ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОЭЗ;
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная терр-я с особым юрид-м статусом по отн-ию к остальной терр-ии и льготными экон-ми условиями для нац-х и/или иностр-х предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратег-х задач развития гос-ва в целом или отдельной терр-ии: внешнеторговых, общеэкон-х, соц-х, регион-х и научно-технических задач.
Виды свободных экономических зон:
1. Свободные промышленные зоны. Создаются преимущественно в странах с развивающейся рыночной экономикой, и представляет терр, в пределах кот-х действует льготный правовой режим в области торгового, валютного, таможенного регул-ия для расположенных в них предприятий.
2. Внешнеторговые зоны. Предназначены для обеспечения допол-х поступлений за счет созд-я складов, сдачи в аренду помещ-й для выставок, перевалки транзитных грузов.
3. Технологические парки и технополисы. Способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации международного сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальной науки с целью разработки новых технологий.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предприн-ой деят-ти:
— Инвесторы получают созданную за счет средств гос-го бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
— Благодаря режиму своб-й тамож-й зоны резиденты получают знач-ые тамож-е льготы
— Предоставляется ряд налоговых преференций
— Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ — Тольяти
Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ-Дубно, Зеленоград.
Портовые зоны — Мурманск
Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ – Приморс край, респ.Алтай
ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
Лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами, называется резидентом. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Также могут быть резидентами ОЭЗ предприятия с участием иностранного капитала.
5. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это особая территория государства, создаваемая с целью привлечения иностранного капитала на более льготных условиях.
Решение о создании СЭЗ принимают государственные органы. В первую очередь важно правильно выбрать место расположения зоны. При этом учитываются следующие факторы:
1) уровень экономического развития страны, текущие и перспективные задачи экономической политики;
2) специфика географического положения территории, где предполагается создать зону;
3) особенности отраслевой структуры местной экономики, возможности развития внешнеэкономических связей;
4) сравнительно небольшая территория с четко обозначенными границами.
Цели создания зон и способы предоставления льгот отличаются, что позволяет говорить о различных видах СЭЗ. Так, в СЭЗ могут предусматриваться льготы по общегосударственных (централизованным) налогам и по региональным.
Зоны могут иметь разную «специализацию». Например, свободные таможенные зоны, либо зоны свободной торговли – это особые беспошлинные торговые складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственной границы. Преференциальный режим в этих зонах основан на отмене либо смягчении таможенных пошлин.
Свободные экспортно-промышленные зоны – это территориальный «анклав», призванный задействовать конкурентные преимущества дешевизны местных трудовых ресурсов, привлекать иностранные инвестиции в отрасли, работающие на внешние рынки. Преференциальный режим включает налоговые льготы, таможенные льготы, льготы в кредитовании, льготные рентные платежи.
Свободные банковские зоны – зоны, которые представляют собой обособленные сектора финансовой системы, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих в особо льготных условиях. Преференциальный режим включает налоговые льготы, контроль Центрального банка на льготных условиях, наиболее свободный режим банковской деятельности.
Свободные технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы) – это зоны, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство.
Довольно распространенным явлением стало создание оффшорных зон, или оффшорных финансовых центров (ОФЦ). ОФЦ — это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.
В докладе Рабочей группы (Report of the Working Group on Offshore Centers) оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:
— в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными государствами и имеют достаточно высокий уровень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;
— вторую группу составили те ОФЦ, национальное законодательство которых предусматривает механизмы надзора за проведением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в существенном улучшении: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермудские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Мальта, Монако;
— к третьей относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень качества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в своей деятельности международных стандартов: Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренадины, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Терке и Кайкос, Вануату.
Таким образом, в свободных экономических зонах инвесторам предоставляется преференциальный режим, который включает в себя налоговые, таможенные, кредитные льготы для малого бизнеса, упрощенный порядок регистрации, создание специальных административных структур, занимающихся проблемами притока инвестиций. На территории практически всех свободных экономических зон предусматривается:
упрощенный порядок создания предприятий (сокращенные сроки регистрации, например от 1 до 3 дней);
льготы по налогообложению (упрощенный порядок предоставления финансовой отчетности, льготные ставки налогов и сборов);
льготный таможенный режим (свободный ввоз и вывоз продукции и оборудования для ее получения, упрощенный таможенный контроль);
льготный валютный режим (упрощенный валютный контроль, возможность расчетов между резидентами зоны в иностранной валюте).
В РФ в 2005 году был принят ФЗ «Об особых экономических зонах». Особые экономические зоны (ОЭЗ) – это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Типы ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Изначально предполагалось, что зоны будут ограничены по размеру, например, промышленно-производственная – не более 20 кв. км, технико-внедренческая – не более 2 кв. км., и будут располагаться в рамках одного муниципального образования, не охватывая его полностью. Однако при внесении изменений в закон, в результате которых появились туристско-рекреационные, их площадь ограничена не была. Площадь портовой зоны – не более 50 кв. км., но она может располагаться на территории нескольких муниципальных образований.
Если промышленно-производственная и технико-внедренческая зона может быть создана где угодно, то туристско-рекреационная только на территории, где есть соответствующие возможности для туризма и оздоровления (например, минеральные источники), а портовые зоны – на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки судов, выполняющих международные воздушные перевозки. Портовые зоны образуются с целью создания только грузовых морских, речных или воздушных терминалов.
На территории особой экономической зоны не допускаются некоторые виды деятельности, например, разработка, добыча и переработка полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, оформляет постановлением. Заявки на создание ОЭЗ подает субъект федерации совместно с муниципальным образованием с обоснованием целесообразности. Отбор заявок осуществляется на конкурсной основе.
ОЭЗ создается на 20 лет без продления срока, но возможно прекращение существования зоны до этого срока, например, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в течение 3 лет не заключено ни одного договора с резидентами или не начата ее резидентами соответствующая деятельность.
Управление ОЭЗ осуществляет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Для координации деятельности зоны создается наблюдательный совет. При чем в наблюдательный совет технико-внедренческой ОЭЗ могут входить представители образовательных и научно-исследовательских организаций.
Льготы и преимущества в ОЭЗ получают резиденты – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные администрацией зоны. Они заключают соглашения, вся их последующая коммерческая деятельность должна осуществляться на основе этого соглашения. Одной из основных обязанностей резидента промышленно-производственной ОЭЗ является осуществление капитальных вложений в размере не менее 10 млн. евро, из которых не менее 1 млн. должно быть внесено на момент обращения с заявкой. С резидентом заключается соглашение. Резидент не вправе передавать свои права и обязанности третьим лицам.
Для резидентов на территории зоны создается свободная таможенная зона, т.е. помещаемые в нее товары не облагаются таможенными пошлинами и НДС, в отношении них не действуют запреты и ограничения экономического характера.
Закон устанавливает две гарантии для резидентов зон – стабилизационная оговорка и разрешение споров в судебном порядке.
В настоящее время в РФ созданы следующие ОЭЗ:
1) две зоны – Калининградская и Магаданская существовали и раньше, после принятия закона они были преобразованы. Они установлены федеральными законами на территории субъектов федераций, а не муниципальных образований. Кроме того, там может осуществляться деятельность, которая законом об ОЭЗ прямо запрещена, например, добыча полезных ископаемых.
2) зоны, созданные постановлениями Правительства в соответствии с законом об ОЭЗ – промышленно-производственные на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области; технико-внедренческие на территории г. Томска и г. Дубны (Московская область); туристско-рекреационные – города Ессентуки, Кисловодск, Железноводск и др. (Ставропольский край), Зеленоградский район Калининградской области, Иркутский район Иркутской области, города Туапсе, Сочи, Геленджик и др. (Краснодрский край) и др.
Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
Создание свободных экономических зон (СЭЗ) – один из способов привлечения инвестиций и инструментов экономической политики. СЭЗ существуют в промышленно развитых странах (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Япония, Ирландия), в новых индустриальных странах (государства Юго‑Восточной Азии, Мексика, Аргентина), в развивающихся странах (Ближний Восток, страны Карибского бассейна) и странах с переходной экономикой (КНР). Количество СЭЗ по разным данным составляет от 400 до 2500.
По определению экспертов ООН, СЭЗ – это «ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот». Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (г. Киото, 18 мая 1973 г.) подчеркивает специфику СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому‑либо иному контролю.
Общие принципы функционирования СЭЗ:
– отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно‑импортными операциями;
– льготный режим налогообложения;
– свободное обращение конвертируемой валюты;
– гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга льгот и привилегий.
Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ – обязательный признак, определяющий существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специальных правовых и льготных таможенных режимов, которые сочетаются с предоставлением иных льгот (свободное перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и рабочей силы через государственную и таможенную границу; налоговые льготы). Характерные черты СЭЗ:
– внешнеторговые льготы (снижение или отмена экспортно‑импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
– фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;
– финансовые льготы, включающие различные формы субсидий;
– административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда и выезда иностранных граждан;
– локальная, относительно обособленная система управления зоной, наделенная правом принимать самостоятельные решения.
1) торгово‑складские зоны – небольшая территория (порт, терминал, аэропорт) без постоянного населения, выделенная из таможенной территории и пользующаяся таможенной свободой. На территории зоны не действует таможенное законодательство, поэтому можно завозить товары в любых объемах без уплаты пошлины. Такие зоны создаются для обслуживания мирового рынка; на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»);
2) экспортно‑производственные зоны – зоны специализированного типа с высокой степенью индустриализации, зоны содействия экспорту. Они представляют собой часть территории государства или региона, имеющую четко определенные границы и подготовленную для промышленного освоения. Этот вид СЭЗ основан на применении льготного таможенного, налогового и финансового режимов;
3) научно‑исследовательский парк (технополис, технопарк, технологическая зона) – разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования;
4) комплексные (комбинированные) свободные экономические зоны – «открытый» город или особый район, использующий элементы разных видов СЭЗ. На практике СЭЗ «чистого типа», специализирующихся на одной функции, практически не встречается. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции.
По степени интеграции в национальную и международную экономику можно выделить два типа СЭЗ:
– замкнутые (анклавы, исключенные из таможенной территории государства) – зоны, ориентированные на внешний рынок;
– интеграционные – зоны, интегрированные в национальную экономику (интеграционные).
В зависимости от способа оформления границ зоны различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта) и макрозоны (территория района, города, региона. В зависимости от того, территории какого количества стран охватывают СЭЗ, они подразделяются на мононациональные (территория одного государства) и интернациональные (территория группы государств).
Деятельность СЭЗ частично регулируется Киотской конвенцией, Директивой Европейского Совета «О свободных таможенных зонах и складах» (1988 г.). Во многих государствах приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ (США, Мексика, Румыния, Южная Корея, Великобритания, Колумбия и др.). Основа законодательства о СЭЗ – английское прецедентное право.
В 1990 г. были изданы два одноименных постановления Верховного Совета РСФСР от 14 июля № 1061 и от 13 сентября № 1651 «О создании зон свободного предпринимательства», а в 1991 г. – постановление Правительства РСФСР от 27 мая № 13431 «О создании свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)». В 1991 г. статус СЭЗ получили территории «Алтай» (Алтайский край), «Выборг» (Ленинградская область), «Даурия» (Читинская область), «Зеленоград» (Московская область), «Кузбасс» (Кемеровская область), Ленинградская зона свободного предпринимательства (ЛЗСП), «Находка» (Приморский край), «Садко» (Новгородская область), «Янтарь» (Калининградская область). В 1999 г. создана ОЭЗ в Магаданской области.
В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116‑ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Цель организации таких зон – создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. ОЭЗ – это определенная часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2). Предусмотрено создание ОЭЗ двух типов:
– промышленно‑производственные, в которых осуществляется деятельность по производству и (или) промышленной обработке товаров (продукции) и их реализация;
– технико‑внедренческие, резиденты которых осваивают высокие технологии, занимаются созданием и реализацией научно‑технической продукции, доведением ее до промышленного применения.
В зависимости от типа ОЭЗ различается круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резиденты ОЭЗ – коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные в соответствии с российским законодательством на территории соответствующего муниципального образования и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно‑производственной деятельности. Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях ОЭЗ в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико‑внедренческих ОЭЗ (ст. 9).
Иностранные юридические лица не могут быть резидентами ОЭЗ, поскольку установлено требование регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством РФ. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ осуществляется посредством создания организаций с иностранными инвестициями, т. е. российского юридического лица, в состав участников которого входит иностранный инвестор. Чтобы стать резидентом ОЭЗ, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории, где будет осуществляться ее деятельность в качестве резидента.
В 2005–2006 гг. в Российской Федерации было создано шесть новых ОЭЗ – четыре технико‑внедренческого типа (в Москве, Московской области, Санкт‑Петербурге и Томской области) и две промышленно‑производственного типа (в Липецкой области и Татарстане). Основные проблемы создания СЭЗ в России:
– неразработанная законодательная база;
– слишком большие размеры СЭЗ, что делает их непривлекательными для потенциальных инвесторов;
– незаинтересованность государства, проявляющаяся в недостаточном финансировании;
– криминализация данного вида деятельности;
– запутанные финансовые схемы, не позволяющие следить за перемещением капиталов;
– большинство созданных зон не действуют, а нормативные акты, регулирующие их деятельность, во многом противоречат действующему законодательству.
Источники: http://studopedia.su/16_99278_inostrannie-investitsii-v-oez.html, http://studfiles.net/preview/5580290/page:24/, http://studopedia.ru/6_43164_natsionalizatsiya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave.html
Источник: