Иностранные инвестиции в России: региональный аспект
Россия на протяжении последних нескольких лет стабильно входит в число лидеров по притоку иностранных инвестиций.
Объем поступлений иностранных инвестиций в 2013г. составил $170,2 млрд., что на 10,1% выше, чем в 2012г. Таким образом, на ПИИ пришлось 15,4% от общего объема инвестиций, что соответствует доле в 2012г.
Прочих инвестиций (в основном кредиты на срок выше 180 дней) поступило $143 млрд. (+6,6% по сравнению с 2012), портфельных — $1,1 млрд. (-40%). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил $127,2 млрд., то есть на 6,9% меньше, чем в 2012г.
По состоянию на конец 2013г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $384,1 млрд., что на 6% больше по сравнению с 2012г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, — 65,7% (на конец 2012г. — 60,1%), доля прямых инвестиций составила 32,8% (37,5%), портфельных — 1,5% (2,4%).
Однако за внушительными цифрами притока ПИИ в Россию скрываются две негативные особенности: оффшорное происхождение существенной доли поступающих в Россию ПИИ и крайне неравномерное распределение ПИИ между отдельными регионами России.
Согласно данным Национального рейтингового агентства[1] к числу лидеров по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) относятся регионы трех основных типов.
Во-первых, это так называемые «сырьевые» регионы, в которых основная часть ПИИ направляется в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых. Речь идет в первую очередь о трех областях – Сахалинской, Архангельской (вместе с Ненецким автономным округом) и Тюменской (вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами). В каждом из этих регионов реализуются крупные инвестиционные проекты по освоению нефтегазовых месторождений с участием иностранного капитала. Так, в Сахалинской области с 1996 года по условиям соглашения о разделе продукции реализуются проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в состав участников которых входят компании из Японии, Индии, Нидерландов, США и других стран мира. На аналогичных условиях с 1995 года реализуется инвестиционный проект по разработке Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком автономном округе, в котором участвует французская нефтяная компания Total. Эта компания также является участником масштабного проекта «Ямал СПГ», реализуемого в настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе.
Второй тип регионов, занимающих лидирующие позиции по притоку ПИИ в 2012 году – это «столичные» регионы. Москва и Ленинградская область вошли в число десяти лучших регионов, а Санкт-Петербург и Московская область оказались во второй десятке рэнкинга. Этим регионам удается привлекать большие объемы инвестиций из различных стран мира, однако нельзя не отметить, что в случае Москвы и Московской области одним из ключевых инвестиционных партнеров являются Нидерланды (инвестиционные вложения из этой страны составили в 2012 году около 14,5% от общего притока ПИИ в Москву и около 24,5% от общего притока ПИИ в Московскую область).
Наконец, третий тип регионов, находящихся в верхней части рэнкинга можно условно назвать «регионами с благоприятным инвестиционным климатом». Именно стараниями региональных властей по созданию привлекательных условий для иностранных инвесторов можно объяснить высокие результаты таких регионов как Калужская область, Республика Татарстан и Владимирская область. Безусловно, перечисленные регионы обладают и рядом других стратегических преимуществ – в частности, выгодным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой. Однако данные факторы не являются определяющими для привлечения иностранных инвесторов, что подтверждается низкими позициями регионов, обладающих аналогичными территориальными и инфраструктурными характеристиками, но не уделяющими должного внимания созданию благоприятной деловой среды (в частности, это относится к Ивановской и Тамбовской области). Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Калужскую область и Республику Татарстан подчеркивается еще и тем, что опыт этих регионов использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
В нижней части рэнкинга находятся десять регионов с нулевым притоком прямых иностранных инвестиций в 2012 году. В число этих регионов входят все шесть республик Северо-Кавказского федерального округа. Причина такого положения дел достаточно очевидна: эти республики ассоциируются у иностранных инвесторов с экстремально высоким уровнем риска, связанным прежде всего с криминальной активностью, социальной неустойчивостью и коррупцией. Несмотря на то, что руководство большинства республик СКФО прикладывает значительные усилия по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, результатом этих усилий в лучшем случае становится активизация внутренней инвестиционной активности и привлечение инвестиций из других субъектов РФ. Приток серьезных иностранных инвестиций в эти регионы в краткосрочной перспективе представляется маловероятным.
Еще три региона, не сумевших в 2012 году привлечь ПИИ, находятся в несколько ином положении: у иностранных инвесторов, скорее всего, нет негативных стереотипов и опасений в отношении Республики Алтай, Калмыкии и Чукотского автономного округа. Но для привлечения зарубежных инвесторов руководству этих регионов придется решить широкий спектр задач: от развития инфраструктуры до грамотного продвижения инвестиционного потенциала региона.
Наконец, отдельно стоит сказать о Республике Хакасия, в которой в 2012 году также не было зафиксировано ПИИ, хотя годом ранее регион мог похвастаться одним из самых высоких значений притока ПИИ на душу населения (правда, большая часть притока 2011 года имела нидерландское происхождение). Таким образом, на примере Хакасии можно выделить две особенности, характерные для российской экономики: наличие «не всегда иностранных» инвестиций из Нидерландов и высокая волатильность ПИИ (об этом будет подробнее сказано ниже).
Достаточно странным кажется присутствие в числе аутсайдеров регионов, обладающих серьезным экономическим потенциалом – в частности, речь идет об Иркутской, Вологодской, Челябинской и Кемеровской областях, а также об Алтайском крае. И если в случае Челябинской области низкие показатели притока ПИИ в 2012 году частично компенсируются значительным объемом накопленных ПИИ, то в остальных регионах показатель накопленного объема ПИИ также является невысоким. Возможно, руководство этих регионов рассматривает в качестве источника экономического роста внутреннюю инвестиционную активность и поэтому не стремится привлекать иностранных инвесторов. В таком случае, однако, администрациям Иркутской, Челябинской и Кемеровской областей следует обратить внимание на две другие негативные тенденции. Во-первых, предприятия, работающие в этих регионах, предпочитают регистрировать свои материнские компании в оффшорных зонах, что подтверждается вхождением этих регионов в десятку регионов с наибольшей долей оффшорных территорий в общем объеме ПИИ. Во-вторых, во всех перечисленных регионах в 2012 году зафиксирован отрицательный годовой темп прироста ПИИ, то есть их объем относительно 2011 года сократился, причем весьма существенно.
Изучение структуры и динамики притока ПИИ в российские регионы позволяет выделить четыре ключевые особенности, характерные по состоянию на 2012 год для большинства субъектов РФ:
1) Отраслевая специализация регионов. Большинство регионов России привлекают ПИИ либо в добывающие отрасли, либо в обрабатывающую промышленность, причем одно из этих направлений всегда явно доминирует. В этом плане показателен пример двух лидеров рэнкинга: в Сахалинской области около 94% ПИИ приходится на добычу полезных ископаемых, а в Калужской области более 99% ПИИ направляется в обрабатывающую промышленность.
2) Географические особенности ПИИ. Почти все регионы России имеют достаточно ограниченное число стран, с которыми налажено инвестиционное сотрудничество. В 2012 году в семнадцати регионах России на долю одной страны-партнера пришлось более 90% всего притока ПИИ. В большинстве остальных регионов можно выделить не более 4-5 стран, осуществивших существенный вклад в приток ПИИ. Интересно отметить, что в ряде регионов ключевыми инвестиционными партнерами являются иностранные государства, граничащие или расположенные в относительной близости от границы региона. В частности, Китай является основным источником ПИИ для таких регионов как Забайкальский край, Томская область, Еврейская автономная область, Амурская область, Республика Бурятия и Алтайский край. В свою очередь инвесторы из Финляндия активно осуществляют вложения в Ленинградскую и Новгородскую область, а также в Санкт-Петербург и Карелию.
3) Высокая волатильность притока ПИИ. В столбце, отражающем динамику притока ПИИ в 2012 году относительно 2011 года у многих регионов можно обнаружить как экстремально высокие, так и экстремально низкие значения. Лидером по темпам прироста ПИИ стала Удмуртская Республика, где приток ПИИ в 2012 году составил 203 079,3% от уровня 2011 года (несмотря на это, регион остался в нижней части рэнкинга). Своеобразный «антирекорд» по относительному снижению притока ПИИ зафиксирован в уже упомянутой Хакасии, где в 2012 был зафиксирован нулевой приток ПИИ, хотя в 2011 году ПИИ приходили в регион, причем в немалых объемах. Высокая волатильность ПИИ во многом объясняется четвертой, наиболее существенной на наш взгляд, особенностью инвестиционной активности в российских регионах.
4) Отдельные крупные инвестиционные проекты как основные генераторы притока ПИИ. Значительная доля прямых иностранных инвестиций в российской экономике приходится на взносы в уставный капитал, осуществляемые иностранными инвесторами. Такие взносы осуществляются в момент регистрации иностранным инвестором своего дочернего предприятия, либо в момент приобретения иностранным инвестором доли в уже существующей на территории региона компании. Такие операции носят разовый характер, и если в регионе в текущем году происходит одна или несколько крупных сделок, то в следующем году таких сделок может не быть вовсе. В качестве примера можно привести Смоленскую область, занявшую в рэнкинге по итогам 2012 года 12 место с показателем притока ПИИ на душу населения в размере 117,66 долларов США. Значение этого показателя для региона достигло 10523,6% относительно уровня предыдущего года, причем почти на 98% приток ПИИ имел австрийское происхождение. Согласно данным Департамента экономического развития Смоленской области, практически весь приток ПИИ в регион был сформирован в результате внесения австрийской деревообрабатывающей компанией «EGGER» взноса в уставный капитал ООО «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН».
Аналогичная ситуация может быть отмечена и во многих других регионах. С одной стороны, это свидетельствует о готовности иностранных инвесторов реализовывать в регионах России по-настоящему крупные инвестиционные проекты, заметные не только в масштабах региональных экономик, но и в масштабе всей страны. С другой стороны, ориентация российских регионов на единичные крупные инвестиционные проекты приводит к тому, что в России практически отсутствуют средние и небольшие зарубежные инвесторы, деятельность которых могла бы не только увеличить приток иностранных инвестиций, но и сделать его более устойчивым и стабильным.
Лидеры и аутсайдеры: какие регионы привлекают инвесторов?
Инвестиционная активность в России в 2016 году снижалась, хотя и значительно более медленными темпами по сравнению с предыдущими двумя годами. По итогам трех кварталов 2016 года объем инвестиций в основной капитал составил 97,7% от уровня аналогичного периода предыдущего года. В 2017 году все-таки тренд поменяется, мы ожидаем впервые за три года роста инвестиционной активности. Однако динамика на уровне отдельных регионов очень различается: от более чем двукратного падения инвестиций в Калмыкии до прироста на 77% в Тюменской области. Региональные диспропорции усиливаются. Что же их определяет?
Конечно, отношения с федеральным центром, социальная и политическая конъюнктура, природные ресурсы — все это влияет на инвестиционный климат, динамику инвестиций и уровень экономического развития. Однако конкуренция за инвестора среди российских регионов также является важнейшим фактором развития. Регионы, которые не смогли показать улучшение инвестиционного климата, действительно демонстрируют снижение уровня жизни, доходов, уровня экономического развития.
Ежегодно составляется несколько рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России (АСИ, НРА, Эксперт РА). Несмотря на различия в методологиях списки лидеров трех рейтингов в значительной степени пересекаются. В частности, во всех трех рейтингах среди лидеров присутствуют Москва, Татарстан и Белгородская область. По-настоящему успешные с точки зрения инвестиционного климата регионы занимают высокие позиции вне зависимости от того, какие индикаторы используются в рейтинге. В рейтинге НРА по итогам 2016 года 18 регионов ухудшили за год свои позиции в рейтинге, 9 регионов – улучшили. Причем самое интересное, что почти все регионы, оценки которых были повышены, находятся в верхней половине списка рейтинга, в то время как понижение рейтинговых оценок произошло преимущественно в нижней части списка. Таким образом, лучшие регионы продолжают повышать свою инвестпривлекательность (а значит, базу для экономического развития), а аутсайдеры – «проваливаются» сильнее, усиливается дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности, и разрыв между успешными и отстающими регионами становится еще больше.
Однако бывают и удачные примеры «взлетов». Наиболее успешные перемещения в рейтинге удалось совершить Якутии, Свердловской и Томской областям: из категории «регионов со средней инвестиционной привлекательностью» в категорию «регионов с высокой инвестиционной привлекательностью». Для Якутии — это настоящий прорыв (регион впервые входит в группу лидеров). Важнейший фактор роста инвестиционной привлекательности Якутии – освоение новых нефтегазовых месторождений и строительство газопровода «Сила Сибири», но позитивные изменения коснулись и инфраструктуры, администрирования – того, что важно не только крупнейшему бизнесу.
Перемещения произошли и в нижней части рейтинга. К традиционно входящим в эту категорию республикам Северного Кавказа и Сибири, критически зависящим от государственных инвестиций и трансфертов из федерального бюджета, добавился ряд регионов Поволжья и центральной части России. В частности, были понижены рейтинговые оценки Мордовии, Марий Эл, Ивановской, Костромской и Кировской областей. Во всех перечисленных регионах макроэкономическая ситуация остается неблагоприятной: инвестиции падают или не растут, инфраструктурное и институциональное развитие отстает от среднероссийского уровня, доходы региональных бюджетов не покрывают расходов. Кроме того, в число факторов, оказавших негативное влияние на рейтинговые позиции Кировской области, вошли также возросшие на фоне коррупционного скандала социально-политические риски.
Среди регионов с «высоким уровнем инвестиционной привлекательности» по-прежнему остаются крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург), примыкающие к ним области (Московская, Ленинградская), а также регионы со значительным ресурсным потенциалом (Тюменская, Томская и Сахалинская области). Кроме того, в списке лидеров рейтинга остаются регионы с благоприятным инвестиционным климатом, подразумевающим максимально комфортные институциональные условия для инвесторов (Татарстан, Калужская и Белгородская области).
Комфортная среда ведения бизнеса является не единственным преимуществом перечисленных регионов, однако именно эффективная работа властей этих регионов по снижению административных барьеров и поддержке инвесторов является тем самым уникальным предложением для инвесторов, которого лишены многие другие регионы. Инвесторы в России по-прежнему есть, только их меньше, а следовательно – ужесточается конкуренция между регионами за инвестиции, и выиграть в этой конкурентной борьбе невозможно без активных действий региональных администраций.
Распространено мнение, что активное привлечение регионами заемных средств – это всегда индикатор неблагоприятной ситуации. Конечно, чрезмерная долговая нагрузка рискованна и с определенного уровня начинает снижать оценку инвестклимата. Есть некоторые особо отличившиеся регионы, где госдолг составляет 100% от собственных доходов бюджета, что превышает предельную планку, зафиксированную в статье 107 действующего Бюджетного кодекса РФ: Забайкальский край, Краснодарский край, Псковская область, Марий Эл, Мордовия, Хакасия и Смоленская область.
С другой стороны, долг для регионов — это такой же механизм развития, как и для бизнеса, они должны быть вложены в развитие с максимальной эффективностью. Исходя из этой логики, предмет гордости некоторых регионов — радикально низкий уровень задолженности (при невысоких экономических показателях) — является скорее признаком неумения развиваться за счет заемных средств. Естественно, возможности по обслуживанию долга у регионов разные, но предельно низкий уровень долга говорит, прежде всего, о том, что эти регионы не пытаются воспользоваться этим финансовым механизмом для своего экономического роста. Уровень задолженности регионов может различаться в несколько десятков раз. Например, объем долга Алтайского края почти в 100 раз меньше задолженности Краснодарского края, при этом валовый региональный продукт на душу населения в Краснодарском крае почти вдвое выше, чем в Алтайском крае, и разрыв растет.
Возможность перейти от экономической стагнации и сокращения населения к росту, находится в большинстве случаев в руках местных руководителей, от их желания и умения создать хорошие условия для инвестиций и самим инвестировать в свой регион. Улучшение инфраструктуры для ведения бизнеса, снижение административных барьеров — все это можно дополнить частно-государственным партнерством, запуском кластеров с госинвестициями и эффективной работой с заемными средствами.
Нефтью единой: на 10 регионов приходится 70% инвестиций в России
На север текут нефтегазовые деньги, центру помогает инфраструктура, а Кавказ осваивает бюджет
«Реальное время» проанализировало ситуацию с поступлением инвестиций в основной капитал (ИОК) в России. Их распределение по регионам происходит в условиях колоссального неравенства. Более 70% инвестиций делят между собой всего 10 субъектов с мощной экономикой, в которые вошел и Татарстан. В основном это регионы, которым повезло с природными ресурсами. У депрессивных субъектов возможности для маневра почти нет, их единственной надежной остается государство.
10 самых удачливых
Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. Их объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем — июнем 2013 года — на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».
Однако распределение ИОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.
Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал — сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.
Больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Фото horeman.ru
Из 85 субъектов РФ больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Доля области в общем объеме инвестиций переваливает за 21%. На втором месте — Москва, где в основные фонды было вложено 466,8 млрд рублей (10,9% от суммарного объема).
Третье место — у нефтегазового Ямало-Ненецкого автономного округа, который привлек 428,6 млрд рублей. Первую пятерку замыкают главный нефтяной регион страны — Ханты-Мансийский АО (388,2 млрд рублей) и Санкт-Петербург (195,2 млрд рублей).
В десятку лидеров по объему ИОК также входят (в порядке убывания) Московская область, Якутия, Красноярский край, Татарстан и Краснодарский край. На них в совокупности приходится еще 671,9 млрд инвестиций. Инвестиции, поступившие в Татарстан за первую половину 2017 года, составили 127 млрд рублей, что в 2,5 раза больше чем поступило в Башкирию.
В целом ситуация действительно такова, что львиную долю инвестиций делят между собой, условно говоря, 10 субъектов, констатирует Владимир Редькин, старший директор группы международных региональных финансов Fitch Ratings. Но и тут есть нюансы. Тюменская область без учета автономных округов никогда не входила в первую пятерку, говорит он. Кроме того, если сравнивать региональные инвестиции не в абсолютных цифрах, а в расчете на душу населения, то картина будет немного другой — выиграют, к примеру, некоторые регионы Крайнего Севера и прочие субъекты, население которых малочисленно.
В России инвестиции идут в субъекты с явными конкурентными преимуществами (нефтегазовые и крупнейшие агломерации), а также в регионы «больших проектов», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Немощь и безысходность
Меньше всего в январе — июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Общий объем ИОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).
Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. Интересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции».
Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», — объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.
Владимир Редькин: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции». Фото gov.cap.ru
Кто сидит на бюджете
В масштабах всей страны больше половины в общей сумме ИОК (56%) — это собственные средства, оставшиеся 44% — привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре ИОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.
При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее — бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство — чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», — объясняет эксперт.
Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой — Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее — 33%, в Карачаево-Черкессии — 43%, а в Ингушетии — 77%.
Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.
Источники: http://megalektsii.ru/s8251t2.html, http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/337855-lidery-i-autsaydery-kakie-regiony-privlekayut-investorov, http://realnoevremya.ru/articles/79327-reyting-regionov-po-investiciyam-v-osnovnoy-kapital
Источник: