Роль инвестиций в экономическом развитии региона

Роль инвестиционного фактора в региональном развитии

Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Основным фактором, определяющим итоговое место региона в комплексной оценке, является уровень его экономического развития. При этом для большинства регионов из группы со средним уровнем развития экономическая составляющая также выше среднего, что свидетельствует о наличии потенциальных возможностей для повышения уровня жизни и решения социальных проблем. Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Базовыми принципами формирования региональной инвестиционной политики в регионах являются: поддержка быстроокупаемых и создающих мультипликативный эффект развития в смежных производствах инвестиционных проектов, расширение базы инвестирования за счет ипотечного кредитования, обеспечение конкурентоспособности и открытости инвестиционных проектов и инвесторов с обеспечением равных для всех участников условий, создание системы страховых инвестиционных рынков, обеспечение открытости информационной политики о субъектах строительной и инвестиционной деятельности.

Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.

25) Региональная бюджетно-налоговая система: общая характеристика и особенности

Региональная бюджетно-налоговая система – это обособленная часть бюджетно-налоговой системы государства, включающая региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации и субвенции, а также региональные финансовые и налоговые отношения с «центром» и, реже, с другими территориальными уровнями.

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов.

Региональные бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков, по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

2. Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например, «нефтяные деньги»). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3. Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

4. Сомообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти суммы доходов населения России (за вычетом налогов).

5. Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

6. Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, вода, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

Читайте также  Положительные и отрицательные стороны инвестиций

7. Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.

Основное требование к бюджетно-налоговой системе – требование целевой региональной ориентации рассматриваемых систем, без которой они превращаются в нижний уровень тоталитарно-государственного бюджетно-налогового хозяйства.

Инвестиции и их роль в экономике РФ и развитии регионов

Понятие инвестиций, их классификация и функции

90-е годы запомнились как поворотный период в российской и мировой истории. Они стали первым десятилетием мирного сосуществования между Востоком и Западом, разделяемых практически весь XX век «железным занавесом». В результате событий 90-91 гг., когда последовали объединение Германий, открытие центрально-европейских экономик и, практически сразу же за этим, распад Советского Союза, Россия становится ключевым членом возникшего Содружества Независимых Государств (СНГ).

Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Она является крупнейшим на планете поставщиком нефти, природного газа, минералов, драгоценных металлов и леса. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Россия имеет шанс стать крупным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.

Держа курс на свободную экономику, Россия открыла доступ иностранным компаниям к своему огромному 150-миллионному потребительскому рынку, а также к 140 млн. потребителей в соседних странах. Для европейских компаний, столкнувшихся с проблемой перенасыщения национальных рынков, развитие взаимоотношений с Россией представляется прекрасной возможностью для расширения масштабов деятельности и поддержания конкурентоспособности. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).

Тем не менее Россия встретилась с серьезными проблемами, которые — если подходить к их решению необдуманно — могут повлечь за собой крупные социальные и этнические конфликты на всей ее территории. Экономическое благосостояние России и ее статус промышленной державы в значительной мере будут зависеть от способности российского правительства преодолеть последствия семидесятилетнего периода плановой экономики и экономической изоляции, заложниками которых продолжают оставаться предприятия и население страны [1, C.5].

«Внезапная» либерализация и уход государства из экономики способствовали тому, что во многих промышленных секторах Россия потеряла конкурентоспособность. Несмотря на наличие компетентных управленцев, большинство российских предприятий остаются неэффективными, вследствие недостатка капитала, а также не готовыми к экономической трансформации и международной конкуренции. Правительство должно немедленно обратиться к решению насущных проблем, замыкающихся в порочный круг, среди которых рекордный спад в промышленном производстве, обусловленный изменениями в экономической системе, трансформация предприятий и разрыв традиционных связей, кредитный дефицит, инфляция и недостаток капитала для новых инвестиций, низкий уровень доходов и растущая безработица, региональное напряжение и сепаратистские тенденции в пограничных территориях.

Для преодоления этих трудностей российским политикам необходимо сконцентрироваться на создании стабильного макроэкономического климата, что подразумевает снижение инфляции, поддержку частного сектора и накопление финансовых ресурсов. Они должны обратить внимание на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, в частности, поощряя сотрудничество между российскими и иностранными компаниями. Избранный подход к модернизации промышленности покажет, сможет ли страна вернуть себе статус промышленной державы или же она упустит исторический шанс, предоставляемый глобальной интеграцией, и станет второразрядной страной.

Возрождение реального сектора российской экономики может быть достигнуто посредством промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и технологий, конверсии ВПК. Эти мероприятия потребуют разумного макроэкономического и финансового руководства со стороны государства, включая создание развитого банковского сектора, а также массивных национальных и иностранных инвестиций и развития программ генерации капитала как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Рассмотрев состояние инвестиций в нашей стране, переходим к самому понятию — «инвестиции».

Понятие «инвестиции» является слишком широким, чтобы можно было дать ему единственное и исчерпывающее определение. В различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности, его содержание имеет свои особенности [15, C.28].

В экономической литературе встречаются следующие понятия инвестиций:

— в макроэкономике инвестиции есть часть совокупных расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные, или фиксированные инвестиции), инвестиций в новое жилье, и прироста товарных запасов. То есть инвестиции — это часть валового внутреннего продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике.

Читайте также  Рентабельность инвестиций по чистой прибыли roi

— в теории производства, и в целом в микроэкономике, инвестиции есть процесс создания нового капитала (включая как средства производства, так и человеческий капитал).

— в финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение будущих выгод.

Более точно, инвестиции — это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно неопределенную, будущую стоимость.

Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро_, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.

В экономической научной литературе и на практике в плановой экономике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам:

1. по признаку целевого назначения будущих объектов (на производственное строительство, на строительство культурно_бытовых учреждений, на строительство административных зданий и на изыскательные и геологоразведочные работы)

2. по формам воспроизводства основных фондов (на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих предприятий и на техническое перевооружение)

3. по источникам финансирования (централизованные и децентрализованные)

4. по направлению использования (производственные и непроизводственные).

С переходом на рыночные отношения данные классификации не утратили своего научного и практического значения, но они стали явно недостаточными по следующим причинам:

во-первых, инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Как известно, они включают как реальные инвестиционные вложения, так и финансовые (портфельные). Данная классификация совершенно не учитывает портфельных инвестиций;

во-вторых, с переходом на рыночные отношения значительно расширились способы и методы финансирования как капитальных вложений, так и в целом инвестиций, а также сфера их приложения. Все это не находит места и не упоминается в данной классификации [2, C.321].

Представляют научный и практический интерес классификации инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе, и их обобщение с целью возможности использования в отечественной практике.

Немецким профессором Вайнрихом предложена следующая классификация инвестиций относительно объекта их приложения:

1. инвестиции в имущество (материальные инвестиции) — инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов;

2. финансовые инвестиции — приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг);

3. нематериальные инвестиции — инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу).

В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций по признаку влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на:

— оказывающие существенное влияние — приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса;

— обеспечивающие контроль — владение инвестором более 50% акций с правом голоса;

— не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния — владение менее 20% акций с правом голоса;

— не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние — владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса;

— обеспечивающие контроль — владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.

Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии.

Наиболее комплексная классификация приводится в работе Н.А. Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам:

По объектам вложения (реальные и финансовые).

По характеру участия в инвестировании (непрямые и прямые).

Периоду инвестирования (долгосрочные и краткосрочные)

Формам собственности инвестиционных ресурсов (совместные, иностранные, государственные и частные)

Региональному признаку (инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны).

В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит и от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доля в общих инвестициях.

Читайте также  Финансовые инвестиции рынок финансовых инвестиций

К общим структурам инвестиций можно отнести их распределение на реальные и финансовые (портфельные).

Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономика любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:

— осуществления политики расширенного воспроизводства;

— ускорения научно_технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;

— структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

— создания необходимой сырьевой базы промышленности;

— гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;

— смягчения или разрешения проблемы безработицы;

— охраны природной среды;

— конверсии военно_промышленного комплекса;

— обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей:

— расширения и развития производства;

— недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;

— повышения технического уровня производства;

— повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;

— осуществления природоохранных мероприятий;

— приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;

— для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро_, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем [6, C.279].

§ 1 Роль инвестиций в воспроизводстве экономики региона

Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований, а сами инвестиции рассматриваются как ресурсы, отвлекаемые от текущего потребления и вкладываемые в воспроизводство совокупного капитала общества для достижения положительного эффекта в будущем. Эффект от инвестиций может быть получен и в финансовой, и в нефинансовой форме (например, социальный, экологический эффект).

В экономической литературе существенных расхождений в определении понятия «инвестиции» нет, но каждый из авторов делает акцент на разных его характеристиках (рисунок 5). Инвестиции в воспроизводственном процессе участвуют в возобновлении и увеличении производственных ресурсов, обеспечении экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена — производства, составляют материальную основу его развития.

Существует три основные функции, которые выполняют инвестиции в экономической системе:

— обеспечение финансовой устойчивости на основе роста и качественного совершенствования основного капитала (фондов) как на уровне отдельной организации, так и на уровне национальной экономики в целом;

— осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов,

касающихся важнейших народнохозяйственных пропорций:

воспроизводственных, отраслевых, стоимостных;

— реализацию новейших достижений научно-технического прогресса и

повышение на этой основе эффективности производства.

Рисунок 5 — Содержание понятия «инвестиции»

Учитывая важную воспроизводственную функцию, которую выполняют инвестиции в экономике любого государства, они подлежат регулированию.

Достижение стратегических целей функционирования любого государства может быть обеспечено посредством формирования необходимых институциональных условий, создающих возможности для аккумулирования финансовых ресурсов, объем и структура которых были бы достаточны для финансирования инвестиционной деятельности.

Дисбаланс между необходимостью осуществления инвестиционных проектов и наличием источников их достаточного финансового обеспечения позволяет понять важность формирования действенного механизма финансирования инвестиционной деятельности, предполагающего определение источников, методов и принципов финансирования инвестиционного процесса, увязывающего интересы всех его участников (рисунок 6).

Экономисты и политики связывают стабилизацию экономики и устойчивый экономический рост в регионах с обеспечением необходимых объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Одни специалисты придают большее значение инвестициям, напрямую связывая их с решением всех общероссийских и региональных проблем, другие — меньшее, признавая существование неэффективных инвестиций, но и их рассматривая как большое благо, так как они создают инвестиционную инфраструктуру и пролагают дорогу эффективным инвестициям.

Инвестирование является одним из основных способов государственного регулирования процесса изменения структуры экономики, а выбор направлений инвестиций обеспечивает регулирование воспроизводственного процесса наряду с налоговыми и бюджетными инструментами. С помощью инвестиций решаются проблемы регионального и отраслевого развития, что повышает системную значимость управленческих решений в области финансирования инвестиционной деятельности.

Рисунок 6 — Финансовое обеспечение инвестиционной деятельности

Источники: http://mylektsii.ru/6-16250.html, http://studbooks.net/2126787/ekonomika/investitsii_rol_ekonomike_razvitii_regionov, http://sci.house/osnovyi-finansov-scibook/rol-investitsiy-vosproizvodstve-ekonomiki-105590.html

Источник: invest-4you.ru

Преном Авто