Управление инвестиционным развитием региона
Современная экономика в России почти во всех своих проявлениях доказывает приоритетное значение аспекта региона в обеспечении достаточно динамичного функционирования национальной экономики. В связи с этим, одним из актуальных вопросов для обеспечения эффективного социально-экономического развития региона является поиск новых подходов в этом управлении. Большие социально-экономические изменения на федеральном уровне, насущность в необходимости осуществления структурных изменениях выявили проблемы в повышении эффективности инвестиционной деятельности в регионах.
Результативность инвестиционного процесса в регионе определяется как положительными изменениями на точках роста, так и результативными управленческими действиями на существующие элементы региональной системы, которые ограничивают поступательное развитие. Управление инвестиционным процессом на региональном уровне не должно быть ограничено решением проблем в социально-экономическим развитии на своей территории, а должно быть направлено на создание механизмов и благоприятной инвестиционной среды для формирования поступательной динамики развития региона.
Все регионы неоднородны в своем существовании и развитии. По экономическим характеристикам их можно разделить на кризисные, депрессивные, стабильно-динамичные и т.д., что подводит выявлять новые скрытые резервы динамичного развития каждого субъекта Российской Федерации с учетом существующих диспропорций, выявление объекта управления инвестиционным процессом в регионе. Все это дает возможность дифференцированно воздействовать на элементы экономической системы региона для того, чтобы обеспечить сбалансированность их инвестиционного развития [1, с.65].
Невзирая на огромное внимание к указанной проблеме, некоторые моменты создания высокоэффективной управленческой системы для превращения в стабильные и динамичные регионы еще до конца не изучены.
Развитие хозяйственной системы страны определяется в значительной мере наличием инвестиций и их использованием. Система управления инвестиционным процессом должна формироваться с учетом региональной специфики развития региона и соответствовать национальной системе инвестирования [4, с.125].
В последние годы характерным является большая активность субъектов Российской Федерации в привлечении притока инвестиций в региональную экономику, что в значительной степени обусловлено результатом многолетней успешной работы региональных властей.
Управление процессом инвестирования в регионе схематично можно представить следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1 — Схема процесса управления инвестированием в регионе
Роль инвестиций в системе управления состоит в том, что они формируют экономическую базу для решения социально-экономических проблем, поэтому появляется необходимость очень рационально управлять инвестиционным процессом в регионе, позволяющая привлекать на свою территорию такое количество инвестиций, что даст возможность решать важнейшие проблемы социально-экономического характера [1, с.77].
Процесс управления инвестиционной деятельностью осуществляется так, что позволяет использовать основные функции управления, которые включают большую систему инструментов и методов, с помощью которых региональные власти достигнут высоких результатов. Схематично процесс управления инвестированием можно представить как совокупность большого набора элементов, которые с использованием определенных методов и инструментов, их отношений и связей будут воздействовать на него в соответствии с заданными целевыми установками.
Схематично эффективный процесс управления инвестиционной деятельностью можно представить следующим образом (рисунок 2):
Рисунок 2 –Система обеспечения процесса управления инвестиционной деятельностью в регионе
Анализ инвестиционной активности регионов ЦФО показал, что определилась группа регионов, в которых сосредоточенно более 70 % всех инвестиций в основной капитал (г. Москва – 35,7%, Московская область – 16,6%, Воронежская область -6,4%, Белгородская область – 5,6% и Липецкая область – 5,0%) [6]. При этом необходимо отметить, что на современном этапе наиболее часто применяемыми инструментами государственного управления для привлечения в регионы инвестиций являются:
- частичное или полное освобождение от уплаты налогов в региональные бюджеты;
- оформление поручительств, гарантий и кредитов;
- предоставление льготной налоговой ставки по арендной плате за имущество и земельные участки, которые находятся в введении субъекта РФ, при пользовании ими;
- оказание помощи для создания инфраструктуры бизнеса.
При этом надо понимать, что на современной этапе развития существует жесткая конкуренция, поэтому для достижения конкретных целей региональным властям надо применять новые методы и инструменты при управлении инвестиционным процессом.
Одним из регионов, входящим в Центральный федеральный округ, является Белгородская область, которая по общероссийскому разделению общественного труда специализируется на металлургической, химической, пищевой машиностроительной и горнорудной промышленности, а также производстве аграрной продукции и современных материалов для строительства. В этом регионе активно занимаются животноводством, выращиванием сахарной свеклы, картофеля, зерновых культур. Эта территория обладает главными природными богатствами: плодородными почвами для получения высоких урожаев аграрной продукции и железными рудами Курской магнитной аномалии, которая по геологическим запасам занимает первое место в мире.
Свою экономическую политику власти региона осуществляют в соответствии с долгосрочной программой «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года», которая предусматривает создание для населения области достойного качества жизни и условия для его постоянного улучшения в долгосрочной перспективе. В этом стратегическом документе определены приоритетные направления в отраслях экономики, что является ориентиром по привлечению инвесторов в регион.
На протяжении последних лет администрация Белгородской области проводит целенаправленную работу по формированию и поддержанию благоприятного инвестиционного климата, который гарантирует возврат и эффективность вкладываемых средств. Созданию гарантированных условий для инвестирования служит подготовленная нормативно- законодательная база, в которой однозначно указаны права инвесторов, условия предоставления гарантий по инвестиционным проектам, получаемые налоговые уступки и другие преференции. Так, для поддержания благоприятного инвестиционного климата на территории Белгородской области действуют [7].
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 25.01.2010 г. N 27-пп;
- Инвестиционная стратегия Белгородской области, утвержденная постановлением Правительства области от 3 июня 2013 года № 206-пп.
На территории Белгородской области сформирована система прав и обязанностей инвесторов, что позволяет привлекать инвесторов в реальный сектор экономики. Так в регионе действует единая система государственной поддержки инвестиционного процесса, утвержденная нормативно-правовыми актами, в которых определяются правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории области, а также устанавливаются формы и методы поддержки защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти области. Нормативно-правовые акты направлены на развитие инвестиционного процесса, формированию благоприятного режима для инвесторов и предоставляют большой перечень гарантии для юридических лиц, которые осуществляют инвестиционные проекты. Участвующим в реализации инвестиционных проектов, которые зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Белгородской области, предоставляются налоговые льготы.
Анализируя процесс управления инвестиционной деятельностью на территории Белгородской области, можно установить, что региональные власти используют два способа воздействия на управленческий процесс:
- непосредственное участие в разработке и финансировании инвестиционных процессов;
- регулирование инвестиционного процесса, с помощью определения у хозяйствующих субъектов области имеющихся свободных ресурсов для привлечения их к финансированию.
Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Белгородской области на сегодняшний день определяется соотношением показателей результативности проектов в рамках что утверждено, и что достигнуто. Однако при этом не учитываются возможности и границы влияния органов региональной власти на управление инвестированием.
Несмотря на очевидный благоприятный инвестиционный режим, установившийся в регионе, ресурсный принцип инвестирования и неиспользование новых, эффективных методов и инструментов организационно-экономического управления инвестиционным процессом не дает властям региона сконцентрировать свой внутренний потенциал экономического развития региона и вовлекать частные инвестиций в реализацию эффективных инвестиционных проектов, решающих проблемы региона.
Для совершенствования процесса управления инвестициями на уровне субъекта Российской Федерации предлагается алгоритм выбора решений, направленный на повышение эффективности функционирования инвестиционной деятельности (рисунок 3).
Рисунок 3 — Алгоритм выбора решений по управлению инвестиционной деятельности в регионе
На первом уровне в алгоритме выбора решений предусматривается применение правительством области обязанностей по стратегическому управлению, в том числе:
- создание и утверждение стратегии социально-экономического развития региона;
- выявление приоритетных направлений развития в экономике региона и согласование их с векторами развития субъекта Российской Федерации.
На втором уровне в алгоритме выбора решений предусматривается применение правительством области организационных методов управления, в том числе:
- создание подразделения в структуре органов исполнительной власти, отвечающего за привлечение инвестиционных ресурсов, их размещение и управление;
- создание и развитие инвестиционной инфраструктуры, в которой обязательно должны быть рекламные и информационные агентства, разнообразные специализированные фонды, технопарки, выставочные, учебные и другие бизнес-центры. Помимо этого, администрации обязательно надо проводить имиджевую политику, которая будет направлена на увеличение транспарентности экономики региона в глазах инвесторов, создание у них благоприятного представления о развитии региона и его стратегии, определение приоритетов в управлении инвестиционного процесса и о взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с региональными властями;
- создание и ведение базы с информацией о регионе;
- осуществление информационных и консультативных услуг по инвестиционному бизнес-планированию.
На третьем уровне в алгоритме выбора решений предусматривается применение региональными властями экономических методов управления инвестиционным процессом, в том числе:
- создание страховых, аудиторских, лизинговых и консалтинговых компаний, региональных инвестиционных, залогово-гарантийных, венчурных и инновационных фондов при участии правительства области;
- оптимальное сочетание в инвестиционной инфраструктуре федеральных и региональных специализированных институтов;
- выявление стратегических партнеров региональных властей в области, наделение их соответствующими полномочиями. Заключение с коммерческими банками договоров о сотрудничестве и установлении ими выгодных обязательств по кредитованию в экономику региона;
- принятие бюджета развития в составе капитальных расходов области в качестве эффективного инструмента для гарантированного выполнения стратегии развития региона;
- выпуск региональных ценных бумаг в объеме бюджета развития. Средствами для выплаты купонных доходов по региональным ценным бумагам в большей степени должны стать ресурсы, полученные от осуществления инвестиционных проектов, и в меньшей степени – налоговые доходы;
- сделки на фондовом рынке с региональными ценными бумагами;
- совершенствование конкурентной среды;
- создание регионального банка развития, который будет привлекать дополнительные средства в регион для осуществления структурной перестройки областного хозяйства. Так же этот коммерческий региональный банк развития сможет успешно осуществлять технологии проектного кредитования, диверсифицировав кредитные риски, которые ложатся на региональный бюджет.
Предложенный алгоритм выбора решений по управлению инвестированием позволит региональным властям выбрать методы и инструменты и в соответствии с заданными целевыми установками в оптимально короткие сроки разработать эффективные инвестиционные проекты.
Особенностью рассмотренного алгоритма выбора решений по управлению инвестиционным процессом является расширение ответственности региональных властей. Согласно данному алгоритму, органы исполнительной власти смогут как решать проблемы своей территории, так и определять рациональность их решения. Это повысит эффективность и уменьшит время принятия решений у регионального правительства, что повлияет на их заинтересованность, творчество и инициативность в исполнении.
1. Ватолин В. В. Региональная экономика и инвестиции [Текст] / В. В. Ватолин, Н. А. Петров, В. В. Крюков // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 18. – С. 62-67.
2. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития [Текст] / Рос. акад. наук, Центр внешнеэкон. исслед. ; под ред. С. А. Ситаряна. – М. : Наука, 2003. – 251 с.
3. Господарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции / Г.Г. Господарчук. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 254 с.
4. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития [Текст] / О. С. Пчелинцев ; РАН, Ин-т народохоз. прогнозирования. – М. : Наука, 2004. – 257 с.
5. Уткин Э. А. Государственное и муниципальное управление [Текст] : учеб. пособие / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов. – М. : ТАНДЕМ : ЭКМОС, 2001. – 304 с.
Роль инвестиционного фактора в региональном развитии
Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Основным фактором, определяющим итоговое место региона в комплексной оценке, является уровень его экономического развития. При этом для большинства регионов из группы со средним уровнем развития экономическая составляющая также выше среднего, что свидетельствует о наличии потенциальных возможностей для повышения уровня жизни и решения социальных проблем. Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.
Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.
Базовыми принципами формирования региональной инвестиционной политики в регионах являются: поддержка быстроокупаемых и создающих мультипликативный эффект развития в смежных производствах инвестиционных проектов, расширение базы инвестирования за счет ипотечного кредитования, обеспечение конкурентоспособности и открытости инвестиционных проектов и инвесторов с обеспечением равных для всех участников условий, создание системы страховых инвестиционных рынков, обеспечение открытости информационной политики о субъектах строительной и инвестиционной деятельности.
Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.
25) Региональная бюджетно-налоговая система: общая характеристика и особенности
Региональная бюджетно-налоговая система – это обособленная часть бюджетно-налоговой системы государства, включающая региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения с «центром» и, реже, с другими территориальными уровнями.
Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов.
Региональные бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:
1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков, по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
2. Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например, «нефтяные деньги»). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).
3. Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4. Сомообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти суммы доходов населения России (за вычетом налогов).
5. Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6. Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, вода, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
7. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
Основное требование к бюджетно-налоговой системе – требование целевой региональной ориентации рассматриваемых систем, без которой они превращаются в нижний уровень тоталитарно-государственного бюджетно-налогового хозяйства.
Роль инвестиций в региональном развитии и укреплении полисов
Чебунина Наталия Михайловна, аспирант экономического факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны [6] и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации [2]. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.
Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них [7].
В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.
Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся [3].
Инвестиции оказывают влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться эффективно, с учетом научно-технического прогресса, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не даст положительного экономического эффекта. Рациональное использование инвестиций часто способствует активному движению ресурсов, росту объемов производимой продукции.
Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.
Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.
Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
На наш взгляд, целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику.
Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются:
– неустойчивость экономической ситуации;
– несовершенство и противоречивость законодательной базы;
– неясность в определении прав собственности;
– отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
– нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам;
– невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно разделить в две группы. К первой относятся действия, по снижению темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Во вторую входят мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:
1) выбор источников и методов финансирования инвестиций;
2) определение сроков реализации;
3) выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
4) создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
5) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены:
– экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
– величиной имеющегося производственного потенциала;
– оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
– географическим местонахождением и геополитическим положением;
– состоянием окружающей среды;
– привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:
1) на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
2) формирования и реализации стратегии регионального развития;
3) разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион.
4) формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
5) разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
6) формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
1) совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
2) концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
3) активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств;
4) осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2015/1836.htm, http://mylektsii.ru/6-16250.html, http://creativeconomy.ru/lib/6844
Источник: