Особенности международных инвестиций в рамках снг

Электронная библиотека

В настоящее время инвестор, располагающий свободными денежными средствами и желающий выгодно их разместить, может сформировать портфель инвестиций из ценных бумаг, торгуемых как на его национальном рынке, так и на национальных рынках других стран и еврорынке.

В настоящее время практически каждый национальный рынок вследствие присутствия на нем иностранных инвесторов неизбежно становится частью мирового рынка инвестиций со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями, в связи с чем нельзя быть полностью гарантированным от временного падения курса национальных ценных бумаг, не связанного с внутренней экономической и политической ситуацией, а вызванного исключительно внешними факторами.

Приобретение национальными инвесторами той или иной страны ценных бумаг на национальных рынках других стран и еврорынке представляет собой международные инвестиции, при осуществлении которых необходимо учитывать следующие их особенности:

1) психологические барьеры, являются чаще всего как следствие слабого знания экономики, политики и культуры других стран, а также иностранных языков, методов торговли на финансовых рынках, порядка отчетности и др.;

2) информационные трудности. Получение информации об иностранных рынках и эмитентах может быть связано с определенными затруднениями. Данный факт компенсируется тем, что многие брокеры обеспечивают постоянно обновляемые данные финансового анализа по большей части акций, торгуемых на международных рынках. В компьютерных информационных системах содержатся также данные о мировых рыночных ценах;

3) юридические сложности. Они связаны для иностранных инвесторов с размещением их капитала и возвращением в свою страну капитала и полученного дохода, а также с особенностями налогообложения;

4) риски международных инвестиций. Риски, связанные с международными инвестициями, включают:

· риски национальных рынков – являются общими для всех инвесторов – резидентов и нерезидентов.

· дополнительные риски для нерезидентов – связанны с возможным введением ограничений на их деятельность и на вывоз капитала и дохода.

· риск падения курсов иностранных валют – приводит к уменьшению доходности инвестиций в пересчете на валюту инвестора.

Несмотря на указанные сложности и риски, объем международных инвестиций является весьма высоким и постоянно растет. Это связано с тем, что они дают возможность получить большую доходность и меньший риск по сравнению с чисто национальными инвестициями.

Ценные бумаги каждого национального рынка имеют тенденцию одновременного роста или падения их курсов, поскольку на них одинаково влияют национальные экономические и политические условия: объем и динамика денежной массы, изменение процентных ставок, дефицит бюджета, денежная и налоговая политика государства и др.

перетоку капитала в другой сегмент (например, в государственные ценные бумаги) с целью предотвращения его оттока с национального рынка, приводящего к тому же к падению курса национальной валюты.

Таким образом, при чисто национальном портфеле инвестиций есть возможность сохранить или даже повысить его качество (увеличить доходность и уменьшить риск) путем соответствующей реструктуризации. При этом, доходность национального портфеля не может быть выше доходности наиболее доходных сегментов национального рынка, которая, в конечном счете, определяется состоянием национальной экономики.

В то же время национальные рынки разных стран имеют относительную независимость, и вложение в ценные бумаги стран с растущей экономикой может дать более высокую доходность. Дополнительная доходность международных инвестиций связана с возможным ростом курсов валют инвестиций по отношению к валюте инвестора.

Помимо возможности получения более высокой доходности международные инвестиции могут обеспечить и . Это также связано с тем, что экономика различных стран развивается неравномерно и, если некоторые национальные рынки акций будут падать, другие будут расти. При этом относительная независимость экономик различных стран приводит к относительной независимости их фондовых рынков, что подтверждается практикой. В целом, как показывают результаты приводимых в финансовой печати данных, риск (изменчивость цен) мирового портфеля, структура которого соответствует структуре рыночной капитализации совокупности всех национальных рынков, меньше риска практически каждого национального рыночного портфеля.

Особенностью портфеля международных инвестиций является, как уже указывалось, валютный риск. В достаточно хорошо диверсифицированном по странам (валютам) портфеле, однако, этот риск, значительно меньше рисков национальных рынков, поскольку падение одних валют означает усиление других. Падение же валюты инвестора означает рост курсов иностранных валют и, таким образом, повышение доходности портфеля международных инвестиций. Кроме того, валютный риск может быть существенно уменьшен за счет использования специальных методов защиты от его неблагоприятного изменения (методов хеджирования).

Следует также учитывать, что международный инвестор, согласный на риск ради высокой доходности, может получить ее не только от быстро растущих национальных экономик и (или) отдельных иностранных компаний, но и от роста курса иностранных валют.

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Веселкова Евгения Евгеньевна

Рассматриваются основные вопросы международно-правового регулирования иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции. Особое внимание уделяется деятельности в этой области в СНГ .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Веселкова Евгения Евгеньевна,

In this article the author discusses the main issues relating to the international legal regulation of foreign investments in the framework of Eurasian integration. Particular attention is paid to the functioning of the area in CIS .

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции»

I МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются основные вопросы международно-правового регулирования иностранных инвестиций в рамках евразийской интеграции. Особое внимание уделяется деятельности в этой области в СНГ. Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, СНГ.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS WITHIN THE SCOPE OF EURASIAN INTEGRATION

Abstract. In this article the author discusses the main issues relating to the international legal regulation of foreign investments in the framework of Eurasian integration. Particular attention is paid to the functioning of the area in CIS. Keywords: foreign investments, foreign investors, CIS.

Научная специальность 12.00.10 — Международное право; Европейское право

Одним из основных направлений развития международных экономических связей в рамках евразийской интеграции, прежде всего, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) в настоящее время является усиление межгосударственного инвестиционного взаимодействия, что диктуется процессами глобализации, проходящими на всех уровнях. Международные и национальные тенденции развития правового регулирования в области экономики отражают повышенный интерес стран с развивающимся рынком в повышении инвестиционной привлекательности государства и, как следствие, в росте масштабов привлекаемого иностранного капитала. Особую актуальность эта проблема приобрела для государств-

участников СНГ в связи с их намерениями и планами по вступлению в лидирующие международные экономические организации, в том числе в ВТО, ОЭСР, а также высокими требованиями, которые эти организации предъявляют к странам-кандидатам.

Проблема правового регулирования иностранных инвестиций освещается и в учредительных документах, и в документах, принятых государствами-участниками СНГ в данной области (Устав СНГ от 22 января 1993 г., Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.). Однако указанные договоры не содержали положений о создании института межгосударственного контроля за выполнением государствами принятых на себя обязательств.

© Веселкова Е.Е., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* ВЕСЕЛКОВА ЕВГЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: decemvee@mail.ru

Ситуация изменилась в результате принятия Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК) от 21 октября 1994 г. Межгосударственный экономический комитет Экономического союза, далее — МЭК, создавался с целью формирования и обеспечения эффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционных процессов в рамках СНГ.

К основным направлениям деятельности МЭК относились: формирование Экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза; достижение гармонизированного регулирования экономических отношений; поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего рынка — транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий; выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес [1].

Читайте также  Формула амортизации от суммы инвестиции

Экономический совет СНГ, учрежденный Решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. в результате упразднения МЭК, был наделен более узкой по сравнению с МЭК компетенцией. Основными направлениями деятельности Совета являются: содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов; разработка предложений по сотрудничеству в области развития частного предпринимательства, функционирования финансово-промышленных групп, финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий, формирования рыночной инфраструктуры, установления прямых контактов между производителями различных форм собственности, налаживания инвестиционного сотрудничества; разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, решению вопросов свободы транзита; расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры [2].

Результатами деятельности Совета стала разработка Рекомендательного законодательного акта «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках Межпарламентской

Ассамблеи» 1994 г. и Модельного закона «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре» 1997 г.

Особое место среди региональных соглашений на постсоветском пространстве занимало Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Соглашение было подписано главами правительств государств-членов Евразийского экономического сообщества в Москве 12 декабря 2008 г. Соглашением предусматривалось предоставление режима наибольшего благоприятствования инвестициям и инвестиционной деятельности инвесторов из государств-членов Евразийского экономического сообщества. Действие Соглашения распространялось на иностранные инвестиции, реализуемые иностранными инвесторами после 1 января 1992 г. Соглашение предоставляло Сторонам основные обычно принятые в практике иностранной инвестиционной деятельности гарантии, а именно: гарантии от принудительного изъятия собственности иностранного инвестора, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах в порядке, установленном законодательством страны, принимающей иностранные инвестиции; беспрепятственный перевод в любую страну доходов и осуществление других платежей в связи с инвестициями после выполнения всех налоговых и прочих обязательств на территории государства, принимающего инвестиции.

Соглашением о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) на постсоветском пространстве от 19 сентября 2003 г. устанавливалось, что Стороны стремятся содействовать: развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО; укреплению единства и р азвитию экономических потенциалов, а также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних рынках.

Концепция формирования ЕЭП, лежащая в основе Соглашения 2003 г., закрепляла положение о том, что государства-участники стремятся содействовать развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Концепцией также фиксировались принципы функционирования ЕЭП, одним из которых был принцип обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Принцип обеспечения свободного движения капитала предполагал поэтапное снятие всех ограничений на дви-

жение капитала из государств-участников в рамках ЕЭП и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности [3].

При этом следует иметь в виду, что документы, принятые в рамках вышеуказанных организаций, имеют преимущественно рекомендательный характер (например, типовой проект «Основные принципы инвестиционной деятельности» (2003 года), проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС (2007 г.), разработанные МПА ЕврАзЭС), поэтому необязательны для им-плементации в национальные законодательства стран-участниц.

На базе Таможенного союза ЕврАзЭС был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 г. В его состав вошли Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.

ЕАЭС учреждается для усиления роста экономик государств-членов и «сближения друг с другом», для их обновления и укрепления конкурентоспособных позиций стран-участниц. В перспективе к союзу намерена присоединиться Киргизия. Одновременно с идеей создания Евразийского Союза в политических дискуссиях в обществе имеет место точка зрения о создании Большого Евразийского Союза. В отличие от первого проекта, имеющего целью консолидацию территорий со странами бывшего СССР, второй проект направлен на более тесную интеграцию с Китаем, Индией, Ираном, Македонией, не исключаются из этого списка другие страны Европы и Азии. Как полагают специалисты, границы этого союза пока не обозначены даже теоретически, и их пока можно только предполагать по подписанным соглашениям, официальным визитам и совместным военным учениям.

Помимо СНГ и ЕврАзЭС на постсоветском пространстве были созданы интеграционные объединения, ставящие перед собой задачи развития экономического сотрудничества государств, включая инвестиционную область. В частности, к ним относится Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация. Она была создана 15 июня 2001 г. Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. В отношении вопросов инвестиционной политики и правового регулирования иностранных инвестиций в документах этой организации, в документах других ин-

теграционных объединений на постсоветском пространстве (Центрально-Азиатское Экономическое сообщество, преобразованное в марте 2002 г. в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества, ГУУАМ, Союзное государство Беларуси и России) практически отсутствуют какие-либо конкретные направления и положения.

Таким образом, учитывая положения договоров вышеуказанных организаций, можно сделать вывод, что экономическое сотрудничество в рамках и прочих интеграционных региональных образований направлено на достижение следующих результатов в области иностранной инвестиционной деятельности: формирование наиболее благоприятных условий для осуществления взаимного инвестирования государствами-участниками и закрепление единообразных подходов к инвестициям из третьих стран. При этом следует подчеркнуть, что вышеуказанные международные договоры не содержат четко определенных правовых механизмов воплощения их норм.

Встречается в доктрине точка зрения, согласно которой сдерживающими факторами для развития сотрудничества государств в инвестиционной сфере являются следующие положения указанных выше документов:

• отсутствие конкретных, четко сформулированных международно-правовых обязательств государств, поскольку учредительные документы интеграционных объединений определяют только цели и приоритетные направления сотрудничества (в отличие, например, от НАФТА, вступившего в силу для США, Канады и Мексики в 1994 г. Североамериканского соглашения о свободной торговле, в котором закреплены обязательства государств-участников по отношению к инвесторам друг друга);

• отсутствие действенных контрольных полномочий у органов организаций (по аналогии с правом ЕС) [4].

В отличие от вышеуказанных договоров более конкретную регламентацию иностранного инвестирования содержат специальные многосторонние региональные соглашения, а именно: Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором участвуют все государства на пространстве СНГ, кроме Российской Федерации (далее — Ашхабадское соглашение), и Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г., в которой участвуют Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова.

Ашхабадское соглашение содержит традиционные для правового регулирования иностранного инвести-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ | 11

рования положения. Согласно Ашхабадскому Соглашению Стороны сотрудничают в разработке и осуществлении инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов государств, не являющихся участниками настоящего Соглашения, и международных организаций с целью обеспечения взаимной защиты интересов Сторон в этой области.

Инвестициями Сторон являются все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами Сторон в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения социального эффекта.

Инвестиции, производимые инвесторами на территории Сторон, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных предусмотренных законами случаях. Решения о национализации и реквизиции принимаются в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования. В таких случаях государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам Сторон быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения об удовлетворении претензий инвестора в случае национализации и реквизиции могут быть разрешены по соглашению Сторон или обжалованы в суды государства по месту инвестирования.

Инвесторы Сторон имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов, либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам Сторон или предприятиям с этими инвестициями.

Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод в государства-участники настоящего Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями [5].

Следующим шагом в развитии сотрудничества государств-участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Для целей настоящей Конвенции употребляются следующие термины: инвестор — государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привле-

Читайте также  Иностранные инвестиции риски и доходы

ченных средств в форме инвестиций; инвестиции — вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон; страна происхождения инвестиции — государство, на территории которого зарегистрирован инвестор — юридическое лицо или гражданином которого является инвестор — физическое лицо; страна-реципиент — государство, на территории которого находится объект инвестирования; вещное право — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.

Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента.

Инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоо-тий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

Решения о национализации или реквизиции инвестиций принимаются в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.

Решения государственных органов о национализации или реквизиции инвестиций могут быть обжалованы в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.

Споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран-участников споров, Экономическим судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Кроме того, Конвенцией закрепляются гарантии использования доходов, вопросы страхования имущества и рисков. Конвенция также регламентирует вопросы приобретения инвестором акций и других ценных бумаг, участие инвестора в приватизации и защиту его прав, правовой режим концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, заключаемых с иностранным инвестором [6].

Однако некоторые государства Содружества не участвуют в договорах и соглашениях в области иностранных инвестиций. Российская Федерация вышла из состава участников Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и не присоединилась к Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г. Более того, многие страны-участницы СНГ не имплементировали нормы указанных договоров, за-

ключенных на региональном уровне, в национальное законодательство.

Отдельные страны-участницы СНГ приняли национальные законы об иностранных инвестициях, значительно отличающиеся друг от друга. Противоборство и соперничество в привлечении иностранных инвестиций на постсоветском пространстве не отвечает интересам России. Представляется, что одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках СНГ должно стать заключение многостороннего регионального соглашения о едином инвестиционном пространстве на основе национального режима. Уже существующие документы СНГ могут послужить основой для гармонизации и унификации законодательств стран-участниц в области иностранных инвестиций.

1. Соглашение о создании Межгосударственного Экономического Комитета Экономического Союза. Заключено в Москве 21 октября 1994 г.

2. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г. «О Положении об Экономическом совете Содружества Независимых Государств». Принято 25 января 2000 г. в Москве.

3. Соглашение Содружества Независимых Государств «О формировании Единого экономического пространства». Заключено в Москве 19 сентября 2003 г.

5. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Заключено в Ашгабате 24 декабря 1993 г.

6. Конвенция о защите прав инвестора. Заключена в Москве 28 марта 1997 г.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Союза Независимых Государств

Главная > Реферат >Банковское дело

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Регулирование зарубежных инвестиций, как и в других странах мира, представлено в странах СНГ двумя уровнями: международным и национальным. Источники каждого из них разнообразны. Все они отличаются друг от друга по предмету и сфере действия, по юридической силе для участников инвестиционных отношений и т. д.

Многостороннее международное экономическое сотрудничество между странами СНГ основано на ряде международных договоров. Это Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (г.Ташкент, 15 мая 1992 г.), Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишек, 9 октября 1992 г.) и Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 24 сентября 1993г.). Последний предполагает:

— свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

— гармонизированное хозяйственное законодательство стран, входящих в союз;

— наличие общей статистической базы.

Экономический союз образуется в результате поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ путем создания:

— межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли;

— общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— валютного (денежного) союза.

Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.

26 февраля 1999г. четыре страны, входящие в СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Российская Федерация подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который предполагает завершение формирования на территории этих стран таможенного союза и создание на его основе единого экономического пространства. Основными целями формирования этого пространства являются:

1. эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг капитала и труда;

2. создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики государств – участников указанного договора в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3. проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, торговой, валютно-финансовой, таможенной и тарифной политики;

4. развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5. создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно- технологической кооперации.

В развитие положений Договора о создании Экономического союза был принят ряд следующих соглашений и конвенций.

1. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (г. Ашгабат, 24 декабря 1993 г.0, которое определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории государств – участников СНГ. Оно, в частности, дает определение понятия инвестора и инвестиции, определяет формы инвестирования и применимое право к отношениям, связанным с инвестициями.

Устанавливается, что инвестиции, производимые инвесторами, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законом случаях. В последнем случае государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Кроме того, инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями, а имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада инвесторов в уставный фонд предприятий с инвестициями и предназначенное для собственного материального производства, освобождается от таможенной пошлины и не облагается налогами.

2. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, деятельность которых соответствует целям, определяемым соглашением, и не противоречит антимонопольному национальному законодательству.

3. Конвенция о защите прав инвестора (г. Москва, 28 марта 1997 г.). Она определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории государств – ее участников, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Это конвенция устанавливает, что условия осуществление инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и связанный с ними режим деятельности для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента.

4. Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ (г.Бишек, 9 октября 1997 г.)

5. Конвенция о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998г.). Ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина. Однако она до сих пор не вступила в силу.

Конвенцией о транснациональных корпорациях устанавливаются общие основы сотрудничества государств в области создания и деятельности таких корпораций. Она предусматривает, что ведение банка данных о создаваемых корпорациях со стороны органов СНГ осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. Отношения, не урегулированные этой конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между сторонами, а также их национальным законодательством. В целом она закрепляет следующий принцип: регулирование отношений с участием юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства – места пребывания.

Читайте также  Инвестиции в памм счета обучение

Следует добавить, что в 2003 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 июня 2003 г. №364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств», в котором было установлено, что Россия не намерена стать участником некоторых вышеуказанных международных договоров. В частности, это касается Соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ (г. Бишек, 9 октября 1997г.) и Конвенции о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998 г.)

С начала 90-х годов национальное законодательство стран СНГ претерпело значительные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике. Были приняты следующие законодательные акты, направленные на регулирование отношений с участием иностранных инвесторов:

1. закон Азербайджанской Республики от 15 января 1992 г. «О защите иностранных инвестиций»;

2. закон Республики Армении от 31 июля 1994 г. «Об иностранных инвестициях»;

3. закон Белорусской ССР от 29 мая 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в Белорусской ССР» и закон Республики Беларуси от 14 ноября 1991г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»;

4. законы Республики Грузии от 25 июля 1991г. «Об иностранных инвестициях» и от 10 августа 1991 г. «Об инвестиционной деятельности»;

5. законы Казахской ССР от 30 ноября 1990 г. «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», от 7 декабря 1990 г. «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР»;

6. законы Республики Кыргызстан от 28 июня 1991г. «Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан», от 6 марта 1992 г. «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан и от 16 декабря 1992 г. № 1076-XII «О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан»;

7. законы Республики Молдовы от 1 апреля 1992 г. « Об иностранных инвестициях» и от 25 мая 1993 г. «О зонах свободного предпринимательства»;

8. законы РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР и от 4 июля 1991г.№ 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»;

9. закон Республики Таджикистан от 10 марта 1992 г. «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан»;

10. законы Туркменистана от 19 мая 1992 г. «Об иностранных инвестициях в Туркменистане» и « Об инвестиционной деятельности в Туркменистане»;

11. закон Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов»;

12. законы Украины от 10 сентября 1991 г. №1540а-XII «О защите иностранных инвестиций на Украине», от 18 сентября 1991 г. № 1560 – XII «Об инвестиционной деятельности», от 13 марта 1992 г. «Об иностранных инвестициях», от 13 октября 1992 г. №2673 – XII «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и от 17 декабря 1993 г. « О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине».

С течением времени многие из них утратили силу вследствие принятия более совершенных юридических актов. К примеру, в Белоруссии 9 октября 2001гвступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который действует в отношении не только национальных, но и иностранных инвесторов. Правовой режим для иностранных инвесторов является национальным. Гарантируется выплата компенсации при национализации, которая должна быть равной реальной стоимости национализируемого имущества. Коммерческим организациям с иностранными инвестициями обеспечивается стабильность законодательства: предусмотрен пятилетний мораторий с момента их регистрации на применение норм, ухудшающих условий ведения бизнеса. Кроме того, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном капитале которых составляет более 30% , Инвестиционный кодекс предусматривает значительные льготы, в частности, освобождение от уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства, в течение трех лет с момента ее объявления.

В Казахстане принят закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. «О государственной поддержке прямых инвестиций». Он устанавливает государственные гарантии, систему льгот и преференций, а также предусматривает создание единственного государственного органа, уполномоченного представлять Казахстан перед инвесторами.

Основными источниками правового регулирования иностранных инвестиций в Киргизии являются законы Республике Кыргызстан от 6 марта 1992 г. «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан», от 16 декабря 1992 г. № 1076- XII « О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан», от 24 сентября 1997 г. «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» и другие отраслевые законы.

Закон от 24 сентября 1997 г. «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» в ст.3 и4 предоставляет иностранным инвесторам, осуществляющим капиталовложения в стране, справедливый, равный правовой режим, полную и постоянную защиту, а также соответствующие гарантии. Режим для иностранных инвесторов является в целом национальным. Не допускается никакая дискриминация в отношении иностранных инвесторов на основе их гражданства, места жительства, вероисповедания, места проведения экономической деятельности, а также страны происхождения инвесторов или инвестиций. Устанавливается запрет на экспроприацию иностранных инвестиций, за исключением случаев, когда она осуществляется в общественных интересах, в отсутствие дискриминации, с соблюдением надлежащего реального возмещения. В ст. 24 также предусмотрено, что никакой нормативный акт Киргизии, ухудшающий правовой режим иностранных инвесторов, не имеет обратной силы.

В Узбекистане принят ряд законов в сфере инвестиционной деятельности иностранных лиц. Это законы Республики Узбекистан от 30 августа 1995 г. «О концессиях», от 25 апреля 19996г. «О свободных экономических зонах», от 30 апреля 1998 г. «Об иностранных инвестициях» и от 1998 г. «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».

Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. «Об иностранных инвестициях» устанавливает рамочные условия осуществления иностранных инвестиций в стране. Другой закон 1998 г. – «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» — не допускает дискриминации иностранных инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, вероисповеданием, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов и инвестиций. Нормативные акты Узбекистана не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям. Закреплено положение о неухудшении законодательных условий деятельности инвестора («дедушкина оговорка») на срок десять лет с момента инвестирования.

Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1995 г. «О концессиях» устанавливает порядок предоставления иностранному инвестору концессий, которые определяются как разрешение, выдаваемое от имени государства иностранному инвестору на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением ему имущества, участков земли и недр на основе заключения концессионного договора.

Основными законодательными актами ,регулирующими иностранные инвестиции на Украине, являются законы Украины от 10 сентября 1991 г. № 1549а- XII «О защите иностранных инвестиций на Украине», от 18 сентября 1991 г. № 1560- XII «Об инвестиционной деятельности «, от 19 марта 1996 г. № 93/96 –ВР «О режиме иностранных инвестиций» и от 16 июля 1999г. № 991 – XIV «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности в технологических парках».

Они предусматривают для иностранных инвесторов национальный режим (за отдельными исключениями, установленными законодательством Украины и международными договорами).В соответствии со ст. 13 закона Украины от 19 марта 1996г. № 93/96- ВР «О режиме иностранных инвестиций» иностранные инвестиции подлежат государственной регистрации правительством автономной Республике Крым, региональной администрацией городов Киева и Севастополя в течении трех рабочих дней с момента их осуществления. В противном случае им не предоставляются льготы и гарантии, предусмотренные законодательством.

Основные гарантии для иностранных инвесторов следующие:

— запрет национализации и реквизиции без возмещения всех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности;

— гарантия от неблагоприятного изменения в законодательстве;

— гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

На законодательном уровне установлены специальные правовые режимы осуществления инвестиционной деятельности на территории многих областей Украины (Волынской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Луганской, Сумской, Харьковской, Черниговской областей, Республики Крым).

Список использованной литературы

Бюллетень международных договоров. 1995. №1 .С.3-11

Кодекс: Справочная правовая система. 2006. 4 авг.

Лисица В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ//Инвестиции в России. 2007. №8 С.3-6.

Мовсумов О. Инвестиционный климат в нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса Кыргызстана // Инвестиции в России.2002. №2 С.3-9.

Мовсумов О. Инвестиционный климат в нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан // Инвестиции в России.2001.№12. С. 13-19.

Санин К. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Белоруссии // Инвестиции в России.2003. № 10. С. 3-5.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№42. Ст. 3983.

Источники: http://libraryno.ru/3-1-osobennosti-mezhdunarodnyh-investiciy-ininv/, http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-inostrannyh-investitsiy-v-ramkah-evraziyskoy-integratsii, http://works.doklad.ru/view/qPVL6UD3bJQ.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто