Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11
Статья просмотрена: 3672 раза
Библиографическое описание:
Шабанова К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. 2014. №7. С. 433-435. URL https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 16.01.2019).
В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.
В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.
В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.
Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.
Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.
Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].
К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.
Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.
Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].
Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.
Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].
Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:
— Инвестиционный совет Республики Татарстан;
— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;
— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;
— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;
— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;
В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.
Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.
Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов
Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.
Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].
Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:
— дефицит квалификационных кадров;
— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;
— диспропорция развития территорий внутри региона;
— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;
— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;
— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;
— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;
— экологическая нагрузка на территории ряда производств.
В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.
В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:
1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.
2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.
3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.
4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.
5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.
6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Экономика Республики Татарстан с каждым годом все активнее проявляет свою ориентацию на экономику знаний. Как один и самых динамично развивающихся регионов России, отличающихся достаточно развитой научно-исследовательской базой и диверсифицированной промышленностью, Татарстан имеет все основания для активизации процессов формирования экономики, основанной на знаниях.
В «Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года» и в «Республиканской программе развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы» сформулированы достаточно амбициозные направления повышения эффективности экономики за счет внедрения инноваций и объединения инновационной системы региона.
Кроме того, в регионе имеет достаточно много активов, ориентированных на инновационное развитие и которые не используются в полном объеме, важнейшим среди которых являются инструменты и механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Более того, как показывают исследования и передовой опыт, наиболее эффективные инструменты и механизмы инновационной политики разрабатываются и реализуются на региональном уровне, которые достаточно трудно осуществить в рамках подходов, опирающихся на национальную инновационную систему в силу существенного различия палитры национального и регионального инструментария.
Исследования показывают, что регионы могут вполне успешно развиваться на основе знаний путем поддержки своих региональных инновационных систем (РИС). Этот подход особенно актуален для такой страны как Россия, где в связи с разнообразием территориального строения весьма важная роль принадлежит и различиям в их социальном и экономическом развитии. Не менее важен этот фактор и для Татарстана, который имеет сложившуюся на протяжении многих десятилетий выраженную отраслевую специализацию и рискует потерять свою конкурентоспособность, если не будет диверсифицировать экономику и модернизировать свою индустриальную базу.
В этой связи необходимо отметить, что при характеристике роли прямых иностранных инвестиций в формировании и развитии РИС, прямые иностранные инвестиции могут выступать инструментом перманентной диверсификации экономики региона в другие близкие по технологическому строению сектора. При РИС должна обеспечить местные компании эффективными инструментами заимствования инновационных технологий, используя механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций в регион. Кроме того, между участниками РИС, включая предприятия всех типов, НИИ, университеты, государственные учреждения, должна существовать тесная высокоэффективная система связей. В этих условиях региональные органы власти, когда РИС находится в постоянном развитии, склонны проводить политику «избирательности» при поддержке определенных секторов экономики региона. Однако это тупиковый путь, вместо которого необходимо формировать инновационную среду, что значительно сложнее, но и значительно эффективнее, так как инновационная среда подразумевает обучение участников инновационной системы и взаимодействие между ними, в том числе и через механизм привлечения прямых иностранных инвестиций, что приводит к развитию способности у предприятий использовать свои конкурентные преимущества на всех уровня рыночной экономики.
Как известно, универсального набора мер, обеспечивающих развитие инноваций на региональном уровне, не существует. Однако одним из наиболее эффективных инструментов в этой сфере может стать механизм заимствования технологий путем привлечения прямых иностранных инвестиций.
В этой связи необходимо отметить, что только два сектора экономики региона — нефтепереработка и нефтехимия, а также автомобилестроение — являются признанными и традиционными объектами прямых иностранных инвестиций. Причины сложившейся ситуации кроются в том, что промышленность Татарстана, за исключением вышеперечисленных отраслей, неконкурентоспособная на мировом рынке, что и является существенным препятствием для роста их инвестиционной привлекательности. Экспорт продукции обрабатывающих отраслей, не относящихся к ТЭК, играет незначительную роль в экономике, по сравнению с другими регионами России. В 2010 г. на долю экспортируемой продукции обрабатывающих отраслей Татарстана (без учета ТЭК) приходилось всего 10% ВРП, в то время как по России в целом этот показатель составлял 18%, а в Финляндии и Норвегии, почти 70% [2, с. 3].
Необходимо отметить, что логика сочетания процессов формирования РИС предполагает, по нашему мнению, взаимосвязь инновационной активности и механизмов заимствования технологий в определенной последовательности. Как нам представляется, исходным моментом в формировании РИС должен быть «эффективный абсорбционный механизм заимствования» [3, с. 3] зарубежных передовых технологий, зарекомендовавших свою эффективность на мировом рынке. И только после его создания и по мере наполнения РИС новыми заимствованными технологиями, происходит параллельный приток знаний и навыков у специалистов местных предприятий, которые лягут в основу зарождения и формирования у них инновационной активности и стимулов к созданию инноваций. На сегодняшнем квалификационном уровне специалистов предприятий региона невозможно создать действительно конкурентоспособные на мировом рынке инновационные продукты. Опыт показывает, что подавляющее большинство продуктовых и технологических инноваций в регионе носят имитирующий характер и являются инновациями только для Татарстана или России.
В 2009 г. 99% процентов зарегистрированных в Татарстане организаций не имели никакой доли иностранной собственности. При этом страны Восточной Европы, такие как Эстония, Словакия и Чешская Республика, которые активно проводят политику заимствования технологического развития, привлекли гораздо больше иностранных инвестиций, чем Татарстан. Например, в Эстонии более 20% предприятий в той или иной степени контролируются иностранным капиталом, тогда как в Татарстане этот показатель не превышает 0,5% всех предприятий региона. Аналогичные параметры иностранного участия наблюдаются в таких развивающихся странах Восточной Европы как Венгрия (0,4%), Румыния (0,6%). Более активную политику привлечения иностранного капитала для целей развития национальной экономики ведут Словакия, где свыше 6% предприятий имеют долю иностранной собственности, Болгария (4,2%), Чехия (4,1%) [1, с. 4] (см. рис.1).
Рисунок 1. Доля предприятий, имеющих долю иностранного капитала в общей численности предприятий
Иностранные технологии не только внедряются непосредственно в дочерние предприятия, но и могут передаваться местным фирмам за счет побочных эффектов в виде прямых и обратных связей, копирования и мобильности работников. При этом привнесение с прямыми иностранными инвестициями материальных активов в форме производственного оборудования в обязательном порядке сопровождается привнесением и нематериальных активов в форме обучения и навыков.
Список литературы:
1. Наука в Республике Татарстан в 2009 г.: статистический сборник. — Казань, 2010.
2. Российский инновационный кодекс / под ред. Л.М. Гохберга. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. — 84 с.
3. Стратегия модернизации российской экономики / отв. ред. В.М. Полтерович. — СПб.: Алетейя, 2010. — 424 с.
Прямые иностранные инвестиции в Татарстане выросли на 10%
КАЗАНЬ, 26 ноя — РИА Новости, Ирина Дурницына. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Татарстана за девять месяцев 2015 года составил около 440 миллионов долларов, что на 10% превышает аналогичный показатель 2014 года, сообщает пресс-служба Агентства инвестиционного развития республики.
«За девять месяцев 2015 года объем прямых иностранных инвестиций в Республику Татарстан составил 439,9 миллиона долларов. Это больше, чем за весь 2014 год, в котором таких вложений поступило 435,7 миллиона долларов», — цитирует пресс-служба руководителя Агентства инвестиционного развития Татарстана Талию Минуллину.
По данным агентства, за девять месяцев 2014 года было привлечено прямых инвестиций 401 миллион долларов.
Среди основных инвесторов, вложивших средства в экономику Татарстана в нынешнем году, такие компании и бренды как Drylock, Armstrong, Sisecam, Kastamonu, Koluman, Preiss-Daimler, Sunrise Capital, Saria, Trakya, Hayat, Ford Sollers.
Положительную динамику привлечения инвестиций в экономику республики глава агентства объяснила несколькими факторами. «Из-за курса национальной валюты, земельные ресурсы и другая недвижимость, рабочая сила и некоторые производственные мощности стали для иностранных инвесторов доступнее, а экспортные возможности усилились. Инвестиционное воодушевление, на мой взгляд, связано и с сильной командой Татарстана во главе с президентом республики», — отметила Минуллина.
Агентство инвестиционного развития Татарстана создано в июне 2011 года. Занимается вопросами привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, участия в формировании благоприятного инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности республики, государственно-частного партнерства.
Другие новости региона читайте здесь >>
Источники: http://moluch.ru/archive/66/10961/, http://sibac.info/conf/econom/v/54963, http://ria.ru/20151126/1329364164.html
Источник: