Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605
«О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»
Об организации в Минэкономики РФ работы по выполнению настоящего постановления см. приказ Минэкономики РФ от 23 января 1998 г. N 16
В целях создания условий для дальнейшего осуществления реформ, стимулирования деловой активности, привлечения инвестиций в экономику России и улучшения на этой основе социально-экономической ситуации в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации считать важнейшими направлениями деятельности в сфере развития деловой активности и привлечения инвестиций:
создание и поддержание макроэкономических условий экономического роста;
сокращение бюджетного дефицита, решение проблемы неплатежей, увеличение доли денежных расчетов в экономике;
осуществление институциональных преобразований, необходимых для формирования эффективной рыночной экономики;
привлечение на финансовые рынки части сбережений населения;
снижение рисков при инвестировании в реальный сектор экономики на основе развития системы страхования и перестрахования;
создание рынка земли;
создание условий для развития рынков срочных контрактов на поставку электрической энергии, нефти, газа и других базовых товаров и услуг;
совершенствование нормативно-правовой базы привлечения иностранных инвестиций.
2. Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на 1998 год представить в Правительство Российской Федерации проект федеральной инвестиционной программы до 2000 года, обратив особое внимание на:
оценку хода и результатов реализации федеральных целевых программ, включенных в перечень программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 год, а также на целесообразность финансирования в среднесрочный период ранее принятых федеральных программ, исходя из приоритетов инвестирования;
разработку мероприятий по стимулированию привлечения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений;
анализ эффективности использования привлеченных средств, в частности долгосрочных кредитов российских и иностранных банков, международных финансовых институтов, а также собственных средств предприятий;
разработку предложений по возможному использованию закрепленных в государственной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, для внешнего заимствования при реализации их инвестиционных программ.
3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти активизировать работу по проведению переговоров о заключении международных соглашений об избежании двойного налогообложения и до 10 апреля 1998 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад по этому вопросу.
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти активизировать работу по заключению договоров с иностранными государствами о взаимной защите капиталовложений и по ее итогам представить до 10 апреля 1998 г. доклад в Правительство Российской Федерации.
5. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по максимальному использованию в сборочном производстве отечественного оборудования, узлов и компонентов.
О максимальном использовании в сборочных производствах отечественного оборудования, узлов и агрегатов см. письмо Минэкономики РФ от 16 марта 1998 г. N 11-01-08/104
6. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации обобщить опыт Республики Татарстан, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской областей и других субъектов Российской Федерации в реализации мер по стимулированию инвестиционной деятельности и подготовить рекомендации по его распространению.
7. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке направления части средств источников внутреннего заимствования на формирование Бюджета развития Российской Федерации на 1998 год.
8. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством государственного имущества Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения по развитию рынка страховых услуг, предусмотрев в них:
возможность участия государства в страховании и перестраховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;
совершенствование нормативно-правовой базы страховой деятельности;
меры по совершенствованию государственного регулирования страховой деятельности;
меры по совершенствованию налогообложения страховых компаний и страхователей;
меры по недопущению монополизации страховой деятельности;
регламентацию деятельности в Российской Федерации иностранных страховых компаний с учетом международных обязательств Российской Федерации;
развитие долгосрочного страхования жизни в целях привлечения сбережений населения для инвестирования.
9. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации принять меры по активизации подготовки к заключению в 1998 году соглашения с Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта развития небанковских финансовых учреждений, включая страховые компании.
10. Государственной налоговой службе Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации проанализировать режим работы единого счета недоимщика и при необходимости представить предложения в Правительство Российской Федерации.
11. Министерству экономики Российской Федерации при участии Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства рассмотреть в 2-месячный срок с привлечением заинтересованных организаций и представить в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности проведения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации эксперимента по применению для отдельных категорий налогоплательщиков из числа субъектов малого предпринимательства системы налогообложения по принципу вмененного дохода.
12. Государственному комитету Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации разработать с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению безопасности деятельности субъектов малого предпринимательства.
13. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике с участием Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства представить в Правительство Российской Федерации предложения об организации постоянно действующей выставки инвестиционных проектов.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1041 одобрен перечень основных направлений деятельности выставки инвестиционных проектов, предложенный Минэкономики РФ, Минфином РФ и Минземстроем РФ
Меры по привлечению инвестиций на ближайшую перспективу
Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение и кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Полученная правительством РФ двухлетняя отсрочка по выплате внешних долгов должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных обязательств. Жить взаймы Россия больше не может.
Представляется, что простая, понятная система налогообложения отвечала бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. В первую очередь необходимо скорейшее введение в действие второй части Налогового кодекса РФ, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли, а также возникающих разниц при переводе из одной валюты в другую нуждается в дальнейшей рационализации для снижения объемов увода доходов из-под налогообложения.
Крайне необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя их долю в фонде заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.
Необходимо пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), а также экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). Следует ввести «дедушкину оговорку» в отношении всех инвестиций; определить соответствующие российским реалиям критерии выделения прямых инвестиций и особенности их правового режима.
Требуются реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.
В кратчайшие сроки следует реализовать программу реструктуризации банковской системы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.
Центральный банк РФ должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам.
Важно более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте, ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Возможности привлечения новых инвестиций во многом зависят от качества внешнеэкономической и таможенной политики. Вот почему на нынешнем этапе целесообразно активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по соответствующей корректировке законодательства в этой области. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, надо разрабатывать с учетом требований ВТО.
Необходимо упростить порядок таможенного регулирования импорта товаров на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачу технических условий на реализацию инвестиционных проектов.
Надо ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить сложившийся порядок начисления НДС. Существенного совершенствования требует валютное регулирование, в сфере которого необходимо проведение следующих мер:
отмена лицензирования ввоза иностранного капитала на территорию России; для этого в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» надо внести поправки;
введение уведомительного порядка регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных в законодательном порядке
упрощение выдачи налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право но закону.[11]
Для привлечения инвестиций России необходимо перейти от регрессивной системы налогообложения доходов к прогрессивной, основанной на прибыли, — системе, открыто управляемой и согласованной с мировыми стандартами. Такой переход позволит защитить государственные доходы в периоды высоких цен и сохранить потенциал добывающей отрасли во время действия низких цен.
Количество налогов для предприятий ТЭК необходимо уменьшить. Те компании, которые полностью и вовремя платят налоги, нужно поощрять, например, путем предоставления большего доступа к системе экспортных трубопроводов. Государство должно отказаться от практики принуждения компаний к поставкам нефти на перерабатывающие заводы по ценам ниже рыночных.
Законы и нормативные акты об охране окружающей среды необходимо упростить и привести в соответствие с международными экологическими стандартами.
Следует обеспечить защиту прав собственности. Надо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров. Подобные случаи надо придавать широкой огласке для утверждения норм деловой этики. Следует законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета.
Попытки «разводнения» капитала должны жестко пресекаться и широко освещаться в средствах массовой информации. Необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти при обнаружении нарушения законодательства в процессе выпуска, а также предшествующих сделок с этими финансовыми инструментами. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Нельзя налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности был связан с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.
Необходимо стимулировать создание профессиональными участниками рынка ценных бумаг и само регулируемыми организациями компенсационных фондов, из которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине брокеров, регистраторов (особенно!), депозитариев и других инфраструктурных институтов.
Важно срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий, в первую очередь ввести более четкое определение оснований для инициирования процедуры банкротства, детализировать некоторые аспекты этой процедуры: ограничить перечень лиц, могущих выполнять функции внешнего управляющего, повысить возможности предприятий для защиты от незаконно инициированного банкротства и предупреждения использования банкротства с целью захвата собственности. В то же время необходимо резко ускорить инициирование и проведение процедур банкротства в отношении действительно несостоятельных предприятий.
Требует ужесточения уголовная и административная ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость нарушения — более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания.
Особое внимание следует уделить защите прав интеллектуальной собственности. Надо не только защищать зарегистрированные товарные знаки, выданные патенты, продукцию от подделки, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством.
Следует законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета.
Свобода входа на рынок — один из существенных факторов улучшения инвестиционного климата в России. В настоящее время требуется резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо разработать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию, чтобы за относительно короткий период, исчисляемый несколькими днями, он мог получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно важно создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок надо сделать «прозрачными», чтобы предприниматель мог точно представлять, сколько он должен инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, необходимо принять закон о регистрации юридических лиц.
В условиях России наиболее эффективным способом сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где действия чиновников необходимы, должны быть разработаны предельно простые и «прозрачные» процедуры исполнения ими административных функций, а также контроля над их исполнителями.
Россия заинтересована в повышении внимания зарубежных предпринимателей, поэтому надо стремиться говорить с миром на понятном для бизнеса языке — на языке финансовых стандартов, где уровень «прозрачности», полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. С моей точки зрения, следует срочно внедрять меры как по повышению качества работы над российскими стандартами учета, так и по организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:
пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности с тем, чтобы в ее состав включались специалисты в области международного учета. Без ее одобрения ни один нормативный документ, разрабатываемый в ходе реформы бухгалтерского учета, не должен приниматься Минфином России:
предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам финансовой отчетности;
поручить Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету с учетом результатов их экспертизы на предмет соответствия международным стандартам финансовой отчетности и внести необходимые изменения. Обязать Комиссию рассматривать в дальнейшем подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих позитивных заключений международных экспертов (Комитета по МСФО, МЦРСБУ);
повысить роль института профессиональных бухгалтеров.[7]
Для создания привлекательного имиджа России в сфере иностранных инвестиций необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах и т.д.
В мире широко применяются технологии формирования положительного имиджа целой страны и отдельных предприятий. Коррупция, преступность, некомпетентность не являются исключительно российским феноменом, однако «сон разума рождает чудовищ», а отсутствие информации — нелепые домыслы. Учитывая, что за мощными инвестиционными корпорациями стоят простые обыватели-инвесторы, необходимо развернуть кампанию в странах, где сосредоточены потенциальные инвесторы, по адекватному, и оперативному отражению событий в России.
Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах и выполняют три основные функции: создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов; целевое привлечение инвестиций; оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.
Такое агентство было создано в России по инициативе Консультативного совета по иностранным инвестициям — Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны правительства РФ, к тому же не имеет достаточных источников финансирования.
Для сокращения накопленной задолженности необходимо проводить политику «кнута и пряника» по отношению к предприятиям-дебиторам и предприятиям-кредиторам. Следует предусматривать:
разный налоговый режим по текущей и просроченной задолженностей; сокращение при определенных условиях дееспособности предприятий и их менеджеров; облегчение возможности замены менеджеров в случае их неэффективной работы по сокращению накопленной задолженности; обеспечение контроля над своевременным переводом безнадежных долгов в разряд убытков.
Необходимо повысить роль Федерального долгового центра в организации публичных торгов просроченной дебиторской задолженностью, расширить его полномочия по инициированию процедуры банкротства. При этом существенным инструментом воздействия на предприятия должна стать возможность секъюритизации его долгов. Следует резко повысить «прозрачность» и организованность рынка долгов российских предприятий, привлекая тем самым на него финансовые учреждения, которые могли бы активно финансировать «расшивку» цепочек неплатежей.
13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
13. Меры по привлечению иностранных инвестиций
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источники: http://base.garant.ru/12106601/, http://vuzlit.ru/35572/mery_privlecheniyu_investitsiy_blizhayshuyu_perspektivu, http://econ.wikireading.ru/9654
Источник: