Региональное развитие инвестиции и инновации

4.3. Региональная инвестиционно-инновационная политика и ее реализация

4.3.1. Основные понятия, значение и организационные формы инвестиционно-инновационной политики в регионах

Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инвестиционно-инновационной деятельности в регионах. При этом подинновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных и т.п. процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализациейинноваций. Инновационная деятельность предполагает осуществление и реализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и научно-исследовательских работ (НИР), направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического или управленческого процесса, метода организации производства или реализации продукции. В самом общем смыслеинновацияэто результат или процесс практического внедрения новшества в области техники, технологии, способа организации и управления производством или социальной сферы, метода продвижения продукции на рынок и ее сбыта.

По причинам возникновения различают следующие виды инноваций:

реактивные, представляющие собой реакцию на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами;

стратегические, имеющие упреждающий характер и нацеленные на получение значительных конкурентных преимуществ в виде так называемой научно-технической (инновационной) ренты.

По характеру применения инновации бывают:

продуктовые, направленные на производство и использование новых продуктов и услуг;

процессные, нацеленные на новые технологии и методы организации производства;

рыночные, связанные с выходом предприятия на новые рынки или освоением новых форм работы на рынках;

социальные, обусловленные появлением и функционированием новых социальных структур.

В условиях обострения конкурентной борьбы инновации превращаются в решающий фактор устойчивого развития регионов и страны в целом, поскольку они обеспечивают приспособляемость, адаптивность территорий к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и внешней среды. Инновационная политика заключается в предвидении изменений ресурсного потенциала региона и выработке решений, обеспечивающих устойчивое региональное развитие на основе стимулирования воспроизводства, обновления и модернизации производительных сил.

Реализация региональной инновационной политики неизбежно связана с инвестированием, т.е. осуществлением инвестиций. По экономическому содержаниюрегиональные инвестицииэто часть ресурсов региона, которые сознательно изымаются из потребления и вкладываются в расширение или модернизацию производства (новые технологии, оборудование, методы организации хозяйственной деятельности и т.п.) в расчете на получение прибыли в будущем.

Таким образом, в самом общем смысле региональная инвестиционная политикаэто совокупность действий экономических агентов по обеспечению условий простого и расширенного воспроизводства капитальных ресурсов в регионе. Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации. Характер инвестиционной политики определяется силой государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к числу которых относятся налоговая, финансово-кредитная, амортизационная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, а также правовое поле и общий административный уклад. Если инвестиционная политика носит инновационный характер, то речь идет обинвестиционно-инновационной политике.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованнуюи неформализованную государственную инвестиционную политику. При этомформализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки и способы амортизации оборудования, методы учета основных фондов и т.п. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике.Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства) и относительно несистематизированной правовой базой в сфере инвестиционного процесса.

По типу управления различают либеральнуюицентрализованнуюинвестиционную политику.Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционных процессов, развитая вертикальная система инвесторов (государство – финансовые институты – бизнесмены – мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.) и развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор – объект инвестирования», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Необходимо указать, что либеральный тип инвестиционной политики – это гипотетическая идеализированная модель реализации инвестиционного процесса, которая на практике существовать принципиально не может.

Современные государства (в том числе с развитой рыночной экономикой) все чаще и охотнее прибегают к реализации централизованной инвестиционной политики, основная черта которой – использование прямых (в том числе административных) методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса.

На практике речь может идти о смешанной инвестиционной политике, сочетающей в себе элементы либеральной и централизированной формы осуществления инвестиционной деятельности. В то же время статистика свидетельствует о том, что в настоящее время даже в странах с либерально-рыночной экономикой акцент достаточно быстро и уверенно смещается в сторону централизированного планирования и централизированной инвестиционной политики (см. п. 2.1), что ставит под серьезное сомнение провозглашаемый ими их либерально-рыночный статус.

Читайте также  Сделать инвестицию в памм счет

Целями текущей инвестиционной политикидля регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы, (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются:

эффективность, поскольку направляемые в экономику региона инвестиции должны приносить достаточную прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта и периодом его реализации, а также привлекаемыми под него ресурсами;

достижение структурного равновесия, что обеспечивает сбалансированное развитие регионов и отраслей в них;

целенаправленность, обусловленная ограниченностью инвестиционных ресурсов и возможностью реализации конечного числа проектов;

общенациональная значимость, предполагающая реализацию в процессе инвестирования той или иной национальной идеологии и общегосударственных интересов, что возможно лишь в условиях формирования такого подхода со стороны государственных органов власти страны и региона.

Региональная экономика, инвестиции, инновации, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации

АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Вопросы современной экономики» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Региональная экономика: теория и практика» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Contemporary Economics»(г. Варшава, Польша), входит в БД SCOPUS

Журнал «Economic Annals»(Belgrade, Serbia ), входит в БД SCOPUS

Редакция журнала «Экономика и предпринимательство» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Международные научные исследования» (г. Москва, Россия)

Редакция журнала «Вестник Российской нации» (г. Москва, Россия)

Программный и организационный комитет конференции

Программный комитет конференции

Крохина Юлия Александровна — д.ю.н., профессор, Директор НИИ Счетной палаты РФ – Председатель Программного комитета (г. Москва)

Васильева М.В. – д.э.н., доцент, генеральный директор АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение», Председатель Оргкомитета (г. Москва)

Головина Татьяна Александровна — д.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс», зам. заведующего кафедрой по учебно-методической работе (г. Орел)

В.А. Горохова- генеральный директор ИД «Финансы и кредит», (г. Москва)

Парфенова Людмила Борисовна — д.э.н., профессор, декан экономического факультета, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова сопредседатель Оргкомитета (г. Ярославль)

Греков Игорь Евгеньевич — д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы, денежное обращение, кредит и банки» ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» (г. Орел)

Victor Martinez Reyes
Florida International University, USA

Киреева Елена Федоровна — д.э.н., профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ, г. Минск, Беларусь)

Кононов Анатолий Михайлович — д.ю.н., профессор, заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД (г. Москва)

Маркова Вера Дмитриевна — д.э.н., профессор, заведующая сектором Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (ИЭОПП СО РАН), сопредседатель Оргкомитета (г. Новосибирск)

Дегтярева Ирина Викторовна — д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа)

Shelby D. Hunt
Texas Tech University , USA

Приглашают Вас принять участие

в Международной научно-практической конференции

«Региональная экономика, инвестиции, инновации, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации»

с возможностью публикации своих статей в журналах:

4 ноября
Москва, 2013

Форма участия: заочная.
ВНИМАНИЕ! (форма проведения в печатном сборнике материалов не упоминается).

Рабочие языки конференции: русский и английский.

ВНИМАНИЕ! Место проведения — г. МОСКВА (соответствует месту издания сборника материалов конференций).

Принимаются результаты научных исследований по:

СЕКЦИЯ 1. Теория управления экономическими системами.

СЕКЦИЯ 2. Экономические теории.

СЕКЦИЯ 3. Мировая экономика.

СЕКЦИЯ 4. Менеджмент.

СЕКЦИЯ 5. Маркетинг.

СЕКЦИЯ 6. Управление инновациями и инновационной деятельностью.

СЕКЦИЯ 7. Региональная экономика, устойчивое развитие регионов.

СЕКЦИЯ 8. Логистика.

СЕКЦИЯ 9. Экономика народонаселения и демография.

СЕКЦИЯ 10. Экономика труда и управление персоналом.

СЕКЦИЯ 11. Экономика и управление качеством.

СЕКЦИЯ 12. Экономическая безопасность.

СЕКЦИЯ 13. Экономика природопользования.

СЕКЦИЯ 14. Ценообразование.

СЕКЦИЯ 15. Бухгалтерский, управленческий учет и аудит.

СЕКЦИЯ 16. Финансы и налоговая политика.

СЕКЦИЯ 17. Финансовые рынки и инвестиции.

СЕКЦИЯ 18. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленности, АПК и сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и информатики, сферы услуг).

СЕКЦИЯ 19. Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием.

СЕКЦИЯ 20. Стратегия устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов.

СЕКЦИЯ 21. Правовое регулирование социально-экономи­ческих отношений.

СЕКЦИЯ 22. Инновационный потенциал современной экономики.

СЕКЦИЯ 22. Механизмы государственной инновационной политики.

СЕКЦИЯ 23. Инфраструктура инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 24. Теория и практика управления инновациями.

СЕКЦИЯ 25. Проблемы коммерциализации инноваций.

СЕКЦИЯ 26. Бенчмаркинг в инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 27. Инновационная деятельность вузов.

СЕКЦИЯ 28. Опыт создания малых инновационных предприятий.

СЕКЦИЯ 29. Инновации в строительной отрасли.

СЕКЦИЯ 30. Инновации в промышленности.

СЕКЦИЯ 31. Инновации в машиностроении и энергетике.

СЕКЦИЯ 32. Инновации в химии, фармацевтике, медицине.

СЕКЦИЯ 33. Инновации в сфере услуг.

СЕКЦИЯ 34. Инновационные образовательные технологии.

СЕКЦИЯ 35. Управление социальными инновациями.

СЕКЦИЯ 36. Информационно-коммуникационные технологии.

СЕКЦИЯ 37. Технологии XXI века.

Читайте также  Нужны инвестиции для сельского хозяйства

СЕКЦИЯ 38. Формирование инновационных компетенций выпускников вузов.

СЕКЦИЯ 39. Законодательство в сфере инновационной деятельности.

Секция 40. Развитие инновационных технологий в региональном аспекте.

Секция 41. Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики.

На конференцию необходимо прислать:

1) Материалы конференции объемом не менее 10 стр. для публикации в РЕЦЕНЗИРУЕМОМ СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ ТРУДОВ (в соответствие с требованиями ВАК РФ). Обложка — полноцвет, корректура, редактура и верстка текста, дизайн, макет. Сборнику научных трудов присваивается международный индекс ISBN, индексы ББК, УДК. Сборник научных трудов рассылается по основным библиотекам России и зарубежья, в библиотеки ведущих ВУЗов. 17 обязательных экземпляров будут отправлены в Книжную Палату РФ. Размещается в НЭБ, что повысит Ваш РИНЦ.

2) Заявку участника (форма приведена ниже).

Внимание! Участники конференции, оплатившие орг. взнос, получают возможность публикации своих статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, или зарубежных научных журнала в приоритетном порядке.

Стоимость ВАК публикации от 11000 рублей, срок публикации — 4-8 недель.

Стоимость публикации в зарубежном журнале SCOPUS — 25000 рублей. Статьи нужно присылать на русском языке. Перевод статей на англ. язык осуществляется Оргкомитетом. Стоимость перевода — 500 р/1800 знаков с пробелами.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ и статьи проходят научное рецензирование.

Внимание! Материалы, предоставляемые для публикации в сборнике трудов, ВАК статьи и статьи для зарубежных журналов, должны быть различными (текст, название, объем, оформление и новизна).

Все участники научной конференции получают сертификат участника конференции в г. Москва с указанием темы доклада.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ:

оплачивается организационный взнос – 1000 рублей, который включает:

расходы оргкомитета на проведение конференции;

расходы на рецензирование и корректуру;

оформление и выдача именного сертификата участника конференции;

почтовая рассылка сборников и авторских экземпляров журналов;

размещение сборников в НЭБ.

Дополнительно оплачивается:

публикация в сборнике материалов конференции — 220 рублей за 1 страницу 14 шрифтом, интервал 1,5;

дополнительные экземпляры сборника трудов — 400 рублей и сертификаты соавторам — 150 рублей.

К публикации в сборнике научных трудов конференции принимаются тексты докладов объемом не менее 10 страниц текста (согласно новым требованиям ВАК РФ.

Требования к материалам, направляемым в рецензируемый сборник научных трудов:

— целостный материал научного содержания, содержащий результаты оригинальных исследований автора;

— материал должен содержать аннотацию и ключевые слова (на русском и английском языках), краткое введение и заключение (выводы);

— при цитировании обязательна ссылка на источник (оформляется в виде сноски, содержащей все необходимые атрибуты библиографического описания).

Формат текста: Word for Windows – 95/97/2000. Формат страницы: А4 (210×297 мм). Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора (ов). На следующей строке – ученое звание, ученая степень и должность каждого автора, полное название организации, город. После отступа в 1 интервал следует аннотация (не более 500 символов) и ключевые слова (не более 10) на русском и английском языках, за которой через 2 интервала – текст, печатаемый через полуторный интервал , абзацный отступ – 1,5 см, выравнивание по ширине. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 13 пт). Формулы необходимо нумеровать. Наличие списка литературы обязательно. С писок литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 . Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 277]. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается. Не принимаются сканированные тексты, формулы, рисунки и таблицы.

Заявка размещается после списка литературы и не входит в общий объем публикации.

Проблемы оценки эффективности инновационно-инвестиционного развития региона

Problems of assessing the effectiveness of innovation and investment development of the region

Спицын Владислав Владимирович
кандидат экономических наук, доцент
Томский политехнический университет
spitsin_vv@mail.ru

Проблемы определения эффективности инновационно-инвестиционного развития являются крайне актуальными для регионов России. Решение этих проблем и формирование работоспособной системы показателей позволят оценить эффективность текущего функционирования инновационной системы региона и степень реализации поставленных задач и целей инновационного развития. Автором показано, что предложенные показатели могут быть также использованы при формировании критериев выбора приоритетов инновационно-инвестиционного развития региона и прогнозирования результатов их реализации.

региональное развитие, инновации, инвестиции, эффективность деятельности

Spitcin Vladislav Vladimirovich
PhD, Associate Professor
Tomsk Polytechnic University
spitsin_vv@mail.ru

Problems of definition of efficiency of innovative — investment development are the extremely actual for regions of Russia. The decision of these problems and formation of efficient system of parameters will allow to estimate efficiency of the current functioning of innovational system of region and a degree of realization of tasks in view and the purposes of innovational development. By the author it is shown, that the offered parameters can be used also at formation of criteria of a choice of priorities of innovative — investment development of region and forecasting of results of their realization.

Читайте также  Проблемы поиска и привлечения инвестиций

regional development, innovations, investments, efficiency of activity

Проблемы определения эффективности инновационно-инвестиционного развития являются крайне актуальными для регионов России. Решение этих проблем и формирование работоспособной системы показателей позволят оценить эффективность текущего функционирования инновационной системы региона и степень реализации поставленных задач и целей инновационного развития. Предложенные показатели могут быть также использованы при формировании критериев выбора приоритетов инновационно-инвестиционного развития региона и прогнозирования результатов их реализации.

В общем случае, говоря об оценке эффективности экономической деятельности, можно рассматривать следующие подходы к ее определению:

  • определение результативности, эффективности и оптимальности экономической деятельности [1];
  • определение эффективности различных видов экономической деятельности (в нашем случае – различных инновационных кластеров);
  • определение эффективности отдельных субъектов, стадий или этапов экономической деятельности.

Эти подходы с учетом определенной специфики применимы к оценке эффективности инвестиционной деятельности на уровне отдельных инвестиционных проектов, предприятий и региона. Так, существуют «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [2], в которых достаточно подробно описываются:

Методические рекомендации дополняются разработками российских ученых по обоснованию приоритетов развития на уровне отраслей, чтобы исключить распыление инвестиционных ресурсов между проектами различной отраслевой направленности. Здесь используются показатели экономического, социального и бюджетного эффектов, соотношения суммы этих эффектов и затрат (показатель региональной эффективности), показатели фондоотдачи и фондоемкости различных отраслей промышленности, экспертные методики обоснования приоритетов развития на уровне отраслей (подробно рассмотрены в работе [3]). Комплексной характеристикой региональной инвестиционной системы является инвестиционный климат. Его оценка по широкому перечню показателей дает представление об эффективности управления инвестиционной деятельностью, инвестиционных ресурсах региона, степени развития инфраструктуры, взаимоотношениях с внешней средой, рисках, позволяет сформировать инвестиционный рейтинг и проранжировать по нему регионы страны.

Все вышеназванные подходы целесообразно использовать при комплексной оценке эффективности инновационно-инвестиционного развития региона с учетом специфики инновационной деятельности и инновационного развития.

Если инновации рассматривать в узком смысле – как новую наукоемкую продукцию, получившуюся в результате научно-исследовательской и научно-технической деятельности, инновационное развитие региона определить как формирование новых направлений его развития по соответствующим инновационным продуктам (отраслям), которые приводят к изменению структуры экономики территории, а под инвестициями понимать только вложения в основные фонды и нематериальные активы инновационных предприятий, то задача оценки эффективности инновационно-инвестиционного развития несколько упрощается.

Тогда под результативностью функционирования и развития инновационных предприятий можно понимать объем их продукции и темпы его роста, долю производства инновационной продукции в общем объеме регионального производства и ее динамику, объем полученной прибыли и созданной ВДС инновационными предприятиями, число быстрорастущих инновационных фирм («») и их долю в общем объеме регионального производства. Эффективность функционирования инновационной системы региона может быть оценена по критериям эффективности Методических рекомендаций, показателям региональной эффективности, фондоотдачи и фондоемкости. Спецификой оценки инновационно-инвестиционного развития региона является необходимость учитывать в качестве эффекта объем прямых внешних инвестиций в инновационные предприятия. Более того, приток финансовых ресурсов извне продуцирует синергетический эффект в экономике региона.

Для определения результативности и эффективности функционирования различных инновационных кластеров, их сравнения друг с другом целесообразно использовать предложенные выше показатели, определяемые на уровне кластера. Кроме того, необходимо оценивать показатели, характеризующие внутреннюю структуру кластера (уровень локализации, глубину, ширину, плотность кластера) [4], а также тесноту связей между инновационными предприятиями кластера по обмену информацией и опытом, реализацией совместных проектов, совместным выполнением заказов [5].

Эффективность функционирования различных субъектов инновационной деятельности предполагает оценку деятельности региональных органов власти, осуществляющих регулирование инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры региона, взаимодействия региона с внешней средой (каналы привлечения инвестиций, продвижения продукции, трансферт технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов и т.д.).

Также в ходе комплексной оценки необходимо исследовать инновационный потенциал региона, который в значительной мере обусловлен уровнем развития трех составляющих:

Однако даже при вышеописанных допущениях, рассматривающих инновации и инвестиции в узком смысле, при оценке эффективности инновационно-инвестиционного развития региона возникает множество проблем:

В итоге комплексная оценка эффективности инновационно-инвестиционного развития либо не осуществляется, либо осуществляется органами власти региона в рамках своей территории. Отсутствие инновационных рейтингов регионов России и возможности сравнения результатов инновационного развития оказывает негативное влияние на эффективность его регулирования со стороны органов власти субъектов РФ и обоснованность выбора приоритетов инновационного развития.

В заключении отметим, что принятое нами допущение при определении инноваций критикуется многими российскими и зарубежными учеными. Действительно, региону не важно, какая новая отрасль или продукция (связанная с наукой или нет) приносит ему денежные средства. И в широком смысле слова инновационное развитие региона следует понимать как создание новых для данного региона продуктов, производств и предприятий, а также выход на новые рынки сбыта своей продукции, которые приводят к изменению структуры экономики территории. Исходя из такого определения, к инновационным направлениям развития могут быть отнесены и традиционные отрасли, которые в данном регионе ранее не были развиты или вышли на внешние рынки сбыта своей продукции (туризм, разработка новых месторождений полезных ископаемых и другие). Также дело обстоит и с инвестициями. В них необходимо учитывать расходы на создание инфраструктуры, командировки, участие в конференциях и выставках и другие затраты. С учетом этих уточнений существующие статистические показатели оказываются неприемлемыми для оценки инновационного развития региона.

Источники: http://studfiles.net/preview/5707544/page:28/, http://russian-science.info/regionalnaya-ekonomika-investicii-innovacii-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-teoriya-metodologiya-i-koncepciya-modernizacii, http://eee-region.ru/article/1405/

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто