных ресурсов, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и российские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов.

К 2002 г. Россия накопила 1 8 млрд дол. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но в итоге ее доля в этом секторе международного обмена капиталом остается незначительной в накопленных за годы реформ мировых ПИИ. Ее можно оценить на уровне 0,2-0,3 %, в текущих мировых ПИИ — в 0,6 %-1,2%. Среди государств с переходной экономикой Россия занимает одно из последних мест в мире по таким показателям, как абсолютный объем накопленных ПИИ в расчете на душу населения, отношение ПИИ к ВВП, доля ПИИ в суммарном объеме национального инвестиционного фонда.

В 2000 г. объем накопленных ПИИ в России составлял 5,5 % от уровня Китая, 9,6 % от уровня Бразилии, 21 % от уровня Мексики, 26 % от уровня Аргентины, 35 % от уровня Малайзии, 45 % от уровня Чили, 53 % от уровня Польши, 79 % от уровня Таиланда, т. е. был намного ниже, чем в большинстве основных развивающихся стран и государств с переходной экономикой. «Достижения» России в сфере привлечения ПИИ выглядят еще скромнее при сравнении ее не только со странами Центральной и Восточной Европы, но и с большинством республик бывшего СССР. Так, объем поступивших в российскую экономику в 1990-е гг. ПИИ на душу населения составлял лишь 9 % от уровня Эстонии, 14 % от уровня Латвии, 22 % от уровня Литвы, 25 % от уровня Азербайджана и 29 % от уровня Казахстана. Даже в самой крупной стране мира по численности населения — Китае — этот показатель был почти в два раза выше.

В процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) накопленные за 1992-1999 гг. в России ПИИ составили 3,0 %, что заметно ниже, чем в странах с развивающейся и переходной экономикой.

По данным ЮНИДО, за счет накопленных ПИИ в мире формируется 16,3 % объема внутренних валовых инвестиций, при этом в развитых странах данный показатель равен 7,0 %, в развивающихся странах — 13,8 %, в государствах Центральной и Восточной Европы — 18,4 %. В России он составляет 11,0 %. В большинстве республик бывшего СССР он выше, чем в России — в Казахстане доля ПИИ в общем объеме внутренних валовых инвестиций составляет 43,3 %, в Армении — 42,9 %, в Эстонии и Грузии — 23,6 %, в Латвии -21,3 %, в Литве — 20,3 %, в Молдавии и Киргизии — 1 7,7 %.

Отраслевая структура иностранного капитала, пришедшего в Россию в годы реформ, в целом не отвечала задачам подъема и структурной перестройки ее экономики.

На долю промышленности в анализируемый период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений, при этом основной поток привлеченного капитала (от 40 до 70 %) направлялся в топливную (прежде всего в нефтедобычу) и пищевую промышленность (табл. 20.7). Относительно крупными отраслями — реципиентами зарубежного капитала — выступали черная и цветная металлургия, отрасли лесного комплекса.

Таблица 20.7 Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России

Читайте также  Развитие рынков инвестиций и недвижимости

Источник: Госкомстат России.

Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является финансово-кредитная и страховая деятельность — ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений уже в 1997 г. превысила соответствующий показатель по промышленности. Затем, в соответствии с логикой поведения инвесторов в ухудшающихся условиях развития финансово-кредитной сферы в России, эта доля стала уменьшаться вплоть до 1999 г., остановившись в 2001 г. на уровне менее чем в 1 %.

На торговлю и общественное питание в 2001 г. приходилось 37 % всей суммы иностранных инвестиций. Здесь четко прослеживается тенденция к увеличению доли этой сферы с 1997 г.

Удельный вес общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, достигнув пика в 1996 г. (23,4 %), стал стабильно и заметно снижаться (до 2,0 % в 1999 г.), поднявшись в 2001 г. лишь до 5,6 %.

В целом по названным трем секторам экономики России в период 1995-1997 гг. произошло увеличение их суммарного удельного веса в общем объеме иностранных инвестиций с 32,5 % до 64,3 %, затем он стал снижаться, достигнув, тем не менее, в 2001 г. уровня в 44 %.

На долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы ублуг — строительства, транспорта и связи — во второй половине 90-х годов в сумме приходилось от 4,0 до 19 % всего объема привлеченного иностранного капитала, при этом она снизилась с 10,6 % в 1995 г. до 3,8 % в 1997 г., затем стала расти, достигнув в 2001 г. 19 %. При том. что доля строительства снижалась практически в течение всего периода, доли транспорта и связи стали стабильно расти с 1998 г. до 2000 г. Удельный вес двух последних секторов в 2001 г. составил 5,3 % и 3,5 % соответственно.

Доля машиностроения, стратегически важной для экономики России отрасли, в общей сумме иностранных инвестиций не превышала 7 %, находясь, как правило, на уровне 2,5-4,0 %.

Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в Россию из стран дальнего зарубежья, прежде всего из США, Германии, Кипра, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов (табл. 20.8). На эти семь стран приходится почти 78 % накопленных зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре накопленных инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швеции — 82,5 % всего ввезенного ими в Россию капитала, а также Нидерландов — 80,2 %, США — 78,0 %, Кипра -76,2 % Японии — 57,8 %, Швейцарии — 50 %. Доля прочих инвестиций преобладает в накопленных капиталах компаний Франции — 92,2 %, Германии — 80,4 %, Великобритании — 55,2 %.

Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России

Начиная с 1999 г. заметно возросли инвестиции в российскую экономику из «экзотических» стран (Кипр, Гибралтар, Антильские острова), имеющих в мире славу «налоговых гаваней». Без всякого сомнения, эти капиталы имеют в основном российское происхождение, но вернулись в страну «под иностранным флагом» в условиях наметившейся на родине политической и экономической стабилизации.

Таким образом, иностранный капитал предпочитал и предпочитает идти в те отрасли, которые производят продукцию, имеющую для него и долгосрочном плане стратегическое значение, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, металлы, лесопродукция), а также характеризуется быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства (пищевая промышленность, сфера услуг).

ТОП-10 стран – мировых лидеров по инвестициям 2017 года

В 2017 году международные инвестиции выросли на 8,5%, чему способствовал повышенный спрос со стороны европейского, североамериканского и азиатского капитала, диверсифицирующего свои активы за счет выхода на зарубежные рынки.

Такие данные содержатся в отчете Global C Atlant 2018, составленном аналитической группой Cushman & Wakefield.

Китай остается крупнейшим донором и получателем инвестиций. Соединенные Штаты Америки сохраняют второе место в обеих сферах. Среди 25 крупнейших инвесторов самое значительное представительство имеет Европа.

В 2017 году Китай инвестировал на международном рынке €639,54 млрд, обойдя США, объем зарубежных инвестиций которых составляет €431,32 млрд.

С отрывом тройку лидеров замыкает Великобритания, инвестировавшая €80,38. В ТОП-10 также вошли Германия (€77,35 млрд.), Гонконг (€44,56 млрд.), Япония (€39,43 млрд.), Франция (€39,37 млрд.), Канада (€28,50 млрд.), Испания (€23,83 млрд.) и Нидерланды (€21,94 млрд.).

Китай также является наиболее привлекательным для зарубежных инвесторов рынком с годовым объемом инвестиций €561,23 млрд. Семь самых привлекательных для инвесторов рынков совпадают с семеркой ведущих рынков-доноров. Кроме Китая, это США, которые привлекли €381,89 млрд, Великобритания (€70,69 млрд.), Германия (€68,55 млрд.), Гонконг (€39,93 млрд.), Япония (€35,44 млрд.) и Франция (€34,18 млрд.). Единственное отличие в рейтингах – присутствие среди крупнейших стран-получателей инвестиций Австралии, которая с показателем €28,88 млрд. заняла восьмое место в топе, вытеснив из него такого донора как Нидерланды. А замыкают десятку лидеров Канада (€25,24 млрд.) и Испания (€20,93 млрд.).

Среди национальных рынков наибольший ежегодный рост привлеченных инвестиций в 2017 году продемонстрировала Болгария – 153% по сравнению с 2016 годом. Общий объем внешних инвестиций в болгарский рынок довольно скромен – €856 млн. Но и он является рекордным. Примечательно, что достигнуть его помог всплеск рынка коммерческой недвижимости, точнее, приход всего трех крупных южноафриканских фондов и буквально пять их крупных сделок.

В 2017 году в Болгарии была совершена рекордная покупка недвижимости на сумму €252,9 млн. – фонд NEPI Rockastle купил Paradise Center Mall в Софии. В минувшем году этот фонд также купил софийский торговый центр «Сердика» за €200 млн., а фонд Hyprop Investments приобрел The Mall за €176 млн. Третий фонд из ЮАР – MAS Real Estate – купил торговые центры Galleria в городах Стара Загора и Бургас.

В десятке лидеров роста также оказались Вьетнам (+94%), Индонезия (+87%), Аргентина (+86%), Малайзия (+79%), Бразилия (+76%), Турция (+75%), Румыния (+65%), Гонконг (+53%) и Финляндия (+52%).

Эта же десятка стран составила ТОП-10 стран-доноров с наибольшим годовым ростом инвестиций, правда, в ином порядке разместившись в рейтинге. Не изменились лишь первые два места – Болгарии увеличила свою инвестиционную активность за рубежом на 166%, а Вьетнам на 99%. Третьем место заняла Аргентина с ростом на 94%. Далее в десятке разместились Индонезия (+89%), Бразилия (+87%), Малайзия (+87%), Турция (+73%), Румыния (+70%), Финляндия (+58%) и Гонконг (+55%).

Среди городов Лондон остается самым популярным для инвестиций. Тревоги, вызванные Brexit, смягчает снижение курса фунта стерлингов, и увеличение доступности лондонских активов остается соблазном для многих международных инвесторов. Напомним, что на минувшей неделе Лондон был также назван самым привлекательным городом для инвестиций в недвижимость в исследовании CBRE Group, Inc.

Переживший падение Мадрид в отчете Global C Atlant вернулся на второе место, головокружительно поднявшись на 45 мест в рейтинге и обойдя Нью-Йорк, который опустился сразу на шестое место. А тройку городов-лидеров в нынешнем году замыкает Амстердам. Однако в целом гегемония таких «супермегаполисов» слабеет. Доля 25 инвестиционных центров мира впервые опустилась на уровень менее 50% мирового рынка инвестиций. И напротив, число городов, на которые нацелен международный капитал, увеличилось на 4,5%.

Источники: http://utmagazine.ru/posts/7824-pryamye-inostrannye-investicii, http://finances.social/investitsii_796/204-privlechenie-inostrannyih-48989.html, http://internationalinvestment.biz/investments/336-top-10-stran-mirovyh-liderov-po-investiciyam-2017-goda.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто