Объем прямых иностранных инвестиций из стран

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Географическое распределение прямых иностранных инвестиций

Для современной мировой экономики характерно непрерывное увеличение масштабов вывоза за рубеж прямых инвестиций, темпы вывоза которых существенно опережают темпы роста мирового ВВП и мирового экспорта. То есть на базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономики разных стран более тесными связями, чем это делает торговля.

Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 1970 г. составил 13 млрд долл. США. В 1980 г. объем прямых инвестиций за рубежом достиг 450 млрд долл. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн долл. В 2004 г. суммарный объем накопленных ПИИ оценивался в 8,9 трлн долл. Суммарный объем вывезенных ПИИ составляет 9,732 млрд долл.

По данным «Доклада о мировых инвестициях 2010 года» Конференции Организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД (World Investment Report), общемировой объем притока ПИИ в 2007 году достиг 2 099 973 млн долл. Этот показатель оказался рекордным докризисным уровнем, и отражает высокую экономическую активность во многих частях мира. ПИЙ росли во всех трех группах стран: развитых странах, развивающихся странах и странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ).

Читайте также  Предприятия с иностранными инвестициями проблемы

Рост мировых потоков ПИИ отчасти объяснялся увеличением прибылей компаний во всем мире с соответствующим повышением цен на акции, которое повышало стоимостной объем трансграничных слияний и приобретений (СиП). На СиП по-прежнему приходилась высокая доля потоков ПИИ, но выросли и инвестиции в новые объекты, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В результате увеличения прибыли компаний реинвестированные доходы стали важной составляющей ввозимых ПИИ: на них приходилось 30% совокупного притока ПИИ во всеми мире и почти 50% в одних лишь развивающихся странах.

В результате мирового финансового кризиса общемировой объем притока ПИИ в 2008 г. снизился до 1 770 873 млн долл., а в 2009 г. до 1 114 189 млн долл. Накопленные запасы ПИИ в мире составили 17 743 408 млн долл., что несколько меньше, чем в 2007 г. — 17 990 069 млн долл.

Приток ПИИ в докризисном 2007 г. в развитые страны достиг 857 млрд долл., потоки ПИИ в развивающиеся страны и страны Юго-Восточной Европы и СНГ составили соответственно 379 млрд долл, и 69 млрд долл. Соединенные Штаты являются ведущей принимающей страной (в 2006 г. приток ПИИ составил 175 млрд долл.), за ними следуют Соединенное Королевство Великобритании и Франция. Приток ПИИ в 27 стран ЕС составил 531 млрд долл., а в 12 новых членов ЕС было ввезено 40 млрд долл.

Наиболее крупные потоки ПИИ в группе развивающихся стран поступают в Китай, Гонконг (Китай) и Сингапур, а в группе стран с переходной экономикой — в Российскую Федерацию. Приток ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна составил 84 млрд долл. Главными получателями по-прежнему были Бразилия и Мексика (в каждом случае по 19 млрд долл.). В Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию приток ПИИ в 2006 г. составил 200 млрд долл. Объем ПИИ в Африку в 2006 г. — 36 млрд долл.

Главным источником ПИИ остаются ТНК развитых стран, на долю которых приходится 84% общемирового вывоза ПИИ. Почти половина потоков вывозимых ПИИ в мире берут свое начало в странах Европейского союза (ЕС), в первую очередь во Франции (115 млрд долл.), Испании (90 млрд долл.) и Соединенном Королевстве Великобритании. Соединенные Штаты и пять стран ЕС входят в число десяти крупнейших внешних инвесторов в мире. ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжают расширять свои международные операции, при этом ведущие позиции в первой группе стран занимает Гонконг (Китай), а во второй — Российская Федерация. Общий объем ПИИ из этой группы стран достиг 193 млрд долл., что составляет 16% общемирового вывоза ПИИ.

Приток ПИИ в развитые страны в 2009 году упал на 41% — до 565 млрд долл., в то время как ПИИ, полученные развивающимися странами, снизились на 35% — до 406 млрд долл. До этого объем ПИИ в развивающиеся экономики прирастал на протяжении 6 лет подряд.

Общемировые объемы ПИИ напрямую зависят от трансграничных СиП. Такие операции по стоимости достигли в 2007 г. 1 022 725 млн долл., в 2008 г. снизились до 706 543 млн долл., а в 2009 г. — до 249 732 млн долл.

В области СиП во всем мире тенденцией является возрастание значения фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов. Частные инвестиционные компании в отличие от своей прежней стратегии вложений в высокодоходные и сопряженные с высоким риском активы теперь все чаще приобретают крупные зарегистрированные на бирже компании. Вложения частных инвестиционных компаний нередко ближе к портфельным инвестициям, чем к ПИИ, поскольку они, как правило, имеют сравнительно короткие временные горизонты.

За период с 1990 г. численность занятых в зарубежных филиалах ТНК возросла почти в три раза, хотя суммарный объем ПИИ рос быстрее. На первом месте в мире по числу действующих в стране зарубежных филиалов находится Китай. Филиалы в Китае имеют самое большое число работников: по данным министерства торговли страны, их насчитывается 24 млн Поскольку компании Соединенных Штатов являются самыми крупными прямыми инвесторами за рубежом, их иностранными филиалами создано больше всего рабочих мест (9 млн) среди зарубежных филиалов всех стран базирования. Влияние ПИИ на уровень занятости в принимающих странах различается по регионам, однако в расчете на данную сумму ввезенных ПИИ в развивающихся странах и странах с переходной экономикой создавалось больше рабочих мест, чем в развитых странах.

За последние десятилетия наметились изменения в отраслевой структуре прямых инвестиций за рубежом. Если в 1960-е годы преобладали инвестиции в сырьевые отрасли иностранных государств, главным образом в нефтепереработку, в 1970—1980-е годы — в отрасли обрабатывающей промышленности, то в последние годы преобладающую часть инвестиций стали вкладывать в сферу услуг. В 2010 г. почти две трети против 49% в 1990 г. суммарного объема ввезенных ПИИ приходилось на услуги. Рост удельного веса сферы услуг, отражает долгосрочную тенденцию к деиндустрилизации производства и переход к постиндустриальному обществу. В рамках этого сектора как в абсолютном, так и относительном выражении растет доля отраслей, связанных с инфраструктурой. Вторым по величине является сектор обрабатывающей промышленности, однако его доля снизилась с 41% в 1990 г. до 30, а на долю первичного сектора приходится менее 10% общемирового суммарного объема ввезенных ПИИ. Доля добывающей промышленности в общем объеме ПИИ, снижавшаяся в период после второй мировой войны, в 2000-е годы несколько возросла. Этому помогли новые инвестиции в разведку и добычу полезных ископаемых, а также ряд крупных трансграничных СиП.

Расширяется трансграничный аутсорсинг, когда фирмы разбивают производственный процесс на более мелкие составляющие, каждая из которых размещается в различных странах. При этом выбор страны зависит от того, где эта часть производства может быть выполнена с наименьшими затратами. Перенос фрагментов производственного процесса за рубеж дает возможность родительской

ТНК эффективно концентрироваться на определенной части цепочки по созданию стоимости, в то время как зарубежные филиалы и независимые фирмы специализируются на других частях, прежде всего трудозатратных. В результате это приводит к тому, что повышение эффективности производства каждого звена цепочки по созданию стоимости ведет к повышению эффективности всей системы в целом.

При трансграничном производстве по аутсорсингу постепенно изменяется географический масштаб деятельности ТНК, и она во все большей степени приобретает региональный характер. Финальная сборка может происходить в какой-либо из стран региона, включая страну родительской компании, а основные рынки сбыта — это сам регион. Проследить формирование трансграничных региональных производственных сетей можно, в частности, используя показатель накопленных объемов и потоков ПИИ, которые образуют региональные кластеры. Американские ТНК — крупнейшие инвесторы в Латинской Америке и Карибском бассейне, японские ТНК доминируют в Азии, а ТНК из ЕС — наиболее сильны в Центральной и Восточной Европе и Африке.

Несмотря на доминирующее положение компаний развитых стран в мире ТНК, положение меняется. Число фирм из развивающихся стран в списке 100 крупнейших в мире нефинансовых ТНК увеличивается параллельно с повышением роли ТНК из стран Юга.

Крупные ТНК из стран с формирующимся рынком особенно быстро интернационализируют свои операции. Быстро растут объемы зарубежных продаж и численность работников за границей 100 крупнейших ТНК развивающихся стран. Однако в сравнении со 100 крупнейшими корпорациями мира уровень транснациональности охвата у этих ТНК все же значительно ниже, поскольку они представлены в меньшем числе стран.

В перечне 100 крупнейших ТНК развивающихся стран преобладает Азия (78 компаний), затем следуют Африка и Латинская Америка (в обоих случаях по 11 компаний). Эти ТНК в своей деятельности охватывают более широкий диапазон отраслей, чем крупнейшие ТНК из развитых стран. Наиболее важной отдельной отраслью, особенно для многих азиатский компаний, является электротехническая и электронная промышленность.

В географической структуре ПИИ прослеживаются признаки изменений, при этом появляются крупные новые принимающие страны и страны базирования. Важными тенденциями последнего времени является рост ПИИ из развивающихся стран и стран с переходной экономикой и увеличение ПИИ по линии Юг-Юг. Впервые с начала 1970-х годов общее сальдо баланса по счету текущих операций развивающихся стран стало положительным. Чистый вывоз капитала из отдельных развивающихся стран достиг таких масштабов, что группа развивающихся стран в целом стала его нетто- экспортером.

В условиях укрепления взаимосвязей между странами одного и того же региона и превращения многих развивающихся стран в заметных инвесторов фактор географической близости приобретает все большее значение в двусторонних отношениях в области ПИИ. Анализ связи между двумя странами по линии ПИИ на основе интенсивности ПИИ, т.е. показателя, позволяющего сопоставить фактический объем суммарных ПИИ на двустороннем уровне с показателем, которого можно было бы ожидать, исходя из доли каждой страны в общемировом объеме ввозимых и вывозимых ПИИ, показывает, что интенсивность ПИИ превышает средний уровень в отношениях Соединенных Штатов с Канадой, европейских стран между собой и Японии с азиатскими странами. Показатель также демонстрирует укрепление связей по линии Юг-Юг, особенно в Азиатском регионе.

Читайте также  Инвестиции в создание новых рынков

На международном инвестиционном рынке возникают новые, так называемые договорные, формы инвестиций (договоры об обслуживании и управлении; договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями; соглашения о франшизе; лицензионные договоры; договоры о финансовой аренде (лизинге); соглашения о разделе продукции). Эти операции не предусматривают передачи нерезиденту права собственности, чем отличаются от традиционно рассматриваемых категорий прямых и портфельных инвестиций, однако дают право на систематическое получение дохода (ройялти, ренталса и др.). Сеульская конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций относит «договорные» формы инвестиций к прямым инвестициям на том основании, что доход инвестора при их осуществлении напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Экспорт-импорт предпринимательского капитала в форме иностранных инвестиций наряду с международной торговлей товарами и услугами, международными финансово-кредитными отношениями и международной миграцией рабочей силы является важнейшей формой МЭО в условиях глобализации мировой экономики.

Прямые иностранные инвестиции — долгосрочные вложения капитала, которые отражают заинтересованность резидентов одной страны (прямых инвесторов или материнской компании) в приобретении собственности, находящейся в другой стране (в форме предприятий с иностранными инвестициями и зарубежных филиалов материнской компании). При этом складываются долгосрочные связи между прямыми инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями, и создается возможность контроля за их деятельностью.

В соответствии с определением экспертов ЮНКТАД, которое является сейчас общепринятым, к НИИ относятся вложения капитала, на которые приходится не менее 10% акций или паев в компании, расположенной на территории страны — реципиента ПИИ.

Портфельные иностранные инвестиции — вложения капитала, не дающие зарубежному инвестору права контроля за деятельностью предприятий с иностранными инвестициями. На них приходится менее 10% акций или паев в компании.

Надо отметить, что такое количественное деление на прямые и портфельные инвестиции является достаточно условным и принято ЮНКТАД для возможности проведения сравнительного анализа. Такое же определение прямых и портфельных иностранных инвестиций принято в законодательстве России, а также, например, США.

Формы осуществления ПИИ:

  • — взносы в уставный фонд фирмы;
  • — внутрифирменные займы;
  • — реинвестированные прибыли.

Инвестиции «зеленого поля» (англ, greenfield investment) — «инвестиции с нулевого цикла», (вложения в новые производства, инвестирование в строительство новых сооружений).

Основными участниками процессов иностранного инвестирования являются транснациональные компании (главным образом, корпорации), которые состоят из материнской компании и ес филиалов, в том числе, зарубежных (более подробно о роли ТНК см. гл. 28 учебника).

Масштабы ПИИ в мировой экономике все время растут. Это не исключает их циклического характера, подъемов и спадов, которые прежде всего связаны с общемировыми трендами развития. По сравнению с 1990 г. приток ПИИ увеличился к 2008 г. в 9 раз (отток — примерно в 10 раз). Даже учитывая, что данные приведены в текущих ценах, нельзя не отметить высокую степень динамичности процессов ПИИ (табл. 21.1).

Отдельные показатели прямого иностранного инвестирования и международного производства в мировой экономике в 1990—2013 гг.,

  • 2005-
  • 2007*

Трансграничные слияния и поглощения

* В среднем за предкризисный период.

** Данные в Докладе 2012 г.

*** Данные в Докладе 2014 г.

С начала 1990-х до 2000 г. наблюдался рост объемов прямого иностранного инвестирования в мировой экономике, который усилился в 1996— 2000 гг. (среднегодовой темп прироста ПИИ составил около 40%). Причем среднегодовые темпы прироста ПИИ превышали (иногда в несколько раз) соответствующие показатели в отношении мирового ВВП, мирового экспорта и валовых капиталовложений в основной капитал. Например, в 1991 — 1995 гг. среднегодовой темп прироста мировых ПИИ составил примерно 20%, а мирового ВВП и валовых капиталовложений в мировую экономику — только 6% (меньше почти в 3 раза), а мирового экспорта — 9% (меньше примерно в 2 раза). В 1996—2000 гг. аналогичные показатели для ПИИ равнялись примерно 40%, а для мирового ВВП и валовых капиталовложений — 1%, для мирового экспорта — 4%. Таким образом, процессы прямого иностранного инвестирования стали настоящими «драйверами» развития всей мировой экономической системы в 1990-е гг.

После рекордного уровня мирового объема ПИИ в 2000 г. более 1 трлн долл, началась тенденция к снижению масштабов ПИИ, которая продолжалась в течение 2001—2003 гг. Однако с 2004 г. наблюдается рост объема мировых ПИИ.

Последний мировой экономический кризис не смог не внести свою лепту в процессы иностранного инвестирования: они уменьшились примерно на 14%. Если в 2007 г. объем притока ПИИ в мире составлял 1,975 трлн долл., то в 2008 г. — только 1,791 трлн долл. По оттоку ПИИ соответствующие цифры составили: 2007 г. — 2,198 трлн долл., 2008 г. — 1,969 трлн долл. [1]

Причем надо отметить, что даже эти сниженные показатели превышают «пик» инвестиций 2000 г. В 2010 и 2011 гг. масштабы ПИИ в мировой экономике стали расти, в 2012 г. снизились, однако в 2013 г. опять стали повышаться (см. табл. 21.1).

Если анализировать долгосрочные тренды в масштабах накопленного в различных регионах и странах иностранного капитала в виде НИИ, то складывается следующая картина. Больше всего «накопили» ПИИ развитые страны. По нашим расчетам в 1990 г. на них приходилось 75% всего объема кумулятивного объема ПИИ в мире, в 2000 г. — 76%, в 2012 г. — 62%. Приведенные данные говорят о том, что только за последние 12 лет доля данной группы стран снизилась с 3/4 до 2/3 в общемировом объеме накопленных ПИИ. Это связано с определенными причинами, о которых будет сказано ниже.

Рассмотрим группы стран, которые в последние три года выступили основными реципиентами ПИИ в мировой экономике (табл. 21.2).

Структура мирового притока ПИИ по группам стран, %*

Страны с переходной экономикой

Основываясь на данных (см. табл. 21.3), можно сделать вывод о том, что и в последние годы ключевыми инвесторами остаются развитые страны (на них приходится около 2/3 оттока ПИИ). Примерно половина мирового притока ПИИ теперь приходится на PC (табл. 21.3).

Структура мирового оттока ПИИ по группам стран, % 2

Страны с переходной экономикой

В последние годы существенно изменяются позиции различных регионов в притоке и оттоке мировых ПИИ. При этом наиболее модифицируется роль PC и стран Юго-Восточной Европы и СНГ, которые все больше выступают на мировом инвестиционном поле как государства-инвесторы. В первую очередь это касается азиатских стран, в том числе Китая, Гонконга (Китай) и России. [2]

Надо отметить, что Россия в настоящее время входит в 10 ведущих стран — реципиентов ПИИ. В 2010 г. она занимала 8-с место в мире, а объем привлеченных ПИИ составил 41 млрд долл, (по данным ЮНКТАД). В 2012 г. соответствующий показатель равнялся примерно 53 млрд долл. (9-е место), а в 2013 г. — 79 млрд долл. (4-е место после США, 188 млрд долл., Китая, 124 млрд долл, и Британских Виргинских островов, 92 млрд долл.). Более удивительным является выдвижение России в число крупнейших инвесторов в мире. В 2010 г. она также занимала 8-е место по легальному оттоку ПИИ, их стоимость равнялась 52 млрд долл., в 2012 г. — 8-е место (51 млрд долл.), а в 2013 г. 4-е место (95 млрд долл., после США, 338 млрд долл., Японии, 136 млрд долл, и Китая, 101 млрд долл.). Еще несколько лет назад такой сценарий развития событий трудно было представить, поскольку Россия очень медленно «набирала обороты» даже в качестве страны-реципиента. Примерно с середины первого десятилетия XXI в. наступил некий «перелом», и Россию даже стали называть в зарубежной прессе «звездой мирового инвестиционного рынка».

Отметим, однако, что часть ПИИ из России уходит в офшоры, а оттуда, в свою очередь, часть из них возвращается «на Родину». Однако, во-первых, это явление характерно не только для России, а во-вторых, важно, что растут и объемы реальных прямых инвестиций российских компаний в других странах.

Ниже приводятся сравнительные данные по оттоку и притоку ПИИ в страны БРИКС и США за 2005-2012 гг. (табл. 21.4).’

Приток и отток ПИИ в страны БРИКС в 2008—2013 гг., млрд долл. 1

В среднем за 2005-2007 гг.»

Россия Приток ПИИ Отток ПИИ

Приток ПИИ Отток ПИИ

  • 123,9
  • 101,0

Бразилия Приток ПИИ Отток ПИИ

Приток ПИИ Отток ПИИ

Приток ПИИ Отток ПИИ

1 UNCTAD. World Investment Report 2013. UNCTAD: New York; Geneva, 2013; UNCTAD. World Investment Report 2014. UNCTAD : New York ; Geneva, 2014. P. 205—208. URL: http:// unctad.org/en/pages/Statistics.aspx (дата обращения: 11.11.2014).

В среднем за 2005-2007 гг.*

Приток ПИИ Отток ПИИ

  • 185,9
  • 211,0
  • 306,4
  • 308,3
  • 143,6
  • 266,9
  • 197,9
  • 304,4
  • 226,9
  • 396,7
  • 167.8
  • 328.9
  • 187,5
  • 338,3

* В среднем в предкризисный период.

Из данных табл. 21.4 следует, что КНР прочно удерживает свое лидерство по притоку ПИИ среди стран БРИКС. Кроме того, Китай занимает в настоящее время 2-е место в мире по притоку 11И И после США.

Читайте также  Показатели эффективности и окупаемости инвестиций

Ниже показаны основные страны-реципиенты (табл. 21.5) и страны- инвесторы (табл. 21.6).

Основные страны-реципиенты в 2012 и 2013 гг. 1

США (188 млрд долл.)

Китай (124 млрд долл.)

Британские Виргинские острова (92 млрд долл.)

Россия (79 млрд долл.)

Британские Виргинские острова

Гонконг (Китай) (76 млрд долл.)

Основные страны-инвесторы в 2012 и 2013 гг. 2

США (338 млрд долл.)

Япония (136 млрд долл.)

Китай (101 млрд долл.)

Россия (95 млрд долл.)

Гонконг (Китай) (76 млрд долл.)

Выдвижение Китая и Гонконга (Китай) на высокие позиции как среди стран-реципиентов, так и среди стран-инвесторов в последние годы объясняется не только традиционными факторами их привлекательности, с одной стороны, и возросшей экономической мощью для выхода «на мировую арену» уже в качестве инвесторов — с другой, но и значительными взаимными инвестициями между Китаем и Гонконгом (Китаем). Как 1

UNCTAD. World Investment Reports. URL: http://unctad.org/en/pages/DIAE/World% (дата обращения: 20.12.2014).

известно, Гонконг является с 1 июля 1997 г. частью Китая, однако провозглашенный принцип: «Одна страна — две экономики» до сих пор реализуется. И статистические данные собираются отдельно по континентальному Китаю и отдельно — по Гонконгу (Китай). Взаимные инвестиции между ними составляют примерно 40—50%. И поскольку их объемы растут, повышаются позиции и Китая, и Гонконга (Китай) на мировом рынке инвестиций. Однако отметим, что примерно половина ПИИ приходят туда из других стран, и эти объемы также весьма значительны.

Существенно изменилась отраслевая структура мировых ПИИ. Если анализировать долгосрочные тренды, то в начале 1970-х гг. на долю сферы услуг приходилась примерно 25% суммарного объема ПИИ в мире, а в 1990 г. — уже 49% (т.е. она возросла почти в 2 раза). По последним данным доля первичного сектора в общемировом объеме ПИИ равна 15%, обрабатывающей промышленности — 45%, а сферы услуг — 40%. Последний мировой экономический кризис позитивно повлиял на рост ПИИ в добывающую промышленность, так как в соответствии с прогнозами экспертов в долгосрочном периоде ожидается рост цен на нефть и газ (несмотря на их снижение в 2009 г.). Более того, среди отдельных отраслей обрабатывающей промышленности возрастет инвестиционная привлекательность наукоемких производств, например, фармацевтики, а также пищевой промышленности, продукция которой имеет относительную низкую эластичность спроса. В то же время, иностранные инвестиции в автомобильную промышленность постепенно снижаются из-за так называемых «избыточных мощностей». Объем ПИИ в сферу услуг существенно различается по их отраслевой структуре и странам-реципиентам, поэтому глубокий анализ можно проводить только с учетом этой специфики.

На макроэкономическом уровне можно выделить как позитивные, так и негативные последствия оттока или притока ПИИ (соответственно для стран-инвесторов и принимающих стран). Это и влияние на объем ВВП, темпы экономического роста, отраслевую и региональную структуру экономики, состояние конкурентной среды, процессы передачи технологии, управленческого опыта, обучения и переобучения рабочей силы, состояние окружающей среды и др.

Существенным образом влияют ПИИ на платежный баланс всех стран, участвующих в экспорте-импорте ПИИ. Это влияние отражается как в первом разделе платежного баланса «Счет текущих операций» — в статье «Доходы от прямых инвестиций», так и во втором разделе платежного баланса «Счет движения капитала и финансовых инструментов» — в статье «Прямые иностранные инвестиции».

Основная задача любой страны, участвующей в процессах иностранного инвестирования, состоит в формировании эффективной системы государственного регулирования объема, структуры и качества ПИИ с точки зрения обеспечения долговременного экономического роста и стабильного социального развития.

В мировой практике существует четыре уровня государственного регулирования иностранных инвестиций: национальный, двусторонний, региональный, многосторонний. Национальная система государственного регулирования государств, участвующих в процессах иностранного инвестирования, включает в себя, как правило, законодательные основы, касающиеся притока и оттока иностранного капитала; режим, устанавливаемый для иностранных инвесторов; гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на государственном уровне; меры государственного регулирования, связанные с регулированием всех вопросов функционирования предприятий с иностранными инвестициями.

На двустороннем уровне заключаются два основных вида договоров, касающихся взаимных процессов инвестирования: двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (BIT) и двусторонние соглашения о взаимной защите и взаимной поддержке иностранных инвестиций (DTI). В настоящее время существует около 6000 двусторонних соглашений этих типов.

В долгосрочном периоде проявляется тенденция к либерализации условий функционирования предприятий с иностранными инвестициями, хотя в последние годы усиливается стремление стран, владеющих топливно- энергетическими ресурсами и стратегическими запасами черных и цветных металлов, ограничить доступ к ним иностранных инвесторов. На это повлияли как повышение цен на нефть, газ и некоторые другие виды промышленного сырья на мировых рынках, так и стремление PC осуществлять более жесткое государственное регулирование в этих отраслях (вплоть до национализации отдельных производств). Поэтому в настоящее время все больше государств-реципиентов склоняются к протекционистской политике в области привлечения ПИИ.

В 2012 г. доля «менее благоприятных» изменений из общего числа внесенных в национальные системы государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций составила 25%. В 2010 г. она была еще больше — 33%. Но это объясняется, скорее, не смягчением протекционистских тенденций в этой сфере, а тем, что в течение нескольких предыдущих лет рядом государств были уже приняты законодательные меры, ограничивающие присутствие иностранных инвесторов в различных сегментах их национальных экономик.

Однако надо отметить, что многие азиатские PC и страны с переходной экономикой все больше применяют селективный подход к проектам с участием иностранных инвесторов. Своеобразным примером может служить Китай, для которого характерна продуманная государственная политика стимулирования и ограничения притока ПИИ. Долгие годы все инвестиционные проекты с ПИИ делились на приоритетные, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные. Причем к приоритетным относились следующие проекты:

  • — производство нового оборудования и новых материалов, которые КНР не может в достаточном количестве производить «своими силами»;
  • — производство экспортной продукции на уровне мировых стандартов;
  • — выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами;
  • — ресурсосберегающие технологии;
  • — производство машин и оборудования для энергетики, транспорта и добывающих отраслей.

Как видно из приведенного перечня, в качестве приоритетных объектов выбираются не любые производства в определенных отраслях национальной экономики КНР, а стратегически значимые сферы деятельности. Таким образом, в основу приоритетности положен не отраслевой, а проблемный подход, что делает селективность как принцип государственной политики иностранных инвестиций в КНР еще более эффективной.

В настоящее время в КНР приоритетными являются проекты с привлечением ПИИ в сфере энергосберегающих технологий; в наукоемких отраслях; в экологических проектах и ряде других областях, что является вполне грамотной современной корректировкой приоритетов государственного регулирования с целью обеспечения динамичного социально-экономического развития.

Выработка многостороннего соглашения в области регулирования процессов иностранного инвестирования в масштабе мировой экономике — задача серьезная, долговременная, решение которой возможно, скорее всего, по линии ВТО и соответствующих структур этой организации.

В последних докладах ЮНКТАД о мировых инвестициях отмечалось, что глобальные дисбалансы, социальные проблемы приводят к пересмотру экономической политики на глобальном уровне. Во-первых, в долгосрочном периоде произошли существенные изменения позиций PC и стран с переходной экономикой в сторону их усиления по сравнению с позициями развитых стран. Во-вторых, последний мировой финансовый кризис усилил роль государства в экономике как в странах со зрелой рыночной экономикой, так и во многих других группах государств. В-третьих, сама природа «вызовов» современного общества, которое все больше приобретает «глобальные черты», такова, что ни одна страна в одиночку не способна решить все проблемы своего социально-экономического развития, что повышает роль императива международного сотрудничества. В-четвертых, глобальный политический и экономический контекст происходящих событий и «вызовов» приводит «полисмэйкеров» к формированию новой парадигмы развития, в которой проблемы социального развития, охраны окружающей среды и устойчивого развития в целом становятся не менее важными, чем проблемы экономического роста самого по себе.

Таким образом, в условиях нарастания различного рода кризисных явлений, использование потенциала иностранных инвестиций может внести значительный вклад в устойчивое развитие всех стран, участвующих в процессах иностранного инвестирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какова динамика притока ПИИ в последние годы в мировой экономике?
  • 2. Какие отрасли являются для иностранных инвесторов наиболее привлекательными в разных группах стран?
  • 3. Перечислите потенциальные позитивные и негативные последствия привлечения ПИИ в странах-реципиентах.
  • 4. Каковы основные формы осуществления НИИ в современных условиях?
  • 5. Как изменилась роль отдельных стран и регионов мира как инвесторов и реципиентов ПИИ?
  • 6. Какие основные принципы заложены в государственном регулировании иностранного капитала в КНР?
  • 7. Какова специфика разных уровней государственного регулирования процессов иностранного инвестирования в мировой экономике?

Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции / Л. А. Зубченко. — М.: КноРус, 2010. Ивасенко, А. Г. Иностранные инвестиции / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.: КноРус, 2011.

Лучко, М. Л. Иностранные инвестиции в мировой экономике / М. Л. Лучко. — М.: МАКС Пресс, 2009.

Источники: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html, http://studref.com/447057/ekonomika/geograficheskoe_raspredelenie_pryamyh_inostrannyh_investitsiy, http://studme.org/232944/ekonomika/pryamye_inostrannye_investitsii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто