Рекомендации по оценке эффективности инвестиций

Методические рекомендации Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору для финансирования

Министерство экономики РФ

Министерство финансов РФ

31 марта 1994 г.

по оценке эффективности инвестиционных проектов

и их отбору для финансирования

(утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47)

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ .. 2

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ .. 3

3. КОММЕРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . 6

4. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . 11

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . 12

6. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ .. 15

Приложение 1 . 17

Приложение 2 . 22

Приложение 3 . 25

Приложение 4 . 25

Приложение 5 . 27

Приложение 6 . 33

Приложение 7 . 37

Приложение 8 . 43

Приложение 9 49

Методические рекомендации, подготовлены в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 15 июля 1993 г. № 683, и ориентированы на унификацию методов оценки эффективности инвестиционных проектов, в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.

Рекомендации основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике, и согласуются с методами, предложенными ЮНИДО. В них используются также подходы, выработанные при создании отечественных методик, в частности «Методических рекомендаций по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса» (коллектив авторов под редакцией член-корр. РАН Д.С. Львова, М. 1988).

Методические рекомендации подготовлены специалистами Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПСиЭС), Всероссийского НИИ технико-экономических исследований в промышленности (ВНИИ Информэлектро), Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ), Российской финансовой корпорации, Института системного анализа РАН (ИСА), Всероссийского НИИ экономических проблем науки и техники (ВНИИ ЭПРАНТ), Института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО), Научно-производственного и координационно-внедренческого Центра территориальных инвестиционных исследований и разработок (НПКВЦ «Теринвест»), Государственной инвестиционной корпорации, Российского агентства по международному сотрудничеству и развитию (РАМСИР), Института повышения квалификации руководящих кадров при Правительстве РФ.

При подготовке методических рекомендаций использовались материалы консультативных фирм АЛЬТ, ИНТЭКС и Российской Ассоциации оценщиков.

В обсуждении методических рекомендаций принимали участие сотрудники и специалисты Госстроя РФ, Минэкономики РФ, Минфина РФ, Роскоммаша, Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), Института проблем управления, Российского банка проектного финансирования, Московского центра ЮНИДО, консультативных фирм ЭРНСТ и ЯНГ, АКиМ, МЕНАТЕП-ИМПЕКС и других организаций.

Авторский коллектив: Г. Шахназаров (руководитель) Г.Г. Азгальдов, Н.Г. Алешинская, К.Б. Борисова, В.Г. Введенский, П.Л. Виленский, Р.П. Вчерашний, Л.А. Козлов, В.А. Королев, В.В. Коссов, В.Г. Клейнер, В.Н. Лившиц, Я.М. Лотош, И.И. Меламед, Г.П. Писчасов, Я.А. Рекитар, Т.Б. Румянцева, Э.Б. Саприцкий, С.А. Смоляк.

Авторы выражают свою благодарность А.Б. Абелину, Г.Я. Богуну, В.А. Вашанову, А.Г. Витину, А.А. Водянову, А.Б. Залесскому, А.Н. Игнатенко, В.П. Караваеву, В.Г. Киевскому, В.В. Костырко, О.А. Косякову, З.А. Котляру, А.А. Краснопивцеву, Г.О. Куранову, В.Д. Ложкину, В.М. Лушину, С.И. Лушину, А.А. Малыгину, Е.В. Поповой, В.В. Соколову, А.О. Степуну, А.Е. Федченко, Е.Г. Чистякову, Л.Н. Шапошникову, представившим ценные материалы, предложения и замечания к настоящим Рекомендациям.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.1. Методические рекомендации (далее Рекомендации) содержат систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки и реализации, применяемых на различных уровнях управления.

1.2. Рекомендации предназначены для: предприятий, организаций, объединений и иных юридических лиц — участников инвестиционных проектов независимо от форм собственности;

разработчиков инвестиционных проектов;

органов управления федерального, регионального и/или местного уровня;

других участников разработки и реализации инвестиционных проектов, а также лиц и организаций, осуществляющих экспертизу таких проектов.

1.3. Рекомендации ориентированы на решение задач:

оценки реализуемости и эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки;

обоснования целесообразности участия в реализации инвестиционных проектов заинтересованных предприятий, банков, российских и иностранных инвесторов, федеральных и региональных органов государственного управления;

сравнения вариантов проекта (в том числе — вариантов, различающихся организационно-экономическим механизмом реализации); государственной, отраслевой и других видов экспертиз инвестиционных проектов.

1.4. Рекомендации опираются на основные принципы и сложившиеся в мировой практике подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, адаптированные для условий перехода к рыночной экономике.

Главными из них являются:

моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияния реализации проекта на окружающую природную среду и т.д.;

определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей (см. п. 2.8);

приведение предстоящих разновременных расходов и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде;

учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

1.5. Рекомендации учитывают:

необходимость единообразного подхода к оценке различных инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных источников;

добровольность вхождения хозяйствующих субъектов в число участников реализации инвестиционного проекта;

многообразие интересов участников инвестиционного проекта;

самостоятельность предприятий при отборе инвестиционных проектов и способов их реализации;

необходимость максимального устранения влияния неполноты и неточности информации на качество оценки эффективности инвестиционных проектов.

1.6. Общие принципы, положенные в основу настоящих рекомендаций, применимы независимо от отраслевых или региональных особенностей.

1.7. Рекомендации ориентированы на использование вычислительных систем, реализующих изложенные в них методы ( Приложение 8).

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ

Настоящий раздел содержит методологические основы оценки эффективности и общий вид расчетных формул. Конкретное использование этих методов и формул содержится в разделах 3- 5 Рекомендаций.

2.1. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.

2.2. Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта: показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

2.3. В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды. *

* Методы экологического обоснования инвестиционных проектов, а также измерение и способы их стоимостной оценки описаны в специальных рекомендациях и инструкциях. Измерение и оценку социальных последствий — см. в Приложении 4 .

2.4. Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом: продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;

средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;

достижения заданных характеристик прибыли (массы и/или нормы прибыли и т.д.);

Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год.

2.5. Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидационной.

2.6. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены.

2.6.1. Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени . Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.

Читайте также  Развитие компаний на современном рынке инвестиций

Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится, как правило, на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей.

2.6.2. На стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта обязательным является расчет экономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Одновременно рекомендуется осуществлять расчеты в других перечисленных в п. 2.6. видах цен.

Прогнозная цена Ц(t) продукции или ресурса в конце t-го шага расчета (например, t-ого года) определяется по формуле:

(2.1)

где Ц(б) — базисная цена продукции или ресурса;

J(t,tн) — коэффициент (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-ого шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены).

По проектам, разрабатываемым по заказу органов государственного управления, значения индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов следует устанавливать в задании на проектирование в соответствии с прогнозами Минэкономики РФ.

2.6.3. Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и результатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции.

Расчетные цены получаются путем введения дефилирующего множителя, соответствующего индексу общей инфляции (см. Приложение 5).

2.6.4. Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в рублях или устойчивой валюте (доллары США, ЭКЮ и т.п.).

2.6.5. При разработке и сравнительной оценке нескольких вариантов инвестиционного проекта, необходимо учитывать влияние изменения объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потребляемых ресурсов.

2.7. При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. *

* В Рекомендациях предусмотрено приведение к моменту времени t=0, непосредственно после первого шага. Возможно, однако, приведение к фиксированному моменту (например, при сравнении проектов, начинающихся в различные моменты времени).

Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал ( Приложение 5).

Технически приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-ом шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования аt, определяемый для постоянной нормы дисконта Е как:

(2.2)

где t — номер шага расчета (t = 0, 1, 2, . Т), а Т — горизонт расчета.

Если же норма дисконта меняется во времени и на t-ом шаге расчеты равна Еt, то коэффициент дисконтирования равен:

(2.3)

2.8. Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использование различных показателей, к которым относятся:

чистый дисконтированный доход ** (ЧДД) или интегральный эффект;

индекс доходности _ *** (ИД);

внутренняя норма доходности **** (ВНД)

** Используются также другие названия: чистая приведенная (или чистая современная) стоимость, интегральный эффект, Net Present Value (NPV).

*** Другие названия — индекс прибыльности, Profitability Index (PI).

**** Другое название — внутренняя норма прибыли, рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).

другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.

При использовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.

2.9. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

(2.4)

где Rt — результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета,

Зt — затраты, осуществляемые на том же шаге,

Т — горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта. *)

* В формулах ( 2.4 ) — ( 2.7 ) в конце Т-го (последнего) шага должна учитываться (условная) реализация активов. Если же предусматривается действительная ликвидация производства, она должна быть включена в проект. Чистая ликвидационная (остаточная) стоимость объекта получается в результате вычитания расходов по ликвидации из стоимости материальных ценностей, получаемых при ликвидации.

— эффект, достигаемый на t-ом шаге.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения и обозначают через:

Кt — капиталовложения на t-ом шаге;

К — сумму дисконтированных капиталовложений, т.е.

(7)

Зt _+ — затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда формула ( 2.4) для ЧДД записывается в виде:

(2,5)

** В формулу для К убыток входит со знаком «плюс», а доход — со знаком «минус».

и выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).

2.10. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений

(2.6)

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1 , проект эффективен, если ИД 0, h = 0 при t = 0 и h = -1 при t

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477

Эффективность ИП — категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд. П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.
Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
— — эффективность проекта в целом;
— — эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
— — общественную (социально — экономическую) эффективность проекта;
— — коммерческую эффективность проекта.
Показатели общественной эффективности учитывают социально — экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
———————————
В тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же «чисто российского» ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
— — эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий — участников);
— — эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий — участников ИП);
— — эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам ИП, в том числе:
— — региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
— — отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово — промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
— — бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Читайте также  Инвестиции в акции российские компании

В основу оценок эффективности ИП положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:
— — рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) — от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта;
— — моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;
— — сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
— — принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы ИП, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реализации порождающего его проекта был положительным; при сравнении альтернативных ИП (см. 12.2) предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;
— — учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и / или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
— — учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием (см. п. 11.6 и Приложение 9). Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты, sunk cost), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют ;
———————————
Сказанное относится именно к оценке эффективности. В других случаях, например при определении доли в составе капитала, учет прошлых затрат может оказаться необходимым.

— — сравнение «с проектом» и «без проекта». Оценка эффективности ИП должна производиться сопоставлением ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;
— — учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности ИП должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага — см. Приложение 1). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
— — учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
— — многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
— — учет влияния на эффективность ИП потребности в оборотном капитале , необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;
———————————
Вопросы влияния потребности в оборотном капитале на показатели эффективности ранее в проектной документации не прорабатывались. В то же время оборотный капитал может существенно влиять на эффективность инвестиционных проектов, особенно при наличии инфляции. Поэтому Рекомендации уделяют большое внимание расчетам потребности в оборотных средствах (см. Приложение 7).

— — учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
— — учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты (см. Приложение 1).
Далее оценка проводится в два этапа (см. схему на рис. 2.1) .
———————————
Рекомендации не регламентируют обязательного порядка расчета эффективности ИП. Приводимая схема носит ориентировочный характер.

На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа — агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность в соответствии с разд. 4. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность в соответствии с разд. 5.
При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.
Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.
Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).
———————————
Кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит.

Для локальных проектов на этом этапе в соответствии с разд. 6 и 8 определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий — участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность в соответствии с разд. 7 и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта в соответствии с п. 7.3.

Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях:
— — разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс — оценка инвестиционного предложения);
— — разработки «Обоснования инвестиций»;
— — разработки ТЭО (проекта);
— — осуществления ИП (экономический мониторинг).
Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания .
———————————
На разных стадиях оценки эффективности ИП в соответствии с результатами расчетов и требованиями заказчика (коммерческие банки, государство и др.) может формироваться финансовый раздел бизнес — плана ИП.

На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).
При разработке Обоснования инвестиций и ТЭО (проекта) должны оцениваться все приведенные выше виды эффективности. При этом:
— — на стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной;
— — на стадии разработки ТЭО (проекта) должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.
В процессе экономического мониторинга ИП рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия предприятий в проекте. Если при этом обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, рекомендуется на основании расчета эффективности инвестиций для участников ИП с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия предприятия — проектоустроителя и эффективность инвестирования в акции других участников (в частности, для оценки степени привлекательности проекта для акционеров) .
———————————
Для решения задач анализа может оказаться необходимым учитывать все затраты по проекту, а не только предстоящие.

Читайте также  Отношение к иностранным инвестициям в обществе

Требования к исходным данным на разных стадиях изложены в разд. 3.

Эффективность ИП оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять в задании на расчет эффективности ИП, например как дату начала вложения средств в проектно — изыскательские работы. Момент прекращения реализации проекта рекомендуется устанавливать в соответствии с п. 11.1.
Расчетный период разбивается на шаги — отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей (задание расчетного периода и продолжительности шагов расчета см. п. 11.1). Шаги расчета определяются их номерами (0, 1, . ). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента t0 = 0, принимаемого за базовый (обычно из соображений удобства в качестве базового принимается момент начала или конца нулевого шага; при сравнении нескольких проектов базовый момент для них рекомендуется выбирать одним и тем же). В тех случаях, когда базовым является начало нулевого шага, момент начала шага с номером m обозначается через tm; если же базовым моментом является конец нулевого шага, через tm обозначается конец шага с номером m. Продолжительность разных шагов может быть различной.
———————————

Обзор действующих методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов

Для целей оценки эффективности в настоящих Рекомендациях под инвестиционным проектом (ИП, проектом) понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели и требующих для своей реализации осуществления инвестиций. Под инвестиционной программой понимается совокупность (обычно взаимосвязанных) инвестиционных проектов, ориентированных на достижение заданной общей цели. При оценке эффективности инвестиционная программа может рассматриваться как «большой» инвестиционный проект.

Инвестиционные проекты условно подразделяются на реальные и финансовые. Реальные проекты предусматривают инвестиции в реальные активы (здания, сооружения, оборудование и т.п.), финансовые — вложения в инструменты финансового рынка (акции, облигации, опционы и т.п.). Рекомендации предназначены для оценки обоих типов проектов, однако основное внимание уделено оценке эффективности реальных проектов.

Под участниками инвестиционного проекта понимаются субъекты, которые должны осуществлять действия, предусмотренные инвестиционным проектом. Одним из участников инвестиционного проекта является инвестор (участников-инвесторов может быть несколько). Кроме того, в необходимых случаях и в зависимости от типа проекта в число участников могут включаться поставщики, подрядчики, кредиторы, а также государство и общество (см. раздел П1.1 Приложения 1).

Эффективность инвестиционного проекта — категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников и выражаемая соответствующей системой показателей.

Осуществление эффективных проектов увеличивает благосостояние общества, в частности, поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами, их акционерами и работниками, банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности проектов.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности.

  • ? общественную эффективность проекта;
  • ? коммерческую эффективность участия в проекте.

Общественная эффективность проекта оценивается с целью выявления соответствия проекта целям социально-экономического развития общества.

Показатели общественной В тех случаях, когда проект затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же «чисто российского» проекта общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной. эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе — как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние». затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности (см. ниже).

Показатели общественной эффективности проекта характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Коммерческая эффективность участия в проекте оценивается с целью выявления соответствия проекта коммерческим целям и интересам его участников.

Коммерческая эффективность участия в проекте включает.

  • ? коммерческую эффективность участия предприятий в проекте (эффективность проекта для предприятий-участников);
  • ? коммерческую эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий-участников проекта);
  • ? коммерческую эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам проекта, в том числе.
  • ? региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ,
  • ? отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
  • ? бюджетную эффективность проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Эффективность инвестиционного проекта отражает соответствие проекта целям и интересам его участников. Необходимо оценивать следующие виды эффективности:

  • 1. эффективность проекта в целом (включает в себя общественную (социальноэкономическую) и коммерческую (финансовую) эффективность проекта);
  • 2. эффективность участия в проекте (определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников).

Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов:

  • 1. рассмотрение и анализ проекта от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта;
  • 2. моделирование денежных потоков;
  • 3. сопоставимость условий сравнения различных проектов для качественного выбора альтернативных решений об инвестировании;
  • 4. положительность и максимум эффекта.

Для инвестора эффективным будет такой инвестиционный проект, при котором эффект от его реализации положителен;

  • 5. учет фактора времени;
  • 6. учет предстоящих затрат и поступлений;
  • 7. учет всех наиболее существенных последствий проекта;
  • 8. учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов;
  • 9. учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале (ее росте), необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов, и их расширенного воспроизводства;
  • 10. оценка влияния инфляции, возможности использования при реализации проекта нескольких валют;
  • 11. учет влияния неопределенностей и рисков реализации инвестиционного проекта.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционного проекта, являются:

  • ? коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая финансовые результаты реализации инвестиционного проекта;
  • ? бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта для бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;
  • ? экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и результатов по инвестиционному проекту;
  • ? социальная эффективность, отражающая социальные последствия реализации инвестиционного проекта;
  • ? экологическая эффективность, характеризующая экологические последствия реализации инвестиционного проекта.

Источники: http://znaytovar.ru/gost/2/Metodicheskie_rekomendaciiMeto.html, http://euii.ru/docs/9163B017DE59A996C3257444005B165A.html, http://vuzlit.ru/1158755/obzor_deystvuyuschih_metodicheskih_rekomendatsiy_otsenke_effektivnosti_investitsionnyh_proektov

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто