- Иск «дочки» En+ Дерипаски к Черногории подпадает под соглашение о защите инвестиций
- Исковые требования
- Позиция правительства Черногории
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций
- Похожие документы:
- Рейтинг документов
- Защита иностранных инвестиций на Кипре
Иск «дочки» En+ Дерипаски к Черногории подпадает под соглашение о защите инвестиций
БЕЛГРАД, 8 декабря. /Корр. ТАСС Мария Федорова/. Иск кипрской «дочки» En+ Олега Дерипаски — Central European Aluminium Company (CEAC) — к правительству Черногории подпадает под действие соглашения о взаимной защите инвестиций между Кипром и Черногорией, сообщил ТАСС официальный представитель CEAC.
«Арбитражный трибунал при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров не рассматривал иск CEAC к правительству Черногории по существу, он посчитал, что CEAC не попадает под действие соглашения о взаимной защите инвестиций между Кипром и Югославией — Черногорией и, соответственно, трибунал не имеет полномочий рассматривать его. CEAC направила требование об отмене этого решения. Мы абсолютно уверены в нашей правоте и считаем, что при рассмотрении исков по существу наши требования могут быть удовлетворены», — уточнил он.
Исковые требования
Как сообщили ранее «Ведомости» со ссылкой на представителя En+, Дерипаска подал еще один иск лично, как гражданин России, ссылаясь на соглашение о защите инвестиций между Черногорией и Россией от 1995 года. Однако точная сумма требований будет рассчитана позже, уточнил он.
Дело, как пишет газета, касается приобретенных En+ в 2005 году компаний — алюминиевого комбината Kombinat Aluminijuma Podgorica (KAP) и бокситового предприятия Niksic Bauxite Mine. Для управления этими активами, а также румынским глиноземным комбинатом, на Кипре была зарегистрирована CEAC, уточняет издание.
По данным «Ведомостей», KAP был одним из крупнейших предприятий Черногории, но испытывал финансовые трудности, и правительство Черногории искало иностранных инвесторов для его приватизации. После 2008 года производство на KAP стало сокращаться. У CEAC, как пишет газета, были планы закрыть предприятие, но правительство Черногории было против. Тогда, по данным издания, сторонам удалось достичь договоренностей о реструктуризации по сценарию CEAC, однако в 2013 году KAP по инициативе правительства Черногории был признан банкротом, а чуть позже продан за €29 млн.
CEAC в то же время начала судиться с Черногорией в местных и международных судах, уточняет издание. Первый иск, как отмечается, был подан в международный арбитраж в Вене. По мнению CEAC, Черногория не выполнила условия соглашения по поставкам электроэнергии на KAP, пишет газета. Сумма иска — около €100 млн, поясняет представитель En+, компания ожидает решения по нему до конца года.
Еще один иск от CEAC был подан в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID). По мнению CEAC, Черногория нарушила соглашение с Кипром о защите инвестиций, экспроприировав активы. ICSID отказался рассматривать этот иск. Теперь похожий по содержанию иск Дерипаска подал лично, отметил собеседник газеты.
Позиция правительства Черногории
Компания российского предпринимателя, президента En+ Group Олега Дерипаски уже однажды проиграла иск против Черногории, напоминает пресс-служба правительства Черногории.
«Международный трибунал уже отклонил иск бывшего мажоритарного владельца KAP (Kombinat Aluminijuma Podgorica) против правительства Черногории», — напомнили корреспонденту ТАСС в ответ на просьбу прокомментировать иск Дерипаски, который в качестве физического лица подал в суд на государство Черногория с требованием компенсировать незаконное присвоение своих инвестиций.
«Что касается заявления президента En+ Group Олега Дерипаски о том, что он в личном качестве направил уведомление о возбуждении арбитражного разбирательства против Черногории, министерство экономики напоминает, что дочерняя компания En + Group — CEAC уже проиграла дело против Черногории в Арбитражном трибунале Международного центра по урегулированию инвестиционных споров в Париже в июле этого года», — сообщила пресс-служба правительства Черногории.
«В любом случае правительство Черногории и в этом разбирательстве докажет, что оно действовало в соответствии с Соглашением об урегулировании, действующим законодательством и лучшей международной практикой в этой области. Таким образом, мы ожидаем, что международный трибунал и в данном случае подтвердит неоправданность каких- либо исковых требований в отношении Черногории», — уверены в правительстве страны.
«Министерство экономики, как и прежде, не будет давать комментарии относительно (судебных) процедур, которые ведутся», — подчеркнули в пресс-службе черногорского правительства.
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Кипр о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций
Пятница, 29 Мая 1998 г.
Похожие документы:
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о содействии осуществлению и взаимной… Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (Заключено в г.Душанбе 03.09.1998)
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Народной Республики Бангладеш о содействии осуществлению и… Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Народной Республики Бангладеш о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (Заключено в г.Дакка 12.11.2012)
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о содействии осуществлению и взаимной… Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (Заключено в г.Минске 21.10.2009)
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о содействии осуществлению Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (Заключено в штате Ансоатеги 08.12.2007)
- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о содействии… Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций (Заключено в г.Пхеньяне 24.08.2006)
Рейтинг документов
О минимальном количестве рабочих дней для участия безработных в оплачиваемых общественных работах на первый квартал 2015 года
О признании утратившим силу постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. N 133
О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. N 35
Об установлении фиксированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемые государством, и признании утратившим силу решения Витебского областного исполнительного комитета от 20 ноября 2014 г. N 710
О массовых мероприятиях в городе Барановичи и признании утратившими силу некоторых решений Барановичского городского исполнительного комитета
Защита иностранных инвестиций на Кипре
На Кипре существует четыре механизма защиты прав иностранных инвесторов:
- многосторонние межгосударственные инвестиционные соглашения;
- двусторонние межгосударственные инвестиционные соглашения;
- частноправовые инвестиционные контракты;
- национальное регулирование инвестиционных правоотношений.
Действие этих механизмов обеспечивает правовую защиту иностранных инвесторов, базирующуюся на международном праве, праве Европейского союза и внутригосударственном праве Кипра. Вступление Кипра в Евросоюз определило основные методы регулирования иностранных инвестиций. В Евросоюзе принята инвестиционная политика, достаточно всеобъемлющая, чтобы Евросоюз мог выступать субъектом соглашений о защите инвестиций. Статья 207 (1) Договора о функционировании Европейского союза (далее — TFEU) называет привлечение прямых иностранных инвестиций составной частью единой торговой политики; в отношении таких инвестиций TFEU установлена исключительная компетенция Европейского союза. Кипрское корпоративное право, право интеллектуальной собственности, инвестиционное и банковское право приведены в соответствие c общеевропейской инвестиционной политикой и обеспечивают защиту иностранных инвестиций с помощью широко применяемых механизмов.
Положения о защите иностранных инвестиций
Международное инвестиционное право призвано защищать владельцев материальных и нематериальных активов, которые в целях извлечения прибыли решили переместить и использовать их в иностранном государстве. Гарантии защиты прав иностранных инвесторов, закрепленные в международном инвестиционном праве включают в себя следующие принципы и правила:
- принцип недискриминации;
- запрет “конфискационного” налогообложения;
- равенство иностранных инвесторов между собой;
- доктрина злоупотребления правом (злоупотреблением правом признается осуществление лицом своего субъективного права, которое, не нарушая формальных предписаний, противоречит принципам добросовестности и разумности – прим. пер.).
Кипр является участником целого ряда значимых международных конвенций и соглашений, и многие нормы международного инвестиционного права были инкорпорированы в национальный правопорядок.
Ратифицированные Кипром международные соглашения по защите иностранных инвестиций
Наиболее важными многосторонними соглашениями, подписанными Кипром, являются:
- Договор об Энергетической хартии (ДЭХ) – устанавливает основы трансграничного взаимодействия в сфере инвестиций в электроэнергетику. Соглашение регулирует такие аспекты деятельности в области коммерческих энергоресурсов, как торговля, транзит, энергоэффективность и эффективность капиталовложений. ДЭХ также обеспечивает защиту прямых иностранных инвестиций: его положения предохраняют инвесторов и их капиталы от политических рисков, с которыми сопряжено инвестирование в экономику иностранного государства, такими как дискриминация, экспроприация либо национализация собственности, неисполнение договорных обязательств, ущерб вследствие военных действий и т.д;
- Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) – независимой международной организации (входит в т.н. Группу Всемирного банка), одним из членов которой является Кипр. МИГА осуществляет страхование от пяти типов некоммерческих рисков: неконвертируемость валюты и ограничения перемещения средств; экспроприация; войны, террористическая угроза, гражданские волнения; несоблюдение условий договора; нарушение государством своих финансовых обязательств. Страхование предоставляется в отношении следующих видов инвестиций:
— вклады в акционерный капитал;
— займы и гарантии по займам, предоставленные акционерами;
— оказание технического содействия;
— соглашения об управлении;
— секьюритизация активов;
— выпуск облигаций на рынке ценных бумаг;
— договоры аренды и оказания услуг;
— франчайзинговые и лицезионные соглашения.
- Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров, в соответствии с которой учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МЦУИС является независимым арбитражным институтом, разрешающим подведомственные ему споры с помощью процедуры примирения сторон или арбитражного производства. МЦУИС компетентен рассматривать споры, вытекающие из договора инвестирования, заключенного гражданином или юридическим лицом государства-члена МЦУИС по поводу капиталовложений на территории другого государства-члена. Обширное членство, растущее количество дел, многочисленные ссылки на МЦУИС как на арбитра в межгосударственных инвестиционных соглашениях и законодательстве – все это свидетельствует о важной роли Центра в сфере международных инвестиций и экономического развития.
Основные требования МЦУИС к спорам, заявляемым к рассмотрению:
— письменное согласие сторон (арбитражная оговорка)
— наличие спора о праве, вытекающего из договора инвестирования между государством-членом МЦУИС и гражданином или юридическим лицом другого государства-члена. Согласие государства-реципиента инвестиций на рассмотрение спора в МЦУИС может содержаться в национальном законодательстве, инвестиционном контракте или межгосударственном инвестиционном соглашении. МЦУИС является автономным международным арбитражем и самостоятельно обеспечивает исполнение своих решений в государствах-членах: влияние Центра основывается на его статусе организации из Группы Всемирного банка. Инвестиционные споры рассматриваются и другими международными арбитражами, однако большинство из них заявляется в МЦУИС или в соответствии с Дополнительным средством — механизмом разрешения споров, который позволяет рассматривать в МЦУИС споры, по правилам Вашингтонской конвенции неподведомственные ему. Другими органами, куда обыкновенно обращаются за разрешением инвестиционных споров являются Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Постоянная палата третейского суда в Гааге и Международная торговая палата (ICC).
Двусторонние соглашения о гарантиях инвестиций, заключенные Кипром
Кипр имеет обязательства по 23 двусторонним инвестиционным соглашениям, заключенным со следующими странами: Армения, Беларусь, Бельгия и Люксембург, Болгария, Китай, Чехия, Египет, Греция, Венгрия, Индия. Иран, Израиль, Италия, Иордания, Ливия, Мальта, Черногория, Польша, Катар, Румыния, Россия, Сербия и Сейшелы. Эти соглашения регулируют вопросы, связанные c капиталовложениями гражданина или юридического лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве. Они гарантируют защиту таких инвестиций и содержат положения о порядке урегулирования возможных споров. Несмотря на преимущества, которые предоставляют двусторонние соглашения при разрешении споров, необходимо отметить, что правовой статус инвесторов из стран-участниц двусторонних соглашений в основном аналогичен статусу, которым наделяется на Кипре инвестор из любой другой страны.
Защита инвесторов, гарантированная инвестиционными соглашениями
Многосторонние и двусторонние инвестиционные соглашения в основном закрепляют сходные механизмы защиты. Среди них:
- защита от изъятия собственности государством без предоставления компенсации;
- режим наибольшего благоприятствования;
- национальный режим;
- справедливое и равноправное положение;
- полная безопасность и защита;
- свободное перемещение инвестиций и прибылей.
Конституционная защита прав инвесторов на Кипре
Часть II Конституции Кипра (Основные права и свободы, статьи 6-35) провозглашает равенство всех людей независимо от их национальности и гарантирует соблюдение основных прав и свобод в тех пределах, каких они защищаются Европейской конвенцией по правам человека. Как иностранным, так и национальным инвесторам предоставляется постоянная защита на Кипре, а также одинаковые гражданские права и свободы, главным из которых является доступ к правосудию.
В свете сказанного особую важность приобретают право на обращение в органы власти и право собственности. Право на обращение в органы власти закреплено в Статье 29 Конституции. Любое нарушение публичной властью прав человека является для лица, чьи права были нарушены, основанием требовать от этой власти восстановления его прав. Кроме того, в соответствии со 149 Статьей Конституции любой нормативный акт или бездействие власти, наносящие ущерб законным интересам любого лица подлежит административному разбирательству. Право собственности расценивается Конституцией Кипра как одно из ключевых прав человека и в этом качестве безоговорочно гарантируется 23 ее статьей.
Иные механизмы защиты иностранных инвесторов на Кипре
Учреждение в 2008 г. Кипрского агентства по содействию инвестиционной деятельности (CIPA) явилось стратегическим решением, отразившим значимость развития на Кипре благоприятного инвестиционного климата. CIPA представляет собой некоммерческую организацию с ответственностью, ограниченной гарантией её единственного участника – Правительства Республики Кипр. Целями CIPA являются:
- привлечение международных инвестиций в отрасли приоритетного развития;
- продвижение реформы по улучшению инфраструктуры предпринимательской деятельности, в частности совершенствование нормативно-правовой базы;
- помощь инвесторам в их дальнейшем развитии.
Во взаимодействии с частными инициативами и правительственными организациями CIPA играет значительную роль в деле привлечения на Кипр иностранных инвестиций, оказывая услуги новым и уже существующим инвесторам и выступая поборником реформ, планируемых для улучшения условий ведения бизнеса.
Стратегическая задача CIPA – привлечение инвестиций в наукоемкие отрасли экономики. CIPA имеет членство во Всемирной Ассоциации агентств по содействию инвестиционной деятельности (WAIPA), сети агентств по защите инвестиций ANIMA, сети агентств по содействию инвестиционной деятельности стран Средиземноморья. Членство в этих организациях позволяет перенимать опыт других стран в части стратегий привлечения прямых иностранных инвестиций.
Сферы особого регулирования или «ограниченные инвестиции»
На инвестиции граждан и юридических лиц Европейского Союза не существует ограничений, кроме ограничений на те из них, которые вкладываются в отрасли особо регулирования, например, банковский и финансовый сектор, где в целях защиты потребителей услуг установлена необходимость получения разрешения. Эти правила действуют как в отношении граждан Кипра, так и в отношении граждан Евросоюза и третьих стран.
Для граждан Евросоюза и третьих стран присутствуют ограничения на приобретение недвижимости, высшего образования, коммунальных сооружений, радиостанций и телеканалов, газет, журналов и авиакомпаний. Характерно, что статья 115 (1) Закона о движении капитала 2003 г. гарантирует свободу от ограничений перемещения средств, включая прибыли и дивиденды, с Кипра к любому лицу в государстве-члене Евросоюза или третьей стране. Кроме того, на Кипре не существует валютного контроля: резиденты и нерезиденты одинаково могут владеть и распоряжаться активами и пассивами в любой иностранной валюте и в любой юрисдикции, в том числе свободно конвертируемыми и перемещаемыми остатками на счетах кипрских банков. В целом иностранные инвесторы больше не нуждаются в одобрении Банка Кипра и могут наравне с национальными инвесторами вкладывать средства и вести предпринимательскую деятельность в большинстве секторов экономики Кипра.
Источники: http://tass.ru/ekonomika/3854634, http://naviny.org/1998/05/29/by65263.htm, http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/zashita-inostrannih-investiciy-na-kipre.html
Источник: