Положительные и отрицательные последствия экспорта и импорта капитала
Играя в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран — экспортеров и импортеров капитала.
В качестве основных положительных последствий экспорта капитала для стран, его вывозящих, и в целом для мировой экономики необходимо отметить следующие:
1. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер его приложения и прироста в мировых масштабах. Это способствует росту конкурентоспособности, прежде всего компаний — экспортеров капитала, и в конечном счете национальной экономики стран, из которых вывозится капитал.
2. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда, что способствует углублению и интенсификации международной специализации и кооперации производства.
3. Международная миграция капитала увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.
4. В условиях глобализации мировой экономики и интеграции финансовых рынков обеспечивается международное воспроизводство капитала, повышается эффективность механизма международных экономических связей.
В качестве основных отрицательных последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отметить следующие:
- вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций несколько уменьшает внутренние капиталовложения, и это отображается в определенном замедлении экономического развития стран, экспортирующих капитал;
- вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране, экспортирующей капитал, и способствует росту безработицы;
- экспорт капитала отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса вывозящей капитал страны.
Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:
- Регулируемый и сбалансированный импорт капитала способствует экономическому росту страны — реципиента иностранного капитала, включая как количественный, так и качественный рост.
- Сбалансированный импорт капитала создает новые рабочие места и снижает уровень безработицы.
- Ввоз иностранного капитала приносит новые технологии, современные методы менеджмента и маркетинга, а также способствует ускорению в стране НТП (по меньшей мере на уровне страны-реципиента).
В свою очередь, существуют и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала.
1. Приток иностранного капитала, «подменяя» местный капитал либо пользуясь его бездействием, вытесняет местный бизнес из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической и даже политической безопасности.
2. Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны — реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств.
Последствия прямых инвестиций для страны импортера
Тайваня) за 1979-2000 гг., составили 346.6 млрд. долл[1, стр.63].
На общей сумме иностранных инвестиций сказалось и чудовищное обесценение активов российских предприятий в ходе их распродажи. Объясняется это не только заниженным курсом рубля по отношению к доллару, но и тем, что на этапе ваучерной приватизации, завершенном 1 июля 1994 г., основные фонды предприятий измерялись нередко в ценах 1965-1987 гг. Некоторое повышение стоимости предприятий в процессе последующих переоценок их основных фондов было сведено на нет кризисом 1998 г., вновь обрушившим цены российских активов в связи с резко возросшими оценками рисков при инвестировании в страну.
Впрочем, и сегодня акции российских субъектов хозяйствования котируются на московской бирже много ниже, чем акции аналогичных предприятий на фондовых биржах Запада. Важно иметь в виду и то, что Госкомстат при определении объема накопленных ПИИ пересчитывает рублевую часть инвестиций по среднему валютному курсу последнего года. А при непрерывном падении валютного курса рубля это означает занижение долларовой величины инвестиций, сделанных в рублях в предшествующие годы.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Иностранный капитал оказывает, как правило, разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны. Каков же позитивный эффект от иностранного присутствия для народного хозяйства страны-реципиента?
Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом российского капитала, восполняется в той или иной мере импортом зарубежного. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям.
Объективно иностранный капитал не может функционировать как самовозрастающая стоимость, не приводя в движение местные производительные силы, если, конечно, он идет в производство, в первую очередь — в основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства в расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д.
Расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых. Зачастую иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров. Наибольшее количество новых рабочих мест создается, естественно, там, где иностранная компания сооружает новые хозяйственные объекты, а не скупает уже существующие.
Осуществляя импортзамещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации ее производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода.
Привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента. Возрастает вклад таких доходов в прирост ее ВВП. Расширение экспорта, насыщение его изделиями современного машинотехнического комплекса, формируемого на территории принимающей страны, динамизирует ее экономический рост и придает ему устойчивость. Ставка делается на то, что, рассчитанный поначалу на внешний спрос, этот ком-
плекс со временем переключится, по крайней мере частично, и на обслуживание внутреннего рынка. В результате повысится техно- и наукоемкость внутренних инвестиций и местного производства. При этом иностранная фирма-экспортер нередко идет на создание стратегических альянсов с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок.
Итак, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платежного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объем и улучшают структуру внутреннего накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране — импортере капитала. Важно и то, что привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения. Что касается России, то для нее позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику является пока скорее исключением, чем правилом.
Иностранное присутствие может оказывать и негативные воздействия на воспроизводственный процесс в стране-реципиенте. Так, инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции. В России подобное превышение стало чуть ли ни нормой.
За время реформ как резиденты, так и нерезиденты разработали изощренные схемы укрытия прибыли и увода ее от налогообложения (а нередко и части фонда заработной платы, чтобы не делать отчисления во внебюджетные фонды). Такого рода схемы реализуются через использование бартера, денежных суррогатов, «откатных» цен, разнообразных форм неплатежей. Более того, крупные иностранные инвесторы, используя свое маркетинговое превосходство, различные способы уклонения от стандартных фискальных процедур, методы ограничительной деловой практики, а также предоставляемые им льготы, осуществляют значительную часть своих экспортных и импортных операций в обход стандартных таможенных пошлин. Сокрытые любым из этих способов прибыли, как правило, уходят за рубеж.
Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом капитала, в России особенно велик. Разброс оценок капитала, вывезенного за годы реформ, огромен: от 150 млрд. долл. до 4 трлн. долл. Формы несанкционированного вывоза капитала за кордон многообразны. Одна из них — внешнеторговые каналы (невозврат экспортной выручки и непоступление товаров или услуг по оплаченным импортным авансам). Специфика России в том, что объем импортируемого ею капитала не настолько велик, чтобы устранить или существенно ослабить сбои в воспроизводственном процессе, возникающие в результатее широкомасштабного экспорта капитала.
Внутренние источники финансирования вложений пополняются не всегда еще и потому, что иностранные компании зачастую обращаются к рынку ссудного капитала стран оперирования. Увеличивая спрос на кредиты, они тем самым способствуют их удорожанию. Это сужает возможности финансирования потенциальных национальных инвесторов.
Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций
Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран — реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в мировом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз — более чем в 20 раз.
Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение производства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перспективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали организовываться транснациональные корпорации, которые ориентировались на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого производства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:
— ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных расходах;
—происходит экономия транзакционных издержек;
—развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран — реципиентов ПИИ;
—страны — доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране — реципиенте ПИИ.
Страны — реципиенты ПИИ откликнулись на возможность перейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного западного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, производственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципиентов возрос, и стали формироваться и использоваться специальные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами — реципиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, призванных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:
—гарантирование государством инвестиционных рисков;
—государственную организационно-правовую поддержку, призванную снизить транзакционные издержки;
—налоговые льготы и субсидии;
— льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения
темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:
—результатом привлечения ПИИ может быть мультипликативный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовываются ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных преимуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.
Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;
иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проекта не только за счет привлечения дополнительного капитала в производство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использованием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия
— получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала формировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного образца;
—привлечение ПИИ дает возможность использовать передовые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополнительных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:
— становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;
—ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;
— ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения
ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, становятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреплению национальной валюты.
Возможность получить столь очевидные преимущества привлечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по-; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учитывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие национальной экономики. К негативным последствиямпривлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:
—крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продукции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальнейшего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защищающие отечественные предприятия от подобного развития сценария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям которых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностранного владельца право владения долей предприятия;
—кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурентов иностранными конкурентами, существует опасность сворачивания отечественного производства, которое не выдерживает ценовой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, использующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне негативным последствием проникновения на рынок иностранных конкурентов, так как каждое государство заинтересовано прежде всего в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдаются иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;
—ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использоваться как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозможность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны отрасли и сферы экономики;
—промышленно развитые страны имеют жесткие экологические нормы производства. Это может значительно снизить эффективность проектов, в которых технология производства предполагает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем использовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.
Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие — как, например, Индия, — сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;
— и наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопослушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.
Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:
— в период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;
— с помощью размещения производства в разных странах производители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта масштаба;
—возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;
—возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конкуренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же качества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продукцию за рубежом, получать монопольную прибыль;
— возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее развитую страну, не обладающую передовыми технологиями или не обремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возникает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то капитал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становится не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.
Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:
—возможно сдерживание экономического роста страны в случае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;
—отток капитала делает его более дорогим фактором производства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к снижению инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необходимость инвестиций для страны высока;
—вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране — доноре капитала;
—отток капитала отрицательно сказывается на платежном балансе страны.
Источники: http://be5.biz/ekonomika/m015/50.html, http://www.newreferat.com/ref-19024-3.html, http://studopedia.ru/17_48126_vigodi-i-poteri-stran-pri-ispolzovanii-pryamih-inostrannih-investitsiy.html
Источник: