Механизмы развития инвестиций в регионе

Механизмы привлечения инвестиций в регионы как инструмент решения стратегической задачи

Стенограмма «круглого стола» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Механизмы привлечения инвестиций в регионы как инструмент решения стратегической задачи»

Здание Государственной Думы. Зал 830. 25 февраля 2016 года. 15 часов.

Первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам А.Н.Хайруллин: Главная задача «круглого стола» — это обсуждение механизмов привлечения инвестиций в регионы, как инструмент решения стратегической задачи государства.

Доронин Сергей Александрович: Причина, тормозящая развитие отрасли — достаточно серьёзная долговая нагрузка. Необходимо перейти к модели поддержки реализации сельскохозяйственной продукции через поддержку малоимущих слоёв населения, а именно предусматривать продовольственные сертификаты.

Черкасов Кирилл Игоревич: Программа 1320 устарела. Нужна более долгосрочная стратегия — минимум на 15-20 лет. Необходимы долгосрочные правила, которые не могут меняться даже от серьёзных конъюнктурных событий, происходящих на различных рынках.

Старых Елена Валерьевна, исполняющая обязанности директора департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Минвостокразвития России: ФЗ о территориях опережающего социально-экономического развития в РФ распространяется на всей территории РФ, но в течение трех лет создаются ТОРы только на Дальнем Востоке и в моногородах с особо тяжелым экономическим положением. Если есть «якорный» резидент, то принимается решение о создании ТОРа.

Маслова Влада Вячеславовна — руководитель Департамента кредитно-финансовых отношений ВНИИ СХ: Проблему привлечения инвестиций в отрасль можно подразделить на две составляющие: наличие прибыли товаропроизводителей и привлеченные средства. Цели: повышение доходности товаропроизводителей (проблема себестоимости, формирования цен и господдержки, отсутствие нормальной системы агрострахования) и повышение доступности кредитных ресурсов. Проблемы: 1) не все товаропроизводители субсидируются. Для тех, кто не субсидируется, запредельно высокие процентные ставки или недоступность несубсидированных краткосрочных кредитов. 2) Сложность в обслуживании и погашении кредитов, привлеченных ранее. 3) Сложность в своевременном получении инвестиционных субсидируемых кредитов. 4) Реализация крупных инвестпроектов не носит массового характера. Предложения: 1) В области кредитования необходимо повышение физической, экономической доступности кредитных ресурсов. Нужно планомерно переходить на планомерное смягчение денежно -кредитной политики ЦБ. Должно быть увеличение денежного предложения и снижение ключевой ставки. 2) Необходимо решить проблему избыточной долговой нагрузки на предприятия АПК. 3)60 процентов объема господдержки аграрного сектора направляется на субсидирование процентных ставок. Но доступ к кредитованию имеет очень ограниченный круг товаропроизводителей, так как высокорентабельных предприятий в отрасли не больше 30 процентов. Для низко рентабельных и убыточных организаций доступ к кредитованию практически закрыт. Было бы целесообразно дифференцировать государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, в зависимости от их экономического положения. 4) Стимулирование частно-предпринимательской деятельности. 5) Необходимо повышение эффективности использования средств и беспрекословности выполнения взятых на себя обязательств. Пример из США: Согласно закону Минсельхоз США необходимо в принудительном порядке информировать о ценах на мясную продукцию от фермы до прилавка магазина, а сам Минсельхоз обязан ежедневно, ежемесячно вывешивать эту информацию не только на своем сайте, но и предоставлять в налоговую, антимонопольные службы. Распределение средств осуществляет прозрачно и по строгим правилам. Проблема РФ в том, что у нас все объемы и направление субсидирования постоянно меняются в угоду сиюминутной конъюнктуре. 6) В основе эффективного аграрного сектора США лежит стройная система государственного регулирования сектора, у нас же не разработана стратегия социально-экономического развития АПК до сих пор и значительная часть функций АПК просто передана в регионы. 7) Проблема во взаимодействии федеральной власти и региональной.

Рыкова Инна Николаевна, руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Минфина Российской Федерации: Государственная программа не несет за собой прямых бюджетных обязательств. Нет у Минсельхоза никакого плана по импортозамещению, целевых ориентиров, мер соответственно стимулирования. Отсутствуют долгосрочные фокусы во всех инвестиционных проектах. Слабая насыщенность инструмента и системные проблемы, всё это приводит к сокращению эффективности бюджетных расходов. Не хватает хранилищ, хотя переизбыток в ЦФО складских помещений. Системные проблемы: отсутствует формализованная цель, отсутствуют управляемые целевые индикаторы, так как отсутствие механизма реализации программы, механизмы в подпрограммах и мероприятиях имеют исключительно бюджетно-распорядительный смысл. Нет целевой аудитории, нет приоритетов по регионам, типам хозяйств, это приводит к размазыванию поддержки и к концентрации крупных холдингов. Не должно быть дублирования в государственных программах и не должны финансироваться приоритетные проекты и в одной программе и в другой. Не следует заставлять фермеров отчитываться ежеквартально. Ввиду межотраслевого эффекта и интеграциях межрегиональных, когда регионы пишут свои планы, они смотрят, что происходит у соседа, что приводит к нарисованным программам. Неочевидная эффективность субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии (нужно приучить сельхозтоваропроизводителей свои риски перекладывать на страховые общества). Неэффективно возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на один килограмм реализованного молока. Нужно отменить гранты начинающим фермерам в маленьких суммах и перераспределить на те потребности, кто действительно занимается этим молочным животноводством.

Первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам А.Н.Хайруллин: В РФ нет никакого механизма формирования минимальной закупочной цены. Зависимость по импорту вынуждает расширить методы и подходы в поддержке государства, иначе никогда не достигнем порога продовольственной безопасности. Необходимо обеспечить уверенность сельхозпроизводителю, что он свою продукцию продаст не заведомо по убыточной цене, если инвестирует. Все банки даже с государственным участием открещиваются от поддержки молочной отрасли.

Зудина Наталья Ивановна, заместитель генерального директора Росагролизинга: Необходимы либо стимулирующие меры, либо меры компенсационного характера. Вопросы импортозамещения могут быть решены только в условиях достаточных по количеству и качеству средств производства. С 90-го года произошло значительное сокращение и выбытие парка сельскохозяйственной техники. Что во многом определяет невозможность сделать вложение инвестиций в аграрные производства как раз на том уровне рентабельности, доходности, которые позволяли бы своевременно справляться с финансовой нагрузкой. Недостаточная обеспеченность сельхозтехникой приводит к смещению всех необходимых сроков, потерям урожая. Меры поддержки: используется механизм прямого субсидирования производителя сельскохозяйственной техники, в рамках постановления правительства 1432. Другим направлением поддержки используется плановая декапитализация компании «Росагролизинг». Основной акцент надо делать именно на возвратные денежные средства, которые могут многократно вкладываться в развитие АПК, в т.ч. федеральный лизинг. Проблема: те критерии, которые вложены в постановление 1432 синхронным образом перенесены в постановление правительства 719, т.е. те требования, которые на текущий момент относятся к заводам, сельскохозяйственным заводам, машиностроительным планируется распространить и на 719-е постановление. Это означает, что в рамках приобретения сельскохозяйственной техники с участием мер государственной поддержки существенным образом может сократиться количество участников заводов, имеющих доступ к этой государственной поддержке, т.к. критерии сформулированы под ограниченный круг участников. И для сельхозпроизводителя формируется ситуация навязывания ограниченного перечня техники аграриям, фактически формируются монопольные положения указанных игроков рынка и необоснованно ограничивается конкуренция. Стагнация сельхозмашиностроения останавливают развитие технологий производства, производительности труда и ограничивает ассортимент, по сути приводит к ухудшению качества выпускаемой продукции. Проблема очереди на технику заводов. Очень большое количество импортных комплектующих используется в производстве. Стратегия навязывания техники для приобретения еще более увеличит финансовую нагрузку на малых и средних сельхозпроизводителей. Требования учитывают интересы ограниченного круга сельхозмашиностроителей, заведомо ущемляя интересы аграриев. Для развития конкурентной среды необходимо усовершенствовать эти требования участников к доступу государственной поддержки, пересмотрев критерии технологических операций по значимости и срокам их достижения. Проблема утилизационного сбора на дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны, самоходные опрыскиватели и косилки).

Некрасов Роман Владимирович, вр. и.о. Министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области: Мы возмещаем затраты на приобретение сельхозтехники до 50 процентов от её стоимости, хотя этой меры поддержки нет на федеральном уровне, но нужна. Пример на региональной программе: за бюджетные деньги закупается поголовье, поставляется в хозяйство на условиях беспроцентного кредита и в течение срока до восьми лет возврат осуществляется животными, а не деньгами + контролируется качество скота на выходе. Проблемы: 1) Подключение к энергетическим сетям. 2) Проведение проектных работ иногда превышает стоимость самих проектов. Плюс обязательное требование государственной экспертизы, а это 90 дней. Нужно разрешить негосударственную экспертизу. 3) Земли федеральной собственности, значительная часть которых не обрабатывается.

Читайте также  Инвестиции и жизненный цикл организации

Некрасов Роман Владимирович: Поддержка экономически значимых региональных программ: регион получит возможность направлять по своему усмотрению средства на проблемные моменты, которые сложились с учетом региональной специфики.

Фомин Александр Анатольевич, председатель научно-экспертного совета при комитете Государственной Думы: Обслуживание импортной техники по курсу доллара и евро очень дорого. Меры: 1) повышение эффективности использования земель сельхозназначения. 2) ускоренная техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. 3) Стимулирование инвестиций. Снижение налогов, т.к. у нас цены на продукцию выше, чем в Европе. 4) снижение административных барьеров и развитие инфраструктуры. 5) Проведение федеральной аграрной политики и специализации.

Сытова Алёна Юрьевна, исполняющая обязанности начальника Управления сельского хозяйства Тамбовской области: В рамках решения проблем избыточной долговой нагрузки на предприятия АПК, преодоление бюрократических барьеров при оформлении субсидий предлагаем рассмотреть возможность субсидирование процентной ставки по привлекаемым заёмным средствам напрямую кредитным организациям, а не предприятиями АПК. Это позволит не изымать часть ресурсов из оборота субъектов хозяйствования и снизить долговую нагрузку на сумму фактически уплачиваемой доли процентов. Хотелось бы поддержать Минсельхоз России в части укрупнения субсидий, это действительно позволит избежать бюрократических проволочек при перераспределении средств по направлениям поддержки.

Глушков Михаил Владимирович, исполнительный директор союза производителей овощей: Новые механизмы по поддержке тепличного овощеводства, для того чтобы обеспечить импортозамещение: предоставление несвязанной государственной поддержки на гектар для тепличных комплексов, которая появилась при вступлении России в ВТО взамен субсидирования ГСМ, взамен субсидирования минеральных удобрений и средств защиты растений. При этом овощеводы в открытом грунте её получают, а овощеводы в защищенном грунте её соответственно до текущего времени не получали, что следует исправить. Мы её предлагаем дифференцировать в соответствии с урожайностью по тепличным комбинатам. Также предлагаем уйти от понятия «срок кредитования», а вместо него ввести понятие «срок субсидирования». Это не увеличит нагрузку на федеральный бюджет, но в то же время это даст инвесторам возможность правильно и показывать корректные свои финансовые модели и бизнес-планы. Предлагаем продлить те льготные условия по ставке кредитования, которые были в 2015 год на 2016 год, что позволит привлекать денежные средства и реализовывать те инвестиционные проекты, которые запланированы. Предлагаем увеличить компенсацию капитальных затрат с 20 до 30 процентов с тепличным комплексом для того, чтобы сроки окупаемости укладывались в семилетний период. Цены на продукцию не растут так, как растут затраты — диспаритет роста цент, который отрицательно влияет на динамику инвестиций.

Пьер Брадерсон — руководитель рабочей группы «Сельское хозяйство и пищевая промышленность» Восточный комитет немецкой экономики: 1.Объективные правила игры привлекают инвесторов на российский рынок. «Класс» в г.Краснодар инвестировал 120 миллионов рублей в строительство комплекса, но до сих пор продукция класса в Краснодаре не может считаться, как отечественная продукция. 2. Наличие инфраструктуры. 3. Возможность подготовить хороший персонал, профессионально-техническое образование. 4. Необходимо иметь соответствующую инфраструктуру, в том числе и все социальные объекты, детские сады. 5. Доверительные отношения, контакты с властями. 6.Возможность прогнозировать достаточно четко процессы развития, минимизация рисков.

Даниленко Андрей Львович, председатель правления Национального союза производителей молока: Госпрограмма, которая была изначально в виде нацпроектов морально устарела. Государство должно рассматривать не молочное животноводство отдельно, а всю отрасль в целом. Она не дотационная, налогов дает в десять раз больше, чем господдержки, которые отрасль получает. Очень много хороших проектов не получает финансирование из-за жестких требований по софинансированию с регионов. Нынешняя система компенсаций ставки и компенсации кредитов тоже морально устарела. Она не учитывает реальное обесценение денег. Регионы, которые создали у себя инвестиционно привлекательный климат, сделали это за счет снятия административных барьеров, за счет ручного управления, вплоть до того, когда губернатор свой личный мобильный телефон дает инвесторам. Система племподдержки тоже морально устарела. Надо изучить поддержку малых форм, средних и больших холдингов с точки зрения равных прав и условий, и доступа к финансированию, и равной эффективности с точки зрения финансирования и поддержки. Мы должны инвестору предоставить гарантии, что он может верить в правила игры.

Александр Васильевич, министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Необходимо провести сельскохозяйственное районирование страны, составить региональную дифференцированную карту развития производительных сил в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в зависимости от природно-климатического потенциала региона, в зависимости от баланса спроса, производства и потребления, в зависимости от развития рыночной структуры. Эту задачу должно решать ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) совместно с Россельхозом России. Надо сформировать инновационную инфраструктуру в сельском хозяйстве и больше выделять денег на коммерционализацию научных разработок с тем, чтобы обеспечить новый уровень технологий и снизить производственные издержки и ключевой фактор конкурентоспособности.

Черкасов Кирилл Игоревич: Большинство программ имеют персонифицированный вид, должен быть или закон, или программа, написанный экспертами, консалтинговыми компаниями, которая реализуется вне зависимости от того, кто приходит в министерство или в регион.

ФОНД РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ИНВЕСТИЦИИ И РЕГИОНЫ»

Механизмы развития инвестиций в регионе

Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационной основе. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования [20].

Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Однако заметим, что авторы ряда научных работ, рассматривая вопросы управления инвестиционной деятельностью, обычно ак-центируют внимание на методах, с помощью которых можно воздействовать на этот вид деятельности, обходя при этом содержание и структуру такой категории как «механизм реализации инвестиционной политики».

Современные энциклопедические издания понятие «механизм» трактуют следующим образом [27]:

— внутреннее устройство, система чего-либо;

— совокупность и последовательность состояний, стадий процессов, из которых складывается какое-либо явление.

Выделенные характеристики, присущие данной категории, позволяют раскрыть особенности и дополнить содержание этого понятия применительно к инвестиционному процессу. Подчеркнем, что механизм (в том числе экономический, хозяйственный) является результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений [24].

В соответствии с принятой общей схемой построения регуляционного механизма модельное представление изучаемого нами механизма включает в себя следующие элементы:

субъект — движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;

цели — программируемые желаемые результаты действия механизма;

методы — инструментарий, способы и технологии процессов достиже-ния поставленных целей;

форма — организационное и правовое оформление методического обес-печения;

средства — совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей;

объекты — хозяйствующие субъекты, экономическая среда [26].

По вопросу структуры механизма реализации региональной политики существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними не наблюдается. Так, к механизму политики относят общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.

Методические подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающие проведение самостоятельной, собственной политики на региональном уровне.

Региональная инвестиционная политика — это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона [31].

Читайте также  Финансовые инвестиции тесты и ответы

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.

Первый блок — это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой [23].

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).

Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Под механизмом региональной промышленной политики понимается система правовых, организационных и экономических мер, со-действующих формированию конкурентно способного производства, повыше-нию его эффективности. Динамичность инвестиционного процесса обусловливает наличие гибких форм его организации и управления, что, в свою очередь, требует комплексного регулирования основных его стадий с ориентацией на конечные результаты. В процессе реализации инвестиционной деятельности все ее участники используют сочетания различных методов с соответствующим разнообразием форм, стимулов и ограничений. Все это, безусловно, отражает сложность, как самого инвестиционного процесса, так и механизма реализации инвестиционной политики, сущность которого состоит в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления на развитие инвестиционного процесса в направлении, заданном стратегическими документами социально-экономического развития региона. Исходя из такого понимания сущности рассматриваемого механизма, тем самым можно подчеркнуть, что инвестиционная политика является частью региональной социально-экономической политики, поэтому ее реализация должна быть направлена на достижение целей социально-экономического развитая региона [37].

Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.

К числу главных целей функционирования рассматриваемого механизма относятся:

o мобилизация инвестиционных ресурсов в регионе;

o формирование инвестиционных потоков и направление их в сектора и отрасли экономики, где обеспечивается наибольшая эффективность от вложений;

o повышение эффективности использования инвестиций;

o повышение инвестиционной активности в регионе.

Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят:

— в упорядочении воспроизводственного процесса с помощью формирования благоприятной инвестиционной среды и соответствующей системы государственного регулирования;

— реализации инвестиционного потенциала территории;

— формирование мотивационного механизма процесса инвестирования;

— в снижении возможного или ожидаемого противоречий экономических интересов участвующих субъектов [38].

Содержание механизма реализации инвестиционной политики в регионе, которое, по их мнению, можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций и инвестиционной сфере и ослаблении негативных [40].

Такое понимание содержания исследуемого механизма позволяет выделить основные его структурные составляющие в виде отдельных блоков, каждый из которых имеет самостоятельное содержание и значение, реализуемое в различных формах и с помощью разнообразных методов. Общий вид механизма реализации региональной инвестиционной политики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Структура механизма реализации инвестиционной политики

Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон» поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.

Механизм формирования инвестиционных процессов в регионе

Республика Бурятия относится к проблемным депрессивным регионам России, одним из факторов которого является недостаток инвестиционных ресурсов и, как следствие, неэффективная инвестиционная политика.

Под инвестиционным процессом понимается реализация последовательности инвестиционных действий для достижения требуемого результата, удовлетворяющего всех участников инвестиционного процесса.

В качестве иной трактовки понятия инвестиционного процесса можно говорить о том, что это процесс использования и наращивания инвестиционного потенциала территории.

Элементами инвестиционного процесса будут являться:

— инвестиционный потенциал региона;

— рынок региональных инвестиций;

— инвестиционный климат региона;

— участники инвестиционного процесса.

Согласно энциклопедическому определению «процесс» – (от лат.processus – продвижение) это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата». Развитие экономической системы региона заключается в использовании какого-либо инвестиционного ресурса. Однако достижение устойчивого роста возможно только через непрерывное инвестиционное развитие, и, следовательно, речь должна идти о развитии инвестиционных возможностей региона, его инвестиционного потенциала. Следовательно, инвестиционный процесс можно поделить как бы на два, составляющих его, цикла:

— базовый цикл роста потенциала экономической системы;

— расширенный цикл реализации интересов участников инвестиционного процесса.

В данном подходе основными внутренними элементами региональных инвестиционных процессов, определяющих базовый цикл инвестиций, будут являться:

— инвестиционный потенциал региона;

— рынок региональных инвестиций.

К внешним элементам, определяющим расширенный цикл регионального инвестиционного процесса, будут относиться:

— инвестиционный климат региона;

— участники инвестиционного процесса.

Нам представляется, что инвестиционный процесс в регионе – это целенаправленное использование и развитие инвестиционного потенциала экономической системы региона для достижения социально-экономического эффекта.

Рассмотрим развитие регионального инвестиционного процесса с точки зрения развития инвестиционного потенциала.

Формально инвестиционный процесс сложно разделить на его базовую и расширенную часть, так как они тесно переплетены друг с другом. Лишь часть проектов можно четко идентифицировать по их месту в региональном инвестиционном процессе. Однако, именно доля инвестиций, направляемая на расширение экономического потенциала региона, определяет его устойчивое развитие и возможности для экономического роста.

Базовый цикл роста потенциала экономической системы определяет возможности экономической системы региона для развития. Увеличение инвестиционного потенциала является стратегическим мероприятием, эффективность от которого может проявиться в достаточно отдаленном периоде. Поэтому базовый цикл в какой-то мере является внутри региональным процессом, направленным на внутрисистемные интересы, которые не всегда соответствуют текущим интересам участников инвестиционного процесса. В связи с этим данные процессы занимают небольшое место в общей совокупности инвестиционных процессов в регионе по количеству, однако, в каждом проекте и каждом инвестиционном процессе имеется доля, работающая именно на базовый цикл. Разделение инвестиционного процесса по базовому и расширенному циклам необходимо еще потому, что в данных циклах возможен разный подход к системе показателей, оценивающих эффективность процесса. По крайней мере, у показателей возникают разные приоритеты.

Формально инвестиции в базовый цикл можно определить через эффект долгосрочности инвестиций, определяемый как прогноз срока «жизненного цикла» идеи проекта по отношению к сроку использования данного проекта. Также он определяется через мультипликативный эффект для других предприятий региона, определяемый использованием ресурсов региона в производстве продукции проекта (доля региональной добавленной стоимости) и через обратный мультипликативный эффект использования выпускаемой в проекте продукции на региональных предприятиях (эффект импортозамещения).

Читайте также  Инвестиции в обучение малого бизнеса

Критерий добавленной стоимости в настоящее время является одним из основных по оценке привлекательности инвестиционных проектов для региона. Но данный критерий должен быть скорректирован на степень конкурентоспособности регионального валового продукта.

Отнесение инвестиционных проектов к базовому циклу может также проводиться экспертно при анализе влияния проекта на показатели инвестиционной привлекательности и возможности изменения рейтинга региона. Для этого предлагается коэффициент оценки влияния проекта на рейтинг инвестиционной привлекательности. Введение данного коэффициента в экспертизу проектов позволяет осуществлять нацеленный отбор проектов.

Расширенный цикл реализации интересов участников инвестиционного процесса подразумевает достижение текущих целей финансово-экономической деятельности при наиболее полном использовании имеющегося потенциала экономической системы. Данные инвестиции не приводят к значительным изменениям в структуре региональной экономки, а те изменения, которые при этом происходят, носят сравнительно краткосрочный характер. В какой-то мере такие инвестиции являются тактическими управленческими решениями, призванными дополнить стратегические базовые инвестиции. Важность данной части инвестиционного процесса обусловлена тем моментом, что именно она определяет привлекательность региона для инвесторов, особенно не институциональных и мелких инвесторов. Потенциальное предложение от них строится на горизонтах расчета возврата от инвестиций, не превышающего несколько лет и, обычно, не возможного для базовых инвестиций.

Инвестиции в расширенный цикл формально определяются финансовыми показателями окупаемости проекта, а также показателями социальной и бюджетной эффективности.

Как отмечалось выше, инвестиционный процесс в регионе – это целенаправленное использование и развитие инвестиционного потенциала экономической системы региона для достижения социально-экономического эффекта с точки зрения достижения требуемых результатов для всех его участников. Инвестиционный процесс подразумевает совершение определенной последовательности действий, которая в свою очередь, должна быть управляемой.

В качестве критерия управляемости инвестиционного процесса предлагается обеспечение баланса интересов участников регионального инвестиционного процесса. Под балансом интересов понимается возможность выбора наиболее эффективного варианта развития инвестиционного процесса на каждом его шаге, удовлетворяющая интересы всех участников. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация инвестиций, при которой на каждом этапе процесса будет возможным установление единых целей и критериев выбора как для всех участников в отдельности, так и обобщенных критериев.

В инвестиционном процессе участвуют следующие основные стороны:

— получатели инвестиций (объекты инвестиций);

— внутренние инвесторы (объекты-субъекты инвестиций);

— органы регулирования инвестиционной деятельности;

— заинтересованные внешние организации и группы действий.

При этом, хотя практически каждый из участников может инициировать инвестиционный процесс, роли сторон в ходе процесса постоянно меняются, как могут меняться и первоначальные интересы участников.

Следует отметить, что все участники инвестиционного процесса оказывают влияние на него. Такая возможность обуславливается как логикой экономической теории, так и инвестиционным законодательством. Даже если в разных случаях степень влияния разных участников разная, все равно они могут воздействовать на эффективность инвестиционного процесса. Именно этим обуславливается необходимость регулирования интересов каждого из участников и соблюдения баланса интересов.

Начало инвестиционного процесса может быть как автоматическим в системе непрерывного инвестиционного развития, так и инициированным каким либо из участников инвестиций. При этом важно то, что инвестиционный процесс предусматривает разновременность входа каждого из участников в инвестиционный процесс. При этом, так как возможное влияние всех участников на процесс неизбежно, участники, вошедшие в процесс раньше других, вынуждены соблюдать интересы будущих потенциальных участников.

Участники конкретного инвестиционного процесса одновременно задействованы в других процессах, кто в большей, кто в меньшей степени. Участие в нескольких процессах заставляет более тщательно подходить к проблеме анализа интересов и выбора критериев.

Региональный инвестиционный процесс возникает не просто как сложение конкретных инвестиционных процессов по проектам. Он сам по себе преследует определенные цели и совокупные интересы участников инвестиций. При этом совокупные интересы могут послужить основой для изменения интересов участников в конкретных инвестиционных процессах. Это положение тем более важно, что оно дает возможность обеспечить выполнение интересов на уровне региона в целом, при выполнении программ социально-экономического развития.

Изменение роли, а, следовательно, цели и критериев инвестиций у участников инвестиционного процесса происходит, прежде всего, из-за смены текущих и долгосрочных потребностей участника. При этом потребности носят разный характер и делятся на стратегические и текущие.

Стратегические потребности участника обусловлены долгосрочными интересами развития экономической системы и укрепления своего места в ней. В отношении баланса интересов стратегические потребности более просто поддаются регулированию, так как во многом они совпадают, исходя из одинаковой логики долгосрочного развития всех элементов экономической системы и экономических законов, действующих на участников инвестиционного процесса. Регулирование баланса интересов облегчается также потому, что в стратегическом плане на первое место выходят такие показатели оценки эффективности инвестиций для каждого из участников, которые не приводят к конфликту между ними. Хотя и в этом случае могут быть коренные расхождения в оценке эффективности инвестиций и выбору варианта развития инвестиционного процесса. Важным моментом стратегического выбора является также то, что срок его реализации обычно превышает срок активной деятельности конкретных физических лиц — участников инвестиционных процессов, как бы снимая с них ответственность за точность достижения результатов инвестиционного процесса, что позволяет легче относиться к процедуре принятия управленческого решения.

Текущие потребности участников обусловлены краткосрочными интересами, что приводит к более жесткой процедуре регулирования для достижения баланса интересов всех участников. Обычно такая процедура связана с уступками всех или части участников для достижения общего согласия.

В качестве основных потребностей участников можно выделить следующие:

Каждая из данных потребностей в большей или меньшей мере присуща каждому из участников, однако, вес их в общей структуре потребностей для каждого участника разный. Именно соотношение долей потребностей определяет текущий и стратегический интерес каждого участника.

Для оценки соответствия инвестиций интересам участников потребности можно оценить с помощью системы определенных показателей. При этом для всех участников большинство показателей будет повторяться, но часть показателей по каждой потребности будет индивидуальна для каждого участника, отражая их специфические интересы.

Регулирование интересов как раз и заключается в достижении совокупности общих показателей и наборов индивидуальных показателей для всех участников в ходе инвестиционного процесса.

Рассмотрим более подробно развитие инвестиционных процессов во времени. Представление об инвестициях, как о непрерывном процессе использования ресурсного потенциала позволяет судить об обороте инвестиционных ресурсов, т.е. о формировании цепочки инвестиционного цикла. Инвестиционный процесс является определенным видом бизнеса и характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:

— необходимость учета разнополярных стратегий участников процесса;

— необходимость учета экономических интересов участников процесса.

Эти особенности развития инвестиционного процесса служат основой для разработки специальных методов управления этими процессами. В современных условиях существующие методы управления инвестициями нуждаются в совершенствовании.

Основным направлением такого совершенствования будет разработка механизма, объединяющего интересы всех участников инвестиционного процесса.

Система управления инвестиционными процессами состоит из нескольких этапов:

На первом этапе – происходит формирование инвестиционного потенциала. С учетом спроса и предложения экономических субъектов на микро, мезо- и макро уровне проводится оценка потенциала инвестиций с учетом соблюдения интересов участников инвестиционного процесса.

На втором этапе – создаются благоприятные условия для того, чтобы инвестиционный потенциал должен быть использован в определенные сроки.

На третьем этапе – осуществляется оценка эффективности использованного потенциала для всех участников инвестиционного процесса.

Очевидно, что на развитие инвестиционных процессов большое влияние оказывают тенденции и факторы, сформировавшиеся в регионе.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)

Источники: http://inregions.com/news/mehanizmy-privlecheniya-investiciy-v-regiony-kak-instrument-resheniya-strategicheskoy-zadachi, http://studbooks.net/1619621/finansy/mehanizm_realizatsii_regionalnoy_investitsionnoy_politiki, http://studall.org/all-47831.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто