- Прямые иностранные инвестиции в экономике страны на примере Индии и Китая (стр. 3 из 3)
- Заключение
- Литература
- Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая
- Главная > Курсовая работа >Международное публичное право
- Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков. В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
- Прямые иностранные инвестиции в экономику китая
- Прямые иностранные инвестиции в Китай
Прямые иностранные инвестиции в экономике страны на примере Индии и Китая (стр. 3 из 3)
Несмотря на улучшение инвестиционного климата, поток ПИИ В экономику Индии составляет 0,8% от мирового объема ПИИ и лишь 3% ПИИ в развивающиеся страны. Существует целый ряд факторов, сдерживающих приток капиталов иностранных инвестором. Основными проблемами по-прежнему остаются недостаточно развитая инфраструктура, устаревшее трудовое законодательство, проблемы государственного управления и низкая квалификация местного персонала. Неразвитость железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, низкий уровень качества и обслуживания на существующих транспортных магистралях ограничивают возможности перемещения товаров внутри страны и препятствуют использованию Индии как полноценного транзитного пути. Социальные конфликты, бюрократия, коррупция, протекционизм, так же отрицательно сказываются на притоке ПИИ.
Факторы, сдерживающие приток ПИИ в экономику Китая.
Проблемой остается невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков.
Иностранных инвесторов беспокоит неполное законодательство, наличие многих «закрытых» инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон). Так же неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм. Слишком велика зависимость совместных предпринимательств от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты. Наконец, мешает совместному предпринимательству распространенная среди китайцев неверность контрактным обязательствам, убеждение, что в силу обстоятельств можно и нужно изменять условия соглашений.
Кроме выше перечисленного, крупномасштабные инвестиционные проекты в Китае требуют выработки продуманной инвестиционной стратегии. Инвесторы например из Гонконга и Тайваня несут меньшие риски, поскольку вкладывают относительно небольшие средства (средний проект -1,5 млн. долл.) в экспортоориентированные производства с быстрым периодом окупаемости вложенных средств. Западные ТНК стремятся равномерно распределить свои филиалы по всему миру, в том числе в Восточной Азии, чтобы избежать зависимости от одной страны. При этом создание крупных инвестиционных проектов в КНР всегда осуществляется при обязательном условии участия в проекте китайской правительственной организации.
Заключение
Решающую роль в превращении Индии в крупного получателя иностранных инвестиций в мире сыграло создание благоприятного инвестиционного климата. Как следует из краткого предшествующего обзора, этот климат создавался не только исторически обусловленными сравнительными преимуществами страны, такими как обширный внутренний рынок и дешевый труд, но и целенаправленной политикой государства. Индийский опыт показывает, что решающую роль в этом процессе играют такие важнейшие факторы, как наличие единой долговременной стратегии, комплексно определяющей конкретные установки и ориентиры устойчивого социально-экономического развития; преемственность политического курса и стабильность обшей социально-политической ситуации в стране: открытость внешнему миру при твердом отстаивании стратегических и особенно перспективных национальных интересов; создание детально проработанной и прозрачной институциональной и нормативной среды: проведение все более глубоких рыночных реформ во всех сферах социально-экономического развития.
Всем известно, что своим гигантским экономическим скачком, произошедшим в последние 30 лет, Китай во многом обязан массивному притоку ПИИ. Китайскому правительству удалось создать макроэкономическую ситуацию, при которой страна превратилась в один из наиболее привлекательных для инвестиций регионов мира. С точки зрения инвестора, эта привлекательность Китая основана на целом ряде факторов: постоянный экономический рост, стабильная деловая среда, доступ к дешевым человеческим ресурсам, низкий уровень коррупции (особенно в том, что касается иностранного бизнеса), достаточно развитая транспортная инфраструктура, возможность использования специального статуса Гонконга, доступ к огромному внутреннему рынку Китая.
Однако, главный козырь Индии — твердое законодательство, сформированное на основе английского права, отмечают эксперты. Защита прав собственности и корпоративного управления в Индии несравненно выше, чем в Китае.
Литература
1. Любомудров А.В. Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая / А. В. Любомудров // Российский внешнеэкономический вестник. — 2010. – № 2. — С. 3-7
2. Ревина, Е. Я. Прямые иностранные инвестиции в экономике Индии / Е. Я. Ревина // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2009. — 3. — С.39-47.
Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая
Главная > Курсовая работа >Международное публичное право
Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая
Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков. В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.
С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения[32].
В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Актуальность темы курсовой работы определяется возможностью использования международного опыта, в частности, экономики Китая, для российской экономики.
Научная новизна работы заключается в том, что несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.
Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии и России. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:
— провести анализ инвестиционного климата в КНР;
— проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;
— выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;
— исследовать ПИИ из Японии в КНР;
— провести анализ товарооборота с Россией.
Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии и России в экономику Китая.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР.
При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод.
Хронологические рамки исследования охватывают период XX — начала XXI века.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей инвестиционного сотрудничества КНР, факторов, влияющих на его изменение.
Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников.
Основные направления экономической политики Китая
1.1 Общая характеристика внешнеэкономического положения Китая
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля.
За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 510 млрд. долл. в 2001г. В 1979 — 2003 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла в 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире [5, стр.84].
В 2006 рост экспорта составил 45 % (от 2005) и достиг объема в 442,1 миллиарда долларов США. Из-за дешевой рабочей силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места во всем мире в таких областях как электрические бытовые приборы и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению с ценами европейского и американского производства, цены на китайские изделия в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.
Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 2000г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2000гг. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978г. она составляла лишь 0,75%.
Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. Существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.
За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.
В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в деревне, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется довольно высокая импортная зависимость по товарам группы сырья и материалов производственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары.
Импорт КНР показал рост 34 % в 2007 с 380,55 миллиардами долларов США. Главные пункты для китайского импорта — сырье и источники энергии, как: сырая нефть, первичные пластмассы, металлы, интегральные схемы и электронные компоненты, а также высокотехнологичные производственные линии и комплексы [10, стр.118].
Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль — один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз.
На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.
Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%. [13, стр.8]
Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг.
Сейчас КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2003 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2003 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).[20, стр.47]
1.2 Инвестиционная стратегия Китая
Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Законом КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Законом КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. А также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала. Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.
Со временем вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствии с требованиями ВТО. К таким положительным моментам можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли как телекоммуникации, городское газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции, в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции; расширены возможности для иностранных предпринимателей в розничной и оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.
При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие урегулированной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность.
Таким образом, исследуя нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций в КНР, можно сказать, что Китай достиг огромных успехов в сфере регулирования инвестиционной сферы, проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства.
Прямые иностранные инвестиции в экономику китая
Прямые иностранные инвестиции в Китай
Важной составной частью политики внешней открытости Китая является привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, которые рассматриваются в качестве достаточно эффективного способа получения зарубежных финансовых средств, технологий, новых форм и методов управления. Если на начальных этапах провозглашенного тридцать лет назад курса на модернизацию и реформы, иностранные капиталовложения имели для КНР вспомогательное значение и использовались в экспериментальном порядке, то к настоящему времени их роль существенно возросла. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала способствует поддержанию высокой экономической динамики КНР, техническому обновлению промышленности, созданию рабочих мест, развитию экспортной базы страны и повышению размера налоговых поступлений в государственный бюджет.
Наиболее заметную роль иностранный капитал сыграл в развитии внешней торговли Китая. Причем эта роль имела два аспекта: количественный и качественный. По мере роста масштабов привлечения прямых иностранных инвестиций происходило не только увеличение объемов торговли, но и совершенствование отраслевой структуры экспорта Китая. Общий объем внешней торговли Китая увеличился с 20,6 млрд. $. в 1978 году до 2,3 трлн. $. в 2008 году, т.е. более чем в сто раз. Среднегодовые темпы роста составили 17,4%. При этом на долю предприятий с иностранным капиталом в последние годы приходится свыше 50% общего размера товарооборота КНР. Несмотря на существенное сокращение в условиях мирового финансового кризиса размеров китайской внешней торговли, за одиннадцать месяцев 2009 года экспорт и импорт предприятий с участием иностранного капитала составил внушительную цифру в 1,09 трлн долл.
Отраслевая структура китайского экспорта за годы реформ характеризуется резким сокращением доли сырьевых товаров и увеличением современной промышленной продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. Причем на долю предприятий с иностранным участием приходится свыше 85% экспорта такого рода изделий.
Предприятия с иностранным капиталом занимают значительные позиции в китайской промышленности. В 2008 году на них было произведено продукции более чем 12,5 трлн. юаней, или около 30% общего объема добавленной стоимости промышленности. Такая ситуация объясняется тем, что иностранный капитал изначально направлялся преимущественно в обрабатывающую промышленность. Хотя после вступления страны в ВТО отраслевая структура вложений иностранных компаний в Китае существенно расширилась, приоритеты китайского правительства во многом сохраняются. Поэтому доля обрабатывающей промышленности в общих объемах реально используемых иностранных инвестиций составляет в отдельные годы 65-70%. Например, в 2007 году из 74,8 млрд. $ реально вложенных в экономику Китая прямых иностранных инвестиций, 40,9 млрд. $ пришлось на долю промышленности.
Если в первые годы проведения «открытой» внешнеэкономической политики иностранные капиталовложения направлялись, в основном, в предприятия, производившие трудоемкие экспортные товары (как текстиль, обувь, одежда и др.), то к настоящему времени значительно возрос удельный вес высокотехнологичной продукции. К концу 2000-х годов 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствует техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствует становлению национальной инновационной системы Китая. Курс на строительство инновационной экономики провозглашен на последнем XVII съезде КПК (октябрь 2007 года), где подчеркнуто, что на основе современных достижений науки и техники необходимо идти «китайским самобытным путем самостоятельных инноваций», под которым понимается разработка собственных технических, технологических и управленческих нововведений, способных придать новое качество развитию Китая. Руководством КНР заявлено, что к 2020 году Китай должен стать инновационной страной. Совершенно очевидно, что выполнить поставленные цели возможно лишь при сбалансированном подходе к использованию внутренних и внешних факторов развития, в том числе и за счет использования иностранных инвестиций.
Особо следует отметить то значение, которое прямые иностранные инвестиции в последнее десятилетие стали иметь для решения проблемы занятости в такой многонаселенной стране как Китай. Правительство КНР традиционно уделяет повышенное внимание вопросам трудоустройства населения, что связано как с необходимостью поиска работы для вступающей в трудоспособный возраст молодежи, так и для огромной массы крестьянского населения, покидающего деревню. Большое значение в этом отношении придается предприятиям с иностранным участием, и вопросы о найме местного персонала особо оговариваются в каждом отдельном случае. В 1985 году на предприятиях с иностранным участием было занято около 60 тыс. человек. В началу 2008 года общая численность китайцев, работающих на этих предприятиях, составила 42,1 млн человек, т.е. выросла более чем в 700 раз. С точки зрения интересов иностранных компаний, наличие в крупных размерах дешевой и трудолюбивой рабочей силы является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности Китая. В настоящее время проблема занятости осложняется глобальным финансовым кризисом, причем наибольший ущерб рабочим местам наносит падение спроса на китайскую экспортную продукцию на рынках ведущих развитых стран. Это имеет следствием сокращение рабочих мест на большом количестве предприятий, работающих на внешний рынок. В сложившихся условиях многие предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, начинают переориентироваться на внутренний китайский рынок, чему способствуют меры китайского правительства, направленные на стимулирование платежеспособного спроса предприятий и населения.
Согласно принятой в Китае классификации под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капитала в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов, поручительская переработка сырья и сборка готовой продукции, компенсационные сделки, различные формы.
Согласно официальным данным, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций с 1979 года по конец 2009 года составила около 900 млрд. долларов. Однако, по мнению известного российского китаеведа Я.М. Бергера, доверять этим данным не следует. Опираясь на зарубежные аналитические исследования, он приходит к выводу, что эти данные завышены почти в три раза. Причем, по его мнению, даже цифры в 360 млрд. $ также могут быть неточны, т.к. существует проблема «ложных иностранных инвесторов», т.е. китайских предпринимателей, использующих регистрацию в оффшорах для получения привилегий, полагающихся иностранцам на территории КНР. Такую практику используют и государственные организации Китая в своих целях. Все это приводит к серьезному искажению реальных показателей. Вместе с тем Китай действительно является одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, занимая в отдельные годы по этому показателю второе место после США. В период 2000-х годов на долю Китая приходилось, в среднем, 6-7% мирового притока прямых иностранных инвестиций, что превышало показатели большинства европейских стран.
Важно отметить, что на начальном этапе развития мирового экономического кризиса в 2008 году динамика притока прямых иностранных инвестиций в экономку Китая оставалась высокой, даже превысив показатели предыдущего 2007 года. Что в цифрах равнялось 83521 млн. $ в 2007 г. и 108311,9 млн. $ в 2008 г. (см. Рис. 2.2.1)
Однако в следующем году ситуация изменилась и за одиннадцать месяцев 2009 году объем иностранных вложений сократился более чем на 11%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целях стимулирования притока иностранного капитала власти КНР предпринимают меры, направленные на снижение налоговых нагрузок на совместные предприятия, в том числе такие, как возобновление налоговых скидок на экспорт по довольно широкой номенклатуре товаров.
Рис. 2.2.1 Приток и отток ПИИ в Китай (1990-2009 гг.)
Среди наиболее развитых стран основными инвесторами в китайскую экономику являются США и Япония. Китайские руководители постоянно подчеркивают заинтересованность в развитии с ними инвестиционного сотрудничества, поскольку именно эти страны являются носителями наиболее современных технологий, управленческого опыта и крупнейшими финансовыми центрами мира. В отличие от стран ЕС, США и Япония входят в состав Азиатско-тихоокеанского региона, что географически представляет собой существенное преимущество в плане развития экономических отношений с Китаем. К настоящему времени на территории Китая разместили свои производства такие крупные корпорации США, как General Motors, Westinghouse electric, IBM, Sykorsky, Hewlett-Packard и др. Одновременно целый ряд известных японских и европейских промышленных компаний наладил производство продукции на территории КНР. Относительно низкие объемы инвестиций со стороны развитых стран, сопоставимые с инвестициями Тайваня и Сингапура объясняются как экономическими, так и политическими причинами.
К политическим причинам следует отнести нежелание правительств ведущих стран стимулировать масштабный вывоз капитала в КНР, помогая тем самым укрепляться мощной державе, претендующей на ведущие роли в мировой политике. Вместе с тем процессы глобализации мировой экономики, конкретные коммерческие интересы ведущих американских, японских и европейских ТНК объективно ведут к расширению экономической кооперации с Китаем. Кроме этого, крупномасштабные инвестиционные проекты в Китае требуют выработки продуманной инвестиционной стратегии. Инвесторы из Гонконга и Тайваня несут меньшие риски, поскольку вкладывают относительно небольшие средства (средний проект -1,5 млн. $) в экспортоориентированные производства с быстрым периодом окупаемости вложенных средств. Западные ТНК стремятся равномерно распределить свои филиалы по всему миру, в том числе в Восточной Азии, чтобы избежать зависимости от одной страны. При этом создание крупных инвестиционных проектов в КНР всегда осуществляется при обязательном условии участия в проекте китайской правительственной организации. [14]
Источники: http://mirznanii.com/a/5257-3/pryamye-inostrannye-investitsii-v-ekonomike-strany-na-primere-indii-i-kitaya-3, http://works.doklad.ru/view/Wei0JtCHuJc.html, http://studbooks.net/792910/finansy/pryamye_inostrannye_investitsii_kitay
Источник: