Объем иностранных инвестиций по татарстану
Объем иностранных инвестиций в Татарстане вырос
За 9 месяцев прошлого года инвесторы вложили в производства на территории Республики Татарстан более $400 млн. Инвестиции постепенно росли на протяжении последних лет. К примеру, четыре года назад вложения не дотягивали и до $100 млн.
Многие инфраструктурные объекты: транспортные развязки, дороги и спортивные объекты строились с участием инвесторов.
По сведениям, полученным от руководителя Агентства инвестиционного развития Татарстана Талии Миннулиной, среди последних известных проектов иностранных инвесторов можно выделить строительство в Казани океанариума, открытие прямого сообщения между Казанью и эмиратом Дубай.
Если выразиться точнее то прямые иностранные инвестиции в Татарстан в предшествующий период составили:
- 2011 – 99,6 млн долл.
- 2012 – 577,3 млн долл.
- 2013 – 408,2 млн долл.
- 9 месяцев 2014 – 401 млн долл.
В выгоде от инвестиционных проектов остаются обе стороны. Для региона это новые рабочие места, пополнение налогов. Налоговые отчисления идут сразу в три бюджета: муниципальный, региональный и федеральный. Основные налоговые выплаты идут в федеральный бюджет: это налоги на добавленную стоимость (НДС), налог с доходов физических лиц, налог с прибыли, всевозможные акцизы, госпошлины, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов. А в региональный и местный бюджет налоговые отчисления с имущества организаций, налог с доходов физических лиц, транспортные и земельные налоги. Из бюджета эти финансы идут на необходимые нужды населения. А инвестор, в свою очередь, получает прибыль.
«Для инвестора вложение – это чистый бизнес и повышение капитализации, а только потом социальная ответственность, повышение имиджа и другие результаты. Период окупаемости зависит от его масштабности. Небольшие проекты могут окупиться за 3-5 лет, но в этом случае речь идет о незначительных суммах», – резюмировала Талия Минуллина.
Благодаря китайским инвесторам в 2016 году в Набережных Челнах заработает завод «Хаер» по производству бытовой техники. Вначале будут выпускаться холодильники этой марки, но в дальнейшем возможно расширение линейки выпускаемых товаров. Производство создаст 500 новых рабочих мест для местных жителей, что немаловажно для моногорода, коим является Набережные Челны. Предполагаемый годовой товарооборот завода оценивается в 128 млн долларов, а это значит, что наличие такого производства будет способствовать увеличению налоговому отчислению в бюджеты всех уровней. Для обычных покупателей местное производство означает и удешевление стоимости бытовой техники, которую сейчас эта компания везет из зарубежья, что влечёт за собой дополнительные расходы (таможенные пошлины, транспортные расходы).
Об экономических мотивах рассказала представительница этой компании в России Людмила Романова. «Из-за этого мы не можем предоставить для российских сетей максимальное количество моделей. Потому что даже если везешь эконом-модели, их все равно нужно растаможить и платить налоги. И сразу модель переходит из эконом-сегмента в средний, а самые большие объемы продаж, конечно же, же в эконом-сегменте», – объяснила она.
Поэтому для самой компании это прежде всего шанс расширить свое присутствие на российском рынке. Это первое производство этой компании на территории России, поэтому к вопросу о месте его размещения, китайские бизнесмены подходили долго и основательно. Рассматривали Москву, Владимир, Челябинск и Ярославль. В итоге остановились на Татарстане. Новый завод строить не будут, а организуют его на арендуемой площадке «КИП Мастер». Проектная стоимость этого производства составляла 56 млн долларов, которая повысилась из-за скачка курсов иностранных валют, по отношению к рублю. Несмотря на это, проект не был заморожен и продолжает свою реализацию.
– Неделю назад рассмотрел шесть проектов на 36 млрд рублей. Из всех проектов, которые мы реализуем, ни один не остановился, – рассказал в интервью телеканалу «Россия» Президент Татарстана Рустам Минниханов, комментируя понижение инвестиционного рейтинга России одним из международных агентств.
На иностранные инвестиции рассчитывают не только в промышленном, но и в сельскохозяйственном, строительном секторе, медицине, образовании, науке и туристическом бизнесе. Специально для них в этом году планируется запуск инвестиционного портала Татарстана на 10 различных языках.
Активную роль в установлении и налаживании экономических отношений играет сам президент Татарстана Рустам Минниханов. На днях с аналогичным задачей усиления совместных экономических проектов с зарубежными партнерами он посетил исламскую республику Иран.
Главным инвестиционным агентом, осуществляющим активную внешнеэкономическую экспансию в Татарстане, по-прежнему является Турция. Турецкая республика занимает лидирующую позицию по количеству предприятий с иностранным капиталом на территории Татарстана. Четверть всех иностранных инвестиций в экономику республики приходится именно на турецких бизнесменов. Причем внешнеэкономическая экспансия Турецкой республикой проходит по нарастающей, постоянно обсуждаются возможности открытия в Татарстане новых производств. В частности, турецкие инвесторы активно осваивают выгодные возможности ОЭЗ «Алабуга», на территории которой в ближайшее время они планируют открыть три новых завода.
Помимо запуска новых предприятий, стороны активно сотрудничают в области агропромышленного комплекса, банковской сферы, туризма, медицине. Весной этого года представители Татарстана и Турции побывают с совместными визитами друг у друга для дальнейшего усиления сотрудничества между двумя республиками.
Регулирование иностранных инвестиций в Республики Татарстан
2.3 Регулирование иностранных инвестиций в Республики Татарстан
Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики, компрессоры и нефте-, газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.
В 2006 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в сопоставимых измерениях на 7% и составил более 620 млрд руб.
Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2005-200бгг. Татарстан относится к числу «опорных регионов-лидеров» и входит в десятку субъектов России по нескольким категориям, включая второе место «за стабильность внутриполитической обстановки», а также «стабильно низкий инвестиционный риск» в течение десятилетия, а в общем рейтинге российских регионов занимает 10-е место. В 2005-2006 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 9-е место в Российской Федерации, а по инвестиционному потенциалу –10-е место. По данным агентства «Эксперт РА» республика в составе Приволжского федерального округа остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильный экономический рост на протяжении последних пяти лет в среднем на 6,8 % в год и высокая политическая стабильность.
Итоги экономических реформ, проводимых в Республике Татарстан в последние годы, свидетельствуют, что важнейшей составляющей поступательного социально-экономического развития является привлечение иностранных инвестиций. Полномасштабный статистический учет привлечения иностранных инвестиций в экономику Татарстана начал осуществляться с 1993 года. Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан за 2001-2009 гг. приведена в таблице 1.
Динамика привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан
Татарстан – лидер среди регионов Приволжского федерального округа по объему привлеченных в 2009 году прямых иностранных инвестиций (28% от соответствующих капиталовложений в ПФО). В общем объеме поступивших иностранных инвестиций в 2006 году в ПФО (3128,6 млн долл. США) на долю Республики Татарстан пришлось 15,5% (2-е место). Объем привлеченных в республику иностранных инвестиций в 2,2 раза выше среднего уровня по Приволжскому федеральному округу.
С целью создания инвестиционной деятельности правительство Татарстана 28 ноября 2006 года приняло решение о создании в Елабужском районе Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ). На территории свободной экономической зоны создаются предприятия, ориентированные на выпуск продукции с привлечением импортных технологий и капитала зарубежных фирм Чехии, Англии, Швеции и др. Чтобы стать резидентом ОЭЗ ППТ компании-резиденту необходимо подписать с органом управления ОЭЗ ППТ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ ППТ, не менее 10 млн евро, в том числе в первый год развития не менее 1 млн евро. Одним из главных преимуществ ОЭЗ ППТ является гарантия резидентам значительных налоговых льгот и неизменных правил игры на все время существования ОЭЗ ППТ—20 лет.
Зарегистрированные на территории Особой экономической зоны предприятия получат ряд преференций. В частности, режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ ППТ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также на отмену экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции. Организации-резиденты ОЭЗ ППТ будут освобождены от налога на имущество и от земельного налога. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы — ставка налога на прибыль организации снижена до 20% и полное освобождение от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.
Основная специализация предприятий, намечаемых к созданию на территории промышленной площадки «Алабуга», — автомобилестроение. Помимо этого, зона открыта для любых высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранный и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения.
Стартовые инвестиции для организации новых производств на территории промышленной площадки «Алабуга» предполагается финансировать за счет привлечения средств внешних инвесторов, в том числе иностранных. В последующие годы источники финансирования инвестиций расширятся за счет собственных средств предприятий, а также реинвестирования суммы налоговых льгот, остающейся в их распоряжении.
Промышленная площадка «Алабуга» призвана способствовать интеграции российской экономики в систему международных связей, притоку в регион иностранных инвестиций, современных зарубежных технологий.
Таким образом основными задачами инновационной деятельности Республики Татарстан являются обеспечение условий для реализации всех стадий инновационного процесса – от поиска (разработки) и экспертизы нового изделия (технологии, работ, услуг) до выпуска товарного продукта и его тиражирования; содействие организации и поддержка инновационных центров, специализированных фондов, совместных предприятий, концернов, ассоциаций, малых предприятий, фирм и других объектов различных форм собственности, предназначенных для реализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, технических, медицинских, сельскохозяйственных разработок, а также результатов реализации инновационных проектов в социально-экономической сфере и области права. Достижение поставленных задач осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий.
Итак, мы дали понятие инвестиций, рассмотрели виды инвестиций, факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций, определили тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации, а так же исследовали этапы и определили потенциал регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
Неравномерным является распределение инвестиций по регионам страны. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами в Москве, Петербурге, других крупных городах; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе.
Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом «Экономист» рейтинг оценивает политическо-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских стран.
В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и тарифов, фискально — ориентированная, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.
Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления.
Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.
Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.
Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон. Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала.
Пока что уровень иностранных инвестиций остается в России очень низким по сравнению с другими странами с переходной экономикой, а также нарождающимися рынками, например, Китаем, Индией и странами Юго-восточной Азии. В настоящий момент иностранные инвестиции составляют чуть более миллиарда долларов, тогда как Китай привлекает суммы в 25 раз большие.
Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, никогда не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштабы этой страны, они должны играть более важную роль в ее будущем развитии. Это в первую очередь касается прямых иностранных инвестиций. Благодаря им иностранные компании могут принести в Россию знания и опыт, освоить которые не составит для российских предприятий большого труда. В качестве примера можно назвать рекламный бизнес или строительную индустрию, где российские компании быстро переняли методы работы западных коллег.
Медленный рост иностранных инвестиций отчасти объясняется теми же причинами, по которым остается низким уровень отечественных инвестиций. Хотя инвесторы располагают средствами для инвестиций, несовершенная правовая система, существующая в России, останавливает иностранных инвесторов в еще большей степени, чем отечественных.
Задача в области государственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первую очередь в привлечении прямых иностранных инвестиций в отрасли промышленности, выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетический сектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает расти недостаточно быстрыми темпами.
Список использованной литературы
1. Антипова, О.К. Вопросу о понятии термина «инвестиции»: семасиологический и экономический аспект / О.К. Антипова. — Юридический мир. – 2007. — №9.
2. Антипова, О.К. Инвестиции: Правовое содержание понятия / О.К.Антипова — Юридический мир. – 2007. — № 12.
3. Богатырев, А.Г. Инвестиционное право / А.Г. Богатырев. – М., 2008. – С. 272.
4. Богуславский, М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование / М.М.Богуславский. – М., 2007. – С. 462.
5. Вельяминов, Г.М. Основы международного экономического права / Г.М. Вельяминов. – М., 2008. – С. 73.
6. Воропаев, А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России / А.В.Воропаев. Право и политика. – 2008. — № 3.
7. Доронина, Н.Г. Государство и регулирование инвестиций / Н.Г.Доронина, Н.Г.Семилютина. – М., 2006. – С. 272.
8. Доронина, Н.Г. Правовое регулирование инвестиций: Учебное пособие / Н.Г.Доронина, Н.Г.Семилютина.- М., 2006. – С. 381.
9. Доронина, Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства / Н.Г.Доронина, Н.Г.Семилютина. Журнал российского права. – 2007. — № 9.
10. Доронина, Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях / Н.Г.Доронина, Н.Г.Семилютина. Право и экономика, № 3, 4, 2008.
11. Жилинский, С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве / С.С.Жилинский. Законодательство. – 2008. – № 3.
12. Ивасенко, А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования / А.Г. Ивасенко.– М., 2008. – С. 417.
13. Пайк, Р. Корпоративные финансы и инвестирование / Нил Б. – СПб., 2009. – С. 784.
14. Скловский, К.И. Собственность в гражданском праве / К.И.Скловский. – М., 2008. – С. 596.
15. Сокол, П.В. Инвестиционный договор в жилищном строительстве / П.В.Сокол. – М., 2007. – С. 316.
16. Топорнин, Б.Н. Российское право и иностранные инвестиции. ВКН: Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / Б.Н. Топорнин.– М., 2008. – С. 294.
17. Фархутдинов, И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право / И.З. Фархутдинов. – М., 2008. – С. 521.
18. Фархутдинов, И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика применения / И.З. Фархутдинов. – М., 2008. – С. 481.
19. Фархутдинов, И.З. Инвестиционное право / И.З.Фархутдинов, В.А.Трапезников – М., 2009. – С. 429.
Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11
Статья просмотрена: 3672 раза
Библиографическое описание:
Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. 2014. №7. С. 433-435. URL https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 16.01.2019).
В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.
В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.
В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.
Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.
Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.
Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].
К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.
Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.
Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].
Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.
Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].
Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:
— Инвестиционный совет Республики Татарстан;
— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;
— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;
— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;
— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;
В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.
Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.
Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов
Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.
Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].
Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:
— дефицит квалификационных кадров;
— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;
— диспропорция развития территорий внутри региона;
— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;
— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;
— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;
— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;
— экологическая нагрузка на территории ряда производств.
В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.
В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:
1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.
3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.
4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.
5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.
6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.
Источники: http://islam-russia.com/islam_v_rossii/tatarstan/obem-inostrannyh-investicij-v-ekonomiku-tatarstana-vyros-v-4-raza/, http://www.kazedu.kz/referat/118340/5, http://moluch.ru/archive/66/10961/
Источник: