Масштабы и динамика иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Читайте также  Разработка и оценка инвестиции проектов

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

2.2 Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций

Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свой капитал в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Например, высокая доходность кредитов при прочих равных условиях будет способствовать усилению активности в сфере прочих инвестиций. Наоборот, ограничения на размер активов некоторых российских предприятий, которые могут находиться в руках иностранцев, будут сдерживающим фактором для прямых и портфельных инвестиций.

Читайте также  Состав и динамика долгосрочных инвестиций

Достаточно трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято оценивать его в общем как благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях как нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.

Первой по важности группой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Причем опыт ряда стран (Чили, Китай) говорит о том, что иностранный инвестор, в общем, безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов, как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере. К их числу следует также отнести следующие:

· сложность и недостаточную эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

· допускаемый иногда произвол региональных властей;

· чрезмерно усложненные процедуры и длительные сроки согласования инвестиционных решений;

· недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;

· высокую степень коррумпированности государственного аппарата.

Иностранный бизнес, как и российский, волей-неволей приспосабливается к этим условиям. Но, естественно, необходимость такого приспособления замедляет сам процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в, то, же время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие:

· размер и характер внутреннего и внешнего рынков;

· характер налоговой системы;

· наличие и степень развития инфраструктуры;

· возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;

· уровень цен и оплаты труда;

· наличие государственных гарантий для инвесторов;

· способы таможенного и валютного регулирования ВЭО;

· динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;

· наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;

· роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;

· уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;

· возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

Очевидно, что каждый из перечисленных экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов:

· жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;

· особенности быта этого населения;

· уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;

· структура доходов и расходов населения;

· степень законопослушности и дисциплинированности населения;

· уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;

Читайте также  Прямые иностранные инвестиции могут способствовать

· степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

· характер и устойчивость обычаев делового оборота.

Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть быстро изменен, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ. Такая ситуация очень хорошо отражается известной русской пословицей: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».

Природные факторы инвестиционного климата, как то: средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д., наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

Анализ инвестиционного климата осуществляется, прежде всего, на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его характеристику, которая могла бы быть ориентиром для инвесторов в принятии ими решений о вложениях капиталов в той или иной стране.

Прямые иностранные инвестиции

Формы, масштабы и динамика прямых иностранных инвестиций. Сравнительная характеристика направлений и источников инвестиций в США и России, их влияние на мировую экономику. Создание свободных экономических зон: правовое регулирование и налогообложение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, классификация, управление и правовое регулирование иностранных инвестиций. Инвестиционный климат в РФ. Проблема оттока капитала. Поступление иностранных инвестиций по типам в российскую экономику. Чистый прирост обязательств перед нерезидентами.

курсовая работа [317,9 K], добавлен 19.06.2013

Экономическая сущность инвестиционной политики: роль и место иностранных инвестиций в экономике России, их нормативно-правовое регулирование. Региональная структура инвестиций и инвестиционные приоритеты стран инвесторов в Волгоградской области.

курсовая работа [88,2 K], добавлен 15.12.2009

Сущность и роль инвестиций в развитии экономики. Особенности политики Казахстана по привлечению иностранных инвестиций. Анализ и оценка прямых иностранных вложений в экономику Казахстана, их распределение по областям республики и формам собственности.

курсовая работа [183,7 K], добавлен 09.12.2010

Классификация и виды иностранных инвестиций. Инвестиционный механизм: сущность, компоненты и классификация. Поступление и привлечение иностранного капитала в экономику Российской Федерации. Правовое регулирование иностранного инвестирования в России.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 06.04.2015

Понятие и цель инвестиций – долгосрочных вложений капитала в экономику с целью получения дохода. Их формы, группы (прямые и портфельные), роль и необходимость привлечения. Объекты капиталовложений в России. Способы осуществления иностранных инвестиций.

реферат [20,6 K], добавлен 12.07.2011

Понятие, функции и классификация инвестиций. Анализ возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Формы зарубежного инвестирования в мировой практике. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

презентация [1,2 M], добавлен 28.10.2016

Инвестиционный климат и иностранные инвестиции в экономике РФ. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Динамика иностранных инвестиций в экономике РФ. Как улучшить инвестиционный климат в РФ. Меры на перспективу.

курсовая работа [65,8 K], добавлен 04.12.2007

Взаимообусловленность инвестиционной активности и экономического роста. Динамика поступлений иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2007 году. Инвестиционная привлекательность регионов России. Калужская область как центр иностранных инвестиций.

реферат [874,0 K], добавлен 22.06.2009

Привлечение прямых иностранных инвестиций на современном этапе перестройки экономики Белоруссии. Осуществление юридическими и физическими лицами инвестиционной деятельности за пределами страны. Методы государственного регулирования иностранных вложений.

курсовая работа [67,5 K], добавлен 28.05.2014

Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала. Характеристика инвестиционного потенциала экономики. Анализ притока иностранных инвестиций в экономику России за 2009 год. Инвестиционный потенциал регионов России. Формы привлечения иностранных инвестиций.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 19.02.2010

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://econ.bobrodobro.ru/37898, http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0a65625b2ac69a5c43b89521216d27.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто