Объем инвестиций на душу населения по странам

Объем инвестиций на душу населения по странам

Сапарбек ШЕРАЛ�ЕВ
Гулжан ОРУЗБАЕВА

Сапарбек Шералиев, заместитель председателя Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Гулжан Орузбаева, начальник Управления прямых инвестиций Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Сегодня ни правительство, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить необходимый объем инвестиций в экономику республики. К тому же политика опоры только на внутренние инвестиции, как показывает опыт развития большинства стран мира, характеризуется длительным периодом первоначального накопления.

Одним из источников внутренних инвестиций в Кыргызстане является предпринимательство. Но структура бизнеса, адекватная рыночной экономике, еще не сложилась. Его крупный сектор только зарождается, а малый и средний находятся в стадии становления. � ему еще не по силам крупномасштабные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Для успешного решения этих задач внутренние ресурсы необходимо сочетать с иностранными капиталовложениями.

Потребность в прямых иностранных инвестициях также возрастает в связи с тем, что большинство предприятий в долгах; растет просроченная задолженность, уменьшается государственное инвестирование промышленности, стареют основные фонды. Промышленность нуждается в новой технике и прогрессивных технологиях. Большинство предприятий стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных производств. Таким образом, импорт международного капитала в Кыргызстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления кыргызской экономики.

Прямые иностранные инвестиции способствуют появлению новых высокотехнологических производств, модернизации основных фондов, созданию дополнительных рабочих мест, активному использованию потенциала квалифицированных кадров, внедрению передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами, повышению экспорта продукции. Такие инвестиции, по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженность страны и тем самым уменьшают отток валюты за рубеж, не обременяют республиканский бюджет и, в конечном счете, позволяют направить значительные финансовые ресурсы в ключевые отрасли экономики.

Все это возможно при благоприятном инвестиционном климате. В послании президента республики “Социальному развитию народа Кыргызстана — прочный экономический фундамент” от 30 сентября 1998 года поставлена задача добиться уровня роста прямых иностранных инвестиций до 15% ВВП ежегодно.

Растущая конкуренция в привлечении прямых иностранных инвестиций, безусловно, будет способствовать экономическому развитию и стимулировать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение крупных иностранных капиталовложений. Наличие стратегически важных ресурсов, высокий уровень образования населения, дешевизна высококвалифицированной рабочей силы, сравнительная развитость инфраструктуры и социальной сферы, близость к Евроазиатскому рынку, несомненно, дает преимущества большинству стран с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций. Однако опыт показал, что этих факторов недостаточно: необходимы всеобъемлющие структурные реформы и активная государственная поддержка.

С 1995 по 1998 годы в Кыргызстан в виде прямых иностранных инвестиций привлечено 438,5 млн. долларов США 1 .

За 9 месяцев 1999 года таких инвестиций привлечено на сумму 68,3 млн. долларов США, в том числе: в промышленность — 15,2 млн., в строительство — 13,9 млн., в торговлю и общественное питание — 19,2 млн., в информационно-вычислительное обслуживание — 11,9 млн., в сельское хозяйство — 0,6 млн. долларов США, в транспорт — 0,1 млн. долларов США, в связь — 0,1 млн. � в другие отрасли — 7,3 млн. долларов США. Следует отметить, что темпы роста объема прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом 1998 года, составил 108%.

Прямые иностранные инвестиции по регионам распределились следующим образом: Джалал-Абадская область — 7,3 млн. долларов США (10,8% от общего объема), �ссык-Кульская область — 0,7 млн. (0,9% ), Нарынская область — 0,5 млн. (0,8%), Ошская область — 19,4 млн.(28,5%), Чуйская область — 2,8 млн. (4,0%), Бишкек — 37,6 млн. долларов США (55,0% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

�з дальнего зарубежья привлечено 64,3 млн., а из ближнего зарубежья — 4,0 млн. долларов США. Наиболее крупные прямые инвесторы по странам: Великобритания (28,3 млн. долларов США), США (18,4 млн.), Турция (9,7 млн.), �талия (2,2 млн.) Россия (1,3 млн.), Канада (1,0 млн.), Германии (0,7 млн. долларов США).

Тенденция сокращения объемов прямых иностранных инвестиций в 1999 году характерна не только для Кыргызстана, но и других стран СНГ. В частности, глобальный финансовый кризис привел к сокращению объемов прямых иностранных инвестиций в Россию на 64,5% — с 6,2 млрд. долларов США в 1997 году до 2,2 млрд. долларов США в 1998 году (данные Конференции ООН по торговле и развитию). По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в 1998 году в регионе лидировали Казахстан (75,5 долларов США) и Кыргызстан (29,5 долларов США). Даже в Китае, куда было привлечено 7% мирового объема прямых иностранных инвестиций в 1998 году, на душу населения приходилось всего 37 долларов США.

Читайте также  Фонд наше будущее конкурс прямые инвестиции

Прямые иностранные инвестиции на душу населения (долларов США) в 1998 г.

�сточник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях, ООН, 1999.

В 1998 году в Кыргызстане отношение объема прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту составило 8,3%.

�сточник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях,ООН,1999.

�з этой таблицы видно, что за последние годы Кыргызстан достиг определенных результатов в привлечении прямых иностранных инвестиций.

В республике зарегистрировано 4 185 предприятий с иностранными капиталовложениями. �з них реально действуют 2 649 (63,3%). В 1999 году на этих предприятиях работало около 27 000 человек, а среднемесячная заработная плата превышала среднереспубликанскую в 4,6 раза.

За 9 месяцев 1999 года эти предприятия выпустили промышленную продукцию на 6 679,1 млн. сомов (31,0% от общего объема по республике), их экспорт составил 50,7 млн. долларов (16,4% от общего объема), импортировано товаров и услуг на 142,9 млн. долларов (38,4% от общего объема импорта республики).

Наиболее крупными предприятиями с иностранными инвестициями являются “Кумтор Оперейтинг Компани”, “Кока-Кола Бишкек Боттлерс”, “Реемтсма-Кыргызстан”, “Кыргыз Петролеум Компани”, “Пласкап-Бишкек”, “Бета Кыргызстан �нтернэшнл”, Корпорация КАМКО, “Центрально-Азиатская Группа”, “Хайатт Редженси Бишкек”.

Ухудшившиеся в конце 1998 года и начале 1999 года основные макроэкономические показатели, в частности, низкие темпы роста ВВП, высокая инфляция, дефицит платежного баланса, девальвация национальной валюты, введение соседними республиками (Казахстан и Узбекистан) ограничений в торговле с Кыргызстаном, кризис ряда считавшихся устойчивыми коммерческих банков, финансовая нестабильность в регионе — все это, безусловно, сказалось на инвестиционной привлекательности республики.

Однако успешные рыночные преобразования в республике повлияли на улучшение макроэкономических показателей развития экономики и инвестиционного потенциала в долгосрочном плане. В результате внедрения рыночных механизмов и целенаправленной деятельности правительства значительно изменились природа и структура секторов и отраслей промышленности.

Увеличилась доля частного сектора в производстве ВВП. Эти процессы тесно связаны с проведением приватизации, либерализации и стабилизации экономики, успехами “земельной реформы”, реструктуризацией банковской системы и развитием рынка капиталов, совершенствованием и упрощением законодательной основы деятельности юридических лиц.

По инициативе правительства внесены дополнения в закон “О лицензировании”, проведена инвентаризация существующих нормативно-правовых актов, что позволило ограничить административное вмешательство в хозяйственно-экономическую деятельность предприятий. Правительство приняло ряд постановлений по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, отменены разрешения на право торговли, которые прежде выдавали местные государственные администрации. Утверждена Программа передачи субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования и других основных фондов, а также невостребованного в процессе банкротства имущества. Упрощен режим въезда, выезда и пребывания инвесторов. Внесены изменения в реестр государственных бесплатных и платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, предусматривающие расширение спектра бесплатных услуг населению. Например, государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и представительств, выдача сведений из Государственного реестра юридических лиц осуществляется бесплатно.

При Государственном комитете по иностранным инвестициям и экономическому развитию создан Консультативный совет по инвестиционной политике. В работе этого совета принимают участие иностранные инвесторы и представители международных финансовых организаций. На его заседания периодически приглашают представителей заинтересованных министерств и ведомств. С помощью совета разработаны изменения и дополнения в Налоговый кодекс, предложены меры, ограничивающие административное вмешательство в инвестиционную деятельность. Кроме того, созданы структурные подразделения, которые занимаются информационным обеспечением инвесторов, ведут активный диалог и ежедневную работу с потенциальными деловыми партнерами.

В �нтернете создан web-сайт Комитета по иностранным инвестициям и экономическому развитию (www.kyrgyzinvest.org). Данный сайт — самый обширный и систематизированный источник информации о Кыргызстане в электронном формате на английском и русском языках. В сайте содержатся сведения о республике, данные об экономических реформах, макроэкономических показателях, инвестиционных проектах, материалы по приватизации, законодательной базе, донорской поддержке и Комплексной основе развития, размещается оперативная информация об инвестиционных тендерах, проводимых в рамках Программы приватизации. Web-сайт является современным, высоко эффективным и экономичным способом популяризации Кыргызстана за рубежом. Новейшие технологии �нтернета позволяют пользоваться различной информацией и обмениваться ею с заинтересованными лицами. Дальнейшее развитие web-сайта при активном сотрудничестве со стороны соответствующих государственных органов даст возможность повышать грамотность кыргызстанцев в области �нтернет, развивать электронную торговлю и увеличивать экспорт, находить партнеров для отечественных предприятий и обеспечивать им доступ на мировой рынок, а также развивать туризм, благо в республике немало достопримечательностей.

Читайте также  Фонд развития и инвестиций при правительстве

В рамках проекта “Поддержка частных предприятий Кыргызской Республики”, который финансирует Международная ассоциации развития, оказывается техническая помощь и содействие кыргызским предприятиям в поиске зарубежных партнеров и привлечении прямых инвестиций, предоставляются финансовые ресурсы частным предприятиям.

Госинвесткомитет также привлекает прямые инвестиции международных финансовых организаций. В частности, Европейский банк реконструкции и развития работает с АО “Бишкек-Сут”, АО “Бессер”, “Кыргыз Бруери Корпорэйшн”, Международная финансовая корпорация совместно с другими инвесторами профинансировала совместное предприятие “Алтын-Ажыдар” (производство гофротары) и сельскохозяйственный кооператив “Машиноиспытательная станция”. С привлечением прямых инвестиций Фонда Ага-Хана, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, немецкой инвестиционной корпорации DEG создается Кыргызский кредитно-индустриальный банк.

Для защиты иностранных инвестиций правительство республики заключило ряд межгосударственных двусторонних соглашений. В частности, подписано 21 соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, 11 соглашений — об избежании двойного налогообложения. С Конференцией ООН по торговле и развитию ведутся переговоры о соглашении по избежанию двойного налогообложения, о поощрении и защите инвестиций со странами-донорами прямых иностранных инвестиций.

Перечень подписанных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы за 1996—1999 годы

Рейтинг стран по уровню инвестиций

Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций ежегодно публикуется Всемирным Банком. В рейтинговой таблице представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой П�� по номинальному (абсолютному) значению, выраженному в долларах США в текущих ценах (без поправки на инфляцию). Отрицательные значения показателя П�� некоторых экономик означают, что экспорт инвестиций опережает их импорт, или отток инвестиций из экономики превышает их приток в экономику.

Прямые иностранные инвестиции (П��) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли. В методологии Международного Валютного Фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. Текущий (самый новый) рейтинг — за 2017 год.

Нефтью единой: на 10 регионов приходится 70% инвестиций в России

На север текут нефтегазовые деньги, центру помогает инфраструктура, а Кавказ осваивает бюджет

«Реальное время» проанализировало ситуацию с поступлением инвестиций в основной капитал (�ОК) в России. �х распределение по регионам происходит в условиях колоссального неравенства. Более 70% инвестиций делят между собой всего 10 субъектов с мощной экономикой, в которые вошел и Татарстан. В основном это регионы, которым повезло с природными ресурсами. У депрессивных субъектов возможности для маневра почти нет, их единственной надежной остается государство.

10 самых удачливых

Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. �х объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем — июнем 2013 года — на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».

Однако распределение �ОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.

Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал — сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.

Читайте также  Основные средства как объект инвестиций

Больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Фото horeman.ru

�з 85 субъектов РФ больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Доля области в общем объеме инвестиций переваливает за 21%. На втором месте — Москва, где в основные фонды было вложено 466,8 млрд рублей (10,9% от суммарного объема).

Третье место — у нефтегазового Ямало-Ненецкого автономного округа, который привлек 428,6 млрд рублей. Первую пятерку замыкают главный нефтяной регион страны — Ханты-Мансийский АО (388,2 млрд рублей) и Санкт-Петербург (195,2 млрд рублей).

В десятку лидеров по объему �ОК также входят (в порядке убывания) Московская область, Якутия, Красноярский край, Татарстан и Краснодарский край. На них в совокупности приходится еще 671,9 млрд инвестиций. �нвестиции, поступившие в Татарстан за первую половину 2017 года, составили 127 млрд рублей, что в 2,5 раза больше чем поступило в Башкирию.

В целом ситуация действительно такова, что львиную долю инвестиций делят между собой, условно говоря, 10 субъектов, констатирует Владимир Редькин, старший директор группы международных региональных финансов Fitch Ratings. Но и тут есть нюансы. Тюменская область без учета автономных округов никогда не входила в первую пятерку, говорит он. Кроме того, если сравнивать региональные инвестиции не в абсолютных цифрах, а в расчете на душу населения, то картина будет немного другой — выиграют, к примеру, некоторые регионы Крайнего Севера и прочие субъекты, население которых малочисленно.

В России инвестиции идут в субъекты с явными конкурентными преимуществами (нефтегазовые и крупнейшие агломерации), а также в регионы «больших проектов», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Немощь и безысходность

Меньше всего в январе — июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и �нгушетии. Общий объем �ОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).

Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. �нтересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции».

Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», — объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.

Владимир Редькин: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции». Фото gov.cap.ru

Кто сидит на бюджете

В масштабах всей страны больше половины в общей сумме �ОК (56%) — это собственные средства, оставшиеся 44% — привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре �ОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.

При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее — бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство — чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», — объясняет эксперт.

Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (�нгушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой — Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее — 33%, в Карачаево-Черкессии — 43%, а в �нгушетии — 77%.

Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.

�сточники: http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/21.Sheral.shtml, http://nonews.co/directory/lists/countries/foreign-investment, http://realnoevremya.ru/articles/79327-reyting-regionov-po-investiciyam-v-osnovnoy-kapital

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто