1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций, то Китай занимал особую позицию среди других развивающихся стран Азии. Несмотря на проведение политики открытости с начала 1980-х гг., в стране были введены достаточно значительные отраслевые и региональные ограничения на привлечение прямых иностранных инвестиций. Поэтому иностранный капитал постепенно подключался к экономической деятельности на территории Китая, объемы прямых иностранных инвестиций в период 1980-х гг. не были большими и при этом были представлены исключительно гонконгским капиталом. Предприятия иностранного капитала концентрировались преимущественно в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, экономическая эффективность их хозяйствования была невысокой.
С середины 1980-х гг. усилилась роль государства в регулировании прямых иностранных инвестиций, были предприняты шаги по их выборочному ограничению и поощрению с точки зрения отраслевой, технологической и территориальной структуры. Национальное законодательство постепенно адаптировалось к общепринятой мировой практике. В результате наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений. Более 2/3 совместных предприятий, созданных во второй половине 1980-х гг., пришлись на сферу производства: автомобилестроение, нефтепереработка, угледобыча, производство бытовой техники.
Быстрый рост иностранных инвестиций в экономику страны начинается с 1992 г., в результате чего Китай становится лидером по привлечению иностранного капитала в азиатском регионе. Только в 1992 г. было создано столько совместных предприятий, сколько за все предыдущие годы. С этого времени прямые инвестиции становятся основной формой привлечения иностранного капитала. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимой техники и технологии, сырья и материалов прямые иностранные инвестиции рассматриваются как эффективный способ разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями.
Вступление Китая в ВТО стимулировало рост объема иностранных инвестиций в Китай. Если за 1994-1999 гг. объем прямых иностранных инвестиций вырос на 7 млрд, то за 2000-2006 гг. – почти на 30 млрд дол. В 2007-2009 гг. объем реально использованных прямых иностранных инвестиций составил соответственно 74,7; 92,4 и 90,5 млрд дол. Несмотря на финансовый кризис, прирост иностранных инвестиций в 2008 г. был особенно значительным – 17,7 млрд дол (23,6%). В 2009 г. в условиях продолжающегося кризиса прирост мировых трансграничных инвестиций сократился на 40%, в Китае сокращение составило только 2,6%. В 2010 г., по прогнозам, объем прямых иностранных инвестиций в Китай должен превысить 100 млрд дол.
В последние годы рост иностранных инвестиций в экономику Китая происходит как на фоне общего снижения объема прямых иностранных инвестиций в мировой экономике, так и замедления темпов экономического роста большинства стран. Если в 2000 г. удельный вес Китая в общем объеме мировых трансграничных инвестиций составлял 2,9%, то в 2002 г. – уже 8,1%. При этом Китай уже давно занимает ведущие позиции среди развивающихся стран-реципиентов иностранного капитала. На него приходится более 22% притока иностранных инвестиций во все развивающиеся страны и более 40% — в развивающиеся страны Азии. Так как Китай по-прежнему остается лидером по темпам экономического роста, поэтому очевидно, что приток иностранного капитала является не столько фактором, сколько индикатором успешного экономического развития и показателем инвестиционной привлекательности.
За период 1979-2009 гг. сумма реально использованных прямых иностранных инвестиций в Китае составила 1 трлн дол, количество созданных предприятий с иностранным капиталом достигло 690 тыс.
На начальном этапе действовал разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Вопрос об утверждении инвестиционных проектов в зависимости от объема инвестиций решался на уровне Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества (сейчас Министерство торговли), отраслевых министерств, а также провинциальных и городских правительств. К настоящему времени в результате либерализации абсолютно большая часть инвестиционных проектов (кроме очень крупных) утверждается на местном уровне
Китайская статистика использует расширенное толкование прямых иностранных инвестиций, включая в них совместные (хэцзы) предприятия с участием иностранного капитала; кооперационные (хэцзо) предприятия с участием иностранного капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале (вайшан дуцзы); совместную разработку морских нефтяных ресурсов; компенсационную торговлю; международный лизинг.
Кооперационные предприятия иногда называются контрактными и отличаются от совместных предприятий способом формирования капитала и распределения прибыли. Они создаются без образования юридического лица и на непродолжительные сроки. Иностранный партнер ежегодно в течение оговоренного срока получает фиксированный доход независимо от результатов деятельности предприятия. По истечении срока контракта предприятия переходят в собственность китайского участника; среди них преобладают объекты трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, сферы услуг, туризма, объекты коммунального и гостиничного хозяйства.
Совместные предприятия создаются с образованием юридического лица на срок не менее 30 лет с разделением участия сторон в уставном капитале и распределении прибыли, при этом, китайская сторона получает доступ к использованию технологий иностранного партнера. Инвестиции обеими сторонами вносятся в основном в виде материальных активов: доля иностранного партнера — в форме технологий и оборудования, доля китайской стороны, как правило, представлена основными фондами и рабочей силой. При этом иностранный партнер отвечает за контроль над качеством, а китайский партнер – за управление персоналом.
На начальном этапе привлечения иностранных инвестиций основная масса создаваемых предприятий относилась к категории кооперационных, однако введение налоговых и таможенных льгот, облегчение процесса создания предприятий с иностранным капиталом, учреждение территорий льготного инвестирования в приморском регионе дали толчок развитию совместных предприятий и усилению их экспортной направленности. Уже с середины 80-х гг. основная масса создаваемых предприятий относилась к категории совместных. В числе причин массированного притока прямых иностранных инвестиций следует назвать стабильность социально-политической ситуации, благоприятный инвестиционный климат, наличие огромного внутреннего рынка, чрезвычайную дешевизну рабочей силы, тесные связи с китайской диаспорой за рубежом, сохранение на протяжении длительного времени темпов экономического роста на стабильно высоком уровне.
Министерство коммерции КНР опубликовало правила осуществления прямых инвестиций в юанях жэньминьби
С 1 января 2014 г. вступило в силу Объявление Министерства коммерции КНР № 87-2013 «О некоторых вопросах прямых трансграничных инвестиций в юанях жэньминьби» (далее – Объявление № 87-2013), которое уточняет и дополняет правила осуществления прямых иностранных инвестиций в юанях жэньминьби.
Сейчас иностранные инвесторы могут осуществлять прямые иностранные инвестиции в Китае с использованием денежных средств как в свободно конвертируемой валюте, так и в юанях жэньминьби, законно полученных в КНР или за рубежом. Объявление № 87-2013 посвящено трансграничным прямым инвестициям в юанях жэньминьби, под которыми понимаются капиталовложения, осуществляемые иностранными инвесторами в юанях жэньминьби в целях создания в КНР новых предприятий, приобретения долей (акций) и поглощения китайских предприятий.
Полная версия материала доступна подписчикам нашего сайта. Подписаться на наш сайт можно за пару минут, заполнив форму для подписки. В форме необходимо указать адрес электронной почты, имя и наименование организации.
По вопросам регистрации компаний в КНР Вы можете связаться с нами по электронной почте china_incorporation@sbf-group.com. По всем остальным вопросам с нами можно связаться по электронной почте contact@sbf-group.com.
Похожие записи:
- Вопрос-ответ: регистрация товарного знака в Китае Обновлено 16 февраля 2018 г. Ответы на основные вопросы, возникающие у клиентов нашей компании при регистрации товарных знаков…
Создание фонда прямых инвестиций с иностранным… Опубликовано 1 февраля 2011 г. С 23 января 2011 г. в г. Шанхай вступило в силу совместное уведомление,…
Новости налогообложения КНР в 2009 г. Налог на недвижимость распространен на иностранцев Уменьшен налог на приобретение автотранспорта при покупке малолитражных автомобилей Налоговые меры по…
Опубликовано Постановление ЦК КПК «О некоторых… 15 ноября 2013 г. опубликован полный текст Постановления Центрального комитета Коммунистической Партии Китая «О некоторых важных вопросах всестороннего…
Зарубежные инвестиции китайских компаний Последние несколько лет КНР является не только крупнейшим реципиентом, но одним из крупнейших доноров прямых иностранных инвестиций. В…
Павел Бажанов
Партнер компании SBF Group, автор двух книг о законодательстве КНР. Павел Бажанов занимается юридическим сопровождением российского бизнеса в Китае.
Ждать юаня
Сколько и куда на самом деле инвестируют китайцы в России
Большинство китайских инвестиций в российскую экономику проходят по линии межправительственного сотрудничества, где доминируют энергетический сектор и крупные инфраструктурные проекты. Частных инвесторов из Китая не так много, и им приходится осторожно отбирать российские проекты. Специфика законодательной работы в России, особенности конкуренции, а также состояние российской экономики создают риски, которые большинство инвесторов нести не готовы.
Вячеслав Кушнарев
Другие материалы
Когда речь заходит об иностранных инвестициях, сразу следует уточнять, о каком типе инвестиций мы говорим. Условно их можно разделить на два основных типа — прямые и портфельные. Прямые инвестиции подразумевают покупку такой доли в предприятии, которая дает право инвестору участвовать в управлении фирмой (в России эта доля чаще всего соответствует порогу в 10% акционерного капитала). Другими словами, эти инвестиции носят для инвестора стратегический характер, и он планирует развивать данный бизнес. В отличие от прямых инвестиции, которые “всерьез и надолго”, портфельные имеют целью извлечение финансовой выгоды. Это значит, что инвестор лишь ожидает увеличения стоимости купленной им доли, и как только цена превысит определенную отметку, он свою долю продаст. Говоря о китайских инвестициях в экономику России нас, конечно, интересует именно первый тип — прямые иностранные инвестиции, так как именно они отражают долгосрочные интересы китайских инвесторов.
Объем и динамика инвестиций
Официальная статистика России и Китая рисует не самую лучшую картинку по китайским прямым инвестициям. За последние три года объем инвестиций из Китая в Россию не превышал $2,8 млрд (см. график). При этом сумма всех китайских прямых инвестиций за рубежом в 2017 году составила $120 млрд. То есть, если верить официальной статистике, Китай вложил в Россию менее 2% всех своих иностранных инвестиций. К этому следует добавить, что в 2017 году Китай стал бороться с «необдуманными инвестициями» китайских компаний за границей и сократил свои ПИИ на 30% по сравнению с 2016 годом. Тогда Россия привлекла менее 0,8% всех китайских прямых инвестиций. Получается, что даже в год, когда китайские компании делали много «необдуманных инвестиций», Россия привлекла менее одного процента от их общего числа.
Еще более красноречивый показатель – это китайские прямые нетто-инвестиции с целью участия в капитале. Приставка «нетто» означает, что из прямых инвестиций за данный год были вычтены выведенные из страны инвестиции. В 2016 году нетто-инвестиции приняли отрицательное значение: китайцы продали акций российских компаний на большую сумму, чем купили новых (здесь надо не забывать, что речь идет об акциях компаний, в развитии которых китайцы хотели до этого участвовать). В 2017 году этот показатель снова стал положительным, но значение в $461 млн совсем незначительно по международным меркам.
Очевидно, что существует проблема с выявлением точных цифр китайских инвестиций в Россию. Как отмечают эксперты, много инвестиций из Китая проходят через офшоры (Кайман, Нидерланды и другие), что сильно затрудняет реальную оценку. С другой стороны, нет веских оснований полагать, что даже включение этих скрытых цифр сильно изменит картину, нарисованную официальной статистикой.
Межправительственные проекты: дороги и нефть
Китайские инвестиции попадают в Россию, следуя одному из двух путей. Либо когда китайский инвестор находит для себя привлекательный проект на территории России, либо когда о них договариваются правительства двух стран. Здесь однозначно наблюдается огромный дисбаланс в пользу второго пути.
При участии первых лиц был создан Российско-китайский инвестиционный фонд с капиталом в $1 млрд (совместный проект Российского фонда прямых инвестиций и China Investment Corporation). Российско-китайская межправительственная комиссия под руководством первых вице-премьеров обеих стран согласовала 73 общих проекта, 17 из которых находятся в стадии реализации. В 2015 году Россия и Китай подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и «Одного пояса и одного пути» (ОП-ОП) — масштабного проекта Китая по строительству логистической инфраструктуры между Китаем и Европой. Насколько тесным будет это сотрудничество, пока не совсем ясно. Есть определенная вероятность, что часть инфраструктуры будет проходить через территорию России. В этом случае Россия привлекла бы значительные объемы китайских инвестиций.
Кроме строительства инфраструктуры, по линии межправительственного сотрудничества осуществляются инвестиции в нефтегазовый сектор России. Недавно китайцы купили 20% дочки Роснефти ПАО «Верхнечонскнефтегаз». Фонд Silk Road Fund (фонд ОП-ОП) и государственный банк развития China Development Bank приобрели 10% в нефтехимическом концерне «Сибур».
Встреча лидеров двух государств почти всегда сопровождается подписанием контрактов на реализацию десятков проектов. Но не всегда в этих проектах присутствует экономическая логика. Россия зарекомендовала себя как не самый надежный партнер в инфраструктурных проектах (стоит лишь вспомнить сочинскую олимпиаду: несоблюдение сроков и многократно увеличение сметы). Однако из-за политической важности проекты все же доводятся до конца. Поэтому, несмотря на экономическую нецелесообразность, китайцы гораздо спокойнее идут на сотрудничество в проекты, где есть политическая поддержка на высоком уровне.
Частные инвестиции: три перспективы
Китайских инвестиций в России немного. Если вычесть инвестиции, совершаемые по инициативе правительств, частных инвестиций окажется совсем мало. Как показывает отчет аудиторской компании Ernst&Young, китайские инвесторы считают высокими риски ведения бизнеса в России и поэтому боятся приходить на российский рынок. Однако несколько перспективных секторов все же есть.
Так, китайцы вкладываются в производство автомобилей. На протяжении последних нескольких лет в европейской части России были построены и строятся автомобильные заводы (например, в Карачаево-Черкессии, Татарстане, Калининградской области). Несмотря на то, что в 2016 году доля китайских автомобилей на российском рынке подросла, пока она остается низкой и колеблется в районе 3%. С одной стороны, китайские автомобили представляют собой хорошее соотношение цены и качества. С другой стороны, они плохо узнаваемы в России и пока плохо воспринимаются российским потребителем.
Другим интересным для китайцев сектором оказалась сфера коммерческой недвижимости. В 2017 году Россия заняла 6-е место среди стран, привлекших наибольшие инвестиции в недвижимость из Китая. В прошлом году было совершено несколько крупных сделок, самой большой из которых стала покупка китайской Fosun Group бизнес-центра «Военторг» в Москве. Также, другими китайскими компаниями планируется строительство бизнес-парка в Подмосковье и гостинично-жилых комплексов и казино на Дальнем Востоке. Показательно, что больше России инвестиций в недвижимость привлекли Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Новая Зеландия и Чехия (в порядке убывания). При этом Сингапур привлек $3,9 млрд, а Россия — $170 млн. Вполне вероятно, что инвестиции в российскую недвижимость будут расти. По прогнозам правительства и международных институтов, российская экономика будет постепенно разгоняться, что должно привести к росту цен на недвижимость в будущем, поэтому инвестировать в нее сейчас кажется разумным.
Третий и весьма многообещающий сектор — это электронная торговля и электронные платежи. Если внедрение в России китайской платежной системы AliPay кажется больше шагом навстречу китайским туристам, то развитие онлайн-площадки AliExpress можно определенно считать ориентированным на российского потребителя. Электронная торговля оказалась одним из немногих секторов российской экономики, который стабильно рос на протяжении последних десяти лет. Сегодня ежемесячная аудитория AliExpress составляет около 20 млн человек. Компания запустила собственную социальную сеть для покупателей «Клуб шопоголиков» и выстраивает сотрудничество с блогерами. Недавно компания объявила об открытии отдельной площадки с товарами до 600 рублей, рассчитанной на молодых покупателей.
О (не)очевидных сложностях
Недавно представители российской ассоциации интернет-торговли обратились к правительству РФ. Они попросили установить повышенные пошлины на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Российские игроки видят потенциал китайских конкурентов и всячески стараются повлиять на ситуацию. Такого рода протекционизм — один из страхов китайских инвесторов в России.
При проведении тендеров российские контрагенты предпочитают отечественных поставщиков китайским, хотя это зачастую экономически нецелесообразно. Как пишут аналитики Ernst&Young, китайские строительные компании по этой причине предпочитают не ввязываться в конкурентную борьбу за тендеры и оказывают «безобидные» услуги проектирования.
Помимо достаточно предсказуемого лоббизма со стороны российских компаний-конкурентов, инвесторы опасаются непредсказуемости законотворческой деятельности. Здесь в первую очередь подразумевается недавний закон о хранении персональных данных. Крупные онлайн-сервисы, которые держат много пользовательских персональных данных, вынуждены переносить свои дата-центры в Россию, но не могут физически успеть это сделать до вступления закона в силу. Соответственно, о таких неожиданных издержках говорят китайские инвесторы, когда речь заходит о рисках ведения бизнеса в России.
В 2016 году в Сочи прошел Российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса, где китайцы достаточно жестко отозвались о российской бюрократии. По их мнению, в большинстве случаев чиновники либо не идут на контакт, либо проявляют «врожденную неприязнь к бизнесу». Китайскому предпринимателю трудно получить разрешение на работу, а он вместе с инвестициями обычно привозит китайских сотрудников. Действия Федеральной миграционной службы так же часто бывают не очень дружелюбными. Совокупность этих факторов формирует в России весьма специфическую культуру ведения бизнеса, которую не принимают зарубежные инвесторы, в том числе и китайцы.
Одним из самых очевидных рисков для китайских и иностранных инвесторов в целом стали перспективы низкого экономического роста в России. Правительство ставит планку роста экономики на уровень 4-6% к 2020 году. Но пока гораздо более реалистичными кажутся подсчеты Центрального банка и международных финансовых институтов: рост вряд ли превысит среднемировой (3,9%). И это грустно, потому что это значит, что в мире есть очень много стран, которые по этому показателю значительно привлекательнее России. Даже во многом похожая на Россию экономика Бразилии привлекала в последние пять лет в среднем $60-70 млрд ПИИ ежегодно, а Россия — менее $20 млрд. Хотя Бразилия за это время пережила тяжелейший политический кризис и падение цен на нефть.
В России оседает очень маленькая доля китайских иностранных инвестиций. И не похоже на то, что только китайцы боятся вкладывать в российскую экономику. Для иностранных инвесторов с всего мира инвестиции в российскую экономику представляются слишком рискованными. И возможно, снижение этих рисков — это одна из самых важных задач экономической политики на следующие 10 лет: как развязать этот клубок из низкого экономического роста, недобросовестной конкуренции, бюрократического сопротивления, непредсказуемого законотворчества и зависимости крупных проектов от политической воли?
Источники: http://studfiles.net/preview/3542308/page:148/, http://cnlegal.ru/china_incorporation/renminbi_foreign_direct_investment_announcement_2013/, http://www.eastrussia.ru/material/zhdat-yuanya/
Источник: