Проблемы инвестиций в энергетический комплекс

Содержание
  1. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса России тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
  2. Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Никифоров, Дмитрий Валентинович
  3. Диссертация: введение по экономике, на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса России»
  4. Диссертация: заключение по теме «Мировая экономика», Никифоров, Дмитрий Валентинович
  5. Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Никифоров, Дмитрий Валентинович, Москва
  6. Проблемы инвестирования и регулирования в рамках текущей модели
  7. Основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
  8. Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Козлова Н. А.
  9. Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Козлова Н.А.,
  10. The major problems of investments attraction in the fuel-energetic complex of Russia
  11. Текст научной работы на тему «Основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России»

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса России тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Никифоров, Дмитрий Валентинович

Глава I. Топливно-энергетический комплекс как сфера международной специализации России

1.1. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике России и проблемы его развития в переходный период

1.2. Тенденции российского экспорта энергоносителей

1.3. Перспективы топливно-энергетической специализации России в международном разделении труда

Глава И. Масштабы, основные направления и формы привлечения иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

2.1. Иностранные инвестиции и их влияние на развитие ТЭК

2.2. Основные формы привлечения иностранных инвестиций в ТЭК

Глава III. Тенденции и проблемы формирования нормативно-правовой базы привлечения иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

3.1. Общие вопросы регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

3.2. Нормативно-правовая база участия иностранного капитала в освоении природных ресурсов России

3.3. Формирование международно-правовой базы сотрудничества в энергетической сфере

Диссертация: введение по экономике, на тему «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса России»

Актуальность темы исследования. Успешное развитие российской экономики в ближайшей и более отдаленной перспективе во многом зависит от разработки и реализации программ по эффективному использованию природо-ресурсного потенциала нашей страны, который по расчетам Госкомстата РФ и РАН оценивается в 340-380 трлн. долл. Если сопоставить эту величину с численностью населения России, то полученный результат выдвигает ее на одно из ведущих мест в рейтинге самых богатых природными ресурсами стран мира. В то же время, будучи первой по количеству природных ресурсов на душу населения, Россия остается в числе стран, малопроизводительно их эксплуатирующих.

Эта констатация определяет актуальность и практическую значимость исследований, направленных на совершенствование и повышение эффективности механизма использования дарованного природой огромного богатства, оказавшегося в распоряжении России.

Настоящая диссертация, посвященная энергетической проблематике России, актуальна ввиду большой роли, которую энергетика играет в мировом хозяйстве, и внушительных масштабов российских минеральных ресурсов, рациональное использование которых может не только вывести экономику России из кризисного состояния, но и поднять ее на лидирующие позиции. При этом особенно важными являются рассмотренные в диссертации вопросы организационных форм и финансирования капиталовложений в топливно-энергетический комплекс России, включая участие в нем иностранных инвесторов. Решение этих вопросов определяет судьбу как российского ТЭК, так и экономики России в целом, поскольку от состояния ТЭК в значительной мере зависит развитие всего народного хозяйства.

Участие зарубежных компаний в финансировании инвестиций является сложной проблемой, решение которой требует осмысления и выработки единой позиции со стороны государственных регулирующих органов.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику приобрело в настоящее время существенное значение, поскольку уровень внутреннего накопления капитала не соответствует потребностям в инвестиционных ресурсах, необходимых для оздоровления производства в нашей стране и структурной перестройки народного хозяйства. Например, только для стабилизации добычи нефти требуется не менее 30 млрд. долл. Поэтому не случайно вопросами мобилизации иностранного капитала занимаются не только заинтересованные финансово-промышленные круги, но и ведущие государственные структуры России.

Предметом исследования является совокупность отношений и взаимосвязей в сфере российской энергетики в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования и интеграции страны в мировое экономическое пространство. При этом объектом изучения выбран топливно-энергетический комплекс России как сфера привлечения иностранного капитала.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ внешнеэкономического потенциала российского ТЭК, перспектив его развития и связанных с этим проблем, определение характера и масштабов влияния иностранных инвестиций на эффективность использования энергетических ресурсов России.

Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решение следующих задач:

• определение места и роли ТЭК в российской экономике и выявление проблем формирования топливно-энергетической специализации страны в переходный период;

• обоснование приоритетов инвестиционной деятельности в ТЭК России;

• определение основных направлений совершенствования форм и методов привлечения иностранного капитала в ТЭК России;

• изучение возможностей применения Россией опыта других стран в сфере привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов;

• обоснование стимулирующей роли государственной инвестиционной политики и нормативно-правовой базы в формировании благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в ТЭК.

Изученность проблемы. Привлечению иностранных инвестиций в национальное хозяйство и эффективному их использованию уделяли внимание такие экономисты, как Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон, Р.Солоу, И.Фишер, Дж.Хикс, И.Шумпетер, Б.Олин, Э.Хекшер, создавшие современную теорию накопления как фактора экономического роста. Широко известны эмпирические работы по иностранным инвестициям в Западной Европе (Дж.Даннинг), а также в развивающихся странах (М.Фабер,

М.Мебиус). В последнее время появился ряд работ по вопросам привлечения иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой, в частности, исследования Р.Берда, М.Фелпса и других авторов.

Общеэкономическое содержание инвестиционного процесса рассматривалось в работах отечественных ученых, среди которых следует выделить А.В.Аникина, Л.И.Абалкина, А.И.Анчишкина, И.О.Волкова, Н.Д.Кондратьева, В.В.Шеремета, Н.П.Шмелева, Т.Е.Хачатурова и других. *

Изучением вопросов, касающихся иностранных капиталовложений в России, и анализом мировых инвестиционных процессов занимались М.М.Богуславский, Ю.А.Ершов, И.Д.Иванов, И.Н.Иноземцев, В.П.Караваев, И.С.Королев, Ю.В.Куренков, Н.Н.Ливенцев, Е.М.Примаков, А.Н.Покровский, В.Е.Рыбалкин, Е.С.Симония, Н.А.Цветков, И.П.Фаминский. В последние годы был защищен ряд диссертаций по проблемам международного движения капиталов и их роли в российской экономике. В частности, можно отметить работу О.В.Хмыз «Международный рынок капиталов и привлечение иностранных инвестиций в Россию» (МГИМО, 1998 г.), работу Ю.А.Егоровой «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию (отраслевой аспект)» (ИМЭМО, 1998 г.) и работу Ю.М.Доманова «Проблемы регулирования международного движения капиталов» (МГИМО, 1999 г.).

Вместе с тем, специальных исследований, ориентированных на выявление взаимосвязи факторов внутрихозяйственного развития, укрепления внешнеэкономического потенциала ТЭК и совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций в отечественную энергетику в последнее время не проводилось.

При написании диссертации широко привлекались материалы, публикуемые в регулярных информационно-аналитических изданиях ООН, ЮНИДО, ЮНКТАД, ОЭСР, Всемирного Банка, зарубежной и российской экономической периодике.

Теоретической и методологической основой исследования являются современные методы научного познания, в том числе методы логического, сравнительного и исторического анализа, системный подход, классификация факторов и др.

В ходе подготовки диссертации автором изучены теоретические и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых, статистические источники, конкретные инвестиционные проекты, официальные документы и законодательные акты.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе обширного фактического материала и с учетом новых условий, сложившихся в 90-х годах, проведен комплексный анализ проблематики привлечения иностранного капитала в российский ТЭК как фактора придания динамизма соответствующей отрасли и экономике России в целом, а также важного элемента повышения эффективности сложившейся топливно-энергетической специализации страны в международном разделении труда.

Посредством изучения и обобщения мировых тенденций движения капитала, исторического и современного опыта привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику обоснованы принципиальные положения концепции государственной стратегии в области привлечения иностранных инвестиций в ТЭК, определены пути повышения их эффективности с точки зрения интересов национального хозяйства.

В диссертации впервые подробно анализируются новейшие российские инициативы по привлечению иностранных инвестиций в ТЭК, в том числе делается вывод о значительной стимулирующей роли законодательных мер, создающих максимально благоприятный на данном этапе режим для инвесторов по соглашениям о разделе продукции.

Практическая значимость работы. Анализ проблем, затронутых в диссертации, способствует осмыслению актуальных тенденций развития отечественного топливно-энергетического комплекса. его роли в экономике России, перспектив совершенствования инвестиционного процесса в ТЭК.

Основные выводы данного исследования имеют выраженную практическую направленность. В частности, при анализе законодательства о соглашениях о разделе продукции автор указывает на ряд нерешенных вопросов и предлагает возможные меры по совершенствованию действующих норм и улучшению инвестиционного климата.

Научные результаты, полученные автором, могут быть использованы в учебном процессе при изучении проблем инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Отдельные положения диссертации могут представлять интерес как для специалистов узкого профиля, так и для занимающихся проблемами ТЭК в более широком плане.

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликован ряд работ в российской и зарубежной периодической печати общим объемом в 3 авт. листа. Принципиальные положения диссертации были озвучены автором в его выступлениях на международных научно-практических конференциях, в том числе в рамках программы Еврофорум, на Московской международной конференции по нефти и газу и других.

Научные положения и результаты диссертационного исследования были использованы при подготовке аналитического доклада «Топливно-энергетический комплекс как сфера международной специализации России» для Департамента экспортной политики Министерства торговли РФ.

Диссертация: заключение по теме «Мировая экономика», Никифоров, Дмитрий Валентинович

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса приобрели в последнее время исключительно острый и актуальный для страны характер.

Российский ТЭК, являясь стержнем отечественной промышленности, важнейшей бюджетоформирующей отраслью и крупнейшим источником твердой валюты, в последнее время переживает глубокий спад, грозящий подорвать его производственные и экспортные перспективы. Среди основных причин кризисного состояния отрасли — обвальное падение мировых цен на нефть и в целом на энергоносители, резкое сужение внутреннего платежеспособного спроса на продукцию ТЭК в условиях четырехкратной девальвации рубля.

Современные возможности ТЭК противостоять резкому ухудшению мировой конъюнктуры и деструктивным тенденциям в экономике страны значительно снижены в связи с истощением его эксплуатационного фонда и прогрессирующим старением материально-технической базы. В то же время объемы капиталовложений, необходимых для наращивания ресурсного потенциала отрасли и обновления мощностей, многократно превышают возможности ТЭК и государства в целом.

Важную, если не решающую роль в исправлении ситуации, стабилизации и постепенном увеличении объемов производства и экспорта отечественных энергоносителей призваны сыграть стратегические зарубежные инвесторы.

Наиболее действенной и эффективной формой привлечения зарубежных инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса РФ выступают соглашения о разделе продукции. Значительные перспективы имеют крупные инфраструктурные проекты в энергетике с привлечением иностранного капитала, а также проекты, реализуемые в рамках т.н. углеродного кредита.

Важнейшим условием успешной реализации международных инвестиционных проектов в ТЭК является формирование благоприятной и стабильной правовой среды, поддерживаемой и направляемой государством. В числе важнейших мер в этой области — принятие в декабре 1998 г. двух федеральных законов, существенным образом улучшающих режим соглашений о разделе продукции.

Представленные последовательно и в системном виде основные выводы и рекомендации диссертационного исследования сводятся к следующему:

• В последнее время отмечается заметное повышение роли отраслей ТЭК в социально-экономическом развитии страны и во внешнеэкономической деятельности;

• В 90-х годах существенно возросла экспортная ориентация отраслей ТЭК и в целом сформировалась выраженная топливно-энергетическая специализация России в международном разделении труда;

• Топливно-энергетическая специализация не является оптимальной для России, но наличие естественных конкурентных преимуществ в этой области и трудности с реализацией российского технологического и интеллектуального потенциала делают такую специализацию на данном этапе неизбежной; в настоящее время задача состоит в получении максимальной народно-хозяйственной отдачи от интенсивного вовлечения отечественного энергетического сектора в систему мирохозяйственных связей;

• Эффективная интеграция российского ТЭК в мировые хозяйственные структуры в решающей степени определяется характером и уровнем внутриотраслевого накопления. Вместе с тем, в последнее время наметились деструктивные тенденции в развитии ТЭК, что связано с высокой степенью износа основных фондов в условиях острой нехватки финансовых ресурсов на цели развития производства;

• Повышение производительности отраслей ТЭК, а, значит, и оздоровление экономической ситуации в России в целом предполагает широкое привлечение неспекулятивных иностранных капиталов, прежде всего прямых, стратегических инвестиций;

• Современные масштабы накопления иностранного капитала в отраслях ТЭК незначительны и не оказывают существенного влияния на развитие отрасли. Уровень самофинансирования предприятий ТЭК выше, чем в среднем по промышленности, что расширяет возможности их участия в совместных с иностранным капиталом проектах на основе принципов равноправия и взаимной выгоды;

Читайте также  Влияние транснациональных корпораций на инвестиции

• Выделяются три основные формы привлечения иностранных инвестиций в ТЭК: создание совместных предприятий, продажа крупных пакетов акций в рамках приватизационных процессов или же реализация акций и ценных бумаг на фондовом рынке, заключение соглашений о разделе продукции. Последняя форма, при всех своих внутренних трудностях и противоречиях, по мнению автора, имеет наибольший инвестиционный потенциал;

• Большая часть проектов, реализуемых с участием иностранного капитала в отраслях ТЭК, имеет долгосрочный характер, что придает зарубежным компаниям-участницам статус стратегических партнеров российских предприятий;

• Современная система государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в отрасли ТЭК реализуется на трех основных уровнях: посредством законов и иных нормативных документов, затрагивающих общие вопросы привлечения иностранных инвестиций; законов, регламентирующих формы и механизмы эксплуатации природных ресурсов России; документов международно-правового характера. Центральное место в законотворческой деятельности, по мнению автора, должно быть отведено выработке оптимальной схемы участия иностранного капитала в освоении ресурсного потенциала Российской Федерации;

• С принятием новых законодательных актов в отношении СРП, с одной стороны, многие спорные и трудные моменты нашли свое разъяснение, тогда как, с другой стороны, остались и нерешенные вопросы. Чтобы полностью задействовать потенциал СРП, потребуется дальнейшее совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, а также выявление и устранение из готовящихся нормативных документов положений, могущих нанести ущерб СРП;

• Определенные резервы расширения притока иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе в ТЭК, связаны с развитием международного сотрудничества в этой области и, в частности, с участием России в Договоре к энергетической хартии. Однако использование этих возможностей в полной мере требует решения ряда проблем и, в первую очередь, адаптации российского законодательства к требованиям ДЭХ.

Диссертация: библиография по экономике, кандидата экономических наук, Никифоров, Дмитрий Валентинович, Москва

1. Нормативные документы

2. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» Москва, 4 июля 1991 г.

3. Закон РФ «О недрах» Москва, 21 февраля 1992 г.; в редакции ФЗ РФ от 03.03.1995 г.

4. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» Москва, 27 сентября 1993 г.

5. Постановление Правительства РФ «Об организации работы с иностранными инвестициями и консультационно-техническом содействии» Москва, 4 апреля 1994 г.

6. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» Москва, 25 января 1995 г.

7. Указ Президента РФ «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» -Москва, 7 мая 1995 г.

8. Постановление Правительства РФ «Энергетическая стратегия России» Москва, 13 октября 1995 г.

9. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Москва, 13 октября 1995 г.

10. Закон РФ «О континентальном шельфе» Москва, 30 декабря 1995 г.

11. Закон «О соглашениях о разделе продукции» Москва, 30 декабря 1995 г.

12. Закон РФ «Об акционерных обществах» Москва, 1 января 1996г.

13. Постановление Правительства РФ по федеральной целевой программе «Топливо и энергия» Москва, 6 марта 1996 г.

14. Указ Президента РФ «О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовых рынках России» -Москва, 16 июля 1997 г.

15. Закон РФ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» -Москва, 21 июля 1997 г.

16. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» Москва, 2 сентября 1997 г.

17. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» Москва, 19 декабря 1997 г.

18. Указ Президента РФ «Об условиях продажи акций открытого акционерного общества «Газпром» Москва, 10 августа 1998 г.

19. Указ президента РФ «О реализации части находящихся в Федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Газпром» Москва, 31 октября 1998 г.

20. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях в разделе продукции» Москва, 7 января 1999г.

21. Закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федеральногозакона о «О соглашениях и разделе продукции» Москва, 10 февраля 1999 г.

22. Закон РФ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях) Москва, 31 мая 1999 г.

23. Договор к Энергетической Хартии Лиссабон, 17 декабря 1994г.

24. Дополнительный договор к Договору к Энергетической Хартии -Лиссабон, 25 июня 1998 г.

25. Авторские издания, монографии

26. Арбатов А.А. и др. Стратегии сырьевого обеспечения в народнохозяйственном развитии М., Наука, 1989 г.

27. Грачева М.В. Современная инвестиционная политика ведущих промышленных корпораций ФРГ и Великобритании: Сравнительный анализ М., Наука, 1990 г.

28. Долгов С.И., Перская В.В. Инвестиционное сотрудничество на территории России: экономика, правовая поддержка, техника организации М., Луч, 1993 г.

29. Ермилов О.М., Миловидов К.Н. и др. Стратегия развития нефтегазовых компаний М., Наука, 1998 г.

30. Ефимов Б.И. Инвестиционный комплекс и ускорение научно-технического прогресса (методология регионального анализа) М., Наука, 1989 г.

31. Иванов И.Д. Глобальная энергетическая проблема М., Мысль, 1985 г.

32. Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике М., Наука, 1976 г.31. иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы (под редакцией И.П. Фаминского М., МО, 1995 г.

33. Мастепанов A.M. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России М., Минтопэнерго, 1997г.

34. Меньшиков С. А. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку МО, М., 1996 г.

35. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики -М., БЕК, 1997 г.

36. Цветков Н.А. Пути решения инвестиционных проблем в российском нефтегазовом комплексе М., 1998 г.

37. Шкута Ф. Международная торговля газом М., 1997 г.1. Публикации

38. Андрианов В.Д. Россия на мировом рынке капиталов. Международный бизнес России. 1996, № 7.

39. Андрианов В. Иностранный капитал в экономике России. Экономист. 1997, № 3.

40. Ашинянц С.А. О мерах по активизации инвестиционной деятельности в России. БИКИ. 1998, № 87.

41. Брагин Е., Гумен Р. Иностранный частный капитал в мировом экономическом пространстве 1990-х. Свободная мысль. 1996, № 9.

42. Грачев Ю.Н. Мировой рынок природного газа и Россия. Внешнеэкономический бюллетень. 1998, № 3.

43. Гриценко А.И. Природный газ России в XXI веке: фундаментальные и прикладные научные проблемы. Газовая промышленность. 1998, № 8.

44. Долгов С.И Иностранные инвестиции: в современном мире и в России. Внешнеэкономический бюллетень. 1998, № 9.

45. Ершов Ю.А. Договор к Европейской энергетической хартии и проблемы улучшения инвестиционного климата в России. Внешняя торговля. 1994, .Ns 12.

46. Иванов И., Рогов С. Воспроизводство основных фондов и его инвестиционные источники. Российский экономический журнал. 1995, № 7.

47. Кассахин Г.А. Состояние угольной промышленности и приоритетные направления ее развития. Уголь. 1998, № 9.

48. Королев И.С. Международный рынок капитала и Россия. Международный бизнес России. 196. № 5.

49. Крейнин Е.В. Топливно-энергетический комплекс России: состояние и перспективы. Газовая промышленность. 1997, № 6.

50. Кудинов Ю., Кузовкин А. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители. Экономист. 1997, № 6.

51. Кузовкин А., Гоубченко В. Топливно-энергетический комплекс: финансовое положение и ценообразование. Экономист. 1998, № 6.

52. Оганесян С.А. Западные инвесторы из России не уйдут. Нефтяное хозяйство. 1999, № 5.

53. Пучин Б.М. Иностранные частные инвестиции в России. МЭиМО. 1994, № 11.

54. Савин В.А. Роль различных форм внешнеэкономических связей в решении инвестиционных проблем. Внешнеэкономический бюллетень. 1998, № 11.

55. Савин В. А. Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России. Маркетинг в России и за рубежом. 1999, .N*2 1.

56. Савин В.А. Правовые характеристики инвестиционного климата. Инвестиции в России. 1996, № 11.

57. Сергеев П.И. Деградация энергетического комплекса России. Вопросы экономики. 1994, Ко 12.

58. Симония Н. Догоняющее развитие Versus Западной модели. МЭиМО. 1998, № 12.

59. Соколов В. Структура российский экономики и ее включение в мирохозяйственные связи. МЭиМО. 1996, № 12.

60. Телегина Е.А. Договор к Энергетической хартии как новый механизм привлечения инвестиций в ТЭК России. Нефть, газ и бизнес. 1998, №> 4.

61. Улышева Е. ЕС и Россия: опыт стимулирования иностранных инвестиций. МЭиМО. 1996, № 10.

62. Ходов Л.Г. Западногерманский опыт привлечения иностранного капитала: взгляд из России. Российский экономический журнал. 1996, № Ю.

63. Фейгин В. Газовая промышленность России: состояние и перспективы. Вопросы экономики. 1998, № 1.

64. Шпэт Ф. Роль российского газа в газоснабжении Западной Европы. Газовая промышленность. 1999, № 5.1. Статистические издания

65. Внешняя торговля СССР. Финансы и статистика. За соответствующие годы.

66. Народное хозяйство СССР. Финансы и статистика. За соответствующие годы.

67. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. За соответствующие годы.

68. Промышленность России. Госкомстат РФ. 1998 г.

69. Социально-экономическое положение России. Госкомстат РФ. За соответствующий период.

70. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Государственный таможенный комитет РФ.1. Зарубежные издания

71. Carter L.W. Investment funds in emerging markets: executive summary. IFC Wash., 1996.

72. Emerging market of Russia. Sourcebook for investment and trade. Ed. Bv V.L. Kvint. John Wilev & Sons, Inc., 1998.

73. Heuzler H. Investment Prospects in Eastern Europe. The Wall street Journal, № 6, 1996.

74. Jorgenson D.W. Econometric Studies of Investment Behaviour. Journal of Economic Literature, vol. IX (1971).

75. Lindert P.H. International economics. IRWIN, 1986.

76. Mennes L.B. Investment planning for economic cooperation among developing countries. Erasmus Universiteit Rotterdam, 1985.

77. Nauioks P., Schmidt K. Forcing direct investment and trade in transition countries: trasing links. Kiel Inst, of World economics.

78. Obut T. Comparing Russian, Western major oil firms undercores problems unique to Russian oil. Oil and Gas Journal, 1999, Feb., № 1.

79. Oil and gas resources in the West Siberian Basin of Russia. Energy inform admin. Wash., 1997.

80. Porter M.E. the Competitive Advantage of Nations. The Free Press, N.Y., 1990.

81. Preparation Of Industrial Feasibility Studies. UNIDO, Vienna, 1994.

82. Stobavsh B.B. How to Analize Foreign Investment Climates.1. Ф О w

83. Harvard Business Review. 1969, Sept.-Oct.

84. B.P Statistical Review of World Energy. London, 1998.

85. Energy Statistics Yearbook. UN, N.Y., 1998.

86. International Trade Statistics. UN, N.Y., 1998.

87. Kev World Energv Statistics. IEA, Paris, 1998.

88. Monthly Bulletin of Statistics. UN, N.Y., 1996-1998.

89. OECD Economic Outlook. OECD, Paris, 1998, №№ 63, 64.

90. Statistical Yearbook. UN, N.Y., 1998.

91. Trade and Development Report. UNCTAD, N.Y. and Geneva, 1998.

92. World Investment Report. UNCTAD, N.Y. and Geneva, 1997.

93. World Energy Outlook. IEA, Paris, 1998.

94. World Development Indicators. the World Bank, Wash., 1998.

95. При написании диссертации также использовались следующие российские и зарубежные периодические издания:

96. Специализированные «Газовая промышленность», «ИнфоТЭК», «Нефть, газ и бизнес», «Нефть и капитал», «Нефть России», «Нефтяное хозяйство», «Уголь», «Oil and Gas journal», «OPEC Bulletin», «Petroleum Economist».

Проблемы инвестирования и регулирования в рамках текущей модели

Одной из ключевых задач перехода к рынку в энергетике было создание условий для привлечения инвестиций. Следует отметить наличие целого ряда противоречивых результатов в этой области.

Созданные в ходе реформы 2003-2008 гг. генерирующие компании, где доминировал частный капитал, получили обязательства по строительству новых мощностей в соответствии с договорами на поставку мощности (ДПМ), по которым инвесторам было гарантировано возмещение стоимости инвестиций на рынке мощности в течение десяти лет. Контролируемые государством ОАО «Русгидро», ОАО «ИнтерРАО», Концерн «РосАтом» также получили плановые задания на строительство новых мощностей, которые также гарантировано должны оплачиваться потребителями на рынке мощности. Таким образом, в отрасли в 2010-2013гг. произошел инвестиционный бум, который в значительной степени реализовался с применением нерыночных механизмов, обеспечивающих приемлемую доходность инвесторам.

Отсутствуют долгосрочные рыночные сигналы и инструменты для развития электроэнергетики. Кроме нерыночного механизма договоров на поставку мощности (далее — ДПМ), крупным генерирующим компаниям очень сложно привлечь инвестиции за счет других механизмов. Следствием введения механизма ДПМ стало сдерживание инвестиционной привлекательности действующей генерации (вне ДПМ). Данный механизм гарантирует результат, но при высоких затратах и при условии, что все риски (финансовые, ошибок в размещении объектов и их избыточности) ложатся на потребителей. При значительно более низкой, чем в странах ЕС, стоимости энергоносителей для российских тепловых станций (в частности, цена природного газа в России все еще на 34,7% ниже среднеевропейской), стоимость электроэнергии для средних промышленных потребителей в России выше на 25%. Это результат хронического недоинвестирования отрасли и завышенных прогнозов роста спроса на электричество. Попытки решить указанные проблемы введением договоров предоставления мощности, по сути, переложили окупаемость инвестиций на потребителей.

Читайте также  Оценка эффективности реальных инвестиции в бизнес

К сожалению, следует констатировать, что результаты инвестиционного бума не принесли существенных изменений в состояние генерации: как указывалось выше, уровень обеспеченности генерирующими мощностями в целом не достиг пока дореформенного уровня при снижении практически в 2 раза среднего возраста основных производственных фондов. Это влечет за собой необходимость новых инвестиций для замены значительного объема выбывающих мощностей. Отставание с вводом новых мощностей может увеличить риски для устойчивости единой национальной электроэнергетической системы.

Источники инвестиций в настоящее время не так значительны, как в середине 2000-х годов. В предыдущем десятилетии конъюнктура финансовых рынков, как российских, так и зарубежных, благоприятствовала привлечению (акционерного или заемного) капитала в российскую экономику, макроэкономические показатели и оценки инвестиционного климата были на более высоком уровне, чем после 2009 г. Сейчас привлечение капитала в российскую экономику стало более проблематичным. Кроме того, в ближайшее десятилетие в России необходимо обеспечить высокий уровень инвестиций в других секторах экономики с целью обеспечения модернизации социально-экономической системы. В противном случае, если развитие пойдет по инерционному пути, возможности привлечения капитала в отрасль, как за счет бюджета, так и частных инвестиций, будут резко ограничены.

Для повторения инвестиционного бума второй половины 2000-х годов в настоящее время нет необходимых предпосылок: быстрого роста спроса, доступных финансовых источников, определенности в планах развития отрасли. Инвесторы настроены пессимистично, отмечая в качестве важнейших препятствий для развития отрасли недостатки регулирования и модели рынка, нестабильность и противоречивость «правил игры».

Следует при этом напомнить, что Россия располагает всем спектром и весьма значительным запасом энергоресурсов, внушительной системой (хотя и нуждающейся в значительной модернизации и совершенствовании) развития энергетики, включая машиностроение и научную базу.

Отечественная экономика отстает по показателям среднедушевого потребления и электровооруженности промышленности по сравнению со многими развитыми странами, что обеспечивает дополнительный потенциальный спрос для электроэнергетики. Все это создает предпосылки для инвестиционной привлекательности сектора генерации и российской электроэнергетики в целом на длительную перспективу, но — парадоксальным образом — отрасль оказывается малопривлекательной для капиталовложений из-за неблагоприятного инвестиционного климата и накопленных проблем в регулировании и стратегическом планировании.

Одной из причин такой ситуации является неэффективное регулирование отрасли. Регулирование российской электроэнергетики в значительной степени базируется на государственных институтах, при этом функции распределены между различными структурами исполнительной власти.

По закону об электроэнергетике «государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом» [Федеральный закон, 2003]. В инвестиционной сфере поставлена комплексная задача, которая предусматривает несколько направлений: создание инвестиционного климата в отрасли, энергосбережение, контроль над инвестициями в естественно-монопольных секторах. В том числе по закону об электроэнергетике предусмотрена экономически обоснованная норма доходности на инвестированный капитал.

В электроэнергетике так же, как и во многих других отраслях ТЭКа и экономике в целом, в методах регулирования много непоследовательности, «ручного» управления, правила меняются часто, решения краткосрочны, и в значительной степени они связаны с макроэкономическими или социальными задачами, а не используются как инструменты развития отрасли как таковой. В частности, в предвыборном 2011 г. были заморожены розничные тарифы, а в 2014 г. были урезаны инвестиционные программы государственных компаний в отрасли (в том числе ОАО «РусГидро») и снижен уровень выплат по ДПМ (в нарушение условий этих договоров). Это явилось дестимулирующим фактором для инвесторов и повысило риски для дальнейшей инвестиционной деятельности в секторе.

В то же время тарифное ценообразование в электроэнергетике до сих пор играет подчиненную роль и регулируется государством в значительной степени как фактор влияния на инфляцию в экономике, существенно зависящий от политической конъюнктуры. В тоже время государство, как собственник и регулятор, допустило быстрый рост сетевой составляющей в тарифе для потребителей (при уже отмечавшейся выше низкой загрузке некоторых новых объектов сетевой инфраструктуры), что, как уже отмечалось, усилило мотивацию потребителей к строительству собственных мощностей и переходу к распределенной энергетике.

Зачастую на решение регуляторов на региональном уровне оказывают влияние местные власти, которые руководствуются интересами развития своих территорий, однако вопрос об эффективности таких решений для отрасли (тем более для отдельных инвесторов) не принимается во внимание. В деятельности Системного оператора в настоящее время многое вызывает вопросы, как у инвесторов, так и у потребителей. В том числе такие вопросы:

  • — прогнозы совокупного спроса (и по регионам) в настоящее время часто оказываются завышенными, что дает неточный сигнал для формирования планов развития, решений на рынках электроэнергии (о требуемом уровне надежности системы) и мощности (об уровнях платежей) и увеличивает риски для инвесторов;
  • — формирование резерва мощности в системе при медленном выводе (и значительных административных издержках) старых мощностей, что создает дополнительные издержки для потребителей на рынке мощности и снижает стимулы для новых инвестиций в секторе генерации.

Другой важной составляющей в неопределенности, непоследовательности, неэффективности регулирования является наличие в отрасли противоречий и помех для развития в условиях любой модели рыночного типа в электроэнергетике, решение или устранение которых напрямую зависит от действий регуляторов. Кроме рассмотренных выше проблем, как одну из ключевых следует выделить перекрестное субсидирование между различными группами потребителей. Пока все эти вопросы остаются нерешенными, и каждый их них негативно влияет на принятие инвестиционных решений в секторе генерации.

В 2011-2013 гг. стало очевидным, что модель рынка и накопившиеся проблемы требуют уточнения и решения, однако подготовка решений идет довольно медленно, что увеличивает неопределенность и заставляет инвесторов откладывать запуск новых проектов в секторе генерации, а также дает им основания говорить о необходимости новых договоров ДПМ (которые являются нерыночным инструментом и в условиях неточного прогноза спроса приводят к строительству мощностей, которые в дальнейшем мало востребованы).

Важным аспектом также является регулирование цен не только в самой электроэнергетике, но и цен на топливо, в ЖКХ, в теплоэнергетике, где, как уже отмечалось выше, также зачастую принимаются решения краткосрочные и противоречивые. Например, в «Энергетической стратегии — 2030» была предусмотрена высокая динамика цен на газ, что повышало конкурентоспособность угля как топлива (в том числе это было учтено при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.), однако в последствии при разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития (которую готовит Министерство экономического развития) в основу был положен прогноз, предусматривающий умеренную цену на газ. Это меняет приоритеты для будущих инвестиционных решений в секторе генерации и влияет на окупаемость уже построенных мощностей.

Еще один важный момент — реализация государственной программы по энергоэффективности, начавшейся в 2009 г. и рассчитанной до 2020 г., согласно которой энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%. От того, насколько успешно будет реализована данная программа, зависит дальнейшая динамика спроса на электроэнергию. Пока достигнутые результаты невелики по сравнению с тем потенциалом энергосбережения, который можно реализовать. Стимулы и механизмы, которые выбирает регулятор, определяют эффективность, но она невысока.

У органов регулирования отсутствует единая с Минэнерго РФ система мониторинга перспективных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию в увязке с перспективами роста энергопотребления, динамикой развития генерирующих мощностей и перспективными условиями функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности)

Основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Козлова Н. А.

В статье исследуются основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России, рассматриваются негативные процессы в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе и некоторые общие меры улучшения инвестиционного климата в данных отраслях.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Козлова Н.А.,

The major problems of investments attraction in the fuel-energetic complex of Russia

This article is about the major problems of investments attraction in the fuel-energetic complex of Russia. The negative processes in energetics, oil-gas complex, some general ways of improvement of investment climate in the branches are investigated.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

В статье исследуются основные проблемы привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс России, рассматриваются негативные процессы в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе и некоторые общие меры улучшения инвестиционного климата в данных отраслях.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, инвестиционная политика, нефтегазовый комплекс.

Эффективное использование энергетического потенциала является необходимой основой подъема российской экономики и уровня жизни в стране, ускорения интеграции России в мировое сообщество, отстаивания ее национальных интересов. Именно поэтому устойчивая и надежная работа ТЭК -главное условие обеспечения экономической безопасности страны.

ТЭК является важнейшим сектором экономики России, обеспечивающим жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства страны и покрывающим бытовые потребности населения. Экспорт продукции ТЭК (нефть, нефтепродукты, газ) является стабильным источником валютных ресурсов, доля которых в общем экспорте России колеблется от 45 до 50 %, удельный вес налоговых поступлений от предприятий комплекса в государственный бюджет превышает 40 %.

Из сказанного следует, что место ТЭК в экономической и общественной жизни России определяется тремя основными факторами. Важнейшим из них является энергообеспечение народного хозяйства и населения. Второй и третий — валютные и налоговые поступления — также играют важную роль, позволяя смягчать наиболее острые ситуации в ходе трансформационного кризиса.

Вместе с тем функционирование ТЭК имеет и другую сторону. Будучи капиталоемким сектором экономики, ТЭК забирает из общего объема накопления значительные средства, тем самым ограничивая деловую активность в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, что сдерживает экономический рост, негативно отражается на конкурентоспособности на мировом рынке.

Отрасли ТЭК России в целом, а производство первичных энергоносителей в осо-

бенности, испытывают колоссальную нагрузку, связанную с экономически неоправданными масштабами внутреннего энергопотребления и вполне обоснованным стремлением расширить экспорт и занять на мировом рынке устойчивые позиции.

Вторым фактором давления на ТЭК России является экспорт энергоносителей. Но если внутреннее потребление с его энергорасточительным характером нуждается в разумном ограничении, то экспорт в рамках российской экономической политики находит поддержку и всячески поощряется, поскольку рассматривается как важное средство преодоления экономических трудностей, возникающих в ходе преобразования структуры народного хозяйства.

Значение ТЭК как стабильного источника валютных ресурсов определяется главным образом экспортом природного газа, нефти и нефтепродуктов. При этом на экспорт выделяется значительная доля произведенной продукции, что создает напряжение в сфере внутреннего потребления.

Топливно-энергетический комплекс России находится в состоянии постоянного конфликта с экологическими нормами, что в современных условиях ужесточающихся требований по защите окружающей среды является недопустимым. Нефтегазовое производство принимает в этом конфликте активное участие. Потребление нефтепродуктов отравляет воздух ядовитыми выбросами, периодические аварии на магистральных и региональных нефтепроводах сопровождаются отравлением водоемов. Техногенное воздействие на окружающую среду природного газа проявляется в выбросах окислов азота на компрессорных станциях и в сжигании кислорода воздуха в факелах. Наибольший же ущерб наносят природе нефтепереработка.

Тревожные сигналы об экологическом неблагополучии компрометируют российский ТЭК, подрывают его репутацию в мире. Если успешное развитие экспорта энергоносителей повышает инвестиционный рейтинг России, то конфликты ТЭК с требованиями по защите окружающей среды существенным образом его снижают.

Нельзя не признать, что сегодня топливно-энергетический комплекс работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая «запас прочности», обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре степени износа (более 50 %) и техническому состоянию приближаются к критическому уровню

Читайте также  Как найти инвестиции для производства

Созданные 20-40 лет назад в ходе бурного развития ТЭК СССР производственные фонды подходят к состоянию обвального выбытия, закрытию большого количества скважин в связи с падающей рентабельностью. Положение многих элементов энергетической инфраструктуры можно даже назвать критическим в связи с участившимися авариями и сбоями на электростанциях, трубопроводах и местах добычи энергоресурсов.

Несмотря на то, что за период 1991-1999 гг. имело место постоянное уменьшение капитальных вложений, темпы снижения объемов инвестиций по ТЭК России меньше, чем в целом по стране. Более того, начиная с 1999 г., начался постепенный рост инвестиций по топливно-энергетическому комплексу.

В условиях кризисного состояния производственного потенциала ТЭК на первый план выходят решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в его отраслях, формирование благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций, генерирующих экономический рост как внутри ТЭК, так и вне его.

Необходимо отметить, что отрасли ТЭК обладают высоким инвестиционным потенциалом. Вместе с тем, приток внешних инвестиций в отрасли ТЭК составляет менее 13 % общего объема инвестиций в основной капитал по России. При этом 95 % указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль, а в остальных отраслях сохраняется дефицит

инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование.

Это обусловлено тем, что в электроэнергетике и газовой промышленности отсутствуют необходимые условия для инвестиционного задела, в результате чего отрасли могут стать тормозом начавшегося в России экономического роста. Вместе с тем, необходимо отметить начавшееся в последние годы оживление инвестиционной активности в отраслях ТЭК

Несмотря на указанные позитивные сдвиги, предшествующий этому существенный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х гг., продолжает оказывать негативное влияние на процесс обновления основных фондов. Отсутствие достаточных возможностей для ввода новых фондов заставляет предприятия сдерживать выбытие устаревшего изношенного оборудования. Это относится, в первую очередь, к электроэнергетике и газовой промышленности.

Учитывая это, первостепенными задачами инвестиционной сферы является увеличение инвестиционного потенциала предприятий ТЭК и доведение объемов инвестиций до уровня, достаточного для активного обновления физически и морально изношенного основного капитала.

Инвестиции в ТЭК — это крупномасштабные, долгосрочные капитальные вложения, срок окупаемости которых занимает многие годы.

Общими мерами улучшения инвестиционного климата в отраслях ТЭК является повышение инвестиционной привлекательности предприятий ТЭК за счет обеспечения их финансовой прозрачности, повышения уровня корпоративного управления, деловой этики и эффективности менеджмента компаний.

Кроме того, несмотря на отсутствие возможности оказать существенное и определяющее воздействие на динамику инвестиций, необходима поддержка со стороны государства наиболее значимых проектов, которые в период структурных реформ отраслей ТЭК не могут обеспечить рыночной доходности на вложенный капитал. Эта поддержка может осуществляться через предоставление государственных гарантий или компенсаций разницы между рыночным процентом и ставкой кредитных ресурсов, приемлемой для окупаемости проекта, а так-

же осуществление специальных программ по снижению некоммерческих рисков. При этом ключевым фактором государственной инвестиционной политики остается формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве, способствующего вложению средств самих предприятий и частного капитала в производство.

Опережающие темпы роста вложений в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП в отдельные годы можно отнести к положительным моментам в инвестиционной сфере. Однако, несмотря на растущие объемы инвестиционных ресурсов, они не достигли дореформенного уровня и на сегодняшний день пока не в состоянии обеспечить динамичное устойчивое состояние страны.

В настоящее время электроэнергетическая отрасль России посредством реструктуризации, основной целью которой является создание сразу нескольких сфер для инвестиций, решает насущные жизненно важные проблемы, касающиеся не только дальнейшего развития самой отрасли, но и развития экономики государства в целом.

Одна из острейших проблем электроэнергетики сегодня — физическая и моральная изношенность основных производственных фондов. По оценке самого РАО «ЕЭС России», в электроэнергетике полностью выработало свой ресурс оборудование: более 17 % генерирующих мощностей, свыше 30 % электрических сетей, около 40 % магистрально-тепловых сетей. Средний возраст основных фондов — 26 лет при нормативном сроке службы — 40 лет. Износ составляет более 50 %, выбытие старого оборудования составляет 5-7 кВт в год.

Оживление отрасли, постепенный выход из сложившейся ситуации, создание производства, способного предотвратить подобные явления, требуют разработки и осуществления «оздоровительных» мер, первоосновой и базой которых является реальная и достоверная, учитывающая специфику отрасли оценка состояния и основных направлений вложений капитала и осуществления затрат с целью выявления резервов повышения инвестиционного потенциала российской электроэнергетики.

В настоящее время в российской экономике преобладают позитивные тенденции ее развития, но наблюдаются невысокие темпы

роста основных макроэкономических показателей.

Однако нерешенные проблемы, связанные с реформированием экономики России, оказывали сдерживающее влияние на поддержание устойчиво высоких темпов роста, к числу которых относятся:

— низкие темпы структурных преобразований в промышленности, что отрицательно сказывается на формировании условий, необходимых для создания благоприятного предпринимательского климата и обеспечения высокой инвестиционной привлекательности отечественного производства, радикального увеличения средств, направляемых в инвестиции для обновления производственного аппарата и диверсификации производства с целью увеличения выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции;

— практическое отсутствие эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала в экономике и неудовлетворительное состояние инвестиционных отраслей;

— диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, значительные объемы просроченной кредиторской задолженности сельхозпредприятий;

— невысокий уровень монетизации экономики, недостаточное развитие банковской системы как финансового института;

— ограниченные возможности бюджета по активизации инвестиционной деятельности, обусловленные необходимостью обслуживания и погашения значительных объемов государственного внешнего долга;

— неудовлетворительная структура использования сбережений, в котором велик удельный вес финансовых операций и тезаврации, что приводит к уменьшению производственного потенциала реального сектора экономики;

— относительно низкий уровень денежных доходов населения и социальных гарантий, что является тормозом для поддержания и дальнейшего расширения потребительского спроса.

Несмотря на наличие названных проблем, в российской инвестиционной сфере наблюдается рост внутреннего спроса, чему способствовали улучшение финансового положения организаций за счет роста объемов производства в промышленности, увеличение реальных располагаемых доходов насе-

ления и укрепление национальной валюты, стимулирующих инвестиционные настроения хозяйствующих субъектов и частных лиц, некоторый рост долгосрочного кредитования банками организаций.

На фоне указанных макроэкономических тенденций современное состояние инвестиционной политики электроэнергетической отрасли России, наряду с положительными результатами, выражающимися в повышении инвестиционной активности составляющих отрасль организаций, характеризуется высокой степенью износа основных производственных фондов, наличием дефицита инвестиционных ресурсов, национальной структурой вложений и источников финансирования инвестиций в основной капитал.

Основные фонды являются важнейшей частью богатства отраслей. От их состояния, структуры, уровня использования и темпов обновления во многом зависят возможности по производству конкурентоспособной продукции. Состояние и уровень использования основных фондов отраслей всецело обусловлены проводимой инвестиционной политикой.

В электроэнергетике при мощном потенциале не создано условий, обеспечивающих необходимый приток инвестиций для преодоления первоочередной проблемы — высокой степени износа ОПФ, ставшей по истине «ахиллесовой пятой» отрасли, в которой устарели от 66 до 80 % оборудования.

Вместе с тем в электроэнергетике, как и в целом в ТЭК, имеют место негативные процессы в развитии, которые оказывают сдерживающее влияние на экономический рост как внутри, так и вне отрасли. В частности, речь идет об отставании уровней устанавливаемых мощностей и производства электроэнергии от соответствующих уровней 1990 г., относительно низкого объема промышленного производства, высокой степени износа основных производственных фондов.

Негативные процессы в российской энергетике накапливались давно, и к настоящему времени сформировался набор ключевых проблем в развитии отрасли, которые во многом могут оказывать сдерживающее влияние на инерционность инвестиционного процесса. Основными из них с позиции оценки управления и состояния инвестиционной сферы в отрасли выделены:

— недозагрузка установленных генерирующих мощностей;

— невысокие темпы укрепления материально-технического потенциала и наращивания объемов производства;

— значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;

— неудовлетворительные темпы введения новых производственных мощностей;

— высокая доля собственных средств и низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций;

— неплатежи и задолженности;

— снижение доли бюджетного финансирования и низкий уровень государственной поддержки реализации отраслевых инвестиционных проектов.

В условиях истощения производственноресурсного потенциала электроэнергетики на первый план выходит решение проблемы нехватки средств для поддержания нормального воспроизводственного процесса в отрасли, формирования благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций России.

Для преодоления указанных негативных тенденций, повышения эффективности управления инвестиционным процессом в электроэнергетике инвестиционная политика отрасли должна предусматривать, главным образом, решение первоочередных задач: мобилизацию инвестиционных ресурсов и совершенствование видовой структуры вложений в пользу инвестиций в основной капитал.

Подводя итог, следует констатировать, что в электроэнергетике России сложилась ситуация, когда на фоне имеющих место позитивных итогов деятельности отрасли проблемы инвестиционной сферы, в частности, поиск путей обеспечения потребностей в инвестиционных ресурсах, оптимизации структуры инвестиций и источников их финансирования, решаются с трудом. Это во многом обусловлено проводимой в настоящее время реструктуризацией российской электроэнергетики в ходе реализации начальных этапов новой энергетической политики России.

Нефтегазовый комплекс является основным поставщиком первичных энергоносителей и соответственно крупным потребителем финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого уровня производства и покрытия растущих потребностей в

жидком и газообразном топливе. При этом он испытывает трудности двоякого рода: потребности в финансировании растут, а источники финансирования, наоборот, оскудевают. Рост потребностей обусловлен рядом новых требований, предъявляемых к комплексу в части экологической защиты, модернизации основных производственных фондов, решении социальных проблем. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагополучные для здоровья регионы, в том числе в районы арктических шельфов, зон вечной мерзлоты и места с трудными геологическими условиями.

Одновременно с ростом потребностей с начала 90-х гг. наметилась понижательная тенденция в финансировании расходов ТЭК, в том числе и расходов нефтегазового сектора. Особенно резко сократилась доля бюджетного финансирования, которая являлась опорой финансового благополучия комплекса.

Реализация нефтегазового потенциала страны требует огромных капитальных вложений не только на поиски и оценку месторождений в новых отдаленных, труднодоступных районах, но и на их промышленное обустройство и создание специализированной инфраструктуры. Решение этой проблемы невозможно без усиления государственной поддержки нефтегазового комплекса и улучшения государственного регулирования формирования инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе.

Одним из основных решений накопившихся проблем является увеличение международных нефтегазовых проектов, которые позволили бы:

1) существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обеспечения интенсивного развития;

2) использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;

3) использовать современные управленческие технологии;

4) повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как

нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, значительных инвестиций требует и экологическая составляющая топливно-энергетического комплекса.

Ключевой проблемой, обеспечивающей решение этой одной из важнейших стратегических задач, является поиск источников инвестирования:

1. Федеральное бюджетное финансирование отечественных проектов.

2. Привлечение инвестиций как отечественных, так и зарубежных компаний, участвующих в разработке и добыче полезных ископаемых на территории России.

3. Привлечение венчурного финансирования в развитие инновационных предприятий.

Существует также ряд объективных проблем для привлечения инвестиций на предприятия угольной промышленности, среди которых необходимо выделить следующие: большинство предприятий на сегодняшний день убыточны; высокая кредиторская задолженность угледобывающих предприятий; длительный лаг инвестирования; большой инвестиционный риск вследствие слабой информированности в изменении залегания угля; отсутствие скоординированной политики в области ценообразования; частые законодательные трансформации и отсутствие четких и убедительных гарантий защиты инвестиций.

Восстановление потенциала ТЭК в современных условиях является главным безальтернативным путем развития российской экономики, главным звеном в решении экономических задач России, началом ее общего экономического возрождения. Это требует обеспечения приоритетности интересов ТЭК в формировании инвестиционных программ и в политике привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

Поступила в редакцию 21.01.2008 г.

Kozlova N.A. The major problems of investments attraction in the fuel-energetic complex of Russia. This article is about the major problems of investments attraction in the fuel-energetic complex of Russia. The negative processes in energetics, oil-gas complex, some general ways of improvement of investment climate in the branches are investigated.

Key words: fuel-energetic complex, investment policy, oil-gas complex.

Источники: http://economy-lib.com/problemy-privlecheniya-inostrannyh-investitsiy-v-otrasli-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rossii, http://studwood.ru/1688394/matematika_himiya_fizika/problemy_investirovaniya_regulirovaniya_ramkah_tekuschey_modeli, http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-privlecheniya-investitsiy-v-toplivno-energeticheskiy-kompleks-rossii

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто