Иностранные инвестиции и роль государства в их регулировании
Главная > Курсовая работа >Экономика
Сущность иностранных инвестиций
Понятие иностранных инвестиций и их классификация
Субъекты инвестиционной деятельности
Регулирование государством иностранных инвестиций
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации
Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций
Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами
Список использованной литературы
Среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одной из составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Анализ иностранных инвестиций находит отклик в работах таких авторов как Вознесенская Н.И — « Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт», Зубченко А.А. – «Иностранные инвестиции», Силкин В.В. «Прямые иностранные инвестиции в России».
В сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранными инвесторами, исключительно активную роль играет государство. В данной курсовой работе я хочу рассмотреть такую проблему исследования, как государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ. Актуальность данной работы заключается в том, что именно государство должно создавать на макроэкономическом уровне максимально привлекательные для иностранных инвесторов условия приложения их капиталов, осуществлять контроль и регулирование инвестиционных потоков, также может выступать в ряде случаев как гарант на стороне российских субъектов, принимающих иностранные инвестиции.
Объектом данного исследования являются инвестиционные процессы и их регулирование в целом. Предметом – иностранные инвестиции и роль государства в их регулировании. Соответственно цель работы: изучение наиболее значимых аспектов иностранного инвестирования, государственное регулирование данного вопроса, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения. При этом в задачах я рассматриваю следующие пункты:
— Понятие иностранных инвестиций и их классификация;
— Субъекты инвестиционной деятельности;
— Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации;
— Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций;
— Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами.
И так как я буду рассматривать в большей степени именно иностранные инвестиции и их регулирование на территории РФ, важно отметить следующее. Иностранные инвестиции – сравнительно молодая ветвь российской экономической науки. В условиях командно-административной системы, существовавшей в СССР, в рамках государственной монополии внешнеэкономической деятельности сфера инвестиций была, по существу, закрытой для иностранного капитала. С начала 1990-х гг. с переходом к рынку экономика России стала все более интегрироваться в мировую
Развитие взаимодействия с мировой экономикой потребовало, во-первых, теоретического осмысления процессов иностранного инвестирования в отечественную экономику и тех условий, которые им благоприятствуют и ориентируют в наиболее эффективных направлениях, а во-вторых, их законодательной регламентации с целью придания им устойчивого характера, обеспечения должных правовых гарантий защиты национальных интересов страны и т.д.
Относительно законодательства в этой сфере можно сказать, что оно содержит наиболее важные, базовые нормы, без которых инвестиционная деятельность иностранцев в России попросту невозможна. Эту часть мы подробнее рассмотрим в подразделе 2.1. Но все более остро ощущается неполнота правовых норм и институциональных механизмов, необходимых для более эффективной регламентации возникающих новых сложных взаимоотношений российской экономики с иностранным капиталом в условиях глобализации.
1. СУЩНОСТЬ ИННОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Понятие иностранных инвестиций и их классификация
Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение. Прежде чем говорить о роли государства в регулировании иностранных инвестициях, необходимо детально разобраться, в сущности, понятиях, классификации и субъектах иностранной инвестиционной деятельности.
Основополагающим правовым актом, регулирующим иностранные инвестиции, в России является Федеральный закон от 9 июля 1999г., № 160-ФЗ «ОБ иностранных инвестициях в Российской Федерации». В соответствии с этим законом иностранная инвестиция – это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограниченны в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации».
Исторически сложившееся разнообразие видов таких инвестиций, как в мировой, так и в российской практике сейчас сводиться к трем видам: прямые, портфельные и прочие инвестиции. Экономическая роль каждого из этих видов различна, что и определяет разное отношение к ним со стороны органов их регулирования и в странах-инвесторах, и в странах-реципиентах. В то же время экономическая теория, да и практика, сталкиваются с рядом трудностей при классификации иностранных инвестиций в связи с некоторой неопределенностью, расплывчатостью характеризующих их признаков. В особенности это относится к прямым инвестициям.
Для прямых инвестиций ( Foreign direct investments – FDI , или ПИИ) характерны разные формы осуществления, но все они могут быть сведены к двум формам: реальные ПИИ и финансовые ПИИ. Реальные ПИИ находят свое выражение в создании в стране-реципиента различных производств с полностью иностранным или смешанным капиталом, в поставке в идее вклада в уставной капитал местных структур оборудования, технической документации, в предоставлении основных средств на началах лизинга, в передаче лицензий на выпуск соответствующей продукции, прав аренды имущества в стране инвестора, прав на использование товарных знаков фирм-инвесторов. Реальные ПИИ могут одновременно включать все эти названные элементы. При этом различаются, как принято говорить, Greenfield FDI – «инвестиции на зеленом лугу», когда производственная деятельность на основе ПИИ в стране-реципиенте начинается с нуля, с создания новых предприятий и производств, и Brownfield FDI – «инвестиции на поле под паром», когда ПИИ вливаются в активы уже существующих и действующих объектов.
И в том в другом случаях обычно не возникает трудностей идентифицировать реальные ПИИ среди других видов экономической деятельности. Если же ПИИ предоставляются как финансовые, выделить их среди других форм иностранных инвестиций оказалось не так легко. Как финансовые ПИИ могут осуществляться, очевидно, только в виде при приобретении иностранным капиталом целиком всего предприятия или части его активов. Как же отличить такую форму ПИИ от других форм иностранных инвестиций?
В пятом издании Руководства по платежному балансу МВФ 1993г. прямые инвестиции определяются как «категория инвестиционной деятельности, выражающая стремление хозяйственной единицы – нерезидента одной страны приобрести устойчивое влияние на деятельность предприятия, расположенного в другой стране. Приобретение устойчивого влияния предусматривает установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и указанным предприятием, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием – реципиентом – предприятием прямого инвестирования». Таким образом, ПИИ отличают три признака: устойчивое слияние, которое должен получать инвестор, вкладывающий финансовые средства в предприятие страны-реципиента, необходимые в связи с этим долгосрочный характер вложений и возможность участия в управлении этим предприятием и контроля за его деятельностью.
Практика показала, что для получения устойчивого влияния инвестору совсем не обязательно приобретать все активы объекта его вложений или даже их контрольный пакет. По российскому законодательству (ст.2 Закона №160- AP ) в качестве финансовой ПИИ признается «приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ». Это вполне соответствует международной практике, считающей, что в рамках норм корпоративного права 10% достаточно для получения требуемого уровня контроля над деятельностью коммерческой организации с иностранными инвестициями.
К портфельным инвестициям относятся следующие:
— приобретение иностранцами российских государственных ценных бумаг;
-приобретение такой части активов российских предприятий, которая позволяет иностранному капиталу извлекать доход, но не дает права контролировать деятельность предприятия.
По своей природе портфельные инвестиции не являются вложениями капитала в какой-либо другой форме, кроме денежной. Они представляют собой такое размещение денежного капитала на иностранной территории, которое ограничивает интерес его владельца только стремлением получить доход на этот капитал. Портфельные инвестиции являются более ликвидным вложением его капитала, а для страны, куда они приходят, связанны с определенным риском. Если экономические условия в этой стране ухудшаются, иностранные инвесторы пытаются быстро вывести свои капиталы, размещенные в виде таких инвестиций. Это может иметь серьезные негативные последствия, (примером чего может служить российский финансовый кризис 1998).
В современных российских условиях, однако, способы формирования портфельных инвестиций существенно меняются. Отечественные хозяйственные структуры уже не ограничиваются чисто пассивной ролью допуска нерезидентов в свой уставной капитал. Многие из них сами выходят на фондовые биржи, прежде всего на зарубежные, осуществляя эмиссию акций и предолгая их в форме ИПО ( IPO – initial public offering ). Приобретение этих акций нерезидентами обеспечивает рост капитализации российских эмитентов и формирует для них значительный объем средств, необходимых для модернизации и развития. Очевидно, если при этом в руках каких-либо нерезидентов сосредоточиться сумма акций эмиссии ИПО, составляющая свыше 10% всего возросшего в результате ИПО уставного капитала российского предприятия, то такое вложение иностранного капитала следует рассматривать уже как прямые инвестиции со всеми возникающими при этом последствии, т.е. появлением у нерезидентов возможностей контроля деятельности российского предприятия и участия в управлении им. Но по желанию эмитента проспект эмиссии может включать ограничения на объем акций, которые могут сосредотачиваться в руках одного приобретателя. В этом случае мы будем иметь дело только с портфельными инвестициями в российское предприятие.
К прочим инвестициям относятся следующие:
Иностранные инвестиции: значение, роль и проблемы
ЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Глобализация и интеграция экономических национальных связей между государствами создали предпосылки к увеличению мобильности капитала. Теперь международное движение капитала создало большие по размерам объемы международного инвестирования, особенно в развивающиеся страны.
Сегодня вывоз товаров менее выгодный способ вывоза капитала за рубеж по сравнению с любой из денежных форм. Это проявляется в изъятии определенной части капитала из национальной экономики и инъекцию (вливание) этой части в экономику другой страны. Поэтому, можно сказать, что за границу переносится процесс создания прибыли.
Данное явление приобрело наибольший размах во второй половине 20 века, что особенно стало заметно после II Мировой войн. Это произошло за счет интернационализации производства в капиталистических странах и перенос его в развивающиеся страны. Сегодня особое значение иностранных инвестиций приобрели МНК и ТНК (мультинациональные и транснациональные корпорации соответственно). Их развитие происходит не только в одной стране, но по всему миру, по средствам открытий филиалов и отделений своей компании за рубежом, а также представительств.
В связи с тем, что с формированием международных экономических отношений появилось и международное разделение различных факторов производства (земля, труд и капитал) появилась и исторически сложившиеся специализация различных стран на производство и торговлю определёнными товарами и услугами. Потребность одних государств в разных товарах и услугах, которые производятся в других государствах, создает предпосылку для международного движения капитала. При этом под ним понимаются во всех формах, которые необходимы для создания данных материальных благ.
Иностранные инвестиции являются определенной формой для выхода капитала с национального рынка на международные.
Таким образом, значение иностранных инвестиций можно свести к международному разделению капитала и поискам более выгодных путей получения прибыли от хозяйственной деятельности за рубежом по сравнению с аналогичным в стране инвестора.
РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Роль иностранных инвестиций сводится к развитию экономики страны в общем и получателей этих инвестиций (предприятий, производств и т.д.) в частности. Стране очень выгодно получать из-за рубежа иностранные инвестиции, т.к. они развивают их производства, появляются новые инновационные производства, рабочие места, а также платятся налоги в национальный бюджет и при этом из него же ничего не тратится на это.
В постсоциалистических странах остро стоит проблема с заменой изношенных и уже морально устаревших производств на новые. В некоторых странах изношенность основных средств в целом по стране составляет от 50 до 80 процентов, когда в развитых странах этот уровень не превышает 15%, а максимальным уровнем для поддержания конкурентоспособности своей продукции считается не более 25 процентов, поэтому за счет собственных средств государство не может быстро их заменить, вот тут-то и приходят на помощь те самые иностранные инвестиции, в этом и заключается одна из их ролей.
ПРОБЛЕМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Главными проблемами иностранных инвестиций по мнению Агентства PBN Company являются коррупция и безнаказанность, зависимость экономики от нефти, газа и других полезных ископаемых, нестабильность банковской системы, низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами.
Наиболее значимым из всех приведенных проблем является коррупция и безнаказанность, которые делают процесс инвестирования иностранных инвестиций в «хождение по мукам» от одного кабинета к другому, от одного окна к другому, где каждый ждет, что ему что-нибудь за его же профессиональные обязанности кроме зарплаты дадут дополнительное поощрение. Суды во многих государствах мира являются очень коррумпированными и за деньги сделают тебя неприкасаемым для законов.
Низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами характерен для развивающих стран, где такая ячейка как малый и средний бизнес начинают только формироваться и им очень тяжело приходится, т.к. они борются со всеми: государством, рэкетом и т.д.
Банковская система страны является кровеносной системой для бизнеса и позволяет хранить, тратить собственные денежные средства, а в условиях ее нестабильности появляются риски невозврата средств со счетов банков, что увеличивает риски невозврата иностранных инвестиций.
ИНВ_АНАЛИЗ / Сущность и виды иностранных инвестиций
Сущность и виды иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Так, по иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.
представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.
это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
Под понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
В зависимости от иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.
представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.
Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.
выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят:
приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10—20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.
К разряду относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.
В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала.К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Под понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.
Правовую основу для привлечения иностранных инвестиций в РФ создает Федеральный закон от 09.07.1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно ст.2 данного законодательного акта, «иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральным законодательством, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».
В российском законодательстве под прямой иностранной инвестицией понимают:
приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале предприятия, созданного или вновь образуемого на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества;
вложение капитала в основные фонды иностранного юридического лица, созданного на территории РФ;
осуществление иностранным инвестором на территории России как арендодателем финансовой среды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1,0 млн. руб.
Прочие инвестиции – международные займы и банковские депозиты. В основу этих инвестиций положен личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов.
Все законодательство, регулирующее зарубежные инвестиции, можно систематизировать так:
специальное; 2. общегражданское; 3. нормы международных договоров.
Специальное законодательство – Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» и многочисленные сопутствующие нормативные акты, изменяющие и дополняющие данный закон, а также постановления Правительства РФ по регулированию зарубежных инвестиций.
Гражданское законодательство – опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов. В этом случае имеются в виду различного рода сделки, договоры. Вещные права, отношения представительства и исковой давности – эти проблемы регулируют Гражданским кодексом РФ. Общегражданское законодательство применяют в том случае, когда регулирование деятельности иностранного инвестора с помощью специального законодательства невозможно вследствие его узкой направленности.
Нормы международных договоров являются частью правовой системы страны. Особое значение международный договор приобретает в регулировании международных экономических отношений, а именно с принятием и использованием зарубежных инвестиций:
международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Это дополнительные гарантии к нормам, содержащимся в национальном законодательстве.;
международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения обычно определяют доход (прибыль) и имущество, которое облагают налогом без каких-либо ограничений в стране (источник доходов) или полностью освобождаться от налогообложения;
многосторонние конвенции имеют важное значение для регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, в частности для разрешения споров странами-донорами и реципиентами.
Появление многосторонней системы гарантий инвестиций предшествовало создание и развитие государственных систем страхования экспорта капитала в промышленно-развитых странах. Следует отметить, что многие из заключаемых сейчас соглашений предусматривают предоставление иностранным инвесторам «смешанного режима», что связано с относительно неблагоприятным климатом в России. Подобный режим предполагает, что в каждом случае зарубежный инвестор вправе выбрать, какой из двух режимов (национальный или наибольшего благоприятствования) ему подходит.
Источники: http://works.doklad.ru/view/8DlM8qyqGww.html, http://dengifinance.ru/inostrannye-investicii-znachenie-rol-i-problemy/, http://studfiles.net/preview/2801922/
Источник: