РПП лекции. Лекция 1 (10. 02. 2010) Правовое регулирование инвестиционной деятельности Лекция 2 (12. 02. 2010) Инвестиционная деятельность
Тема: «Инвестиционная деятельность»
Объекты:
В соответствии с законодательством РФ, объектами инвестиционной деятельности могут быть любые материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, приносит прибыль или дает иной полезный эффект.
Специальные законодательные акты РФ определяют специфические требования к объектам.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Государство выступает в двоякой роли.
Основной федеральный орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит нормативное регулирование – Министерство экономического развития:
1. Выработка государственной политики;
2. Нормативно-правовое регулирование в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.
Структурным подразделением Министерства является Департамент федеральных целевых программ и государственных инвестиций.
Направления воздействия :
1. Бюджетные инвестиции – государство вкладывает инвестиции в объекты.
Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества. Могут осуществляться (вкладываться) в объекты частной и муниципальной собственности.
Ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных муниципальных учреждений и государственных муниципальных предприятий предусматриваются долгосрочными целевыми программами, а также решениями Правительства РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Если сумма бюджетных инвестиции составляет более 1,5 млрд. рублей – решение принимает только Правительство РФ.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1202 «Об утверждении правил осуществления в 2010 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федерального государственного унитарного предприятия»
Размер бюджетных инвестиций предусматривается соответствующим законом о бюджете.
В законе о федеральном бюджете на 2010 год – приложение №9 – распределение бюджетных ассигнований.
Представление бюджетных инвестиций государственному или муниципальному унитарному предприятию влечет увеличение уставного фонда предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения либо увеличение стоимости основных средств предприятия, действующего на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для осуществления бюджетных инвестиций.
Статья 179.1 БК РФ предусматривает формирование адресной инвестиционной программы для бюджетного инвестирования (программа, в которой определяются конкретные объекты, средства и суммы).
Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года № 1029-ПП «Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2010 год»
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 619 «О формирование и реализации адресных инвестиционных программ»
Бюджетные инвестиции могут также предоставляться юридическим лицам, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями.
Ст. 80 БК РФ – предоставление бюджетных инвестиции юридическим лицам, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями или учреждениями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных/складочных капиталов таких юридических лиц.
Действие данной нормы приостановлено с 1 января 2010 года по 1 января 2011 федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 314-ФЗ
2. Предоставление бюджетных инвестиций за счет средств инвестиционного фонда
Инвестиционный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на основании принципов государственно-частного партнерства.
Правила формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 года № 134 (посл. изм. 31 декабря 2009 – в силу еще не вступили (вступают в силу через 3 месяца после опубликования документа)).
Бюджетные ассигнования из инвестиционного фонда предоставляются в форме:
1. Бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
2. Бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении;
3. Представление субсидий на софинансирование разработки проектной документации;
4. Предоставление субсидий субъектам РФ.
3. Привлечение частных инвестиций в объекты недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности
Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 года № 505 — Положение «Порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений о дачи согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности»
Инициатором может выступить государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Инвестиционным договором должен быть определен объем имущественных прав сторон, в том числе на помещение поступающей в собственность РФ, а также на помещение, поступающие в собственность инвестора либо передающиеся ему на условиях долгосрочной аренды на срок до 49 лет.
Порядок детально определен Приказами Минэкономразвития от 6 марта 2008 года №60 — №64: типовая форма инвестиционного проекта, задание на оценку рыночной стоимости права заключения инвестиционного договора, порядок проведения аукциона на право заключения договора, форма отчета исполнения инвестиционного договора, порядок проведения конкурса по отбору организаторов проведения аукциона (торгов)
4. Проведение экспертиз инвестиционных проектов
Виды – градостроительная, экологическая экспертизы и др.
Возможные и негосударственные экспертизы, но только лицами, аккредитованными органами исполнительной власти на такую деятельность.
5. Проверка эффективности инвестиционных проектов
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальное вложение»
6. Лицензирование отдельных видов деятельности
7. Техническое регулирование посредством разработки технических регламентов и стандартов
8. Саморегулирование в сфере инвестиционной деятельности
9. Проведение конкурсов и аукционов на право реализации инвестиционных проектов
Постановление Правительства Москвы от 20 мая 2008 года № 417-ПП «О дальнейшем развитии системы подготовки и проведении торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории Москвы» (посл. изм. от 30 июня 2009 года)
Единый реестр контрактов и торгов г. Москвы на базе автоматизированной системе.
10. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности
В Москве организована постоянная выставка-ярмарка по объектам инвестиционной деятельности (Пречистенка, д.1)
Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений
ФЗ от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (посл. изм. 30 июня 2008 года)
По концессионному соглашению, одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), права собственности на который принадлежит или будет принадлежать другой стороне – концеденту. Концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием эксплуатация объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления данной деятельности.
Концессионное соглашение – смешанный договор.
Правительством РФ утверждаются типовые концессионные соглашения, на основе которых заключаются реальные концессионные соглашения (зафиксировано 13 – ниже последнее из них).
Постановление от 14 февраля 2009 года № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»
Сторонами концессионного соглашения являются:
Концедент:
1. РФ (от имени которого выступает орган исполнительной власти федерации)
2. Субъект РФ (от имени которого выступает орган исполнительной власти субъекта федерации)
3. Муниципальное образование (от имени которого выступает орган местного самоуправления)
Концессионер:
1. Индивидуальный предприниматель;
2. Российское или иностранные юридическое лицо
3. Действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества 2 и более юрлиц.
Перечень объектов концессионных соглашений определен ст. 4 закона (13 пунктов).
В настоящее время Правительством РФ принято решение о заключении ряда концессионных соглашений, одно из которых уже заключено – 11 ноября 2009 года (автомобильная дорога)
ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (ст. 38 – строительство автомобильных дорог по концессионному соглашению).
Постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 года № 720-ПП «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы»
Концессионное соглашение заключается с победителем конкурса и порядок проведения этого конкурса подробно освещен в законе «О концессионном соглашении». Любопытно: в законе есть положение, что концессионное соглашение может быть заключено и без проведения конкурса, если конкурс был признан несостоявшимся.
Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионерам концеденту в период использования эксплуатации объекта концессионного соглашения.
Концессионная плата может вноситься :
- В твердой сумме платежей периодически или единовременно
- Долей продукции или доходов, получаемых концессионером по концессионному соглашению
- Передачей концеденту в собственность имущества концессионеру.
Возможно различное сочетание платы.
В случае реализации концессионером товаров, работ, услуг по регулируемым ценам, а также в случае принятия концедентом на себя части расходов на создание или реконструкцию объекта, концессионная плата может не предусматриваться.
Срок концессионного соглашения устанавливается с учетом срока создания или реконструкции объекта и срока окупаемости инвестиций.
Бюджетное инвестирование
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 1348 раз
Библиографическое описание:
Деркач Д. Д., Студенова М. П., Доценко О. С. Бюджетное инвестирование // Вопросы экономики и управления. 2016. №4.1. С. 8-11. URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/ (дата обращения: 16.01.2019).
Государство всегда было и будет инвестором. В бюджете страны размер инвестиций, направления инвестирования законодательно закрепляются на определенный период. Бюджетные инвестиции это средства, направляемые в создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования в различных областях его деятельности. Бюджетные инвестиции подразделяются на: экономические инвестиции; социальные инвестиции; экологические инвестиции; инвестиции в оборону и безопасность страны. Документ, регулирующий бюджетное финансирование инвестиций, называется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В его разделе «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» выделены подразделы:
- Бюджетные инвестиции;
- Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
- Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.
В 2005 году в России создали Инвестиционный фонд, как часть бюджета, призванного выполнять планы государственного инвестирования по указанным выше направлениям в рамках, новой формы сотрудничества государства с частным капиталом, государственно-частного партнерства.
Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой — обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях меняющейся экономической среды. Решение этих задач требует осуществления инвестиций, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и государства. В современных условиях именно инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, активизируя спрос в краткосрочном плане и расширяя производственные возможности — в долгосрочном. В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором.
13 апреля 2007 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса. Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января2008 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций. Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета. Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий. Созданный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ призван стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов на основе государственно- частного партнерства. На со временном этапе необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства [1, с. 12].
Как показывает международная практика, реализация крупномасштабных проектов невозможна силами только государства, или только бизнеса. Инвестиционные проекты подлежат отбору по количественным параметрам, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Минимальная сметная стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., частный инвестор обязан вложить в проект не менее 25 % средств, при этом рентабельность должна составлять не менее 4 % и не более 11 %. Средства ИФ РФ предназначены для наименее окупаемой части комплексных инвестиционных проектов — строительства инфраструктуры. Это значит, что каждый инвестированный государством рубль привлекает четыре рубля частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 150 тыс. новых рабочих мест, а суммарный объем поступлений в федеральный бюджет в течение ближайших 10 лет превысит 470 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем объем государственной поддержки, предоставляемой инвестиционным проектам; кроме того, около 400 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов РФ в качестве налоговых отчислений.
Выделение средств из ИФ — трехформатное:
- прямое со финансирование проектов;
- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
- система государственных гарантий.
В результате к реализации с использованием средств ИФ РФ в 2006–2007 гг. было одобрено 24 инвестиционных проекта. Из них 45 % направлено на развитие транспортной инфраструктуры, 30 % — на развитие промышленных отраслей, 10 % — на реализацию проектов в области ЖКХ, 5 % — на создание инновационной инфраструктуры, 10 % — на модернизацию других отраслей [3, с. 36].
Первыми подобными инициативами стали проекты комплексного развития Приангарья, сооружения комплекса нефтеперерабатывающей и нефтехимических заводов в Нижнекамске, строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге и участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [4]. Следует отметить, что данные проекты являются приоритетными и имеют сложную динамику финансирования. Кроме того, в март е 2008 г. Правительством РФ было принято решение о возможности получения бюджетных средств для реализации региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. руб. Однако в 2008 г. не получил одобрения ни один проект, хотя на начало года было подано 75 заявок. В связи с вышесказанным предлагается два варианта решения проблемы.
Первый вариант — перевести алгоритм бюджетного инвестирования в режим инвестирования корпоративного. Второй вариант — выставить средства по всем закрепленным за ИФ проектам на конкурсы частных инжиниринговых и финансовых консорциумов. Как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций, целевые программы — действенный инструмент реализации государственной инвестиционной политики. Однако в Российской Федерации механизм их использования пока недостаточно эффективен. Механизм целевых программ не полностью соответствует требованиям программно-целевого планирования.
В РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, которая определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, использующихся в реализации федеральных целевых программ (программная часть), а также в решении от дельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом РФ или Правительством РФ (не программная часть.
Чтобы раскрыть подробнее содержание бюджетных инвестиций, целесообразно вкратце рассмотреть их классификацию и учет согласно бюджетному законодательству.
Прежде всего, как упомянуто выше, бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, то есть, согласно ст. 6 БК РФ, «выплачиваемые из бюджета денежные средства». Инвестиции в объекты недвижимости и инвестиции, имеющие долгосрочный характер, относятся к капитальным расходам. Согласно БК РФ (ст. 21, 79), подгруппы «Бюджетные инвестиции» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» единой классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, существуют инвестиции за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ст. 69, 69.1, 79, 80, БКРФ).
Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности, согласно перечню кодов и видов расходов бюджетной классификации выступают как капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной(муниципальной) собственности (код группы расходов 400) следующих видов:
Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н.
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества федеральной собственности в государственном оборонном заказе (вид расходов 411);
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 412);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в государственном оборонном заказе (вид расходов 413);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 414);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (вид расходов 415).
Таким образом, в зависимости от объекта, можно выделить бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленные на увеличение уже существующих объектов государственной (муниципальной) собственности, и бюджетные инвестиции, направленные на создание (приобретение) новых объектов. И в том, и в другом случае особым образом учитываются бюджетные инвестиции в сфере государственного оборонного заказа. См. также ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Вновь приобретенные (созданные) за счет бюджетных инвестиций объекты могут быть переданы на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным (муниципальным) учреждениям, унитарными предприятиям либо включены в общий нераспределенный массив казны.
Из бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета, выделяются бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд. рублей, бюджетные инвестиции федеральным загранучреждениям и унитарным предприятиям, независимо от стоимости, решение о которых принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Решение о прочих бюджетных инвестициях принимается в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств (ст. 79 БК РФ).
В бюджетном учете бюджетные инвестиции обособляются следующим образом: бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ). Бюджетные инвестиции капитального характера, выделяемые из федерального бюджета (иных бюджетных инвестиций законодательством не предусмотрено), включаются в федеральную адресную инвестиционную программу (ст. 179.1 БК РФ), которая также является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете.
Для всех бюджетных инвестиций, в том числе таких, которые адресуются юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или унитарными предприятиями, существует ясный характеризующий признак. Он заключается в том, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц — адресатов бюджетных инвестиций. Указанный признак бюджетных инвестиций ставит под сомнение правомерность отнесения их к расходам бюджета. Очевидно, что выплаты из бюджета, в форме инвестиций, должны сопровождаться поступлением (увеличением) нефинансовых активов. Таким образом, с точки зрения статистики государственных финансов (далее — СГФ) бюджетные инвестиции не являются чистыми расходами.
Итог исполнения бюджета, с точки зрения СГФ, будет выражаться в чистых активах (далее — ЧА), которые составляют сумму изменения нефинансовых (далее — НФА) и финансовых (далее — ФА) активов за вычетом изменения обязательств (далее — О).
Эти данные должны входить в баланс исполнения бюджета, который составляет часть бюджетной отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Код 300 согласно классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1БК РФ). То есть ЧА = изм. НФА + изм. ФА — изм. О.
Однако, баланс исполнения бюджета не является основным документом бюджетной отчетности. Итоговый отчет об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом власти, включает данные по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 264.1 БК РФ). Согласно действующим правилам бюджетного учета и отчетности, нефинансовые активы, в том числе полученные за счет бюджетных инвестиций, остаются за балансом бюджета, не влияют на итоговый отчет о его исполнении, который является итогом кассового движения денежных средств. Данное положение вещей оставляет без ответа неизбежно возникающий вопрос: насколько адекватно увеличение публичного имущества произведенным бюджетным инвестициям (расходам)?
Задача измерения результата инвестиций не является простой. Если вспомнить, что главным экономическим критерием инвестиций является будущий доход или экономия, то мы встаем перед необходимостью введения данного показателя в отчетность. Таким образом, результатом бюджетных инвестиций должно являться не увеличение массы публичного имущества (не денежной части казны), а будущая выгода. Действующее законодательство не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага от бюджетных инвестиций.
- Бюджетное послание Президента // Российская газета. URL: http: //www. rg. ru.
- Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 20 09. № 9 (345).
- Митрофанова И. В., Сизов Ю. И. Институциональные ловушки Инвестиционного Фонда Р Ф / / Финансы и кредит. 2009. № 3 (3 39).
- Инвестиции. Учебник для бакалавров / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2014.
Правовые основы бюджетных инвестиций
Самостоятельным видом расходов бюджетов, имеющим важное значение для эффективного развития российской экономики, выступают бюджетные инвестиции.
В системе бюджетных расходов бюджетные инвестиции связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных (муниципальных) запасов и резервов. Затраты на воспроизводство основных фондов включают расходы на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их реконструкцию, расширение или техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные проекты.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими финансирование капитальных вложений, являются БК (ст. 79, 80), Закон об инвестиционной деятельности и постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», соответствующие нормативные правовые акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.
Основаниями для предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий выступают долгосрочные целевые программы, а также нормативные правовые акты соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Названные органы наделены правом делегировать принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на инвестиции главным распорядителям бюджетных средств соответствующих бюджетов.
К исключительной компетенции Правительства РФ относится принятие решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 млн руб. и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, если названные объекты не включены в долгосрочные целевые программы.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 млн руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Бюджетным законодательством не допускается осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся соответственно к государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности.
Согласно Закону об инвестиционной деятельности капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Капитальные вложения могут направляться в объекты, находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением тех видов вновь создаваемого или модернизируемого имущества, инвестиции в которое не допускаются федеральным законодательством. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещаются. Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных или привлеченных денежных средств.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование капитальных вложений, используя для этого различные формы и методы, перечень которых установлен законодательством:
- o во-первых, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
- o во-вторых, прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, реализуемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета; формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.
Формы, методы и основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления реализуются только в рамках финансовой компетенции муниципальных образований. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
- o во-первых, создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- o во-вторых, прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; размещения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
По согласованию с органами местного самоуправления допускается их участие в финансировании проектов, осуществляемых Российской Федерацией и (или) ее субъектами.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления таких гарантий утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Расходы на финансирование капитальных вложений включаются в бюджет каждого уровня при соблюдении определенных условий. В федеральном бюджете расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются при условии включения их в соответствующие федеральные целевые программы, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ. В бюджетах субъектов РФ расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются при условии включения их в соответствующие региональные целевые программы, а также на основании предложений региональных органов исполнительной власти. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств региональных и местных бюджетов, направляемых на капитальные расходы, осуществляют органы, уполномоченные на то соответствующими субъектами РФ или представительными органами местного самоуправления.
Бюджетные инвестиции на особых условиях могут предоставляться и юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК). Осуществление капиталовложений в подобные предприятия влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц, что оформляется соответствующим образом как участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в уставных капиталах инвестируемых лиц. В проект бюджета капиталовложения на подобные цели включаются только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и инвестируемым юридическим лицом об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Созданные в результате инвестирования бюджетных средств объекты в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим государственным или муниципальным органам.
Для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, в составе расходов федерального бюджета формируется Инвестиционный фонд.
Бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории РФ, для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной документации на объекты капитального строительства, планируемые к реализации в рамках концессионных соглашений.
Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда не могут быть предоставлены для реализации проектов, по которым предусмотрены расходные обязательства Российской Федерации в соответствующем году.
Отбор проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда, осуществляется с учетом следующих принципов: обеспечение равных условий доступа к процедуре предоставления бюджетных ассигнований фонда; соответствие проектов критериям, установленным бюджетным законодательством; безубыточность проектов; разделение рисков государства и частных инвесторов; учет государственных и частных интересов.
Предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда может осуществляться в формах:
- а) осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
- б) предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности регионов, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
- в) предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений;
- г) направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении;
- д) предоставления государственных гарантий Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме кредита, привлекаемого в кредитных организациях;
- е) направления денежных средств в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах РФ.
Отбор проектов осуществляется на основе показателей финансовой, бюджетной и экономической эффективности.
Финансовый контроль и мониторинг за реализацией инвестиционных проектов осуществляется Минрегионом России. По результатам финансово-контрольных мероприятий может быть принято решение об изменении объема финансирования проекта, а также о приостановлении реализации проекта или ее полном прекращении.
Ответственность за целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств из Инвестиционного фонда несут ответственные исполнители проектов на основании БК. Если ответственным исполнителем является федеральный орган исполнительной власти, то его руководитель несет персональную ответственность за реализацию инвестиционного проекта, достижение намеченных целей, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение инвестиционного проекта средств.
В целях повышения эффективности капиталовложений, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, и реализации приоритетных инвестиционных проектов было создано государственное предприятие — Российская финансовая корпорация. Названная корпорация наделена функциями агента Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и коммерческой основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, направляемых на инвестиционные цели. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется Российской финансовой корпорацией за счет средств российских и иностранных инвесторов.
Для мобилизации средств юридических лиц и граждан в инвестиционные проекты Российская финансовая корпорация имеет право эмитировать и размещать ценные бумаги.
Средства Инвестиционного фонда, находящегося в распоряжении Российской финансовой корпорации, формируются за счет средств федерального бюджета и кредитов Банка России, направляемых на финансирование капитальных вложений, части средств внебюджетных фондов, предназначенных для осуществления отраслевых инвестиционных программ, а также средств, аккумулируемых самой корпорацией.
Для выполнения возложенных задач Российская финансовая корпорация осуществляет ряд функций, основными из которых являются:
- o конкурсный отбор и экспертиза инвестиционных проектов, обеспечивающих приоритетные направления структурной перестройки экономики, осуществляемых за счет средств корпорации;
- o предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов за счет государственных средств, предназначенных на централизованные капитальные вложения, ресурсов Банка России, а также привлеченных корпорацией средств;
- o установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;
- o организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств;
- o привлечение на коммерческой основе средств инвесторов, в том числе иностранных;
- o предоставление по поручению Правительства РФ государственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;
- o использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая их размещение на конкурсной основе, в порядке, установленном действующим законодательством.
Финансово-инвестиционные компании могут создаваться и на уровне субъектов РФ для реализации целей, аналогичных целям Российской финансовой корпорации.
Таким образом, государство осуществляет финансирование капитальных вложений с учетом потребностей развития экономики, сохраняя при этом императивные методы воздействия на инвестиционные процессы.
Источники: http://topuch.ru/lekciya-1-10-02-2010-pravovoe-regulirovanie-investicionnoj-dey/index2.html, http://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/, http://studme.org/1635100612482/pravo/pravovye_osnovy_byudzhetnyh_investitsiy
Источник: