Особенности привлечения инвестиций в регион

Особенности привлечения инвестиций в регион

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Особенности привлечения инвестиций в экономику региона. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627 (дата обращения: 23.09.2018).

Вопрос развития экономики региона всегда связан с привлечением капитала, безусловно данный вопрос находит несколько вариантов решения в виде привлечения средств инвесторов, получения субсидий, субвенций, дотаций или целевого финансирования из государственного бюджета, но степень самостоятельности региональной экономики характеризуется именно наличием и объемом инвестиционных потоков, а вопрос привлечения инвесторов, безусловно, является актуальным. В условиях стабильности экономической системы и перспективности проекта, как с позиций короткого срока окупаемости, так и высокой финансовой отдачи сложность поиска потенциального инвестора сведена к минимуму. В реальных условиях далеко не все проекты могут отвечать данным характеристикам, соответственно задача поиска потенциально инвестора усложняется, т.к. любой инвестор в процессе финансирования проекта сталкивается с рядом рисков. Разумеется, существуют методы снижения финансовых потерь в виде отказа от рискового проекта, что отнюдь не способствует его осуществлению, и передачи риска, например путем страхования, но в этом случае уменьшаются альтернативные выгоды от проекта. Существует, конечно, вариант диверсификации, т.е. снижение риска за счет подбора инвестиционных проектов методом комбинирования, когда достигается определенная взаимозависимость динамики доходов и приемлемый уровень риска, но и этот вариант предполагает либо поиск большего числа инвесторов, либо сокращение финансовых средств на реализацию проекта. На основании вышеизложенного, становится вполне очевидной необходимость в создании или подборе действенных методов стимулирования инвесторов.

Собственно говоря, при разработке методов стимулирования необходимо учесть, что по источникам возникновения инвестиционные риски можно разделить на риски связанные с уровнем развития экономической системы (например: уровень концентрации предприятий в рыночном сегменте, конкуренция в отрасли и прочие, т.е. факторы, имеющие рыночный характер и на которые инвестор может оказать влияние посредством размера финансирования, компетенции команды осуществляющей коммерциализацию проекта) и риски, где влияние инвестора отсутствует (например: цикличность развития экономических систем в целом, налоговое законодательство, величина платежеспособного спроса и т.п.). Соответственно и воздействие на конкретную группу инвестиционных рисков с целью создания стимулов для инвестиционной деятельности должно быть дифференцированным.

Говоря о рисках связанные с уровнем развития экономической системы, необходимо определить какие механизмы регулирования доминируют – рыночные или административные, соответственно, рыночные механизмы предполагают развитую конкуренцию и тенденцию к самоорганизации, что не предполагает создание льготных условий для инвесторов, базируясь на использовании административного ресурса, но в тоже время позволяет более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и тщательно прорабатывать проекты коммерциализации, т.е. рыночная экономика предполагает преимущественно финансовые методы стимулирования. Несмотря на имеющиеся возможности для инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики потенциальный инвестор сталкивается с такими видами риска как:

1. Операционный инвестиционный риск, связанный с вероятностью финансовых потерь ввиду технических сбоев и ошибок при реализации проекта, аварийных ситуаций, а также наличия человеческого фактора.

2. Функциональный инвестиционный риск, определяется вероятностью финансовых потерь ввиду ошибок, допущенных в процессе формирования и управления инвестиционным портфелем.

3. Альтернативный инвестиционный риск, связан с вероятностью неоптимального выбора объекта инвестирования по отношению к другим возможным вариантам инвестирования, а также вероятностью сокращения финансовых выгод в результате неосуществления каких-либо действий по коммерциализации проекта.

4. Инновационный риск – риск инвестиционных потерь, связанных с тем, что инновация, на разработку которой могут быть затрачены значительные финансовые средства, не окупится или не будет реализована в целом.

Приведенная классификация не является исчерпывающей в силу дифференцированности экономико-отраслевых условий для реализаций конкретного проекта, но отражает риск инвестиционных вложений в условиях рыночной экономики, также необходимо иметь ввиду, что инвестиционные риски могут коррелировать между собой, соответственно задача привлечения инвестиционных ресурсов потребует не просто сокращения какого-либо риска, а нахождение оптимума для сбалансированности системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что успех коммерциализации проекта в условиях рыночной экономики будет определяться не только возможными финансовыми стимулами, но и во многом корректным технико-экономическим обоснованием и прогнозированием проекта с принятием упреждающих мер корректировки.

Необходимо отметить, что наибольшие опасения у потенциального инвестора вызывается не уровень концентрации в рыночном сегменте или уровень конкуренции, свойственные для рыночной экономики, а особенности переходной экономики, такие как: асимметричность информации, неразвитость банковского сектора, нестабильность политического курса, колебания и нестабильность экономической системы, вот здесь как раз и проявляется вся необходимость в административном регулировании, в создании внерыночных стимулов и прочих льгот для инвестируемого капитала, соответственно создание методов преодоления вышеизложенных групп инвестиционных рисков наиболее сложно для промышленно неразвитых регионов и регионов с переходной экономикой.

Читайте также  Прямая иностранная инвестиция в процентах

Государственное вмешательство в рыночные процессы характеризуется предоставлением льготных условий за счет административного ресурса, для снижения группы инвестиционных рисков на которые инвестор повлиять не может. Собственно говоря, государственное вмешательство может быть представлено не только налогово-правовым регулированием, но и прямым воздействием на административные барьеры и давлением на рынок, но данные формы идут вразрез с политикой формирования и становления рыночной экономики, соответственно наибольший интерес представляет не прямое воздействие, а создание условий для привлечения инвестиционного капитала.

Политика стимулирования инвесторов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в основном направлена на использование фискальных и налоговых методов стимулирования. Цель таких методов заключается в экономической реструктуризации и экономическом росте за счет притока внешних и внутренних ресурсов. К таким методам можно отнести:

1. Налоговые каникулы – весьма привлекательный вариант для инвестора, но сокращает поступление налоговых поступлений в бюджет;

2. Инвестиционные субсидии являются разновидностью налоговых кредитов, но вопрос их предоставления является неоднозначным в силу риска для бюджета в виде отрицательной бюджетной эффективности, в случае неэффективности предприятия которому подобные субсидии были предоставлены;

3. Инвестиционные скидки используются для привлечения капитала в отрасль в той или иной желательной форме, и имеет форму снижения налогообложения прибыли, разумеется, и данный метод влечет сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, но по сравнению с двумя вышеизложенными методами альтернативные финансовые потери будут ниже.

4. Ускоренная амортизация. По сравнению с обычной амортизацией при ускоренной амортизации большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Таким образом, преимуществом использования данного метода для государства является: отсутствие жесткой привязанности метода к размеру налоговых поступлений (как у вышеизложенных) и реструктуризация производства за счет мотивации к обновлению основных фондов.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что риски, с которыми сталкивается потенциальный инвестор весьма дифференцированы и преодолеть их с помощью только рыночных или только административных рычагов воздействия не представляется возможным. Разумеется, рыночный путь становления экономики является приоритетным, но отсутствие регулирования со стороны государства затрудняет вопрос формирования благоприятного инвестиционного климата. По нашему мнению, создание географических зон с особым юридическим и экономическим статусом, является одним из оптимальных сочетаний финансовых и административных стимулов в целях привлечения потенциальных инвесторов, в том числе и зарубежных, что, несомненно, будет способствовать развитию и модернизации экономической системы, а также концентрации капитала.

Проблема привлечения инвестиции в регион

Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса.

Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу. Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты.

В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне.

Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора. Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления.

Читайте также  Инвестиции денежных средств под проценты

К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных пред приятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов.

Примитивная система воспроизводственных отношений «государство — промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой — позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Перспективы привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации

Для анализа перспектив инвестиционной деятельности в регионах необходимо рассмотреть не только механизмы привлечения инвестиций, но и общие тенденции развития экономики страны. В настоящее время большая часть инвестиций в экономику РФ осуществляется из государственных источник. Частные инвестиции поступают от резидентов РФ и неризидентов. Судя по основным странам-инвесторам в экономику РФ и данным об оттоке капитала из РФ можно судить то том, что значительная часть инвестиций из зарубежных стран являются инвестициями российских компаний, которые до этого были вывезены в другие страны. Это говорит о том, что Россия не явялется настолько привлекательной страной для иностранных компаний и инвесторов, как об этом принято говорить, так как можно выделить несколько целей, которыми могут руководстоваться иностранные инвесторы, вкладывая деньги в экономику нашей страны:

  • · спекулятивные цели;
  • · отрытие производства для работы на внетренний рынок;
  • · инвестирование в высоко-эффективные отрасли экономики РФ.

Россия не имеет дешевую рабочую силу, как в Китае и других развивающихся странах, поэтому приток инвестиций для отрытия экспортноориентированных трудозатраных производств в большинстве случаев не является целесообразным. Россия имеет не так много высококонкурентных отраслей, в которые можно было бы вкладывать денежные средства. Экономика России замедляется, об этом свидетельствуют данные Министерства экономического развития РФ, поэтому спекулянты не могут рассчитывать на прирост стоимости активов в будущих периодах. В связи с этим, можно говорить о том, что инвестициями в экономику России, способными стимулировать модернизацию экономики и ее развитие могут стать государственные инвестиции и частные (с целью работы на внутренний рынок), но для этого необходимо пересматривать существующую государственную политику, увеличивать вложения государственных корпораций, которые в настоящее время обеспечивают около 30% всех инвестиций в экономику России, а также повышать качество инвестиционного климата.

В период с 2000 годов начался процесс централизации власти, который привел к пересмотру бюджетно-налоговой политики, системы управления и развития регионов. У проводимой политики были как плюсы, так и минусы политики — было создано большое количество институтов развития страны, обеспечивающих функционирование механизмов привлечения инвестиций в экономику регионов. Торгово-промышленная палата, компании, входящие в структуру «Внешэкономбанка», государственные корпорации, международные организации и инстутуты развития, профильные Министерства РФ, региональные инстутуты развития — все эти институты обеспечивают механизмы привлечения инвестиций, однако при нынешнем виде государственной политики их деятельность не является эффективной. Мешает коррупция, административные барьеры, коррупция, квалификация и уровень образования кадров как в государственном, так и в частном секторе.

Существует большая разница в уровне развития регионов, уровне их инвестиционных потенциалов. Богатые природными ресурсами активно развиваются, в то время как остальные субъекты РФ испытывают острый дефицит средств на развитие. Система межбюджетных отношений централизирует налоговые поступления в федеральном центре, а затем распределяет их в региональные бюджеты в виде дотаций, субсидий и субвенций, предоставляются рамках федеральных целевых программ, программ долгосрочного развития. В настоящеевремя в РФ существует 90 категорий межбюджетных субсидий и около двадцади видов субвенций. Так как регионам необходимо иметь сбалансированный бюджет, существенная социальная нагрузка снижает возможности регионов по инвестиционному развитию из-за дефицита средств. Поступающие из федерального бюджета средства расходуются на решение текущих проблем, так как крайне высок износ основных фондов страны. Крайне мало средств остается на государственные инвестиции из регионального бюджета. Субъекты РФ имеют право предоставлять налоговые льготы по региональным налогам, стимулируя приток инвестиций и не отвлекая денежные средства из регионального бюджета. Однако данные меры не являются существенным фактором для инвестора, при принятии решения о вложении денежных средств.

Читайте также  Роль инвестиций в макроэкономическом развитии

Необходимо реформировать систему межбюджетных отношений, предоставляющую значительно больше стимулов регионам и муниципалитетам к экономическому росту. Следует вводить различные показатели эффективности деятельности различных органов государственной власти, которые в дальнейшем будут складываться в рейтинги регионов. На основании комплексных оценок распределять межбюджетные трансферты. Огромное расслоение в уровне доходов населения, коррупция, не высокая эффективных отдельных государственных структур приводят к тому, что финансовые ресурсы поступающие в центр используются не эффективно. Деньги Резервного Фонда, так необходимые для модернизации инфраструктуры России, обновления основных фондов направляются в финансовые бумаги иностранных организаций. Топ-менеджмент различных государственных компаний часто оказывается втянут в коррупционные скандалы, Центральный Банк устанавливает высокую ставку рефинансирования, которая в результате сказывается на стоимости заемных денег для компаний, и, в конечном итоге, на конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.

В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, для повышения эффективности механизмов привлечения инвестиций в регионы РФ:

  • 1. повышать качество инвестиционного климата;
  • 2. значительно увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру;
  • 3. изменять кредитно-денежную политику ЦБ РФ;
  • 4. разрабатывать программы комплексного развития территорий регионов, проводить экономическое обоснование целесообразности развития той или иной отрасли в регионе. Другими словами, необходимо создание аналога существовавшего во времена СССР «Госплана»;
  • 5. пересматривать налогово-бюджетную систему Российской Федерации с целью перераспределения финансовых потоков — повысить экономическую самостоятельность субъектов РФ;
  • 6. реструктуризировать и пересматривать типы субсидий, снижать количества субсидий путем объединения нескольких типов субсидий в одну более крупную;
  • 7. формулировать на ежегодной основе приоритетные сферы вложения государственных средств в регионы РФ;
  • 8. установить четкие критерии оценки эффективности использования федеральных средств;
  • 9. повышать уровень квалификации кадров;
  • 10. разрабатывать системы стимулирования регионов к инвестиционному развитию;
  • 11. разработка федерального законодательства, регламентирующего условия государственно-частного партнерства.

Еще один немаловажный вопрос, который необходимо затронуть, рассматривая вопросы привлечения инвестиций и механизмов их привлечения — это конечная цель привлечения инвестиций. Государственной задачей является повышение качества жизни, которая может быть достигнута за счет экономического роста. В настоящее время, большинство механизмов привлечения инвестиций в основном ориентированы на крупный бизнес, и игнорируют интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. В России частная собственность средств производства сконцентрирована в руках небольшой группы россиян, а также зарубежных инвесторов, поэтому привлечение инвестиций в крупные проекты существенно не скажется на росте благосостояния жителей региона, так как уровень зарплат сотрудников открывающихся предприятий в большинстве случаев устанавливается как средний показатель заработной платы по региону. Несомненно, привлеченные при помощи различных механизмов инвестиции в регионы положительно сказываются на снижении безработицы, росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, но качественно не меняют уровень жизни населения, а в некоторых случаях и снижают его. Так, например, открытие крупного торгового центра приводит к закрытию ряда малых торговых предприятий. В связи с этим необходима переориентация механизмов привлечения инвестиций с привлечения инвестиций в крупные проекты, на малый и средний бизнес. В России вклад МСК в ВВП страны находится на уровне 20%, в то время как в США вклад субъектов МСП в ВВП страны составляет более 50 процентов, в развивающемся Китае этот показатель более 60%.

Все больше экспертов и представителей российского и международного делового сообщества говорят о необходимости реформ в Российской Федерации, модернизации инфраструктуры и обновлении основных фондов, без которого не возможно дальнейшее развитие и эффективное функционирование системы. Это понимает и руководство страны и постепенно проводит необходимые изменения. По мере изменения государственной политики и инвестиционного климата будет меняться роль и эффективность механизмов привлечения инвестиций, которые в будущем сыграют еще более важную роль в развитии регионов,

Источники: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3627, http://vuzlit.ru/1093312/problema_privlecheniya_investitsii_region, http://studwood.ru/786049/finansy/perspektivy_privlecheniya_investitsiy_regiony_rossiyskoy_federatsii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто